Меню
Назад » »

ВОЛЯ К ВЛАСТИ / КОММЕНТАРИИ (4)

Книга четвертая порода и взращивание

858. Твой ранг решает то количество могущества, которое есть ты... — нем. Quantum Macht, т. е., как сказали бы сегодня, «квант силы». 862. . уничтожение. христианства как истерического вида честности: Августин, Беньян.— Беньян, Джон (1628-1688) — пуританский богослов, страстный проповедник сравнительно нового тогда в Англии аскетического протестантизма. Автор двухтомного труда «Путь паломника» (1678-1684), представляющего религию как хорошо разработанную систему небесных наград и наказаний, которой и должен руководствоваться «верный христианин», безжалостно коря себя за малейшее от нее отступление. Блаженный Августин (см. прим. 101), напротив, корит себя за неумение жить без надежды на некоего Всемогущего учителя и защитника, наивно замечая, что «тупым людям ведь это удается». ...свободное подчинение господствующей мысли, для которой пришло время, например, время как свойство пространства и т. д.— Ницше и тут несколько обгоняет свое время, предвосхищая положение, сформулированное общей теорией относительности (А. Эйнштейн, 1905), хотя представление о времени как четвертой координате пространства было довольно популярно уже в 60-е гг. XIX в.— правда, скорее в кругах мистиков (естествоиспытатель барон Карл фон Рейхенбах, астрофизик Иоганн Цельнер и др.). ... евреи... то, что они сейчас рвутся к власти и располагают революционной партией. — В 1875 г. социал-демократы Германии объединились в Социалистическую Рабочую Партию, принявшую т. н. «Готскую программу»308. Одной из целей партии было получение мест в Рейхстаге «ради лучшей защиты интересов рабочих». Среди ее деятелей действительно было немало лиц еврейского происхождения, хотя многие из них и воспитывались в христианской вере (К. Маркс, В. Либкнехт, Э. Бернштейн, Г. Левенштейн и др.). Улучшение типа губительно для сохранения вида ? Почему ? — Потому что существо, наделенное большим количеством более совершенных органов восприятия и жизнедеятельности, вынуждено уделять им и больше внимания, чем существо более примитивное, то есть не успевает реагировать на агрессию среды и становится более уязвимым по сравнению с последним,— отвечает Станислав Лем309. Воззрение, именующее себя «идеализмом», не желает дозволить посредственности быть посредственной, а женщине - женщиной. Только не униформы! — Здесь «идеализм» не в значении преобладания духовных запросов над материальными (см. прим. 351), а скорее в том смысле, который четверть века спустя придавали ему символисты, т. е. как индивидуализм, субъективизм, отчуждение людей друг от друга «вследствие отрицания общеобязательных реальных норм единомыслия и единочувствия»310. 868. ... где у нас варвары двадцатого столетия ? — Т. е. варвары как свежая, обновляющая сила, в ХХ столетии однако так и не пришедшая — ср. у греческого поэта К. Кавафиса (1863-1933): .Как жить теперь? Какой придумать выход? На варваров — одна была надежда! (Пер. И. Жданова) 871. Это ужасающее варварство нравов, которое... понуждало к настоящему «поясу добродетели». — В средние века одевался мужьями женам ради сохранения их верности; существовало также «укрощение строптивых» (англ. Branks) — такой же пояс, надевавшийся на рот сварливым женам. Интересно, что Ницше использует выражение «Bund der Tu- gend», слишком напоминающее известный Tugendbund («Союз добродетели») — немецкую патриотическую организацию, существовавшую, однако, не в средние века, а в 1810- е гг. как союз тайной борьбы с Наполеоном. При его симпатиях к Наполеону аллюзия вполне очевидна, ср. «тугенд- бундовские» мечтания Пьера Безухова о покушении на Бонапарта у Л. Толстого. . что даже непревзойденных виртуозов жизни. заклеймили самыми бранными словами.— Ницше намеренно пишет: Vir- tuosen des Lebens, потому что уже в его время существовало похожее выражение Lebenskunstler — как сказали бы теперь, «хитрованы». ...все почитают своим долгом охаивать Цезаря Борджиа... — Борджиа, Цезарь (Чезаре, 1478-1507), незаконный сын папы Александра VI Борджиа; в 1497 г. велел убить своего старшего брата Джованни, чтобы завладеть его титулом герцога Гандиа. Мечтая стать повелителем всей Италии, хладнокровно прибегал к подкупу, обману и политическим убийствам. Пал в битве под Вьяной. Послужил образцом для написания «Государя» Макиавелли (см. прим. 304). Ницше видел в нем образец «человека высшего». Церковь отлучала немецких кайзеров. — Генрих IV, император (1056-1106), покорил Саксонию, за что был отлучен папой Григорием VII, после чего «ходил на поклон в Каноссу», раскаиваясь и посыпая голову пеплом (1077). В борьбе с папским ставленником Рудольфом Швабским был отлучен снова, в гневе пошел войском на Рим и взял его (1084), но был опять отлучен папой Пасхалием II, взят в плен собственным сыном Генрихом и уступил ему престол.— Фридрих II, с 1208 г. король обеих Сицилий, с 1213 г. король Германский, император (1220-1250), отлучен папой Григорием IX.— Людовик IV Баварский, император (1314-1347), с 1314 г. также король австрийский вместе с Фридрихом Красивым, ставленником папы; в 1322 г. разбил войска последнего, но был отлучен и вынужден разделить с ним правление. 874 . Когда на вершине власти восседали Нерон или Каракалла... — Нерон, Луций Домиций, римский император 54-68 н.э., известный своей жестокостью и оргиями. Казнил свою мать, жену, многих сенаторов, христиан, иудеев, египтян, своих «соперников» по сцене (считал себя актером); был свергнут, бежал и покончил с собой.— Каракалла (галльск. «капюшон»), прозвище Антонина, Марка Аврелия, римского император (211-217), также начавшего свое правление с убийства брата; далее он не затруднился выслать из Александрии (или казнить) сотни египтян, которые «своей многочисленностью и бесполезностью будоражат город». 875. .человек в человеке уже не находит радости («и в женщине тоже нет» - говоря словами Гамлета).— «Мужчины не занимают меня, и женщины тоже» (акт II, сцена 2, пер. Б. Пастернака). 876. Наилучший пример... дает Бокль.— Бокль, Генри Томас (1821-1862), английский историк, автор знаменитой «Истории цивилизации в Англии». 878. .человек сам по себе, непосредственно, несообщаемо — нем. un- mittelbar, unmitteilsam, т. е. по смыслу: без чьего-либо посредничества и без возможности такого посредничества. Здесь Ницше вновь обыгрывает однокоренные немецкие слова. 880. Замена морали волей к... цели. — Нем. Ziel, см. прим. 141. 886. Не следует судить о человеке по отдельным его делам.— Очередная полемика Ницше со Священным Писанием, требующим именно судить по делам — Иез. 24:14, 1 Пет. 1:17 и др. Эпидермальные поступки.— Эпидермис (греч.) — верхний слой кожи; имеются в виду поступки случайного, «поверхностного» характера. Это носители, инструменты трансмиссии.— Трансмиссия (лат.) — передача; здесь в значении «передаточные, промежуточные звенья». Необходимые предпосылки для возникновения личности - это некоторая временная изоляция. — Ср. у Гете: «Таланты образуются в покое, характеры — среди житейских бурь» («Тор- квато Тассо», пер. С. Соловьева). ...человечность контагиозна.— Контагиозный (лат.) — заразный. 888. Вот почему словесник по сию пору остается в наших школах «воспитателем вообще»: — Ср. меткое замечание в книге П. Кропоткина о различии роли словесника в Германии и в России: «Западная Европа и, по всей вероятности, Америка не знает этого типа учителя, хорошо известного в России. Один только преподаватель литературы, руководствующийся лишь в общих чертах программой и которому предоставлена свобода выполнять ее по своему усмотрению, имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить таким образом в сердцах молодых слушателей стремление к возвышенному идеалу. В России эта задача, естественно, выпадает на долю преподавателя русской словесности»1. 900. .есть и другой род варваров, они. ищут материал, который они могли бы оформить. Прометей был таким варваром.— Согласно позднему др.-греч. мифу, Прометей не только дал людям огонь, но и научил их различным искусствам, в т. ч. чтению и письму — «образ титана, ненавидящего тиранию» и «формирующего» людей на свой лад. 901. Основная мысль: не усматривать задачу высших видов в руководстве низшими (как это, к примеру, делает Конт). — См. прим. 95. ... все эти мелкие лавочники a la Спенсер.— О Спенсере как «лавочнике» см. у Ницше гл. 382 и примечание к ней. 902. «Пастырь» в противоположность «господину». — Нем. Hirt и Herr, последнее здесь скорее в значении «хозяин». Очередная этимологическая параллелизация Ницше (оба слова восходят к единому древнему корню). Любопытна также аллюзия на раннехристианское нравоучительное произведение «Пастырь» Ерма (ок. 150 г.) и «Государь» Макиавелли. 911. Счастье и самодовольство «ладзарони» или. чахоточная любовь гернгутеровских пиетистов. — Ладзарони (итал.) — презрительное название низших классов в Неаполе; гернгуте- ры — секта «богемских братьев», осн. в XV в. в Чехии, сторонники возврата к правилам первых христианских общин. В XVII объединились с гуситами и получили приют в имении графа Цинцендорфа — Герренгут, отсюда название. 921 . Возмездие, право на ответный удар. — Большинство постулатов этой главки практически совпадают с учением Дао; лишь этот идет вразрез с его принципом недеяния (возмездие — тоже деяние). Впрочем, далее Ницше уточняет именно этот пункт (925). 925. Замечание по поводу одной niaiserie anglaise.- «Не делай людям того, чего не желаешь себе».— Этот афоризм восходит не к «англичанам», а (документированно) к рабби Гиллелю (I в. до н. э.), хотя, скорее всего, и он цитировал своих предшественников. 928. ...преступник, бандит и корсиканец. — О корсиканцах см. прим. 204. ...Более высокая ступень: <.> совершить героическое деяние не импульсивно, но хладнокровно... — Вот в чем видит Ницше преимущества таких людей, как Цезарь Борджиа или Наполеон Бонапарт, который представляет для него высший тип корсиканца. 929. Паскаль, например, ничем не хотел рисковать и остался христианином. — Ср. § 240 и прим. к нему. Об отказе мыслителей от свободного духовного поиска ради христианства («Паскаль как тип») см. § 51 и прим. к нему. 937. Огюстен Тьерри, прочтя в 1814 году суждение, высказанное деМонтлозье... <...> немедленно взялся за свой труд.—В 1814 Г. Тьер- ри (см. прим. 340) опубликовал (в соавторстве с Сен-Симоном) книгу «О преобразовании европейского общества». Монтлозье, Франсуа Доминик, граф де (1755-1838) — французский политический деятель и писатель. 940. Учениеmhdev agan обращено к людям с изобилующей силой... «egKpateia и аокцою - только одна ступень высоты: выше стоит «золотая природа».— |mr|5ev agan — «ничего слишком», древнегреческая поговорка; энкратия (воздержание) и аскеза (понимаемая как набор физических и дыхательных упражнений для сосредоточения) — правила древних сект, главным образом гностических, считавших их обязательной ступенью воспитания духа. Христиане этих правил не приняли (превратив аскезу в «умерщвление плоти»). «Ты должен» - принцип безусловного послушания у стоиков, в христианских и арабских орденах... — Du sollst — форма, которой по-немецки передается повелительное наклонение библейских десяти заповедей (например, «не убий», «не укради»). Максимально категорическая форма повеления или запрещения, принятая в сакральных и законодательных текстах (иврит, арабский, греческий, латинский), а также в немецком языке вплоть до 2-й половине ХХ в. в школе и в армии, отсюда «категорический императив» Канта. 942. ...я имею в виду не словечко «фон» и не Готский альманах.— «Фон» (нем. von) — дворянская приставка к имени, «Готский альманах» — справочник всех ныне живущих представителей знатных родов, дипломатов высших рангов и различных статистических данных, издаваемый ежегодно в г. Гота (Германия) на французском и немецком языках, начиная с 1763 г. . нечто вроде почетного титула среди честолюбивых евреев.— В 70-80-е гг. прошлого века во Франции (после падения Наполеона III) и в Германии (после создания империи) многие лица еврейского происхождения были удостоены различных почетных званий, государственных наград или возведены в дворянское достоинство, что еще в начале века считалось невозможным. К ним относились, правда, главным образом финансисты, реже деятели искусства или науки. 943. Что такое благородство? - Тщательность во всем внешнем, пусть даже с некоторым оттенком фривольности в слове, одежде,, поведении... — Вполне «аристократическая» точка зрения, сформулированная еще графом Э. Булвер-Литтоном (18031873), английским писателем, политиком и дипломатом: «Самое главное для аристократа — изящная небрежность» («Пелэм, или приключения джентльмена»). Впрочем, сам автор называл этот роман пародией на знать, к которой принадлежал. Этот роман, в свое время нашумевший в Европе, очень любил А. С. Пушкин. Взгляды сэра Булвера во многом схожи со взглядами Ницше. Так, у него есть пьеса о Ришелье, к-рым он восхищается так же, как Ницше Цезарем и Наполеоном, и философские размышления на тему: «Грядущая раса» и «Будущая порода людей» (на русском языке не издавались). .чем выше разбор, тем более нуждается человек в инкогнито.— Постулат скорее восточный (даосизм, суфизм), чем западный, хотя и на Западе известно: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3), или у мистиков: ta- cere (лат.) как заповедь молчания о самом себе. ... Фауста мы находим столь же наивным, как и его Гретхен.— Ср. прим. 573. 944.. . английско-ангельское довольство мелких лавочников a la Спенсер.— Ницше иронически обыгрывает известные слова Бл. Августина non angli, sed angeli (лат. «не англы, но ангелы»). 951 . Я хочу дать простор более суровому идеалу.— Нем. robuster, т. е. не более дикому как возврат к шаблонам древних германцев, а более крепкому, выносливому. 952. «Под сенью мечей обретается рай». — Высказывание одного из полководцев начала христианской эры, закономерно сочетающееся с библейским представлением о рае, охраняемом ангелами с мечами как символами силы. 953. ...наука намерена извлечь эту силу из рабства природы.— При всем презрении к науке Ницше тем не менее следует взглядам своей эпохи, считая, что «правильно понятая» наука должна способствовать покорению природы человеком. . средство пособить человеку в неимоверном самопреодолении. — Нем. Selbstbezwingung, т. е. не как «преодоление человека ради сверхчеловека» в «Заратустре» (см. прим. 676). 957. ...новооткрытие старого света, древнего мира. предприятие нового Колумба, немецкого духа. — XIX в. дал в Германии много ученых — историков античности, востоковедов, археологов — чьи труды и поныне считаются классическими (Г. Шлиман, Т. Нёльдеке, П. Дессау, О. Цеклер и др.). .ему одному выпало быть «полноценным человеком». — Нем. wohlgeraten, «удавшийся». 958. В «Феаге» Платона написано: <.> — «Феак» — один из поздних диалогов Платона, счит. неподлинным. 960. . теперь стало возможным возникновение международных племенных союзов. — Нем. Geschlechts-Verbande, что может означать и объединение брачных агентств по «половому подбору», и просто множественную форму брака. 977. Истинно царское призвание философа (по выражению Ал- куина Англосакса): — Алкуин (735-804) — ученый, друг и советник Карла Великого, основавший целый ряд школ на территории современной Англии, Франции, Германии. 983. ...великие доблести наставника («прощай врагам своим» против них детский лепет). — В Евангелии сказано: «любите врагов ваших» (Лк. 6: 27). 986. Манцони. — Манцони, Алессандро (1785-1873), итальянский писатель, автор исторического романа «Жених», нескольких пьес и литературно-критических работ. 987. ...неудачники и полуудачники. — Нем. Halb-Geratene und MiBratene, новая вариация Ницше на тему «плохо сложенных» (§ 792), «уродов» (§ 734) и «полноценных людей» (§ 957): по-немецки все эти слова образованы от одного корня. 1003. Счастливо одаренному. — Нем. dem Wohlgeratenen, см. прим. 957. 1018. Revue des deux mondes, 15 фев. 1887, Тэн: — «Журнал двух миров» (т. е. Старого и Нового Света) — парижский журнал по вопросам истории, политики, литературы и искусства. Выходил 2 раза в месяц с 1831 по 1944 г.— Тэн, Ипполит: см. прим. 422. 1019. ...advocatus diaboli.— Лат. «адвокат дьявола» — первоначальный термин процедуры канонизации святых в католической церкви («оппонент защиты»), позже (перен.) — человек, выискивающий недостатки. .завершается абсолютной теодицеей. — Теодицея (греч. «оправдание Бога») — религиозно-философское доказательство того, что возможно совмещение мудрого и благого Провидения и несчастия и зла. 1020. Куда отнести. <.> социальный пессимизм анархистов (или Шелли)? Сострадательный пессимизм (как у Толстого, Альфреда де Виньи)? — Шелли, Перси Биши (1792-1822), английский поэт, автор ряда философско-аллегорических поэм и лирических драм («Королева Мэб», «Восстание Ислама», «Освобожденный Прометей»).—Виньи, Альфред Виктор, граф де (1797-1863), французский поэт и писатель, автор поэм мистико-аллегорического содержания, романов и драм. 1021. Моя борьба. — Нем. Mein Kampf — выражение, послужившее заглавием книги Гитлера. .среди писателей, например, Штифтер и Готфрид Келлер. — Штифтер, Адальберт (1805-1868), австрийский писатель, автор нескольких романов и повестей, полных описаний природы и прелестей сельской жизни.— Келлер, Готфрид (1819-1890), швейцарский поэт и писатель, «певец родного края» и простых, ничем не замутненных житейских отношений, свободных от корысти и амбиций. 1052. .растерзанный на куски Дионис. — Дионис, древнегреческий бог плодородия, в архаичных мифах вступил в битву с титанами и погиб, растерзанный ими на части. Однако там, где эти части упали на землю, взошли цветы и плоды, а голова еще долго служила оракулом (ср. позднейший миф об Орфее). 1054 . Молот: призывать, торопить страшное решение: — Молот как орудие кузнеца служил в древних культурах и в христианстве символом разрушения — и созидания. 1060. ...боль, понятая как инструмент, как родительница радости и охоты... — Последним выражением переводчик передает немецкое слово Lust,— горячее желание (ср. ницшев- ское «мало кто умеет хотеть» в «Заратустре»), но также и радость (удовольствие), и похоть. 1065. ... все, что было-вечно: море все выплеснет обратно.—Аллюзия на балладу Шиллера «Кольцо Поликрата», в которой море возвращает тирану (царю) Поликрату его дар, а вместе с ним — и его судьбу, которой тот хотел избежать. 1066. ...в понятии «временная бесконечность мира», обращенном назад, усмотреть противоречие: его даже находили - тою, правда, ценой, что голову путали с хвостом.— Здесь и ниже Ницше, основываясь всего лишь на гипотезе Е. Дюринга (см. прим. 792) о бесконечной временной протяженности мира как в прошлое, так и в будущее, предвосхищает дискуссии ХХ века о «Большом взрыве» (физики) и «Акте Творения» (богословы), и могло ли быть что-нибудь до него. Современные мистики и ученые нетрадиционных толков (космисты, синергетики) принимают постулат обратимости времени (инволюция), вследствие чего «Большой взрыв» (Творение) оказывается не в начале, а в конце истории, т. е. совпадает с гибелью Вселенной («голову путают с хвостом»). Как модель теория «двойной смерти» (бесконечная протяженность истории в прошлое и в будущее) в наши дни нашла свое воплощение у С. Лема311. Если, к примеру, механизм не может уйти от логического вывода о финальном состоянии, которое извлек из него Томсон... — «Механизм» здесь в значении «механицизм».— Томсон, Уильям, более известный как лорд Кельвин (1824-1907) — английский физик. Автор многих исследований в области термодинамики; установил известную шкалу температур.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar