Меню
Назад » »

Блаженный Августин / О том, как оглашать людей необразованных (2)

31. Мы не должны обеспокоиваться тем, что наибольшая часть людей последует диаволу, а наименьшая — Господу; ибо и зерен пшеницы бывает гораздо менее в сравнении с мякиною. Но как земледелец знает, куда употребить большую груду мякины, так и для Бога ничего не значит множество грешников; потому что Он знает, что сделать с нами, дабы ничем не возмущалось Его царство. Поэтому и диавола еще нельзя почитать победителем потому, что он наибольшую часть людей увлек на свою сторону, и только наименьшая должна с ним сражаться. Два общества людей — одно нечестивых, а другое — праведных от начала человеческого рода до кончины века будут существовать в мире, видимо перемешиваясь между собою, но, отделяясь одно от другого по расположениям сердечным, пока в день судный они не отделены будут друг от друга и видимым образом. Ибо все люди, любящие гордость и временное преобладание, вместе с духами, кои славу свою поставляют в покорении людей, составляют одно общество, и хотя различествуют между собою способами приобретения сей власти, но по тяжести злых своих вожделений низвергаются в одну и ту же бездну. Равным образом и все люди и все духи, смиренно ищущие не своей, но Божией славы и благоугождающие пред Ним, принадлежат к одному обществу. Но премилосердый Бог долготерпелив и по отношению к нечестивым людям, и дает им время для покаяния и исправления. 32. Так, положив истребить потопом всех людей кроме одного праведника с его семейством, коих Он восхотел спасти в ковчеге, Он хотя и знал, что нечестивые те не исправятся, однако ж и тогда, в продолжение ста лет, как строился ковчег, Он не преставал возвещать повсюду о гневе своем, грядущем на них, так что, если бы они обратились ко Господу, Он пощадил бы их, как пощадил в последствии Неневитян, принесших покаяние, когда Бог чрез Пророка предвозвестил их погибель (Ион. 3). Если так поступал Бог с теми, о коих Он знал, что они пребудут во злобе своей, и давал им время для раскаяния: то примером сим Он хотел научить нас, сколь терпеливы должны быть мы в отношении к злым, когда мы еще не знаем, каковы они будут в последствии, и когда ведающий все будущее Бог щадит их и дозволяет им жить. Таинство потопа, во время коего праведные спаслись чрез древо, предвозвещало также будущую Церковь, которую ее Царь и Господь Иисус Христос таинством креста своего спас от потопления мира сего. Бог знал конечно и то, что между потомками спасенных в ковчеге будут в последствии злые, которые неправдами наполнят лице земли; потому что и после сего зло не преставало распространяться на земле чрез гордость, похоти и другое нечестие, когда люди, оставив Творца своего, не только прилепились к твари, которую создал Бог, почитая оную за Бога, но и уклонили сердца свои к делам рук человеческих и художественным произведениям, в которых они обожали и почитали самих демонов: но в предотвращение сего зла Он не погубил потопом всех людей, дабы с одной стороны показать пример будущего суда, а с другой таинством древа предвозвестить свободу праведных. 33. Впрочем, и тогда были праведники, благочестно чтившие Бога и побеждавшие гордость диавола, — граждане того святого града, кои спасались верою в будущее уничижение Царя своего, открытое им Духом Святым. Между таковыми особенно славен Авраам, благочестивый и верный раб Божий, коему открыта была тайна Сына Божия, и за подражание вере коего — верующие всех народов называются его чадами. От сего Авраама произошел народ, который один почитал единого истинного Бога, создавшего небо и землю, когда прочие народы служили идолам и демонам, и в котором уже весьма ясно предъизображалась будущая Церковь. Но в народе сем наибольшею частию были люди плотские, которые за видимые благодеяния почитали Господа, и только немногие помышляли о вечном покое и искали небесного отечества, каковым людям пророчески и открыто было будущее уничижение Царя и Господа нашего Иисуса Христа, дабы чрез сию веру они исцелялись от всякой гордости и надменности. Святые сии, предшествуя по времени рождению Господа, не только словами, но и самою жизнью, супружеством, детьми и делами предвозвещали то время, когда чрез веру в распятого Господа из всех народов земли должна была составиться Церковь Божия; сии святые Патриархи и Пророки оказывали также плотскому народу Израильскому, который назывался после Иудеями, и видимые благодеяния и смягчали жестокость телесных наказаний, угрожавших ему за его жестокосердие, и — во всем этом выражались однако ж духовные тайны, относящиеся ко Христу и Его Церкви, членами коей были и сии праведники, хотя они жили еще до пришествия Христова. Ибо сам единородный Сын Божий, Слово Отчее, равный и совечный Отцу, «им же вся быша», сделался для нас человеком, дабы быть главою целой Церкви, как бы какого-либо тела; и — хотя Патриархи сии явились прежде Его, подобно как и рука показывается иногда прежде рождения всего тела, однако ж они соединены с сим телом ниже главы, которая есть Иисус Христос. Народ сей, по переселении во Египет, служил жесточайшему царю, и будучи обременен тяжкими работами, взыскал Избавителя-Бога. В это время послан был к нему один из сего же народа святой раб Божий Моисей, который, устрашив нечестивый народ Египетский великими чудесами, производимыми им силою Божиею, вывел оттуда народ Божий чрез Чермное море, которое, расступившись, открыло путь проходившим чрез оное Израильтянам, а Египтян, погнавшихся вслед за ними, потопило в волнах своих. Таким образом, как во время потопа земля водами была очищена от неправды грешников, которые погибли в сем наводнении, а праведные спаслись посредством древа: так вышедший из Египта народ Божий открыл себе путь ко спасению в водах, коими истреблены были враги его. И здесь нельзя не видеть таинства древа; ибо Моисей жезлом ударил по морю, чтобы произвести это чудо. Вообще то и другое событие знаменовало Таинство святого Крещения, чрез которое верующие вступают в новую жизнь, а грехи их, как враги, истребляются и погибают. Но гораздо яснее в сем народе предъизображено было страдание Христово, когда Бог повелел Израильтянам закалать и снедать агнца, и кровью его мазать двери домов своих, и совершать такое празднество каждый год, называя оное Пасхою Господнею; ибо сия Пасха яснейшим образом прообразовала Господа нашего Иисуса Христа, который, по слову Пророка, «как овца, веден был Он на заклание» (Ис.53, 7). Знамение сего страдания и креста и ты ныне должен изображать на челе своем, как некогда Израильтяне на дверях, и как все Христиане на себе изображают оное. 35). После сего народ сей в продолжение сорока лет водим был по пустыне и получил закон, написанный перстом Божиим, под именем коего разумеется Дух Святый, как об этом ясно сказано в Евангелии (Лук. 11, 20); ибо Бог не имеет телесной формы, и в Нем нельзя представлять тех членов и перстов, какие мы видим у себя; но поелику Дух Святый разделяет святым божественные дары, которые хотя и различны один от другого, но соединяются между собою в одном союзе любви, подобно как и персты наши хотя и разделены один от другого, но по началу соединены между собою: то по сей или другой какой-либо причине Дух Святый называется перстом Божиим, но однако ж мы, слыша это, не должны представлять в Боге телесной формы. Закон сей написан был перстом Божиим на каменных скрижалях в обозначение жестокосердия народа, по которому он не мог исполнить сего закона; ибо, желая от Бога телесных благ, он располагался к соблюдению оного более по плотскому страху, нежели по духовной любви, а закон может исполнить только одна любовь. По этой-то причине, дабы удержать народ сей под рабским игом, он и обременен был множеством внешних обрядов относительно различия в пище, жертвоприношения животных и многого другого, кои все однако ж были знамениями вещей духовных, относящихся к Господу Иисусу Христу и Его Церкви, и которые еще в то время некоторые святые люди понимали во свое спасение и соблюдали, когда то было нужно, но наибольшая часть плотских людей только соблюдала, но не понимала. 36-37). При столь многих и различных знамениях будущих вещей, кои все трудно исчислить и которые ныне выполняются в Церкви, народ сей введен был в землю обетования, где, сообразно его желанию, предназначено ему было временно и плотски царствовать. Но сие земное царство имело однако ж образ царства духовного. Там построен был Иерусалим, славнейший град Божий, служащий знамением того свободного града, который называется небесным Иерусалимом, каковое слово есть Еврейское и означает видение мира. Граждане его суть все святые люди, как бывшие прежде, так и настоящие и будущие, и все святые духи, кои в горних селениях небесных с благоговейною преданностью повинуются Богу, будучи чужды нечестивой гордости диавола и его аггелов. Царь сего града есть сам Господь Иисус Христос, Слово Отчее, управляющее высшими Ангелами, и соделавшееся человеком, дабы управлять и людьми и возвести их с Собою в вечное царство мира. В земном царстве народа Израильского образом сего Царя более всех был царь Давид, от семени коего произошел по плоти истинный Царь наш, Господь Иисус Христос, «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9, 5). Много в сей земле обетования произведено было дел в предъизображение будущего пришествия Христова и Его Церкви, — что ты можешь мало-помалу узнать из книг Священного Писания; но чрез несколько поколений Бог дал другое знамение, более относящееся к существу дела. Город тот Иерусалимский взят был в плен, и наибольшая часть его жителей отведена в Вавилон. Но как Иерусалим знаменует град и общество святых: так Вавилон знаменует город и общество нечестивых, потому что по словопроизводству он означает: смешение. О смешении сих двух обществ, которое началось с самых первых времен человеческого рода и по стечению различных обстоятельств времени будет продолжаться до кончины века, пока на последнем суде не последует между ними решительного разделения, — мы уже сказали несколько выше. Пленение сего града Иерусалима и отведение народа его на порабощение в Вавилон предвозвещено было Господом чрез Иеремию, Пророка того времени (Иер. гл. 25 и 29). Между царями Вавилонскими, у коих в порабощении находились Иудеи, были такие, которые, по сему случаю будучи возбуждены некоторыми чудесами, познавали и почитали единого истинного Бога, создавшего всю тварь, и повелевали почитать Его своим подданным, а порабощенным ими Иудеев заставляли молиться за поработивших их, дабы в мире их они могли также в мире рождать детей, строить дома и насаждать сады и виноградники. Но им обещано освобождение по истечении 70 лет от плена. Все это имело то таинственное предзнаменование, что Церковь Христова, состоящая из святых Его, — граждан небесного Иерусалима, будет покорствовать царям века сего. Ибо так говорит и апостольское учение: «Всякая душа да будет покорна высшим властям», и: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» (Рим.13,1.7), и вообще все, что должны воздавать мы по законам человеческого учреждения, если только это не противно закону Божию; да и сам Господь своим собственным примером научил нас соблюдать сие учение, когда не усомнился заплатить за себя поголовную дань (Матф.17, 27). Рабы Христиане и добрые верующие должны верно и нелицемерно служить временным господам своим, которых они будут судить, если они до конца пребудут в нечестии, или с коими равно будут царствовать, если они обратятся к истинному Богу. Но всем вообще заповедуется повиноваться человеческим и земным властям, пока по истечении предопределенного времени, обозначаемого семидесятью годами, Церковь не освободится от смешения с миром, подобно как Иерусалим освободился от плена Вавилонского. По случаю сего пленения Церкви и сами земные цари, оставив идолов, за коих они преследовали Христиан, познали и чтут единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа, и об них то Апостол Павел заповедал Христианам молиться, даже когда гонима была Церковь. Ибо так говорит он: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2). Итак сии цари дают мир Церкви и тишину, хотя и временную, для духовного созидания домов и насаждения садов и виноградников; по сей-то причине и мы тебя назидаем и насаждаем настоящею проповедью, и это же самое делается во всем мире, как говорит тот же Апостол: «вы Божия нива, Божие строение» (1Кор. 3, 9), пока из Христиан не составится одно общее мирное царство. 38. По прошествии 70-ти лет, о коих таинственно пророчествовал Иеремия, дабы предъизобразить кончину времен, в Иерусалиме сделано было начало к восстановлению храма Божия. Но так как все это делалось только образно: то Иудеи и не имели совершенного мира и свободы. Посему их победили в последствии Римляне и сделали своими данниками. С того самого времени, как Евреи вступили в землю обетованную и стали иметь своих царей, до самого пленения Вавилонского пророчества об Иисусе Христе, как будущем Избавителе, становились время от времени определеннее, как видно из книги Псалмов Давидовых и писаний других великих и святых Пророков; и это для того, дабы слепотствующий народ не признал безвременно за такого Избавителя кого-либо из земных царей своих. Но и во время самого пленения были Пророки, которые возвещали о пришествии Господа Иисуса Христа — Избавителя всех; — и после того, как по прошествии семидесяти лет плена храм был восстановлен, Иудеи терпели такие угнетения и несчастия от языческих царей, что должны были узнать, что еще не пришел тот Избавитель, который, по их мнению, должен освободить их не от духовного, но от плотского рабства». 39-40). Таким образом прошло пять периодов времени, из коих первый простирался от начала человеческого рода, т. е. Адама, который был первым человеком, — до Ноя, построившего ковчег пред наступлением потопа. За сим следовал второй — от Ноя до Авраама, который хотя и называется отцом всех народов, подражающих вере его, но по плоти был родоначальник происшедшего от него, так называемого в последствии, народа Иудейского, который, до распространения христианской веры между язычниками, один из всех народов земли почитал единого истинного Бога, и из которого должен был произойти по плоти Спаситель Христос. Эпохи сих двух периодов времени обозначены в книгах Ветхого Завета, а остальных трех — в Евангелии, и именно в родословии Иисуса Христа (Матф.1,17). Ибо третий период простирается от Авраама до Давида царя, четвертый от Давида до того плена, когда народ Божий переселился в Вавилон, пятый — от сего переселения до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, а со времени Его пришествия идет шестой период. В сей последний период духовная благодать, известная до того времени не многим Патриархам и Пророкам, открылась всем народам, дабы каждый туне чтил Господа, желая от Него не видимых наград за свое служение и временного счастья, но одной вечной жизни, которою он будет наслаждаться в самом Боге, и — дабы в сей шестой период ум человеческий возобновился по образу Божию, точно так как в шестой день по образу Божию был создан человек; ибо закон тогда только исполняется, когда не из желания временных благ, но из любви к заповедавшему кто-либо соблюдает его заповеди. Но кто не возлюбит правосудного и премилосердого Бога, который первее так возлюбил нечестивейших и гордых людей, что ради их послал в мир своего единородного Сына, чрез которого Он сотворил все, дабы Он не чрез изменение своего естества, но чрез восприятие человечества, не только обитал с ними, но и за них и от них умер, и таким образом явил Новый Завет вечного наследия, в котором обновленный человек, при благодати Божией, проводил бы новую жизнь, т. е. жизнь духовную, подобно как в Ветхом Завете плотской народ, за исключением не многих Патриархов и Пророков и некоторых сокрытых от истории Святых, представляя собою ветхого человека и живя по плоти, желал от Господа Бога плотских наград и получал оные в предъизображение благ духовных? Посему все земные блага презрел Богочеловек Иисус, дабы научить нас презирать оные, и переносил все земные злоключения, переносить кои Он заповедал нам, дабы ни в тех мы не искали счастья, ни в сих не боялись несчастия. Родившись от неискусомужной Матери, которая хотя навсегда пребыла непорочною, будучи девою в зачатии и в смерти, но обручена была древоделу, — Он научил нас погашать надменность плотского благородства. Родившись притом в городе Вифлееме, который между всеми городами Иудейскими был так мал, что и доселе называется селением, Он не хотел, чтобы кто-либо гордился знаменитостью какого-либо земного города. Бедным сделался Тот, кому принадлежит все и чрез кого все сотворено, — дабы всякий верующий в Него не дерзал превозноситься земным богатством. Не восхотел быть почтен от людей царем Тот, о всегдашнем царстве коего свидетельствует вся тварь, — дабы показать путь смирения тем несчастным, коих отделила от Него их гордость. Алкал, кто насыщает всех; жаждал, кто подает всем питие, и кто есть духовный хлеб алчущих и источник жаждущих (Иоан. 6, 35); утомлялся от земного пути, кто в себе показал нам путь на небо (Иоан. 14, 6); был как бы нем и глух пред злословившими Его, кто отверзал уста немому и уши глухому; был связан, кто разрешал узы греховные; биен, кто снимал с нас болезни; предан на пропятие, кто окончил наши мучения; умер, кто восставлял мертвых; но и воскрес, чтобы уже никогда не умирать, и научить верующих не думать о смерти так, как будто бы после оной уже не было жизни. 41). Потом, утвердив в вере учеников своих, и в продолжении сорока дней беседовав с ними, в глазах их вознесся на небо, и, по исполнении пятидесяти дней от своего воскресения, послал им Святаго Духа, дабы они при помощи благодати, излиявшейся чрез Него в сердца их, не только без труда, но и с приятностью могли исполнять закон, данный Иудеям в десяти заповедях, которые называются «десятословием» и главным образом состоят в том, чтобы мы любили Господа всем сердцем, и всею душою, и всею мыслию, и ближнего своего, как самих себя (Втор. 6, 5); ибо в «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», как сказал сам Господь в Евангелии (Матф.22, 40), и доказал это своим примером. Да и сам народ Израильский принял писанный перстом Божиим или, как мы сказали, Духом Святым, закон также по исполнении пятидесяти дней с того времени, как он образно праздновал Пасху, закалая и снедая агнца, и его кровью помазуя двери домов своих, подобно как после страдания и воскресения Господа, который есть истинная Пасха, в пятидесятый же день Дух Святый послан был на Апостолов, но уже не для обозначения жестокосердия народа каменными скрижалями, — когда они собраны были в одно место в самом Иерусалиме, «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2, 2) «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (ст. 3), «и начали говорить на иных языках» (ст. 4), так что все приходящие «каждый слышал их говорящих его наречием»; потому что в этот город из всех стран стекались рассеянные по оным Иудеи и говорившие потому разными наречиями. Потом со всем дерзновением проповедуя Христа, именем Его творили многие чудеса, так что тень мимопроходившего Петра, когда касалась какого-либо мертвеца, воскрешала его (Деян. 5, 15). 42). Иудеи же, видя, что такие чудеса творятся именем Того, которого они, частью по зависти, а частью по неведению предали на распятие, одни подвизались на гонение проповедников Его — Апостолов, а другие, дивясь еще более тому, что такие чудеса совершаются именем Того, кого они распяли и осмеяли, приходя в раскаяние, целыми тысячами обращались к вере в Него. Это были не те кои желали от Господа временных благодеяний и земного царства, и плотским образом судили о Царе Христе, но кои духовно рассуждали о сем, и любили Того, кто за них же потерпел от них такие мучения, и до пролития Своей крови прощал им их грехи, и в примере Своего воскресения показал надежду бессмертия. Таким образом, умертвив земные пожелания ветхого человека и стремясь к новой духовной жизни, они, как заповедал Господь в Евангелии, продавали все, что имели, и цену проданного полагали к ногам Апостолов, дабы они сами давали каждому, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 35), — и, живя согласно в христианской любви, никто из них ничего не называл своим, но все у них было общее; и душа и сердце были одно о Господе (Деян. 4, 32). Потом и от самих Иудеев, сограждан своих по плоти, терпели гонение, и рассеялись повсюду, чтобы чрез сие рассеяние тем далее пронести имя Христово, подражая при сем терпению своего Господа, который, благодушно потерпев за них прежде Сам, научил их благодушно переносить все за имя Его. 43). К числу таковых гонителей принадлежал сначала и Апостол Павел, который сильно неистовствовал против Христиан, но в последствии уверовав и сделавшись Апостолом, послан был проповедовать Евангелие язычникам и потерпел гораздо более за имя Христово, чем сколько сделал против него. Учреждая Церкви во всех народах, где только сеял он семя Евангелия, он тщательно заповедовал, чтобы те, кои от идолов своих обращались к почитанию единого Бога, но не легко соглашались продавать и раздавать свое имение, делали по крайней мере приношения в пользу бедных святых, находившихся в Церквах христианских в Иудеи, так что сии были как бы воины, а те как бы содержавшие их; но впрочем те и другие утверждены были на одном краеугольном камне — Христе, в котором Иудеи и Язычники соединялись как бы две, с разных сторон сходившиеся, стены. Но после неверующие язычники стали воздвигать на Церковь Христову тягчайшие и непрестанные гонения, так что с каждым днем исполнялось слово Господа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Матф.10, 16)». 44). Но та лоза, которая, согласно предречению самого Господа, должна была распространить свои плодоносные ветви по всей земле, расширялась тем далее, чем более орошалась кровью мучеников, которые, в бесчисленном множестве умирая повсюду за истину Веры, производили то, что гнавшие их царства должны были уступить им, и мучители их, сокрушив свою гордую выю, сами обращались к вере Христовой. Но надобно же было, чтобы сия самая лоза, как о том предрек Господь (Иоан. 15, 1 и далее), была очищена, и из ней вырублены были бесплодные ветви, под которыми разумеются все те люди, кои во имя Христово, но не для Его, а для своей славы, рассеивали повсюду ереси и расколы, и при противодействии коих Церковь укреплялась более и более в чистоте своего учения и терпении. 45). Все это, как предречено было, так и исполнилось; и каким образом первенствующие Христиане, не видя еще исполнения сего, чудесами убеждались верить сему: так мы видя теперь, что это все исполнилось так, как предречено в тех книгах, кои написаны задолго до исполнения сих будущих событий, должны несомненно верить и тому, чему еще остается исполниться. Так между прочим в тех же самых книгах говорится об имеющих наступить в мире скорбях, и о том последнем судном дне, когда граждане обоих городов (Иерусалима и Вавилона) воскреснут в телах своих, и пред судищем Христовым должны будут отдать отчет в делах своих (2 Кор. 5, 10; Рим. 14, 12). Ибо тот, кто благоизволил прежде прийти во смирении человеческом, придет некогда во славе своей власти, и отделит праведных от нечестивых, не только от тех, кои совсем не хотели веровать в Него, но и от тех, кои хотя и веровали, но тщетно и бесплодно, и первых введет с Собою в вечное царство, а последних предаст вечной казни вместе с диаволом. Но каким образом никакая временная радость не может ни сколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые: так и никакое мучение временных казней не может сравниться с вечными мучениями грешников». 46). Итак, любезный брат! укрепляй себя о имени и при помощи Того, в Кого ты веруешь, против злоязычия тех, кои смеются над нашею верою, и устами коих говорит сам диавол, стараясь осмеять паче всего нашу веру в воскресение. Доказательство своего воскресения ты имеешь в самом себе, когда ты видишь, что ты, не существовав прежде, теперь существуешь. Где была эта масса твоего тела с его формою и членами за несколько лет до твоего рождения или даже до зачатия твоего во утробе матери? Не из сокровенных ли недр природы, при невидимом действии в образовании оной Господа Бога, произошла она на свет и по прошествии определенных периодов достигла до такой величины и приняла такой вид? Неужели же для Бога, который в одно мгновение ока выводит громады облаков и покрывает оными небо, труднее воспроизвести твое тело, каковым оно было, когда Он мог создать оное, когда его еще не было? 47) Итак верь твердо и несомненно, что все, что для глаз человеческих кажется как бы погибающим, все это цело для всемогущества Божия, по которому Он без всякого труда и замедления может воздвигнуть все, если только потребует сего Его правда; воскресения же тел потребует Его правосудие, дабы в тех же телах люди отдали отчет в делах своих, в каких они творили оные, и в тех же телах или удостоились небесного нетления за дела благочестия, или за дела нечестивые подверглись такому состоянию, в котором тела их не разрушатся смертью, но будут материею вечных болезней. Итак, возлюбленный брат! имея непоколебимую веру, старайся приобрести добрые нравы. Бойся того места мучения, где ни мучители не престают мучить, ни мучимые не умирают, потому что смерть их бесконечна, и они не могут умереть в мучениях; и воспламеняйся любовью и желанием вечной жизни святых, где ни дело не будет в тягость, ни успокоение не вожделенно; где не будет никакой печали в душе, никакой болезни в теле, и никакого недостатка, который бы ты пожелал предотвратить от себя или своего ближнего, и где все утешение будет составлять немолчно славимый Бог и братия святого града, в Нем и о Нем блаженно живущие. Ибо мы, — как по Его собственному обещанию можем того ожидать и надеяться, — будем тогда подобны Ангелам (Матф. 22, 30), и наравне с ними наслаждаться лицезрением Святой Троицы, которую мы ныне познаем только верою; потому что, веруя тому, чего не видим, мы за таковую веру удостоимся увидеть то, чему веруем, и таким образом равенство Отца и Сына и Святаго Духа и единство самой Троицы, по которому сии три суть един Бог, не будем уже выражать словами веры и звучащими знаками, но будем созерцать с чистейшею и пламеннейшею любовью в безмолвном благоговении. 48) Сохраняя все сие в сердце своем, моли Господа, в которого ты веруешь, да защитит Он тебя от искушений диавола, и остерегайся, дабы каким-либо образом откуда-либо этот враг не закрался в твое сердце; потому что он всюду ищет средств, как бы кого сделать участником уготованного ему осуждения. Ибо не чрез одних только ненавистников христианского имени, которые скорбят о том, что это имя овладело всем миром, не преставая сами служить идолам и демонам, — диавол искушает верующих, но и чрез тех еретиков и отступников, которые, как мы незадолго пред сим сказали, подобно диким ветвям, отсечены от единства православно-кафолической Церкви; а иногда даже и чрез самих Иудеев. Но особенно надобно остерегаться, чтобы нам не искуситься чрез тех людей, кои находятся внутри самой православной Церкви, как плевелы до времени веяния, которых Бог терпит в оной, как потому, чтобы чрез их развращение укрепить в вере и благоразумии своих избранных, так и потому, что и из числа их же самих многие обращаются ко Господу и благоугождают пред Нам; ибо не все чрез долготерпение Божие «собирают себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия», но многих то же долготерпение Всемогущего приводит в чувство спасительнейшего раскаяния (Рим. 2, 4-5). Доколе таковые люди бывают в Церкви, чрез них укрепляется не только терпение, но и сострадание тех, кои идут правым путем. Поэтому ты многих увидишь пьяниц, сребролюбцев, обманщиков, игроков, прелюбодеев, блудников, колдунов, прорицателей и преданных каким-либо другим нечестивым наукам, заметишь, что те самые толпы наполняют церкви во дни христианских праздников, кои в празднества языческие наполняют театры, и увидев это (но что я говорю увидев, — когда ты среди тех самых, кои называются Христианами, найдешь много таких, кои делают не только подобные, но еще худшие дела?), — может быть сам соблазнишься сделать то же; о! беги от сих греховных покушений! имя Христово не защитит тебя, когда грозно будет судить тебя Тот, кто прежде был так милосерд к тебе. Ибо Он сам предвозвестил это в Евангелии, сказав: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7, 21); «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лук. 13, 26-27); ибо всем таковым людям уготовано вечное осуждение. Итак, когда ты увидишь, что многие не только делают это, но даже защищают и советуют: то держись закона Божия, и не подражай нарушителям оного; потому что ты не по их образу мыслей, но по правде Того, кто дал тебе закон сей, судим будешь. 49) Ищи поэтому сообщества с добрыми людьми, которые вместе с тобою любят Царя твоего, и которых ты много найдешь, ежели сам начнешь быть таковым. Если тебе приятным представлялось быть вместе с теми нечестивцами на зрелищах и разделять с ними удовольствие при взгляде на какого-либо охотника или комедианта: то во сколько крат приятнее должно быть для тебя сообщество с теми людьми, которые вместе с тобою любят Господа, при котором никогда не посрамится любящий Его, потому что Он и сам непобедим и любящих Его делает непобедимыми? Впрочем и на самих добрых людей, кои предшествуют или сопутствуют тебе ко Господу, ты не должен полагать своей надежды, равно как и на самого себя, сколько бы ты ни преуспевал в совершенстве; но надейся на одного Того, кто оправдывает их и тебя; ибо один Бог неизменяем, а человек ненадежен. Правда мы гораздо пламеннее должны любить тех, коих Господь оправдывает, когда по заповеди Его мы должны любить и неоправданных, но иное дело любить человека, иное дело полагаться на него; первое Бог заповедал, второе запретил (Иер. 17, 5). Если ты, при всех приключающихся тебе искушениях и огорчениях будешь непоколебим в своей вере, и не уклонишься от пути правды: то получишь великую мзду, тогда как те, кои поддаются в сем случае диаволу, и малой лишатся. Но будь всегда смирен пред Богом, дабы Он «быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13)». 50) По окончании сей речи надобно спросить оглашаемого, верует ли он сему и хочет ли все сие соблюдать, и если он торжественно исповедует это: то его надобно назнаменать, и поступать потом с ним по чиноположению церковному. Касательно таинств, которые должным образом ему преподаны, ему надобно внушить, что хотя они суть видимые знаки вещей божественных, но в них надобно уважать сии самые невидимые предметы, и не так надобно принимать вид, который освящается благословевием, как принимается в обыкновенном каком-либо случае. Должно также сказать ему, что означает и та речь, какую он слышал, что в ней скрывается и чему она подобна. Потом по сему случаю надобно вразумить его, что все, что в Священном Писании изложено под чувственным покровом, имеет духовное значение и относится к святой и будущей жизни. Вообще надобно кратко сказать ему, что все, что читает он в канонических книгах, имеет целью истину, святость и вечность, и ту любовь, о которой ты говорил ему, заметив ему при сем, что под именем ближнего разумеются не только люди, известные нам по родству, но и всякий, кто может быть с ним в том святом граде, и чтобы он не отчаивался в исправлении тех, коих Господь терпит среди своей пшеницы, «яко благость Божия», по слову Апостола (Рим. 2, 4), «на покаяние их ведет». 51) Но если тебе эта речь кажется слишком длинною, чтобы сказать оную при оглашении человека необразованного: то можно сказать и короче; но во всяком случае не надобно говорить длиннее ее, хотя бы и самый предмет, о котором говорится, и слушатели требовали того. Но когда дело надобно произвести скоро: то смотри, как в кратких чертах можно преподать все наставление. Положим, что пришел также кто-нибудь, желающий сделаться Христианином,— который на предложенный вопрос ответит или не ответит то самое, что прежний: в таком случае ты можешь составить речь свою следующим образом. 52) «Любезный брат! великое и истинное блаженство есть только то, которое обещано святым в будущей жизни; а все видимое преходит, и все блаженство века сего, все утехи и приятности минуют, и любящих оные увлекут с собою в погибель. От таковой погибели, т. е. от вечных наказаний, милосердый Бог, желая спасти людей, если только они сами не будут себе врагами и не воспротивятся милосердию Творца своего, послал в мир единородного своего Сына, т. е. Слово свое, равное Ему, чрез котораго Он сотворил все и который, оставаясь в своем Божестве и не отступая от Отца, и ни в чем не изменившись, но чрез восприятие человечества, в смертной плоти пришел к людям, дабы, как одним человеком, который первый был создан, т. е. Адамом, смерть вошла во весь род человеческий (Рим. 5, 12. 14. 18), потому что человек тот согласился с обольщенною диаволом женою преступить заповедь Божию, так и чрез одного человека — Иисуса Христа, который есть также истинный Бог, все верующие в Него, улучив прощение во всех грехах, вступили в жизнь вечную». 53) Все, что происходит ныне в Церкви Божией, и что во имя Христово делается во всем мире, все это за несколько веков уже предвозвещено было, и как предвозвещено, так и исполняется, дабы мы утверждались в вере. Был некогда по всей земле потоп для истребления грешников, и те, кои спаслись в ковчеге, предъизображали судьбу будущей Церкви, которая ныне плавает в волнах века сего и древом Креста Христова спасается от потопления. Аврааму, верному рабу Божию, из всех людей одному предвозвещено было, что от него произойдет народ, который один между всеми идолопоклонствующими народами будет почитать единого истинного Бога, и все, что должно было по предречению случиться в сем народе, так и исполнялось, как предречено было. Этому же самому народу предсказано было, что в нем явится Царь всех святых и Бог, Иисус Христос, который по плоти будет происходить от семени Авраамова, дабы все те были чадами Авраама, кои будут подражать вере его: — так и исполнилось; Христос родился от Девы Марии, которая была из рода же Авраамова. Пророки предсказали, что Он пострадает на кресте от того же Иудейского народа, из которого Он происходил по плоти: — так и случилось. Предвозвещено было, что Он воскреснет, и — воскрес; и, согласно с теми же предречениями Пророков, вознесся на небо и послал ученикам своим Святаго Духа. Предвозвещено было не только Пророками, но и самим Господом Иисусом Христом, что Церковь Его распространится по всему миру и утвердится чрез мученичество и страдания Святых, и — предвозвещено было тогда, когда имя Его еще неизвестно было язычникам, а если и известно, то служило предметом посмеяния: — и однако ж чрез возвещение чудес, которые Он творил Сам или чрез Своих служителей, мы видим, что ныне выполняется, что предвозвещено было, когда и сами цари земли, гнавшие прежде Христиан, покоряются имени Христову. Предвозвещено было также, что в Церкви Его возникнут многие ереси и расколы, и под Его именем пройдут по всем местам, где только могут: — так и исполнилось. Неужели же теперь не исполнится и остальное из всего того, что предвозвещено было? Очевидно, как исполнились те предречения, которым пришло свое время, так исполнятся и те, коим еще придет оное. К числу неисполнившихся событий относятся бедствия и скорби праведных, и день последнего суда, в который Господь, воскресив всех мертвых, отделит от праведных всех нечестивых, и не только тех, кои находятся вне Церкви, но и всех тех, коих Он по долготерпению Своему, в надежде их исправления, блюдет в оной, как мякину на гумне до времени веяния, — предаст вечному огню. А те, кои смеются воскресению мертвых, думая что истлевшая плоть восстать уже не может, воскреснут, чтобы получить в оной наказание; и Господь покажет им, что Он так же силен в одно мгновение воскресить тела их, каковы они были, как и произвел оные, когда их еще не было. Все же верующие, кои будут царствовать со Христом, так воскреснут в телах своих, что, изменившись, удостоятся ангельского нетления, дабы, по обещанию Господа, быть подобными Ангелам, и вместе с ними немолчно славить Бога и жить в Нем и о Нем в такой радости и таком блаженстве, какого человек ни выразить, ни представить не может». 55) Веруя всему этому, бойся искушений, дабы враг твой диавол, старающийся всякого увлечь с собою в погибель, не соблазнил тебя или чрез тех людей, кои находятся вне православно-кафолической Церкви, каковы или язычники или еретики, или даже чрез тех, кои внутри оной ведут непотребную жизнь, каковы чревоугодники, сластолюбцы, волхвователи, любители зрелищ и демонских наук, и вообще все сребролюбцы и гордецы, или ведущие какой-либо другой образ жизни, воспрещенный законом. Не подражай таковым людям, но ищи сообщества с людьми добрыми, которых ты легко найдешь, если сам будешь таковым, — дабы вам всем совокупно почитать и любить своего Господа, который сам составляет все наше сокровище, и благостью и красотою коего мы и в той вечной жизни будем наслаждаться. Любить же Его надобно не так, как мы любим какой-либо видимый предмет, но как любим премудрость, истину, святость, правду, любовь или что-либо подобное, и притом не каковы они бывают в людях, но каковы в самом источнике вечной и неизменной премудрости. Итак, если ты увидишь каких-либо людей, кои любят это; то и пристань к их обществу, дабы чрез Иисуса Христа, «Ходатая Бога и человеков» (1Тим. 2, 5), ты мог войти в примирение с Богом. О людях же развратных, хотя бы они и были в пределах Церкви, не думай, чтобы они вошли в Царствие Небесное, потому что в свое время они отделены будут, если в сей жизни не сделаются лучшими. Таким образом добрым людям последуй, злых терпи, но всех люби, потому что не знаешь, каким завтра будет тот, кто ныне был злым; не люби только их неправды, но их самих люби, дабы они познали правду, потому что нам заповедана не только любовь к Богу, но и любовь к ближнему, и «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22, 40). Закона сего никто не может исполнить, как только принявший дары Святаго Духа, равного во всем Отцу и Сыну; ибо Бог троичен, и на сего Бога должно быть возложено все наше упование. На человека нельзя возлагать оного, каков бы он ни был; ибо иное Тот, кем мы оправдываемся, и иное те, с коими оправдываемся. Но не чрез одни похоти диавол искушает нас, но и страхом гонений, болезней и самой смерти, и если все это человек перенесет за имя Христово в надежде живота вечного, он удостоится великой награды; если же уступит диаволу, то с ним осудится. Но делами милосердия во смирении сердца можно умолить Господа, да «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13)».
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar