Меню
Назад » »

Сушков Игорь Рудольфович. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению курса Юридическая психология (1)

РЕЧЬ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 )
РИТОРИКА \ КРАСНОРЕЧИЕ \ РИТОРИЧЕСКИЙ \ ОРАТОР \ ОРАТОРСКИЙ \

ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА
1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 ) ( 7 )


 

 

 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
 
 
по изучению курса
«Юридическая психология»
(для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета)
Составитель - доктор психологических наук
Сушков Игорь Рудольфович
 
 
 
Часть I. Общая психология
Часть II. Юридическая психология
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
 
ВВЕДЕНИЕ

Состояние системы правоохранительных органов - наиболее важная проблема общественного сознания, так как эта система во многой определяет границы личных свобод граждан и условия общественного прогресса в целом.. Один из путей улучшения работы правоохранительных органов намечается в применении углублённого психологического анализа на всех этапах осуществления правосудия.
Развитие общества ведёт к гуманизации правовых норм, к дифференциации правового воздействия на личность, к сближению механизмов правового и морального регулирования. Это возможно лишь с познанием основных законов психологии личности и групп.
С 1964г. в системе высшего образования при подготовке по юридическим специальностям предусмотрено преподавание общей и юридической психологии.
Изучение психологии предусматривает знакомство с познавательными психическими процессами, эмоциональным и волевым механизмом регуляции деятельности и поведения человека, с понятием, структурой и основными свойствами личности, с закономерностями межличностных отношений и поведения личности в группе, с психологическими аспектами следственных действий.
Знания психологии должны сформировать системный взгляд на личность и механизмы преступного поведения, заложить основу для самостоятельного решения практических задач, возникающих перец работниками юридических органов.
При изучении курса студентам важно учесть необходимость проблемного подхода к психологической науке. Если при изучении таких дисциплин, как гражданское право, криминалистика и многих других они привыкли пользоваться вполне устоявшимися и чётко определёнными понятиями, то характер овладения психологическими знаниями иной. Во-первых, психология как наука молода. Во-вторых, она имеет дело со сверхсложными явлениями, такими, как психика, сознание, самосознание. Поэтому изучать её, механически заучивая определения рассматриваемых понятий, нельзя. Студента должны делать акцент не на буквальном воспроизведении понятий, а на понимании их, на исследовании их границ, когда данные явления переходят в противоположные себe или другие явления. Студент должен выстроить в процессе изучения свою индивидуальную систему психологических знаний, может быть не во всём совпадающую с изложенной в том иди ином учебной пособии, но позволяющую гибко, непротиворечиво и самостоятельно оценивать психологические явления на современном научном уровне.
РАЗДЕЛ I
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ТЕМА I. Предмет, система и методологические принципы психологии
При изучении темы следует уяснить, что предметом психологии является психическое отражение человеком мира как механизм, регулирующий его деятельность и поведение.
Многие факты, входящие в содержание психологии, являются несимметричными. Многие психологические законы являются законами-тенденциями. В этом сложность и отличие психологической науки от естественных наук.
Направляет развитие науки методология. Можно выделить общую методологии - философские принципы, лежащие в основе всех наук, специальную методологии - методологические принципы, разработанное для исследования психологических законов и явлений, в частную методологию - конкретные методы психологических исследования.
Следует рассмотреть, как развивалась психология, её современное состояние, основные направления и приклепано отрасли.
В данной теме наиболее важно усвоить понятие «психики». Психическое отражение порождает идеальные образы, на основе которых и происходит регулирование поведения и деятельности человека.
Психика - особое свойство материи:
- она хотя и нематериальна, но реальна;
- отражает объективный мир;
-отражение происходит при активном взаимодействии субъекта с окружающим миром;
- психическое отражение связано с определённой оценкой субъектом отражаемого;
- психические явления неделимы;
- отражение происходит на двух уровнях: сознательном и бессознательном.
Задача психики – моделировать окружающий мир, воспроизводя структуру отношений живого существа с окружающим миром. Отношения, в свою очередь, отражают оценку явления с точки зрения воздействия этого явления на живое существо.
Закономерными этапами в развитии психического отражения человека были появление сознания, а затем самосознания. Необходимо раскрыть суть этих явлений и условия, которые привели к их возникновению. Все психические явления делятся на:
1. Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые).
2. Психические состояния.
3. Индивидуально-типологические свойства.
ТЕМА 2. Естественнонаучные основы психики
Материальной основой психики служит высшая нервная деятельность, осуществляемая нервной системой, Нервная система связывает человека с миром и координирует работу различных частей организма. Следует кратко рассмотреть строение и назначение основного элемента нервной системы - нейрона, основное направление эволюции нервной системы, понятия центральной и периферической нервной систем, строение головного мозга.
Далее необходимо перейти к процессам высшей нервной деятельности, системная организация которых и дает эффект психического.
Два элементарных нервных процесса - возбуждение и торможение - определяют в конечном счете всю психическую жизнь человека.
На более высоком уровне организации они оформляются в рефлексы: безусловные и условные. Большую роль в исследовании рефлексов сыграли работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова. При изучении данного вопросе необходимо понять механизм рефлекса, отличие безусловных рефлексов от условных, принцип образования условных рефлексов.
Следующий уровень организации нервных процессов - функциональная система (П.К.Анохин). Ее деятельность осуществляется с помощью таких механизмов как: 1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации, 2) принятие решения и формирование акцептора результатов действия, 3) реализация решения, 4) осуществление обратной связи - сличение результатов реальных действий и модели акцептора результатов действия.
Сложным уровней организации нервных процессов является оформление их в виде непрерывно взаимодействующих у человека I и 2 сигнальных систем (И.П.Павлов).
Работа нервных процессов подчиняется основным законам высшей нервной деятельности. Эти законы:
1. Закон об образовании условной нервной связи.
2. Закон об угасании условной нервной связи,
3. Закон о концентрации и иррадиации нервных процентов.
4. Закон о взаимной индукции нервных процессов.
5. Закон об образовании динамического стереотипа.
РАЗДЕЛ II
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 3. Определение познавательных процессов.
Познавательные процессы связывают индивида с внешним миром, давая возможность исследовать его, выбирать адекватные формы поведения и деятельности, накапливать жизненный опыт. Преломляясь в познавательных процессах, информация об окружающем мире вторгается в психику человеке и формирует ей, начиная с элементарных психических явлений и кончая сложным духовным миром личности.
Пониманию психических процессов может помочь следующая схема их изучения:
а) сущность процесса,
б) его физиологические механизмы,
в) виды процесса,
г) закономерности процесса,
д.) индивидуально-психологические особенности.
Пункты г) и д) следует раскрывать с позиций их значения в следственной практике.
К познавательным процессам необходимо отнести процессы ощущения, восприятия, памяти и мышления.
Но прежде чем приступить к изучение познавательных процессов, следует рассмотреть понятие внимания, поскольку без него ни один процесс не может быть эффективным.
ТЕМА 4. Внимание
Русский педагог К.Д.Ушинский так сказал о внимании: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». А знаменитый французский биолог Н.Кювье высказался кратко: «Гений - это, прежде всего, внимание».
Основная задача внимания - сделать все познавательные, эмоциональные и волевые процессы эффективными, привести их в единую систему, подчиненную достижению определенной цели.
Внимание не имеет своего специфического продукта. Но, подключаясь к процессу смотрения, оно превращает его в видение, слушание превращает в выслушивание, свободно возникающие образы в процесс целенаправленного припоминания, т.е. так перестраивает строение любого процесса, что резко повышает его продуктивность. Высокий уровень внимания - это показатель организованности сознания.
При изучении темы необходимо показать сущность внимания, дать его определение, раскрыть функции.
Физиологическими основами внимания является: взаимная индукция нервных процессов (И.П.Павлов), доминирующий очаг возбуждения (А.А.Ухтомский), ретикулярная формация, нейроны новизны, лобные доли коры головного мозга.
Следует познакомиться с видами внимания: непроизвольным, произвольным, послепроизвольным.
К основным свойствам внимания относятся:!) объем, 2) концентрация, 3) устойчивость, 4) распределение, 5) переключение. Необходимо раскрыть суть каждого свойства и методы его измерения.
В юридической практике следует учитывать как характеристики основных свойств внимания, так к его индивидуальные особенности. Это эгоцентричность, профессиональную направленность, чрезмерную обобщенность, рассеивание по частным деталям.
В состоянии опасности повышенная эмоциональная возбудимость приводит у некоторых людей к явлению «суженного» сознания.
Дефекты внимания играют существенную роль в происшествиях, связанных с управлением техникой. Необходимо уметь вскрыть причины появления этих дефектов.
ТЕМА 5. Ощущение и восприятие
Эти процессы совершаются при непосредственном воздействии материального мира на человека. В ощущении происходит первый ответ на внешнее возбуждение, доставляющий приток "питательного материала", постоянно претворяемого психикой в её собственный состав и содержание.
Опущение - самый элементарный по своей структуре психический процесс. Он как бы стоит на границе между физическим и психическим.
Ощущение отражает только отдельные свойства предметов и явлений, и тем оно отличается от восприятия.
Чтобы понять природу ощущений, необходимо раскрыть нейрофизиологический механизм процесса их протекания (.работу рецепторов и рефлекторный акт).
Далее следует дать классификацию ощущений и выделить их общие закономерности: чувствительность, адаптацию, синестезию, сенсибилизацию и взаимодействие.
Особенно часто в следственной практике приходится учитывать такие закономерности ощущений как нижний и верхний пороги чувствительности, время адаптации к различным раздражителям, контраст раздражителей и т.д.
У человека на более высоком уровне организации психики отдельные ощущения интегрируются в акт восприятия, когда предмет или явление осознаются в целом. Это позволяет осуществлять такое сложное и многообразное поведение в окружающей среде, какое свойственно человеку.
Восприятие наиболее тесно связано с процессом мышления, так как хорошо воспринять предмет - значит мысленно его назвать, классифицировать.
При изучении темы следует раскрыть определение восприятия, его общие закономерности: целостность, структурность, предметность, константность, осмысленность, апперцепцию.
Классификации восприятий даются по двум основаниям: а) в зависимости от ведущего анализатора, б) в зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение).
Ведущую роль в восприятии играют перцептивные действия:
а) обнаружение;
б) различение (действия по построению изображения);
в) идентификация;
г) опознание (опознавательные действия)
Когда образ сформирован, т.е. выделен из окружающей среды, мы как бы проецируем его на некий экран, образованный системой ранее усвоенных нами знаний, сверяем с уже знакомыми образами и тем самым опознаём, определяем ценность и значение воспринятого.
Важным для работника юридических органов является свойство наблюдательности. Необходимо знать приёмы развития наблюдательности и условия эффективного наблюдения.
В следственной и судебной практике требуются знания пространственных условий восприятия человека, что в облике человека выделяется в первую очередь, как влияют на интерпретацию воспринятого предварительные установки личности, как связано восприятие с памятью на стадии опознания объекта.
ТЕМА 6. Память
Память запечатлевает, сохраняет и в нужный момент воспроизводит опыт человека, то, что он ощущал ранее и воспринимал, продукты прежней мыслительной деятельности.
Необходимо показать, как изменялась память в процессе развития человека (от фотографичности и репродуктивности к избирательности и реконструктивности).
Ведущую роль в памяти современного человека играют смысловые связи. В процессе эволюции память превращается в словесно-логическую. Одним из общих законов памяти становится воспроизведение по функциональному признаку.
Продуктами памяти являются представления, последовательные и эйдетические образы.
К процессам памяти следует отнести: в) запоминание, б) сохранение, в) узнавание, воспроизведение, воспоминание.
Знакомясь с процессом запоминания, необходимо хорошо понять, что всякое запоминание осуществляется в результате деятельности субъекта с объектом. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным. Следует раскрыть суть непроизвольного запоминания, условия его эффективности.
Произвольное запоминание - результат специальных мнемических действий. Оно тем эффективнее, чем более процесс запоминания становится творческой переработкой материала. Постарайтесь перечислить рациональные приёмы запоминания..
Следует раскрыть влияние установки и эмоционального состоянии на запоминание.
При раскрытии особенностей процесса сохранения следов памяти необходимо раскрыть целесообразность и причини забывания, влияние характеристик объекта и субъекта на забывание, роль проективного и ретроактивного торможения. Специальное место в сохранении материала отводится характеру повторения.
Следует внимательно разобраться в явлении реминисценции,
Изучая процессы воспроизведения следов памяти необходимо раскрыть суть узнавания, собственно воспроизведения и воспоминания.
Тип памяти соотносится с памятью конкретного индивида.
Вид памяти соотносится с классификацией человеческой памяти вообще. Вида памяти выделятся по 3-м критериям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в запоминании: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая (образная память делится на подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая); 2) по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная; 3) но продолжительности закрепления и сохранения материала: сенсорная (иконическая), кратковременная, долговременная, оперативная.
Важную роль играет знание закономерностей процессов памяти в ходе получения показаний. Здесь надо знать индивидуальные особенности памяти, как включать механизм ассоциаций, для того чтобы помочь вспомнить забытое, как учесть положительное влияние реминисценции на полноту вспоминания, при каком характере свидетельских показаний ошибок припоминания меньше, какие недостатки имеет внушающий характер вопроса, как может происходить доосмысливание образов памяти, влияющее на достоверность показаний.
TЕМA 7. Мышление
Ощущение и восприятие не могут проникнуть в суть вещей, за их внешнюю оболочку, они конкретны. Только мышление позволяет раскрыть то, непосредственно нашим органом чувств не предъявлено. Оно позволяет обнаружить сходство и различие в предметах и явлениях, их глубинное содержание, законы природы и общества.
Необходимо дать определение мышлению и показать его связь с другими процессами.
Первой формой существования мышления было действие, и все мыслительные операции возникли вначале как практические операции.
Следует раскрыть социальную природу мышления.
Основной способ существования мышления - процесс (И.К.Сеченов). Оно возникает в ходе взаимодействия человека с окружающей средой (П.П.Блонский) и является реакцией на новую ситуация, для выхода из которой недостаточно привычки, памяти (С.В.Кравков).
Продуктом мышления является понятие. Необходимо дать его определение и основные отличия от наглядного образа.
Подробно следует остановиться на связи мышлении с общением и речь. Общение приводит к выработке системы значений и смыслов.
Слово как материальный носитель мысли даёт возможность зафиксировать понятие. Речь обеспечивает обмен мыслями и затеи сама становится орудием их формирования (Л.С. Выготский). Особая роль в формировании мышления отводится внутренней речи.
При рассмотрения процессе решения задач следует дать определение проблемной ситуации и задачи, показать этапы решения задачи, роль внутреннего плана действия и способности к переносу мыслительных навыков, значение наглядных представлений.
Особое место необходимо уделить формирование системы общих, частных и рабочих версий и порядку их проверки.
К основным операциям мыслительной деятельности относятся сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, а к основным формам - понятие, суждение, умозаключение. Раскройте их суть и место в структуре следственной и судебной деятельности.
Работниками юридических органов ведущая роль часто отводится логическому мышлению в ущерб мышлению творческому. Поэтому следует глубоко разобраться в сути творческого мышления, в его отличиях от мышления логического.
Одним из основных механизмов творческого мышления является работа воображения. Постарайтесь ответить на такие вопросы: В чём суть воображения? Какова его роль в мыслительном процессе? Какие виды воображения существуют? Какие задачи выполняет воображение в следственной практике?
Другим важным механизмом творческого мышления является интуиция. В чем суть интуиции? Когда она проявляется? Является ли правомерным принятие интуитивных решений в следственной практике?
Творческое мышление требует развития особых качеств личности, таких,как смелость замысла, критичное отношение к истинам и очевидным фактам, развитость образного мышления, умение в случайном видеть закономерное, широта ума, его самостоятельность, глубина, гибкость и диалектичность.
Необходимо разобраться в психологических барьерах, препятствующих творческому мышлению и ознакомиться с методами активизации творчества.
В основе классификации видов мышления лежит их различие:
1) по способу мышления (логическое, творческое),
2) по средствам (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое),
3) по целям (теоретическое, практическое).
Определите их суть и место в следственной и судебной практике.
РАЗДЕЛ III
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Образы восприятия, представления, идеи сами по себе не приводят к какому-либо поведению. Они не имеют самостоятельной побудительной силы. Но когда они приобретают определённый жизненный смысл, то становятся важными регуляторами человеческого поведения. Одним ив таких регуляторов служат эмоции. Именно эмоции закрепляли видовой опыт, отличая задолго до появления разума явления вредные и полезные, гарантируя самосохранение вида.
Но в сложной социальной ситуации человек не может руководствоваться в своём поведении только эмоциями. Он должен планировать свои поступки, предвидеть последствия, согласовывать свои действия с действиями других, а часто идти и наперекор своим желаниям в соответствии с социальной целесообразностью. То есть определяющим в его поведении становится уже не чувство, а разум и способность к торможению своих эмоциональных импульсов. Поэтому у человека развивается механизм регуляции поведения, основанный на воле, обеспечивающий сознательный акт поведения.
Одна из главных задач при рассмотрении правонарушения - это определение того, какую роль в его регуляции сыграли волевые и эмоциональные факторы. Если ведущим был эмоциональный фактор, то в определённых случаях это может стать смягчающим вину обстоятельством. Если ведущим был фактор волевой, то перед нами предстаёт взвешенное, расчётливое преступление.
ТЕМА 8. Эмоции и воля
При изучении темы необходимо разобраться в роли эмоций в жизни человека, в причинах их возникновения в процессе эволюции, источниках эмоциональных переживаний, функциях эмоций.
К свойствам эмоций можно отнести их силу, направленность, амбивалентность, стеничность или астеничность, способность к ассоциированию.
Далее необходимо раскрыть формы существования эмоций: эмоциональный тон, собственно эмоции, настроение, состояние стресса и фрустрации, аффект, тревога, страх, страсть, высшие чувства. Особое внимание следует обратить на то, к каким последствиям могут приводить стрессовые и фрустрационные состояния, как развивается аффект.
В настоящее время наблюдается увеличение доли преступлений, совершенных на эмоциональной основе. Следует учитывать, что эмоции могут повлиять на решение, но не являются ведущим фактором, порождающим преступление. При анализе преступного деяния необходимо учитывать, что человек может эмоционально реагировать не только на то, что направлено против него, но и на то, что приносит страдание другому, а такие то, что среди явлений, вызывающих сильное эмоциональное переживание, видное место занимает противоправное поведение потерпевшего.
Преступные акты могут казаться "безмотивными", когда скрыта связь между причиной, породившей преступление, и самим преступлением. К ним можно отнести: а) преступления, по силе не соответствующие поводу, вызвавшему их; б) преступления, связанные с отсроченными действиями; в) преступления, связанные с замещающим им действием.
Волевое регулирование начинает действовать тогда, когда перед человеком встают внешние или внутренние препятствия для достижения сознательно поставленной цели. Одним из главных условий волевого действия является представление будущего результата действия, с которыми постоянно сравниваются реальное положение субъекта, оценивается эффективность избранных средств и путей достижения принятой цели. Препятствием могут служить не только физические объекты, но и социальные условия, в частности, необходимость руководствоваться в своем поведении правовыми нормами. Воля лежит в основе самосовершенствования личности.
При рассмотрении проблемы воли необходимо дать определение воли, закономерность ее появления и развития в процессе становления человека и общества, раскрыть побудительную и тормозную функции воли, ее отношение к риску.
Следует охарактеризовать звенья волевого акта: 1) формирование мотивации поступка и борьбу мотивов; 2) осознание цели; 3) планирование поступка; 4) исполнение.
Поступок, в отличие от намерении, определяется индивидуальными особенностями воли. В процессе следственной практики могут встретиться патологические и пограничные нарушения волевой регуляции поведения, а также дефекты воспитания волевых качеств, способствующие совершению преступления.
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar