Меню
Назад » »

ПРАВО

Официальный интернет-портал правовой информации
 

 

 

 
 
ПРАВО — многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин. Кант определял П. как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом, П. можно определять как норму свободы. Существует множество научных направлений, формирующих представления о П.: теория естественного П.; историческая школа П.; психологическая теория П.; материалистическая теория П.; нормативистское направление его исследования. В литературе, исходя из множественности взглядов на П., называют следующие основные его признаки: 1) П. — это система правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством; 2) в силу того, что П. имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением; для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу своей общеобязательности П. отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.); 3) П. выражается в официальной форме (имеет свои источники, например законы). П. имеет определенные принципы — основные идеи его существования и развития.
 
Есть принци пы, которые распространяются на всю систему П. (общие принципы) — справедливости, равноправия, гуманизма, демо кратизма и другие; межотраслевые, охватывающие две или бо лее отраслей П.; отраслевые (например, в трудовом П. прин цип свободы трудового договора и др.). П. тесно связано с эко номикой. Экономическое развитие того или иного государства предопределяет соответствующее содержание П. П. может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором прогрессивных экономических и социальных преобразований. В П. выражается политика государства, так как правовые нормы издаются государством. П. имеет как об щее, так и различия с моралью. Единство П. и морали обу словливается их нормативностью. Различие состоит в форме выражения (нормы морали обычно не фиксируются в специ альных актах), в способе защиты от нарушений и т.д. Среди важнейших источников П. могут быть названы следующие: 1) правовые обычаи; 2) нормативно-правовые акты государственных органов; 3) судебные прецеденты. Формы П. зависят от правовой системы того или иного государства. Правовым обычаем является санкционированное государством, сложившееся в результате многократного повторения правило поведения. Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы П. Система нормативно-правовых актов в государстве, как правило, определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие П. принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. В систему нормативных актов государства, согласно названному закону, входят, в частности, Конституция, законы, а также имеющие нормативный характер указы Президента.
 
Нормативными актами являются акты, принятые уполномоченными на то государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, иными субъектами нормотворчества, состоящие в целом или частично из общеобязательных норм, то есть правил поведения, распространяющихся на индивидуально неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и индивидуальные акты. К нормативно правовым актам тесно примыкают акты толкования правовых норм. Нормативно правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов (на примере Республики Беларусь) может быть определена следующим образом: 1) Конституция (в том числе и акты толкования Конституции); 2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3) законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы); 4) указы Президента, изданные на основе закона; 5) постановления Правительства; 6) нормативные акты министерств и ведомств. Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами. Определяя иерархию нормативных актов, нельзя забывать о норме, закрепленной в статье 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного П. и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу, эта норма является вектором развития правовой системы Беларуси. Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция. Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения.
 
Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак правового государства. Интерпретация как Конституции, так и основоположений закона в юриспруденции понимается как деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает, прежде всего, потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие. Однако вслед за уяснением, как первым и обязательным элементом интерпретации, следует разъяснение содержания закона с целью разрешения возникшей двусмысленности. Орган, наделенный П. давать официальные толкования, должен раскрыть материальное содержание, то есть достоверно и обоснованно выразить цель и истинную мысль законодателя, изложенную в той или иной норме, вызвавшей различное понимание и разнобой при практическом применении. В этих случаях требуется, как правило, уточнение формулировки соответствующей нормы П. Акт толкования, независимо от того, когда он принят, по времени действия совпадает с толкуемым нормативным актом. При отмене нормативных актов полностью или частично утрачивают силу соответствующие нормы акта толкования. Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы новизны в понимание первого с учетом сложившихся новых политических и социально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта) вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта). Создание акта толкования осуществляется с учетом действия всех процедур правотворческого процесса. Ослаблению стремления протолковать ту или иную норму в угоду политической конъюнктуре способствует не только введение квалифицированного большинства голосов для принятия акта толкования Конституции, но и привлечение к этому процессу другой ветви власти — исполнительной.
 
Решить это удается, если акты толкования Конституции и законов принимаются в форме законов, а не постановлений. В отличие от нормативного толкования, которое неотделимо от толкуемой нормы, казуальное толкование осуществляется при применении нормы П., разрешении конкретного дела. Следует иметь в виду, что казуальное толкование не сводится только к прямым разъяснениям и может быть сделано в скрытом виде, например в решении суда. Наряду с аутентичным толкованием Конституции Парламентом у Конституционного Суда есть П. на правоприменительное толкование. При возникновении коллизий между актами о толковании Конституции, принимаемыми Парламентом и Конституционным Судом, приоритет должно иметь решение Конституционного Суда. Конституционный Суд проверяет конституционность всех актов, в том числе это относится и к актам о толковании Конституции и даже законов о внесении в нее изменений. Конституция не допускает заключения противоречащих ей международных договоров. Наиболее значительной по объему группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинством голосов избранных депутатов. Закон определяется как нормативный акт, регулирующий важнейшие общественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой. Закон рассматривается также как акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно — как то, что проголосовано парламентом. Однако нередко к законам могут относить и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента.
 
Необходимо проводить различие между законами и постановлениями Парламента. Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнению некоторых авторов, законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияние существующая в государстве правовая система. Так, во Франции особую группу составляют программные законы. Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами к источникам П. относят судебный и административный прецеденты. Сущность прецедента (судебного, административного) состоит в том, что ранее принятое решение суда (иного уполномоченного на то органа) в связи с рассмотрением конкретного вопроса является правовой основой для последующего разрешения аналогичных дел. Родиной прецедентного П. является Англия. Судебный прецедент является более распространенной формой П., нежели административный прецедент. В странах, где он признается в качестве источника П., по существу, суды занимаются правотворческой деятельностью. В этом отношении весьма показательно и выражение: закон — это то, что о нем говорят суды. П. по своему внутреннему строению является сложной системой, имеющей относительно самостоятельные элементы (отрасли, правовые институты). Основным элементом является отрасль П., как совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельный вид общественных отношений. Отрасли П. различаются друг от друга как по предмету, так и методу регулирования общественных отношений. Исходя из этого, можно назвать конституционное, административное, финансовое, гражданское, жилищное, природно-ресурсное, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое П. и др.
 
Г.А. Василевич
 
ПРАВО
ПРАВО
        система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством — осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не означает, что оно есть продукт свободной воли последнего. Такая позиция неоднократно критиковалась основоположниками марксизма (особенно в «Нем. идеологии»). П. обусловлено экономич. строем общества, его социально-политич. структурой; оно не может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние историч. традиций, господствующей идеологии и некоторых др. факторов. Однако в системе этих обусловливающих П. и воздействующих на него факторов государство (гос. власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязат. характер, стать юридическими. На ранних этапах развития классового общества роль государства сводится по преимуществу к санкционированию спонтанно складывающихся обычаев («обычное П.»), признанию общеобязательными религ. норм и т. п. Затем правотворч. деятельность становится постепенно монополией государства, осуществляемая его высшими органами власти («законодат. П.»), а также судами («прецедентное П.»).
        Поскольку гос. власть в обществе принадлежит экономически господствующим классам, то создаваемое (или санкционированное) этой властью П. также носит классовый характер, оно закрепляет и охраняет обществ. отношения и модели поведения, отвечающие интересам этого класса. При этом в одних историч. условиях П. предстаёт как «... резкое, несмягченное, неискаженное выражение господства одного класса...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 418), а в других — в нём находит отражение уровень классовой борьбы, итоги противоборства или компромисса социальных сил.
        Марксистская классово-материалистич. трактовка П. противостоит многочисл. бурж. учениям, выводившим П. из природы человека (естеств. П.), «нар. духа» (историч. школа), «идеи права» или др. идеальных начал (неокантианская, неогегельянская, феномено-логич. школы), психики человека (психологич. школа), «конкретной ситуации» (экзистенциализм в П.) или вообще отрицавших необходимость выявления экономич. и политич. предпосылок П. (юридич. позитивизм, нормативистская школа).
        Действие П. распространяется на все важнейшие сферы обществ. жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражд. П., трудовое П.); регламентирует организацию и деятельность гос. механизма (консти-туц. П., адм. П.), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие обществ. отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., процессуальное П.), воздействует на мн. формы межличностных отношений (семейное П.). Особой ролью и спецификой отличается междунар. П., создаваемое путём соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними.
        Выступая как важное и необходимое орудие гос. управления, как форма реализации гос. политики, П. одновременно является важным показателем положения личности в обществе и государстве. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус личности,— важная составная часть П., весьма существенная для оценки развитости и демократичности данной правовой системы. Наличие П. означает, что большой круг обществ. отношений принимает характер правовых отношений, в которых их участники являются носителями юридич. прав и обязанностей. С наличием П. в обществе неразрывно связана особая форма обществ. сознания — правосознание.
        П. обладает большим потенциалом воздействия на жизнь общества. Он особенно значителен, когда П. действует в том же направлении, в каком идёт общий ход обществ. развития. Реакц. гос. власть может с помощью законодательства и др. правовых мер пытаться затормозить ход обществ. развития, что часто влечёт за собой расхождение закона и П. — «правонарушающее законодательство», не считающееся с достигнутым данным обществом уровнем правового развития. Исторически, однако, рамки действия П., тормозящего эволюцию данного общества или же, наоборот, пытающегося перешагнуть через необходимые этапы развития, оказываются, как правило, недолговременными.
        В рабовладельч. и феод. формациях П. открыто закрепляет классовые и сословные привилегии, внеэко-номич. принуждение (рабовладение, крепостное П.), использует жесточайшие санкции для охраны экономич. и политич. всевластия рабовладельцев и феода-лов. Вместе с тем уже в античности (римское П.) были разработаны правовые формы товарообмена, впоследствии приспособленные к потребностям бурж. способа производства (рецепция римского П.), получила развитие теоретикоправовая мысль (см. Философия права).
        При бурж. строе резко возрастает роль П., правовой идеологии, юридич. профессий. Отношения капиталистич. производства и обмена потребовали создания развитых, детально разработанных правовых систем. В них нашли отражение демократич. принципы, выдвинутые буржуазией в ходе борьбы с феодализмом, но в целом бурж. П., выражая интересы господствующего класса, обеспечивало систему экономич. принуждения, широкие возможности присвоения неоплаченного труда, охрану частной собственности и капиталистич. предпринимательства. Лишь в результате длит. классовой борьбы трудящимся массам удалось добиться частичного отражения в бурж. П. своих социальноэкономич. и иных требований. С обострением противоречий капиталистич. общества, особенно в период общего кризиса капитализма, буржуазия теряет веру во всемогущество П. (см. Юридическое мировоззрение), что находит отражение в политич. и идеологич. установках, делающих всё большую ставку на сильную, не связанную П. гос. власть, авторитарные методы гос. управления (см. Авторитаризм) и даже полный отказ от законности в случаях особой неустойчивости существующих режимов.
        В социалистич, обществе складывается новый по содержанию и целям тип П. Марксизм-ленинизм отрицает анархистские и левоэкстремистские установки, объявляющие П. атрибутом бурж. общества, требующие его немедленной отмены после социалистич. революции и рассматривающие наличие П. в социалистич. обществе как признак «обуржуазивания» и конвергенции. Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме — это значит. масштабы и сложная структура обществ. производства, требующие чёткой правовой регламентации сфер производства и обмена, действие принципа распределения по труду, который предполагает гос. нормирование меры труда и вознаграждения. В политич. аспекте П. тесно связано с развитием социалистич. демократии, требующей чётких конституционных принципов гос. управления, широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и обществ. организаций, необходимых для их участия в решении дел государства и общества. Существенна и роль П. в охране обществ. порядка и дисциплины; применяя к правонарушителям меры гос. воздействия (юридич. санкции), социалистич. П. в то же время широко использует методы убеждения и морального воздействия. При социализме значительно возрастает созидат. творч. потенциал П., его использование как орудия развития и совершенствования обществ. отношений в процессе коммунистич. строительства. С построением развитого социалистич. общества П., выступавшее ранее как возведённая в закон воля рабочего класса и возглавляемых им трудящихся масс, становится общенародным. Его роль возрастает, что находит выражение в развитии и совершенствовании законодательства, расширении круга прав, свобод и обязанностей граждан, упрочении законности как важнейшего принципа гос. управления и, наконец, в повышении вследствие этого престижа П. в обществ. сознании. В Конституции СССР говорится об укреплении правовой основы гос. и обществ. жизни как необходимом звене осн. направления развития политич. системы сов. общества (ст. 9).
        Поскольку П. неразрывно связано с государством, то отмирание последнего с построением коммунизма повлечёт за собой и отмирание П. Часть его норм станет ненужной, отпадёт в связи с принципиальной трансформацией порождающих их обществ. условий, а др. нормы уже не будут нуждаться в принудит. санкциях, потеряют юридич. характер и в преобразованном виде войдут в систему социальных правил коммунистич. обществ. самоуправления. Совр. антикоммунизм изображает вывод об отмирании П. при коммунизме как якобы принципиально отрицат. отношение марксизма-ленинизма к П., стремление к последоват. свёртыванию правовых начал в жизни социалистич. общества, умалению прав и свобод граждан. В действительности положение об отмирании П. есть его оценка с т. зр. история, перспективы, что отнюдь не умаляет важную роль П. и законности в ходе коммунистич. строительства.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, ПСС, т. 33; Бpежнев Л. И., Вопросы развития политич. системы сов. общества, М., 1977; Марксистсколенинская общая теория государства и П., т. 1—4, ?., 1970—73; Марксистско-ленинское учение о государстве и П. История развития и современность, М., 1977; Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о социалистич. государстве и П., М., 1978.
        В. А. Туманов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
 
ПРАВО
совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Христианство требует равного права для всех, т. к. перед Богом – источником и хранителем правовой идеи – различия между людьми не имеют никакого значения. Позитивное право формулирует исконные права человека (напр., право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Позитивное право налагает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству). Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой – воспитания заключается в том, чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной потому, что применение власти может, конечно, препятствовать человеческим действиям (напр., посредством заключения в тюрьму), но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву (террор, жестокость, пытки). Восемь заповедей из десяти являются запретами; см. Философия права.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
 
ПРАВО
совокупность устанавливаемых или санкционируемых гос-вом общеобязат. правил поведения (норм), соблюдение к-рых обеспечивается мерами гос. воздействия, включая принуждение. С помощью П. класс или классы, держащие в руках гос. власть, определ. образом регламентируют отношения и поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательного, охраняемого законом тот строй общественных отношений, который отвечает интересам этих классов (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). В развитом гос. обществе сфера действия П. охватывает прежде всего область произ-ва, распределения и обмена; П. закрепляет существующие отношения собственности и выступает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества (гражд. П., трудовое П.). П. закрепляет, далее, формы правления, гос. устройства, регламентирует организацию и деятельность гос. механизма, определяет правовое положение граждан (конституционное П., адм. П.). Наконец, П. устанавливает меры борьбы с посягательствами на гос. строй и существующие обществ. отношения (уголовное П.). Особая роль и специфика у междунар. П., создаваемого путем соглашений между гос-вами и регулирующего отношения между ними в процессе борьбы и сотрудничества. П. неразрывно связано с гос-вом. Не может быть гос-ва без системы установленных им законов и др. юридич. норм. В свою очередь, П. "...есть ничто без аппарата, способного п р и н у ж д а т ь к соблюдению норм права" (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 442). Каждому историч. типу гос-ва соответствует аналогичный тип П. Неразрывная связь с гос-вом является одним из специфич. признаков, отличающих П. от правил поведения в бесклассовом, безгос. обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных, этических и т.д.) классового общества.
П. не является произвольным порождением гос-ва, оно обусловлено экономич. строем общества, характером существующих производств. и классовых отношений.
Вместе с тем П. обладает относит. самостоятельностью. Оно не является простым слепком с экономики, к-рая обусловливает его лишь в конечном счете. П. неизбежно испытывает также влияние политич. и историч. факторов, господствующей идеологии, религии и т.д. В развитом обществе гос-во вынуждено считаться с уже сложившейся системой П. В силу всех этих факторов П. отражает экономич. условия не только непосредственно, но и в опосредствованном, а нередко даже в искажающем действит. социальное содержание виде.
Наличие в обществе П. означает, что большой круг обществ. отношений принял характер правоотношений, т.е. таких отношений, участники к-рых выступают как носители юридич. прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует общественный правопорядок.
В революц. эпохи политика и правосознание пришедших к власти классов нередко придают обществ. отношениям правовой характер еще до того, как в законодат. порядке сформулированы соответствующие нормы П.
П. оказывает существ. воздействие на ход обществ. развития. П. может действовать в том же направлении, в каком идет обществ. развитие, но может и препятствовать ему. Исторически, однако, рамки действия П., тормозящего социальное развитие, или же, наоборот, стремящегося перешагнуть через необходимые этапы развития, оказываются весьма ограниченными, ибо П. не может упразднить действие объективных закономерностей. Роль П. в жизни общества выражается и в его идеологич. воздействии на сознание и психологию людей.
В бурж. науке широко распространен тезис "нет общества без права". П. всегда было и, следовательно, всегда будет (Ibi societas ubi jus). В действительности П. – это порождение и атрибут лишь классового общества. С расколом общества на классы складываются нормы, закрепляющие различные виды имуществ. и др. виды неравенства, обеспечиваемые применением принуждения. Первый историч. тип П. – рабовладельч. П. Его доминирующие черты – превращение рабов в собственность рабовладельца (раб – объект, а не субъект П.), охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политич. всевластия рабовладельцев в гос-ве, власти отца в семье. Феод. П. также открыто закрепляло неравноправие людей в форме сословных привилегий и повинностей и не ставило по существу никаких рамок неогранич. власти феодала (позднее абс. монарха). Капиталистич. отношения потребовали создания развитых, детально разработанных правовых систем. Бурж. П. был провозглашен ряд демократич. положений, прежде всего принцип равенства граждан перед законом. Однако в условиях капиталистич. общества за этим принципом скрывается фактич. экономич. и социальное неравенство людей. Бурж. П. закрепляет и охраняет экономич. и политич. господство капитала. Развитие классовой борьбы пролетариата находит в бурж. П. двоякое отражение. С одной стороны, пролетариату и др. трудящимся удалось добиться осуществления ряда своих правовых требований (напр., социального законодательства, всеобщности избират. права и др.), хотя они нередко сводятся на нет практикой органов бурж. гос-ва и в целом не меняют природы бурж. П. С другой, в бурж. П. значит. место занимает реакц. законодательство, носящее зачастую открыто антиконституционный характер (напр., закон Маккарена, преследующий коммунистич. партию США, антипрофсоюзные законы и др.). С обострением классовой борьбы империалистич. буржуазия в целях сохранения своего господства все чаще вообще выходит за рамки П. и законности ("свобода административного и судейского усмотрения", вытеснение закона актами исполнит. власти и т.п.). Эта тенденция все большей опоры на непосредств. деятельность гос. аппарата связана также с развитием гос.-монополистич. капитализма. Бурж. учения о сущности П. носят по преимуществу идеалистич. характер и основаны на гипетрофированном изображении того или иного элемента правовой надстройки (норм П., судебной деятельности, правовых чувств и т.д.). С приходом буржуазии к власти теряет значение доктрина естественного права, а также историч. школа П. (см. Савиньи); утверждается юридич. позитивизм, к-рый объявил бурж. П. высшим началом, не нуждающимся в экономич., политич. или ином обосновании. Формально-догматич. метод, провозглашенный юридич. позитивизмом, стал доминирующим методом бурж. юридич. науки (см. Кельзен). Позднее возникают учения, выводящие П. из идеального начала (напр., неокантианство в П., феноменологич. школа и др. – см. Философия права) или же объявляющие его порождением человеч. психики. Идеи экономич. либерализма 19 в., подчеркивая роль П., отводили гос-ву роль "ночного сторожа". В 20 в. получают широкое распространение различного рода "социологич." и "реалистич." учения, ставящие во главу угла непосредств. деятельность гос. машины (П. как деятельность, "живое П.", свобода усмотрения и т.п. – см. Социология права). В совр. бурж. правовой идеологии заметно влияние клерикализма и особенно неотомизма. Нек-рые изменения в бурж. П., связанные с развитием гос.-монополистич. капитализма, послужили основанием для различного рода концепций о "трансформации" и "социализации" этого П., выдержанных в духе идеологии "государства всеобщего благоденствия".
С победой пролет. революции возникает новый социалистич. тип П. Его осн. положения: 1) запрещение частной капиталистич. собственности на средства произ-ва, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; 2) последоват. охрана обществ. социалистич. собственности как основы социалистич. системы х-ва; 3) закрепление полновластия трудящихся и демократич. принципов гос. управления; 4) полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания, пола; развитие социально-экономич., политич. и иных прав и свобод граждан; 5) обязательность принципа законности для деятельности всех гос. и обществ. орг-ций, должностных лиц и граждан; 6) решит. борьба со всеми посягательствами на социалистич. строй со стороны классовых противников, преступных элементов, тунеядцев. П. той или иной социалистич. страны или группы стран может обладать определ. особенностями, обусловленными ходом развития социалистич. революции, уровнем социалистич. преобразований и т.д. Такими особенностями обладают, напр., системы П. народно-демократических государств.
Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме – это прежде всего распределение по труду, к-рое требует гос. нормирования меры труда и вознаграждения, т.е. использования правового масштаба. Без П. невозможна товарно-денежная форма в произ-ве, распределении, обмене, а также реализация принципа материальной заинтересованности. Хозяйственно-организаторская функция социалистич. гос-ва предполагает наличие народнохоз. плана, утвержденного как обязат. закон, а его выполнение требует правовой регламентации деятельности социалистич. орг-ций. Идеологич. предпосылки необходимости П. при социализме связаны с наличием пережитков капитализма в сознании людей, живучестью преступности и др. форм правонарушений. В период перехода от капитализма к социализму по своей классовой сущности П. выступало как возведенная в закон воля рабочего класса и возглавляемых им трудящихся масс. С победой социализма и перерастанием гос-ва диктатуры пролетариата в общенар. гос-во в П. находят свое отражение социально-политич. и идейное единство общества и оно выступает как общенар. П. В конкретно-историч. условиях СССР на этот процесс отрицат. воздействие оказали ошибки, связанные с культом личности – неоправданное умаление роли П. в жизни социалистич. общества, отказ от ряда демократич. принципов социалистич. П., грубое нарушение законов, волюнтаризм в законодательстве. В трактовке А. Я. Вышинского социалистич. П. было сведено лишь к мерам принуждения. На социалистич. П. были автоматически перенесены чуждые его природе черты, принижена воспитат. и организаторская роль П. Подобная трактовка социалистич. П. была тесно связана с ошибочным и вредным тезисом Сталина об обострении классовой борьбы после победы социализма. Правильное положение о П. как орудии политики было вульгаризаторски истолковано как возможность проведения политич. мероприятий с нарушением принципа законности.
На основе решений XX и XXII съездов КПСС был проведен ряд важных мероприятий по укреплению социалистич. законности и развитию П., в т.ч. новая кодификация осн. отраслей законодательства. Характерные черты П. в период строительства коммунизма – его дальнейшая демократизация, возрастание роли общественности в правотворч. деятельности (всенар. обсуждения важнейших законопроектов), в процессе применения П. (напр., деятельность товарищеских судов), а также в контроле за соблюдением социалистич. законности. Место гос. принуждения как средства охраны правопорядка в широком масштабе занимают меры убеждения, а также морального воздействия.
С победой коммунизма вместе с гос-вом отомрет и П. Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил общежития, но для людей коммунистич. общества соблюдение социальных норм станет естеств. привычкой, а возможные эксцессы будут легко подавляться быстрой и единодушной реакцией окружающих. Процесс отмирания П. представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистич. отношений, а с другой – перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения.
Фальсифицируя учение об отмирании П., совр. антикоммунизм пытается изобразить его как якобы отрицат. отношение марксизма-ленинизма к П. вообще, как принципиальную "несовместимость" социализма и П. В действительности положение об отмирании П. есть его оценка с т. зр. историч. перспективы, к-рая отнюдь не умаляет роль П. и законности в ходе коммунистич. строительства.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443; Маркс К., Процесс против рейнского окружного комитета демократов, там же, т. 6, с. 259; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18–20; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272–74; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Энгельс Ф., Каутский К., Юридический социализм, там же; Ленин В. И., Гос-во и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, О "двойном" подчинении и законности, там же, т. 33; Кечекьян С. Ф., Правоотношения в социалистич. обществе, М., 1958; Аржанов Μ. Α., Гос-во и П. в их соотношении, М., 1960; Керимов Д. Α., Свобода, П. и законность в социалистич. обществе, М., 1960; Чхиквадзе В. М., Вопросы социалистич. П. и законности в трудах В. И. Ленина, М., 1960; Теория гос-ва и П., под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова, М., 1962; Пионтковский Α. Α., К вопросу об изучении общенар. П., "Сов. гос-во и право", 1962, No 11; Основы теории гос-ва и П. [под ред. Н. Г. Александрова], М., 1963; Сабо И., Социалистич. П., пер. с венг., М., 1964.
В. Туманов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar