Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

"Воспитание" и "образование" должно быть по существу своему искусством обманывать

                  

Из души человека нельзя изгладить того, что больше всего любили  делать
и чем постоянно занимались его предки: были  ли они, например, трудолюбивыми
скопидомами, неразлучными с письменным столом и денежным сундуком, скромными
и буржуазными  в своих вожделениях, скромными также и в своих  добродетелях;
были ли  они  привычны  повелевать  с  утра  до  вечера,  склонны  к  грубым
удовольствиям и  при этом, быть  может,  к еще  более грубым обязанностям  и
ответственности;  или,  наконец,   пожертвовали   ли   они  некогда   своими
привилегиями рождения и собственности, чтобы всецело отдаться служению своей
вере  -  своему "Богу" - в качестве  людей,  обладающих  неумолимой и чуткой
совестью, краснеющей от всякого посредничества. Совершенно невозможно, чтобы
человек  не  унаследовал  от  своих   родителей  и  предков  их  качеств   и
пристрастий, что бы ни говорила против этого очевидность. В этом заключается
проблема  расы. Если мы знаем кое-что о родителях, то  позволительно сделать
заключение  о  детях:  отвратительная  невоздержанность,  затаенная зависть,
грубое   самооправдывание  -  три   качества,  служившие   во   все  времена
неотъемлемой принадлежностью плебейского  типа, - все  это должно перейти  к
детям столь же неизбежно, как  испорченная кровь; и с помощью самого лучшего
воспитания и образования  можно достигнуть лишь обманчивой маскировки такого
наследия.  - А к чему же иному стремится  нынче воспитание и образование!  В
наш   слишком   народный,  лучше  сказать  плебейский,  век  "воспитание"  и
"образование"  должно  быть  по  существу  своему  искусством  обманывать  -
обманывать насчет происхождения, обманчиво скрывать унаследованное  душой  и
телом   плебейство.  Воспитатель,   который  стал  бы  теперь  прежде  всего
проповедовать правдивость и  постоянно взывал бы  к  своим питомцам: "будьте
правдивыми! будьте естественными, кажитесь тем, что вы есть!", - даже  такой
добродетельный и прямодушный осел научился бы со  временем прибегать к furca
Горация, чтобы naturam expellere: с каким успехом? "Чернь" usque recurret -

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar