- 05.11.2013
- 965 Просмотров
- Обсудить
"Истинно почитать можно лишь того, кто не ищет самого себя". - Гёте
советнику Шлоссеру.
У китайцев есть поговорка, которой матери учат уже своих детей:
siao-sin, "уменьши свое сердце!". Такова по сути и основная склонность
поздних цивилизаций - я не сомненаюсь, что античному греку прежде всего
бросилось бы в глаза в нас, нынешних европейцах, самоумаление, - уже одним
этим мы пришлись бы ему "не по вкусу". -
Что же такое в конце концов общность? - Слова суть звуковые знаки для
понятий; понятия же - это более или менее определенные образные знаки для
часто повторяющихся и одновременно проявляющихся ощущений, целых групп
ощущений. Чтобы понимать друг друга, недостаточно еще употреблять одинаковые
слова, - нужно также употреблять одинаковые слова для однородных внутренних
переживаний; нужно в конце концов иметь общий опыт с другими людьми.
Оттого-то люди, принадлежащие к одному народу, понимают друг друга лучше,
чем представители разных народов, даже когда они говорят на одном языке;
или, обратно, если люди долго жили вместе при сходных условиях (климата,
почвы, опасности, потребностей, работы), то из этого возникает нечто
"понимающее самого себя" - народ. Во всех душах одинаковое число часто
повторяющихся переживаний получает перевес над более редкими: в этой сфере
люди начинают понимать друг друга все быстрее и быстрее - история языка есть
история процесса сокращения, - а это быстрое понимание порождает все более и
более тесную взаимную связь. Чем больше опасность, тем больше и потребность
быстро и легко сговориться о необходимом; отсутствие взаимного непонимания в
опасности - вот условие, без которого никак не может установиться общение
между людьми. Даже в каждой дружеской или любовной связи испытывают друг
друга в этом отношении: такая связь не может быть прочной, раз становится
ясно, что одинаковые слова производят разное впечатление на обоих, вызывая в
одном из них иные чувства, мысли, догадки, желания и страхи, нежели в
другом. (Боязнь "вечного непонимания" - вот тот доброжелательный гений,
который так часто удерживает особей разного пола от слишком поспешной связи,
хотя чувства и сердце влекут к ней, - а вовсе не какой-то шопенгауэровский
"гений рода" - !) Группы ощущений, которые могут наиболее быстро пробудиться
в глубине души, заговорить и давать приказания, имеют решающее значение для
всей табели о рангах ее ценностей и в конце концов определяют скрижаль ее
благ. Оценка вещей данным человеком выдает нам до некоторой степени строение
его души и то, что она считает условиями жизни, в чем видит подлинную нужду.
Положим теперь, что нужда сближала издревле лишь таких людей, которые могли
выражать сходными знаками сходные потребности, сходные переживания, тогда в
общем оказывается, что легкая сообщаемость нужды, т. е. в сущности
переживание только средних и общих явлений жизни, должна быть величайшею из
всех сил, распоряжавшихся до сих пор судьбою человека. Более сходные, более
обыкновенные люди имели и всегда имеют преимущество, люди же избранные,
более утонченные, более необычные, труднее понимаемые, легко остаются
одинокими, подвергаются в своем разобщении злоключениям и редко
распложаются. Нужно призвать на помощь чудовищные обратные силы, чтобы
воспрепятствовать этому естественному, слишком естественному progressus in
simile, этому постепенному преобразованию человечества в нечто сходное,
среднее, обычное, стадное - в нечто общее!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.