Меню
Назад » »

Соловьев В. С. РАЗУМ

Соловьев В. С.

Статьи из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза - И. А. Эфрона.

РАЗУМ

РАЗУМ - Кроме значения разума как особого вида мыслительной деятельности по отношению с рассудком -(см. Рассудок - разум), под разумом в более широком смысле понимается существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобщее, в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечениями обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, например французском, коренного различия между разумом и рассудком вовсе не полагается. Действие разума, как мышления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью, закрепляющей одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собой. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления, из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия). В древней философии, после того как Аристотель, определивший Божество как самомышление... и стоики (учившие о мировом разуме); признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта - за умоисступленным восторгом... Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между разумом как светом естественным и высшем божественным или благодатным просвещением. когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму как чему-то ложному так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между разумом и естественным опытом или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отождествление разума с панлогизмом Гегеля, утверждающего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т.е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение, единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш разум получает свое содержание из опыта, то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление - выводить самый разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar