Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (56)

147 Землетрясение, разрушившее Бруссу в 1854 году, уничтожило горячие источники; такое, по крайней мере, сведение доставлено было современными газетами. 148 "Боюсь тартара, зане не причастен есть теплоты". Святого Кирилла о исходе души. 149 Четьи-Минеи 19 мая. Святый Патрикий жил в начале 4 века, и пострадал при императоре Иулиане в 343 году по Р.Х. Смотри Следованную Псалтирь. 150 Воин Таксиот, житель африканского города Карфагена, проводил жизнь в грехах. Случилось в Карфагене моровое поветрие. Видя множество умирающих, Таксиот пришел в чувство, покаялся во грехах своих и переселился за город. Там он впал в прелюбодеяние с женою земледельца, у которого жил; вскоре был укушен змеею и, не успев покаяться, скончался. Его похоронили в соседнем монастыре. Чрез шесть часов, по погребении, он воскрес и едва пришел в себя на четвертые сутки. Тогда все, приключившееся ему по смерти, он поведал, обливаясь слезами, карфагенскому архиепископу, блаженному Тарасию. Четьи-Минеи 28 марта. 151 Святый Кирилл жил в V веке и председательствовал на третьем Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение подобное святому Кириллу проповедовал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. Достопамятные сказания. 152 Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущею образованностью мира - этим буйством в отношении к Богу. 153 Четьи-Минеи 15 августа. 154 Патерик Скитский. 155 Благовест. Мф. 22:14. 156 Патерик Скитский. 157 Patrologia, Vitae Patrum, Lib. VI, cap. 13. 158 Патерик Скитский. 159 Пролог 17 октября. 160 Лествицы 6 степень. По рукописному славянскому переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском Нямецком монастыре. 161 Лествицы 5 степень. 162 Патерик Скитский. 163 Молитва на вечерне Пятидесятницы. Требник. 164 Слово 1, гл. 2, по изданию 1833 года. 165 Святого Григория Паламы, архиепископа фессалоникийского, послание к Ксении Монахине. 166 Мнение преподобного Пимена Великого (Патерик Скитский). Оно выражено многими другими святыми Отцами, - наконец, святым Тихоном Воронежским. Это мнение принадлежит вообще Церкви и основывается на словах Спасителя. Исцелив расслабленного в Вифезде, при овчей купели, Господь сказал ему: "Се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет" (Ин. 5:14). Жене, уличенной в любодеянии, Господь сказал: "Ни Аз тебе осуждаю: иди и отселе ктому не согрешай" (Ин. 8:11). 167 По объяснению святого Григория Паламы (Послание к монахине Ксении), блаженного Феофилакта Болгарского и других святых Отцов. 168 Сынами грома Господь назвал двух апостолов: Иакова и Иоанна Зеведеевых (Мк. 3:17). 169 Толкование Святого Андрея на Апокалипсис. 170 "Перешел уже от смерти в жизнь". Русский перевод Евангелия. 171 Пo толкованию блаженного Феофилакта, Иоанна, гл. 11:25, 26. 172 Слово 7, гл. 1. 173 Св. Григория Паламы к монахине Ксении. 174 Эпикур, греческий философ, утверждал, что человек находится на земле для наслаждения, и предоставлял последователям своим вполне предаваться ему. Чтоб доставить разврату всю свободу, он отвергал бытие Божие и бессмертие души человеческой. Для всех, желающих разрушить закон, ограничивающий их злую волю, уничтожить даже воспоминание о Боге, о добродетели, о казни за грех, учение Эпикура оказалось столько удобным, что нашло множество последователей в древние и особливо в новейшие времена. 175 Эти положения о бесконечности адских мук заимствованы из известной математической теории о бесконечном. К этой теории мы обращаемся часто, чтоб по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые. Неспособна к такому объяснению ни одна наука, кроме математики. Она, одна она, доказывая неприступность бесконечного к постижению его, ставит в правильные отношения к нему все числа, то есть, все виды тварей. Вселенная есть числа, и все составные части ее суть числа, непосвященный в таинства математики никак не совместит в себе понятия, что все числа, столько различные между собою, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному. Причина такого равенства очень проста и ясна: она заключается в бесконечной, следовательно постоянно равной, разнице между бесконечным и каким бы то ни было числом. При посредстве неоспоримых выводов математики делается очевидным, что понятие о числе есть понятие относительное, а не существенное. Это понятие, составляя естественную принадлежность ограниченных разумных тварей, составляя неотразимое последствие впечатлений, под влияние которых твари вступают вместе с вступлением в существование, никак не может быть принадлежностью существа бесконечного. Бесконечное, объемля собою все числа, вместе с этим пребывает превыше всякого числа по свойству совершенства, не имеющего ни в чем никакого недостатка и неспособного подвергнуться недостатку. По этому свойству бесконечное, объемля все впечатления, пребывает превысшим всякого впечатления, иначе оно подверглось бы изменениям, что свойственно числам и несвойственно бесконечному. Если же число не имеет существенного значения, то вполне естественно миру быть сотворенным из ничего действием бесконечного, которое одно имеет существенное значение. Естественно действию бесконечного быть превыше постижения человеческого. Таковы неопровержимые истины, добытые уму человеческому математикою: ее нуль, изображающий идею о несуществующем, обращается в число, когда действует на него бесконечное. В помощь математике приходят естественные науки, к которым она относится как душа к телу. Без математики они не могут существовать, они строятся и держатся на ней, как плоть на скелете. Во всей природе господствует строжайший математический расчет. Что же открывают нам естественные науки? То, что вещество, в среде которого мы вращаемся, которое видим и осязаем разнообразно и прикосновениями, и слухом, и вкусом, и обонянием, - это вещество не только не понято, не постигнуто нами, - мало этого! - оно непостижимо для нас. Придумана теория атомов, чтоб была возможность остановиться и основать дальнейшие суждения на чем-нибудь правдоподобном. Теория атомов остается произвольным предположением (гипотезою). В точном смысле нет существ в природе: в ней одни явления. Этому закону подчинены и числа: нет числа, которое бы не могло изменяться от присовокупления к нему или от исключения из него; нет числа, которое не могло бы обратиться в нуль. Всякое число есть явление. Одно бесконечное постоянно пребывает неизменным, оно не изменяется ни от присовокуплений к нему, ни от вычитаний из него. Одно бесконечное совмещает в себе всю жизнь; одно оно есть в точном смысле существо. Если так, то сотворение мира Богом есть математическая необходимость и истина. Сколько верна эта истина, столько верна и та истина, что мироздание, как дело ума неограниченного не может быть постигнуто, обсуждено и поверено ограниченным умом человеческим. Первую истину открывает человекам, заодно с наукою, Божественное Писание; на основании второй истины человеческий разум не имеет ни права, ни возможности отвергать того поведания о миросотворении, которое читаем в книге Бытия. Это опять подтверждает наука. С неба гремит нам апостол Иоанн Богослов: "В начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово". Математика отвечает с земли: "Истина, Всесвятая Истина! Иначе быть не может. Таково свойство бесконечного: оно, одно оно, живет в себе и собою. Оно - саможизнь. Действия его на числа, как бы ни были громадны, не имеют и не могут иметь никакого влияния на образ существования бесконечного, отделенного от всех тварей бесконечным различием, существующего среди тварей вполне независимо от тварей и несмесно с ними. Нет никакого сходства между существованием и существованием". Опять гремит Богослов: "вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть". И опять отвечает математика: "Истина, Всесвятая Истина! Явления, как и числа, должны иметь свой источник, источник неиссякаемый, - и такой источник есть бесконечное, есть Бог!" "Бога никтоже виде нигдеже", продолжает провозглашать человечеству небесный Вестник, и опять в сретение его исповедует математика: "Истина, Всесвятая Истина! По бесконечному различию, которым отличается бесконечное от всякого числа, нет возможности никакому ограниченному существу, как бы оно ни было возвышено, видеть Бога ни чувственным зрением, ни постижением ума!". Бог пребывает "в свете неприступном" во всех отношениях, сказал Апостол. Бог объявил о Себе в Евангелии: "Я - жизнь". Жизнь эта так всемогуща, что дала существование всей твари, существующей существованием, заимствованным из саможизни, что возвращает жизнь тем тварям, которые утрачивают свою жизнь смертию. Жизнь бесконечная не может не быть всемогущею. Согласно с положительною наукою святая Церковь исповедует, что души человеческие и Ангелы бессмертны не по естеству, а по Божией благодати. Какое верное суждение: оно сделано в то время, когда математика безмолвствовала об этом предмете. Необходимо усвоить себе понятия о бесконечном различии бесконечного, и по естеству и по свойствам, от чисел, и при суждениях о Боге повсюду иметь в виду это различие, определять его, чтоб не увлечься к суждениям, превышающим нашу способность понимания, и потому к суждениям неправильным по необходимости. Без этого придется бред свой выставлять за истину к погибели своей и к погибели человечества. Мечтатели сделались безбожниками, а изучившие глубоко математику всегда признавали не только Бога, но и христианство, хотя и не знали христианства, как должно. Таковы были Невтон и другие. Желательно, чтоб кто-либо из православных христиан, изучив положительные Науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы. Многие, признающие себя сведущими в философии, но не знакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях Материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его доказанною истиною. Одна Логика может обойтись без математики; но и логика в сущности неразрывно связана с математикой, и от последней может заимствовать особенную точность и положительность. Что такое силлогизм? Это - алгебраическое уравнение. Что такое пропорции? прогрессии? Это - логичная последовательность понятий. 176 Требник, последование пострижения в малую схиму. 177 Четьи-Минеи, 17 января. 178 Преподобного аввы Дорофея поучение о страхе будущей муки. 179 Письмо 6 Святогорца. Подобно этому в наше время некоторая старица в Горицком Девичьем монастыре, близ города Кириллова Новгородской губернии, видела во сне адские муки, и, во свидетельство истины сновидения, адское зловоние оставалось в ее обонянии в течении целых семи дней, не допуская ее в течении всего этого времени вкусить какой-либо пищи. Святый Димитрий Ростовский так исчисляет адские муки: "Будут тамо терпеть и огнь неугасающий; ибо рекл Христос Спаситель наш: "огнь их не угаснет" (Мк. 9:44). - Будет же тамо и зима лютая, и от тоя студености, не терпя, грешнии скрежетати зубы своими будут. О сем рек Христос Спаситель наш: "тамо будет плач и скрежет зубом" (Лк. 13:28)... Будет же тамо и непрестанное червей томление, которые будут тамо непрестанно терзати и ясти человек грешных. И никогда они умрети не имут, ибо речено есть: "червь их не умрет" (Мк.9:44)... Будет же тамо еще и смрад нестерпимый от огня серчатаго: ибо написано есть: "огнь и жупел и дух бурен часть чаши их" (Пс. 10:6)... Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ея (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда же умрут. Ибо писано есть: "взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть" (Апок. 9:6)... Еще же будет тамо и тьма кромешная: ибо писано есть: "связавше ему руце и нозе, вверзите" (его) "во тму кромешнюю" (Мф. 22:13); и в той тьме вверженный будут сидети во веки, и не будут видети лица Божия никогда... Будет же тамо и глад, ибо рек сам Христос: "горе вам, насыщении ныне, яко взалчете" (Лк. 6:25)... Еще же тамо будет и жажда велия, ибо сам же Христос рек: "яко вы возжаждете". Тамо же будет теснота велия, ибо ад полон будет человек грешных, овии вверху, овии среди его, инии же в самом дне Деком. Ибо якоже кто насыплет мешец пенязей полн, и завяжет его, или кто каковый сосуд наполнит до верху рыбою, и закроет его: тако и Бог, весь ад полн человеки грешными наполнит, и заключит его, чтоб оттуду грешницы не исходили". 180 Лествицы степень 6. 181 Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 182 Патерик Скитский. 183 Там же. 184 Там же. 185 Житие Паисия Нямецкого, параграф 14 186 Патерик Скитский. 187 Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собою наказание Божие (Деян. 5). Патерик Скитский. 188 Cassiani collatio VIII. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 189 Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему "вся царствия вселенныя в часе временне", и сказал о них: "Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам" (Лк. 4:5, 6). 190 Пр. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. VII, cap. VIII). И другие святые Отцы согласны, что он из числа высших ангелов. 191 "Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, вратницы адовы (Иов. 38:17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые Пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исайя, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: "Ты ли еси грядый, или иного чаем" (Мф. 11:3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: "где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа" (1 Кор. 15:55)? Нас искупил Победодавец". Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, § 19, по переводу Московской Духовной Академии. 192 Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: "Возмитесь врата плачевные: взошел Царь славы, Христос". Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: "возьмите врата". Одни из них вопияли: "Кто Царь славы?" Другие отвечали: "Господь сил, восходящий плотью, Бог-Слово, сидящий на престоле славы, Сын Отца, предвечно сущий со Отцем, сошедши на землю, восприял человечество и вознес его с Собою на небо - Царь славы". Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе. 193 Святый Иоанн Лествичник повествует, что некто Стефан, живший на Синае, любивший пустыню и безмолвие, пробывший много лет в монашеском подвиге, украшенный постом и еще более слезами, процветавший и другими превосходными качествами, достигший действительного покаяния, за день до кончины своей, пришел в исступление, начал озираться на правую и левую сторону одра своего и, истязаемый невидимыми существами, говорил во всеуслышание всех предстоявших. "Так, точно так; но за это я постился столько то лет". Потом: "Нет, вы лжете, я этого не сделал". Опять: "Да, точно так, да; но я плакал, я предал себя в служение братиям". И опять: "Нет, вы клевещете на меня". На иные обвинения он отвечал: "Да, точно так, и не знаю, что сказать на это: у Бога есть милость". Этим невидимым и тяжким истязанием представлялось зрелище грозное и страшное; всего страшнее было то, что его обвиняли в таких проступках, которых он вовсе не делал. Увы! Безмолвник и отшельник говорил о некоторых своих согрешениях: "Не знаю, что сказать на это"; между тем он провел в монашестве сорок лет, и имел слезы... Куда скрылось тогда изречение Иезекииля: в "чем обрету тебя, в том и буду судить", сказал Бог (Иезек. 33:12, 20). Поистине он не нашелся сказать ничего такого: почему слава Единому Всеведущему! А некоторые поведали, свидетельствуясь в справедливости слов своих Господом, что Стефан в пустыне кормил из рук своих леопарда. Но он разлучался от тела с таким истязанием... и оставил в неизвестности, каким определением кончились этот суд, это истязание (Лествицы, степень 7-я). - "Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе" (Пс. 26:12), так говорит Святый Дух от лица души человеческой, описывая невидимую борьбу ее с невидимыми врагами. 194 "Частный суд Божий над душами, по разлучении их с телами, предваряется, по учению Православной Церкви, истязанием на так Называемых мытарствах, чрез которые они, восходя от земли в сопровождении Ангелов, проходят воздушное пространство, и на которых злые духи задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни". Догматическое Богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, преосвященного Антония, гл. 341, стр. 244 и 245, изд. 7, 1857 г. 195 Четьи-Минеи 15 августа. 196 Vita blati Antonii, caput XXXVII. Преподобный Антоний Великий жил в 3-м веке и в начале 4-го. Судя по долговременной его жизни и вступлению в монастырь в двадцатилетнем возрасте, с достоверностью можно заключить, что он оставил мир во второй половине 3-го века. Описанным здесь восхищением Души Преподобного на воздушные мытарства в то время, как он стал на молитву, подтверждается мнение св. Макария Великого, что души преуспевших в благочестивом подвиге иногда выходят из тела во время молитвы по особенному действию Святого Духа. 197 Маргарит. Слово о терпении и благодарении, и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают слово не принадлежащим Златоусту; но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при Богослужении. 198 Беседа 16, гл. 18. 199 Святые великомученики Евстратий (память его празднуется 13 декабря) и Георгий (память его 23 апреля) пострадали при императоре Диоклитиане между 301 и 310 по Р.Х. Четьи-Минеи. Молитва св. Евстратия внесена в чин дванадесяти псалмов. См. Канонник Киево-Печерский. 200 Святый Нифонт жил во второй половине 3-го и в начале первой половины 4-го века. Четьи-Минеи 23 декабря. 201 Преподобный Симеон жил в 6-м веке. Четьи-Минеи 21 июля. 202 Пролог 19 декабря. Святый Иоанн Милостивый скончался во второй половине VII века, по взятии Александрии магометанами. 203 Пролог 13 марта. 204 Слово 5, глава 22. 205 Преп. Исайи, Слово 1. 206 Преп. Исайя жил в VI веке. 207 Вопрос 145. Великий Варсонофий жил в 5 и 6 веках по Р.Х. 208 Послание 1. 209 Прп. Иоанна Карпафийского утешительная глава 25. 210 Слово Святого Исихия, пресвитера Иерусалимского, о трезвении, главы 149, 161 и 4. Доброт., ч. 2. 211 Главы 60 и 75 по переводу старца Паисия. Аскетическое сочинение преподобного Феогноста помещено в Христианском Чтении за 1826 год, ч. 23. 212 Пролог, 27 октября. 213 Сочинения Георгия, затворника Задонского Богородицкого монастыря. Часть 1, стр. 65, по изданию 1850 года. 214 Требник малый, Москва 1838 года. 215 Песнь 4, тропарь 4. 216 Песнь 8, тропарь 2. 217 Песнь 8, тропарь 3. 218 По 4 кафизме. 219 По 17 кафизме. 220 Акафисты и каноны, издание Киево-Печерской Лавры. 221 4 троп. 8 песни канона в акафисте Божией Матери. 222 Пяток, глас 4, песнь канона 8. 223 Четверток, глас 4, песнь 6. 224 Вторник, глас 4, песнь 8. 225 Пяток, глас 3, песнь 6. 226 Суббота, глас 2, песнь 9. 227 Требник, Москва, 1852 года. Песнь 1, тропарь 2 и 3. 228 Там же. 229 Песнь 7, тропарь 2. 230 Канонник, песнь 6. 231 Песнь 9. 232 Там же. 233 Акафисты и каноны, изд. Киево-Печерской Лавры. 234 Патерик Печерский. 235 Православно-догматическое Богословие преосвященного Макария. Том 5-й, стр. 85, изд. 1853 года. "Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особливо же между Учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от Учителей предшествовавших веков и основывается на предании апостольском". Там же, стр. 86. 236 Святый Иоанн Лествичник повествует, что во время пребывания его в одном общежительном монастыре близ Александрии пришел в этот монастырь для покаяния и пострижения в монашество разбойник. Великий Отец, игумен монастыря, повелел учинить ему исповедание грехов своих при собрании всего братства в церкви. Когда разбойник исполнил это с горячею ревностию и самоотвержением, то Великий облек его немедленно в схиму. Святый Иоанн спросил наедине святого игумена: почему он постриг разбойника так скоро? Игумен привел в причину то, что разбойник сподобился исповедаю полного отпущения грехов. "И не неверуй этому, - присовокупил Великий, - потому что некоторый из присутствовавших тут братии уверял меня, говоря: я видел некоего страшного, державшего исписанную хартию и трость; и когда исповедавшийся произносил свой грех, тот страшный изглаждал этот грех на хартии тростию, и по справедливости, ибо говорит Писание: "рех, исповем беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего" (Псал. 31:1)". Лествица, Слово 4. Нелишним будет упомянуть здесь о событии, нам почти современном. В окрестностях Вологды находится большое село, Кубенское, имеющее несколько приходов. Один из приходских священников сделался болен и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра, и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверстую книгу, в которой были записаны все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтоб напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, - и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним, для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением. 237 Четьи-Минеи 5 апреля. "Воззрев, - говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, - видех душу Святаго, от союзов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую". 238 Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита. 239 Пр. Марка. Подвижн. Слово о рае и законе духовном. 240 Св. Макарий Великий. Слово 2, гл. 4. 241 Святого Макария Великого беседа 37, гл. 5 и преп. Марка Подвижника Слово 6. 242 В Слове Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Мак. Великого. 243 Преподобного Исихия Иерусалимского слово о трезвении, гл. 23. 244 "Когда диавол видит кого нежелающего согрешить, то он не так несмыслен, чтоб предлагать ему явное зло. Он не говорит ему: иди, соблуди, или поди, укради. Он знает, что мы не хотим этого, и не трудится говорить нам то, чего не хотим, но старается отыскать в нас какое-либо пожелание, какое-либо оправдание, и ими наносит нам вред. Потому и говорит Писание: "лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным" (Притч. 11:15.). Лукавый - диавол. Тогда он злодействует, когда сочетает правде нашей свою правду; - тогда укрепляется, тогда более вредит, тогда действует. Когда водимся своими пожеланиями и последуем правде нашей, тогда, как бы делая добро, сами себе наветуем, и даже не примечаем, как погибаем". Поучение аввы Дорофея: о еже не составляти свой разум. 245 Слово 4, 23. 246 По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского. 247 Это очевидно из житий пр. Антония Великого, пр. Иоанна Многострадального Печерского и других. 248 Пр. Исихия, гл. 23, Доброт., ч. 2. 249 Беседа 21, гл. 5. 250 Пролог 12 августа. 251 Исаак Сирский, Слово 53, по переводу старца Паисия. 252 По толкованию Макария Великого, Слово 2, гл. 3. 253 В алфавитном Патерике читается следующее изречение преподобного Иоанна Колова: "Врата Божии - смирение. Отцы наши взошли, радуясь, в храм Божий путем многих уничижений". 254 Святогорца письмо 16-е. 255 Преподобный Нил Сорский. 256 Пр. Макария Великого беседа XLIX, гл. 2. 257 Слово 12. 258 Слово 86. 259 Слово 41. 260 Извлечено из 6-й степени святой Лествицы. 261 Ответы на вопросы 229 и 623. 262 Ответы на вопросы 799 и 645. 263 Ответы на вопросы 799 и 644. 264 Преп. Филофея, гл. 2, Доброт., ч. 2. 265 Преп. Нил Сор. Сл. 7. 266 Лествицы степень 28. 267 Преп. Филофея, гл. 6. 268 Его же, гл. 13. 269 Его же, гл. 21. 270 Того же, гл. 38. 271 Слово о трезвении, гл. 17, 18: 155. 272 Деятельных и Богословских глас 66 и 67, см. Доброт., ч. I. 273 Заимствовано наиболее из 7 Слова пр. Нила Сорского. Внезапная смерть постигает одних нерадящих о своем спасении: это возвещено Самим Господом (Лк. 12:46). "Бог, - сказал преподобный Варсонофий Великий брату, боявшемуся неожиданной и преждевременной смерти, - не возьмет души его (подвижника, борящегося со страстями) дотоле, доколе не приведет его в меру высокую, в мужа совершенна". Ответ 265.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar