Меню
Назад » »

Святой мученик Иакинф, Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Святой мученик Иакинф, Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652). Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458). Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обре́тение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005). Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – 1 Кор., 138 зач., VII, 24–35. Мф., 61 зач., XV, 12–21. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16. Тропарь святителя Филиппа, глас 8: Первопресто́льников прее́мниче, сто́лпе правосла́вия,/ и́стины побо́рниче, но́вый испове́дниче,/ святи́телю Фили́ппе, положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже, я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ за Оте́чество на́ше, за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́. Кондак святителя Филиппа, глас 3: Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника,/ златоу́стаго ревни́теля, Росси́йскаго свети́льника,/ Фили́ппа прему́драго восхва́лим,/ пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща:/ той бо язы́ком хвале́ния поя́ше,/ устна́ма же пе́ние веща́ше,// я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти. После мученической кончины святителя Филиппа († 23 декабря 1569 года; сведения о нем 9 января) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах. 29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Святой мученик Иакинф, родом из Кесарии Каппадокийской, вырос в христианской семье. Римский император Траян (98–117) поставил его своим кубикуларием (постельничьим). Однажды во время языческого празднества император Траян пировал в капище со своими приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу. Иакинфа немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна, святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы заставить съесть идольскую пищу. На 38-й день один из стражей, принесший идоложертвенное мясо, увидел рядом с мучеником Ангелов, облекавших его в светлую одежду и возлагавших на голову его венец. Мучители решили продолжить суд над святым, но нашли его в темнице умершим. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в городе Риме. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию. Блгвв. кнн. Василий и Константин Ярославские (XIII). Они были сыновьями ярославского князя Всеволода Константиновича, убитого в битве на реке Сити вместе с дядей своим вел. князем Владимирским Георгием Всеволодовичем (память его 4 февр.). По смерти отца ярославский престол занял старший его сын Василий. Он много потрудился, облегчая участь своих подданных, разоренных татарами, не раз ездил для этого в Орду и сооружал новые храмы. Ни разу он не принял участие в междоусобиях князей. Ему пришлось перенести тяжелое горе – смерть единственного сына. А дочь его, княжна Мария, вышла в последствии замуж за св. князя Феодора (память его 19 сент.). В 1249 г. князь Василий приехал во Владимир для свидания с вел. князем Александром Невским (память его 23 нояб.) и там скончался в том же году и был им погребен. Наследовал князю Василию его брат Константин, во всем подобный ему. В 1257 г. он был убит при защите Ярославля от напавших на него татар. В 1501 г. оба брата были причислены к лику святых. Святые мощи их почивали в Ярославле в городском соборе. Память их празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский. Память его празднуется Церковью 10 июня и 3 июля (день кончины – 1295 г.). 10 июня 1609 года в Рязани были обретены и перенесены в кафедральный Успенский собор святые мощи епископа Василия. Святитель Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских Владык числится четвертым. (Василий II, † 1360, хиротонисан в сан епископа в 1356 году святителем Алексием, митрополитом Московским, † 1378). Древнее предание связывает со святым епископом Василием перенесение в Рязань чудотворного образа Муромской иконы Божией Матери (сведения 12 апреля). Святитель Василий был сначала епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, несправедливо обвинив в поступках, неподобающих архипастырю. Тогда святитель, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом. Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале ХVII века были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». Чаще всего обращаются к нему отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути: на суше – от напасти, на водах – от потопления. Около 1540 года была написана иноком Еразмом Ермолаем «Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском». Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, родился в вологодских пределах. В молодости он трудился на солеварнях, где был «водоносцем». С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Позже он перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Носил вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн – Большой колпак». В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов». Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. Перед самой смертью († 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец. 12 июня 1672 года были обретены мощи блаженного, почивающие под спудом в одном из приделов собора Василия Блаженного. Служба и житие сохранились в списках ХVII века.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar