Меню
Назад » »

Психология. (102)





















 
    ПСИХОЛОГИЯ



ФРЕЙДИЗМ — философско-психологическое учение австрийского психолога З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Основано на комплексе психоаналитических идей и их развитии. Процедура излечения состояний невротических заключается в доведении до сознания клиента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Иногда термин применяется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции — синонимично психоанализу, в широком и узком смысле. Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности — в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических. Самые существенные сферы фрейдизма — теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов (-> психогения), он возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих — либидо, влечение сексуальное) и потребностью выжить во враждебной среде социальной. Запреты со стороны последней создают «цензуру» сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях в виде симптомов невротических, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр. Процессы и явления психические рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Топическое рассмотрение означает схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного. Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также — с позиции переходов из одной подсистемы в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения — в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно — средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего — от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных — вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр. Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу — трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их. Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем: 1) проблему мотивации бессознательной: 2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики; 3) проблему механизмов защитных психики; 4) проблему роли сексуального фактора; 5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого; 6) проблему сложного строения личности; 7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал положения: 1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям; 2) о всесилии либидо — пансексуализм; 3) об антагонизме сознания и бессознательного. Эти положения вызвали критику со стороны многих школ психологических. ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ (фрейдомарксизм) — общее обозначение различных течений, стремящихся объединить фрейдизм и марксизм, но руководствующиеся разнообразными идеями, ориентациями и принципами. Особенно типичны стремления к объединению на основе общности отдельных положений, объединению по принципу равновесной дополнительности, дополнению фрейдизма марксизмом или наоборот. Основателем считается В. Райх, хотя сам этот термин впервые появился в советской литературе. Сформировался фрейдо-марксизм в двадцатые годы и значительно распространился в СССР, в определенной мере — в Германии и США. В шестидесятые годы XX века в США и Европе, преимущественно во Франции, стали популярны фрейдо-марксистские идеи немецко-американского философа Херберта Маркузе. Идеи фрейдо-марксизма остаются предметом полемики. Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую политику в области воспитания сексуального. Продолжатель этой линии Маркузе усматривал смысл капиталистической эксплуатации в ограничении реализации людьми своих влечений, в том числе извращенных, а революционную борьбу сводил в к борьбе за раскрепощение инстинктов. Согласно ему, революционными силами являются отверженные общества, к коим относятся студенты, безработные, люмпен-пролетариат и национальные меньшинства. Такого рода взгляды сделали Маркузе идеологом левацких и анархиствующих элементов среди молодежи. Определенное сходство с течением фрейдо-марксизма можно усмотреть и в учении Э. Фромма. ФРЕЙМ — 1. Минимальное описание некоего явления, факта или объекта, обладающее свойством целостности: удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление перестает правильно опознаваться (классифицироваться). 2. Эталон, с коим сравниваются изображения, подлежащие классификации — фрейм-классификатор. Создатель теории фреймов — американский ученый в области интеллекта искусственного М. Минский. По его мнению, процессы мышления базируются на хранящихся в памяти многочисленных структурах данных — фреймов, с помощью коих человек: 1) осознает образы зрительные — фреймы восприятия визуального; 2) понимает слова — фреймы семантические; 3) понимает рассуждения, действия — фреймы-сценарии; 4) понимает повествования — фреймы-рассказы. Фрейм — это «идеальный» образ реального предмета или явления, удобное упрощение действительности. Его можно представить как сеть, состоящую из узлов и связей между ними. В конкретной социально-психологической ситуации узлы могут представлять собой отдельных людей или группы, а связи могут характеризовать те или иные отношения либо воздействия. С помощью фреймов описывается поведение людей, характеризуются отдельные поступки и пр. Группа фреймов может объединяться в систему. Результаты характерных действий отражаются с помощью трансформации между фреймами системы. Фреймы применяются в психологии социальной, психологии восприятия, теории распознания образов, при создании интеллекта искусственного, в программировании. ФРЕНОЛОГИЯ — выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора мозга головного (-> мозг головной: кора) состоит из ряда центров, и в каждом локализована определенная способность. При сильном развитии этой способности соответственный центр тоже очень развит, что отражается на конфигурации черепа, позволяя составить с помощью специальных измерений френологическую карту, отражающую: «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и пр. В XIX в. френология пользовалась большой популярностью как метод психодиагностики. Но многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей представляется беспочвенным. Так френология надолго дискредитировала рациональное в воззрениях Галля, а именно — принцип локализации функций в коре мозга головного, позднее подтвердившийся благодаря открытию психомоторных центров в различных частях мозга (-> функция психическая высшая: локализация). ФРИГИДНОСТЬ — сексуальная холодность женщины, проявляемая в снижении или отсутствии либидо, сексуальной возбудимости, специфических сексуальных ощущений и оргазма. В прошлом фригидность объяснялась биологическими, конституционными факторами. По мнению современной сексологии, она в большей мере зависит от психических особенностей и условий воспитания. В сексологической литературе понятие фригидности часто заменяется термином дисфункция сексуальная. К развитию фригидности могут приводить различные причины: 1) социогенные — неправильное половое воспитание, недостаточное сексуальное просвещение, обусловливающее низкую сексуальную культуру; 2) психогенные — акцентуации характера, заболевания нервно-психические; 3) соматические — различные заболевания соматические. Степень и формы сексуального удовлетворения женщины зависят от множества факторов: 1) индивидуально-личностных — как эмоциональная реактивность и открытость; 2) социокультурных — как отношение к телу, определенная сексуально-эротическая культура; 3) конкретно-ситуативных — как наличие любви, эмоциональной привязанности к партнеру, его сексуальная компетентность, нравственно-эстетические условия сближения, и пр. ФРОТТАЖ — отклонение сексуальное — использование давки в транспорте для прикосновения к лицу противоположного пола с целью получения сексуального удовлетворения. ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. В связи с фрустрацией различаются: 1) фрустратор — причина, вызывающую фрустрация; 2) ситуация фрустрационная; 3) реакция фрустрационная. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит: 1) от силы, интенсивности фрустратора; 2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную; 3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важное понятие при изучении фрустрация — толерантность фрустрационная — устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее. ФРУСТРАЦИЯ ДЕТСКАЯ — негативное состояние психическое у ребенка, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной может быть невозможность овладеть желаемым предметом, запрет со стороны взрослого на выполнения некоего действия и пр. Наличие фрустрации может обусловить формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность. ФУНКЦИОНАЛИЗМ — направление в психологии. Восходит к У. Джемсу, который полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, как и почему она меняется, весьма важен вопрос о том, какую ценность для человека она составляет, чему служит. С позиции сторонников функционализма, проблема — не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, но в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивида. Они выдвинули гипотезу, согласно коей роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспосабливаться к различным ситуациям, постоянно возникающим перед ним, — или повторяя уже выработанные формы поведения, или изменяя их по требованию обстоятельств, или же осваивая новые действия. Но, хотя функционализм делал упор на внешние стороны психики, а не на внутренние феномены, как ощущения или чувства (что характерно для структурализма), он все же отдавал предпочтение методу интроспекции. ФУНКЦИЯ — В физиологии — специфическая деятельность живого организма, его органов и пр. ФУНКЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ — функции, относящиеся к непроизвольной физиологической активности организма. ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ: КОМПЕНСАЦИЯ — возмещение недоразвитых или нарушенных функций психических путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании такой новой системы функциональной является оценка результатов, к коим приводят попытки организма устранить дефект, производимая благодаря наличию «афферентации обратной». Существуют два типа компенсации функций психических: 1) внутрисистемная, реализуемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур; 2) межсистемная, связанная с перестройкой системы функциональной и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, компенсация функций психических анализатора зрительного у слепорожденного происходит преимущественно путем развития осязания — за счет комплексной деятельности двигательного и кожно-кинестетического анализаторов, что требует специального обучения. ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ (локализация психических функций, свойств и состояний) — представленность в структурах мозга головного мест расположения основных функций, состояний и свойств психических; их связывание с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга. ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ — сложные, прижизненно формирующиеся системные процессы психические, социальные по происхождению — особый вид функций психических, полностью отсутствующий у животных. Сюда относятся внимание произвольное, память произвольная, мышление логическое и пр. Одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурией и другими отечественными психологами. Функции психические высшие как системы весьма пластичны, их компоненты взаимозаменяемы. Разработка теории функций психических высших позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших функций психических за счет перестройки систем функциональных — их физиологической основы. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки систем функциональных (перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена системы функциональной новым, и пр.). Формирование функций психических высших характерно тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний, интрапсихологический процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические называется интериоризацией. Другая важная черта, характеризующая их развитие, — их постепенное свертывание, автоматизация. На первых этапах формирования они являют собой развернутую форму деятельности предметной, опирающейся на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность свертывается, обретает характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется психологическая структура функций психических высших. Психофизиологическая основа функций психических высших — сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (-> синтез афферентный; эффектор). Часть звеньев функциональной системы жестко закреплена за определенными мозговыми структурами, остальные — высоко пластичны и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки системы функциональной в целом. Итак, каждая из функций психических высших связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга головного как целого, а является результатом системной деятельности мозга, где различные мозговые структуры участвуют дифференцированно (-> функция психическая высшая: локализация). Основные тезисы учения о функциях психических высших следующие. 1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта со средой; если на животных среда действует и их изменяет, то человек начал действовать на природу и видоизменять ее. 2. Человеку удается воздействовать на природу благодаря использованию орудий, обобщенно — благодаря развитию материального производства. 3. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности — функции психические высшие. Овладение природой и собственным поведением — параллельно идущие процессы, глубоко взаимосвязанные. 4. Как человек овладевает природой с помощью орудий, так и поведением — с помощью психологических орудий: знаков. Появление знаков порождает новую структуру запоминания как процесса психического. Знак выступает как дополнительный стимул, связанный с содержанием основного символа, знаком коего он выступает. Так он опосредует функцию психологическую, выступая как средство запоминания и воспроизведения — как психологическое орудие. 5. В процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения родилась возможность приказывать себе. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихическим (межличностным); затем эти отношения превратились в отношения с самим собой — в интрапсихические. Это превращение называется интериоризацией. Оно наблюдается и в онтогенезе.

 
 































Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar