Меню
Назад » »

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (1)

А.Ф.Лосев
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН
Часть Первая
СРЕДНЯЯ КЛАССИКА,
ИЛИ ЭСТЕТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ.
СОФИСТЫ, СОКРАТ И СОКРАТИКИ
СОФИСТЫ

§1. Общие положения

1. Греческое Просвещение. – 2. Главнейшие софисты.

§2. Основные тезисы

1. Анархическая теория природы и искусства. – 2. Эстетический анархизм толпы. – 3. Общий эстетический релятивизм. – 4. Недостаточность приведенных материалов.

§3. Уточнения в области философии

1. Уточнения в области субъективизма и индивидуализма. – 2. Отношение к мифологии. – 3. Прекрасное.

§4. Учение о слове

1. Сила слова. – 2. Отдельные имена. – 3. Синонимика Продика. – 4. Другие языковые наблюдения.

§5. Искусство

1. Некоторые общие суждения о прекрасном и искусстве. – 2. Риторика. – 3. Литература вообще и другие искусства.

§6. Историческое значение софистики

1. Отрицательные черты. – 2. Положительные черты. – 3. Эстетика софистов как средняя ступень античной классики. – 4. Софисты и Сократ.

СОКРАТ

§1. Место Сократа

1. Проблема смысла. – 2. Жизнь как проблема. – 3. Красота разума - неизбежный императив соответствующего исторического периода. – 4. Красота сознания и красота вещей.

§2. Специфика прекрасного

1. Общесмысловая сфера прекрасного. – 2. Историко-диалектическое происхождение Сократова учения о специфике прекрасного.

§3. Эстетический, телеологический и утилитарный принципы

1. Телеологический и эстетический принципы. – 2. Эстетический и утилитарный принципы.

§4. Сократ и античное понятие иронии

1. Эстетические модификации. – 2. Платоновские материалы о сократовской иронии. – 3. Социально-историческая характеристика иронии Сократа.

§5. К характеристике Сократа

СОКРАТИКИ

§1. Вступительные замечания

§2. Киники

1. Прекрасное и доброе. – 2. Безобразное. – 3. Эстетика безобразного. – 4. Логическая структура древнейшего кинизма. – 5. Эстетическая структура кинизма. – 6. Итог и историческое значение.

§3. Киренаики

1. Основной принцип. – 2. Свобода духа. – 3. Содержание эстетического принципа. – 4. Черты дуализма. – 5. Саморазоблачение гедонизма. – 6. Структурное сходство кинической и киренейской эстетики.

§4. Остальные сократики

1. Имена некоторых эстетиков. – 2. Мегарская школа. – 3. Правоверные ученики Сократа.

ПЕРЕХОД К ВЫСОКОЙ КЛАССИКЕ

§1. Подготовка платоновской эстетики в предыдущей философии

1. Социально-историческая почва. – 2. Роль софистов. – 3. Роль Сократа. – 4. Искания односторонних синтезов в сократических школах. – 5. Результат односторонних синтезов.

§2. Сущность и историческая необходимость эстетики Платона и Аристотеля

1. Логическая сущность. – 2. Преимущества платоно-аристотелевского синтеза. – 3. Почему объективный идеализм оказался выражением высокой и поздней классики в Греции. – 4. Стилистическая сущность высокой и поздней классики. – 5. Историческая необходимость платоно-аристотелевской эстетики.

Часть Вторая
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (ПЛАТОН),
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ВВЕДЕНИЕ

§1. Исходный пункт эстетики

1. Трудности изучения эстетики Платона. – 2. Учение Платона об идеях как предпосылка его эстетики. – 3. Мифология на стадии абстрактной всеобщности. – 4. Сводная формула платоновской идеи. – 5. Синтез космологии и антропологии.

§2. Ступени и проблемы эстетики

1. Ступени платоновской эстетики. – 2. Проблемы платоновской эстетики.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

§1. Эстетический принцип с описательной точки зрения

1. Отграничение эстетической области. "Гиппий бóльший". – 2. То же. "Ион". – 3. "Федр". – 4. "Горгий". "Филеб". – 5. Значение платоновских отграничений. – 6. Разные понимания описательного метода.

§2. Эстетический принцип в его трансцендентальном развитии

1. Общий феноменолого-трансцендентально-диалектический принцип. – 2. Учение о "средине". – 3. "Пир" и его учение о синтезе знания и чувственности в эстетическом сознании. – 4. "Пир" и его учение об эротическом восхождении. – 5. Общая характеристика "Пира". – 6. Эстетический предмет в "Федре". – 7. Материалы других диалогов. – 8. Трансцендентальная мифология "Федра". – 9. Трансцендентализм в эстетике "Федра". – 10. Философско-стилистические особенности "Федра". – 11. Истинное значение "души", "живого" и "тела" как трансцендентальных принципов.

§3. Эстетический принцип в его диалектическом развитии

1. Общий характер диалектики Платона. – 2. Необходимые сведения из "Парменида" и "Государства". – 3. "Филеб" с точки зрения эстетики. Основная тема. – 4. Идеальные и материальные моменты в учении о синтезе удовольствия и разумности. – 5. Пять принципов эстетической структуры в "Филебе". – 6. Значение "Филеба".

§4. Заключение об эстетическом принципе (об эстетическом предмете и его сознании)

1. Предварительная характеристика. – 2. Некоторые детали, полезные для усвоения платоновского эстетического принципа в области сознания и в области предмета сознания. – 3. Некоторые допустимые конструктивные формулы платоновского эстетического принципа.

§5. Терминология

1. Основной термин. – 2. "Калокагатия". – 3. "Безобразное" (и некоторые соседние эстетические термины). – 4. Два оригинальных текста.

МОДИФИКАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

Вступительные замечания

§1. Доструктурные модификации

1. Простота. – 2. Чистота. – 3. Прямота.

§2. Элементарные структурно-числовые модификации

1. Платоновское учение о числе. Некоторые предварительные сведения. – 2. Основное учение о числе. – 3. Число как регулятор государственной и общественной жизни. – 4. Непрерывность. – 5. Единство и множество (многообразие). – 6. Цельность.

§3. Развитые структурно-числовые модификации

1. Равенство. – 2. Подобие. – 3. Совершенство.

§4. Структурно-числовые модификации в специфическом смысле, или конструктивные

1. Начало, середина и конец. – 2. Начало, или принцип. – 3. Середина как принцип эстетики доксической и дианоэтической. – 4. Середина как принцип эстетики тимологической и софронистической. – 5. Другие весьма важные применения принципа середины. – 6. Конец, или цель, как принцип эстетики телеологической. – 7. Итог эстетики начала, середины и конца. – 8. Величина. – 9. Порядок. – 10. Мера. – 11. Равномерность. – 12. Гармония. – 13. Симметрия. – 14. Ритм. – 15. Пропорция.

§5. Синтетически-структурные модификации

1. Энергичное, мужское, острое и мягкое, женское, сдержанное. Основные тексты. – 2.То же. Второстепенные тексты

§6. Внешне-качественные модификации

1. Гладкость. – 2. Легкость. – 3. Тонкость. – 4. Острота. – 5. Гибкость и некоторые другие подобные термины. – 6. Необходимые замечания к теории света у Платона. – 7. Светоносность. – 8. Пестрота. – 9. Сила и здоровье. – 10. Нежность и некоторые другие подобные термины. – 11. Украшение. – 12. Сводка предыдущего.

§7. Общие субъективные (внутренние) модификации

1. Ощущение и восприятие. – 2. Представление. – 3. Воспоминание. – 4. Мышление. – 5. Феория. – 6. Удовольствие и наслаждение. – 7. Аффекты, энтузиазм, мания. – 8. Добротность, доблесть, благородство, достоинство. – 9. Мудрость. – 10. Любовь. – 11. Блаженство и счастье. – 12. Итог.

§8. Специальные субъективные модификации

1. Терминологическая пестрота. – 2. Элементарно-чувственная область с ее эстетическими оттенками. – 3. Симпатически-оценочные переживания. Филиологическая и сторгологическая эстетика. – 4. Разумная любовь и сострадание, или эстетика агапетическая и элеологическая. – 5. Удивление как переход к возвышенному. – 6. Возвышенное. – 7. Трагическое. – 8. Комическое. – 9. Игра. – 10. Общий итог внутренней модификации.

§9. Предметно-смысловые модификации

1. Общий характер предметно-смысловых модификаций. – 2. Бытие и субстанция. Логос. – 3. Природа. – 4. Структурные разновидности предметно-смыслового целого (схема, морфе, тип, род и часть, или момент, эйдос и идея). – 5. Модельно-порождающие функции смысловой предметности (ипотеса, метод и закон). – 6. Модельная порожденность смысловой предметности (образ). – 7. Символическая природа смысловой предметности (знак и символ, изваяние).

§10. Творчески-жизненные модификации

1. Первообраз, или образец. – 2. Демиург. – 3. Принцип материи, или необходимости. – 4. Субъект творчески-жизненной деятельности в совокупности всех его материальных функций, или софия. – 5. Материя в совокупности всех наличных в ней идеальных воплощений, или космические ум, душа и тело.

§11. Мифологическая модификация

1. Необходимость для Платона мифологического принципа. – 2. Существенные черты платоновской мифологии. – 3. Терминология.

§12. Итог изучения платоновского эстетического принципа и его модификаций

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Вступительные замечания

§1. Материя

1. Общее определение. – 2. Инфинитезимальный смысл. – 3. Геометрически-физически-музыкальный смысл. – 4. Художественный смысл.

§2. Тело

1. Красота тела вообще. – 2. Неорганическая природа. – 3. Неорганическая и органическая природа. – 4. Свет и цвет. – 5. Звуки.

§3. Человек

1. Человек на фоне художественной действительности вообще. – 2. Красота человеческого тела. – 3. Неразрывность знания и чувственного ощущения.

§4. Общество

1. Историческая основа. – 2. Субстанциональный символизм. – 3. Три сословия. – 4. Общая психология. – 5. Теория познания. – 6. Симметрия и гармония в этической области. – 7. Субъективный коррелат.

§5. Космос и его структура

1. Космос - цельное и нерушимое трехмерное тело. – 2. Космические пропорции. – 3. Историческое происхождение теории космических пропорций. – 4. Космический геометризм. – 5. Картина космоса в целом по "Тимею". – 6. "Макрокосм" и "микрокосм".

§6. Абсолютная действительность

1. Основные науки кроме диалектики. – 2. Диалектика. – 3. Ипотеса. – 4. Безыпотесный принцип, или беспредпосылочное начало. – 5. Шесть тезисов эстетики в платоновском "Государстве". – 6. Понятное и непонятное в эстетике Платона. – 7. Абсолютная действительность как тело, душа и ум (некоторые детали бытийной иерархии после беспредпосылочного начала).

§7. Общий результат исследования эстетического принципа с его модификациями и художественной действительности

1. Идея и материя. – 2. Порождающая модель. – 3. Дальнейшие порождения основной модели. – 4. Философия и эстетика. – 5. Принцип иерархии. – 6. Миф. – 7. Рациональное и иррациональное в эстетике Платона. – 8. Эстетический принцип, его модификации, его художественное воплощение. – 9. Самодовлеющее созерцание и практически-полезное производство. – 10. Основной парадокс платоновской эстетики. – 11. Имманентное разрешение этого парадокса. – 12. Социально-историческое разрешение парадокса.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar