0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1671
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 38
ГОСТЬ: 38
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Психология человека в современном мире Том 2 (38)
Проблема взаимосвязи чувственного  и рационального в познании в трудах  С. Л. Рубинштейна и современные подходы к ее рассмотрению Т. Л. Павлова (Волгоград) Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании  волновала ученых с давних пор. Психология, вышедшая из фило- софии, продолжила ее исследование. Представители ассоциативной  теории, гештальт-психологии, хотя и на разной основе, сводили рацио- нальное к чувственному, Вюрцбургская школа отрывала логическое  от чувственного, «чистое» мышление противопоставляла «чистой»  чувственности. С. Л. Рубинштейн в своей теории мышления обосновывал мысль  о неотрывности абстрактного мышления от чувственно-наглядной  основы. Он писал: «Логическое и чувственно-наглядное образуют  не тождество, но единство. Наглядное и отвлеченное содержание  в процессе мышления взаимопроникают друг в друга и друг в друга  переходят» (Рубинштейн, 1989, с. 373). В последнее время появляются исследовательские работы, по- священные типологии познавательных процессов. С позиции этих  научных разработок есть основание говорить не о взаимодействии  вообще познавательных процессов между собой, а о взаимодействии  их определенных типов.244 С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов различали эмпирический и тео- ретический типы мышления. В. В. Давыдов писал, что «…нельзя говорить о чувственности  „вообще" при определении ее отношения к разным видам мышления.  Если этот предмет будет рассматриваться сам по себе, вне некоторой  системы и связи с другими предметами, то он станет содержанием  эмпирического мышления. Если тот же самый предмет будет проана- лизирован внутри некоторой конкретности и лишь здесь раскроет  свои подлинные особенности, то он станет моментом содержания  теоретического мышления» (Давыдов, 1972, с. 286). Своеобразную форму соединения чувственного и рационального  в познании выявили исследования В. В. Давыдова и его сотрудников  при рассмотрении моделирования (там же, с. 282). Модель – это форма абстракции особого рода, в которой сущест- венные отношения предметов выражены в наглядно-воспринима- емых и представляемых связях и отношениях знаковых элементов.  Это своеобразное единство единичного и общего (т. е. чувственного  и абстрактного), при котором на первый план выдвинуто общее,  существенное (Давыдов, 1996, с. 128). Понятие «моделирование» является гносеологической категорией,  характеризующей один из важных путей познания. Моделирование  как форма отражения действительности зародилось в античную эпоху  одновременно с возникновением научного познания. В настоящее  время оно приобрело общенаучный характер. Моделирование необ- ходимо предполагает использование абстрагирования и идеализации,  глубоко проникает в теоретическое мышление (БСЭ, 1974, с. 394–395). Замещение, моделирование и экспериментирование, по мнению  Е. Е. Сапоговой, могут образовывать этапы генезиса знаково-симво- лической деятельности (Сапогова, 1992, с. 26–30). Модели или моделирующие представления – главные средства  теоретического мышления. Они могут быть наглядно-образными,  вербально-описательными, знаковыми, символическими, концеп- туальными. Объем информации, включаемый в модель, и правила  ее организации должны соответствовать задачам, ради которых она  создается (Зинченко, 2002, с. 155–156). Моделирование в учебной деятельности – необходимое звено  процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов  действия, важное условие развития теоретического мышления.  При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью,  а лишь такое, которое фиксирует именно всеобщее отношение неко- торого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.  Учебная модель, выступая как продукт мыслительного анализа, затем 245 сама может сделаться особым средством мышления человека (Давы- дов, 1996, с. 111, 161–162). В педагогической психологии имеются некоторые данные по учеб- ному действию моделирования младших школьников, подростков,  студентов, но их недостаточно, в целом проблема формирования  учебного действия моделирования требует специального изучения. Литература Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Со- ветская энциклопедия, 1974. Т. 16. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. Зинченко В. П. (при участии Горбова С. Ф., Гордеевой Н. Д.). Психологические  основы педагогики. М.: Гардарики, 2002. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. I. Сапогова Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической дея- тельности дошкольников // Вопросы психологии. 1992. № 5–6. С. 26–30
Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | Добавил: CIKUTA (13.11.2012)
Просмотров: 381 | Теги: Ремонт промышленных холодильников К
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  18:35 | 18.11.2017