Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

Оценка вещей данным человеком выдает нам до некоторой степени строение его души

                  

 "Истинно  почитать можно лишь  того, кто не ищет  самого себя".  - Гёте
советнику Шлоссеру.
     
     У китайцев  есть  поговорка,  которой  матери  учат  уже  своих  детей:
siao-sin,  "уменьши свое  сердце!".  Такова  по сути  и основная  склонность
поздних цивилизаций  - я  не сомненаюсь, что  античному  греку прежде  всего
бросилось бы в  глаза в нас, нынешних европейцах, самоумаление, - уже  одним
этим мы пришлись бы ему "не по вкусу". -
     
     Что же такое  в конце  концов общность? - Слова суть звуковые знаки для
понятий;  понятия же - это более или менее определенные  образные знаки  для
часто  повторяющихся  и  одновременно  проявляющихся  ощущений, целых  групп
ощущений. Чтобы понимать друг друга, недостаточно еще употреблять одинаковые
слова, - нужно также употреблять одинаковые  слова для однородных внутренних
переживаний;  нужно  в  конце  концов  иметь  общий  опыт с другими  людьми.
Оттого-то  люди, принадлежащие  к одному народу, понимают друг друга  лучше,
чем представители  разных народов, даже  когда  они говорят на одном  языке;
или,  обратно, если  люди долго  жили вместе  при сходных условиях (климата,
почвы,  опасности,  потребностей,  работы),  то  из  этого  возникает  нечто
"понимающее  самого  себя" - народ.  Во  всех  душах одинаковое  число часто
повторяющихся переживаний  получает перевес над более редкими: в  этой сфере
люди начинают понимать друг друга все быстрее и быстрее - история языка есть
история процесса сокращения, - а это быстрое понимание порождает все более и
более тесную взаимную  связь. Чем больше опасность, тем больше и потребность
быстро и легко сговориться о необходимом; отсутствие взаимного непонимания в
опасности  - вот условие, без которого  никак  не может установиться общение
между людьми.  Даже в каждой дружеской  или любовной  связи испытывают  друг
друга в этом  отношении: такая связь не  может быть прочной,  раз становится
ясно, что одинаковые слова производят разное впечатление на обоих, вызывая в
одном  из них иные  чувства, мысли, догадки,  желания  и  страхи,  нежели  в
другом.  (Боязнь "вечного  непонимания" -  вот  тот  доброжелательный гений,
который так часто удерживает особей разного пола от слишком поспешной связи,
хотя чувства  и сердце влекут к  ней, - а вовсе не какой-то шопенгауэровский
"гений рода" - !) Группы ощущений, которые могут наиболее быстро пробудиться
в глубине  души, заговорить и давать приказания, имеют решающее значение для
всей  табели  о рангах ее  ценностей и в конце концов определяют скрижаль ее
благ. Оценка вещей данным человеком выдает нам до некоторой степени строение
его души и то, что она считает условиями жизни, в чем видит подлинную нужду.
Положим теперь, что  нужда сближала издревле лишь таких людей, которые могли
выражать сходными знаками сходные потребности,  сходные переживания, тогда в
общем  оказывается,  что  легкая   сообщаемость  нужды,  т.  е.  в  сущности
переживание только средних и  общих явлений жизни, должна быть величайшею из
всех сил, распоряжавшихся до сих пор судьбою человека.  Более сходные, более
обыкновенные люди имели  и  всегда  имеют преимущество,  люди же  избранные,
более  утонченные,  более  необычные,  труднее  понимаемые,  легко  остаются
одинокими,   подвергаются   в   своем   разобщении   злоключениям  и   редко
распложаются. Нужно  призвать  на  помощь  чудовищные обратные  силы,  чтобы
воспрепятствовать этому  естественному, слишком естественному  progressus in
simile, этому  постепенному преобразованию  человечества  в  нечто  сходное,
среднее, обычное, стадное - в нечто общее!

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar