Меню
Назад » »

Михаил Зощенко (15)

    СЕНАТОР

Из "Гусина" я выехал утром. . . Извозчик мне попался необыкновенный -- куда как бойчее своей лошади. Лошаденка трусила особенной деревенской трухлявой рысью с остановками, тогда как извозчик ни на одну секунду не засиживался на месте: он привставал, гикал, свистел в пальцы, бил кнутовищем свою гнедую кобылку, стараясь попасть ей по бокам и по животу, иногда даже выпрыгивал из саней и, по неизвестной причине, бежал рядом с кобылкой, ударяя ее время от времени то ладонью, то ногой по брюху. Я не думаю, что делал это он от холода. Мороз, помню, был незначительный, да и ехали мы недолго, с полчаса, что ли. Думаю, что делал это он по необыкновенной энергичности своего характера. Когда мы подъезжали к какой-то деревушке, извозчик мой обернулся и, кивнув головой, сказал: -- "Лаптенки" это... Потом засмеялся. -- Чего смеешься? -- спросил я. Он засмеялся еще пуще. Затем высморкался, ловко надавив нос одним пальцем, и сказал: -- Сенатор... Сенатор тут в "Лаптенках" существует. .. -- Сенатор? Какой сенатор?--удивился я. -- Обыкновенно какой. .. сенатор... Генерал, значит, бывший... -- Да зачем же он тут живет? -- спросил я. -- А живет... -- сказал извозчик. -- Людей дюже пугается -- вот и живет тут. С перепугу, то-есть, живет. После революции. --- А чего ж он тут делает? Извозчик мой рассмеялся и ничего не ответил" Когда мы въехали в "Лаптенки", он снова обернулся ко мне и сказал: -- Заехать, что ли? Погреться нужно бы.. . -- Не стоит, -- сказал я. -- Приедем скоро. Мы двинулись дальше. --Гражданин, -- сказал извозчик просительно, -- заедем... Мне на сенатора посмотреть охота. Я рассмеялся. -- Ну, ладно. Показывай своего сенатора. Мы остановились у черной, плохонькой избы, сильно приплюснутой толстенькой соломенной крышей. Извозчик мой в одну секунду выскочил из саней и открыл ворота, не спросив ничего у хозяев. Сани наши въехали во двор. Я вошел в избу. Может, оттого, что я давно не был в деревне, изба эта показалась мне необыкновенно грязной. Маленькое оконце, сплошь заляпанное тряпками и бумагой, едва пропускало свет в избу. В избе баба стирала белье в лоханке. Рядом с лоханкой сидел старичок довольно дряхлого вида. Он внимательно, с интересом смотрел, как мыльная пена, вылетая из лоханки, ударялась в стену кусками и со стены сползала медленно, оставляя на ней мокрые полосы. В избе было душно. Несмотря на это, старичок одет был крепко: в валенках, нагольном тулупе, даже в огромной меховой шапке. Сам старичок был малюсенький -- ноги его, свешиваясь с лавки, не доставали земли. Сидел он неподвижно. Я поздоровался и просил побыть в избе минут пять -- погреться. -- Грейтесь! -- коротко сказала баба, едва оборачиваясь в мою сторону. Старичок промолчал. Он, впрочем, сурово взглянул на меня, но после снова принялся следить за мыльной пеной. Я недоумевал. "Уж не этот ли старикан -- сенатор?"--думал я. В это время в избу вошел мой извозчик. Он поздоровался с бабой и подошел к старику. -- Господину сенатору с кисточкой, -- сказал он, протягивая ему руку. Старичок подал нехотя свою сухонькую ручку. Иззозчик засмеялся, подмигнул мне и сказал тихо: -- Это и есть.. . Должно быть, услышал это старичок. Он заерзал на скамье и заговорил вдруг каким-то странным мужицким говорком, сильно при этом окая: -- Вре-е... Вы не слухайте ево, господин... Меня тут все дражнят... сенатором... А чего это за слово -- мне неведомо. Ей-бо. Баба бросила вдруг стирать, утерла лицо передником и рассмеялась. Извозчик мой засмеялся [Author ID1: at Wed Jan 4 16:23:00 2006 ]тоже. Я уж подумал было, что это и в самом деле так: дразнят старика, однако.меня смутила его странная, как бы нарочная мужицкая речь. Мужики здесь так не говорили. Да и подозрительно было оканье и сухие, белые, не мужицкие руки. -- Послушайте, -- сказал я, улыбаясь, -- а я ведь вас где-то видел. Кажется, в Питере... Старик необыкновенно смутился, заерзал на лавке, но сказал спокойно: -- В Питере? . . Нетути, не был я в Питере... Извозчик ударил себя по ляжкам, присел и захохотал громко, захлебываясь. И не переставая смеяться, он все время подталкивал меня в бок, говоря: -- Ой, шельма! Ой, умереть сейчас, шельма какая! Ой, врет как. . . Баба смеялась тихо, беззвучно почти -- я видел, как от смеха дрожали ее груди. Старик смотрел на извозчика с бешенством, но молчал. Я присел рядом со стариком. -- Бросьте! -- сказал я ему. -- Ну чего вы, право... Я человек частный, по своему делу еду... К чему вы это передо мной-то? Да и что вы боитесь? Кто вас тронет? Человек вы старый, безобидный. .. Нечего вам.бояться. Тут произошла удивительная перемена со старичком. Он поднялся с лавки, скикул с себя шапку, побледнел. Его лицо перекосилось какой-то гримасой, губы сжались, профиль стал острый, птичий, с неприятно длинным носом. Старик казался ужасно взволнованным. -- Тек-с, -- сказал он совершенно иным тоном, -- полагаете, что никто не тронет? Никто? -- Да, конечно, никто. Старичок подошел ко мне ближе. В своем волнении он окончательно потерял все мужицкое. Он даже стал говорить по-иному -- не употребляя мужицких слов. Было ясно: передо мной стоял интеллигентный человек. -- Это меня-то никто не тронет? Меня?--сказал он почти шопотом. -- Да меня, может, по всей России ищут. Старик надменно посмотрел на меня. Мне стало вдруг неловко перед ним. В самом деле: к чему я с ним заговорил об этом? Ему, видимо, нравилась его роль -- тайного, опасного человека, которого разыскивает правительство. Сейчас этот тихий старичок казался почти безумным. -- Меня?--шипел старик. -- Меня... (тут он назвал совершенно мне неизвестную фамилию). -- Простите, -- пробормотал я, -- я не хотел вас обидеть.. . И, конечно, если вас разыскивают... Я поднялся с лавки, попрощался и хотел уйти. -- Позвольте! -- сказал мне старик. -- Что про меня в газетах пишут? -- В газетах? Ничего. -- Не может быть,-- закричал старичок. -- Вы, должно быть, газет не читаете. -- Ах да, позвольте, -- сказал я, -- что-то такое писали... Старичок взглянул на меня, потом на хозяйку, на моего извозчика и, довольный, рассмеялся. -- Воображаю, -- протянул он, -- какую галиматью пишут. Что ж это, разоблачения, должно быть? -- Разоблачения, -- сказал я. -- Воображаю... Я вышел во двор. Когда мы выезжали со двора, старичок бросился к саням, снял шапку и сказал: -- Прощайте, господин. Счастливый путь-дороженька. А про сенатора -- врут... Ей-бо, врут. .. Дражнят старика... Он еще что-то бормотал, я не расслышал -- сани наши были уже на улице. Извозчик мой тихонько смеялся. -- А что, -- спросил я его, -- как же он тут живет? У кого? Кто его держит? -- Сын... Сын его держит, -- сказал извозчик, давясь от смеха. -- Как сын... какой сын? -- Обыкновенно какой... Родной сын. Мужик. Крестьянин. Я не здешний, не знаю сам... Люди говорят. . . На воспитанье, будто, сенатор сына сюда отдал. К бабке Марье... Будто он в прежнее время его от актриски одной прижил... Неизвестно это нам. . . Мы не здешние... -- А ведь старик, пожалуй что, безумный, ---сказал я. -- Чего-с? -- Сумасшедший, говорю, старик-то. Вряд ли его кто разыскивает. -- Зачем сумасшедший?--сказал извозчик: -- Не сумасшедший он. Нет. Хитровой только старик. Хитрит, сукин сын. Мы, бывало, к ним соберемся и давай крыть старика: какой есть такой? документы? объясняй из прежнего. Затрясется старик, заплачет. Ну, да нам что... Пущай живет.. . Может, ему год жизни осталось. Нам что.. . Извозчик хлестнул кнутовищем, потом выскочил из саней и побежал рядом со своей кобылкой.

    ПЕЛАГЕЯ

Пелагея была женщина неграмотная. Даже своей фамилии она не умела подписывать. А муж у Пелагеи был ответственный советский работник. И хотя он был человек простой, из деревни, но за пять лет житья в городе поднаторел во всем. И не только фамилию подписывать, а чорт знает, чего только не знал. И очень он стеснялся, что жена его была неграмотной. -- Ты бы, Пелагеюшка, хоть фамилию подписывать научилась, -- говорил он. -- Легкая такая у меня фамилия, из двух слогов -- Куч-кин, а ты не можешь... неловко... А Пелагея, бывало, рукой махнет и отвечает: -- Ни к чему, дескать, мне это, Иван Николаевич. Годы мои постепенно идут. Рука специально не гнется. На что мне теперь учиться и буквы выводить? Пущай лучше молодые пионеры учатся, а я и так до старости доживу. Муж у Пелагеи был человек ужасно какой занятой и на жену много времени тратить не мог. Покачает он головой -- ох, дескать, Пелагея, Пелагея. .. И замолчит. Но однажды все-таки принес Иван Николаевич специальную книжку. -- Вот, -- говорит, -- Поля, новейший букварь-самоучитель, составленный по последним методам. Я, говорит, сам буду тебе показывать. А Пелагея усмехнулась тихо, взяла букварь в руки, повертела его и в комод спрятала -- пущай, дескать, лежит, может, потомкам пригодится. Но вот однажды днем присела Пелагея за работу. Пиджак Ивану Николаевичу надо было починить, рукав протерся. И села Пелагея за стол. Взяла иголку. Сунула руку под пиджак - шуршит что-то. "Не деньги ли?" -- подумала Пелагея. Посмотрела, -- письмо. Чистый такой, аккуратный конверт, тоненькие буковки на нем, и бумага вроде как духами или одеколоном попахивает. Екнуло у Пелагеи сердце. "Неужели же, -- думает, -- Иван Николаевич меня зря обманывает? Неужели же он сердечную переписку ведет с порядочными дамами и надо мной же, неграмотной дурой, насмехается?" Поглядела Пелагея на конверт, вынула письмо, развернула -- не разобрать по неграмотности. Первый раз в жизни пожалела Пелагея, что читать она не может. "Хоть, -- думает, -- и чужое письмо, а должна я знать, чего в нем пишут.. Может, от этого вся моя жизнь переменится, и мне лучше в деревню ехать, на мужицкие работы". Заплакала Пелагея, стала вспоминать, что Иван Николаевич, будто, переменился в последнее время, -- будто, он стал об усишках своих заботиться и руки чаще мыть. Сидит Пелагея, смотрит на письмо и ревет белугой. А прочесть письмо не может. А чужому человеку показать совестно. Послс спрятала Пелагея письмо в комод, дошила пиджак и стала дожидать Ивана Николаевича. И когда пришел он, Пелагея и виду не показала. Напротив того, она ровным и спокойным тоном разговаривала с мужем и даже намекнула ему, что она непрочь бы поучиться, и что ей чересчур надоело быть темной и неграмотной бабой. Очень этому обрадовался Иван Николаевич. -- Ну и отлично, -- сказал он. -- Я тебе сам буду показывать. -- Что ж, показывай, -- сказала Пелагея. И в упор посмотрела на ровные, подстриженные усики Ивана Николаевича. Два месяца подряд Пелагея изо дня в день училась читать. Она терпеливо по складам составляла слова, выводила буквы и заучивала фразы. И каждый вечер вынимала из комода заветное письмо и пыталась разгадать его таинственный смысл. Однако, это было очень, нелегко. Только на третий месяц Пелагея одолела науку. Утром, когда Иван Николаевич ушел на работу, Пелагея вынула из комода письмо и принялась читать его. Она с трудом разбирала тонкий почерк, и только еле уловимый запах духов от бумаги подбадривал ее. Письмо было адресовано Ивану Николаевичу. Пелагея читала: "Уважаемый товарищ Кучкин! Посылаю вам обещанный букварь. Я думаю, что ваша жена в два-три месяца вполне может одолеть премудрость. Обещайте, голубчик, заставить ее это сделать. Внушите ей, объясните, как, в сущности, отвратительно быть неграмотной бабой. Сейчас, к этой годовщине, мы ликвидируем неграмотность по всей Республике всеми средствами, а о своих близких почему-то забываем. Обязательно это сделайте, Иван Николаевич. С коммунистическим приветом Мария Блохина". Пелагея дважды перечла это письмо и, скорбно сжав губы и, чувствуя какую-то тайную обиду, заплакала.

    ПОВОДЫРЬ

Каждый день один за другим шли поезда с севера на юг. Тысячи замученных, бледных северян, изумляясь необыкновенному солнцу и нестерпимой жаре, вылезали из-под раскаленных крыш вагонов. Среди этих изумленных северян был и я. На одной маленькой промежуточной станции я сошел с поезда с небольшим своим багажом. Я бросил чемодан на платформу и присел на него, ожидая, что ко мне со всех ног бросится куча носильщиков. Я уже рассчитал, что выберу себе здоровенного загорелого парня. Однако, носильщики ко мне не бросились. Станция была почти пуста. На платформу вышел только начальник стан ции -- босой, в расстегнутой белой блузе. Он с явным недовольством посмотрел заспанными глазами на поезд, зевнул, потом снова посмотрел на поезд и вдруг с негодованием махнул на него фуражкой. Поезд, лязгая буферами, пошел дальше. Я сидел на своем чемодане, тяжело дыша от непривычной жары. Носильщиков не было. -- Товарищ, -- крикнул я начальнику станции, -- извиняюсь, товарищ. . . Есть тут носильщики? Начальник станции остановился, подтянул штаны и, видимо, только сейчас заметив меня, сказал: -- Сейчас. Одну минуту. И вошел в помещение. Через минуту он вернулся застегнутый и в сапогах и любезным тоном спросил: -- Вам чего? Носильщиков? А вот носильщики. Спят. Действительно, за углом дома лежали на животах трое ужасно загорелых мальчишек. Двое из них спали. Третий, совсем, небольшой, лет двенадцати, вскочил при виде нас на ноги. -- Чего? Вещи, что ли, нести, гражданин? -- спросил он деловым тоном. -- Вещи. . . Вот чемодан. . . Легкий. . . -- Можно, -- сказал парнишка. -- Только Палькина очередь. Спит он еще. Вы обождите. -- А ты не можешь? -- Да-а, -- сказал парнишка, -- Палька драться будет. Его очередь. Начальник станции подмигнул мне и засмеялся. -- Боятся его. Отчаянный очень подросток. И потом, желая, видимо, мне пояснить, добавил: -- Это Палька Ершов. Его тут все боятся. Очень даже отчаянный, смелый подросток. -- Я не боюсь, -- сказал парнишка, -- а только Палькина очередь. Палька Ершов лежал на животе, уткнувшись носом з землю. На грязной босой подошве его ноги было написано -- 1р. Видимо, ниже означенной цены трогать Пальку нельзя. -- Палька! -- крикнул я. -- Он не велел будить, -- сказал парнишка. -- Пущай, говорит, обождут пассажиры. Я засмеялся. Парнишка тоже засмеялся и сказал, оправдываясь: -- Палька очень отчаянный. Смелый. Он даже слепца убил. -- Как? Слепца убил? -- Слепца. Он слепца водил. А после мальчишки смеяться над ним стали. Зачем водит. . . А Палька завел слепца в поле и теку. А слепец за ним. А Палька в овраг. А слепец потонул в воде. . . Все это парнишка проговорил залпом, опасливо поглядывая на Пальку. Мне показалось, что Палька не спит. И действительно, он вдруг перевернулся, лег на спину, посмотрел на меня прищуренным глазом и зевнул. Мне показалось, что Палька и раньше не спал, а только делал вид, что спит, а на самом деле отлично все слышал. Он зевнул еще раз, ковырнул пальцем в носу и сказал лениво: -- Вещи, что ли? Куда? Я сказал. Палька вскочил на ноги, кинулся к моему чемодану и, легко взвалив его на плечи, быстро почти бегом, пошел. Я еле поспевал за ним. Палька оглянулся раз или два и надбавил шагу. Ему, видимо, доставляло огромное удовольствие гнать меня, как барана. Нестерпимая жара, пыль били меня в лицо. Я шел все медленней и медленней и, наконец, потерял Пальку из виду. Каюсь, я испугался. Я подумал, что чемодан мой пропал безвозвратно. Но на повороте дороги, в тени, под деревом, я увидел Пальку. Он сидел на моем чемодане и меланхолически сплевывал через зубы. Вид у меня, наверное, был смешной. Палька посмотрел на меня и засмеялся. -- Не бойсь, -- сказал Палька, -- не унесу. Мы несколько отдохнули, покурили и пошли дальше. -- Палька, -- спросил я, -- а верно, что ты слепца убил? -- Брешут, -- сказал Палька, гордо улыбаясь. -- Брешут мальчишки про слепца. -- С чего ж им врать? -- А я знаю?--сказал он. -- Язык без костей. Можно брехать. -- Палька, -- сказал я, еле поспевая за ним, -- верно, что ты поводырем был? Слепца водил? -- Это верно, -- сказал Палька. -- Я слепца пять лет водил. Мне матка велела слепца водить. Я, может, по всей местности его водил. Может, по всей России. А после мне скушно стало. Ребята тоже, конечно, смеяться начали. Время, говорят, теперь не такое -- слепцов водить. Не царский режим. Бросай его. Пущай подростков не эксплоатирует. Ты теперь гражданин. -- И ты бросил? --спросил я. -- Я-то?--сказал Палька. -- Бросил. Конечно. А он, шельма, чувствовал, что я его наверно брошу. Я до ветру, например, иду, а он,.шельма, дрожит, за руку чепляется. Не смей, говорит, без меня до ветру ходить. А я говорю ему: я, говорю, дяденька Никодим, сейчас, до ветру только. А он цоп за руку и не пущает... А после мне очень скушно стало его водить. И пошли мы в поле. А я говорю: я сейчас, дяденька Никодим.. . И сам за куст. Он, шельма, за мной. Я притаился. А он дрожит, шельма. -- Палька! -- кричит. -- Неужели же ты бросишь меня, стерва? --А я молчу. А он кричит: -- Я, кричит, тебе, шкету, полботинки справлю. -- А я говорю: -- Не надо, говорю, мне полботинки. Мне, говорю, босиком больно хорошо. -- А он на мой голос -- за мной. Нос у него до того чуткий, -- знает, где я. Я побежал немножко и присел у оврага. А он воздух нюхает и бежит вровень... Целый день бежали. А после мне скушно стало бежать. Я и спрыгнул в воду. А дяденька Никодим тоже, как брякнется вниз и поплыл. -- И что же, -- спросил я, -- потонул он? -- А я знаю?--ответил Палька. -- Может, он, конечно, и не потонул. Они, слепцы, живучие черти. А только мне этих слепцов очень даже скушно водить. Я завсегда их бросаю. Пущай подростков не трогают.. . Мы теперь, значит, граждане, с сознанием. Палька дотащил мой чемодан и, получив рубль, не прощаясь, бросился назад.

    ФОМА НЕВЕРНЫЙ

Фома Крюков три года не получал от сына писем, а тут, извольте -- получайте, Фома Петрович, из города Москвы, от родного сына пять целковых. "Ишь ты -- думал Фома, рассматривая полученную повестку. -- Другой бы сын, небось, три рубля отвалил бы и хватит. А тут, извольте -- пять целковых. При таком обороте рублишко и пропить можно". Фома Крюков попарился в бане, надел чистую рубаху, выпил полбутылки самогона и поехал на почту. "Скажи на милость, -- думал Фома дорогой, -- пять целковых! И чего только не делается на свете! Батюшки-светы! Царей нету, ничего такого нету, мужик в силе... Сын-то, может, державой правит. .. По пять рублей денег отцу отваливает... Или врут люди насчет мужиков-то? Ой, врут! Сын-то, может, в номерных в гостинице служит!" Фома приехал на почту, подошел к прилавку и положил извещение. -- Деньги, -- сказал Фома, -- деньги мне от сына дополучить. Кассир порылся в бумагах и положил на прилавок полчервонца. -- Так! -- сказал Фома. -- А письма мне сын не пишет? Кассир ничего не ответил и отошел от прилавка. "Не пишет,--подумал Фома. -- Может, после напишет. Можем ждать, если, скажем, есть деньги". Фома взял деньги, посмотрел на них с удивлением и вдруг стукнул ладонью по прилавку. -- Эй. дядя!--закричал Фома.--Каки деньги суешь-то, гляди?! . -- Какие деньги? -- сказал кассир. -- Новые деньги... -- Новые? -- переспросил Фома. -- Может, они, это самое, липовые, а? Думаешь, выпившему человеку все сунуть можно? Знаки-то где? Фома посмотрел на свет, повертел в руке, потом опять посмотрел. -- Ну?-- с удивлением сказал Фома. -- Это кто там такой есть? Изображен-то... Не мужик ли? Мужик. Ей-богу, мужик. Ну? Не врут, значит, люди. Мужик изображен на деньгах-то. Неужели же не врут? Неужели же мужик в такой силе? Фома снова подошел к прилавку. -- Дядя, -- сказал Фома, -- изображен-то кто? Извини за слова... -- Уходи, уходи!--сказал кассир.--Получил деньги и уходи к лешему... Где изображен-то? -- Да на деньгах! Кассир посметрел на мужика и сказал, усмехаясь: -- Мужик изображен. Ты, ваше величество, эаместо царя изображен. Понял? -- Ну?--сказал Фома. -- Мужик? А как же это я, дядя, ничего не знаю и ничего не ведаю? И землю пахаю. И все у нас пахают и не ведают. Кассир засмеялся. . -- Ей-богу, -- сказал Фома. -- Действительно, подтверждают люди: деятели, говорят, теперь крестьянские. И крестьянство в почете. А как на деле, верно ли это или врут люди -- неизвестно... Но ежели на деньгах портрет... Неужели же не врут? -- Ну, уходи, уходи, -- снова сказал кассир. -- Не путайся тут. -- Сейчас, -- сказал Фома. -- Деньги только дай спрятать, с портретом, ха... А я, дядя, имей в виду, царей этих самых и раньше не любил... Ей-богу. .. Фома с огорчением посмотрел на сердитого кассира и вышел. "Скажи пожалуйста, -- думал Фома, -- портрет выводят... Неужели же мужику царский почет?" Фома погнал лошадь, но у леса вдруг повернул назад и поехал в город. Остановился Фома у вокзала, привязал лошадь к забору и вошел в помещение. Было почти пусто. У дверей, положив под голову мешок, спал какой-то человек в мягкой шляпе. Фома купил на две копейки семечек и присел на окно, но, посидев минуту, подошел к спящему и вдруг крикнул: -- Эй, шляпа, слазь со скамьи! Мне сесть надо... Человек в шляпе раскрыл глаза, оторопело посмотрел на Фому и сел. И, зевая и сплевывая, стал свертывать папироску. Фома присел рядом, отодвинул мешок я стал со вкусом жевать семечки, сплевывая шелуху на пол. "Не врут, думал Фома. Почет, все-таки, заметный. Слушают. Раньше, может, в рожу бы влепили, а тут слушают, пугаются. Ишь ты, как все случилось, незаметно приключнлось.. . Скажи на милость. .. Не врут". Фома встал со скамьи и с удовольствием прошелся по залу. Потом подошел к кассе и заглянул в окошечко. -- Куда?--спросил кассир. -- Чего куда? -- Куда билет-то, дура-голова? -- А никуда, -- равнодушно сказал Фома, разглядывая помещение кассы. -- Могу я посмотреть внутре кассу, ай нет? -- А никуда, -- сказал кассир, -- так нечего и рыло зря пялить. -- Рыло?-- обиженно спросил Фома. -- Кому говоришь-то? -- Ишь пьяная морда!--сердито сказал кассир. -- Тоже в окно глядит. . . Чорт серый... Фома нагнулся к окошечку и вдруг плюнул в кассира и быстро пошел к выходу. Фому схватили, когда он отвязывал лошадь. Он вырывался, кричал, пытался даже укусить сторожа за щеку, но его неумолимо волокли к дежурному агенту. Там, слегка успокоившись, Фома пытался что-то объяснить, размахивал руками, вынимал из шапки деньги и предлагал агенту взглянуть на них. Но агент, ежесекундно макая перо в пузырек, писал протокол об оскорблении действием кассира при исполнении служебных обязанностей. И еще о том, что Фома, находясь явно в нетрезвом виде, ел в закрытом помещении семечки и плевал на пол. Фома поставил под протоколом крестик и, вздыхая и дергая головой, вышел из помещения. Отвязал лошадь, сел в телегу, достал из шапки деньги и посмотрел на них. Потом махнул рукой к сказал: -- Врут, черти... И погнал лошадь к дому.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar