Меню
Назад » »

Преосв. Иеремия Отшельник / Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный Лечебник (2)

21. Из Тихоновой врачебной сокровищницы врачевство от забывчивости: Забывчивость есть недуг сколько обыкновенный уму нашему, столь же вредоносный. Свт. Тихон лекарство от сего недуга извлекает из самого простого слова, как бы некую эссенцию из какого-либо простого растения. Из какого слова? Из слова «осмотрись». Слышим часто, — пишет святитель в своем Задонском уединении, — что люди людям в различных случаях говорят: «Осмотрись». Христиане и монаше! Тебе наипаче прилично сказать слово сие: осмотрись. Отрекся ты сатаны и злых дел его: не обратился ли паки к нему злым и развращенным житием своим? Осмотрись. Обещался ты работать верою и правдою Христу Господу, умершему и воскресшему за тебя, но вместо того не работаешь ли греху?.. Осмотрись. Всем нам подобает стать пред судилищем Христовым: суду тому суду Божию, а не человеческому, предстанешь и ты. Поминаешь ли страшный день оный и имеешь ли светильник горящий и елей в сосуде, и готовишься ли к сретению грядущего оного Судии? Осмотрись... Осмотрись, душе моя, како живешь, како обращаешься. Как поступаешь, говоришь и мыслишь? И пр. 22. Между врачебными пособиями, есть одни — укрепляющие, другие — очищающие, иные — возбудительные. Свт. Тихон возбудительное для расслабленного сердца пособие извлекает из обыкновенного в обыкновенных делах слышимого слова: ты чего стал? Бывает, — говорит святитель в уединении своем, — что когда люди, собравшись на какое-либо дело, работают и трудятся, и один из них, разленившись, стоит: тогда другой ему говорит: «Ты чего стал?». Так начавшему, но ослабевающему в подвиге благочестия, можно в поощрение сказать: христиане в деле своем трудятся, с усердием каются, воздыхают о грехах своих: ты чего стал? Прочие подвизаются против греха диавола, мира и страстей: ты чего стал? Прочие со тщанием молятся, просят и толкут в двери милосердия Божия: ты чего стал? Прочие, отрекшись себя и взяв крест свой, идут за Христом и последуют Ему терпением, любовью, кротостью и смирением и идут за Ним в вечную жизнь, где поют непрестанно и сладко: «Аллилуйя», где сладкое и блаженное содружество со Ангелами... Ты чего стал? Для чего туда же в покойное, мирное и сладкое место не спешишь? 23. Вопрос. В наружных болезнях весьма употребителен и полезен пластырь. Есть пластырь и духовный в душевных болезнях. Например, тяжкая для души болезнь есть скорбь и печаль. Каким же пластырем можно уврачевать эту болезнь? Ответ. Мы найдем его в сокровищнице свт. Тихона. Что пластырь живительный, — говорит отшельник-святитель, — язве или ране телесной, то душе грешной страхом суда Божия и печалью за грехи уязвившейся, есть Евангелие... Не бойся, грешная и кающаяся душа, веруй только в Евангелие и почувствуешь в сердце твоем животворность его. Рассуди сам: ради кого Христос Сын Божий в мир пришел? Ради грешников... Не так отец, не так матерь над болящим чадом своим умилостивляется, как милосердый Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении сердца к Нему вздыхающим... Имей убо сокрушенное сердце, и Евангелие будет тебе вместо пластыря. 24. Между телесными болезнями самая ужасная болезнь есть моровая язва. Есть и между нравственными болезнями такая же болезнь, как язва моровая. Это выясняет свт. Тихон так: что моровая язва телу, то душе соблазн. Язва в одном человеке зачинается, потом весь дом, а далее весь град или село и вся страна от него заражается и погибает: так соблазн в одном человеке начинается, а потом ко многим переходит, ибо похоть в сердце человеческом, кроющаяся видением и слухом, как огонь ветром возбуждается и разжигается ко злу. Один начал такой-то дом созидать, в таком-то платье ходить, в такой-то карете ездить; видит сие другой, третий и прочие многие; и все так поступают... О лютое зло соблазн! Посему-то Христос строго запретил подавать соблазн (Мф. XVIII, 6-9). 25. Вопрос. Какой, в частности, порок уподобляется моровой язве? Ответ. Клевета. Что моровою язвою зараженный клеветник. Моровою язвою зараженный человек повреждает того, кто с ним сообщается и неосторожно поступает; клеветник повреждает того, кто слушает его клевету. От зараженного человека язва заразительная переходит к другому, от другого — к третьему, от третьего — четвертому и ко всем, если не остерегутся; так от клеветника: один услышит клевету и другому скажет, другой — третьему, и бывает, что вся сторона и все государство слышит и повреждается... О, воистину лучше сто крат пасть ногами, нежели языком! 26. Святитель Тихон, смотря на мимотекущую воду, превосходнейшее составил врачевство от печали, которым и сам он воспользовался в первое время своего отшельничества, и другим преподает оное. Что вода мимотекущая, — любомудрствует уединившийся святитель, — то житие наше и все, в житии случающееся. Видим, что вода в реке непрестанно течет и проходит, и все, в верху воды плывущее, как-то: лес, сор и прочее — проносится, так житие наше и с житием все благополучие и неблагополучие мимо идет. Не было меня прежде нескольких дней — и се есмь в мире, как и прочие твари; был я младенец — и миновало то; был я отрок - и то прошло; был я юноша — и то отошло, был я муж совершенный и крепкий — минуло и то. Ныне седеют власы мои и от старости изнемогаю, но и то проходит и к концу приближаюся, и пойду в путь всея земли. Родился я на то, чтобы умереть; умираю, чтобы жить. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Был я здоров и болен; и паки здоров, и паки болен, и прошло то. Был я в чести... люди меня почитали и поклонялись; минуло то время, и не вижу того... Хвалили меня и славили люди, хулили и поносили, и которые хвалили, те и проклинали; и которые хулили, те и хвалили; прошло время, прошло все; миновалась хвала и хула, слава и бесчестие... Таков мир! Таково и постоянство его!.. Жил я в богатом доме, жил и в хижине: прошло время — в) не стало сего. Живу ныне в хижине и тесноте, — и сего не будет... Ездил я на колеснице, одевался я дорогою одеждою, предстояли мне слуги; минуло то время и нет ныне того. Имел я друзей и приятелей; прошли те дни, и обратились они то во врагов моих, то в лжебратию. Что мне, то и всякому случается. Где то время, в которое счастлив, здоров и весел я был, в которое хвалили, славили и почитали меня, в которое ездил в колеснице цугом? Прошло то время, прошло и все с ним счастье мое и утешение мое! Где то время, в которое был неблагополучен, болел, скорбел, поношаем, бесславим? Прошли те дни, и вся моя печаль прошла. Пройдет, как вода текучая и все, что ныне испытываю, терплю, чувствую... «Вскую прискорбна еси, душе моя? И векую смущаеши мя?» (Пс. 41, 6). 27. Злейшая болезнь — злоба. Ничто не делает человека столь безумным, как злоба. Ничего нет бесстыднее и дерзостнее злобы, — говорит свт. Иоанн Златоуст. Вопрос. Какое начало этой болезни духа? Ответ. Злоба, — говорит свт. Тихон, — происходит от безмерного самолюбия. Самолюбец во всем своей корысти всяким образом ищет; а когда видит в чем-нибудь желанию своему препятствие, крайне о том смущается, печалится, злится на того, кто ему препятствует, и старается злость свою в дело произвести. Ибо злоба есть не иное что, как желание мщения... Единое есть убежище от злобствующих — молитва святая и надежда на Промысл Божий, который всем воздает в свое время. Вопрос. Как исцелиться от злобы? Ответ. Лечение от злобы есть самое трудное. Такая вещь есть злоба, — говорит св. Златоуст, — что она никаким словом или делом исправиться не может, но всегда свой яд в себе содержит... Первое и единственное средство предупредить злобу и излечиться от нее есть неотложное примирение с ближним и отпущение всякого согрешения ближнему и сия молитва: «Помози, Господи, моему брату, на которого скорблю или который на меня скорбит; и за молитву его помилуй меня». 28. Вопрос. Собрат мой иногда заболевает ложью и лестью: как его исцелить? Ответ. Сим рассуждением свт. Тихона: ложь и лесть суть пороки, от диавола происходящие, иже есть отец лжи и всякой лести. Горе месту тому, где лесть и ложь умножились; никакого добра там быть не может. Лесть и ложь ввели богопротивные клятвы и напрасные, в самых неважных вещах, страшного имени Божия призывания: на то Бог, ей Богу и пр. Нет вреднее для гражданства людей лживых и льстивых; но сколько они ни хитрят, хитрость их обнаружится, и тогда всякий, как прокаженными, будет гнушаться ими. «Погубиши вся глаголющыя лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс.5,7). 29. Вопрос. В болящем нашем усматривается новая болезнь: зависть. Что преподать ему для излечения? Ответ. На первый раз преподай ему вот это Тихонове рассуждение: зависть есть печаль о добре и благополучии ближнего. Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя мнимая, сласть есть, а завистливый грешит купно и мучится. Завистливый делает то, чего и демон не делает: демон завидует только человеку, а не демону, а человек человеку завидует. Кто мир сей презирает и ищет небесных благ, в том язва сия не имеет места. 30. Вопрос. Телесные болезни прилипчивы некоторые, а душевные — все. Какая предосторожность требуется против прилипчивости болезней душевных? Ответ. Удаление от злых, уединение. Ничто так не вредит христианину, наипаче юному, как злая компания, — говорит свт. Тихон. — Как обхождение с добрыми есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, т.е. богобоязненному и святому житию, так обращение со злыми бывает причиною крайнего развращения, хотя бы кто был доброй природы и благовоспитанный. Ибо пороки, как смола, прилипчивы... Говорят, что когда здоровые глаза смотрят на больные, сами вред приемлют, а им никакой не делают пользы; так добрый, обращаясь со злым, портится, а его не исправляет. «Касаяйся смоле очернится и приобщаяйся гордому точен ему будет» (Сир. XIII, 1). Итак, пока не познаешь совершенно, ни к кому не приставай, да не в пропасть погибели впадешь. Лучше со зверьми жить, нежели со злыми людьми (ч. 2, §12). Оглавление Третьи тридцать врачебных наставлений для лечебника духовного 1. Святая Церковь разные имеет звания и служения: она есть корабль, в коем верующие через житейское море плывут в свое отечество небесное. Она есть ковчег Ноев, в коем спасаются от потопления адского. Она есть училище, в коем научаемся тайнам и судьбам Царствия Божия. Она есть пажить многозлачная, на коей души наши питаются Божиим словом. Она есть очистилище, святилище; она есть врачебница, или лазарет духовный и пр. 2. Вопрос. Кто в Святой Церкви кормчий, учитель, пастырь, очиститель, просветитель, врач? Ответ. Един есть правитель и кормчий — Господь наш Иисус Христос. Един есть наставник и учитель наш — Господь Иисус Христос. Един есть пастырь, един очиститель душ наших — Господь Иисус Христос. Един врач крайне болезнующего естества нашего — Господь Иисус Христос. Ему слава во веки! На Него надежда и упование наше. 3. Но Господь наш Иисус Христос, будучи Единым и Единственным Правителем, Наставником, Пастырем, Врачом, благоволил соделывать общниками сих великих званий и должностей некоторых из верующих в Него. Первые общники пастырства Христова, учительства, правления, целебной и животворной Его силы были — Его святые ученики и апостолы; потом — их ближайшие преемники и ученики — Тимофей, Тит, Климент, Дионисий и прочие. Далее — святители: Игнатий, Василий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов... И епископы, иереи, предстоятели и настоятели всех веков, доныне. 4. Как больные душою и телом, не укосним склонить мысли сии к предмету сея книжицы. Единый и единственный врач и целитель душ наших есть Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Для того Он воплотился, для того жил на земле, уча, труждаясь и путешествуя; для того страдал, умер и воскрес — для того, чтобы уврачевать страждущее человечество. Для сего Он питает нас Своею пречистою Плотию и напояет Своею Кровию. Но как прочие части Своего великого беспредельного служения человекам, Он, как сказали мы, в разных степенях и мерах уделил и уделяет служителям Церкви Своей, так и врачевательную (часть). Служитель Церкви Христовой есть, по благодати, данной ему, и учитель, и руководитель, и пастырь, и врач. 5. В «Лествице» преподобного отца нашего Иоанна, возводящей на небо, кратко, но многознаменательно указуются качества служителя Церкви Христовой как руководителя, как пастыря, учителя и как врача душ ему вверенных. Слушай, я сообщу тебе, что св. Иоанн написал о сем предмете в той части «Лествицы», которая названа у него книгою к пастырю или настоятелю. Вопрос. Кто же есть истинный пастырь? Кто духовный кормчий? Кто есть истинный учитель? И кто врач, по изъяснению преподобного Иоанна? Ответ. Истинный пастырь есть тот, кто словесных овец, по их простоте и неосторожности погибших, тщанием своим при содействии благодати и молитвою взыскать и на прямую стезю паки восставить может. Духовный кормчий есть тот, кто, прияв от Бога и своими собственными трудами стяжав крепость, не токмо из треволнения, но и из самой пучины греховной ладью души извлечь в состоянии. Истинный учитель есть, кто умную премудрости книгу, Божиим перстом, т.е. действием Вышнего просвещения начертанную, от Самого Бога непосредственно приявши, в других книгах никакой нужды не имеет. 6. Рассуждая о враче духовном, св. Иоанн Лествичник, во-первых, излагает понятие о нем; во-вторых, исчисляет духовные разные вещества и орудия врачебные; в-третьих, преподает целительные составы и рецепты от разных душевных болезней. 7. Вопрос. Что говорит св. Иоанн Лествичник о враче духовном? Ответ. Врач есть, кто, душу и тело имея безболезненными, отнюдь никакого пластыря от других не требует... Блаженное во врачах качество ничего не отвращаться, а в настоятелях — быть во всем бесстрастным, ибо те, никогда ничего не отвращаясь, хотя бы тяжкое ощущали от раны зловоние, однако к излечению их неленостно приступают, а сии всякую душу, хотя бы она уже умершею во грехах казалась, воскресить могут. Благий наш Господь, между прочим, и сие природе нашей дал свойство, что недужный, узрев врача, веселится, хотя и никакой пользы от него не получает. Имей и ты, — пишет св. Лествичник настоятелю, которого уподобляет он врачу, — имей и ты при себе пластыри, разные приемы, присыпки, порошки, пития, губу, желудкочистительные капли, жилосечки, прижигательные орудия, мази, усыпительные зелия, нож и повязки. 8. Вопрос. Что разумеет св. отец под пластырем и прочими исчисленными врачебными предметами? Ответ. Пластырь есть лечение вышедших пороков, т.е. через телесные действия произведенных. Что прием? Врачевание страстей внутренних и извержение нечистоты скрытной. Что присыпка? Угрызающая укоризна, которая всю гнилость гордости в человеке истребляет. Что порошок? Лекарство, коим очищается умное око, от возмущения гневного засорившееся. Что питье? Это опечаливающий выговор, но спустя несколько времени исцеление подающий. Что жилосечка? Это, в телесной болезни, — скорое разрезание и выдавливание гнилого внутреннего струпа; а в душевной — жилосечкою можно назвать суровое и внезапное некоторое действие, ко спасению душевностражду-щих предпринятое. Что губа? Какое-либо по пресечении жилы или отрезание какого-либо члена, ласковое, кроткое, нежное со стороны врача больному (какою-либо злою склонностью) увещание и утешение. Что прижигательное орудие? Учрежденное Церковью на некоторое время человеколюбное наказание для возбуждения к покаянию. Что мазь? После прижигания и после всякого неприятного врачевства утешительное слово. Что усыпительное зелие? Какое-либо средство, коим бремя послушниково облегчается и через упокоение от послушнического ига наводится как бы некое бессонное дремание и благоговейное ослепление, чтобы на добрые свои дела не взирать. Что повязка? То, чем напыщенные и расслабленные тщеславием люди, посредством терпения, как бы некими узами связуются и скрепляются. Наконец, что нож? Церковное узаконение, коим от общества церковного отсекается умерший душою своею, как сгнивший ее член, дабы и прочим членам не сообщил своей заразы. 9. Вопрос. Какое правило внушает св. Иоанн Лествичник для употребления сих врачебных способов? Ответ. И сие-то, — говорит, — врачевство да подает настоятель наипаче своими молитвами и, смотря по свойству каждого из больных, да сострадает и сам, и да применяется к их недугу... Духовный врач должен всех своих страстей совлещися, иначе он не в силах будет употреблять выше поименованные средства без порока... 10. Вопрос. Как вообще разделяет св. Лествичник духовное врачевание? Ответ. На легкое и тяжелое. «Тяжкими, — говорит, — грехами обремененным и преклонным к отчаянию, надлежит давать лекарства, сколько можно, легкие, т.е. поступать с ними не сурово; гордым же и высокоумным прилично врачевство решительное, т.е. строжайшее послушание» (гл. 6, 7). Теперь соберем в «Лествице» врачевства, каждой болезни в особенности приличествующие. 11. Гнев Св. Иоанн Лествичник в корне самом и во всех отраслях врачует эту жестокую болезнь души, истязует ее, как некоего демона: от чего она рождается? Что порождает из себя? И кто враги ее? Гнев, как некий мучитель, да свяжется узами кротости и, биемый от великодушия и влекомый от непорочной любви, да предстанет пред суд разума нашего и да вопрошается: рцы нам, о безумный и бесстыдный гневе: название отца твоего и зле родившей тебя наименование; также имена скверных твоих сынов и дщерей, а притом означь нам и смертельных своих неприятелей. На что он, ответствуя нам, говорит: матерей у меня много и отец не один. Матери же мои суть: тщеславие, сребролюбие, чревонеистовство, блудодеяние; а отец мой называется надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, клевета. Враги же мои, от коих я содержусь связан, суть: безгневие и кротость. Наветник же мой смиренномудрием нарицается (ст. 8). И сия молитва: «Помози, Господи, брату моему... И за молитвы его помози мне». В первой части сей молитвы любовь к оскорбившему, а во второй — смирение пред ним. 12. Памятозлобие Преставший от гнева истребил памятозлобие, исторг из души гвоздь, в нее вонзенный; ибо когда жив отец, может быть еще чадородие... Памятозлобный да постыдится молитвою, Иисусом Христом нам предписанною: «Отче наш...», которой, будучи во злобе, читать не можем... Воспоминание о страданиях Христовых весьма удобно может исцелить нас примером Спасителева долготерпения... (ст. 9). Памятозлобный если бы и мертвеца воскресил, молитва его неприятна. 13. Многоглаголание Вопрос. Что св. Лествичник говорит о происхождении и лечении этой болезни? Ответ. Слышал я, — говорит он, — от одного достоверного человека, беседовавшего со мною о безмолвии, что многоглаголание проистекает из двух источников: или от худого и невоздержного обращения и привычки, или, что наипаче с подвижниками случается, от тщеславия, а иногда и от пресыщения... Памятующий об исходе от жизни сия пресек свои речи и, стяжавший душевное рыдание, от многоглаголания, как от огня отвратился. Возлюбивший безмолвие заключил свои уста (ст. 11). 14. Вопрос. От чего происходит и чем истребляется эта болезнь духа? Ответ. От древа и камня рождается огонь, —говорит св. Лествичник, — от многоглаголания же и суесловия происходит ложь... Стяжавший страх Божий отчужден лжи, имея при себе судию беспристрастного — совесть свою... Правительство прогоняет ложь посредством истязаний; но слез обилие вконец оную истребляет. Не знает младенец лжи, не знает оной и душа незлобивая... Вином подвеселившийся и поневоле всегда говорит правду: так слезами умиления упившийся никогда не может и лгать (ст. 12). 15. Леность Вопрос. Как изображает св. Лествичник леность? Ответ. Леность есть расслабление души, дряхлость ума, небрежение постнического труда, возненавидение своего обета. Вопрос. Чем и как искореняется и прогоняется эта болезнь, общежитием нетерпимая, но при безмолвнике до конца жизни неотступно пребывающая? Ответ. Да заключится сия мучительница в оковы воспоминания грехопадений наших, ибо оплакивающий грехи свои не знает лености. Да уязвляется бичом трудолюбия и рукоделия. А чтобы действительнее и несомненнее было лечение лености, св. Иоанн Лествичник, как опытный и благоразумный врач, до тонкости разузнает ее происхождение, признаки, похождения и то, что ей приятно и что противно. Скажи нам, о расслабленная страсть, кто есть зле рождший тебя отец? Кто твои потомки? Кто твои враги и кто приятели? Что касается, — ответствует она, — до истинных послушников, то я у них места не имею, где главу приклонить; место моего жительства у безмолвников. Приглашающих меня пороков много, в том числе иногда бывает бесчувственность душевная, иногда невоспоминание о небесных сокровищах, иногда же и излишество трудов. Потомки мои и сопутники суть частые с места на место преселения, неслушание духовного отца, забвение суда Страшного и своих обетов. Противники мои, от коих я ныне связана, суть псалмопение, рукоделие. Враг мой — размышление о смерти; а то, что меня умерщвляет, есть молитва и твердое упование получить будущие блага (ст. 13). 16. Злая болезнь или, по Лествичнику, злой мучитель: чревообъядение Спросим и у сего врага нашего или, справедливее сказать, главнейшего всех наших зол начальника и всех страстей виновника, жестокого обладателя всех смертных; спросим, от кого он рождается, и кто его потомки, и кто его истребитель? Скажи нам, о жестокий обладатель всех смертных, ценою пресыщения всех земнородных купивший: 1) С которой страны обрел ты к нам вход свой? 2) И что ты по входе своем рождаешь? 3) Ц как ты от нас отходишь? Что вы меня злословиями осыпаете, — ответствует, — будучи мне подчинены? 1) Не природою ли я соединен с вами? Моя дверь, которою вхожу, есть свойство брашен; и причиною моего преобладания есть привычка, многим временем снисканная безболезненность душевная и непамятование о смерти. 2) Как, хотите знать, имена моих потомков? Изочту их, и паче песка умножатся. Однако, как зовутся мои первородные и любезные дети, послушайте. Первородный мой сын есть блуд; второй — родившееся от него жестокосердие; третий — излишний сон; а отсюда — море нечистых помыслов... Дщери мои суть: леность, многоглаголание, дерзость, смехотворство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, упорство, нечувственность и плен духа. 3) Искоренители мои таковы. Воспоминание о прошедших грехах, Хотя против меня и вооружается, однако не побеждает. Память смертная сильно против меня враждует. Но нет человека, который бы (собственною силою) меня мог истребить вовсе. Имеющий в себе Утешителя Духа Святаго посредством Его против меня борется; и Утешитель сей, упрошен будучи от человека, не дозволяет мне употреблять всей своей свирепости (ст. 14). Из сего ответа беса чревоугодия, видишь, брат, коликого мужества требуется для победы над ним! 17. Не чувствие Вопрос. В чем состоит сия болезнь нашего духа? Ответ. Одержимый сею болезнью, по изображению св. Лествичника, об исцелении язвы разглагольствует, но свою рану растравляет, говорит, что он болен, а сам не перестает вкушать вредной пищи— О смерти любомудрствует, но живет как бы бессмертный... Рассуждает о воздержании, но чревообъядением пленяется... Бесстрастных людей превозносит, а сам за поверженное рубище памятозлобствовать и ссориться не краснеет... на красоту лиц со сладострастным взирает движением, а о целомудрии разглагольствует... Всегда сам себя обличает, а в чувство прийти не хочет, не говорю уже — не может. Вопрос. Нет ли горшей степени этой болезни? Ответ. Есть, как самую ее св. Иоанн Лествичник вынудил высказать так: союзники мои (одержимые нечувствием), смотря на тела мертвых, смеются; стоя на молитве, окамененными, жестокосердыми и слепыми делаются. Приступая к Таинственной Трапезе, бесчувственны бывают и, приобщаясь сего Дара, как бы простой хлеб вкушают. По изречении ею сих слов, я, — говорит св. Лествичник,— изумился и спросил: кто ее родитель? Кто ее исчадия? И кого и чего она страшится? 1) Я не одно происхождение имею, — ответствует она, — мое рождение смешенное и мрачное; меня укрепляет пресыщение; меня время увеличивает и приводит в силу злая привычка. 2) Я матерь смеха, я пища сну, я пресыщению другиня. 3) Пребывай во многом бдении, тогда я, может быть, и уступлю тебе несколько. Вникни в причину, от коей я рождаюсь, и противоборствуй моей матери, ибо я не одну ее имею. Молись часто при костях мертвецов (а еще лучше бы при св. мощах киевских, аще Господь Милосердый, Матерь Его Преблагая и святые Их угодники сподобят) и впечатлевай в сердце своем неизгладимое о них воображение; ибо ежели сего образа кистью поста в душе своей не напишешь, то не победишь меня во веки». 18. Недуг тщеславия и гордости Лют недуг тщеславие. Тщеславный человек, как говорит св. Иоанн Лествичник, есть христианский идолопоклонник, который на взгляд чтит Бога, но более старается угодить людям, а не Богу Вопрос. Как излечиться от него? Ответ. Смотря по свойству порока, разные на до употреблять к излечению его лекарства. Когда мы славы домогаемся или когда оная без нашего искания от других нам приписуется, или когда мы к получению ее предпринимать станем какие-нибудь средства, то немедленно вообразим в мысли своей о прежних слезах наших (а лучше о прежних и настоящих грехах и немощах наших) (ст. 22). 19. Злая болезнь тщеславие, а гордость еще злее. Вопрос. Какое начало гордости и в чем она состоит? Ответ. Червь, возрастая от часу более и получив себе крылья, нередко высоко поднимается: равно и усилившееся тщеславие рождает гордость — родительницу и совершительницу всех пороков (ст. 22). Начинаясь от крайнего тщеславия, — продолжает св. Лествичник, — гордость средину свою имеет в уничижении ближнего, в бесстыдном собственных своих трудов проповедании, в желании похвал, в отвращении от обличения, конец же ее отрицании от Божией помощи и бесовском нраве. 20. Вопрос. Какие порождения тщеславия и гордости и чем излечиться от них? Ответ. Выслушаем о сем св. Иоанна Лествичника. Приметил я, — говорит он, — что сия безрассудная страсть — гордость — ив мое вошла сердце, внесена будучи в оное на раменах своей матери — тщеславия. Почему обеих их узами послушания связав и бичом смирения уязвив, я принудил их объявить мне, что они рождают и что их истребляет?.. И они, по получении от меня довольных ударов, высказали мне сие: мы рождаем все то, что смиренномудрию противно... Наши порождения суть: гнев, клевета, огорчение, ярость, клич, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Но есть одно нечто, отнимающее у нас всю силу. Вопрос. Что такое? Ответ. Если ты пред Богом искренно себя смиришь, то презришь нас, как некую паутину. Ибо тщеславие, как сам видишь, есть конь гордости, на которого она садится; напротив того, смиренномудрие и самого себя осуждение посмеются сему коню и его всаднику, воспевая сладко оную победную песнь: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море и глубину смиренномудрия. 21. Заключение лечебника духовного По опытам и по свидетельству лечебников, телесные болезни многоразличны, многовидны и многочисленны. Душевные болезни и недуги, от коих страдает род человеческий, отпадший от Господа Бога своего преступлением заповедей Его, еще многочисленнее и многоразличнее. Описания их, а равно указания всех средств, коими врачуются они, не может вместить самая пространная книга. Посему заключим книжицу сию, присовокупив некоторые замечания о развитии болезней души нашей и о зависимости одной болезни от другой. 22. Болезни телесные постепенно входят в человека и постепенно образуют тот или другой недуг. Ту же постепенность имеют и душевные болезни: начинаются, усиливаются и обращаются в ту или другую страсть. Как же опытные врачи духовные излагают эту постепенность? 23. Святые и благорассмотрительные отцы, — говорит св. Иоанн Лествичник, — изъясняя ход заболевания души, иное называют воображение или представление вещи; иное — внимание к представившемуся предмету; иное — согласие и склонение воли к оному; иное — раболепство, когда т.е. предмет возымеет власть над душою; иное — брань с этим предметом, борьба, вытеснение, иное, наконец, — душевный недуг (ст. 16). 24. Вопрос. Что называют отцы воображением? Ответ. Простое понятие вещи или попавшегося на мысль какого-нибудь предмета. Вопрос. Что разумеют под вниманием? Ответ. Беседу с явившимся предметом, хотя бы то было со страстью, хотя бы без всякого пристрастия. Вопрос. Что согласием называют? Ответ. Когда душа на представившийся ей предмет с услаждением склоняется. Вопрос. Что раболепство? Ответ. Насильное сердца нашего к виденному предмету влечение, или закоснелую к нему привязанность, которая нарушает благосостояние и тишину душевную. Вопрос. Что борьбою именуют? Ответ. Равносильное против неприятеля сражение, где борец добровольно или побеждает, или теряет победу и поражается. Вопрос. Наконец, что называют недугом души? Ответ. Развращение, чрез долгое время в душе нашей гнездящееся, и оную так к нему приковывающее, что она сама к нему волею и неволею стремится (ст. 16). 25. Как телесные болезни, так и душевные недуги входят разными путями — отвне и извнутрь. О передних св. Лествичник написал, что, по мнению одних, страсти входят в тело посредством сердечных помыслов; а по мнению других, худые помыслы рождаются от чувств телесных. Кто в сем знает силу, тот да наставит нас о Господе, — присовокупил к сему св. Иоанн Лествичник. Так или иначе, но то несомненно, что тело есть главное гнездилище и орудие греха. Посему-то св. Лествичник обращаясь душою своею к плоти, взывает к ней: скажи мне, о любезная моя супружница и природа! скажи, как мне пребыть от тебя неуязвлену? Как избегнуть природной опасности, когда я Христу обещался против тебя вооружаться?.. 26. Вопрос. Что ответствует плоть душе на сии вопросы? Ответ. Я в себе имею отца — самолюбие; внешняя разжигания моего причина есть чрезмерное мне угождение и незаграждение чувств зрения, слуха и пр., а внутренняя движения моего вина происходит от овладевшего мною послабления... Я, зачав в себе, рождаю пороки, а они, родившись от меня, сами рождают смерть - отчаяния. Ежели крайнюю мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки. Ежели пресечешь обжорство и заградишь чувства, то свяжешь мне ноги. Ежели прилепишься к послушанию, то чрез сие разрешишься от меня. Ежели снищешь смирение, то отсекаешь главу мою (ст. 17). 27. Вопрос. Известно врачам, как в теле нашем зарождаются болезни и как одна болезнь другую производит: можно ли знать верно, как душевные болезни распложаются? Какая от какой? Ответ. В ответ на сие приведем следующие слова из «Лествицы» (ст. 26). Спросил я, — говорит св. Лествичник, — достопамятных отцов о восьми порождениях грехов и просил изъяснить мне, какой порок от которого из них происходит? И они, любезно и благосклонно меня сему научая, сказали, что в безрассудных страстях никакого нельзя найти порядка и разума; но все в них беспорядочно и непостоянно... Смех, например, безвременный рождается иногда от беса блудодеяния, а иногда — от тщеславия, когда кто внутренно без стыда сам собою хвалится; иногда же — от роскоши. Так как и многоспание происходит то от роскоши, то от поста, когда т.е. постящиеся гордятся; то от лености, а частью и от природы; многословие иногда — от чревонеистовства, иногда — от тщеславия. Леность иногда от роскоши, иногда — от неимения страха Божия. Хуление собственно рождается от гордости, часто и от осуждения ближнего в том же пороке, какой сам имеет, или от непотребной бесовской зависти. Жестокосердие — то от пресыщения, то от нечувствия, то от пристрастия; а пристрастие сие иногда — от блуда, иногда — от сребролюбия, или от чревообъядения, тщеславия и от других причин. Злоба — от гордости и гнева. Лицемерие — от самолюбия и самомнения. Вопрос. Что св. Иоанн Лествичник называет родительницею всех зол? Ответ. Родительница, — говорит, — всех зол — роскошь и злоба, коими одержимый не узрит Бога. Если мы от роскоши воздержимся (роскошь — всякая неумеренность), а в злобе пребудешь, — нет нам из того никакой пользы. Вопрос. Как предостеречься от недуга злобы? Ответ. Победа велия на главный помысл есть — молиться за брата оскорбившего, и глаголать так: «Помози, Господи, брату моему, (например, Иоанну, Андрею, Петру...) и за молитвы его помилуй и меня, грешного». И молитва за брата оказывает нашу любовь к нему и благорасположение; призвание на помощь нам его молитвы означав наше смирение. 28. Достаточное изъяснение того, о чем св. Иоанн Лествичник спрашивал у отцов и чего изъяснить определенно не решились они, обретаем мы в зерцале православного исповедания свт. Димитрия Ростовского. Святитель, во-первых, определяет и разделяет коренную и неточную болезнь душевную, т.е. грех, и, во-вторых, исчисляет главные происходные болезни, показывая, какие от сих выражаются недуги. 29. Вопрос. Как определяет свт. Димитрий Ростовский коренной недуг наш, т.е. грех? Ответ. Грех есть хотение необузданное человека и диавола, или грех есть беззаконие, т.е. преступление Закона Божия. Вопрос. Как разделяется этот недуг? Ответ. Главным образом так же, как телесные недуги, т.е. на смертный и несмертный; на прирожденный и произвольный. Вопрос. Какие грехи смертные, произвольные? Ответ. Их семь: 1) гордость; 2) лихоимство; 3) блуд; 4) зависть; 5) чревоугодие или чревонеи-стовство; 6) памятозлобие; 7) уныние. 30. Вопрос. Какие недуги рождаются от злой болезни — гордости? Ответ. Злое мнение о ближнем, осуждение, непокорность Церкви и ее служителям, мечтательное хваление, лицемерие, любопрение, дерзость, крамола, кичливое мнение, небрежение о заповедях, в зле пребывание и прочее, в поступи, во взгляде, во гласе являемое. Вопрос. Что рождается от лихоимства? Ответ. Хищение, лесть, ложь, мятеж, насильство, жестокосердие, бесчеловечие, зависть, неверие, обида нищих и иных человеков, скупость. Вопрос. Какие порождения блуда? Ответ. Слепота ума, ненависть к божественным предметам, нечестие, отчаяние, мотовство, леность, вражда к ближним. Вопрос. Что от зависти рождается? Ответ. Ненависть, оглаголание, небрежение, прельщение, убийство. Вопрос. Что от чревонеистовства? Ответ. Леность к благочестию, уныние, плотное похотение, безобразный смех, самоугодие, малобрежение, ближнего укоризна, любопрение, варварский нрав. Вопрос. Что от памятозлобия? Ответ. Зависть, убийство, мщение, тщета, безумие. Вопрос. Что от уныния? Ответ. Вольное расслабление, извет греха, соблазн, печаль, подозрение. В таковой состоят зависимости друг от друга наши душевные недуги, по выяснению свт. Димитрия Ростовского, которого молитвами исцели, Господи, души наша, одержимые то тем, то другим пз сих недугом, то многими, если не всеми вместе. Исцели мя, Господи, и исцелюся и воспою Тебе Отцу и Сыну и Святому Духу во веки: Аллилуйя! Примечание Достойно знать родословие сердечных болезней наших, излагаемое св. Макарием Египетским: Знайте, возлюбленные, — говорит он братии своей, — что как все добродетели одна на другой держатся и взаимно между собою связаны, и как бы в некоей священной духовной цепи одна от другой зависят: молитва — от любви, любовь — от радости, радость — от кротости, кротость — от смирения, смирение — от служения, служение — от упования, упование — от веры, вера — от послушания, послушание — от простоты; так и с противной стороны: пороки один другим производятся. Вопрос. Каким образом? Ответ. Так: ненависть — раздражительностью, раздражительность — гордостью, гордость — тщеславием, тщеславие — неверием, неверие — жестокосердием, жестокосердие — нерадением, нерадение — разленением, разленение — небрежностью, небрежность — унынием, уныние — малодушием, малодушие — сластолюбием; и прочие пороки — эти болезни и язвы нашей души — взаимно один от другого зависят. Владыко, Господи Боже наш! Иже Един окаянныя моея души недуг и сея исцеление (как ее исцелить) ведый, исцели ю, якоже веси, ради множества милости Твоея и щедрот Твоих: понеже от дел моих несть пластыря приложити ей, ниже елея, ниже обязания. Но Ты, пришедый не праведный призвати, но грешныя к покаянию, помилуй, ущедри, прости ю; раздери рукописания многих и студных деяний моих, и настави мя на путь правый: да ходяй во истине Твоей, возмогу избеги стрел лукаваго, и сице предстану неосужденно пред страшным Престолом Твоим, славя и воспевая Пресвятое Твое и Единосущнаго Отца Твоего и Духа Святаго Имя во веки. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar