Меню
Назад » »

Н. БЕРДЯЕВ

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
 
 
Николай Александрович Бердяев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный философ XX века.
 В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 годапроживал во Франции. Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Бердяев сперва воспитывался дома, потом поступил во 2-й класс Киевского кадетского корпуса. В 6-м классе оставил корпус и начал готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». В 1894 Бердяев поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешёл на юридический. В 1897 был арестован, провел 1 месяц в тюрьме. В 1899 был сослан на три года в Вологду.
В 1898 г. Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым,П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 годов.
В 1913 году написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведения приговора в исполнение.
За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории»; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922). Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 20 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу». После отъезда (на так называемом «философском пароходе») Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами:Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 г. он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др. «В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные»
Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.
«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».
Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.
Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно,Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11.
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
 
о. Александр Мень Николай Александрович Бердяев (1)
Александр Мень Николай Александрович Бердяев В Петербурге в начале XX века произошло важное событие начали свою работу Петербургские религиозно философские собрания.... Николай Александрович Бердяев приезжал туда, и впоследствии, на протяжении многих десятилетий, темы, которые бурно дебатировались на Собраниях, постоянно присутствовали в его произведениях.

о. Александр Мень Николай Александрович Бердяев (2)
И Бердяев вместе со своими друзьями единомышленниками ответил на эту книгу блестяще! Он показал, что фатум, исторический рок, который действительно может вести ... Христианство, говорит Бердяев, бросает вызов судьбе и никогда не может примириться с механическим, мертвящим, фатальным. Можно сказать, что в Бердяеве бессмертие жило как ...

Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (1)
Бердяев СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА Опыт оправдания человека «Ich weiss, das ohne mich Gott nicht ein Nu kann leben, Werd ich zu nicht, ... Соловьевской идее «положительного всеединства» Бердяев придает персоналистическую трактовку, связывая перспективу становления Богочеловечества с личностным творческим актом. Так сохраняется и трагизм свободы, постулированный Достоевским.

Николай Бердяев. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. (1)
Николай Бердяев СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ К пониманию нашей эпохи ГЛАВА I Суд ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (1)
Николай Бердяев Я И МИР ОБЪЕКТОВ Опыт философии одиночества и общения Самый могущественный человек тот, ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (1)
Николай Бердяев ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (1)
Н.А.Бердяев ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь ...

Н.А.Бердяев. Истина и откровение. (1)
Н.А.Бердяев Истина и откровение Пролегомены к критике Откровения . ПРЕДИСЛОВИЕ Книга эта представляет пересмотр основных ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (1)
Н.А.Бердяев САМОПОЗНАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Книга эта мной давно задумана. Замысел книги мне представляется своеобразным.

Н. Бердяев
Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления ...

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал демократических студенческих беспорядках ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (1)
Николай Бердяев ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА ПИСЬМО ПЕРВОЕ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Письма эти, в которых я хочу подвести итог ...

Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (1)
Николай Бердяев О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА Опыт персоналистической философии La mode est aujourd'...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (5)
Бердяев приводит в своей книге «А.С.Хомяков» (М., 1912. С.45). [2] Понятие «меонизм», например, использовал Н.М....философии использовал понятие «меонизм» близкий Бердяеву этого периода по православному умонастроению В.Ф.Эрн. Он считал, что в творчестве Л.М.Лопатина, С.Н.Трубецкого, В.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (34)
Бердяев] | ["Философия свободы"] | [Библиотека "ВЕХИ"] © 2000, Библиотека "ВЕХИ" [1] В качестве приложения к «Философии свободы» Бердяев поместил опубликованную в июльском номере ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (2)
Бердяев был атаманом войска Донского. Прадед генерал аншеф Н. М. Бердяев был новороссийским генерал губернатором. Его переписка с Павлом I была ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (28)
...мне была идея Богочеловечества, – признавал Бердяев, – которую продолжаю считать основной идеей русской религиозной мысли. Но соловьевцем я никогда не был» (Самопознание. С. 173).... [11] Близость Бердяева к философии «общего дела» Н.Ф.Федорова наиболее очевидна именно в утверждении идеи «завоевания» воскресения.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (14)
...упоминание «Софии» неорганично для философии Бердяева и свидетельствует лишь о его солидарности с «софиологами» С.Н.Булгаковым и П.А.Флоренским. Позднее Бердяев в «софиологии» (к которой по ...

Николай Бердяев ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Николай Бердяев ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА Все более или менее признают, что Вл.

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (1)
Николай Бердяев Алексей Степанович Хомяков Предисловие Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование ...

Николай Бердяев. Константин Леонтьев. (1)
Николай Бердяев Константин Леонтьев Очерк из истории русской религиозной мысли Глава I Происхождение. Молодость в Москве.

Николай Бердяев. Константин Леонтьев. (22)
Николай Бердяев Константин Леонтьев Очерк из истории русской религиозной мысли Библиография Подробная библиография о К.

Николай Бердяев. О книге С.Л.Франка Непостижимое
Николай Бердяев О книге С.Л.Франка "Непостижимое" Книга С.Л.Франка значительная.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (10)
Предлагаемое здесь решение вопроса о взаимоотношении знания и веры принципиально отличается от трех типических решений, нами отвергнутых.... [10] Бердяев следует за той интерпретацией евангельского рассказа об искушениях Христа, которая представлена Достоевским в романе «Братья Карамазовы» («поэма» Ивана Карамазова «Великий ...

Н.А.Бердяев. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo. (1)
Н.А.Бердяев Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo И cвeт вo тьмe cвeтит, и тьмa нe oбъялa eгo, Om Иoaннa.

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (3)
В детстве и юности я знал мир феодально аристократический высшего стиля. Это связано с польскими родственниками моей матери.... Мать часто говорила, что Бердяевы не совсем нормальны, Кудашевы же нормальны. Мой брат был человек нервно больной в тяжелой форме.

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (28)
Глава IX РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИР КОММУНИСТИЧЕСКИЙ Я пережил русскую революцию как момент моей собственной судьбы, а не ...однажды было напечатано, что у Бердяева во Вторник опять было собрание, на котором обсуждался вопрос, антихрист ли Ленин, и в результате собеседования было решено, что Ленин ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (29)
В стихии большевистской революции и в ее созиданиях еще больше, чем в ее разрушениях, я очень скоро почувствовал ...бандитизм, нельзя ли отвезти господина Бердяева домой на автомобиле?” Автомобиля не нашлось, но меня отвез с моими вещами солдат на мотоциклетке.

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (42)
ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ (Добавление 1940–46 годов) Моя автобиография оборвалась и требует добавления, которое имеет довольно большое значение....ценимого в Германии философа, как Бердяев. По словам представителя гестапо, это вызвало переполох, что, конечно, было преувеличением. Но я себе не раз задавал вопрос, почему я ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (2)
Русский народ не есть народ западноевропейский, он — в большей степени народ восточноазиатский.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (3)
ПИСЬМО ВТОРОЕ О РЕЛИГИОЗНО ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ Господствующее сознание XIX века, которое мнило себя «передовым» и «прогрессивным», ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (4)
Многие из вас любят говорить о свободе и освобождении. Но кто освобождается у вас, о чьей свободе ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (5)
ПИСЬМО ТРЕТЬЕ О ГОСУДАРСТВЕ Как слабы и беспомощны все ваши рационалистические теории государства.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (6)
Империализм стар, как мир, он возник не в нашу буржуазно капиталистическую эпоху.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (7)
ПИСЬМО ЧЕТВЁРТОЕ О НАЦИИ Люди вашего, враждебного мне, склада мало думали о нации и национальной проблеме.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (8)
На французском языке есть два слова для обозначения двух существенно различных понятий — nation и peuple .

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (9)
ПИСЬМО ПЯТОЕ О КОНСЕРВАТИЗМЕ Я хочу говорить сейчас о консерватизме не как о политическом направлении и политической ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (10)
ПИСЬМО ШЕСТОЕ ОБ АРИСТОКРАТИИ Любовь к аристократической идее сделалась уделом немногих в ваш демократический век.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (11)
Культура не есть дело одного человека и одного поколения. Культура существует в нашей крови.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (12)
ПИСЬМО СЕДЬМОЕ О ЛИБЕРАЛИЗМЕ Слово либерализм давно уже потеряло всякое обаяние, хотя происходит оно от прекрасного слова ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (13)
Вы любите противополагать либерализм и социализм как два вечно враждующих и несовместимых начала.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (14)
ПИСЬМО ВОСЬМОЕ О ДЕМОКРАТИИ Токвиль так передает своё впечатление от поступательного роста демократии в начале своей блестящей ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (15)
Демократическая идеология есть крайний рационализм. Он покоится на вере в возможность рационализировать человеческую жизнь и окончательно устроить ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (16)
ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ О СОЦИАЛИЗМЕ Социализм не есть выдумка наших дней. Социализм — одно из вековечных начал, действовавших ещё ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (17)
Ваш социализм есть принудительная добродетель и принудительное братство. Вот чем противен ваш социализм, вот почему он эстетически ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (18)
Вот проблема, над которой вы слишком мало задумывались и которую вы отталкиваете от себя своим извращенным морализмом.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (19)
ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ ОБ АНАРХИЗМЕ Анархизм, как и социализм, есть одно из вековечных устремлений, с давних времен проявлявшееся ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (20)
В основе религиозного анархизма можно открыть атрофию чувства личности. У толстовцев, духоборов и других религиозных анархистов личность ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (21)
ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ О ВОЙНЕ Жизнь в этом мире есть борьба. Борьба — дитя греховного раздора, она происходит от ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (22)
Войны бывают очень разнокачественные по своему характеру. Бывают войны более или менее равных по своей силе и ...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar