Меню
Назад » »

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин / Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей (1)

ВВЕДЕНИЕ В св. истории говорится, что мудрейший Соломон, удостоившийся получить от Бога такую мудрость, что, по свидетельству самого Господа, не было подобного ему между предшественниками, и не могло быть даже между потомками, намереваясь построить храм Господень, просил помощи у тирского царя, и при пособи присланного им сына одной вдовы Хирама устроил благолепие в храме и драгоценные сосуды (3Цар.4,7). Так точно и ты, блаженнейший архипастырь, намереваясь создать истинный, духовный и вечный храм Богу, в состав коего войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей, и желая посвятить Богу драгоценнейшие сосуды, кои будут составлять не золото и серебро, но святые души, сияющие незлобием, правотою и целомудрием, приглашаешь меня ничтожного к содействию тебе в сем святом деле. Желая, чтобы общежительные монастыри в твоей области устроены были по правилам восточных, а особенно египетских монастырей, не смотря на то, что сам, будучи столь совершен в добродетели и разуме, и вообще столь богат духовными дарами, что желающие совершенства могут получить достаточное назидание не только от твоего учения, но и от одной жизни, — от меня убогого словом и знанием ты требуешь, чтобы я изложил те монастырские правила, кои я видел в Египте и Палестине, и о коих слышал от отцов, дабы братия нового твоего монастыря могли знать образ жизни, какой ведут там святые. Хотя мне сильно хочется исполнить твое желание, впрочем я повинуюсь тебе не без страха, во-первых, потому, что образ жизни моей совсем не таков, чтобы я мог обнять умом этот возвышенный и святой предмет; во-вторых, потому, что теперь не могу совершенно припомнить тех правил, кои знал или соблюдал, живя в молодых летах между отцами восточными, так как подобные предметы удерживаются в памяти от исполнения их самым делом; а в-третьих, потому, что я не умею хорошо объяснить их, хотя и могу вспомнить о некоторых. Кроме сего, о сих правилах уже говорили мужи отличные по жизни, уму и красноречию, каковы суть: Василий Великий, Иероним и другие, из коих первый на вопросы братии о разных правилах общежительных, ответил на основании Св. Писания, а другой не только издал свое сочинение, но еще изданные на греческом языке перевел на латинский. После красноречивых произведений сих мужей мое сочинение обличило бы во мне самонадеянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость, и уверенность в том, что и тебе угодно мое лепетанье, и братству новоустрояемого монастыря может быть полезно. Итак, блаженнейший архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дело, тобою мне поручаемое, и стану излагать для нового монастыря те правила, о коих не рассуждали предки наши, писавшие обыкновенно только о слышанном, а не о том, что они сами делали. Здесь я не буду говорить о тех чудесах отцов, о коих я слышал, или коих был свидетелем, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни; но только, сколько возможно вернее, расскажу о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков, и о том, как можно, по учению отцов, искоренить сии пороки, потому что я целью имею повествование не о чудесах Божиих, а о том, как, по наставлению отцов, исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказание, и в том случае, если в здешних странах найду что-нибудь не согласное с древними правилами, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях; потому что лучше тех монастырей, которые сначала апостольской проповеди основаны святыми и духовными отцами, не может быть никакое новое братство на западе в стране Галлии. Также я буду держаться и того, что если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы, по суровости воздуха, или по трудности и разности нравов, то, сколько возможно, заменю их правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны с силами, то их можно будет исполнять без труда и с неравными способностями. Содержание КНИГА ПЕРВАЯ. ОБ ОДЕЯНИИ МОНАШЕСКОМ ГЛАВА 1-я. Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что только смотря на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать о внутреннем их благочестии. ГЛАВА 2-я. О препоясании монаха Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть непрестанно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете Илия и Елисей, а в Новом - Иоанн, Петр и Павел. Так об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь израильский; ибо когда посланные им вопросить Ваала, бога аккаронскаго — выздоровеет ли царь, по повелению Илии возвратившись, рассказали, что муж космат и поясом усменным препоясан о чреслех своих сказал им, что царь не востанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это—Илия Феосвитянин (4 Цар. гл.1). Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу от влас вельбужд и пояс усмен о чреслех своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел повелел препоясаться и обуться,—чего бы не сделал ангел, если бы Петр, по причине ночного успокоения, не распоясался (Деян.12). Павлу апостолу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав чрез пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы; связав им руки и ноги, он говорил: «тако глаголет Дух Святый: мужа, его же есть пояса сей, тако свяжут его в Иерусалиме» (Деян.21,11). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс. ГЛАВА 3-я. Об одеждах монаха Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которою можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и с особенным искусством сшитая, но и не должна быть неопрятная от небрежности; она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с тою одеждою, какую носят все рабы Божии. У рабов Божиих то почитается излишним, или источником гордости, тщеславия, а посему вредным, что употребляют не все, а только один или немногие. Посему чего не было у древних святых, или нет у отцов нашего времени, не нарушимо соблюдающих древние установления, то не должно принимать, как излишнее и бесполезное. На сем основании отцы не приняли вретища, как слишком бросающегося в глаза, — чем самым оно не только на доставляет никакой пользы духу, но еще может возродить надмение и сделать монаха неспособным к его делам. Что касается до того, что некоторые известные мужи носили его, то из этого нельзя выводить общего для всех монастырского закона, или нельзя нарушать древних определений св. отцов. Ибо общему согласию нельзя предпочитать частного поступка. Мы должны беспрекословно повиноваться не тем правилам и уставам, кои определены немногими, но тем, кои существуют от древних времен и утверждены многими святыми отцами. Посему не может нам служить законом то, что царь израильский носил вретище (4 Цар.6), или то, что ниневитяне, услышав от пророка Ионы об определенной им казни, облеклись во вретище (Ион.3); у царя израильского вретище никто не увидел бы, если бы он не разодрал верхней одежды, а ниневитяне облеклись в оное тогда, когда никто не мог тщеславиться этим одеянием. ГЛАВА 4-я. О кукулях египтян Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечие и невинность детские, носят и днем и ночью небольшие наглавники. Посему, представляя, что они дети во Христе, непрестанно поют: «Господи не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное (дитя) на матерь свою» (Пс.130,1. 2). ГЛАВА 5-я. О коловиях египтян Чтобы показать свое отчуждение от дел мирских и общения с землею, они носят льняные (соlоbiа) туники, без рукавов, едва достававшие до локтей, так что у них руки были совсем голы. Эта одежда приводит им на память слова апостола: «умертвите уды ваша, яже суть на земли; умросте, и живот ваш сокровен со Христом в Бозе» (Кол,3,5.3); «мне мир распяся, и аз миру» (Гал.6,14). ГЛАВА 6-я. О шнурках Монахи носят также два шнурка, связанные из шерстяных ниток, которыми, накинув их на затылок и спустив под мышцы, опоясывают себя, чтобы, подпоясав одежду, иметь более свободы в делании, желая исполнить заповедь апостола, который говорит, что требованию его и сущим с ним послужили руки его (Деян.20, 34), и что он напрасно ни у кого хлеба не ел, но в труде и подвиге ночь и день делал, чтобы не отяготить кого-нибудь, и «яко аще кто не хочет делати, ниже да яст» (2Сол. 3, 8. 10). ГЛАВА 7-я. Об епанечках Далее стараясь, чтобы одеяние их было и малоценное и удобное, избегая дорогих одежд, они закрывают шею и плечи не большею епанечкою. ГЛАВА 8-я. О милоти, козлиной коже Последнее одеяние их есть козлиная кожа, называемая милотию, которую они носят, подражая изобразившим их звание в Ветхом Завете, о коих апостол говорит, что «они проидоша в милотях и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: их же не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и вертепах и пропастях земных» (Евр.11,37). Козлиная кожа внушает им, чтобы они, умертвив плотские страсти, постоянно прилежали добродетелям и не допускали, чтобы в теле их оставались свойственные юношеским летам горячность и непостоянство. ГЛАВА 9-я. О жезле Пример Елисея, который, посылая отрока своего Гиезия воскресить сына жены, дал жезл свой и повелел возложить его на лице мертвого (4Цар. 4), показывает, что мужи, принадлежавшие к этому званию, носили также жезлы. Жезл внушает им, чтобы они были осторожны среди бесчисленного множества духовных зверей, и в случае нападения, отражали и далеко от себя отгоняли их крестным знамением, и истребляли их непрестанным воспоминанием страданий Господних и последованием Ему в самоотвержении. ГЛАВА 10-я. Об обуви Хотя по заповеди евангельской, они не имеют сапог, впрочем, в случае немощи тела, или холода, или жара, обуваются в полусапоги, чем самым и показывают, что хотя мы не можем совершенно освободиться от попечения о плоти, впрочем не много должны заботиться о ней, чтобы не осетовать ног души нашей, которые всегда должны быть готовы к благовествованию мира, смертоносными мирскими попечениями. А этих забот не будет, если мы не будем творить плотоугодия в похоти (Рим.13,14). Впрочем, приступая к молитве или принятию Св. Таин, они скидают сии полусапоги, чтобы буквально исполнить ту заповедь, которую Бог дал Моисею и Иисусу Навину: «иззуй сапоги от ног твоих, место бо, на нем же ты стоиши, земля свята есть» (Исх.3; Иис.Н.5). Содержание КНИГА ВТОРАЯ. О ПРАВИЛАХ КАСАТЕЛЬНО НОЧНОГО МОЛИТВОСЛОВИЯ И ПСАЛМОПЕНИЯ ГЛАВА 1-я. И так препоясавшись двойным* поясом, о котором сказано выше (гл. 2 и 10), воин Христов должен знать те правила, какие издревле постановлены св. отцами на Востоке, касательно молитвословия и псалмопения. О качестве молитвы, или о том, как мы можем, по апостолу, непрестанно молиться, сколько Бог поможет, я скажу в своем месте, когда буду излагать собеседования старцев. *Т.е. телесным и духовным. Препоясавшись телесным поясом, монах бывает развязнее ко всем внешним делам; а духовный пояс означает обуздание похоти в чреслах ГЛАВА 2-я. О разном числе псалмов для пения в разных областях Нам известно, что в разных странах постановлены разные правила касательно ночного молитвословия и псалмопения, так что число сих правил почти равняется числу монастырей и келий. Некоторые ревнители благочестия думали, что в каждую ночь надобно пропеть 20 или 30 псалмов напевом антифонным*, с присовокуплением к ним некоторых песнопений, а иные превышали это число; некоторые пели 18 псалмов. Некоторым казалось, что и в дневных собраниях на богослужении надобно прочитывать в третий час три псалма и три молитвы, в шестой шесть, в девятый девять; а другие почитали достаточным в каждое собрание днем на богослужение прочитать шесть псалмов и столько же молитв. Почему считаю необходимым сказать о том древнейшем уставе отцов, который по всему Египту рабы Божии соблюдают доселе, чтобы новому монастырю дать в руководство древнейшие правила древнейших отцов. *Т.е. попеременно на двух клиросах ГЛАВА 3-я. О соблюдении однообразного правила по всему Египту и об избрании начальников над братиями В Египте и Фиваиде молитвословия на вечерних собраниях или ночных бдениях совершаются правильно по тому, что там монастыри доселе устрояются согласно преданиям предков, а не так, как кому вздумается. Ибо в них никому не дозволяется распоряжаться не только собранием, но и самим собою, пока не отречется не только от всех своих имений, но и от господства или власти над самим собою. От обладающего каким либо имением и богатством при отречении от мира для поступления в киновию, необходимо требуется, чтобы он не имел пристрастия ни к какой из тех вещей, кои оставил у себя или внес в монастырь, чтобы всем так был послушен, чтобы, по выражению Господа (Мф.18,3), дошел до прежнего детства, не присвояя себе никакой важности ради возраста или многочисленности лет, которые, проведши в мирской суете, напрасно погубил; но как неопытный новичок в служении Христу, покорялся бы даже и младшим пред собою. Требуется, чтобы приучался к труду, так чтобы своими руками, по заповеди апостола, приготовляя ежедневную пищу для своего употребления и для приходящих странников, утомительным трудом мог истребить в себе память о пышности прежней жизни и удовольствиях, и приобрести смирение сердца. Потому там избирают в начальники только того, кто научился сам делать то, что он будет приказывать подчиненным своим, и кто сам оказал старшим то послушание, которое будет требовать себе от младших. Правильное управление и правильное подчинение есть дело мудрого и высший дар Св. Духа, потому что спасительные правила может постановлять только опытный в добродетели, и истинно покоряться старшему может только богобоязненный и смиренный. А что в наших странах мы видим другие правила и уставы, то это происходит от того, что у нас настоятелями делаются незнающие установлений предков, и аввами— еще не вышедшие из учения, и что у нас требуют соблюдения более наших изобретений, нежели уже испытанного учения предков. Но желая объяснить образ молитв, который преимущественно должно соблюдать, и увлекшись постановлениями отцов, мы прервали повествование. Теперь возвратимся к тому, о чем предположили говорить. ГЛАВА 4-я. По всему Египту и Фиваиде соблюдалось правило читать 12 псалмов В Египте и Фиваиде, во время как вечерних, так и ночных собраний, читается 12 псалмов, с присовокуплением двух чтений из Ветхого и Нового Заветов. Этот древний закон там во всех монастырях чрез многие веки ненарушимо соблюдается; потому что, по сказанию старцев, он установлен не людьми, а открыт отцам ангелом. ГЛАВА 5-я. О чтении 12 псалмов по наставлению ангела Говорят, что в начале веры христианской, когда имени монахов удостаивались немногие испытанные, которые, приняв правила жизни от евангелиста Марка, бывшего первым епископом в Александрии, не только обладали теми свойствами, какими отличалась, по сказанию Деяний Апостольских (4,32—35), первенствующая церковь, но еще домогались высших совершенств (так, например, удаляясь в уединенные подгородные места, вели столь воздержную жизнь, что возбуждали изумление в иноверцах, потому что с таким усердием днем и ночью занимались чтением Св. Писания, молитвою и рукодельем, что и алкание пищи не прерывало их поста, разве уже на другой или на третий день принимали пищу не лакомую, а только необходимую, и ту при закате солнца, дневное время употребляли на духовное размышление, а попечение о теле принимали только ночью, и другие более высокие подвиги совершали; кто не знал этого из рассказа туземцев, тот может узнать из церковной истории), и так в то время, когда совершенство первенствующей церкви у преемников ее неизменно сохранялось еще в свежей памяти, и ревность немногих, избранных к вере, распространяемых во множестве народа, еще не охладела, — достопочтенные мужи, заботясь о благе потомков, собрались, чтобы определить, как должно во всех братствах совершать ежедневное богослужение; ибо они хотели своим преемникам оставить единообразное наследие благочестия и мира без всякого раздора, потому что опасались, чтобы разноречие в ежедневном богослужении не произвело заблуждения, раздора и раскола. На собрании сем возник спор; потому что каждый предлагал число псалмов, кои должно прочесть в собрании, применяясь к своей силе и не обращая внимания на слабейших, о коих также не должно забывать: так одни требовали, чтобы было прочитываемо 50, другие — 60 псалмов, а иные более, и спор сей не был решен до вечернего собрания. Когда же они по обычаю хотели начать вечернее молитвословие, то один вышел на средину петь псалмы Господу. Когда все сидели (как и доселе продолжается этот обычай в египетских странах) и с напряженным вниманием слушали слова поющего псалмы, он пропел единообразно 12 псалмов, по 12 псалме «аллилуия», сделался невидим, чем и положил конец спору о богослужении. ГЛАВА 6-я. Об обычае прочитывать 12 молитв Из этого собор уразумел, что Господь чрез ангела постановил общее правило для молитвенных собраний, почему и определил, чтобы как в вечерние, так и полуночные собрания было прочитываемо по 12 псалмов; от себя же присовокупил, чтобы желающие непрестанно размышлять о Св. Писании к сему присовокупляли два чтения—одно из Ветхого, а другое из Нового Завета, в субботы же и воскресные дни, равно как и в пятидесятницу, два чтения—одно из апостольских посланий или Деяний, а другое из евангелий. ГЛАВА 7-я. О чине и молитве Совершая эти молитвословия, они не тотчас, по окончании псалма преклоняют колена, как это делают у нас некоторые, желающие скорейшего окончания богослужения и помышляющие более об успокоении тела, нежели о пользе, происходящей от молитв, но прежде коленопреклонений немного молятся, и тотчас после сего упавши на землю, поклонясь божественному милосердию, немедленно встают, и стоя прямо с воздетыми руками опять начинают с ревностию также молиться, как молились прежде. Они почитают неприличным долго лежать на земле, потому что на лежащего долго на земле, по словам их, нападают не только помыслы, но и сон. Встают же с земли все вслед за читающим молитву, так что никто не может ни колено преклонять прежде его, ни лежать на земле после того, как он встанет, чтобы чрез это не подать повода подумать, что лежащий на земле совершает особенные молитвы. ГЛАВА 8-я. О совершении молитвы после псалма Но о том, чтобы на Востоке всюду все припевали, когда по окончании псалма начинает один петь—«слава Отцу и Сыну и Св. Духу», как это делается в нашей стране, я не слыхал. Там читающий, по окончании псалма, начинает молитву, а прочие все молчат, прославлением же Св. Троицы оканчиваются обыкновенно антифоны. ГЛАВА 9-я. О качестве молитвы Поелику порядок последовательного изложения постановлений дошел до образа молитв, положенных правилом, более полное изъяснение коих хотя мы отложили до изложения собеседований старцев, намереваясь подробнее исследовать, когда станем рассуждать о их качестве или непрестанности в словах, то считаю необходимым, по удобству места и самого рассказа при настоящем случае, теперь немногое сказать, чтобы изображая действия внешнего человека, и как бы полагая ныне некоторые основания молитвы, после этого, при рассуждении о состоянии внутреннего человека, с меньшим трудом мы могли установить и верх совершенства молитв. Мы заботимся прежде всего о том, чтобы на случай, если преждевременный конец нашей жизни воспрепятствует нам изложить предполагаемый трактат, оставить вам в этом сочинении хоть начало особенно важного предмета, чтобы в случае промедления этого дела, представить вам хоть некоторые черты молитв, из которых могли бы получить назидание, особенно пребывающие в киновиях. Вместе имеем в виду и то, чтобы те, которые случайно встретившись с этою книгою, могут получить из нее какое-нибудь наставление касательно качества молитвы, не могли не знать образа и одеяния внешнего человека, и того, как они должны держать себя при принесении духовных жертв. Эти книжки, которые мы предполагаем, при помощи Божией, теперь написать, более будут относиться к благочинию внешнего человека и постановлениям киновий; а собеседования будут относиться более к благочинию внутреннего человека, к совершенству сердца, к жизни и учению отшельников. ГЛАВА 10-я. О молчании и краткости молитв, совершаемых у египтян Когда они соберутся на молитву, то в церквах царствует такое молчание, что, не смотря на бесчисленное множество присутствующих, будто нет никого, кроме читающего псалмы, а особенно когда совершается молитва, то не слышно не только харканья, кашля, позевоты, вздохов, но даже никаких слов, кроме священнических, который заключает молитву и кроме тех, кои от сердечного избытка сами собою непостижимым образом вырываются у молящихся. А того, кто вслух молится, или во время молитвы кашляет, зевает, вздыхает и проч., они почитают вдвойне виновным: во-первых он виноват тем, что сам небрежно приносит молитву Богу, и во-вторых, тем, что мешает другому молиться с усердием. Посему, когда поднимается мокрота или харкотина, то советуют поскорее окончить молитву. По мнению их, это диавол возбуждает в нас мокроты, чтобы чрез это отвлечь наши мысли от намерения молиться и погасить в нас усердие к молитве, потому что он более всего враждует, когда видит, что мы хотим молиться Богу. Посему-то они считают более полезным совершать молитвы хоть краткие, но чаще, чтобы чрез частовременные молитвы пребыть в непрестанном союзе с Богом, а чрез краткие избежать стрел диавола, нападающего на нас особенно во время молитвы. ГЛАВА 11-я. В каком порядке у египтян читаются псалмы Псалмы сии они прочитывают не вдруг, но, смотря по числу стихов, разделяют на две, или на три статьи, присовокупляя к каждой молитвы. Основываясь на словах апостола, который говорит: «воспою духом и воспою умом» (1Кор.14,15), они почитают важным не то, чтобы прочитать много стихов, но то, чтобы понять содержание их. Посему говорят, что полезнее пропеть с разумною раздельностию 10 стихов, нежели весь псалом со смятением, которое иногда происходит от поспешности произносящего, когда он заботится не о том, чтобы внушить слушающим раздельное понятие, но о скорейшем окончании богослужения. Если же кто из новиков, по ревности или неопытности, станет читать слишком протяжно; то настоятель, дабы сидящие от такого чтения не почувствовали скуки и таким образом не лишились плода, - сидя на своем седалище, дает знак, чтобы все встали на молитву, чем самым и останавливает читающего. Чтение же 12 псалмов между братиями они разделяют так: если читающих бывает два брата, то каждый читает по 6 псалмов; если три, то по 4; а если четыре, то по 3. Читающих меньше двух и больше четырех никогда не бывает ни в одном собрании. ГЛАВА 12-Я. Почему, когда один поет, прочие в собрании сидят, и с какою ревностью после того в келиях своих проводят время в бдении даже до рассвета Когда читаются эти 12 псалмов, то обыкновенно стоит один читающий, а слушающие сидят на самых низких седалищах, потому что от поста и работ дневных и ночных они так устают, что если не дать им этого послабления, то не смогут слушать псалмов. Что касается до их занятий, то они и малейшего времени не проводят в праздности, но непрестанно занимаются не только делами, свойственными дню, но и теми, кои сделать не может препятствовать самая глубокая ночь. Они думают, что чем усерднее будут к рукоделью и работам, тем большее возродится у них желание высшей чистоты духовного созерцания. По их мнению, Бог для того правилом определил посредственное число молитв в собрании, чтобы более усердные к вере находили время для неутомимого упражнения в добродетелях, а с другой стороны, чтобы от чрезмерности (службы) не произошло для утомленных и больных тел обременения. И по окончании сих молитвословий каждый, возвратившись в свою келию, где живет или один или с другим товарищем по работе, или с учителем своим, или единонравным другом, принимается опять за молитву, и не ложатся спать даже до восхода солнца, когда можно приняться за рукоделье и занятия дневные. ГЛАВА 13-я. Почему не должно спать после ночного молитвословия Кроме того убеждения, что они своим трудом со всем усердием приносят Богу жертву от плода рук своих, до утра они не прерывают своих занятий, во-первых, из опасения, чтобы диавол, ненавидящий чистоту, не внушил каких-нибудь грез, если предадутся сну, и чрез то не лишил той чистоты, какую им доставило ночное молитвословие и псалмопение; ибо он силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние, и, испросив прощение в грехах неведения или нерадения, с горячностью совершаем чистые молитвы; и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи; а во-вторых, потому, что и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет бодрость его на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость смысла, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага. Посему к общественному бдению они присоединяют и частное бдение, которое совершают с большим вниманием, чтобы не потерять и той чистоты, какая приобретена псалмопением и молитвами, и ночным размышлением подготовить неослабное усердие, которое нужно сохранить в течение дня. ГЛАВА 14-я. Как заниматься рукоделием и совершать молитвы в своих келиях Но чтобы не напал на них сон, то, совершая частные молитвы, они вместе занимаются и рукодельем, так что у них не бывает ни минуты без дела и размышления. Ибо, равно упражняя телесные и душевные силы, они уравнивают выгоды внешнего человека с пользою внутреннего, страстным движением сердца, и не постоянному волнению помыслов противопоставляют тяжесть рукоделья, как какой-нибудь твердый, непоколебимый якорь, которым можно бы удерживать рассеянность и блуждание сердца внутри келии, как в безопасной пристани. Таким образом, занимаясь только духовным размышлением и охранением помыслов, бодрствующий ум не только не склоняется к согласию с каким-либо злым внушением, но и остерегается всякого суетного, праздного помысла, так что трудно и определить, что от чего зависит, духовное ли размышление заставляет их непрестанно заниматься рукодельем или потому так совершенны они в духовном ведении, что непрестанно занимаются рукодельем. ГЛАВА 15-я. По окончании молитв в каком молчании всякий возвращается в свою келию, и какому укору подвергается тот, кто поступает иначе По окончании псалмопения в общем собрании никто даже и на малое, время, не останавливается и не разговаривает с другим; также никто не выходит из келии во весь день, и не оставляет дела, которым занимается, кроме тех, кои будут позваны на какое-либо необходимое дело. Вышедши вне келии, они так делают, что ни с кем не разговаривают; но исполняя порученное дело, твердят на память или псалом, или какое-либо место из Св. Писания; и таким образом непрестанно занимая ум и уста, не пристают не только к вредным заговорам, худым советам, но и к бесполезным разговорам. У них строго наблюдается, чтобы никто, а особенно младшие, ни с кем не останавливались и на короткое время, не выходили куда-нибудь и не брали друг друга за руки. Замеченные в нарушении сих правил почитаются людьми упрямыми, нарушителями заповедей, виновными, подвергаются подозрению в злоумышлении; и если в присутствии всех братий не раскаются, то не допускаются к участию в молитве братий. ГЛАВА 16-я. Никому не дозволялось молиться с отлученным С отлученным от участия в молитве, до тех пор, пока не принесет публично покаяния, и настоятель не простит ему вину в проступке пред всеми братиями, никто не может молиться, потому что почитают его преданным сатане; а того, кто по неразумной ревности, сообщится с ним в молитве прежде прощения старцем, почитают соучастником в его осуждении, произвольно продающим себя также сатане, и обвиняют его более потому, что вступая в разговор, или молясь вместе с отлученным, усиливает в нем надмение и подает ему повод упорствовать. Ибо. доставляя ему утешение, он может более ожесточить сердце его, так что, не уважая определений настоятеля, он не будет заботиться о прошении прoщeния. ГЛАВА 17-я. Будильник в урочный час должен будить братий на молитву Тот, на ком лежит обязанность извещать о времени общего собрания, должен будить братию на бдения, не как ему вздумается, или как сам ночью проснется; даже хотя бы ему самому не спалось, все он должен созывать на службу, по рассмотрении положения звезд. Его долг — заботиться более об общей пользе, нежели о собственном покое. ГЛАВА 18-я. С вечера субботы до вечера воскресенья не преклоняют колен Еще надобно заметить, что египтяне не преклоняют колен и не постятся с вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во всю пятидесятницу. Причины сего я изложу, если Бог поможет, когда буду излагать мои собеседования с отцами. Содержание КНИГА ТРЕТЬЯ. О ПРАВИЛАХ КАСАТЕЛЬНО ДНЕВНОГО МОЛИТВОСЛОВИЯ И ПСАЛМОПЕНИЯ ГЛАВА 1-я. Сказав, по мере сил моих, о правилах касательно ночного молитвословия и псалмопения, в Египте соблюдаемых, теперь будем говорить, как в монастырях палестинских, или месопотамских совершается богослужение третьего, шестого и девятого часов. ГЛАВА 2-я. У египтян весь день, без различия часов, занимаются молитвою и псалмопением даже и во время рукоделия Египтяне те службы, кои мы совершаем Господу в определенные часы по повестке будильника, добровольно совершают в течение всего дня и во время занятий рукодельем. Ибо они непрестанно в келиях так занимаются им, что не теряют из памяти псалмов и никогда не оставляют размышления о Св. Писании, а таким образом соединяя с рукодельем молитвы, весь день проводят в тех службах, на совершение которых мы собираемся в определенные часы. Посему, кроме вечерних и ночных собраний, у них днем не бывает общественного богослужения, днем они собираются только в субботу и воскресенье в три часа для (по-нашему в 9 часов дня) св. причащения. А то больше, что непрестанно приносится, нежели что совершается в известные промежутки времени; и добровольная жертва важнее служб, совершаемых по требованию правил, как это видно из слов Давида, который говорит: «волею пожру Тебе» (Пс.53, 8), «вольная уст моих благоволи же, Господи» (Пс.118,108). ГЛАВА 3-я. На всем Востоке совершается служба в 3,6,9 часу, состоит только из трех псалмов и молитв; и почему именно в эти часы совершается богослужение В монастырях палестинских или месопотамских и всех восточных, во время богослужения, совершаемого в 3, 6 и 9 часы, прочитывают только три псалма; а таким образом там и молитвы тщательно приносятся Богу в установленные времена, и необходимые рукоделья не прекращаются. Совершается же богослужение именно в показанные часы потому, что в эти часы исполнились важнейшие обетования, и совершено наше спасение; ибо известно, что Св. Дух, обетованный пророками, сошел на апостолов в 3 часу, как это значится в кн. Деяний Апостольских (гл. 2); в шестом же часу Господь наш и Спаситель принесся Отцу в жертву, и для спасения всего мира на крест взошед, очистил грехи всего мира; в этом же часу апостолу Петру открыта тайна призвания язычников чрез сходящий к нему из отверстого неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за 4 угла; а в 9 часу Господь, сошед во ад, просветил светом Своей славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушив медные врата, извел с собою на небо святых, которые были заключены во мраке преисподней,—чрез что первобытного жителя рая опять вселил в рай; в этом же часу Корнилию сотнику ангел открыл открытую Петру в 6 часу тайну призвания язычников; еще в Деяниях Апостольских говорится, что апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм на молитву в 9 часу дня. Из сих свидетельств очевидно, что святые и апостольские мужи справедливо определили сии часы на богослужение, и что следовательно и мы должны посвящать их на тоже, а не проводить всего дня в праздности, забвении о молитве и в мирских занятиях. И вечерние жертвы должны быть непременно приносимы; ибо и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: «да, исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею— жертва вечерняя» (Пс.140,2). В сих словах Давида таинственно можно разуметь ту жертву вечернюю, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он сам за спасение мира, чрез распростертие рук на кресте, был принесен Отцу в жертву, каковое распростертие Его рук на кресте может быть названо воздеянием или возвышением их ; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознес на небо, согласно сказанному Им: «аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Иоан.12, 32). А что утром надобно совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, на утренних поучахся в Тя; предваристе очи мои ко утру поучитися словесем Твоим» (Пс.62,2.7;118,148). О всех сих временах богослужения упоминается в притче о хозяине, вышедшем рано поутру нанять работников в виноградник свой: ибо там говорится, что он нанимал работников поутру, потом в 3, 6 и 9 часов, и наконец в 11, когда уже зажигается огонь. ГЛАВА 4-я. Утреннее богослужение, которое у нас называется первым часом, установлено не по древнему преданию, а во времена преподобного Кассиана Надобно заметить, что утреннее богослужение установлено в наше время, и первоначально в Вифлеемском монастыре. Что касается до предшественников наших, то они, совершив утреннее богослужение, вслед за ночным бдением, предавались отдохновению даже до третьего часа. Но поелику чрез сие нерадивым открылся случай к продолжению сна,— потому что им не было необходимости прежде 3 часа выходить из келий, или вставать с постелей,—и поелику от продолжения сна они делались вялыми в исполнении дневных служб, а особенно в те дни, когда от вечера до зари продолжалась служба; то старцы, получив от ревнителей благочестия, коим не могло быть приятно это расслабление, жалобу, по долговременном совещании определили, чтобы при восходе солнечном, когда можно приняться или за чтение, или за рукоделье, все, оставив ложе, собирались для чтения 3 псалмов, дабы чрез сие положить с одной стороны конец сну, а с другой начало рукоделью. Хотя это правило, по-видимому, случайно постановлено; впрочем оно восполняет седмеричное число хвалений, кои в продолжение суток совершал Давид (Пс.118, 164). Включая сие богослужение, мы действительно семь раз в продолжение суток хвалим Господа. ГЛАВА 5-я. После утренних молитв не должно ложиться спать Некоторые, не зная причин, по коим установлено сие богослужение, по совершении утреннего богослужения предаются сну; но этого никак не должно быть, дабы излишек естественных мокрот, или грезы, внушенные врагом, как-нибудь истечением не повредили чистоты, приобретенной ночными молитвами, и чтобы сон, даже и безгрешный, не ослабил жара сердечного и от дебелости сна ставших равнодушными не сделал вялыми и нерадивыми на целый день. Египтяне, чтобы избежать сего, не смотря на то, что встают, по обычаю, прежде пения петухов, продолжают бдения даже до света, так что утренний свет находит их более бодрыми, ревностными на целый день, приготовленными к дневной борьбе с диаволом и утвержденными посредством ночного бдения и духовного размышления. ГЛАВА 6-я. Старцы ничего не изменили в древнем чине псалмов, когда установили утреннее богослужение Необходимо упомянуть, что старцы наши, установив это утреннее богослужение, ни мало не изменили древнего порядка псалмопения; напротив служба и при сем богослужении совершается в том же порядке, в каком она совершалась и прежде в ночных собраниях; потому что те песни, которые в сей стране отнесены к утреннему богослужению, прежде пелись при конце ночных бдений, оканчивающихся прежде зари, также и теперь поют, т. е. псалмы 148 и следующие за ним; а 50, 62, 89 пс. отнесены к последнему богослужению ГЛАВА 7-я. Кто на дневную молитву не придет прежде окончания первого псалма, тому не дозволено и входить в церковь Если кто во время богослужения в 3, 6 и 9 часы придет по окончании начатого псалма, то не смеет войти в церковь и соединиться с молящимися, но остается за дверьми до окончания службы, и при выходе всем кланяясь до земли, просит прощения в своем нерадении или замедлении; а если не покается и не поспешит испросить прощения, то его не допускают и к следующему за сим после 3 часов богослужению. Что касается до ночных собраний, то не наказывается, если кто замедлит до начала второго псалма; но если не поспешит прийти в церковь прежде окончания его, то подвергается вышеозначенной же эпитимии. ГЛАВА 8-я. О чине бдения с вечера субботы Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы, по зимам, когда ночи бывают длиннее, там продолжают до четвертого пения петухов —для того, чтобы остающиеся до света два часа употребить на сон, и тем подкрепить себя на целый день. И нам должно держаться того же правила, т.е. соснув после бдения до утреннего молитвословия, весь день проводить в необходимых делах, и отнюдь днем не спать взамен того, что мы не спали ночью; ибо таким образом мы изменим только время покоя, а не лишим себя покоя. Если после всенощных бдений не спать хотя немного, то в следующий день расслабеет не только слабая плоть, но и дух. Итак, чтобы не сделать бесполезными ночные бдения, нужно до восхода солнечного соснуть хоть час; ибо уступив таким образом природе свойственное ей, мы не будем иметь нужды отнимать у дня того, что отняли у ночи. ГЛАВА 9-я. Почему установлено бдение в вечер субботний, и почему отменен пост в субботу на всем Востоке? Совершать бдения в вечер субботний на Востоке определено еще с начала веры христианской, в подражание апостолам, которые после того, как Господь и Спаситель наш был распят в вечер пятка, бодрствовали и не предавались ни малейшему сну. А по причине бдения, мужи апостольские, во уважение к трудам бдения, положили в субботу не поститься. Таким образом сие разрешение поста ничуть не доказывает сообщения нашего с иудеями в празднестве, но оно необходимо для подкрепления утомленного тела, потому что, если не разрешить поста в субботу и воскресенье, то постившийся в неделе пять дней необходимо ослабеет. ГЛАВА 10-я. Почему у западных пост соблюдается и в субботу? По мнению западных, поста в субботу не должно разрешать, потому что будто апостол Петр в субботу, готовясь вступить в борьбу с волхвом Симоном, постился в сей день. Но самая причина, по которой постился апостол Петр, показывает, что он постился в субботу не потому, чтобы на сие было соборное определение, но по требованию обстоятельства. Посему пост апостола Петра был особенный, единократный, а не общий, не постоянный; он стал бы поститься и в воскресный день, если бы ему привелось вступить в борьбу в этот день. ГЛАВА 11-я. Воскресное богослужение чем отличается от службы других дней? Нужно знать и то, что там в воскресный день до обеда собираются только на одну литургию, а на 3 и 6 часы особо не собираются. Впрочем, чрез это не изменяется в существе порядок богослужений; а между тем братии, из уважения к воскресению Господню, делается некоторое послабление; отчего они дня воскресного ожидают, как праздничного, и не скучают постами, сохраняемыми в продолжение недели, потому что труд бывает не обременителен и не скучен, если за ним следует какая-нибудь перемена. ГЛАВА 12-я. В какие дни за ужином не читается псалом, как бывает за обедом? В субботу, воскресенье и дни праздничные, в которые обыкновенно предлагается братии обед и ужин, псалом не читается на вечере, т. е. ни пред ужином, ни после ужина, как это бывает в праздничных обедах и при разрешении постов, когда читаются обычные псалмы и пред столом и после стола; но пред тем, как сесть за стол и как вставать из-за стола читается только одна молитва, потому что тогда не обязываются все быть при столе, а бывают только странники из приходящих братий, или те, коих заставляет придти немощь телесная, или кто сам хочет.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar