Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (41)

Целеполагание в социальном сравнении Е. С. Самойленко (Москва) Процессы сравнения являются важнейшей составляющей позна- вательной и коммуникативной деятельности человека. С. Л. Ру- бинштейн явился одним из первых психологов, кто обратил спе- циальное внимание на категорию сравнения и определил ее роль  в познавательной деятельности человека: «На начальных стадиях  ознакомления с окружающим миром вещи познаются прежде всего  путем сравнения» (Рубинштейн, 1957а, с. 138). Сравнение рассматривалось Рубинштейном как одна из форм  проявления единства анализа и синтеза на эмпирическом уровне  познания, предшествующем теоретическому познанию. При этом 259 под анализом понималось «мысленное расчленение предмета, яв- ления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей,  моментов, сторон…» (Рубинштейн, 1946, с. 354). Синтезом называ- лось всякое сопоставление и установление связи между различными  элементами. Согласно Рубинштейну, сравнение представляет собой  процесс, начинающийся с синтеза (соотнесения или сопоставления  объектов), на основе которого осуществляется анализ (выделение  общего и различного в сравниваемых объектах), ведущий, в свою  очередь, к обобщению и новому синтезу (Рубинштейн, 1957б). Воз- никающая в процессе сравнения элементарная форма абстракции  заключается в «отвлечении от одних свойств чувственно воспринима- емого предмета при выступании других» (там же, с. І39). Результатом  сравнения является эмпирическое обобщение, получаемое путем  выделения в сравниваемых объектах сходства. Сформулированные Рубинштейном положения относительно ро- ли сравнения в познавательной деятельности справедливы и для так  называемого социального сравнения, которое обращено к социаль- ным субъектам. Его специфика состоит в том, что оно представляет  собой установление сходства и различия между двумя или несколь- кими социальными субъектами. Согласно узкому определению, со- циальное сравнение – это процесс так называемого «обдумывания»  субъектом информации, касающейся одного или нескольких людей,  при соотнесении с собственным Я (Wood, 1996). Такое сравнение,  «будь то произвольное или непроизвольное, является всеобъемлющим  социальным феноменом» (Suls et al., 2002, p. 159). Более широкое по- нимание социального сравнения распространяется и на такие случаи,  когда человек сравнивает себя с самим собой. Наконец, возможна  наиболее широкая интерпретация этого понятия как сравнительного  суждения о любых социальных субъектах, касающегося их опреде- ленных содержательных характеристик (Kruglanski, Mayseless, 1990). Социальное сравнение, являясь ключевым элементом познания  и субъективного оценивания индивидом самого себя и взаимодейст- вующих с ним людей, реализуется с определенными целями. В наибо- лее ранних работах, к которым, несомненно, относится классическая  теория Фестингера (Festinger, 1954a, b), в качестве основной цели  осуществления человеком социального сравнения рассматривалась  оценка собственных мнений и способностей (т. е. само-оценивание).  Согласно Фестингеру, при отсутствии в объективной реальности  некоторого средства для измерения собственных характеристик  люди обращаются к сравнению себя с другими людьми. В этом случае  самым информативным социальным референтом является для срав- нивающего субъекта тот человек, который наиболее похож на него.260 В качестве другой важной цели социального сравнения выделяют  самосовершенствование (Wood, Taylor, 1991). В этом случае в качестве  социальных референтов сравнения человек выбирает таких людей,  которые обладают наилучшими показателями по определенному  параметру, и, соответственно, создают у сравнивающего субъекта  мотивацию к улучшению своих собственных показателей. Подобное  «восходящее сравнение» Фестингер называл «однонаправленным  стремлением вверх» (Festinger, 1954b). Социальное сравнение может также осуществляться с целью улуч- шения собственного представления о себе. Согласно так называемой  теории «нисходящего сравнения» (Wills, 1991), люди, стремясь субъ- ективно представить себя в лучшем свете, как правило, сравнивают  себя с теми, кто находится в худшей позиции. Рядом авторов выделяются достаточно специфические цели со- циального сравнения: установление и поддержание социальных  отношений (Helgeson, Mickelson, 1995), самовалидизация собственных  мнений, т. е. получение доказательств того, что они действительно  правильные и хорошие (Goethals, Darley, 1977; Kruglyanski, Mayseless, 1987), формирование когнитивной структуры, т. е. овладение  определенным знанием по конкретному вопросу (Kruglyansky, Mayseless, 1987) или аналогичная по смыслу цель поиска информации  (Nosanchuk, Erickson, 1985). При выявлении целей социального сравнения одной из актуаль- ных проблем является выбор методологии исследований и оценка  степени их экологической валидности. Изначально процедуры изуче- ния социального сравнения носили искусственный характер. Так,  методика порядкового ранжирования, явившаяся одной из первых  и наиболее распространенных экспериментальных процедур исследо- вания социального сравнения, требовала осуществления сравнения  с некоторыми абстрактными индивидами только по одному жестко  фиксированному параметру. Метод контролируемого наблюдения,  введенный позже в контекст исследований социального сравнения,  обеспечил, с нашей точки зрения, более качественный анализ этого  феномена. Структурированное наблюдение, опирающееся на систе- му поведенческих индикаторов социального сравнения, позволило  получать достаточно богатую и статистически обрабатываемую  информацию. Метод интервью, введенный в контекст исследований  социального сравнения в последние пятнадцать лет, непосредственно  обращен к системным содержательным характеристикам социального  сравнения и, прежде всего, к направляющим его целям. В методе  структурированного и полуструктурированного интервью, несмотря  на ограничения, связанные с его валидностью, отсутствуют требова-261 ния сравнивать с определенным референтом или по определенному  параметру. Получаемые в рамках таких интервью вербальные само- отчеты содержат информацию, позволяющую выявить различные  составляющие социального сравнения: цели, стратегии, параметры,  референты, а также ситуации, в которых оно имеет место. В наиболее современных исследованиях намечена тенденция  использования системы методических процедур (методическая три- ангуляция), позволяющих сочетать, например, анализ вербальных  данных, содержащих информацию качественного плана, и более стро- гие методы выявления референтов и параметров сравнения. Одним  из примеров данной тенденции служит так называемая процедура  структурированных дневниковых записей. Эта процедура позволяет,  благодаря сочетанию в себе элементов традиционного дневниково- го метода и формализованного опросника, получать и соотносить  количественную и качественную информацию и, соответственно,  разрабатывать системное представление о социальном сравнении. Другим примером реализации системной методологии изучения  социального сравнения и его целей служит представленный здесь  цикл эмпирических исследований, в котором были использованы  как количественные, так и качественные процедуры получения ин- формации, касающейся целей социального сравнения. Идея заклю- чалась в реализации так называемой методической триангуляции,  выражающейся в сочетании двух принципиально разных инстру- ментов при изучении одного и того же феномена. В первом исследовании использовался метод анализа свобод- ных вербализаций, содержащих характеристики целей социального  сравнения. Во втором исследовании для более детального и статистически  обоснованного изучения тенденций, касающихся частоты встреча- емости данных категорий целей использовался опросник. При этом  исходным материалом для составления опросника служили катего- рии целей социального сравнения, выделенные с помощью анализа  вербализаций. Задачей первого исследования являлось получение максимально  разнообразной качественной информации о целях, которые преследу- ют субъекты разного возраста при сравнении себя с другими людьми.  В исследовании приняли участие 124 ученика 3–4 классов (70 девочек  и 54 мальчика – средний возраст 10 лет), 96 учеников 8–9 классов  (52 девочки и 44 мальчика – средний возраст 15 лет) и 128 студентов  (65 девушек и 63 юношей – средний возраст 22 года) г. Москвы. Участникам предлагалось продолжить в развернутой письменной  форме незаконченное предложение «Я сравниваю себя с другими людь-262 ми для того, чтобы…». В результате анализа вербализаций, реализо- ванного двумя экспертами, были выделены 363 вербальные единицы,  характеризующие цели социального сравнения. Вербальные единицы  были распределены на категории, часть из которых присутствовала  у представителей всех возрастных групп, а часть только у некоторых  (например, только у младших школьников или старшеклассников).  Было выделено 13 категорий целей социального сравнения: 1 Поддержание социальных отношений и налаживание обще- ния (например, «мне хочется найти с людьми общий язык»). 2 Поддержание собственного «Я»: повышение самооценки, уве- ренности в себе и эмоциональной стабильности (например, «хочу  доказать, что я тоже что-то умею», «сравнение с другими людьми  дает мне уверенность»). 3 Положительная самопрезентация перед другими людьми (например, «показать маме, что я не так уж и плох, у других  бывает и хуже»). 4 Научение: овладение знаниями и опытом, в частности, способами  решения проблемных ситуаций (например, «учиться на чужих  ошибках и достижениях», «выработать наилучшую модель пове- дения»). 5 Самопознание и самооценивание (например, «я хочу узнать  свой характер», «хочу найти объяснение своим поступкам»). 6 Самосовершенствование (например, «хочу себя усовершенство- вать», «я пытаюсь быть лучше», «я хочу быть красивой, умной»). 7 Достижение социальной идентичности и стремление иметь  сходство с другими людьми (например, «я хочу быть на них  похожей»). 8 Познание других людей (например, «хочу понять, какие они  по характеру, узнать их»). 9 Субъективное позиционирование себя среди других людей:  оценка степени собственного сходства с другими людьми или пре- имуществ у себя и у других (например, «хочу понять, кто лучше,  а кто хуже, понять, похож я на них или нет»). 10 Без определенной цели (просто так). 11 Повышение мотивации к деятельности и целеполагание (на- пример, «понять, что мне делать в жизни», «понять, к чему мне  надо стремиться»). 12 Самореализация (например, «добиться успехов в жизни», «реа- лизовать свой потенциал»). 13 Стремление иметь индивидуальность, быть непохожим на дру- гих (например, «быть непохожими на них», «не быть такими,  как они»).263 Применительно к трем возрастным группам учащихся проводился  сравнительный количественный анализ частоты упоминания выде- ленных категорий целей. У младших школьников преобладающими по частоте упоминания  оказались такие категории целей социального сравнения, как до- стижение социальной идентичности и стремление иметь сходство  с другими людьми, самосовершенствование, субъективное позицио- нирование себя среди других людей. Затем в качестве целей сравнения  отмечались самопознание и самооценивание и познание других  людей. Все остальные категории целей отмечались существенно  реже. Такие цели социального сравнения, как повышение мотивации  к деятельности и целеполагание, самореализация, а также стремление  иметь индивидуальность, не упоминались вообще. У подростков преобладающими по частоте упоминания оказались  такие категории целей социального сравнения, как самопознание  и самооценивание, самосовершенствование и субъективное позицио- нирование себя среди других людей. Реже в качестве целей сравнения  отмечались достижение социальной идентичности и стремление  иметь сходство с другими людьми, познание других людей, а также повышение мотивации к деятельности. Остальные цели отмечались  в единичных случаях или не упоминались вообще, как, например,  поддержание социальных отношений и связей, поддержание собствен- ного «Я» и положительная самопрезентация перед другими людьми. У студентов наиболее часто упоминаемыми оказались такие  категории целей социального сравнения, как самопознание и са- мооценивание, научение, самосовершенствование, субъективное  позиционирование себя среди других людей. Реже в качестве целей  сравнения отмечались повышение мотивации к деятельности, а также  познание других людей. Студенты вообще не упоминали такие цели  социального сравнения, как положительная самопрезентация перед  другими людьми и стремление иметь индивидуальность. Обнаруженные в исследовании закономерности подтвердили  данные других исследователей о том, что основными целями соци- ального сравнения являются самопознание и самосовершенствова- ние (они наиболее часто упоминались подростками и студентами).  Наряду с этим нами была отмечена ранее не выделяемая другими  исследователями цель достижения социальной идентичности (стрем- ление иметь сходство с другими людьми), которая чаще упоминалась  младшими школьниками. Задача второго исследования заключалась в более строгом коли- чественном анализе частоты встречаемости всех выделенных в первом  исследовании категорий целей социального сравнения. Для этого 264 был разработан опросник, содержащий утверждения о том, для чего  человек сравнивает себя с другими людьми. Данные утверждения  явились именно теми высказываниями, которые были получены  от участников трех возрастных групп на первом этапе исследования. Опросник содержал 58 утверждений, отражавших 13 категорий  целей социального сравнения. По поводу каждого из этих утвержде- ний респонденты указывали степень собственного согласия с ними,  используя 5-балльную шкалу (0 = точно не согласен; 1 = скорее не со- гласен; 2 = 50 на 50; 3 = скорее согласен; 4 = точно согласен). Например,  нужно выразить степень согласия с утверждением «Я сравниваю себя  с другими людьми для того, чтобы улучшить свое представление  о себе» и т. д. Таким образом, опросник позволил получить от участников ис- следования ответы относительно того, насколько каждый из них  склонен сравнивать себя с другими людьми в соответствии с той  или иной конкретной целью. В этом заключалось главное отличие  использования опросника от процедуры свободных вербализаций,  которая выявляла только те цели социального сравнения, которые  были наиболее явно представлены в сознании субъектов и соответст- венно вербализованы. Во втором исследовании, проведенном с участием 64 студентов  (13 девушек и 51 юноша, средний возраст 22 года), были обнаружены  закономерности, позволившие уточнить результаты первого иссле- дования. Юноши и девушки, согласно их субъективным оценкам, не склон- ны осуществлять социальное сравнение без особой цели, а также  сравнивать себя с другими людьми для того, чтобы создать у них  положительное представление о себе (т. е. выражать сходство и раз- личие между собой и другими людьми во внешне речевой форме).  Это полностью соответствует результатам первого исследования,  в котором студенты в своих письменных отчетах вообще не упоми- нали о положительной самопрезентации как о цели социального  сравнения и только в единичных случаях отмечали, что сравнивают  себя с другими людьми просто так. Согласно субъективным оценкам участников второго исследова- ния, они больше всего склонны осуществлять социальное сравнение  с такими целями, как познание других людей, научение, самопо- знание, самосовершенствование, повышение мотивации к деятель- ности и самореализация. Относительно большинства этих целей  аналогичные тенденции были отмечены и в первом исследовании.  Исключение составляют такие цели, как «познание других людей»  и «самореализация», которые упоминались относительно редко.265 В результате триангуляции двух принципиально разных ме- тодических процедур – свободных вербализаций и субъективного  шкалирования – достаточно обоснованно показаны тенденции в пред- почтении субъектами осуществлять социальное сравнение с рядом  определенных целей. Проведенный цикл исследований позволяет сделать несколько  методических выводов. Во-первых, при использовании качественных и количественных  методических подходов выявлены общие закономерности, касающи- еся предпочтительной реализации социального сравнения с опреде- ленным набором целей. Во-вторых, использование метода свободных вербализаций поз- воляет изучать именно те цели социального сравнения, которые ре- ально осознаются субъектами как основные направляющие моменты  социального сравнения. В-третьих, использование формализованного опросника с набо- ром утверждений, не сконструированных исследователем, а предвари- тельно продуцированных участниками исследования в контексте сво- бодных вербализаций, повышает экологическую валидность данного  инструмента. Одновременно обеспечивается возможность получения  количественных данных о субъективном мнении каждого участника  о целях социального сравнения и, следовательно, более статистически  надежно формулировать выводы об имеющихся тенденциях. Проведенный цикл исследований, посвященных изучению целей  социального сравнения, является развитием заложенных С. Л. Рубин- штейном идей относительно категории сравнения как важнейшей  составляющей познавательной и коммуникативной деятельности  человека. Литература Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957a. Рубинштейн С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопросы языко- знания. 1957б. № 2. с. 42–48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Гос. уч. пед. изд-во, 1946. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954a,  № 7. P. 117–140. Festinger L. Motivation leading to social behaviour // Nebraska symposium on  motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1954b. Goethals G. R., Darley J. Social comparison theory: an attributional approach / Ed.  by J. Suls, R. L. Miller // Social comparison processes: theoretical and empirical perspectives. Washington, DC: Hemisphere, 1977. P. 86–109. Helgeson V. S., Mickelson K. D. Motives for social comparison // Personality and  Social Psychology Bulletin. 1995. Vol. 21. № 11. P. 1200–1209.266 Kruglanski A. W., Mayseless O. Classic and current social comparison research:  expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. № 2.  P. 195–208. Kruglanski A. W., Mayseless O. Motivation effects in the social comparison of opinions // Journal of Persomilily and Social Psychology. 1987. Vol. 53. P. 834–853. Nosanchuk T. A., Erickson B. H. How High Is Up? Calibrating Social Comparison in  the Real World // Journal of Personality arid Social Psychology. 1985. Vol. 48.  № 3. P. 624–634. Suls J., Martin R., Wheeler L. Social comparison: why, with whom, and with what  effect? // Current Directions in Psychological Science. 2002. № 11. P. 159–163. Wills A. Similarity and self-esteem in downward comparison / Ed. by J. Suls,  A. Wills // Social comparison: Contemporary theory and research. N. Y.:  Lawrence Erlbaum, 1991. P. 51–78. Wood J. V. What is social comparison and how should we study it? // Personality  and social psychology bulletin. 1996. Vol. 22. № 5. P. 520–537. Wood J. V., Taylor K. L. Serving self-relevant goals through social comparison / Ed.  by J. Suls, A. Wills // Social comparison: Contemporary theory and research.  N. Y.: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 23–49
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar