ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1474
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 14
ГОСТЬ: 14
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
Главная » Статьи » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Нравственная чистота
Нравственная чистота Пожалуй, самым сложным и труднодостижимым из чеховской формулы (повторю: "Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически") является быть "нравственно чистым". Не станем мудрствовать, а возьмем за основу хотя бы часть хорошо известных в нашем обществе библейских заповедей: не убивай, не воруй, не обманывай и не прелюбодействуй. Легко впасть в ханжество, осудив все перечисленные  грехи и предложить всем разумным людям, а тем более высокообразованным, стремиться не совершать их вовсе. Но… как нелегко выполнять, казалось бы, такие простые христианские заповеди. Два миллениума минуло после их провозглашения, а человечество продолжает убивать, воровать, обманывать и прелюбодействовать. Чехов, конечно, молодец, что напомнил нам о нравственной чистоте как об обязательном качестве интеллигентного человека, но сам-то был тоже не безгрешен. Нет, не убивал и не воровал, но многих женщин любил, уже будучи женатым человеком, а, следовательно, жену обманывал и прелюбодействовал. Так, может быть, не стоит эту часть пожелания Антона Павловича обсуждать и оставим все как есть в нашей сложной и нелегкой жизни? Все-таки попробуем порассуждать о некоторых аспектах морали, не впадая в крайности. Насильственная смерть, какая бы она ни была - намеренная или случайная, всегда вызывала и вызывает протест у здорового и нормально воспитанного человека. Правда, существуют убийства, разрешенные Законом, например смертная казнь за тяжкие преступления. И даже поощряемые государством – к ним относятся войны. Однако надо помнить о том, что когда в стране по разным причинам погибает много людей, снижается порог восприятия каждой смерти. Возникает равнодушие, со временем это равнодушие порождает жестокость. Известно, что жестокое обращение с детьми, женщинами и стариками распространено в странах, где к убийству людей относятся без возмущения. К сожалению, мы из их числа. Недавно в Москву приезжал наш соотечественник, ныне профессор Лондонского университета известный философ А. М. Пятигорский. Коллеги задали ему вопрос: "Что Вас больше всего беспокоит в сегодняшней России?". Ответ привожу дословно: "Больше всего меня возмущает в нынешней России восприятие убийства как чего-то привычного и повседневного". Оказалось, что он поинтересовался одним из своих давних знакомых, а ему, так, между прочим, ответили: "Его убили". Причем таким тоном, как будто человек куда-то вышел на минутку. А ведь разговор происходил в кругу ученых, не со шпаной. Вывод он сделал для нас, прямо скажем, обидный: "В России не боятся разложения нравственности". Нас постепенно приучают к легкому восприятию насильственной смерти человека. Этим занимаются все средства массовой информации, но особенно преуспело телевиденье – самое влиятельное из СМИ. В последнее время нам стали внушать вообще страшную идею: убийцы, мстящие за гибель близкого человека или надругательство над ним, не должны подвергаться наказанию. Вот отпустили из швейцарской тюрьмы на родину несчастного человека, который зарезал авиадиспетчера, виновного в гибели семьи, а его встречают как героя и, не дав опомниться от пережитого, назначают заместителем министра в своем регионе. Отец-боксер забил насмерть человека, якобы пытавшегося изнасиловать его малолетнего сына. Еще ничего точно неизвестно, не доказано, многое не сходится, идет следствие, а народ с плакатами, призывающими оправдать убийцу, уже вышел на улицы. То ли случайно, то ли "в тему" повторяют по ТВ "Ворошиловского стрелка". Фильм настолько талантливый, что ловлю себя (противника всех видов лишения жизни) на мысли: "Молодец дед, отомстил подонкам за поруганную честь внучки". Полезно запомнить слова нашего соотечественника Н. Бердяева: "Чувство мести – чувство раба. Чувство вины – чувство господина". Нет у меня точных цифр, но часто убийцы – это школьники престижных лицеев, студенты известных вузов, дети, как принято говорить, "из благополучных семей". Бог миловал пока наш университет (тьфу, тьфу, тьфу), наши студенты не замечены в подобных преступлениях. Но если наша (преподавательская) реакция на все происходящее вблизи будет такой же равнодушной, то чем черт не шутит, пока Бог спит, и до нас может дойти эта новая волна "цивилизации". Есть такой исторический анекдот. Два века тому назад в Париж приехал наш известный историк и писатель Н. М. Карамзин. Наши российские эмигранты обратились к нему с вопросом: "Скажите в двух словах, что происходит на Родине?". "Воруют", – ответил Николай Михайлович. Думаю, что, если бы нашлись такие наивные россияне в Париже сегодня и задали такой же вопрос кому-нибудь из нас, то ответ был бы аналогичный. Конечно, воруют и воровали всегда и во всех странах, но у нас другие масштабы. Речь не о коррупции и приватизации, хотя они стали визитной карточкой страны, и не о профессиональных ворах и грабителях – таких достаточно и в других государствах. Речь о бытовом воровстве, которому подвержены все слои населения, независимо от уровня образования и возраста. Почти уверен, что причин такого широко распространенного присвоения чужой собственности две: бедность и плохое воспитание, и они тесно взаимосвязаны. Бытовое воровство не было редкостью в дореволюционной России, но здесь многое зависело от сословия, к которому принадлежал похититель. Трудно представить себе воровство среди дворян, духовенства, купечества, и в тех редких случаях, когда такое происходило, человек становился изгоем в своей среде, презираем и нередко покидал общество или стрелялся. Что касается мещан, то те из них, кто получал высшее образование, смешиваясь со студентами дворянского происхождения и вращаясь в академической среде, усваивали правила хорошего тона и следовали им. Невозможно представить дореволюционного врача, инженера, педагога, не говоря о доцентах и профессорах, которые бы воровали на бытовом уровне. Даже среди наиболее отсталого (с точки зрения образования) крестьянского сословия воровство считалось большим грехом. Пожалуй, воровство стало процветать среди городской нищеты, и по мере роста городов оно увеличивалось. Большой знаток московских городских трущоб, писатель и журналист В. Гиляровский в "Записках бывалого человека" приводит основные принципы этого слоя населения: "Нашел – молчи, украл – молчи, потерял – молчи". Сегодня этими принципами руководствется большинство жителей нашего государства. В детском садике или на улице трехлетний карапуз может забрать чужую игрушку и найти защиту у собственной матери: "Вам что, жалко? Я потом ее отдам". Преподаватель вуза берет взятку за сдачу экзамена. Тоже вариант воровства. Врач получает незаконную мзду от больного за работу, которая оплачена государством. Профессор, который присваивает библиотечную книгу, поскольку она ему понравилась. Список можно продолжать бесконечно. "Только дураки не понимают, как выгодно быть честным", - написал когда-то наш соотечественник Николай Писарев. В настоящее время большинство СМИ пытаются поменять наш взгляд на честность на диаметрально противоположный: только дураки пытаются жить честно. К сожалению, мы мало уделяем времени воспитанию у наших студентов всех перечисленных человеческих качеств, считая, что научение специальности компенсирует пробелы воспитания. Отнюдь. Непорядочный человек и дело свое делает плохо, а становясь руководителем коллектива, и на окружающих влияет не лучшим образом. Вот такой создается порочный круг… И. ГРИГОВИЧ
Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | Добавил: CIKUTA (11.12.2010)
Просмотров: 1069 | Теги: Нравственная чистота
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 








 
 



   HIPERINFO © 2010-2015  15:37 | 20.07.2017