Меню
Назад » »

Психология. (65)





















 
    ПСИХОЛОГИЯ



ПСИХОДИАГНОСТИКА: ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (профессиональные требования психодиагностики) — к работе диагноста и используемым методам предъявляется ряд довольно строгих требований. Так, диагност должен быть основательно знаком с психологическими теориями, на коих основаны используемые им методы; он должен уметь располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности их ответов; он должен досконально знать диагностические методики и условия их правильного применения. ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — практическая психодиагностика — весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к диагносту предъявляется ряд социально-этических требований — принципов психодиагностики. 1. Принцип соблюдения тайны — предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов Требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых. 2. Принцип обоснованности научной — требует от психодиагностической методики, чтобы она была как минимум валидной и надежной (-> валидность; надежность), то есть давала результаты, заслуживающие доверия. 3. Принцип ненанесения ущерба — предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы. 4. Принцип объективности выводов — требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными. 5. Принцип эффективности рекомендаций — предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать результаты, бесполезные практически или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, — профессионал или любитель-«самообразованец», при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм: 1) человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле — исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом; 2) перед проведением тестирования клиента нужно предупредить о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает; 3) любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться; 4) результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания; 5) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие лица имеют право знать результаты тестирования; 6) если тестирование проводится с целью определения уровня развития клиента, или же в конкурсном отборе или при трудоустройстве, то клиент имеет право знать не только цели тестирования, но и кем и на основе чего будут делаться о нем выводы по итогам тестирования; 7) главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся ими. В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы: 1) большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для открытой публикации в средствах массовой информации — для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними; 2) психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью. ПСИХОДРАМА (социодрама) — 1. Как подход к коррекции психологической — связана с именем Дж. Морено, коего многие считают основателем психотерапии групповой. Он трактовал этот метод и как средство решения социальных проблем. За рубежом используется также термин «социодрама». Один из первых видов групповой психотерапии (=> психоанализ групповой). Проводится как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих смысл личностный для участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций. Обычно участники моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Во многих вариантах работы рассказчик определяет участников действия и их роли. Возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов. 2. С иной точки зрения психодрама рассматривается как одна из методик проективных, относящаяся к группе методик катарсиса. Цель психодрамы — диагностика и терапия неадекватных состояний и реакций эмоциональных, их устранение, отработка перцепции социальной, углубление самопознания. В одном из типичных вариантов рассказывается история из собственной жизни. Сам рассказчик — протагонист — в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он проявит свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение. Важные условия — доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катартический эффект, возникающий при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действа. В психодраме обычно выделяются такие фазы, как разминка, действие и интеграция (обсуждение). Собственно действие в качестве желаемого конечного результата предполагает достижение максимально возможных катарсиса, познания и озарения. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Она применяется при неврозах, в том числе детских; при заболеваниях психосоматических и алкоголизме; при обострении психопатий и поведении девиантном подростков. Возможна семейная психодрама. Элементы психодрамы широко применяются и в других терапевтических направлениях — в психоанализе, гештальт-терапии, терапии поведенческой, тренинге социально-психологическом, играх деловых, и пр. ПСИХОЗ — глубокие расстройства психики, деятельности психической; проявляются в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Их проявления разнообразны и могут сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями сферы эмоциональной, бессмысленными и бесконтрольными поступками и пр. Помимо первичного поражения мозга головного, психозы могут возникнуть от его вторичного поражения в результате инфекций, отравлений, внутренних болезней. Они также могут быть следствием конституциональной и наследственной предрасположенности. Развитие психоза возможно и после травмы психической. Изучение и лечение психозов входит в область так называемой «большой психиатрии». Психозы классифицируются по причинам появления. Различаются психозы инфекционные, травматические, интоксикационные, возникающие при органических поражениях мозга головного, при внутренних заболеваниях, психогенные и пр. Согласно З. Фрейду, психозы возникают как конфликты между Я и внешними миром и сопровождаются замещением реальности или утратой реальности. В общем, сюда относятся заболевания, возникающие под влиянием травмы психической и сопровождаемые глубокими нарушениями личности — шизофренией, психозом маниакально-депрессивным и пр. (=> невроз). ПСИХОЗ АЛКОГОЛЬНЫЙ — выделяются такие группы этих психозов: 1) острые — например, белая горячка; 2) хронические — например, алкогольный бред ревности; 3) психоз Корсаковский — хронический алкогольный галлюциноз. ПСИХОИСТОРИЯ — направление в социологии, истории и психологии, направленное на углубленное исследование, понимание и объяснение исторических событий и процессов посредством истолкования индивидуальных, групповых и социальных психических фактов и факторов. Его создателем считается Э. Эриксон. ПСИХОКИНЕЗ — воздействие человека на окружающие предметы без известных физических посредников. Так можно воздействовать на электрическую активность растения; на положение в пространстве нетяжелых предметов. ПСИХОЛИНГВИСТИКА — раздел психологии — дисциплина, исследующая поведение речевое, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответственного языка, или языка вообще. В современном значении термин введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и лингвистику дескриптивную (так называемая школа Йельская). Предметом изучения психолингвистики являются: 1) описание сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи; 2) функции деятельности речевой в обществе; 3) связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим и пр.); 4) связи языкового развития с развитием личности. С начала 60-х гг. XX в. американская психолингвистика ориентировалась на теорию порождающей грамматики Н. Хомского, но затем, со второй половины 70-х гг., наметился отказ от нее и поиски общепсихологической теории. Во многих западных странах развитие психолингвистики шло аналогичным путем, но благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили столь широкого распространения. Отечественная психолингвистика развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление — теория деятельности речевой (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). Создание и развитие психолингвистики связано с целым рядом прикладных задач психологии инженерной, нейропсихологии и патопсихологии, обучения иностранным языкам. ПСИХОЛИЗ — форма психотерапии имагинативной, разработанная в 1954 г. Р. А. Сендисоном. Предполагает использование галлюциногенных средств (-> галлюциноген) — таких как ЛСД, псилоцибин, мескалин. Перед погружением в наркотическое состояние проводится психоаналитически структурированное обсуждение травмирующих переживаний клиента, из чего формулируются основные сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, на стадии продуцирования галлюцинаторных образов, клиент, который остается в ясном сознании и может общаться с терапевтом, старается реализовать эти сценарии и тем самым переработать травмирующие переживания. При этом можно использовать метод ассоциативный, причем терапевт контролирует поток свободных ассоциаций, направляя их в нужное русло. Особенно успешны применения этого метода при хронических неврозах, фобиях, извращениях сексуальных, алкогольных и психотических состояниях пограничных. ПСИХОЛОГ — 1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии, психики. ПСИХОЛОГ: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В первую очередь это — универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых: 1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; 2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований; 3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных; 4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того: 5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы; 6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений; 7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента. Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику. ПСИХОЛОГ КЛИНИЧЕСКИЙ — работают преимущественно в больницах и центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, кои жалуются на состояние тревоги, выражающееся в расстройствах функциональных эмоционального или сексуального характера, или же на трудности в общении или преодолении повседневных неурядиц. Психолог должен уяснить проблему путем бесед с клиентом или психологическим обследованием, а затем выбрать и применить самую подходящую терапию. ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — его функции — улучшение условий обучения, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся. Психолог педагогический занимается разработкой эффективных методов обучения, в частности, используя открытия психологии когнитивной и теоретиков, исследующих процессы обучения. В последние времена некие психологи педагогические стали специализоваться в области «управления классом», помогая преподавателям выработать такие психологические и социальные навыки, кои позволяют создать в школе приятную и продуктивную обстановку. ПСИХОЛОГ ПРАКТИЧЕСКИЙ — к его сфере деятельности относятся психодиагностика, выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник. Выбор техник преимущественно зависит от того, на какую психологическую систему ориентирован психолог. ПСИХОЛОГ ПРОМЫШЛЕННЫЙ — его функции — помочь служащим выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов. Психологу промышленному иногда поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать и как консультант рабочих и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними. В будущем, по-видимому, он все чаще будет привлекаться к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий. А накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что руководители предприятий по производству и торговле потребительскими товарами обращаются за помощью к психологам, стремясь создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей. ПСИХОЛОГ ШКОЛЬНЫЙ — его функции — помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов. Психологу школьному иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, если у них возникают трудности, связанные с процессом адаптации: психолог либо помогает учащемуся разрешить проблемы, либо рекомендует соответственную терапию психологическую. ПСИХОЛОГ-ЭРГОНОМИСТ — Его функции — улучшение условий труда, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям рабочих. Психологи-эргономисты, основываясь на знаниях о поведении людей, дают рекомендации конструкторам оборудования. В этом смысле они должны одинаково хорошо судить о наилучшем расположении органов управления оборудованием или уметь оценить уровень шума и освещенность, приемлемые для людей в данных условиях. ПСИХОЛОГИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. Как направление социологии сформировался во второй половине XIX в.; его бурное развитие в XX в. существенно связано с идеями и деятельностью З. Фрейда и его последователей (=> постфрейдизм).

 
 































Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar