Меню
Назад » »

П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. (41) Письмо десятое: софия

[630] Икона «Умиления» замечательна тем, что на ней Б. М. изображена без Младенца и даже до Его зачатия, — в момент «Архангельского обрадования», т. е. как Пречистый Сосуд Духа Св. Пред нею у Преподобного Серафима было вожжено семь светильников, занимавших почти всю келию, — а это опять знаменуем Духа Св. в Его семи дарах — семи высших духах. Вот знаменательный план келий Преподобного, как его начертил Н. А. Мотовилов (С. Нилус. Великое в малом, изд. 2-е, Царек. Село, 1905. «Служка Божией Матери и Серафимов», IV, стр. 110):
 
А — Входная дверь в келию, Б и В — окна 1, 2, 3, 4, 5, б, 7 — большие подсвечники с зажженными свечами; 8 — столик и на нем икона Богородицы радости всех радостей; 9 — скамья, на которой спал Батюшка; 10 — камень, служивший ему изголовьем; и — изразцовая лежанка; 12 — сени, в которых впоследствии стоял гроб Преподобного. — Мать Мотовилова, когда он был еще ребенком, водила, его с собою в эту келию. Однажды ребенок, пораженный обилием свеч, стал бегать и резвиться в келий. Мать с упреком его остановила, но Батюшка возразил: «С малюткой Ангел Божий играет, матушка! Как можно ребенка останавливать в его беспечных играх!.. Играй, играй, деточка! Христос с тобой!» (id., стр. 110-111). — О том, что Преподобный заповедал называть икону «Умиления» — «Радостью всех радостей» [тут — сближение Б. М. с Утешителем, id., «Поездка в Са-ровскую пустынь», XVII, стр. 80. 
[631]  Έτΐι σοι χαίρει, Κεχαριτωμένη, πασά ή κτίσις, 'Αγγέλων το σύστημα, και ανθρώπων το γένος --- Έτίι σο4 χαίρει, Κεχαριτωμένη, πάσα ή κτίσις* δόξα σοι» (Είρμολόγιον, έκδοσις Ίωάν. Νικολαϊδον, εν 'Αθήναις, 1906, σ. 208). Έπι σο4 χαίρει, т. е. Тобою радуется, Ты — источник и предмет радости: χαίρειν επί τινι или εν τινι — радоваться чем или кем. Замечательно, далее, сближение «радования» и «облагодатствования», — это один глагол, χαίρω. Можно передать поэтому смысл так: «Тобою, Получившая Утешителя, получает Его тварь...». Πασά ή κτίσις — цело-купная тварь, тварь, как единый организм, но не «всякая». 'Αγγέλων το σύστημα — словом, «собор» передается плохо, ибо «σύστημα — όλότης ή σώμα εκ πολλών μερών-μελών η πρωσόπων συνισταμένον ή συντιθεμένον, «κόσμος»» (Анфим Газис[134], T. 3, στ. 529), — опять-таки целокупность, а не сумма. Ανθρώπων τό γένος — род человеческий, как нечто единое, prius каждого человека. Итак, все тварное бытие, как единое Существо, одухотворенное Носительницею Духа, — Ср. изображение «О Тебе радуется»: Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве, 1701—1788 г. Пер. Порфирия. Еп. Чигиринск., Киев, 1868, стр. 155-156. Ч. 8, V 11. 
[632] Когда в 1780-м г. юноше Прохору, впослед. преп. Серафиму, во время болезни явилась Б. М., то она сказала, указывая перстом на Прохора, Иоанну Богослову: «Этот — нашего рода». Эти же слова были сказаны Ею и о другом подвижнике, а именно о 80-ти летнем старце архим. Паисии, в Тр.-Сер. Лавре». Об этом расск. иером. Иоа-саф в аноним, книге: «Житие старца Серафима, Саровской обители иером., пустынножителя и затворника», СПб, 1863, стр. 25 в прим. — Впрочем, эти случаи не исключит., можно было бы указать и иные. 
[633] Афанасий Патерик [484], Ч. I, стр. 78-135, 171-178. 
[634] [531]. 
[635] [567]. 
[636] Восклицание: «Радуйся столпе девства — χαίρε ή στήλη της παρθενίας» (Ειρ. [631], σ. 205) находится в Акафисте Б. М., ик. 10, а туда внесено из Слова на Благовещение Иоанна Златоуста (Макарьевск. Четьи Минеи, л. 602, 604, 616. — В русск. п. «Творений» Иоан. Зл., СПб., 1896, Т. II2, стр. 854-857 этого речения не находится. 
[637] Однако не следует в этом духовном складе искать основы непременно физиологической. 
[638] Нилус. id [630], Служка Б. М, IX [надо X], стр. 125-128. 
[639] Это — та правда о Б. М., которую огрубленно и орассудочен-но выразили католики своим догматом immaculatae conceptionis. См.: Прот. Л. Лебедев. Разности церквей Вост. и Зап. в уч. о Пр. Деве Марии Бог., Т. I: О непорочном зачатии, СПб, 1908, изд. 2-е. 
[640] Кан. Одигитрии, п. 8-я, Богородичен. 
[641] Среди ликов ангелов изобрази «Богоматерь с распростертыми руками и напиши над нею: Матерь Божия Владычица ангелов» (Дионисий Фурноаграфиот [631], Ч. 4 1, стр. 233). 
[642] Николай Кавасила. Изъяснение божественной литургии, 38 («Писания свв. оо.» [ 327  ], Т. 3, стр. 385). 
[643] Стр. 540-543. 
[644] Игнатий Богоносец. Письмо к Ап. и Ев. Иоанну Богосл., — Migr.,T. 5, coll. 941-944.
[645] id., col.
[646] Его же. Письмо к св. Деве Марии — id., coll. 943-944.
[647] Пресв. Дева Мария, — Ответное письмо Игнатию Богоносцу, id, coll. 945-946.
[648] Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (Цит. по: R. de Fleury [629], Т. I, стр. X, § 12, pp. 237-238.
[649] Никифор Каллист заимств. свое описание у Епифания. — Письмо к Феофилу: об иконах. Перев. текста Епифания помещен в Вел. Чет.-Мин. Макария, изд. 1868 г, сент., стр. 363 и дал.
[650] Амвросий Медиоланский. О девствевницах, II, 67.
[651] Никифор Каллист. [649]
[652] Вот поэтому признание или непризнание возгласа: «Пресвятая Богородице спаси нас!» определяет православность или неправославность умонастроения (стр. 358, ср. [638]. Известный H. H. Неплюев, которого долгое время подозревали в протестантстве, высказывался вполне искренно, возмущаясь, что «этот возглас «спаси нас», обращенный к простой женщине, кажется ему кощунством». Да, это неизбежно было, есть и будет, когда Б. М. признается «простою женщиною». Но Она — Церковь, а протестантство Церковь-то и отвергает; в этом все дело.
[653] Амвросий Медиоланский. О девственницах. О вдовицах. О девстве. О воспитании девы. Увещание к девству. О падении девы (Mi lat pr., T. 16. — «Творения св. Амврос. Мед. по вопросу о девстве и браке, в рус. пер.», пер. с лат. А. Вознесенский, под ред. Л. Писарева, Казань, 1901).
[654] Его же. О восп. девы. V 35. — Mi, col. 314 а. — Ρ п  [l67l стр.178. 
[655] Его же. О девственницах, 1,3 11. — Mi, col. 191 с. — Р.п.стр.6.
[656] Его же. О восп. девы, VII 50. Mi, col. 319 a. — Р. п. стр 184 
[657] id., VII 50, col. 319 a, b. — стр. 184-185. 
[658] id., XII, col. 825 a, стр. 193. 
[659] id, XIII 81, id., ср. гл. XIII, col. 324 с —326 а, стр. 193-194.
[660] Его же. О девственницах, II, 2 6, col. 268 с, стр. 31-32(11 1 6)
[661] id., II, 2, 15, col. 210 d, стр. 35 (II, 11, 15). 
[662] id., I, 8 52, coll. 202 с — 203 a, стр. 52.
[663] Его же. О восп. девы XIV 87, col. 326 b стр 194
[664] id., XIV 89, Mi 326 с — 327 а, стр. 195.
[665] Напр, его же. Увещ. к дев. X 66, стр. 234-235 
[666] id, XV 93-94, coll. 327 с — 328 а, стр. 196-197.
[667] id, X 67, стр. 235.
[668] Его же. О девственницах, I, 3 12, col. 192 а, стр. 7.
[669] id, I, 5 22, col. 195а, стр. 10. 
[670] id., I, 5 20, стр. 10 
[671] id., I, 6 31, col. 197c, стр. 14, 15. 
[672] А. С. Хомяков. Опыт катехизического учения о Церкви, § 9 («Собр. соч.», Прага, 1867 г., Т. 2, стр. 18).
[673] Имею в виду применение имени Софии-Премудрости к двенадцатилетнему Иисусу Христу, поучающему во храме иерусалимском (Ипатьевский складень. «Вестн. археол. и истор. издав. Археол. Инст.» 1885 г., вып. IV, стр. 22, табл. V, 2) и к Иисусу Христу, раздающему св. хлеб и чашу (икона пинского князя Феодора Ив. Ярославича 1499-1522 г. «Археол. Вестник», Т. I, стр. 193. М. 1867). См. Н. Покровский. «Евангелие в памятниках иконографии», СПб., 1892, стр. 375. — К числу исключительных вариантов относится и миниатюра из рукописи ХН-го или, быть может, XI-го века «Психомахии» Пруденция, хранящаяся во дворцовой библиотеке Святого Петра в Лионе. Изображение, интересующее нас, помещено среди ряда аллегорических миниатюр. Оно представляет Иисуса Христа с крестчатым нимбом, сидящим в сегменте; лицо Господа, — приблизительно тридцатилетнего, — с бородою. Протянув обе руки, Он как бы передает: десницею книгу, а шуйцею — свиток. Около Него напись крупными буквами: «SANCTA SOPHIA». По объяснению Дидрона, этот символ выражает полноту разумения, даваемого Премудростью, ибо тут представлены два наиболее употребительные вида манускрипта, — орудия Ее, — а именно свиток и книга. По указанию Гюйома Дюрана (G. Durand. Rat. div. offi. lib. I, cap. Ill), в руку пророков ветхозаветных вкладывается на изображениях свиток, в руку же евангелистов, как обладавших полным боговедением, а не образным, — книга, поскольку книга, более значительная по объему и способная вместить большее содержание, является атрибутом и совершенной мудрости, Впрочем, это указание западного символиста справедливо лишь отчасти, ибо известны случаи, когда пророки изображались с книгами и, наоборот, апостолы — со свитком.
       Изображение разбираемой нами миниатюры см. в книге: М. Didron. Iconographie chrétienne. Histoire de Dieu. Paris, 1843, pp. 160-161; Fig. 50. 
[674] Eп. Виссарион [Нечаев]. Иконы и др. свящ. изображения в русск. Церкви (в сбор. «Духовная пища», изд. 2-е, М., 1891 г., стр. 284) называет эту Софью Холмогорскою.
[675] «Жалобница Благовещенского попа Селивестра» ([Бодянский]. Московские соборы на еретиков XVI в. в царств. Ивана Васильевича Грозного, М, 1847, стр. 20. Акты Археограф. Экспедиции, Т. I, стр. 248).
[676] Новгородск. III летопись, под 7050-м годом.
[677] Толстой, стр. 241. — Арсеньев, стр. 263-264. — Филимонов, стр. 5-6. — Никольский, стр. 291. Тут описывается икона на переплете Новгородск. Синодика XVII в. — [Муравьев], — стр. 553-554 [   ]. Еще я пользовался некоторыми иконами Софии Новгородской: в Успенском Соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1-ый ярус иконостаса, 2-я икона справа от Царских врат); в Костромском Успенском Соборе (стенопись притвора, у входа, справа и на наружной алтарной стене, — северной, что составляет замечательную особенность этого храма); в Церковном Музее при Моск. Дух. Академии; в боковом притворе Троицкого  Собора Свято-Троицкой  Сергиевой  Лавры;  в  Московской Третьяковской галерее (№ 54); — стенописью Московского Успенского Собора: в Церковном Музее при Киевской Дух. Акад. (№ 2570, в складне) и др.
[678] Даль ([7], СПб., 1866, ч. I, стр. 384 = 3-е изд., Т. 4, стлб. 606) дает объяснение иное. Он сближает слово /пороки или тороци не с торока или тороко — ремешки позадь седла, для пристежки, — ас /порок,  что  на архангельском  наречии значит порыв, удар ветра, шквал. Отсюда у Даля получается, что «тороки и тороци, икнпсн. — ток Божественного слуха, изображенный на иконах в виде излучистой струи, тока, лучей», хотя далее приводится и обычное значение для тороки — тесемка, лента. Можно указать еще, что слово торжен-ный или /порченный (от торчать?) значит поднятый к верху, закрученный (напр, «усы торженые»). (И. Ф. Наумов. Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля. Прилож. к XXIV Т. Зап. Имп. Ак. Н. № 1, СПб. 1874, стр. 37).
[679] Существует и иное понимание этих кругов. Согласно ему, «круги концентрические, или сферы в разрезе, которыми на древнейших иконах всегда окружен Спаситель, — символизировали сосредоточие всех Божеских свойств в Первородном, как-то: премудрости, всемогущества, правосудия, милосердия, царской власти, силы, славы и др., представленных в виде кругов из одного центра описанных. А еще таковые свойства означались и тремя лучами около главы Его, с именем Божиим: «Сущий (ό Ών)». (Вас. Арсеньев [702], стр. 261).
[680] Н. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии и искусства, изд. 2-е, СПб., 1892 г., стр. 874-375 — Его же. Очерки памятников христианской иконографии и искусства, изд. 2-е, СПб., 1900 г., стр. 426-427, 433.
[681] Подроби, см. у Филимонова [702], стр. 15-18.
[682] Такова икона Софии, находящаяся в Оптиной Пустыни в келий у о.  игумена М.  Икона эта — тонкой, — италианской, по-видимому, — работы (сужу по технике письма и по написям — греческим и славявским, которые сделаны настолько безграмотно, что показывают полное незнание этих языков иконописцем). — Нечто вроде этой иконы я видел еще в Тифлис. Церк. Муз. при Сионск. Соб., в Митроп. пок. Св.-Тр. Серг. Лав. и еще кое-где.
[683] Так — на Киевской иконе; на описываемой же не все можно разобрать вследствие мелкости изображений.
[684] (Свящ. Ал. Сулоцкий]. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное Тобольского Софийского Собора, М., 1852. В Тобольск, соб. имеется две иконы Софии, одна местная, другая — малая.
[685] Подробн. у: Филимонова, стр. 20; Лебединцева, стр. 556 сл; Орловского, стр. 50-52; Болховитинова, стр. 16 сл; Толстого стр. 458-460; Муравьева, стр. 553 [702].
[686] Риза происхождения более позднего.
[687] Ф. И. Буслаев. Лиц. Апок. [289].
[688] А. И. Кирпичников. Успение Божией Матери в легенде и в искусстве («Труды VI Археол. съезда в Одессе; 1884 г.», Одесса, 1888 г., стр. 227).
[689] Из прилагаемой схемы можно увидеть эту пронизанность всего иконостаса Киево-Соф. Соб. апокалипсическим духом и, отсюда, убедиться в апокалипсическом моменте идеи и иконы Софии. Иконы расположены так: А — ик. Спасителя. Б — ик. Божией Матери, с напи-сью: «Предста Царица одесную меня», так что Б. М. отождествляется с «Невестою» Пс. 44 (по евр. счету — 45:11). В — ик. Софии Премудрости. Г— Эммаусская группа и напись: «Ту есмь посреде их», т. е. опять [INSERT PIC] загадочное свечение преображенной плоти. Но особый тон иконостасу дают в особенно медальоны, расположенные под перечисленными выше иконами и, к сожалению, неудобо-разглядываемые из-за решетки, а изображает восемь ангелов около жертвенника с пылающим пламенем. Один из них изливает пламя из амфоры на цепи, причем цепь обмотана около руки ангела; два другие ангела получают трубы из рук, протягивающихся из-за облака; наконец, пять остальных трубят в трубы; под иконою подпись: «И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Апокалипсис И», б им. подпись: «И даны быша Жене два крыла Орла великаго, да воспарит Богу в пустыню. Апок. ДБ». На верху иконы представлена стоящею Жена с младенцем. Оба они простирают руки вверх, к левому углу композиции, где изображен свето-лучащий треугольник. Жена повернула голову направо, как бы молясь за стоящую вправо от нее Жену, стоящую на луне. У этой, второй, женской фигуры на голове — корона, а на спине — ангельские крылья. Руки ее сложены молитвенно, а лицо обращено влево, либо к Жене с младенцем, либо к Треугольнику. В нижней части иконы расположены Архангел, вооруженный щитом и рыцарским шлемом в страусовых перьях; в деснице его нечто вроде пламенных перун, которыми он поражает расположенного справа от него Семиглавого Зверя, выходящего из бездны. Под Архангелом — пространство, заполненное огнем, а справа, т. е. под зверем, — темные волны. Наконец, под сияющим Треугольником, Символом Троицы, над Архангелом помещено какое-то желтое (золотое?) изображение с вертикальной написью; но ни изображение, ни написи мне не удалось разобрать, ибо мешала решетка перед иконою. М. б., дозволительно сделать предположение, что это — Иерусалим Горний. — Замечу кстати, что в Софийском Соборе имеется еще одно софийное изображение — стенопись над вратами ограды. А в Десятинной Церкви, в левом, — северном, — пределе на царских вратах времени Петра Могилы— та же софийная икона Богоматери, но без такой написи и без окружающих фигур; это — упрощенная композиция Софии Киевской. 
[690] «Фигура Богоматери, изображенная в колоссальных размерах в конце нашей абсиды, стоит на подножии с воздетыми вверх руками, в том типе, который известен в христианской иконографии под именем оранты, а в сценах Вознесения как образ церкви на земле. Эта двойная характеристика женской фигуры на сценах Вознесения констатируется и памятниками. Начиная со сцены на дверях церкви св. Сабины, где каждую фигуру в виде оранты венчают диадемой Апостолы Петр и Павел, в памятниках последующего времени, напр, в Сирийском Евангелии, видим ту же фигуру оранты. На сосуде города Монца (VI в.), над головой оранты изображен голубь, символически сливающий сцену Вознесения с Сошествием св. Духа, для более полного выражения торжества оставленной на земле церкви... В памятниках от IX по XI ст. по сторонам оранты встречаем иногда только двух Апостолов Петра и Павла, как представителей церкви ex gentibus и ех circumcisione, предстоящих по сторонам ее, как символа церкви вообще (напр., на каменном кресле Новгородского храма). Как символ церкви, оранта отмечается и другими чертами: в миниатюрах Армянского Евангелия X ст. монастыря св. Лазаря, к оранте Петр и Павел благоговейно протягивают руки, покрытые плащами, как бы для принятия освящения. Часто также она стоит на возвышении, как и у нас и как находим в греческой рукописи Импер. Публ. Библ. № 105, в фресковой сцене Вознесения Старо-Ладожской церкви, нашего Собора и в др. Наряду со сценами, где эта фигура характеризована как церковь на земле, мы имеем примеры, где она характеризована как Мария.— Отсюда, следовательно, вообще в сценах Вознесения центральная фигура, так или иначе данная, содержит значение и церкви на земле, и Матери Божией, или лучше: образ церкви, конкретно данный в образ Марии» (Д. Анналов и Е. Редин. Киево-Софийский Собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. СПб., 1889, VII, стр. 89-40; разрядка моя [П. Ф.]). Этот образ Марии-оранты возрождается и распространяется с 431-го года, т. е. с Эфесского собора, «в силу роста почитания Богородицы». «Богородица молящаяся есть собственно Дева Мария, в то время как Мария с Младенцем есть образ Богоматери. Пречистая Дева почиталась как заступница царей — и вообще как «Дева, поднявшая за нас пречистые руки» (id., стр. 40 и далее). Итак, общий вывод таков: «изображение Марии в сцене Вознесения посреди 12 апостолов указывает на исторический факт основания церкви, и Мария, следовательно, является здесь со скрытым символическим значением образа церкви земной. Выделенная же, как отдельный и самостоятельный образ из сцены Вознесения, она приобретает более специальный характер, как Заступница, сохраняя однако и первоначальный своп смысл. В таком отношении к купольной композиции, как заступница пред лицем Христа Вседержителя, она и изображена в конце алтарной абсиды; в таком отношении она была изображена и в алтарной абсиде Новой Базилики. Общего характера надпись, взятая из 45:6 псалма Давида и выполненная мозаикой над образом Пречистой Девы нашего собора, по буквальному пониманию греческого текста, отнесена к Марии. Надпись уподобляет ее Небесному граду, из которого исшел Христос на спасение Миру, и читается так: Ό θεός εν μέσψ αυτής και ου σ' άλευθήσεται βοηθήσει αυτή θεός ήμερα και ημέρα, т. е. Бог посреде Ее (его) и не подвижется; поможет Ей (ему) Бог день и день. В этой надписи устанавливается постоянное пребывание Бога посреди Ее, как земной церкви, и выражается непрестанная помощь членам церкви, заступницей которых она является. Богородица изображена на золотом фоне. Лилового пурпура мафорий пышно спадает с плеч; иссиня лиловая стола подпоясана и дробится на множество складок. Одежды эти мы видим на Богородице очень рано: так одета она уже на дверях ц. св. Сабины. Мафорий отцвечен золотом, оторочен золотой тесьмой и бахромой; на челе и на плечах три белых креста, на поручах по золотому кресту... На ногах Богородицы красные сапожки, усвоенные ей, как царице, по принятому в Византии обычаю, дозволявшему ношение богатой красной обуви лицам царского происхождения. Подножие, на котором стоить Богородица (σκάμνιον), есть черта религиозного благоговения: посредством его образ уединяется и возвышается над остальными образами» (id., стр. 41-42). 
[691] Н. П. Кондаков. Византийские церкви, Одесса, 1886 г., стр. 28. 
[692] Писатель XIV в., Константинопольский патриарх Филофей, в духе учения св. Григория Паламы толкует Премудрость как «общее действие единосущной и нераздельной Троицы». «Σοφία — ή κοινή της ομοουσίου και άδιαρέτου Τριάδος, της μιας φημι και παντοδυνάμου και άσυγχύτου Θεότητος, έστιν ενέργεια» (еписк. Арсений. Филофея, патр. Конст. три речи к еп. Игнатию: с объяснением изречения притчей: Премудрость созда себе дом  и проч. Греч, текст и рус. пер., Новгород, 1898, стр. 108, ел. III 3). Это толкование, в сущности, весьма недалеко от понимания Премудрости как Церкви. 
[693] Зап. Имп. Арх. О-ва, VIII, 254. 
[694] На долю народа русского выпало редкое счастие получить хри-во тогда, когда еще почти не успели выразиться черты национального самоопределения. Христианство не сталкивается тут ни с оформившимся учением, ни с богатым культом какой-либо иной религии; не находит укоренившихся нравственных привычек или государственных стремлений. Самый язык, еще незапятнанный и гибкий, доверчиво дает устроить из себя сосуд благодати. Одним словом, хр—во попадает в души младенческие, и все дальнейшее возрастание их, все внутреннее их устроение совершалось под прямым водительством Церкви. Весьма понятно, что народный дух, так сложившийся, не мог не быть существенно православным. Если же прибавить сюда еще природную мягкость русского характера, то станет вполне понятным, что православие должно было запечатлеться на этом воске со всеми особенностями той передачи, к которой предназначило Провидение первоучителя славян, духовного родителя русского народа, — св. равноапостольного Константина, в мон. Кирилла. — В чем же особенность его духовного склада? — Все житие его пронизано тонами софийными. Это не египетский или палестинский авва, в истощании своем нашедший свое спасение, а муж царственных богатств и пышности, житием своим благословляющий не отсечение, а преображение полноты бытия. Не резкий поворот от греха к чистоте характерен для подвига св. Константина, но благодатная непрерывность в его росте. Родитель его — знатный и богатый вельможа, по имени Лев, и мать его Мария жили благочестиво, исполняя все заповеди Божий. Константин, — имя царственное, — был седьмым сыном (7 — число Софии). Когда мать, по рождении, отдала его кормилице, чтобы та вскормила его, он никак не желал питаться чужим молоком, но — только молоком матери (благословение семейственности). С рождением Константина, родители его дали обет жить, как брат с сестрой, и так прожили четырнадцать (14 = 7x2) лет до самой смерти. Семи лет от роду Константин видел сон (мистическая чуткость) и рассказал его отцу и'матери, а именно в след. словах: «Воевода, стратиг нашего города, собрал всех девиц нашего города и сказал мне: «Выбери себе из них кого хочешь на помощь и в сверстницы себе». Я, оглядев, посмотрел их всех и приметил одну, прекраснейшую всех, с лицом светящимся, украшенную многими золотыми монистами и жемчугом и украшениями; имя ей было София. Ее я избрал». Родители поняли, что Господь дает отроку Деву Софию, т. е. Премудрость, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и богоугодному добронравию — премудрости духовной. «Сын, — говорили они Константину словами Соломона, — чти Господа — и укрепишься; храни заповеди — и поживешь; словеса Божий напиши на скрижали своего сердца; нарцы Премудрость сестру тебе быти, Разум же знаем [т. е. близким, родным] сотвори тебе (Притчи 7:1-4). Премудрость сияет светлее солнца, и если ее будешь иметь своей помощницей, она избавит тебя от многого зла». Известно, какие успехи проявил сей отрок в учении, особенно в изучении св. Григория Богослова. Он изучил Гомера, геометрию, диалектику и философию под руководством Льва и Фотия, из коих,второй был патриархом Цареградским. Кроме того, он изучил риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство и вообще все светские науки и знал, кроме греческого языка, языки латинский, сирский и др. Он был прозван Философом. Хотя и воспитывался он при царском дворе, под личным наблюдением императора, однако он помнил о Подруге своей. Отказавшись от знатной, богатой и прекрасной невесты, он был возведен в иерейский сан и сделан библиотекарем при храме св. Софии. Вот от этого-то избранника Софии и получило начало свое русское православие. Удивительно ли, что Та, которая избрала Константина на просвещение народа русского и побудила его к этому подвигу, стала, особенно на первых порах, особой Покровительницей ново-просвещенного народамладенца и что икона ее возникла впервые именно здесь и стала народною святынею? Не удивительно и то, что храмы Успенские, Благовещенские и пр. первоначально были Софийскими и лишь впоследствии, — как мне неоднократно передавал свое убеждение † А. П. Голубцов, — были приурочены к моментам жизни Богоматери. — О св. Константине см.: О. Бо-дянский. Пространные или паннонские жития Константина Философа («Чт. в Имп. Общ. Ист. и Др. рос», 1863 г., кн. 2, стр. 1-224; 1864 г., кн. 2, стр. 225-398; 1873 г, кн. 1, стр. 389-534). 
[695] Покровский [680]., Ф. [И.] Буслаев. Истор. очерки, СПб., 1861, Т. 2, О мин. Углич. псалт. — Е. [К.] Редин. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова («Зап. клас. отд. Имп. рус. Арх. О-ва», Т. 1, СПб., 1904 г., стр. 33-43). Тут поименовы-ваются еще нек. олицетворения (Галгал, Иерихон, Гай, Гевол, Источник, гора Гемскахор, Εύρεσις, Φρόνησις, Μεγαλοψυχία и т. д.) и затем изучаются олицетворения планет: Луны, Солнца, Крона, Афродиты, Зевеса, Арриса и Ермиса. 
[696] А. П. Голубцов. Соборные чиновники, 1-я пол. иссл., М., 1907 г., стр. 23, прим. — В «Сл. Соф.» [712], стр. 9, пес. 4, троп. 2: «Премудрость Божия, еже есть смотрения таинство всем человеком». В 9-м послании Дионисий Ареопагит тоже толкует Премудрость, как Промысел. 
[697] Подр.: Голубцов, id., стр. 21-24. Ср. «Сл. Соф.» [712], стр. 11, кан., пес. 6, конд.: «Видим чудотворную икону Премудрости Божия, Пречистыя Его Богоматере». 
[698] «Сказании известно» [ 702 ] гл. 14, стр. 1. 
[699] Умалчивают о значении св. Софии, — вопросе столь естественном при описании храма, — и епископ VII-го века Аркульф, сказание которого сохранилось в записках Адамнана, и писатель половины IX-ro века Бернард Мудрый, и высокообразованный епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь дважды, в 948—950 в 968—969-х годах, и весь обширный ряд писателей, тянущийся до конца ХII-го века. Ничего не говорят в своих записках о занимающем нас вопросе и те западные люди, которые явились с войсками, покорившими Царьград, в частности — и самый видный из них, подробно описавший взятие Константинополя — латинами — Вилльгардуэн. Северные путешественники, в записках которых есть любопытные показания о Константинополе, тоже не сообщают ничего об основной религиозной идее этого города. Так, аббат Николай, в своем Итинерарии, отделывается замечанием: «В Маклагарде есть церковь, называемая Agiosophia, а северными людьми Aegisit, и церковь эта по устройству и величине превосходнее всех церквей на земле» (Werlauff. Symbolae, 10) — и только. В прибавлении к запискам его тоже ничего нет. Вот факты, пред которыми историку нельзя не остановиться с изумлением! Сведения эти заимствую из реферата: И. И. Срезневский. Св. София Царьградская по опис. рус. паломника конца XII в. — «Тр. третьего арх. съезда в России, бывш. в Киеве в авг. 1874 г.», Киев, 1878 г., Т. 1, стр. 105-106). Срезневский говорит, что он пересмотрел все описания, «какие только мог достать» (id., стр. 104). 
[700] Robert de Clary. Li prologues de Constantinoble comment ele fu prise (по изд. гр. де Риана, — Li estoires de chians qui conquisent Constantinoble de Robert de Clari en Aminois, chevalier, s. a. p. 67 — no изд. К. Гопфа, — Chroniques Gréco-Romanes inédites ou peu connues, Berlin, 1873, p. 67. Пикардский текст описания Соф. Соб. и рус. пер. его наход. у Срезневского [б99], стр. 107-108. 
[701] По учению Вл. Соловьева («Рос. и вс. Ц.»  кн. 3-я, глл. III-V, стр. 325-353, особ. см. стр. 326-327, 328, 331-332, 349), София — не только идеальная личность Твари, но и «Субстанция Пресв. Троицы» (— не хотел ли С-ев сказать: «общая энергия» или «общая благодать»? —). Нет надобности разъяснять, как друг от друга далеко отстоят это учение об отдельной от Ипостасей Сущности Божией и православное учение Афанасия В., твердо стоящего на формуле εκ Πατρός έκ ουσίας του Πατρός. Рационализм С-ва обнаруживает себя именно в том, что для С-ва не живая Личность, не Ипостась и не само-обосновывающееся Живое Триединство — начало и основание всего, а субстанция, из которой уже выявляются Ипостаси. Но эта субстанция в так. случ. не может не быть признана без-личною, а поэтому — вещною. Философия С-ва, тонко-рационалистическая по своей форме, неизбежно есть философия вещная по своему содержанию. То, о чем учит С-ев, несомненно примыкает к савеллианству, к спинозизму, к шеллингианству, по крайней мере в его первом фазисе. — Учение С-ва о Софии и о Мировой Душе (эти два Лица у него то отождествляются, то различаются) изложено в: Волжский [А. С. Глинка]. Проблема зла у Вл. С-ва («Вопр. Религии», М., 1906, вып. 1-й, стр. 221-297). Лит. см. [4]. Сюда надо добав. еще: Кн. Е. [Н.] Трубецкой. Миросозерцание Вл. С. С-ева, М., 1913 г.; Э. Л. Радлов. Вл. С—в, СПб., 1913 г. — С-в называет Дж. Пордеджа (1625—1698 гг.) «специалистом по Софии». Действ., не только по происхождению своему его теософская система софийна, но и по содержанию она гл. обр. посвящена Софии, если не прямо, то косвенно. Откровение, ему бывшее 21-го, 22-го и 23-го июня 1675 г., описано им в небольш. соч., рус. рук. перев. кот., хранящийся у меня, озаглавлен: «София Вечная Дева Вечной Премудрости, открывшаяся Иоанну Пордечу». Теософское учение о Софии развито в особ, в «Бож. и ист. метаф.» [125], Т. 2, кн. 2, гл. 5, отд. 3, §§ 44-58, стр. 202-213. 
[702] Подробности см. в Софийно-иконографической литературе. Ради удобства привожу библиографию ее, хотя и неполную (звездочками отмечены те книги или статьи, где имеются рисунки по Софий-ной иконографии): А. И. Никольский. Статья в «Вестн. Археол. и ист., издаваем. Имп. Археол. Инст.», 1906 г., Вып. 17. (Мне не удалось видеть ее). — А. И. Успенский. Иконопись в России до второй половины XVII века («Золотое руно», 1906 г. № 7-8-9). — Е. К. Редин. Материалы для византийской и древнерусской иконографии. I. София, Премудрость Божия. («Археологические Известия и Заметки». Т. 1, М. 1893). — Гр. М. [В.] Толстой. Иконы Софии, — Премудрости Божией («Душеп. Чтен.» 1890 г., Ч. 1, стр. 240-241, 459-460). — В. Арсеньев. О Церковном иконописании («Душеп. Чтен.» 1890, Ч. I, стр. 263-265). — Свящ. Богословский. Святая София в Великом Новгороде («Христ. Чтен.» 1877 г., Ч. I, стр. 188-189, 191, 201). — Γρ. Μ. [В.] Толстой. Письма из Киева («Душеп. Чтен.» 1870 г., Ч. II. «Извест. заметки», стр. 69-71). — Π рот. Петр Орловский. Святая София Киевская, ныне Киево-Софийский кафедральный Собор, изд. 2-е, 1901 г. — Сахаров. Исследования о русском иконописании, кн. 2, стр. 30-84. — П. Г. Лебедин-цев. О св. Софии Киевской. («Труды III Археологического съезда в Киеве в 1874 г.», Т. I. Киев, 1878). — [Прот.] П. Л[ебединце]в. София Премудрость Божия в иконографии Севера и Юга России («Киевск. Старина», Т. 10, 1884 г., Сентябрь, стр. 555-567). — *Г Д. Филимонов. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия («Вест. Общ. древне-русск. искусства при Моск. Публ. Музее». № 1—3, 1874 г., М., стр. 1-20). — «Сказание известно, что есть Софей премудрость Божия» и Сказание о Святой Софии в Цареграде (там же, «Материалы», стр. 1-17). — А. [П.] Голубцов. Соборные Чиновники и особенности службы по ним, М., 1807 г., стр. 13-32 и далее. — *Н. [В.] Покровский. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских в русских, СПб., 1892. стр. 374 ел. XXXV-XXXVI, 207 и др. — *Митр. Евгений Болховитинов. Описание Киевософийского Собора и Киевской Иерархии, Киев 1825, стр. 16 и далее. — Ф. [И.] Буслаев. Исторические Очерки русской народной словесности и искусства, СПб., 1861 г., Т. 2, стр. 294-298. — Свящ. Константин Никольский. Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого Поста, СПб., 1879 г., приложение, стр. 291 ел. — Вл. С. Соловьев. Идея человечества у Августа Конта, IX («Собр. Соч.» Т. 8, СПб., стр. 240-241).— *Е. М. Кузьмин. Икона св. Софии и объяснения ее. «Вестник Теософии» 1909,1, стр. 1-3 [попытка истолковать Софию в духе теософии]. — Пр. Ф. И. Титов. Слово в день рождества Пресвятой Богородицы. (Об истинной Премудрости Божией — св. Софии и о заблуждениях современной теософии) («Труды Киевской Духовной Академии», 1910, Октябрь, 10, стр. I-VII) [против предыдущей статьи]. — Еписк. Виссарион. «Иконы и другие священные изображения в русской церкви» (в сборнике «Духовная Пища», изд. 2, Москва, 1891 г. стр. 284-286). — [А. Н. Муравьев]. Древности и символика Киево-Софийского собора («Прибавления и изданные творения святых отцов», ч. 18, М., 1859, стр. 553-554). — M. Didron. Iconographie chrétienne. Histoire de Dieu. Paris; 1843, pp. 160-161. Указание на дальнейшую библиографию можно найти в перечисленных здесь источниках. 
[703] Привожу лишь часть матер., нек. — по рук. Издано: «Сказ, известно» [   ], стр. 1-5; «О образе — Софии Прем. Бож., списано с местного образа, что в Вел. Новгороде» (из ркп. Синод. Библ., содержащей в себе Толк, на Пс. Афан. Алекс, № 238). См: Буслаев. Очерки [702], стр. 297-298; [А. В. Горский и К. И. Новоструев]. Опис. рук. Син. Библ., отд. 2, стр. 74; Никольский. Анаф. [702]; Свящ. П. Флоренский. Служба Софии [ 12]; М. Сменцовский. Цер.-ист. мат. р12]. 
[704] Иконостас Тр.-Сергиева Усп. Соб. [677]. Самый Собор освящ. 15 авг. 1585 г. Привед. текст списан мною неск. лет тому назад. Но во время последи, реставрации Собора икона подверглась обновлению и обложена ризою, закрывающею напись, почти все древнее изображение и, сколько помнится, не вполне соответствующею этому изображению. В тексте введена пунктуация мною.
[705] Здесь кончается то, что написано слево от Софии (для зрителя) и начин. написаный справа.
[706] «Сборн. полем., канон, и истор. статей», хранящийся в Библ. Моск. Дух. Ак. за № 10 (175) на лл. 199 об.—201 всего тома, или лл. 82 об.—84 дан. ркп., напис. скорописью.
[707] «Апокал. толковый в лицах, толкование Андрея, Архиеп. Ке-сар.», напис. полу-уставом XVI ст., переходящ. в скоропись, хранится там же, под № 11 (16), — им. на л. 96 «Прибавл.»
[708] «Книга Алфавит» запис. мелким полу-уставом XVII в. и хра-нящ. там же, под № 36 (230), лл. 232-251.
[709] Дальн. сведен. — из «Опис. Слав, рукоп. Библ. Св.-Тр. Серг. Лав.», М., 1878 г., ч. I, стр. 89-90, ч. Ill, стр. 214.
[710] «Апок. толк. Андрея Кес. с приб.», л. 147 «Приб.», ркп. нап. полу-уст. XV в. и хран. в Библ. Св.-Тр. Серг. Лав. за№ 122 (1829).
[711] «Сборник», пис. полу-уст. XVI в., там же Библ., № 788 (1649); нал. 220 «Слово св. Софии».
[712] «Служба Софии Премудрости Божий». Издал [по ркп., при-надл. Моск. Софийск. церкви, что на Лубянке] свящ. П. Флоренский. Св.-Тр. Серг. Лавра, лета ***, стр. 42 (— «Бог. В.», 1912, № 2). — См. также: Еп. Виссарион. Иконы [702]5 стр. 286, пр. 1. — Кем составлена служба Софии — неизвестно. В начале XVIII-ro века она уже существовала. А около ноября 1707-го года братья Иоанникий и Софро-ний Лихуды исправили эту службу и вновь написали пролог, стихиры и канон в честь Софии. Митрополит Иов отправил эту работу справщику Московской типографии Федору Поликарпову «посмотреть и исправить, яко же лепотствует» (Строев. Библ. словарь, стр.   190,  191; «Стран.» 1861, кн. I, стр. 125). Исправленные Лихудами «тропарь и кондак Софии, со изъявлением о образах и о соборной церкви в Нове граде и о создателех ея» — показаны в описи книг митр. Иова (Опис. Αрх. Св. Син., Т. 1, пр. VIII, стр. XCV). Между тем, новая служба не всем понравилась, и Иоанникий Лихуд написал ответ «о порицании новосочиненных служб Софии, Премудрости Божией» (Опис. Αрх. Св. Син., Т. I, пр. VIII, стр. ХСШ, XCIV). (Эти сведения заимствую из книги: М. Сменцовский. Братья Лихуды, СПб., 1899, стр. 849-850). В сентябре 1708 г. Иоанникий Лихуд окончил новое сочинение — «Слово торжественное о Софии, Премудрости Божией». Оно представляет из себя отчасти историко-археологический, отчасти догматический трактат. Цель автора — объяснить, кто и когда построил Константинопольский «превеликий и пресловутый и достослышанный храм, сущий во имя Софии, Прем. Божией, — и кто оному сицевое ... именование возложи, и чего ради Мудрости Бога и Отца огневидна, в крылех орлих и в венце и скипетре и в одежде церковней и в иных различных знамениях, — на престоле преукрашенна, предася нам и на иконе пишется». Судя по заключению Слова, можно думать, что оно было произнесено с церковной кафедры, в качестве поучения. (М. Сменцовский. Братья Лихуды, СПб., 1899, стр. 304-367. Тут же дается изложение Слова. Подлинный же текст его по рук. Моск. Рум. Муз. за № 244 напечатан в кн.: М. Сменцовский. Церковно-исторические материалы. СПб., 1899, стр., 5-32). — Пользуюсь случаем выразить свою благодари. Н. Л. Туницкому за его указание на бр. Лихудов, как авторов службы Софии.
[713] «Сл. Соф.» [712], стр. 6.
[714] Никольский. Анаф. [702], стр. 292. — Буслаев. Ист. оч. [695], Т. 2, стр. 297.
[715] «Сл. Соф.» [712], кан. песнь 1, тр. 3: «Всем сердцем взыщем Премудрость Божию от Пречистый Девы в плоть пришедшую» и др.
[716] Здесь, более чем кого-либо, но совсем особняком, должно помянуть таинственную фигуру А. Н. Шмид.
[717] Вл. Соловьев. Идея человечества у Авг. Конта, IX («Собр. соч.», Т. 8, СПб., стр. 240-241). — В дополнение к сказанному ранее отметим, что окрыленность Предтечи знаменует, что «это лицо просветленное, вознесенное в горний лик Ангельский и, след., отрешенное от своего земного жития. Богородица с крыльями — точно также лицо, вознесенное в мир горний, стоящее вне земного круга исторических деяний» (Буслаев, [702], стр. 295).
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar