Меню
Назад » »

Н.М.Карамзин (3)

 История сего времени упоминает об антах, которые, по известию Иорнанда
и византийских летописцев, принадлежали вместе с венедами к народу
славянскому.
 Винитар, наследник Эрманариха, Царя Готфского, был уже данником гуннов,
но хотел еще повелевать другими народами: завоевал страну антов, которые
обитали на север от Черного моря (следственно, в России), и жестоким образом
умертвил их князя, именем Бокса, с семьюдесятью знатнейшими боярами. Царь
гуннский, Баламбер, вступился за утесненных и, победив Винитара, освободил
их от ига готфов. - Нет сомнения, что анты и венеды признавали над собою
власть гуннов: ибо сии завоеватели во время Аттилы, грозного царя их,
повелевали всеми странами от Волги до Рейна, от Македонии до островов
Балтийского моря. Истребив бесчисленное множество людей, разрушив города и
крепости дунайские, предав огню селения, окружив себя пустынями обширными,
Аттила царствовал в Дакии под наметом шатра, брал дань с Константинополя, но
славился презрением золота и роскоши, ужасал мир и гордился именем бича
Небесного. - С жизнью сего варвара, но великого человека, умершего в 454
году, прекратилось и владычество гуннов. Народы, порабощенные Аттилою,
свергнули с себя иго несогласных сыновей его. Изгнанные немцами-гепидами из
Паннонии или Венгрии, гунны держались еще несколько времени между Днестром и
Дунаем, где страна их называлась Гунниваром; другие рассеялись по дунайским
областям империи - и скоро изгладились следы ужасного бытия гуннов.
 Таким образом сии варвары отдаленной Азии явились в Европе,
свирепствовали и, как грозное привидение, исчезли!
 В то время южная Россия могла представлять обширную пустыню, где
скитались одни бедные остатки народов. Восточные готфы большею частию
удалились в Паннонию; о роксоланах не находим уже ни слова в летописях:
вероятно, что они смешались с гуннами или, под общим названием сарматов,
вместе с язигами были расселены императором Маркианом в Иллирике и в других
римских провинциях, где, составив один народ с готфами, утратили имя свое:
ибо в конце V века история уже молчит о сарматах. Множество алан, соединясь
с немецкими вандалами и свевами, перешло за Рейн, за горы Пиренейские, в
Испанию и Португалию. - Но скоро угры и болгары, по сказанию греков
единоплеменные с гуннами и до того времени неизвестные, оставив древние свои
жилища близ Волги и гор Уральских, завладели берегами Азовского, Черного
моря и Тавридою (где еще обитали некоторые готфы, принявшие Веру
Христианскую) и в 474 году начали опустошать Мизию, Фракию, даже предместия
константинопольские.
 С другой стороны выходят на феатр истории славяне, под сим именем,
достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы,
- и народ, коего бытие мы едва знали, с VI века занимает великую часть
Европы, от моря Балтийского до реки Эльбы, Тисы и Черного моря. Вероятно,
что некоторые из славян, подвластных Эрманариху и Аттиле, служили в их
войске; вероятно, что они, испытав под начальством сих завоевателей
храбрость свою и приятность добычи в богатых областях империи, возбудили в
соотечественниках желание приближиться к Греции и вообще распространить их
владение. Обстоятельства времени им благоприятствовали. Германия опустела;
ее народы воинственные удалились к югу и западу искать счастия. На берегах
Черноморских, между устьями Днепра и Дуная, кочевали, может быть, одни дикие
малолюдные орды, которые сопутствовали гуннам в Европу и рассеялись после их
гибели. От Дуная и Алуты до реки Моравы жили немцы лонгобарды и гепиды; от
Днепра к морю Каспийскому угры и болгары; за ними, к северу от Понта
Эвксинского и Дуная, явились анты и славяне; другие же племена их вступили в
Моравию, Богемию, Саксонию, а некоторые остались на берегах моря
Балтийского. Тогда начинают говорить об них историки византийские, описывая
свойства, образ жизни и войны, обыкновения и нравы славян, отличные от
характера немецких и сарматских племен: доказательство, что сей народ был
прежде мало известен грекам, обитая во глубине России, Польши, Литвы,
Пруссии, в странах отдаленных и как бы непроницаемых для их любопытства.
 Уже в конце пятого века летописи Византийские упоминают о славянах,
которые в 495 году дружелюбно пропустили чрез свои земли немцев-герулов,
разбитых лонгобардами в нынешней Венгрии и бежавших к морю Балтийскому; но
только со времен Юстиниановых, с 527 года, утвердясь в Северной Дакии,
начинают они действовать против империи, вместе с угорскими племенами и
братьями своими антами, которые в окрестностях Черного моря граничили с
болгарами. Ни сарматы, ни готфы, ни самые гунны не были для империи ужаснее
славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес - все страны от залива Ионического
до Константинополя были их жертвою; только Хильвуд, смелый Вождь Юстинианов,
мог еще с успехом им противоборствовать; но славяне, убив его в сражении за
Дунаем, возобновили свои лютые нападения на греческие области, и всякое из
оных стоило жизни или свободы бесчисленному множеству людей, так южные
берега Дунайские, облитые кровию несчастных жителей, осыпанные пеплом
городов и сел, совершенно опустели. Ни легионы римские, почти всегда
обращаемые в бегство, ни великая стена Анастасиева, сооруженная для защиты
Царяграда от варваров, не могли удерживать славян, храбрых и жестоких.
Империя с трепетом и стыдом видела знамя Константиново в руках их. Сам
Юстиниан, совет верховный и знатнейшие вельможи должны были с оружием стоять
на последней ограде столицы, стене Феодосиевой, с ужасом ожидая приступа
славян и болгаров ко вратам ее. Один Велисарий, поседевший в доблести,
осмелился выйти к ним навстречу, но более казною императорскою, нежели
победою, отвратил сию грозную тучу от Константинополя. Они спокойно
жительствовали в империи, как бы в собственной земле своей, уверенные в
безопасной переправе чрез Дунай: ибо гепиды, владевшие большею частию
северных берегов его, всегда имели для них суда в готовности. Между тем
Юстиниан с гордостию величал себя Антическим, или Славянским, хотя сие имя
напоминало более стыд, нежели славу его оружия против наших диких предков,
которые беспрестанно опустошали империю или, заключая иногда дружественные с
нею союзы, нанимались служить в ее войсках и способствовали их победам. Так
во второе лето славной войны Готфской (в 536 году) Валериан привел в Италию
1600 конных славян, и римский полководец Туллиан вверил антам защиту
Лукании, где они в 547 году разбили готфского короля Тотилу.
 Уже лет 30 славяне свирепствовали в Европе, когда новый азиатский народ
победами и завоеваниями открыл себе путь к Черному морю. Весь известный мир
был тогда феатром чудесного волнения народов и непостоянства в их величии.
Авары славились могуществом в степях Татарии, но в VI веке, побежденные
турками, ушли из земли своей. Сии турки, по свидетельству историков
китайских, были остатками гуннов, древних полунощных соседей Китайской
империи; в течение времени соединились с другими Ордами единоплеменными и
завоевали всю южную Сибирь. Хан их, называемый в византийских летописях
Дизавулом, как новый Аттила покорив многие народы, жил среди гор Алтайских в
шатре, украшенном коврами шелковыми и многими золотыми сосудами; сидя на
богатом троне, принимал византийских послов и дары от Юстиниана; заключал с
ним союзы и счастливо воевал с персами. Известно, что россияне, овладев в
новейшие времена полуденною частию Сибири, находили в тамошних могилах
великое количество вещей драгоценных: вероятно, что они принадлежали сим
алтайским туркам, уже не дикому, но отчасти образованному народу,
торговавшему с Китаем, Персиею и греками.
 Вместе с другими ордами зависели от Дизавула киргизы и гунны-Огоры. Быв
прежде данниками аваров и тогда угнетаемые турками, огоры перешли на
западные берега Волги, назвались славным именем аваров, некогда
могущественных, и предложили союз императору византийскому. Народ греческий
с любопытством и с ужасом смотрел на их послов: одежда сих людей напоминала
ему страшных гуннов Аттилы, от коих мнимые авары отличались единственно тем,
что не брили головы и заплетали волосы в длинные косы, украшенные лентами.
Главный посол сказал Юстиниану, что авары, мужественные и непобедимые, хотят
его дружбы, требуя даров, жалованья и выгодных мест для поселения. Император
не дерзнул ни в чем отказать сему народу, который, бежав из Азии, со
вступлением в Европу приобрел силу и храбрость. Угры, болгары признали
власть его. Анты не могли ему противиться. Хан аварский, свирепый Баян,
разбил их войско, умертвил посла, знаменитого князя Мезамира; ограбил землю,
пленил жителей; скоро завоевал Моравию, Богемию, где обитали чехи и другие
славяне; победил Сигеберта, короля франков, и возвратился на Дунай, где
Лонгобарды вели кровопролитную войну с гепидами. Баян соединился с первыми,
разрушил державу гепидов, овладел большею частию Дакии, а скоро и Паннониею,
или Венгриею, которую лонгобарды уступили ему добровольно, желая искать
завоеваний в Италии. Область аваров в 568 году простиралась от Волги до
Эльбы. В начале седьмого века завладели они и Далмациею, кроме приморских
городов ее. Хотя турки, господствуя на берегах Иртыша, Урала, - тревожа
набегами Китай и Персию - около 580 года распространили было свои завоевания
до самой Тавриды - взяли Воспор, осаждали Херсон; но скоро исчезли в Европе,
оставив земли черноморские в подданстве аваров.
 Уже анты, богемские чехи, моравы служили хану; но собственно так
называемые дунайские славяне хранили свою независимость, и еще в 581 году
многочисленное войско их снова опустошило Фракию и другие владения имперские
до самой Эллады, или Греции. Тиверий царствовал в Константинополе:
озабоченный войною Персидскою, он не мог отразить славян и склонил хана
отмстить им впадением в страну их. Баян назывался другом Тиверия и хотел
даже быть римским патрицием: он исполнил желание императора тем охотнее, что
давно уже ненавидел славян за их гордость.
 Сию причину злобы его описывают византийские историки следующим
образом. Смирив антов, хан требовал от славян подданства; но Лавритас и
другие вожди их ответствовали: "Кто может лишить нас вольности? Мы привыкли
отнимать земли, а не свои уступать врагам. Так будет и впредь, доколе есть
война и мечи в свете".
 Посол ханский раздражил их своими надменными речами и заплатил за то
жизнию.
 Баян помнил сие жестокое оскорбление и надеялся собрать великое
богатство в земле славян, которые, более пятидесяти лет громив империю, не
были еще никем тревожимы в стране своей. Он вступил в нее с шестьюдесятью
тысячами отборных конных латников, начал грабить селения, жечь поля,
истреблять жителей, которые только в бегстве и в густоте лесов искали
спасения. - С того времени ослабело могущество славян, и хотя
Константинополь еще долго ужасался их набегов, но скоро хан аварский
совершенно овладел Дакиею. Обязанные давать ему войско, они лили кровь свою
и чуждую для пользы их тирана; долженствовали первые гибнуть в битвах, и
когда хан, нарушив мир с Грециею, в 626 году осадил Константинополь, славяне
были жертвою сего дерзкого предприятия. Они взяли бы столицу империи, если
бы измена не открыла их тайного намерения грекам: окруженные неприятелем,
бились отчаянно; немногие спаслися и в знак благодарности были казнены
ханом.
 Между тем не все народы славянские повиновались сему хану: обитавшие за
Вислою и далее к северу спаслись от рабства. Так, в исходе VI века на
берегах моря Балтийского жили мирные и счастливые славяне, коих он напрасно
хотел вооружить против греков и которые отказались помогать ему войском. Сей
случай, описанный византийскими историками, достоин любопытства и
примечания. "Греки (повествуют они) взяли в плен трех чужеземцев, имевших,
вместо оружия, кифары, или гусли.
 Император спросил, кто они? Мы - славяне, ответствовали чужеземцы, и
живем на отдаленнейшем конце Западного океана (моря Балтийского). Хан
аварский, прислав дары к нашим старейшинам, требовал войска, чтобы
действовать против греков.
 Старейшины взяли дары, но отправили нас к хану с извинением, что не
могут за великою отдаленностию дать ему помощи. Мы сами были 15 месяцев в
дороге. Хан, невзирая на святость посольского звания, не отпускал нас в
отечество. Слыша о богатстве и дружелюбии греков, мы воспользовались случаем
уйти во Фракию. С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет
железа в стране нашей: не зная войны и любя музыку, мы ведем жизнь мирную и
спокойную. - Император дивился тихому нраву сих людей, великому росту и
крепости их: угостил послов и доставил им способ возвратиться в отечество".
Такое миролюбивое свойство балтийских славян, во времена ужасов варварства,
представляет мыслям картину счастия, которого мы обыкли искать единственно в
воображении. Согласие византийских историков в описании сего происшествия
доказывает, кажется, его истину, утверждаемую и самыми тогдашними
обстоятельствами севера, где славяне могли наслаждаться тишиною, когда
германские народы удалились к югу и когда разрушилось владычество гуннов.
 Наконец богемские славяне, возбужденные отчаянием, дерзнули обнажить
меч, смирили гордость аваров и возвратили древнюю свою независимость.
Летописцы повествуют, что некто, именем Само, был тогда смелым Вождем их:
благодарные и вольные славяне избрали его в цари. Он сражался с Дагобертом,
королем франков, и разбил его многочисленное войско.
 Скоро владения славян умножились новыми приобретениями: еще в VI веке,
как вероятно, многие из них поселились в Венгрии; другие в начале VII
столетия, заключив союз с Константинополем, вошли в Иллирию, изгнали оттуда
аваров и основали новые области, под именем Кроации, Славонии, Сербии,
Боснии и Далмации.
 Императоры охотно дозволяли им селиться в греческих владениях, надеясь,
что они, по известной храбрости своей, могли быть лучшею их защитою от
нападения других варваров, - и в VII веке находим славян на реке Стримоне во
Фракии, в окрестностях Фессалоники и в Мизии, или в нынешней Болгарии. Даже
весь Пелопоннес был несколько времени в их власти: они воспользовались
ужасами моровой язвы, которая свирепствовала в Греции, и завоевали древнее
отечество наук и славы. - Многие их них поселились в Вифинии, Фригии,
Дардании, Сирии.
 Но между тем, когда чехи и другие славяне пользовались уже совершенною
вольностию отчасти в прежних, отчасти в новых своих владениях, дунайские
находились еще, кажется, под игом аваров, хотя могущество сего
достопамятного азиатского народа ослабело в VII веке. Куврат, князь
болгарский, данник хана, в 635 году свергнул с себя иго аваров. Разделив
силы свои на девять обширных укрепленных станов, они еще долгое время
властвовали в Дакии и в Паннонии, вели жестокие войны с баварцами и
славянами в Каринтии, в Богемии; наконец утратили в летописях имя свое.
Куврат, союзник и друг римлян, господствовал в окрестностях Азовского моря;
но сыновья его, в противность мудрому совету умирающего отца, разделились:
старший, именем Ватвай, остался на берегах Дона; второй сын, Котраг, перешел
на другую сторону сей реки; четвертый в Паннонию, или Венгрию, к Аварам,
пятый в Италию; а третий, Аспарух, утвердился сперва между Днестром и
Дунаем, но в 679 году, завоевав и всю Мизию, где жили многие Славяне,
основал там сильное государство Болгарское.
 Представив читателю расселение народов славянских от моря Балтийского
до Адриатического, от Эльбы до Мореи и Азии, скажем, что они, сильные числом
и мужеством, могли бы тогда, соединясь, овладеть Европою; но, слабые от
развлечения сил и несогласия, почти везде утратили независимость, и только
один из них, искушенный бедствиями, удивляет ныне мир величием. Другие,
сохранив бытие свое в Германии, в древней Иллирии, в Мизии, повинуются
Властителям чужеземным; а некоторые забыли и самый язык отечественный.
 Теперь обратимся к истории государства Российского, основанной на
преданиях нашего собственного, древнейшего летописца.



 Глава II


 О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ



 Происхождение Славян Российских. Поляне. Радимичи и Вятичи. Древляне.
Дулебы и Бужане. Лутичи и Тивирцы. Хорваты, Северяне, Дреговичи, Кривичи,
Полочане, Славяне Новогородские. Киев. Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,
Чернигов. Финские или Чудские народы в России. Латышские народы. Междоусобия
Славян Российских. Господство и гибель Обров. Козары. Варяги. Русь.


 Нестор пишет, что Славяне издревле обитали в странах Дунайских и,
вытесненные из Мизии Болгарами, а из Паннонии Волохами (доныне живущими в
Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли. Сие известие о
первобытном жилище наших предков взято, кажется, из Византийских Летописцев,
которые в VI веке узнали их на берегах Дуная; однако ж Нестор в другом месте
говорит, что Св. Апостол Андрей - проповедуя в Скифии имя Спасителя,
поставив крест на горах Киевских, еще не населенных, и предсказав будущую
славу нашей древней столицы - доходил до Ильменя и нашел там Славян:
следственно, они, по собственному Несторову сказанию, жили в России уже в
первом столетии и гораздо прежде, нежели Болгары утвердились в Мизии. Но
вероятно, что Славяне, угнетенные ими, отчасти действительно возвратились из
Мизии к своим северным единоземцам; вероятно и то, что Волохи, потомки
древних Гетов и Римских всельников Траянова времени в Дакии, уступив сию
землю Готфам, Гуннам и другим народам, искали убежища в горах и, видя
наконец слабость Аваров, овладели Трансильваниею и частью Венгрии, где
Славяне долженствовали им покориться.
 Может быть, еще за несколько веков до Рождества Христова под именем
венедов известные на восточных берегах моря Балтийского, Славяне в то же
время обитали и внутри России; может быть Андрофаги, Меланхлены, Невры
Геродотовы принадлежали к их племенам многочисленным. Самые древние жители
Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими предками: сие мнение тем
вероятнее, что в Русских сказках XII столетия упоминается о счастливых
воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские начинали, кажется, свое
летосчисление от времени сего мужественного Императора. Заметим еще какое-то
древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели дело с Александром
Великим, победителем Гетов.
 Но Историк не должен предлагать вероятностей за истину, доказываемую
только ясными свидетельствами современников. Итак, оставляя без
утвердительного решения вопрос: "Откуда и когда Славяне пришли в Россию?",
опишем, как они жили в ней задолго до того времени, в которое образовалось
наше Государство.
 Многие Славяне, единоплеменные с Ляхами, обитавшими на берегах Вислы,
поселились на Днепре в Киевской губернии и назвались Полянами от чистых
полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем
Ляхов, основателей Государства Польского. От сего же племени Славян были два
брата, Радим и Вятко, главами Радимичей и Вятичей: первый избрал себе жилище
на берегах Сожа, в Могилевской Губернии, а второй на Оке, в Калужской,
Тульской или Орловской.
 Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской
Губернии; Дулебы и Бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; Лутичи и Тивирцы
по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; Белые
Хорваты в окрестностях гор Карпатских; Северяне, соседи Полян, на берегах
Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской Губернии; в Минской и
Витебской, между Припятью и Двиною Западною, Дреговичи; в Витебской,
Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги,
Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними
Полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые Славяне,
которые после Рождества Христова основали Новгород.
 К тому же времени Летописец относит и начало Киева, рассказывая
следующие обстоятельства: "Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили
между Полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших
братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово
время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в
тогдашних густых лесах Днепровских, построили город и назвали оный именем
старшего брата, т. е. Киевом.
 Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте
перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как
сказывают, в Константинополь и приял великую честь от Царя Греческого; на
возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел
обитать в нем; но жители Дунайские не дали ему там утвердиться, и доныне
именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя
братьями и сестрою". Нестор в повествовании своем основывается единственно
на изустных сказаниях: отдаленный многими веками от случаев, здесь
описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда
неверного в подробностях Может быть, что Кий и братья его никогда в самом
деле не существовали и что вымысел народный обратил названия мест,
неизвестно от чего происшедшие, в названия людей. Имя Киева, горы Щековицы -
ныне Скавицы - Хоривицы, уже забытой, и речки Лыбеди, впадающей в Днепр
недалеко от новой Киевской крепости, могли подать мысль к сочинению басни о
трех братьях и сестре их: чему находим многие примеры в Греческих и Северных
повествователях, которые, желая питать народное любопытство, во времена
невежества и легковерия, из географических названий составляли целые Истории
и Биографии. Но два обстоятельства в сем Несторовом известии достойны
особенного замечания: первое, что Славяне Киевские издревле имели сообщение
с Царемградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще
задолго до походов Россиян в Грецию. Дулебы, Поляне Днепровские, Лутичи и
Тивирцы могли участвовать в описанных нами войнах Славян Дунайских, столь
ужасных для Империи, и заимствовать там разные благодетельные изобретения
для жизни гражданской.
 Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские,
также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,
Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX
веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо
прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян.
 Кроме народов Славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и
многие иноплеменные: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или
Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; Черемиса, Мещера,
Мордва на юго-восток от Мери; Ливь в Ливонии; Чудь в Эстонии и на восток к
Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; Ямь или Емь в Финляндии; Весь на
Белеозере; Пермь в Губернии сего имени; Югра или нынешние Березовские Остяки
на Оби и Сосве; Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли
в новейшие времена или смешались с Россиянами; но другие существуют и
говорят языками столь между собой сходственными, что можем несомнительно
признать их, равно как и Лапландцев, Зырян, Остяков Обских, Чуваш, Вотяков,
народами единоплеменными и назвать вообще Финскими. Уже Тацит в первом
столетии говорит о соседственных с Венедами Финнах, которые жили издревле в
полунощной Европе. Лейбниц и новейшие Шведские Историки согласно думают, что
Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже самая Дания, по мнению
Греция. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на
Восток до Сибири, до Урала и Волги, рассеялись многочисленные племена
Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не знаем также и никого
старобытнее их в северных и восточных ее климатах. Сей народ, древний и
многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе
и в Азии, не имел Историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал
чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии Готфам, а в
России, может быть, Славянам, и в одной нищете искал для себя безопасности:
"не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами,
одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями". В
Тацитовом описании древних Финнов мы узнаем отчасти и нынешних, особенно же
Лапландцев, которые от предков своих наследовали и бедность, и грубые нравы,
и мирную беспечность невежества. "Не боясь ни хищности людей, ни гнева богов
(пишет сей красноречивый Историк), они приобрели самое редкое в мире благо:
счастливую от судьбы независимость!"
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar