Меню
Назад » »

Сушков Игорь Рудольфович. Психология взаимоотношений групп в социальной системе (1)

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГРУПП В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ
"Психология взаимоотношений групп в социальной системе"




  
 
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора психологических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ
 

Диссертационное исследование на тему "Психология взаимоотношений групп в социальной системе" обобщает результат двадцатилетней работы автора. Началом исследований можно считать диссертационную работу "Межгрупповые отношения в производственной организации" на соискание ученой степени кандидата психологических наук, выполненную автором в Институте психологии АН СССР в 1984 году. 

Актуальность проблемы. 

Актуальность проблемы вызвана, с одной стороны, активными преобразованиями социальных структур России, происходящими в настоящее время, а, с другой, определенным дефицитом психологических знаний, необходимых для формирования гармоничных отношений между социальными группами.
В социальной психологии, в основном зарубежной к настоящему времени, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением взаимодействия и взаимоотношений групп. К наиболее значительным можно отнести следующие: 
Реалистическая теория группового конфликта (Саммнер,1906; Уайт,1949; Шериф,1958; Ньюкомб,1960; Козер,1956; Стрингер,1998). Теория исходит из потребностей группы и считает, что группы в условиях межгруппового конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами. Основа этой концепции сформировалась во многом на почве аналогий, взятых из общественных форм поведения сообществ животных.
Теория социального обмена. (Хоманс,1950; Тибо и Келли,1958; Блэлок и Уилкин,1979). Основная концепция рассматривает общественное поведение как обмен "социальных товаров", регулируемый критериями справедливого распределении этих товаров между группами. 
Исследования межгруппового контакта. (Оллпорт,1950; Стефан,1999; Кук,1956). Исследования социальности замещаются изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межгруппового кооперирования.
Исследования десегрегационных процессов, межэтнических аттитюдов и символического расизма (Амир,1969; Милнер,1979; Миллер и Брюер,1985; Петтигрю,1965; Мак Конахай,1976, Адамс,1997; Магнуссон,1996). Эти исследования являются по преимуществу развитием концепции межгруппового контакта и попытками согласовать эту концепцию с реальной сложностью социального контекста.
Исследование проблем конфликта и мира (Келман,1970; Боулдинг,1978; Грум,2000; Бэртон,1968; Райт,1951). Направление объединяет политологический, социологический, и психологический подходы к анализу взаимоотношений больших общественных групп, таких как государства и нации. Рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования государственной системы, условия сосуществования разных государственных систем. Психологическая модель взаимодействия включает в себя активного индивидуального субъекта, противопоставленного группе, помогающей удовлетворять его потребности и направляющей его активность в общественно одобряемое русло.
Исследования межгрупповых отношений в сфере управления организацией (Ливитт,1978; Лайкерт,1967; Браун,1978; Бреч,2002). Рассматривают проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации.
Программы конфликтологических центров. Сеть разрешения конфликтов (Австралия), Центр анализа и разрешения конфликтов (университет Джорджа Мэйсона, США), Институт глобального мира и кооперации (университет в Сан Диего, США), Фонд мира Ганди (Индия) и множество других организаций. Эти научно-практические центры заняты разработкой эффективных технологий разрешения сложных межгрупповых конфликтов.
Исследование влияния меньшинства (Московичи,2000; Левайн,1980; Домс и Ван Авермайет,1980). Работы посвящены исследованию влияния меньшинства как источника инноваций в обществе, изучению механизмов власти и влияния в общественной системе. Социальный аспект в этих исследованиях принимает оттенок внешнего фактора, который индивид вынужден принимать в расчет в процессе своей адаптации к внешнему миру.
Теория социальной идентичности (Дуаз,1973; Джерард и Хойт,1974; Тэджфел,1971; Тернер,1975). Суть теории заключается в принадлежности индивида к определенной социальной категории, формировании, в связи с этим, чувства идентичности индивида с группой и появлении группового поведения. Опираясь на индивидуальные потребности, данная теория позволяет выяснить очень важные психологические механизмы межгруппового взаимодействия. Однако она в своем основании так и остается индивидуальной, не поднимаясь до уровня истинной социальности.
Теория самокатегоризации (Тернер,1985; Хогг,1987; Оукс,1987; Спирс,1997). Теория своими корнями уходит в теорию социальной идентичности, и главное свое внимание концентрирует на когнитивных процессах самоопределения индивида как члена определенной группы. Впервые обосновано существование группы как особой целостности. Но взгляд на природу и суть социального, в основном, идентичен взгляду предыдущей теории.
В отечественной науке первыми работами, специально посвященными психологическим механизмам взаимоотношений человеческих групп, можно назвать работы С.Л.Франка (1929), И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966). Они затрагивали ряд фундаментальных проблем, но не касались динамической стороны развития межгрупповых отношений, а также не ставили задачу раскрытия психологических механизмов реализации социальных процессов на индивидуальном уровне жизнедеятельности.
В 80-90-е годы начали публиковаться результаты специальных и достаточно крупных исследований, раскрывающих новые стороны формирования отношений между группами. Это работы В.С.Агеева, Э.Н.Аллахвердянц, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Лунева, Л.И.Науменко, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, П.Н.Шихирева. Работы, были посвящены очень важным вопросам и изучали проблемы миграции, межнациональных конфликтов, взаимодействия субъектов экономической, производственной деятельности, а также отдельные, изолированные свойства процесса построения межгрупповых отношений. 
С этого времени начало оформляться самостоятельное направление в отечественной науке - психология межгрупповых отношений. Конец 90-х годов знаменателен появлением первых фундаментальных работ, которые позволяют говорить о самостоятельном вкладе российских социальных психологов в изучение глобальных социальных процессов, лежащих в основе жизнедеятельности социума. Это работы В.С.Агеева, Н.М.Лебедевой, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, П.Н.Шихирева.
Таким образом, к началу 90-х годов сформировались два научных центра, занятых проблемой межгрупповых отношений. Первый принадлежит МГУ. Второй был представлен лабораторией изучения психологии межгрупповых отношений Института психологии РАН. К проблеме сущности межгрупповых отношений эти центры относятся по-разному. 
Первый научный центр строил свою работу на положении о том, что социальное определяется "фактом совместности взаимодействия". 
Второй - направлял свои исследования по методологическому пути, который кратко сформулирован П.Н.Шихиревым в виде идей о ценностном отношении (оценке) как регуляторе поведения; о социальном взаимодействии как среде происхождения и обитания ценностного отношения; о межсубъектном характере социального уровня взаимодействия групп.
Многие исследования занимались изучением процесса реализации межгрупповых отношений в конкретных социальных структурах. Большая роль, при этом, отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межгрупповых отношений. 
Анализ научных публикаций показывает, что среди большого количества эмпирического материала и теоретических концепций, позволяющих изучить различные стороны межгрупповых отношений, почти отсутствуют исследования, затрагивающие проблему взаимности таких отношений.
Благодаря этим исследованиям и данным, полученным в ходе работы над диссертацией, открывается возможность увидеть за конкретным социальным контекстом сущность, роль и общие закономерности развития взаимоотношений как особого вида отношений между группами. 
Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования взаимоотношений социальных групп, складывающихся в процессе их взаимодействия в социальной системе.

Цель исследования. 

Целью диссертационной работы служило исследование сущности и роли взаимоотношений социальных групп, изучение структуры этих отношений и обоснование этапов их развития. 
Объект исследования. Объектом исследования являлись взаимодействующие производственные, национальные, студенческие и территориальные группы как элементы соответствующих социальных систем. 
В диссертационной работе социальная система рассматривается как форма, обеспечивающая такие системные свойства, как целостность и целенаправленность. "Функцию формы ... могут выполнять лишь такие факторы, которые обладают свойством создавать относительно устойчивую сферу детерминации, в пределах которой, под влиянием формообразующего фактора развертываются содержательные процессы" (Асеев В.Г.).
Социальные системы неоднократно привлекали внимание при изучении проблем личностного и группового общения и деятельности. В большинстве случаев они рассматривались с помощью атрибутивно-описательного или структурного подходов. Поэтому, абстрагированные, как правило, от своих реальных межсистемных связей, фиксирующих их позицию в более широком социальном образовании, обладающем своими субъектными свойствами, они обычно теряли свои системные качества.
Диссертационная работа предусматривает включение соответствующей социальной системы, в границах которой осуществляется непосредственное межгрупповое взаимодействие, элементом более широких систем, выдвигающих свои требования к возникновению и реализации взаимоотношений социальных групп.
Предмет исследования. Предметом исследования были избраны взаимоотношения социальных групп, то есть социально-психологические отношения групп друг к другу как к элементам социальной системы, в которую они входят. 
Взаимоотношения социальных групп как элементов социальной системы формируют ее целостность. Они преобразуются в сознании групп в оценку их реального или потенциального взаимодействия, отражающую успешность этого взаимодействия с точки зрения реализации групповых потребностей. Кроме того, они обладают достаточной мотивирующей силой, чтобы вовлечь индивидов в процесс социального действия. Эмпирическим референтом отношений служит образ групп, как объективированное переживание оценки (П.Н.Шихирев).

Гипотезы исследования. 

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие:
1. Взаимодействие социальных групп сопровождается не только материальным обменом, но и обменом социально-психологическими отношениями. Последний порождает особые межгрупповые отношения - взаимоотношения групп. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, к которым взаимодействующие группы принадлежат. Следовательно, они должны определяться как качествами субъектов взаимодействия, так и требованиями соответствующих систем.
2. Взаимоотношения социальных групп должны иметь структуру, с одной стороны, отражающую культуру сообщества, к которому они принадлежат, а, с другой, отражающую свойства, важные для взаимодействия, оценку этого взаимодействия и особенности, определяющие характер дальнейшего протекания межгруппового взаимодействия.
3. Взаимоотношения социальных групп должны проходить в своем развитии ряд этапов, на которых процессы интеграции и дифференциации групп в социальной системе играют определяющую роль. Эти процессы служат познанию группами своего места в социальной системе, поддержанию мотивации взаимодействия и его регулированию в соответствии с групповыми целями.

Задачи исследования.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Формулирование понятий и основных методологических принципов, необходимых для построения системы научных координат, в рамках которой будет проходить исследование и обеспечиваться достоверность выводов, получаемых в ходе исследования.
2. Анализ тенденций развития отечественных социально-психологических исследований для обоснованного выбора объекта, предмета исследования и соблюдения преемственности получаемых знаний.
3. Теоретико-методологическое исследование свойств социальной системы, характеристик взаимодействия социальных групп и обоснование взаимоотношений социальных групп как межгрупповых отношений, возникающих в ответ на отношения других групп.
4. Анализ как отечественных, так и зарубежных концепций межгрупповых отношений, отражающих структуру взаимоотношений социальных групп.
5. Теоретико-методологическое исследование опубликованных в научных источниках социально-психологических закономерностей, отражающих особенности реализации и функциональные задачи взаимоотношений социальных групп на разных этапах их развития.
6. Теоретическое обоснование роли обмена социально-психологическими отношениями в развитии взаимоотношений групп и его относительной независимости от материального обмена между группами.
7. Разработка структуры и модели процесса развития взаимоотношений социальных групп.
8. Теоретико-методологический анализ и эмпирические исследования свойств ряда групповых социально-психологических феноменов с точки зрения развития взаимоотношений социальных групп.
9. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания, особенностей структуры взаимоотношений социальных групп и тенденций их развития.
10. Проведение эмпирических и экспериментальных исследований, подтверждающих специфику и выявляющих свойства различных этапов развития взаимоотношений социальных групп.
11. Проведение эмпирических исследований, подтверждающих, с одной стороны, относительную независимость обмена социально-психологических отношений от материального обмена, а, с другой, влияние на него особенностей организации межгруппового взаимодействия.

Методологическая основа и методы исследования. 

Основными методологическими принципами, которые применялись в работе, были: принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип развития психических явлений, принцип системности, принцип соотношения индивидуального и общественного уровней организации жизнедеятельности. 
Большую методологическую роль в ходе исследования сыграли работы Е.В.Шороховой о методологических проблемах социальной психологии, П.Н.Шихирева о предмете социальной психологии, А.Л.Журавлева о проблемах совместной деятельности, работы сотрудников и аспирантов Института психологии РАН в области психологии межгрупповых отношений: Н.М.Лебедевой, В.П.Познякова, Л.И.Науменко, Г.У.Солдатовой и других.
В качестве конкретных методов исследования можно назвать: теоретико-методологический качественный анализ более 500 работ как отечественных, так и зарубежных авторов; сравнительный анализ зарубежных и отечественных социально-психологических концепций межгрупповых и межличностных отношений; исторический анализ развития межгрупповых отношений; специально разработанная методика оценки межгрупповых отношений в производственной организации, метод анкетного опроса для исследования отношений различных национальных групп; методы опроса и экспериментальные методики для изучения отдельных этапов развития взаимоотношений групп и их значения в социальной системе.
В нашей концепции личность играет роль носителя как индивидуальных, так и групповых отношений между элементами социальной системы. Выявление группового аспекта личностных образов и реакций стало основой получения эмпирического материала в ходе исследования.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили: 

1. Исследования взаимоотношений групп в производственных организациях. Количество испытуемых - 22 производственные группы и 300 человек студентов Ивановского университета и работников различных предприятий. 2. Исследование межнациональных отношений в городской среде. Количество опрошенных - 1164 человека, 11 национальностей, рабочих, студентов и служащих. 3. Исследование этапов развития взаимоотношений групп. Количество испытуемых - 160 студентов Ивановского университета. 4. Исследование значения взаимоотношений социальных групп для межгруппового взаимодействия. Количество опрошенных - 536 человек в возрасте от 25 до 50 лет. 5. Эмпирические данные, полученные в различных зарубежных и отечественных исследованиях.
Достоверность выводов. Достоверность выводов достигалась с помощью качественных и количественных методов исследования научной литературы; использованием современных приемов теоретико-методологического анализа, в частности, обеспечением валидности и согласованности применяемой системы понятий; подтверждением теоретических положений большим массивом эмпирических данных, опубликованных в периодических и фундаментальных изданиях по социальной психологии; с помощью анализа частотных распределений, дисперсионного и корреляционного анализов, использованных при обработке данных, полученных в авторских эмпирических исследованиях.

Научная новизна. 

1.В исследовании, в соответствии с принятой концепцией, детализированы понятия социально-психологических отношений, межгрупповых отношений, обмена социально-психологическими отношениями. Обосновывается и формулируется понятие взаимоотношений социальных групп как межгрупповых отношений особого вида. 
2. В работе впервые подробно анализируется взаимный характер социально-психологических отношений между группами как элементами социальной системы. Эта взаимность порождается необходимостью оценивания группами результатов межгруппового взаимодействия с точки зрения группового вклада в сохранение и развитие социальной системы.
3. В работе впервые осуществлен многоуровневый подход к социальным системам. Подобный анализ делает очевидной специфику каждого уровня и повышает адекватность подходов к социально-психологическим феноменам при использовании различных аналитических инструментов.
4. Подробно анализируется структура взаимоотношений, что позволяет уточнить роль образа группы, как материального носителя взаимоотношений групп, уточнить роль символов и ценностей сообщества в формировании и реализации взаимоотношений, определить функции процессов социального сравнения, выделить принципиально различные уровни реализации социальной установки. 
5. Обосновывается представление об обмене социально-психологическими отношениями, как отличающемся и относительно независимом от материального межгруппового обмена, направленном на поддержание целостности и развитие социальной системы.
6. На основе исследования формирования взаимоотношений социальных групп как динамического явления, проходящего определенные качественные этапы, впервые в социальной психологии представлена модель развития взаимоотношений групп в социальной системе. Эта модель сделала очевидными те функциональные задачи, которые выполняют конкретные процессы, происходящие при взаимодействии социальных групп.
7. Исследование позволило по-новому увидеть взаимосогласованную и позитивную роль ряда социально-психологических феноменов, таких как деперсонализация, конформность, социальный стереотип, явление ингруппового фаворитизма, социальная установка, и новые подходы к ним при решении практических задач. 

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимоотношения групп, как особый вид межгрупповых отношений, развиваются с появлением социальной системы. Они детерминированы взаимодействием групп как субъектов жизнедеятельности и складываются в процессе межгруппового обмена социально-психологическими отношениями. Их роль заключается в сохранении и развитии социальных групп как элементов соответствующих социальных систем. Эмпирически установлено, что, в соответствии с российскими культурными традициями, удовлетворенность межгрупповым взаимодействием в первую очередь зависит от характера взаимоотношений социальных групп.
2. На развитие взаимоотношений социальных групп существенно влияют две тенденции: а) стремление группы к приобретению своей автономности и самостоятельности как субъекта взаимодействия. б) стремление к самоограничению в виде потребности быть эффективным со-деятелем в социальной системе, с которой она себя идентифицирует. Последняя тенденция ограничивает стремление группы к самостоятельности и заставляет их выстраивать свои взаимоотношения в согласии с требованиями соответствующей социальной системы и культурной среды сообщества, в котором данная система сформировалась.
3. Взаимоотношения групп обеспечивают единство сообщества, в которое эти группы включены, поэтому структура взаимоотношений отражает наиболее существенные элементы культуры соответствующего сообщества:
- Познавательная сторона взаимоотношений, складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, трансформируется в образ группы и отражает символы, как концентрированные выражения социально-психологических отношений. Эмпирические данные подтвердили, что в процессе взаимодействия группы формируют общее символическое поле, дающее им возможность адекватно воспринимать групповые свойства, важные для формирования межгрупповых отношений в соответствующей социальной системе.
- Эмоциональная сторона, придающая взаимоотношениям мотивирующий характер, формируется в соответствии с ценностями сообщества, в которое группа включена, и реализуется в иерархической структуре групповых ценностей, основе для межгруппового сравнения, осуществляемого в процессе реального взаимодействия групп.
- Поведенческая сторона, обеспечивающая непрерывность взаимодействия социальной группы с объективной реальностью, реализуется, в частности, в установках, которые ориентируют личность на межгрупповой или межиндивидуальный характер взаимодействия.
4. Развитие взаимоотношений групп предполагает ряд закономерных этапов: 
а) этап самокатегоризации - процесс групповой рефлексии, который актуализирует в сознании совокупности индивидов определенные характеристики этой совокупности, важные для организации межгруппового взаимодействия; 
б) этап групповой идентификации - процесс формирования группового уровня организации поведения индивидов, который сопровождается формированием чувства групповой приверженности, и специфическими групповыми феноменами, обеспечивающими целесогласованное поведение членов группы; 
в) этап поддержания эффективного обмена социально-психологическими отношениями между группами в условиях сложившихся взаимоотношений, направленного на сохранение и развитие групп как субъектов взаимодействия; 
г) этап саморегуляции взаимоотношений - процесс корректирования взаимоотношений, возникающий в результате переживания относительной неудовлетворенности существующими взаимоотношениями групп.
д) этап межгруппового конфликта - процесс корректирования взаимоотношений, возникающий в результате переживания абсолютной неудовлетворенности взаимоотношениями и приводящий к нарушению существующей категоризационной структуры.
5. Обмен социально-психологическими отношениями детерминирован материальным обменом между группами, но совершается относительно независимо от него и направлен на сохранение и развитие социальной системы, в которой эти группы являются элементами. 
6. Эмпирические исследования показывают, что организация межгруппового взаимодействия существенно влияет на развитие взаимоотношений и определяет особенности обмена социально-психологическими отношениями, в частности, задавая ему внутри- или межсистемный характер или повышая чувствительность групп к результатам обмена.
7. Некоторые социально-психологические феномены, такие, например, как конформность и социальные стереотипы, рассмотренные с точки зрения сущности и развития взаимоотношений групп, раскрывают свое конструктивное содержание, так как являются не индивидуальными, а специфически групповыми феноменами:
- конформность снижает индивидуальные вариации, увеличивает групповое единство и повышает эффективность группы как субъекта социального действия;
- стереотипы отражают устойчивые и обобщенные образы социальной реальности, закрепляя групповой опыт и предоставляя непротиворечивую информацию для организации межгруппового поведения.

Практическое значение исследования: 

1. Проведенный сравнительный анализ таких основных категорий психологической науки, как психологические отношения, социально-психологические отношения, межгрупповые отношения, взаимоотношения должен способствовать повышению валидности и более точной формулировке границ социально-психологических исследований.
2. Предложенная модель развития взаимоотношений помогает:
а) оценить необходимость и достаточность включения элементов системы в поле исследования;
б) определить этап, на котором находится процесс развития взаимоотношений групп;
в) обеспечить валидность исследования, строго разграничив познавательную, эмоциональную и поведенческую стороны взаимоотношений, содержащие в себе, соответственно, символы, ценности и социальные установки сообщества;
г) прогнозировать дальнейшее развитие взаимоотношений социальных групп.
3. Модель развития взаимоотношений социальных групп может использоваться для планирования широкого спектра исследований межгрупповых отношений и теоретического обоснования получаемых эмпирических данных, 
4. Принцип, заложенный в методике исследования межгрупповых отношений в производственной организации, может быть использован для разработки аналогичных методов исследования взаимоотношений групп в различных сферах межгруппового взаимодействия.
5. Свойства различных этапов развития взаимоотношений, выявленные в ходе исследования, могут служить критериями оценки характера взаимоотношений реальных социальных групп.
6. Исследование в концентрированном виде дает представление о современном состоянии исследований проблемы межгрупповых отношений.

Апробация исследований.

Основные материалы диссертации отражены в 22 публикациях общим объемом 40 печатных листов. Наиболее полно и глубоко они раскрыты в монографии: "Психология взаимоотношений", М.: Академический проект, ИП РАН, 1999г.
Основные результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях сектора социальной психологии и лаборатории психологии межгрупповых отношений Института психологии РАН, на методологическом семинаре Института психологии РАН, съездах и конференциях Общества психологов, научных конференциях Ивановского государственного университета.
Материалы исследования использовались при проведении международного тренинга-семинара по разрешению межэтнических конфликтов, организованном "International Alert" и Институтом Этнологии и Антропологии РАН в 1992 году. На базе диссертационного исследования построены и прочитаны курсы "Методологические проблемы социальной психологии" в Институте повышения работников народного образования г. Иваново и в Ивановском государственном университете при подготовке студентов по специальности "Психология", подготовлен и читается курс социальной психологии для студентов Ивановского государственного университета по специальностям "Журналистика" и "Психология".

Структура диссертации. 
Работа состоит из четырех глав. Объем основного содержания работы составляет 306 страниц. В тексте представлено 10 таблиц и 15 рисунков. В ходе работы было привлечено около 400 отечественных и зарубежных источников.
 

 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar