Меню
Назад » »

Уильям Вордсворт (32)

    x x x

Не хмурься, критик, не отринь сонета! Он ключ, которым сердце открывал Свое Шекспир; Петрарка врачевал Печаль, когда звенела лютня эта; У Тассо часто флейтой он взывал; Им скорбь Камоэнса была согрета; Он в кипарисовый венок поэта, Которым Дант чело короновал, Вплетен, как мирт; он, как светляк бессонный, Вел Спенсера на трудный перевал, Из царства фей, дорогой потаенной; Трубой в руках у Мильтона он стал, Чье медногласье душу возвышало; Увы, труба звучала слишком мало!

    ВОДОПАД

Поутру рано или в час, когда Закат горит последним блеском света И в сумрак вечера вся даль одета, Взгляни, поэт задумчивый, тогда На водопад, где бурная вода, Как в логе лев, бушует. Нет предмета Ужаснее! Дух страшный водомета В венце из камня, кудри, борода Струят потоки - воссидит над урной, Скрывая днем свой облик. Он струит По бархату лугов поток лазурный Или, встречая на пути гранит Обрушенный, обломки гор, гремит И пенится чрез них волною бурной. From "Yarrow Revisited, and Other Poems" Из сборника "Снова в Ярроу и другие стихотворения"

    ТРОССЕКС

Тут горы встали в грозном торжестве, Тут храм для всех, достигших перевала, Чье место - в прошлом, осень миновала, И жизнь подобна вянущей траве, Еще недавно свежей. О, как мало, В искусственности наших модных зал, Мы ценим счастье жить средь гор и скал, Среди озер, чью гладь не оскверняло Ничье дыханье. Трижды счастлив тот, Пред кем осина дрогнет золотая (В художествах октябрь - соперник мая). И гостья красногрудая вспорхнет, Задумчивую песню напевая, Баюкая состарившийся год.

    ВЕЧЕРНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Так нехотя с дневным теплом и светом Вечерний воздух расстается летом. Взгляни на небо - звезд и не видать, Взгляни еще - чуть начали мерцать, И их огни, невидимые сразу, Уже заметны пристальному глазу. Веселый щебет птичьих голосов Слабей, слабей и смолк; среди цветов Их сумерек прозрачный скрыл покров. На колокольне сельской осторожно Часы пробили девять. Как тревожно У очага внимали мы зимой Их жутким звукам в тишине ночной. Теперь они звучат так мирно, ясно, Боясь смущать природу понапрасну. Еще светло, и запад не потух - К себе ушел и запер дверь пастух, С ним вместе рано спать легли и дети - Ему вставать придется на рассвете. Вот нетопырь мелькнул в листве густой; Через дорогу легкий козодой Туда, сюда метнулся раз, другой - И меж ветвей небрежно, но умело Погнался вдруг за бабочкою белой. Давно замолк прохладный стук копыт, Невидимо вблизи река журчит, Последний раз всплеснули весла четко, У берега пристала где-то лодка. И этот звук, чуть слышный в тишине, Так внятно мысль подсказывает мне О трудовом окончившемся дне.

    ГНЕЗДО ПЕНОЧКИ

Из гнезд, свиваемых весной По рощам птичками, ничье С такой не строится красой, Как пеночки жилье. На нем и свода сверху нет, Нет и дверей; но никогда Не проникает яркий свет, Ни дождик в глубь гнезда. В нем так уютно, так умно Все приспособлено, что, знать, Уж свыше пеночкам дано Искусство так свивать И прятать гнезда от невзгод В такую глушь, в такую тень, Что и пустынник не найдет Для кельи гуще сень. Они вьют гнезда то в щелях Руин, вкруг убранных плющом; То их свивают в камышах, Нависших над ручьем, Где, чтобы самке не скучать, Самец льет звонко трель свою Иль целый день отец и мать Поют под такт ручью; То вьют их в просеках леска, Где в гнездышке, как в урне клад, Яички прячет мать, пока Не прилетит назад. Но если пеночки вполне Искусны в стройке гнезд своих, - Все ж в выборе им мест одне Искуснее других. Такой-то птичкой был под тень, В том месте спрятан дом из мха, Где вкруг раскинул, как олень, Дубок ветвей рога. Но, видно, было ей невмочь Своим умом скрыть домик свой: Она просила ей помочь Куст буквицы лесной, Где карлик-дуб поник челом, Там в вышине, как детский рост, Виднелось над густым кустом То чудо между гнезд. Мой клад я показал, гордясь, Друзьям, способным без стыда Ценить и малое. Но раз, Взглянул я - нет гнезда! Погибло! Видно, хищник злой, Враг песен, правды и любви, Свершил безжалостной рукой Здесь подвиги свои! Но через три дня, проходя При ярком солнце место то, Гляжу - и вскрикнул как дитя - Целехонько гнездо! Пред ним куст буквицы лесной Поднял листы, как паруса, И этой хитростью простой Мне обманул глаза. - Укрытая от хищных рук, Таясь и от своих друзей, Чтоб не мешал тебе и друг Высиживать детей, - Сиди здесь, пеночка! И вот, Как дети вылетят и пуст Твой станет домик, отцветет И покровитель куст. Не забывай, как здесь тебя В тенистой роще, в дождь и зной, Берег, лелея и любя, Куст буквицы лесной.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar