Меню
Назад » »

Сушков Игорь Рудольфович. Психология взаимоотношений групп в социальной системе (3)

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГРУПП В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ
"Психология взаимоотношений групп в социальной системе"




  
 
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора психологических наук

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ
 

Таким образом, познавательная сторона взаимоотношений, внешне выражаясь в коллективных представлениях, стереотипах, произведениях культуры, содержит в своей основе символическое выражение идей, как выработанных людьми в процессе общественной практики, так и отражающих характер конкретного взаимодействия групп.
Социальная система не только задает свойства, важные для взаимодействия групп, но также влияет на эмоциональную сторону взаимоотношений, формируя характер оценки группами друг друга как партнеров по взаимодействию. "Оценка" явлений, отношение к ним связаны с психическим с самого его возникновения, так же как их отражение" (C.Л.Рубинштейн).
Приобретение группой как можно большей ценности как социального объединения в глазах своих членов, с одной стороны, и с точки зрения социальной системы, в которую она включена, с другой, становится насущной групповой потребностью. 
Особую категорию образов, обладающих максимальным ценностным значением, составляют образы-идеалы, отражающие сферу должного.
Взаимоотношения групп в конкретной ситуации требуют, в дополнение к идеальным, реальных образов групп, отражающих их ценность для функционирования конкретной социальной системы. 
Идеальные образы связаны с поисками абсолютной ценности групп для самосохранения социальной системы, то есть оправданностью существования групп как таковых. Это - первый аспект оценочной активности. Он обеспечивает социальный порядок по способу организации, иначе говоря, формирует ролевую, функциональную структуру социальной системы. 
Реальные образы групп связаны с поиском относительной ценности групп. Поэтому второй аспект оценочной активности ориентирован на развитие социальной системы в целом и связан уже с количественным измерением вклада группы в деятельность системы. В этом случае на взаимоотношения групп будет влиять процесс межгруппового сравнения в поиске превосходящих в ценностном смысле групповых характеристик, способных принести людям удовлетворение от причастности к ним. Этот аспект обеспечивает социальный порядок по уровню организации, иначе говоря, формирует иерархическую структуру социальной системы в пределах избранных группами ролей.
Таким образом, первый и второй аспекты приобретения ценности социальными группами вызывают к жизни процессы группового сравнения, приводящие: а) к появлению чувства соответствия группы свойствам, необходимым элементам социальной системы, то есть чувства пригодности группообразующего отношения; б) к появлению чувства относительной ценности в пределах соответствующего социального измерения (ценностного владения).
Для обоих аспектов характерно одно и то же свойство, определяющее суть ценностей: иерархический принцип их организации.
Эмпирическое исследование производственных групп показывает наличие хорошо воспринимаемой членами групп иерархии ценностей в отношении свойств, которыми группы должны обладать в процессе межгруппового взаимодействия.
Самыми ценными для групп в нашем исследовании оказались три свойства: способность к длительному труду; темп выполнения работ и принятия решений; уровень квалификации. Видимо, нет необходимости прибегать к дополнительным доказательствам того, что эти групповые качества непосредственно связаны с системообразующими отношениями, то есть с принципом устройства системы. Они задаются непосредственно производственной системой и обязательны для всех ее элементов независимо от содержательной характеристики их активности.
Очевидность факта иерархии ценности групповых качеств еще не означает, что члены групп могут создавать групповые образы в соответствии с этой иерархией. Для доказательства этого участникам предыдущего эксперимента было предложено дать конкретные вербальные оценки свойствам своей и взаимодействующей группы.
Эксперимент обнаружил, что существует сильная корреляционная связь между степенью ценности группового качества и легкостью, а, следовательно, и точностью его оценки у взаимодействующей группы.
Экспериментальные данные показывают, что отношение одной группы к другой не ограничивается непосредственной, конкретной межгрупповой связью, а содержат в своей основе ценности социальной системы как субъекта особой активности, реализующейся через активность конкретных групп. Поэтому не только непосредственное отношение к группе со стороны других групп, но и отношение этих других групп к социальным явлениям, которые, казалось бы, прямо нашей группы не касаются, воспринимаются ей как отношение к ней и формируют ответное отношение.
При сохранении системы групповых ценностей происходит их содержательное обогащение за счет появления новых, более гуманных, исходящих из объединяющей позиции - равенства разнообразия.
Эта позиция равенства разнообразия становится универсальной ценностью, лежащей в самом основании взаимоотношений элементов социальной системы. Уровень соблюдения этой позиции в обществе вызывает уже не взаимоотношение-оценку, а оценку взаимоотношений в целом как справедливых или несправедливых и, соответственно, определяет эмоциональную сторону взаимоотношений. 
Таким образом, эмоциональная сторона взаимоотношений социальных групп, реализуемая в таких конкретных формах как групповые настроения, чувства, переживания, формируется в результате процессов межгруппового сравнения, основанных на ценностях сообщества и требованиях межгруппового взаимодействия.
Через ценности социальное содержание вплетает взаимоотношения групп в культурную ткань нации, государства, народа, общества, которым взаимодействующие группы принадлежат. Это содержание порождает мотивацию субъекта, являющегося лишь частью, проекцией другого субъекта, объемлющего первого.
Термин "установка", сложившийся в отечественной психологии - наиболее подходящее обозначение для описания одного из компонентов поведенческой стороны. Это явление, если его представить упрощенно и образно, служит той границей, за которой начинаются реальные групповые действия. Не затрагивая, в силу широты поведенческой проблемы, аспекты, разворачивающиеся за установкой, мы рассмотрели - как на ее уровне в процессе реального взаимоотношений групп проявляется общесоциальный контекст.
Современная тенденция расширения содержания социальной установки ведет к тому, что она начинает использоваться как синоним социально-психологического отношения и оставляет в тени свою специфическую, динамическую сторону поведения.
Однако, роль установки, как компонента взаимоотношений, в том, что с ее помощью состояние, с которым человек вступает в новый двигательный акт, предопределено усвоенным успешным опытом действий. В результате, несмотря на дискретность ситуаций, человек сохраняет непрерывность своего поведения по способу его осуществления. Причем, речь идет лишь о динамике, то есть форме взаимодействия, а не о социальном содержании, различном в каждой специфической ситуации.
Анализ случаев проявления и трактовки установок, отражающих взаимоотношения групп, делает очевидным, что социальность, в приведенных примерах, заключена в переходе с групповой на индивидуальную ориентацию действий.
После того как социальная установка подготавливает личность к конструированию своего поведения на уровне межгруппового взаимодействия, она порождает установки, определяющие способ взаимодействия, в частности, именно тот, который позволяет социальной группе сохраниться по возможности самостоятельным элементом социальной системы
В эмпирическом исследовании мы подтвердили, что установки на межгрупповое взаимодействие в скрытой форме присутствуют в личности и актуализируются в конкретной ситуации, в которой находится индивид. Они определяются отношением к группе в целом, а не отношением к отдельным ее представителям.
Исследование проводилось в регионе с преобладанием русскоязычного населения, где иные национальные группы относительно малочисленны. 
Исследованием было охвачено 1000 человек 11 национальностей.
Из гистограммы видно, что опыт личных встреч с представителями разных национальных групп существенно не затрагивает общую социальную установку, организованную на межгрупповом уровне. Характер ее влияния изменяется лишь постепенно, с увеличением степени интеграции личности с данными социальными группами от простых дружеских отношений до родственных связей. По характеру степени снижения влияния установки в зависимости от уровня интеграции можно лишь предположить, что совсем она снимет свое влияние только при полном отождествлении личностью себя с соответствующими национальными группами.
Временная устойчивость социальной установки так же ощутима, как и ситуативная (если ситуация трактуется на индивидуальном уровне взаимодействия). Это показали повторная оценка состояния межнациональных отношений, проведенная через пять лет после первого исследования
Альтернативой таким установкам являются личностные установки межперсонального уровня. 
После того как ситуация воспринята межгрупповой, включается процесс построения образов взаимодействующих групп. Через знак, а затем и символическое выражение образа конкретной группы анализируется опыт встреч и результаты предыдущих взаимодействий с подобными группами, как в процессе исторического развития общества, так и в ходе конкретного взаимодействия групп в социальной системе.
Одновременно проходят процессы сравнения в соответствии с общекультурной системой ценностей и системой ценностей, соответствующей ситуации конкретного взаимодействия. Они формируют эмоциональную сторону взаимоотношений и создают мотивацию на их поддержание или изменение. Затем происходит активизация установок, задающих способ взаимодействия, и разворачивается процесс реального взаимодействия групп.
 
Четвертая глава "Процесс развития взаимоотношений социальных групп" доказывает третью гипотезу и обосновывает последние четыре положения, выносимые на защиту.
Когда начинается развитие взаимоотношений конкретных групп, возникают процессы дифференциации, направление которых для совокупности людей задается системой.
Суть дифференцирующих процессов не в разбегании социальных групп, а в создании эффективных групповых границ, позволяющих сохранить групповую индивидуальность, специфичность группового субъекта, как выполняющего системно полезную функцию.
Межсистемные дифференцирующие процессы играют определяющую роль для формирования взаимоотношений групп внутри системы. 
Конкретной реализацией дифференцирующих тенденций является сложный процесс прохождения взаимодействующими группами ряда качественно различных этапов, логическую последовательность которых мы называем моделью развития взаимоотношений социальных групп.
Эта модель должна рассматриваться с учетом вынужденных ограничений, связанных с проблемой чрезвычайной сложности реального процесса взаимодействия групп. Такими ограничениями являются отвлечение от случаев специального вмешательства третьих сил; завершение анализа одним циклом развития взаимоотношений; некоторое абстрагирование от реальной сложности группы как социального субъекта, входящего лишь элементом в сложную политическую, экономическую, культурную структуры общества; некоторая однолинейность смены этапов при условии их глубокого взаимопроникновения в реальной жизни.
Кроме того, исследование развития взаимоотношений проходило на примерах взаимодействия естественных малых и средних групп, когда процесс взаимодействия реально наблюдаем, признаки взаимоотношений легко регистрируемы, а межгрупповые контакты регулярны и постоянны. Исследование таких социальных групп как классы, слои, демографические группы требуют своего инструмента исследования.
Структура взаимоотношений предполагает, что их построение начинается с познавательной стороны.
Поэтому начальную фазу построения взаимоотношений групп можно назвать фазой производства межгрупповых отношений. Суть ее состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание группами своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов. Эта стадия состоит из двух этапов.
На первом этапе дифференцирующие процессы, происходящие в социальной системе, приводят к оформлению психологических границ конкретных социальных групп. 
Эти границы предопределены условиями будущего взаимодействия групп, а, в дальнейшем, после формирования соответствующих взаимоотношений, их совместной деятельностью, кооперацией или конкуренцией.
Суть этого процесса состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов.
Д.Тернер называет это процессом самокатегоризации. После его экспериментов стало очевидным, что самокатегоризация - начальный этап конструирования любых межгрупповых отношений.
Отметим несколько важных свойств процесса самокатегоризации:
- Социальная идентификация превращает категоризацию в самостоятельный, мотивирующий и значимый процесс, который протекает на основе группообразующего социального сравнения, связанного не с превосходством группы над другими, а со смыслом ее существования. 
- Категоризация себя членами определенной группы означает в первую очередь не сходство между собой, а отличие от всех остальных людей и социальных групп.
- Сам факт перехода от восприятия простой совокупности людей к восприятию их как организованной совокупности меняет характеристики взаимоотношений. Это говорит о том, что источник категоризации лежит не только на поверхности общественных процессов, но и в глубине общесоциальных явлений.
Элементарной категоризационной единицей является дихотомия "Мы\Они", но основой социальной структуры становится пересекающаяся категоризация "Вы", в которой снимаются взаимно уничтожающие или изолирующие тенденции строгой дихотомии. Пересекающаяся категоризация, связана с оптимальным функционированием групп в границах системы и является необходимым условием развития последней.
В эмпирическом исследовании, где испытуемые создавали три словесных портрета: "Я - это...", "Мы - это..." и "Они - это...", мы получили описание полярных общностей. В образе "Мы" встречается около 20% характеристик из портрета "Я" и практически не встречаются характеристики из портрета "Они". В категории "Мы" наиболее часто упоминаются родственники, друзья, коллеги, люди, принадлежащие к той же национальности и обладающие положительными социальными качествами: добрые, умные, веселые, мечтательные, порядочные, трудолюбивые. "Они" редко идентифицируются по профессиональным признакам и имеют другие или совершенно противоположные характеристики по сравнению с "Мы": глупые, злые, унылые, животные, мужчины (если отмечали женщины и наоборот), африканцы, американцы, алкоголики и т.д.
В другом исследовании мы постарались выделить самые распространенные дихотомии, по которым совокупность индивидов воспринимается как две различные социальные группы. 78% респондентов указали такими признаками пространственно-территориальное расположение; 42% - пол; 40% - эмоции; 35% - национальность; 28% одежда и знаки; 14% - возраст и 12% - стереотипные действия. Эти признаки являются теми признаками, до которых социальная система автоматически упрощает поведение групп в ситуации острого межгруппового конфликта и преодолеть которые сложно.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать что, категоризация - это процесс, упорядочивающий индивидов таким образом, который, с одной стороны, способствует стремлению социальной системы к самосохранению и развитию и, соответственно, включает индивидов в социальную структуру общества, его общекультурный контекст, а, с другой, приобретает личный смысл для этих индивидов. Последнее превращает ее в самокатегоризацию. Благодаря этому процессу вводятся необходимые ограничения в обмен социально-психологическими отношениями и указываются те измерения, по которым такой обмен должен развиваться. В результате из множества внутренне независимых индивидов формируются групповые субъекты активности как элементы определенных социальных систем.
Категоризация превращается в самокатегоризацию только благодаря тому, что индивиды включаются в общее поле активности, заданное конкретными условиями межгруппового взаимодействия и общекультурным контекстом, в котором они существуют.
Самокатегоризация - это, во-первых, восприятие индивидами своей идентичности в каком либо отношении друг другу, принадлежности к одной, значимой для индивидов категории и, во-вторых, путь включения индивидов в социальную структуру общества через новые формы межгруппового взаимодействия.
На втором этапе начинает формироваться групповое сознание, которое обеспечивает саморегуляцию групповой жизни. На этом этапе группа должна осознать свое место в общечеловеческой культуре и те сферы активности, в которых она может себя осуществить. В первую очередь это касается формирования системы групповых ценностей, которые будут затем формировать идеальные образы как меры межгруппового сравнения.
Одновременно, начинают складываться особые психологические механизмы, благодаря которым, собственно, и возможен групповой взгляд на окружающий социальный мир. 
На этой стадии формирования взаимоотношений доминируют процессы группообразующего межгруппового сравнения, связанного с анализом качественных характеристик элементов социальной структуры. Они создают чувство приверженности группе и группового патриотизма, которое превращает группы в устойчивые во времени единицы, снижает личностную тревожность, связанную с социальным статусом. 
Развивающийся на этом этапе процесс групповой идентификации направлен на создание стабильности группы во времени и формировании внутригрупповых чувств, мотивирующих членов группы защищать групповые интересы в известной мере независимо от индивидуальных интересов.
Эмпирическое исследование, которое было выполнено автором в рамках программы Института психологии АН СССР, проходило в естественных условиях совместной деятельности производственных групп. Выдвигалось две гипотезы: 1) Ингрупповой фаворитизм (в нашей терминологии - явление предпочтения группы членства) присущ не только конкурирующим группам, но и вообще является нормой взаимоотношений групп в процессе их совместной деятельности; 2) Ингрупповой фаворитизм связан с оценкой значимых для группы качеств, непосредственно отражающих принцип устройства группы как элемента социальной системы. Второстепенные групповые свойства фаворитизмом могут не затрагиваться. 
Результаты показали, что переоцениваются те свойства группы, которые отражают в первую очередь не эгоистические интересы ее членов, а представляют ее как наиболее эффективный, по сравнению с партнерами, элемент системы. Поэтому обязательный для нормальной группы фаворитизм вызван не желаниями членов группы выиграть за счет других людей - за счет "не Мы", а условиями достижения целей социальной системы.
Фаворитизм - это не эпифеномен "врожденной конкурентности групп", а проявление сущностного фактора, без которого не только не сформируются оптимальные межгрупповые отношения, но не будет никаких взаимоотношений вообще. Таким сущностным фактором, которым на индивидуальном уровне взаимодействия служит эгоцентризм, на межгрупповом уровне взаимодействия служит социоцентризм.
Социоцентризм проявляется как чувство приверженности группе членства.
В конце 80-х годов нами был проведен опрос 60 мужчин и 60 женщин от 20 до 35 лет, жителей периферии (за исключением жителей Костромской области). Предполагалось, что жители периферии легче будут идентифицировать себя с жителями Костромы, чем с москвичами. 
93% респондентов ощущают явные различия между психологией жителей Москвы и Костромы. Москвичи и костромичи достаточно легко воспринимаются как различные психологические типы и легко определяются их различительные характеристики. Таким образом, мы можем уверенно предполагать, что в восприятии респондентов москвичи и костромичи предстают как две различные социальные группы. 
90% респондентов отметили, что в отношении одной из групп осуществляются несправедливые действия и все 90% указали, что такой группой являются жителей Костромы. В качестве основного источника несправедливости было отмечено распределение материальных ресурсов между регионами. Поэтому при сравнении материальных условий жизни группа костромичей явно проигрывает москвичам.

 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar