Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (12)

Часть 2 ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Субъектно-деятельностный подход:  от С. Л. Рубинштейна до современной психологии индивидуальности Т. Ф. Базылевич (Москва) Взгляды С. Л. Рубинштейна составляют органическую часть совре- менного состояния российской психологической науки. Не будет  преувеличением сказать, что идеи ученого приобретают с течени- ем времени и накоплением знаний все большее значение. В пред- ставленном сообщении обобщаются радикальные преобразования  в области дифференциальной психологии, акмеологии и ее базовой  области – дифференциальной психофизиологии, которые связаны  с реализацией идей С. Л. Рубинштейна. Отечественная дифференциальная психофизиология, фундамент  которой составила теория свойств нервной системы, выдвинутая  в основных чертах еще И. П. Павловым, а применительно к человеку  существенно преобразованная и методически оснащенная глав- ным образом Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, их соратниками  и учениками. Данное направление психологической науки было  призвано изучать унитарные параметры целого мозга как задатки  общеличностных особенностей человека. Созданная к 1960-м годам аналитическая теория основных  свойств нервной системы рассматривала их как природную основу  формально-динамической стороны психики. Она обеспечивала углуб- ленное изучение отдельных свойств, но вместе с тем констатировала  парциальность особенностей разных регионов мозга и множествен- ность их психологических проявлений. Фрагментарность получаемых  фактов препятствовала целостному воссозданию индивидуальности  в единстве организма, индивида и личности (термин «индивидуаль- ность» до сих пор часто употребляется как синоним индивидуальных  различий). В то время деятельностный принцип считался основополагающим  для психологических исследований. Вместе с тем деятельностный  аспект анализа психики, как и любой другой, имел, с одной стороны,  определенную область его отчетливой применимости и, с другой  стороны, имплицитно включал область неприменимости (которая  обычно четко не обозначалась). К этой области как раз относятся  проблемы задатков способностей, одаренности, таланта, креатив- ности, творческости, которые становятся ключевыми для субъектно- центрированной психологии индивидуальности. Расширительная трактовка априорных допущений деятельност- ной парадигмы, где индивидуальность как бы принималась за кон- стантную величину (такая абстракция необходима на начальных  этапа исследования), вела к неверным по своей сути выводам об от- сутствии детерминистических воздействий типологических свойств  на деятельность и ее эффективность. Эти стереотипы мышления,  согласно которым воспитание, образование, среда способны легко  и направленно формировать индивидуальность и психический облик  человека по образцу идеала личности будущего, стали пересматри- ваться по мере получения фактов в конкретных работах. Специальное изучение новой для типологических исследований  проблемы целостной индивидуальности имело в отечественной пси- хологии непростую судьбу. Конституциональные свойства индивида  обычно рассматривались в качестве безличных предпосылок развития  личности или же в качестве «индивидуальной болтанки», которая яв- ляется своеобразным артефактом обучения. Расширительная и в сво- ей сути неверная трактовка непрофессионалами необходимости  деиндивидуализации психологической феноменологии наталкивала  на мысль о сглаживании индивидуальных различий по мере форми- рования личности. Эти стереотипы постепенно стали изменяться под давлением фак- тов. Все больше теоретиков и практиков начинали понимать, что клю- чевая детерминанта оптимальности индивидуального развития –  внутренние условия субъекта деятельности. (Парадоксальным стал  неоднократно наблюдаемый факт, согласно которому активизация  ключевых компонент психики – периоды принятия ответственного  решения, требующие мобилизации креативности, творческости, –  знаменовал отсутствие двигательной активности в стандартных  деятельностных ее показателях.) По-видимому, внешние причины,  преломляясь сквозь призму внутренних условий взаимодействия  человека с миром, интегративно проявляются в поведении и деятель- ности в зависимости от специфических особенностей внутренних  («субъектных») феноменов. В этой связи в гуманистически ориенти-73 рованном человекознании стал остроактуальным субъектный подход,  ученые все чаще стали обращаться к наследию С. Л. Рубинштейна. Субъектный принцип разрабатывался в отечественной фило- софской и психологической науке, был актуализирован и развит  С. Л. Рубинштейном в его многогранном качестве. Еще в 1920-х годах  ученый определил субъекта как центр организации бытия, раскрыл  его способности саморазвития, самоопределения, самосовершенст- вования. С этого момента методология развития перестала сводиться  к движению по горизонтали, к стадиальности. Открылась «вертикаль»  в развитии человека (именно «вертикальный срез» разноуровневых  свойств индивида и личности в деятельности в дальнейшем стал  основным объектом психологии индивидуальности). Положение о том, что внешние причины действуют на поведение  и психику, преломляясь через внутренние условия взаимодействия  субъекта с внешним миром, красной нитью проходит через научное  творчество ученого. В состав внутренних условий, опосредствующих  эффект внешних влияний и в известной степени детерминирующих  формирование способностей человека, включаются и его типологи- ческие особенности. С. Л. Рубинштейн в этой связи указывает, что если  только природными органическими условиями нельзя объяснить  изменения в умственной деятельности человека, то и исключить  их как условие из объяснения этой деятельности нельзя. Интенсивное познание закономерностей формирования инди- видуальности в составе жестких звеньев этих внутренних условий  начато в последние годы в связи с запросами практики. Практики  (да и теоретики) с все большей очевидностью понимают, что решение  социально-значимых задач индивидуализации обучения и воспита- ния, вопросы профориентации, профотбора кадров, эффективности  труда, проблемы психосоматики и акмеологии индивидуальных  различий связаны с учетом особенностей человека в их целостности.  Любая общепсихологическая закономерность свое реальное вопло- щение получает в индивидуально-модифицированных формах. Усилившаяся в этой связи рефлексия психологов и практиков,  направленная на раскрытие сущностных детерминант формирования  индивидуальности, свидетельствует о крушении ранее распростра- ненных стереотипов околонаучного мышления, постулирующих ши- рокие возможности подгонки людей под единый стандартный образец  требований деятельности, рассматривающих смысл образования  как преодоление своеобразия человека. Напротив, в современном  мире существующее разнообразие индивидуальностей анализируется  как бесценное богатство общества. В данном контексте целостность  индивидуальности наиболее полно раскрывается в единстве подвер-74 гшихся индивидуально-системному обобщению организмических,  индивидных и личностных свойств, своеобразие которых опосредует  взаимодействие человека с внешним миром. В этой связи особое значение приобретает детальное типологи- ческое исследование произвольности в контексте изучения задат- ков сущностных детерминант человеческого поступка (работа была  поддержана Российским фондом фундаментальных исследований).  Психофизиологический уровень индивидуальности является при этом  референтным в экспериментальном исследовании, поскольку он  опосредует влияние генотипа на психику, обладает выраженными ку- мулятивными качествами, включает непроизвольную составляющую  произвольной активности (В. Д. Небылицын, Б. Ф. Ломов, Т. Ф. Базыле- вич и др.). При этом целостность типологических механизмов произ- вольности раскрывается в системообразующей роли цели и результата  действия в ходе организации активности человека, а также в интегра- тивности характеристик индивидуальности и типичности поведения  (П. К. Анохин, В. Б. Швырков, Ю. И. Александров, В. М. Русалов и др.). Выполненные в данном контексте теоретико-экспериментальные  работы открывают новые пути решения таких остроактуальных про- блем изучения индивидуальных различий, как парциальность свойств  нервной системы, трансситуативная вариативность характеристик  индивидуальности, единство содержательной и формально-динами- ческой компоненты субъектно-объектного взаимодействия, совмеще- ние мобильности предметного содержания психики с устойчивостью  общих факторов динамики индивидуальной жизнедеятельности. Все вышесказанное позволяет понять важность проводимых  работ (в области дифференциальной психологии и психофизиологии,  а также в новом направлении психологических наук – дифферен- циальной акмеологии) для развития теории, методов диагностики  и принципов практического учета интегрированных в поведении  особенностей человека. В современной психологической науке при- ближение к субъектно-центрированному познанию закономерностей  формирования целостной индивидуальности помогает активизиро- вать проработку таких остроактуальных проблем, как задатки общих  и частных способностей личности, одаренности и таланта, гармо- ничность сочетания генетических предпосылок и средовых влияний  в индивидуальном развитии при сопряжении в нем биологического  с социальным, изучение индивидуальности как предиктора психо- соматики, выраженности эколого-профессионального «выгорания»,  толерантности и враждебности, действия радиации на человека, нар- ко- и алкогольной зависимости. Очевидно, все эти проблемы имеют  не только теоретическое, но и практическое значение.75 Системный ракурс многогранных субъектно-центрированных  проблем индивидуальности являются оптимальной стратегией ин- теграции данных о соотносимости разнообразных особенностей  человека при естественном развитии субъектно-объектного взаимо- действия. Такой подход к рассмотрению неизбежно ограниченных  экспериментальных фактов в плане развития дифференциальной  психофизиологии и психологии создает новое проблемное поле, поз- воляющее перейти от постулирования «мозаичной» феноменологии  индивидуальности к изучению закономерностей, связывающих раз- ные ее уровни в субъекте психической деятельности. Целостность динамично развивающихся органических живых  систем принципиально не может быть описана через механические  взаимосвязи отдельных ее частей, уровней, признаков. Целостность,  применительно к проблемам индивидуальных различий, целесо- образно изучать через «системообразующий фактор» (П. К. Ано- хин), детерминирующий интегративность характеристик человека  (В. П. Кузьмин, В. М. Русалов), типичность поведения. Имплицитные знания, содержащиеся в формулируемых пред- ставлениях, позволяют понять характерные для разных типов чело- веческой индивидуальности «сцепления» и «слития» разноуровневых  ее особенностей, которые выводятся не непосредственно из свойств  нервной системы, а анализируются как обусловленные историко-эво- люционными законами формирования системных качеств функцио- нальных органов развивающегося в активном поведении субъектно- объектного взаимодействия. Научные факты свидетельствуют, что функциональные системы  в любой период развития деятельности (изучены страты с координата- ми: степень сформированности стратегии поведения и субъективная  вероятность успеха в будущей ситуации решения задачи) включают  в фиксируемые факторы признаки генотипа и информационного  эквивалента образа потребного будущего. Таким образом, целост- ность индивидуальности основывается на реальности единства ор- ганизмических, индивидных и личностных компонент, получающих  свою определенность в структуре развивающегося взаимодействия  субъекта со специфической его средой. Наши теоретико-экспериментальные разработки в области ис- следования целостной индивидуальности позволяют применять  их в практике. Как показывают конкретные системные исследования,  координированность, органичность сочетания в синдромах целостной  индивидуальности биологического с социальным, генотипического  и средового, взаимодействуя с психологическими факторами ситуа- ции развития и сказываясь в психоэмоциональной напряженности, 76 может стать решающим условием продуктивности и результатив- ности деятельности, развития эколого-психического «выгорания»,  деструкций и деформаций личности, стрессоустойчивости, рисков  психосоматики, фиксации алкогольной зависимости. Развиваемые в наших работах субъектно-центрированные пред- ставления о целостности индивидуальности позволяют выделять  компенсаторные возможности в сложившейся структуре свойств  и конструировать индивидуализированные способы регуляции  деятельности, снимающие нежелательные уровни напряженности  в целях психологической безопасности человека. Показано также, что индивидуальные особенности психофи- зиологического, психодинамического и общеличностного уровней  поведения образуют синдромы, которые определяются конкретной  ситуацией решения задачи. Эти факты отражают единство индивид- ных и общеличностных характеристик целостной индивидуальности  в поведении. Индивидуально-обобщенные признаки антиципации  служат своеобразным индикатором становления индивида субъектом  психической деятельности. Теоретическим результатом такого рода анализа является сис- тематизация ситуаций, в которых необходим учет индивидуаль- но-типологических факторов оптимального сопряжения индивида  с окружающим миром. Без таких данных не может обойтись любой  вид прогностики. Системное видение целостности свойств индивидуальности  в активном субъекте психической деятельности расширяет область  применимости типологических концепций. С этих позиций стано- вятся понятными постоянно фиксируемые связи психологии инди- видуальности и парциальных свойств отдельных регионов мозга.  По-видимому, стабилизация развития деятельности обусловливает  моменты, когда потенциальные много-многозначные связи отдель- ных характеристик человека уступают место детерминистическим  зависимостям. Таким образом можно трактовать показанное в кон- кретном исследовании соотношение выраженности позитивной  фазы мозговых потенциалов антиципации и времени переделки  навыка, когда происходит кардинальная смена функциональных систем. Резюмируя представленные материалы, подчеркну, что способ- ностью образовывать своеобразие целостной индивидуальности  обладает субъект, имеющий в «жестких» звеньях индивидуальнос- ти эволюционно «слитые» паттерны свойств организма, индивида  и личности, которые образуют единство (целостность) в субъекте  психической деятельности. Их единство является простым инстру-77 ментом образования закономерных совокупностей разноуровневых  характеристик человека. Чем больше мы узнаем о человеческой индивидуальности, тем яс- нее понимаем целостнообразующее значение своих усилий и величие  природы. Исторически инвариантные идеи С. Л. Рубинштейна, таким об- разом, стали отправным моментом развития современной субъект- но-деятельностной парадигмы в гуманистическом человекознании.  Следствием такого отражения идей – «из прошлого – в настоящее» –  стали многие открытия в психологической науке. Перечислю глав- ные из них: 1. Сформирован новый объект дифференциальных об- ластей психологии – индивидуальность, которая всегда целостна.  Разработаны технологии квазиэксперимента, основанные на фунда- ментальной типологической теории 2. Создано новое направление  психологических наук – дифференциальная акмеология, объект  которой – гармоничность целостной индивидуальности как предик- тор результативности, эффективности, продуктивности деятельнос- ти и, шире, жизнедеятельности зрелой личности. 3. В субъектной  психологии на смену категориям «Формирование», «Управление»,  «Программирование», «Гомеостаз», «Адаптация» пришли понятия  «Развитие», «Потенциальные и актуальные способности», «Нададап- тивная активность», «Целостная индивидуальность», «Синергии»,  «Акмеологическое развитие». Сегодня можно констатировать, что психическое развитие чело- века в современном обществе, переходящем от эпохи «масс» к эпохе  индивидуальностей, в значительной мере определяется знаниями  фундаментальных законов целостности свойств человека как личнос- ти, как индивидуальности и как субъекта психической деятельности
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar