Меню
Назад » »

Владимир Сергеевич Соловьев (107)

Автор постоянно возвращается к этому мотиву безнадежного разочарования: [96]
 
 ...любуясь красотой,
 По сторонам бесстрастно взор блуждает,
 И счастлив он окрестной пустотой,
 И ничего от тьмы не ожидает.
 Безлюдье, тишь, спокойствие и лень,
 Таинственный полет полночной птицы,
 Вдали сквозь туч безгромные зарницы,
 В природе и в душе ночная тень.
 
 Разочаровавшись в красоте внешней и внутренней, автор, естественно, теряет веру и в свое собственное поэтическое призвание:
 
 Отчего ж ты обманула, буря,
 Обернулась в серое ненастье,
 И стою я, голову понуря,
 О мелькнувшем поминая счастье.
 Что ты, ветер, плачешь и гуляешь,
 Словно пьяный в божье воскресенье,
 Не по мне ль поминки ты справляешь,
 Не мое ль хоронишь вдохновенье!
 
 При миросозерцании автора для вдохновения нет предмета:
 
 Зачем кипит в груди негодованье,
 Зачем глаза горючих слез полны,
 Когда уста на мертвое молчанье,
 Когда мечты на смерть обречены!
 Зачем в крови струится жизни сила,
 Когда вовек ей не стяжать побед,
 Зачем ладья, когда в ней нет ветрила,
 Зачем вопрос, когда ответа нет!..
 
 Во внешней природе гр. Кутузов вдохновляется главным образом теми сторонами, которые отвечают его общему мрачному настроению. В этой области он в особенности певец ночи, как в мире человеческом он воспевает смерть.
 Вот одно из многих ночных стихотворений гр. Кутузова:
 
 Глаз бессонных не смыкая,
 Я внимал, как сердце ныло,
 Как, всю ночь не умолкая,
 Вьюги стон звучал уныло,
 Как с тревогою участья
 Ночь в окно ко мне стучалась,
 Как душа с обманом счастья
 И боролась, и прощалась.
 
 Временная ночь привлекательна для нашего поэта, потому что она напоминает ему вечную ночь могилы:
 
 Гаснет дух, слабеют силы,
 Жизнь ненастья холодней,-
 Уж не краше ль ночь могилы
 Этих мрака полных дней? [97]
 
 Прямому культу смерти, кроме "Рассвета", посвящено и несколько лирических стихотворений, из которых приведу одно - "Встреча Нового года":
 
 Вином наполнены бокалы,
 Смолкают речи, полночь бьет,
 И вот как с пальмы лист увялый
 Отпал прожитый, старый год.
 На миг перед живым участьем
 Смирилась власть враждебной тьмы,
 И с новым годом, с новым счастьем
 Поздравили друг друга мы.
 Но мне какой-то голос странный
 Вдруг прошептал привет иной,
 Привет таинственный, нежданный,
 Неслыханный дотоле мной.
 И я взглянул:- в красе бесстрастной,
 Сверкая вечной белизной,
 Издалека, с улыбкой ясной,
 Мне Смерть кивала головой.
 
 Поклоняясь смерти, гр. Кутузов иногда по старой памяти христианских слов говорит о ней, как о переходе к иной, высшей форме бытия, но большею частью, верный своему общему буддийскому миросозерцанию, он видит в ней безусловный конец всякого бытия, сон без сновидений и без пробужденья:
 
 Надо мной раскинешь ты свой полог,-
 Полог тот, как ночь, широк и чуден,-
 Я усну, и будет сон мой долог.
 Будет долог, тих и непробуден.
 
 Придя к обоготворению смерти, почему же, однако, гр. Кутузов продолжает жить?
 Единственно только по малодушию,- отвечает он сам в стихотворении: "Свиданье со смертью", весьма напоминающем известную басню: "Крестьянин и смерть"[21]:
 
 Она ко мне пришла и постучалась в дверь,
 И я узнал тот стук, но с холодом испуга -
 "О, знаю,- я сказал,- я звал тебя, как друга,
 И не страшусь тебя - приди, но не теперь".
 
 Смерть оказывается очень покладистой:
 
 ...и дверь приотворив,
 Она кивнула мне с упреком головою,
 И было много так печали и любви
 В слетевшем с уст ее участливом: "Живи!" [ 98]
 
XI
 
 Если не ошибаюсь, стихотворения гр. Кутузова, несмотря на заслуженную известность автора, не подвергались еще обстоятельной критике; а потому я считаю не лишним дополнить свой разбор несколькими замечаниями касательно формы и внешней технической стороны. Стих нашего поэта, вообще ясный и простой, свободный и изящный, лишен большею частью сжатой, сосредоточенной силы и широкого размаха. Это, конечно, недостаток едва ли устранимый, да в настоящую эпоху, пожалуй, приходится считать его достоинством. Во всяком случае самое слабое и расплывчатое стихотворение нашего автора имеет гораздо более общего с истинною поэзиею, нежели такое, например, размашистое произведение новейшего декадентства:
 
 Как ужасно воют черные собаки
 На дворе сегодня! Как ненастна ночь!
 ............................
 Как тревожна ночь и как ужасна мука!
 Но безмолвен я, лишь ропщет темнота
 И, окаменевши, не рождает звука,-
 От рыданий грудь, от жалобы уста.
 Догорая, гаснут трепетные свечи...
 Ночь повита крепом, мысль как ночь темна..[22]
 ........................
 
 Хотя, кроме последнего, совершенно справедливого заявления, все прочее здесь представляет лишь продукт смешения двух различных понятий: поэзии и чепухи, с заменой первого вторым,- однако такое стихотворение не есть ныне что-нибудь исключительное, а представляет целый род литературы, который все более и более становится господствующим у нас, как и во Франции. Гр. Кутузов совершенно уберегся от указанного смешения понятий, что составляет его несомненную заслугу. Но если лирическое одушевление, чтобы оставаться в пределах поэзии, никогда не должно переходить в бессвязный бред, то, с другой стороны, трезвость и ясность мысли никак не должна доходить у поэта до прозаизмов. В этот грех случается иногда впадать нашему автору. Так, напр., он сообщает нам (в стихотворении на открытие памятника Пушкину), что русский народ вспомнил,-
 
 Что у него великий есть поэт,
 И захотел он вновь перед собою
 Его могучий образ воскресить, [99]
 
 Почтить певца бессмертною хвалою,
 Его вознесть высоко над толпою
 И памятник ему соорудить.
 
 Последнее сведение было бы лишним даже в прозе, а в стихах и подавно. Тут же говорится, что -
 
 Красы, добра и правды идеалы
 Блеснули вновь, как утра чистый свет.
 
 Такая полнота отвлеченных подлежащих допустима только в прозе. Чистейшею прозою начинается послание к А. Н. Майкову по случаю получения им пушкинской премии:
 
 Учитель дорогой! С сердечною отрадой
 Тебя приветствую.- Ко мне примчалась весть:
 "Два мира" почтены достойною наградой,
 И славный их певец принял хвалу и честь.
 
 Другого рода прозаичностью поражают следующие стихи, касающиеся русско-турецкой войны:
 
 И ночь тиха была, и месяц, беспристрастно
 На праведных и злых взирая с высоты,-
 "Не полно ль убивать друг друга вам напрасно?"
 Шептал с улыбкою добра и красоты.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar