Меню
Назад » »

Святитель Иннокентий Пензенский / Богословие деятельное (10)

Глава 4. О безусловных, или всеобщих, обязанностях по отношению к другим Обязанности человека по отношении к другим диктуются или безусловными, или условными законами. В первом случае обязанности называются безусловными, а во втором — условными. Впрочем, как по безусловному, так и по условному закону сущность всех этих обязанностей состоит в любви к ближнему[1]. Чтобы легче понять безусловные обязанности по отношению к другим, надо дать определение любви к ближним и рассмотреть ее отношения и ее степени. Любовь к ближнему есть такое обратившееся в навык расположение возрожденного человека, посредством которого он, следуя воле Божией[2] и имея образцом любовь Его[3], любит всех людей, так что коль скоро представляется предмет для любви, она тотчас обнаруживается и самим делом проявляется[4]. Итак, поскольку основанием и образцом любви является воля Божия и любовь Божия[5], то, конечно, любовь ради своей выгоды не есть истинная любовь[6], как любовь лицемеров и фарисеев[7]. Не нарушается порядок, если по причине невозможности оказать услуги, требуемые любовью, сразу всем, мы предпочитаем одних другим: например, родственников предпочитаем прочим людям[8], верных — неверным[9]. Впрочем, должно любить и неверных, и нечестивых, хотя самого нечестия их должно гнушаться[10]. Возрожденным надлежит сохранять те свойства любви, которыми любовь их отличается от любви невозрожденных. В Св. Писании много раз перечисляются эти свойства, и особенно апостолом Павлом[11], и показывается их превосходство[12]. Непрерывное возрастание человека в духовной жизни требует того, чтобы и любовь к ближнему изо дня в день в нем возрастала[13]. Из этого следует, что есть определенные степени любви. Любовь, как и возраст духовный, по закону безусловному имеет много степеней; но, по мнению некоторых, она имеет только три главнейшие степени, а именно: 1) никоим образом никого не обижать; 2) всех людей, рассматриваемых вне различных состояний, гражданских и духовных, почитать равными себе; 3) всячески способствовать пользе других. Первая степень любви — никого не обижать — значит: никому не наносить никакого вреда, что некоторые выражают посредством заповеди: Не убивай. Иисус Христос заповедь эту объяснил так: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф.5,21-22). Следовательно, ни внешним, ни внутренним образом не дозволяется вредить ближнему или обижать его. Внешней называется та обида, которая обнаруживается в каком-либо внешнем действии, в словах или делах. Внутренняя же обида — та, которая совершается только в душе обижающего, и хотя этим другому не наносится вред внешний, но любовь и от этого уже нарушается. Поэтому и требуется, чтобы мы не оскорбляли и не обижали никого ни мыслию, ни, тем более, словами или делами[14]. Вред или обида может относиться: к имуществу и доброму имени, или чести ближнего, к его должностям, договорам, обещаниям и т.п., к телу и душе. Посему всякий ущерб, наносимый ближнему, в каком бы то ни было отношении, запрещается. Вторая степень любви — всех людей почитать подобными себе. Причины этого суть следующие: одинаковое рождение всех[15], а также жизнь и смерть[16]; то, что все люди произошли от одной крови[17], то, что они по вере все члены одного тела, Глава которого Христос[18]. Отсюда следует, что в человеке должно быть нелицеприятие[19], а потому перед старшими не должно быть никакого ласкательства[20], а по отношению к низшим не должно быть никакого презрения[21], но по отношению ко всем должно соблюдать смирение и кротость[22], всем должно оказывать почтение и любовь[23]. Дальнейшие следствия можно отсюда вывести те, на которые указывает нам сама любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13, 4-8),— т.е. терпение, милосердие, а не корыстолюбие или похоть, также непорочность, доверчивость, правосудие и т. д. Третья степень любви — когда мы содействуем выгодам других и оказываем им разные благодеяния. Эта степень, во-первых, отличается от предыдущих тем, что к исполнению тех обязанностей мы бываем и можем быть понуждаемы как самими лицами, которые от нас вправе того требовать, так и правительством, если мы находимся в гражданских отношениях; к исполнению же обязанностей этой последней степени мы не побуждаемся и не можем быть побуждаемы никем. А потому обязанности первых двух степеней правильно было бы назвать именем справедливости, обязанности же сей последней степени — именем любви. Во-вторых, мы содействуем выгодам других или непрямо, когда из всей нашей жизни, например, из наших познаний, из нашего богатства происходят выгоды для других, для общества; или прямо, когда мы для того или иного человека, не исключая и врагов наших, делаем какую-нибудь выгоду. В самом содействии выгодам других есть еще следующие степени: 1) когда то, что мы делаем для другого, нас не отягощает, хотя оно ему и полезно, т. е. когда мы что-либо от избытков наших уделяем другим[24]. 2) когда мы по любви к ближнему делаем что-нибудь такое, что соединено с нашей невыгодой; 3) когда эта любовь доходит до того, что мы для пользы других не только претерпеваем величайшие невыгоды, но и саму жизнь нашу, если потребуется, не замедлим подвергнуть опасности[25]. То, что делается в пользу других с собственной невыгодой, обычно называется благодеянием. Благодеяние это в Св. Писании именуется любовью или милосердием[26], потому что мы должны любить не словами, но делом (1 Ин. 3, 18). Обязанностью же тех, которым оказываются благодеяния, должна быть благодарность к благодетелю, т.е. нужно размышлять об оказанных им благодеяниях и по этой самой причине быть ему благодарным, и всегда быть готовым воздать равным за равное, когда позволят силы и представится случай[27]. Ибо если мы должны любить даже врагов наших, то было бы величайшим беззаконием не любить тех, от кого мы получили благодеяния. Обязанности любви по отношению к душе ближнего состоят в том, чтобы заботиться о спасении его души точно так же, как и о спасении души нашей[28]. Обязанности любви в отношении к телу ближнего состоят в том, чтобы оказывать ему все то, что содействует его сохранению[29], здоровью[30], спокойствию, дабы по причине неспокойствия тела душа его не была возмущаема[31], не скорбела и не страдала. Обязанности по отношению к тому, что находится вне человека, в частности, по отношению к имуществу ближнего состоят в том, чтобы мы советом, делом и собственным имуществом помогали ему сохранить или умножить его временные блага[32]. Кроме того, мы должны делать все, что можем для сохранения и умножения чести ближнего и его доброго имени, а потому, если есть в ближнем что-либо хорошее, о том мы должны объявлять другим, а его самого хвалить за это и внешними знаками оказывать ему уважение[33], а пороки ближнего мы должны, насколько можно, извинять[34]; и не должны сразу верить неблагоприятным доносам на ближнего, или, скорее, должны думать о нем хорошо, нежели подозревать в нем худое[35]. 1) Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22, 39). 2) Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). 3) А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5, 44—45). 4) По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). 5) Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4,11). 6) И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6, 32). 7) Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как это делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф.6,1—2). 8) Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 3). 9) Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (Ин. 17, 9 и 20). 10) Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил (Пс.118, 163). Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19—20). 11) Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор. 13, 4—7). 12) Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13, 1-3). 13) И вы, прилагая к сему все старание покажите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет.1, 5—8). 14) Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5, 28). Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3,15). 15) Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною, то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе? (Иов. 31,13—15). 16) Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? (Пс. 88, 49). 17) От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17, 26—27). 18) Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,— так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор.12,12—13). Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 4—5). 19) Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,— то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? (Иак. 2,1-4). 20) Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог — свидетель (1 Фес. 2, 5). 21) Ничего не делайте по любопрению или тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Флп. 2, 3—4). 22) Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1). 23) Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12, 10). 24) Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (2Кор. 8,14-15). 25) Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). 26) Любовь милосердствует (1 Кор. 13, 4). 27) За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес 5,18). 28) Братия, если кто из вас уклонится от пути истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19—20). 29) Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя перевязал раны его, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 33-35). 30) Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь»,— но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак. 2, 15—16). 31) Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (Рим. 14, 15). 32) Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.25, 35—36). 33) Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг-друга предупреждайте (Рим. 12, 10). 34) И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф.7, 3). 35) Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор. 13, 7). Оглавление Глава 5. О частных обязанностях человека по отношению к другим Все частные обязанности по отношению к другим происходят от установлений, утвержденных Богом. Установления эти относятся к действиям и состояниям человека. Установлений, относящихся к действиям, обычно выделяют три: 1) касающиеся речи, или разговора, 2) касающиеся обладания вещами и 3) касающиеся цены вещей. Установления же, относящиеся к состояниям, охватывают главным образом три из них: семейственное, гражданское и духовное. Каждым из этих установлений назначаются особые обязанности. По отношению к речи, или разговору, который есть орудие любви, главнейшие обязанности следующие: 1) Речь, или разговор, должно вести так, чтобы никоим образом не оскорблять других; потому в речи не должно быть излишества, как это бывает, когда мы говорим то, что не должно говорить, например, когда обнаруживаем тайны или произносим праздные и срамные слова или каким-либо другим образом подаем своей речью соблазн[1]. В речи не должно быть также и недостатка, как это бывает, когда мы умалчиваем о том, что ближнему полезно, например, при договорах, обещаниях или других обязанностях и делах, особенно же духовных, т. е. относящихся к спасению души. 2) Речью нашей мы должны, насколько возможно, содействовать пользе других. Здесь имеются в виду: истина[2], назидание[3], т.е. наставление незнающим, обличение согрешающим[4], утешение печальных[5]. Эти действия, хотя и относятся более к обязанности священнической, но в известном месте, в известное время и в известных обстоятельствах могут быть приличны и всякому возрожденному. 3) Клятву, которая иногда употребляется в речи для утверждения чего-либо, должно произносить, если она необходима по закону Божию[6], не иначе, как во имя Бога Истинного, Всеведущего и Всемогущего, по примеру Авраама[7], Моисея[8], Давида[9], и даже Самого Бога[10]. Клятва должна иметь целью пресечение спора и завершение тяжб[11], а иногда — утверждение договоров и обещаний. Самым тяжким грехом речи бывает ложное свидетельство, запрещенное девятой заповедью, и вероломство. Обладание вещами как возможность пользоваться ими для поддержания жизни было позволено Адаму[12] и подтверждено Ною[13]. А обладание как владение одними вещами, соединенное с исключением других, утверждается в Св. Писании следующим образом. Во-первых, в нем заповедуется каждому совершать дела благотворительности[14], или давать милостыню[15]. Во-вторых, требуется, чтобы мы ели свой хлеб[16], запрещается воровство[17], узакониваются договоры между людьми[18]. В-третьих, Сам Бог повелел разделить святую землю между племенами израильскими[19] и узаконил, чтобы наследственная часть одного племени не переходила в другое. Сущность обязанностей, относящихся к обладанию вещами, состоит в том, чтобы мы прямо или косвенно не лишал и других владения их собственностью[20]. Посему не должно употреблять недозволенных способов приобретения, как-то: насилия, обмана и вообще чего-либо незаконного. Чужая вещь, которую нам поручают по доверию, должна быть в свое время возвращена законному владельцу. И если чужая вещь использована нами для чего-либо или издержана, то мы должны вознаградить ее владельца во столько крат, во сколько через нее обогатились или насколько приобрели от нее пользы. Во-вторых, должно приобретать вещи законными способами, а именно: справедливо занимать какую-либо территорию, подобно тому, как израильтяне заняли землю ханаанскую; через нахождение, или открытие[21]; по распоряжению закона[22]; по распоряжению первого обладателя, или по завещанию, как сделал Авраам[23]. Сюда же относится и справедливое управление имением. Третье установление, относящееся к действиям, есть цена вещей, которая, хотя и введена людьми, но одобрена или позволена Богом с тех пор, как утверждено или дозволено Им самое обладание вещами. Сущность обязанностей, требуемых этим установлением, можно выразить так: за вещь не должно получать такой цены, от получения которой может произойти вред другому. И посему тому, кто получает цену, запрещается брать более, а тому, кто платит, не позволяется платить менее узаконенного. В договорах требуется справедливость и честность[24]. Запрещается брать в рост от убогих и с плодов[25]. Впрочем, с иных можно некоторым образом брать в рост, однако только тогда, когда последствия этого выгодны для дающего, т.е. когда от тех вещей, за которые берут в рост, дающему можно получить большую пользу. Как весьма тяжкий грех запрещается симония[26], т.е. чье-либо желание, чтобы духовные дары были получены за деньги. 1) Сплетник и двуязычный да будут прокляты: ибо они погубили многих, живших s тишине (Сир. 28,15). 2) Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы друг другу члены (Еф.4, 25). 3) Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4, 29). 4) Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем (Сир.21,7). Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха (Лев. 19, 17). Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего (Мф.18, 15). 5) Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5,14). 6) Господа Бога твоего бойся, и Тому единому послужи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись (Втор. 6, 13). 7) И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: «Положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему Исааку жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою и к племени моему, и возьмешь оттуда жену сыну моему Исааку» (Быт. 24, 2—4). 8) И клялся Моисей в тот день и сказал: «Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему» (Нав. 14, 9). 9) Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым (2 Цар. 21, 7). 10) Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109,4). 11) Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их (Евр.6,16). 12) И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт.1, 28). 13) И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 9, 1). 14) Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис.58, 7). 15) В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1Кор.16, 2—3). 16) Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не девают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2Фес. 3, 11—12). 17) Не кради (Исх. 20, 15). 18) В сто семидесятом году снято иго язычников с Израиля; и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: «Первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде и правителе Иудеев» (1 Мак. 13, 41—42). 19) Раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина от Иордана до моря великого к западу отдай ее им (Нав. 13, 7). 20) Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф.4, 28). 21) Если найдешь вола врага твоего, или оспа его заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не проходи мимо, но подними их (Исх.23, 4~5). 22) Скажи сынам Израилевым: если умрет человек, не имея у себя сына, отдайте наследство его дочери его. Если же нет у него дочери, передавайте наследство его брату его (Чис. 27, 8, 9). 23) И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, сыну своему; сынам же наложниц своих дал Авраам дары и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную (Быт. 25, 5—6). 24) Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга... Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра... Не делайте неправды в суде, в мере, в.весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас us земли Египетской (Лев. 19, ст. 11,13, 35—36). 25) Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (Втор. 23, 19—20). 26) Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго». Но Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8, 18—19). ******** Любящие отцы, слушая своих детей, лепечущих и запинающихся в словах, не обращают внимания на недостатки речи, а радуются проявлению их природной склонности, и лепет детей для них приятнее всякого ораторского красноречия и философской умудренности. Так и Богу угодны в нас не уста, лепечущие о богословии, но желание и расположение, если мы проповедуем с верой и воспеваем Его с любовью. Свт. Иоанн Златоуст Оглавление Глава 6. О состоянии семейном, или домашнем Всякое соединение лиц для достижения общей цели соединенными силами называется обществом. Но в обществе можно видеть отношения лиц как конкретно между собою, так и ввиду их общей цели. Поэтому общество, если цель его — блага временные, обыкновенно называется светским, мирским; если же цель его — блага вечные, духовные, оно называется духовным. Отношения лиц между собою бывают следующие: отношения мужа и жены — составляют общество супружеское, отношения отца и сына — общество отеческое; отношения господина и слуги — общество господское. Когда же все эти отношения или только некоторые из них соединяются вместе, тогда получается общество семейное. Некоторые же, смешивая взаимные отношения лиц между собою с отношениями к их общей цели, выделяют главным образом три состояния, называя их иерархическими, а именно: домашнее, гражданское и духовное. Чтобы понять, что такое общество супружеское, надо рассмотреть установление его: брак был установлен Самим Богом, который утвердил союз лиц, и лиц, и притом с намерением наипремудрейшим[1]. Должно принять во внимание и то, что союз этот состоит из одного мужа и одной жены для того, чтобы муж никогда не разлучался с женою, кроме только тех случаев, когда самое основание супружества будет нарушено[2]; равно и жена не должна разлучаться с мужем[3]. Цель супружеского союза состоит в том, чтобы в святости и чистоте распространять род человеческий[4], и вместе с тем, чтобы супружеский союз был образом того святейшего союза, посредством которого Бог соединяется с людьми[5]. Целость, или ненарушимость установления супружеского союза, по учению Самого Спасителя (Мф.19, 4—6), должна и после грехопадения Адама оставаться в своей силе и не подлежать никакому изменению, кроме следующих: а) жена, поскольку она первая учинила грех и подала к нему повод, должна быть подчинена мужу[6]; б) цель супружества состоит в избежании блудодеяния[7], в) советуется воздержание от брака людям, которые могут это вместить и которым это полезнее, нежели вступать в брак[8]. Обязательство супружества должно состоять в том, чтобы люди вступали в него по причинам священным и дозволенным Богом; чтобы они никогда не забывали о том, что Установитель супружества — Бог, чтобы обращали внимание на то, способен ли человек вступлению в брак по возрасту и умственным качествам, ибо там, где цель супружества не может быть достигнута, там оно непозволительно, или бесполезно, или не свято. Следствия, проистекающие из установления супружества, таковы: а) поскольку речь идет о союзе одного мужа и одной жены, должно заключить, что всякое многоженство запрещено Божественным законом. Это утверждает Сам Спаситель; ибо Он называет прелюбодеем того, кто, отпустив от себя жену через несправедливое расторжение с нею брака, женится на другой[9]; б) таковой союз одного мужа и одной жены должен быть всегдашним, и потому разводы, посредством которых союз брака расторгается, не позволены, кроме только случаев прелюбодеяния. Христос, сказав, что Моисей по жестокосердию иудеев позволил им отпускать своих жен и что изначально не было так (Мф.19, 8), этими последними словами призывает людей к первоначальному установлению супружеского союза и не позволяет разводиться с женой даже и по закону Моисееву[10]. Как на причину этого закона Моисеева Он указывает на жестокосердие людей, а потому не позволяет супругам оставлять друг друга или делать что-либо подобное, ибо это противно супружеской любви. в) В супружестве должно избегать соединения некоторых степеней родства, запрещенных Богом: по прямой линии, или по линии восходящей или нисходящей супружество запрещено до бесконечности по причине гнусности, которая открывается в нарушении сего закона смесью родов, по причине близости крови, которая здесь отвергается некоторыми душевными чувствами, особенно стыдом и многими другими признаками самой природы; и явно запрещается следующими словами: Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться (Лев. 18, 6). По линии же боковой, как прямой, так и косвенной, супружество запрещено Церковью по тем же самым Божественным причинам до седьмой степени родства (так как не все степени родства объяснены словами Св. Писания). Сущность супружеского союза состоит в согласии мужа и жены. Существует три вида утверждения такого согласия: гражданское, церковное и духовное. Гражданское скрепление составляют обещания, даваемые обеими сторонами, т.е. женихом и невестой. Церковное скрепление составляют все те лица, которые засвидетельствовали своим присутствием таинственное священнодействие, совершенное священником. Духовное и неизменное Утверждение есть Бог, Который через таинственное священнодействие Сам благословляет согласие или соединяет обе стороны[11]. От сего согласия требуется: чтобы оно было свободное; чтобы в нем ничто не препятствовало действовать рассудку или воле, т.е. чтобы оно не было заключено по ошибке или по принуждению; после вышеозначенных утверждений, оно, как бы получив печать, должно быть нерасторгаемым даже тогда, когда между супругами произойдет раздор, или несогласие; расторгается же оно не иначе, как только по причине, означенной выше[12]. Итак, супружество можно определить следующим образом: это есть законный и неразрушимый союз одного мужа и одной жены, утвержденный таинственным благословением (или невидимым Божиим и видимым таинственным благословением), заключаемый для рождения детей, и для того, чтобы в нем вместе с тем был отражаем и образ святейшего союза между Богом и человеком, и для того, чтобы проводить жизнь в святости и чистоте. Общие обязанности супругов следующие: питать друг к другу взаимную и искреннюю любовь[13]; свято сохранять обещанную верность[14]; исполнять друг для друга супружеские обязанности[15], но сохраняя святость и чистоту[16]. Долг мужа — управлять женой посредством советов и наставлений и самому советоваться с нею, покровительствовать и защищать ее[17] и доставлять ей необходимое для жизни[18]; Долг жены — повиноваться мужу в делах, относящихся к семейству[19] и оказывать ему надлежащее почтение. Из супружеского общества возникает отеческое, которое представляет собой союз между родителями и детьми, состоящий из взаимных прав и обязанностей. Основание сего общества состоит в том, что: а) закон природы повелевает нам исполнять обязанности человеколюбия и по отношению к чужим, а потому гораздо более — по отношению к детям; б) Бог повелевает, чтобы дети повиновались своим родителям и этим утверждает власть родителей и само общество, состоящее из родителей и детей[20]; в) Сам Бог назван Отцом всех[21]; родители же называются Его наместниками, которым Он уделил часть Своей Божественной власти. Взаимные права проистекают из цели отеческого общества, состоящей в воспитании детей в учении Господнем[22]. Итак, родителям принадлежат следующие права: право ограничивать действия детей и т.п.; право защищать детей от враждебных сил, действующих на их тело и душу и оказывающих влияние на их доброе имя, или честь. Соответственно, обязанность детей — повиновение, и их право — воспитание. Хотя власть над детьми принадлежит преимущественно отцу, однако она принадлежит и матери, по заповеди Божией[23]; а также власть эта принадлежит тем, кто занимает место родителей, как-то: отчимам, опекунам и преимущественно учителям. Границы родительской власти должны быть соразмерны цели отеческого общества. Обязанности родителей следующие: воспитывать детей в благочестии и страхе Божием; доставлять им пищу и одежду до тех пор, пока они сами не будут в состоянии приобретать себе все нужное[24]; заботиться о развитии их умственных и телесных сил, а также об обучении их искусствам и полезным наукам, в соответствии с их понятиями и дарованиями и со своим состоянием[25]. Обязанности же детей следующие: оказывать родителям любовь и почтение[26]; повиноваться им[27]; изъявлять им всячески чувство благодарности, а потому кормить и защищать их[28], и почитать их особенно в старости[29], благоговеть перед ними и бояться их[30]. Союз между господином и слугою называется обществом господским. И как слугой может называться тот, кто обязывается употреблять свои силы в пользу других, по их воле, так господином называется тот, кто имеет право употреблять в свою пользу силы других, по своей воле. Основание этого союза есть не иное что, как добровольный договор между господином и слугой. Цель сего общества есть пропитание слуг и польза господ; ибо на этом основании та и другая сторона вступает в договор. Посему, таковым договором как определяются условия этого общества, так от него же зависят права и обязанности той и другой стороны. Обязанности господ по отношению к слугам преимущественно следующие: возлагать на них справедливую работу, или давать занятия, определенные самым договором; доставлять им необходимое для сохранения жизни и исправно давать плату[31], иметь столько же попечения о душе их, сколько и о теле; а потому наставлять, поучать их в том, что необходимо для получения вечного спасения[32]. Поскольку же слуги, также как и господа,— люди, то господа должны обходиться со слугами кротко, снисходительно и человеколюбиво[33]. В обязанности слуг входит: совершать со всяким усердием дела, которые они обещали или к совершению которых обязались[34]; довольствоваться пищей и обещанной платой[35]; находить успокоение в своем звании, в своей доле[36] и не завидовать господам в лучшей их доле; почитать господ и повиноваться им, доказывая им свою верность и терпение[37]. Господское состояние, или общество, утверждено от Бога. Это видно из примеров святых, например, Авраама; из заповедей апостолов, которые предписывают слугам и господам, как должно себя вести (Еф.6, 9), и не велят оставлять того состояния, в какое кто призван (Мф.20, 12—14), а также из закона Моисеева о рабах[38]. 1) И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 22— 24). 2) Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» И сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4—6). 3) Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейиею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2-3). 4) И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). 5) Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению /со Христу и к Церкви (Еф. 5, 31-32). 6) Жене сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). 7) Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор. 7, 2). 8) А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1Кор. 7,1-2 и 6-7). 9) Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19,9). 10) Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену,— то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом Богом твоим, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел (Втор. 24, 1—4). 11) Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19, 6). 12) А Я говорю вам: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5, 32). 13) Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф.5, 28). 14) Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13, 4). 15) Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7,5). 16) Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1Фес. 4, 7). 17) Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол. 3,19). Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5, 23). 18) Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф.5, 28—29). 19) Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3, 18). 20) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12). 21) Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле 22) И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). 23) Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12). 24) Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? (Лк. 11, 11). 25) Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). 26) Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5,16). 27) Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф.6, 1). 28) Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу (1 Тим. 5, 4). 29) Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир. 3, 12—16). 30) Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Ев. 12, 9). 31) Трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10). 32) Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4, 1). 3) 33) И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф. 6, 9). 34) Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Еф.6, 5-8). 35) И говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказы одному из «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди» (Мф.20,12-14). 36) Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7, 20—22). 37) Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2, 18). 38) Если купишь раба еврея, пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром (Исх. 21, 2). ******* В душе бодрствующей и трезвящейся не оскудевают и стремление, угодное Богу, и благой помысл, напротив, всегда видит она свою недостаточность. Так глаза не способны рассмотреть даже немногие Божии создания и не насыщаются, увидев что-либо однажды, да и непременно рассматривая одно и то же, не насыщаются видением. Тем более душевное око, если оно открыто, не насыщается созерцанием Божиих чудес и судеб. Если же оскудевает в душе благой помысл, то явно, что оскудевает в ней и просвещение,— не по оскудению Просвещающего, но из-за дремоты того, кто должен быть просвещен. Свт. Василий Великий
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar