Меню
Назад » »

ОБЗОР РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ / РИТОРИКА


БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 



ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )


МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 


РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 



ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ 
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ



ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)







 
     ОБЗОР РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ / РИТОРИКА

Михаил Пселл 
ОБЗОР РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ 

Выполняя твой наказ, шлю тебе в этом письме коротенький учебничек риторических «идей». Начну с первой из них, с ясности. Ясность (sajhneia) делится на два подвида, на чистоту (kaJarothV) и точность (eukrineia). Чистая речь имеет мысли, общие для всех, не содержащие в себе ничего глубокого, ее метод (meJodoV) — голое изложение событий без каких-либо внешних добавлений, слова ее не отобранные, а общие для всех (koinhn). Ее фигуры — пра- вильность, колоны у нее малые и комматические, сочетания — те, в которых нет заботы о зиянии (sugkrousiV) звуков, клаузулы в ней ямбические и трохаические и такая же у нее концовка (katalhxin). Точная речь имеет мысли упорядоченные, свое рассужденне она ведет от начала и предначертывает его дальнейший ход и результат. Метод точиой речи состоит в том, чтобы располагать вещи естественно, ее фигуры — это собирание, перечисление, а словарный состав, колоны, клаузулы и ритм в ней такие же, как в чистой речи. Величавая речь (megeJoV) делится на торжественную (semnothV), суровую (tracuthV), стремительную (sjodrothV), блистательную (lamprothV), оживленную (akmh), пространную (peribolh). В тор- жественной речи мысли касаются Бога самого по себе, равно как и божественных предметов, например сроков и вращения целокуп- ности, справедливости, целомудрия и других подобных вещей. Торжественкая речь включает в себя четыре мысли о великих (лакуна в тексте)... Метод у нее — решительное, без колебаний утверждеиие, словарный состав — пространный, фигуры — пра- вильность и (лакуна в тексте)... Сочетание то, которое сталкивает звуки, дактилическое, анапестическое, спондеическое. Клаузула та, которая останавливает речь на спондее или дактиле без ката- лексы. Суровая речь заключает в себе мысли, направленные против высших лиц, когда обличителями выступают низшие. Ее метод состоит в том, чтобы делать это открыто, словами она пользуется стершимися, которые сами по себе сухи. Фигуры в суровой речи — это повеление и укоризненный вопрос, колоны ее очень короткие, чаще всего комматические, сочетание допускает зияние и нагромож- дение звуков. В стремительной речи бывают мысли порицающие, обличающие людей низших. Ее метод — говорить открыто, ее сло- варный состав допускает нужное для дела словотворчество. Ее фигуры — это личное обращение (kat’ apostrojhn) и доказывание (apudeiktikon). Колоны в ней комматические, чаще всего отдельные слова. Сочетанне клаузулы и ритм в этой речи такие же, как и в суровой. Блистательная речь содержит в себе мысли, которые вселяют в ритора храбрость или, вернее, в которых он проявляет свою храбрость. Метод блистательной речи состоит в том, чтобы не колебаться и о славных вещах говорить с большим блеском. Слова в ней торжественны, фигуры — отрицание (kat’anairesin), бессоюзие (asundeton), причастные обороты (plagiasmoV), оторванность слов друг от друга (apostasiV) и удлиненность колонов (makrokwlia), остальное же все совпадает с торжественной речью. В оживленной речи мысли и методы такие же, как в суровой и стре- мительной, фигуры — такие, как в блистательной, колоны, сочетание, клаузулы, ритм такие, как в блистательной. В простран- ной речи мысли дополняются чем-то извне: род видом, неопределенное определенным или целое частью. Ей свойственно не просто излагать голые события, а перебирать их. Ее фигура — это втор- жение одной фразы в другую (epembolh). Это, пожалуй, больше относится к методу, т. е. к перестановке (anastrojh), к вставке (epembolh), к преувеличению качества (auxhsiV), к упоминанию доводов раньше высказанного утверждения. Каких-либо особен- ностей в словарном составе пространная речь не имеет, если не считать синонимов. Ее фнгуры — это перечисление (apariJmhsoiV), последовательность (apariJmhtikon), предпочтение (kata protimhsin), предположение (kata upoJesin), расчленение (merismoV), причаст- ные обороты (plagiasmoV), нагромождение разных мыслей (epitrecon), разрыв (apostasiV), сплетение отрицаний, округленность (sustrojh), вторжение одного предложення в другое. Красивая речь не делится на подвиды. У нее нет особых, именно ей свойственных мыслей или методов. Ее фигуры — это парисосы, повторение одинаковых начальных колонов (epanajura), повторе- ние концовок (antistrojh), градация (klimax), отрицания (anaireseiV), расчленение ради сопряжения (merismoV kata suzugian), ги- пербат, новые слова (kainopreph), употребление одного и того же слова в разных падежах (poluptwton). Колоны в красивой речи очень небольшие, сочетание не допускает зияния гласных. Не делится на подвиды и горячая речь. Особых, только ей свойственных мыслей она не имеет, метод ее состоит в том, чтобы поль- зоваться быстрыми антитезами. Ее фигуры — это прерывание речи вводными замечаниями (ex upostrojhV epembolh), причастные обо- роты (epitrecon), бессоюзие, перечисление имен (kat’ onoma kommatikon), перемены конструкции в мелких отрезках (kat’elacistou exallagai), негладкие сплетения, сочетание в горячей речи бывает без зияния, клаузула оканчивается на трохей и нестойкая. Правдивая речь тоже неделима. Мысли в ней простые и пристойные. Метод — досада и другие страсти, пользование ими без предварительного предупреждения и непоследовательность в страстях. Слова в ней суровы. Ее фигуры — это стремительность в жалобах (eleeinologiaiV) и в изложении основного содержания (epijoraiV), а также обращение сначала к одному лицу, затем к другому (apostrojai), утверждение уже высказанной мысли (epikriseiV). Сочетание, клаузулы, ритм в правдивой речи такие же, как в стремительной. Жалобы в ней должны быть просты. Тяжелая речь — это такая речь, которую нельзя рассматри- вать саму по себе и которая состоит из простоты, пристойности и чего-то еще, что свойственно другим чертам характера. Мысли в ней — порицающие, метод — ирония, фигура — сомне- ние в том, что считается признанным. Остальных шести частей она не имеет, но довольствуется теми, которые свойственны речи, выражающей характер. Простота — одна из «идей», выражающих в речи характер. Мысли в ней те, которые свойственны откровенным характерам и касаются бессловесных животных и растений. Методы те же, что и в чистой речи, а также плеонастическое упоминание частностей. Слова своеобразные, например «братствовать». Фи- гуры и колоны те же, что и в чистой речи. Сочетание очень простое и свободное, клаузула стойкая. Сладостная речь вы- членяется из простой. Мысли в ней «мифические», близкие к мифам, услаждающие наши чувства, такие, в которых к не- преднамеренным вещам добавляется еще и намерение. Методы те же, что и в чистой речи, слова простые, чаще всего по- этические, фигуры те же, что в чистой речи, сочетание беэ зияний, клаузула та же, что в торжественной речи, стойкая, ритм такой же, как в простой речи. Из простой речи вычле- няется и речь остроумная (drimuV). Мысли в ней умышленно глубокие и такие, когда слово обозначает общеизвестную мысль, но само в этом смысле не употребляется обычно или когда это парономасия и когда мы, прибегая к образному языку, привносим новый смысл в него. Из речи, выражающей характер, вычленяется речь «пристойная». Мысли в ней такие, когда кто-то себя добровольно умаляет, а протнвника возвышает в чем-то. Ее метод — не говорить запальчиво против врага, а остальное в ней то же, что в чис- той и простой речи. Мощная речь не делится на подвиды. Мысли в ней пара- доксальные, глубокие, не терпящие возражений и вообще те, которыми создается величие. Метод ее тот, который подходит для подобных мыслей и создает величие. В речи действительно, а не только по видимости мощной, пригодны бывают мысли простые и выражающие характер. Слова в мощной речи веские (axiwmatikh), отточенные. В подлинной, а не кажущейся мощной речи слова бывают простые и выражающие характер. Ведь речь лишь по видимости, а не на самом деле мощная главную свою силу имеет в словах. Фигуры, колоны, сочетание, клаузула и ритм у нее такие же, как в величественной речи.
 

МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ




РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar