Меню
Назад » »

Логос (892)

Тверь

Тверь — губ. гор., при впадении рр. Тверцы и Тьмаки в Волгу, по обоим берегам этих рек; ст. Николаевской жел. дор.; пристани на Волге и Тверце, пароходство. Площадь города 866 дес. Т. уже в XIII и XIV вв. считалась людным городом. В начале XVII в. в Т. жило более 1800 семейств, т. е. около 10000 жителей; после «литовского разорения» город опустел и в 1626 г. в нем было «тяглых, бродящих и бобылей» всего 275 д. муж. п. В 1685 г. жит. было 4582, в 1783 г. — 15095, в 1830 г. — 17670, по однодневной переписи 15 февр. 1869 г. — 38974, 27 января 1897 г. — 53477 (28627 мжч. и 24850 жнщ.). Главная масса жителей города — русские и православные. Жилых зданий 3764, из них 1044 каменных. Церквей православных 31, все, исключая 1, каменные, из них 3 домовые; единоверческая црк. 1, рим. кат. 1, лют. 2 (1 домовая). М-рей православн. два, 1 мужской и 1 жен. Мужской Отроч. м-рь основан в 1265 г.; в 1531-53 гг. здесь жил в заточении Максим Грек, в 1569 г. — св. Филипп, митрополит московский, здесь же и задушенный Малютой Скуратовым; в 1759-61 гг. архимандритом монастыря был св. Тихон Задонский. В Преображенском соборе (1689) мощи св. благоверного кн. Михаила Тверского. Троицкая, что за Тьмакою, црк., построенная в 1564 г., сохранила свой древний вид, утварь, тайники между сводов. Императорский дворец, прекрасной архитектуры (1763), ныне занят квартирой губернатора и помещением Т. музея. Промышленность. Фабрик и заводов, в 1898 г. было 156; из них более крупные: бумагопрядильная, ткацкая и ситцевая мануфактура Морозовых, с 8198 рабоч, и производством на 16514 тыс. руб., такая же фбр. Берга (1459 рабоч, и производство 2686 тыс. руб.), 1 свече-восковой епарх. зав. (на 594 тыс. р.), паровые мельницы, вагоностроительный зав., пароходная верфь, лесопильные заводы и др. В затверецкой части — кустари-кузнецы (промысел процветал до проведения железной дороги); в той же части города и в Заволжье женщины-мещанки занимаются вязанием чулок и варежек из шерсти. Торговля значительна, особенно хлебная; торговых предприятий в 1898 г. считалось 617, с оборотом свыше 10000000 руб. Отделение государственного банка, общество взаимного кредита, городской общественный банк, гор. ломбард, агентства земельных банков московского и СПб.тульского. В 1899 г. на пристанях Т. разгружено товаров 25837 тыс. пд., главным образом дрова и лесные материалы (87%), затем хлеб, соль, металлы и нефть. Вниз по Волге от Т. срочное пароходство; в 1899 г. отправлено 279 пароходов. В том же году по Николаевской жел. дороге отправлено грузов 4076 тыс. пуд. (лес, хлеб, дрова, мануфактурные товары и др.), разгружено 942000 пд. (хлеб, нефть, хлопок и др.). Учебные заведения (1898-99 гг.): мужская и женская гимназия, реальное училище, кавалерийское юнкерское, духовная семинария, женская учительская школа П. П. Максимовича. Начальных школ 16, с 1877 учащ. (1148 мал. и 729 дев.). Библиотек, книжных лавок 8, газет 2. Отд. Имп. моск. сел. хоз. при нем склад орудий, семян и т. п. Больниц 10 на 296 кроватей; аптек 4. Водопровод (вода из Волги загрязнена и нездорова), газовое освещение; мощеных улиц 22 вер.; постоянные мосты через Волгу, Тверцу и Тьмаку. Телефон (городской, с Петербургом и Москвой). Бюджет города на 1901 г. исчислен в 281157 руб. (на город. управление — 10%, народное образование — 9%, медицинскую часть — 6%).

История. Первое косвенное упоминание о Т. заключается в сохранившейся доныне уставной грамоте новгородского кн. Всеволода Мстиславича, относящейся к 1135 или 1139 гг. и содержащее в себе постановления относительно взимания пошлин с «тверских гостей». При Андрее Боголюбском во время одного церковного торжества совершилось исцеление какой-то боярыни из Т. Великий князь Всеволод Юрьевич. разорив Торжок, основал в 1181 г. на устье реки Тверцы «Твердь». В 1208 г., когда новгородцы воевали с суздальским вел. князем Всеволодом, о Т. упоминается, как о средоточии верхнего Поволжья, входившего в состав Суздальского княжества. Татары, во второе свое нашествие на Русь в 1237-38 гг. «Тферь взяша, в ней же сына Ярославля убиша». Т., благодаря своему выгодному географическому положению. быстро окрепла и выделилась около 1241-43 гг. в самостоятельное княжество. Утратив свое политическое значение (1485), Т. до начала XVII в. была богатым, торговым городом, хотя много раз страдала от неприятельских нашествий, голодовок, мора, наводнений и пожаров. В 1485 г. она была разорена при взятии ее Иоанном III, в 1570 г. попутно разграблена опричиной Иоанна IV, шедшего на Новгород. Начиная с 1609 г. Т. сильно терпела от поляков (литовское разорение), так что в 1629 г. в городе было 11 заброшенных церквей и монастырей и 1450 пустых домов. После пожаров 1763 и 1773 гг. город был возобновлен на субсидию от казны по плану, утвержденному императрицей Екатериной II. Губернским городом Т. назначена в 1775 г.

Тверской уезд расположен в южн. части средней полосы Т. губ., по течению Волги и ее притоков Тьмы, Тверцы и Шонии. Площадь у. — 3505,1 кв. в. или 365114 дес. Большая часть уезда, а именно С и СВ, представляет собою равнину, Ю и ЮЗ — возвышенную местность, отдельные пункты которой достигают 700-840 фт. (сел. Бурашево, Щербинино, Гнилицы, Турово и др.). Поверхность у. почти сплошь затянута наносами и только в русле Волги, при пересечении ее Николаевской жел. дор., открыты выходы коренной породы (выступы горного известняка с Cidaris, Rossicus и неясными отпечатками Productus). Самые нижние горизонты дилювиальных насосов состоят из синевато-красной глины, выше которой лежит буровато-красная песчанистая глина, покрытая мощными желтыми песками. По рекам являются пески аллювиальные. Почва по рр. Волге и Тьмаке песчаная и глинистая, пограничные с Новоторжским у. поля усеяны мелким булыжником, а прилегающие к Старицкому у. — крупным дикарем (частью идущим на постройки), в других местах плодородный слой (до 2 врш. толщиной) лежит на иловатой земле и на подзоле. Лучшие почвы — поймы по pp. Шоше, Тьме и отчасти по Волге. Воды. Волга пересекает у., на всем протяжении (92 в.) судоходна, у гор. Т. ее пересекает Никол, жел. дор., в гор. Т. — постоянный мост. В пределах Т. у. в Волгу впадает: Тьма с Шосткой, Тьмака, Тверца с Кавою и Оршей (Ворша), последняя служит одним из истоков Петровских озер, Шоша (65 в.), по берегам последней прекрасные заливные луга и лучшие земли уезда. Берега pp. Т. у. густо заселены, по ним расположены 403 селения, 193 поселка, население которых составляет 55% (а вместе с гор. Т. -70%) всех жителей уезда. Озер в Т. у. 14, из них 7 — Оршинские (Воршинские) — принадлежат к группе Петровских оз., из остальных самое значительное Святое — среди Васильевских болот. Болота расположены главным образом на СВ уезда, сюда заходит часть Петровских озер (11500 дес.), Васильевское — торфяное (8000 дес.), Кулицкое (1600 дес.); на Ю уезда болота Дудинское и по р. Инюке. Торф в Т. у. высокого качества, но пока мало разрабатывается. Леса занимают 21% площади уезда (96 т. дес.), их более всего на Ю; на СЗ — по р. Тверце (сосновые) и Тьме. Климат довольно суровый; средн. годовая температура города Т. +3,9°, осадков 507,6 мм., утренники в мае и заморозки в авг. нередки; Волга в гор. Т. в среднем свободна от льда 214 дней. Население (1897 г.). Жит. 168686, из них в гор. Т. 53477 и 115209 в уезде, в том числе 50764 мжч. и 64445 жнщ.; значительный перевес мужского пола над женским объясняется сильным отходом мужчин на сторону. На 1 кв. вер. приходится 48 жит.; по густоте населения Т. у. занимает первое место среди уездов Т. губ., если же исключить из расчета гор. Т., то на 1 кв. в. придется 33 жит. и тогда гуще населенными являются уу. Кашинский, Калязинский, Зубцовский, Старицкий, Ржевский и Бежецкий. Население распределено внутри Т. у. крайне неравномерно; плотнее заселены Ю и В, слабее — С и З, хотя и в сев. части уезда есть местность (с. Васильевское с окрестными селениями, в 13-14 в. от гор. Т.), где на расстоянии 1-2 вер. живут свыше 5000 чел. (центр гвоздарного производства). Коренное население Т. у. — великорусское и православное; карелы, некогда жившие на С уезда, совершенно обрусели. Населенных мест 990, в том числе 1 город, 631 крест, селение и 358 других поселков (погостов, усадеб и проч.). Землевладение. Из 359214 дес. учтенных земель принадлежало в 1890 г. крестьянам в наделе — 215471 дес., им же в личном владении — 36647 дес. (в 1875 г. им принадлежало 23816 дес.), казне — 22746 дес., уделу — 858 дес., гор. Т. — 2956 дес., Т. губ. Земству — 741 дес., церквам и монастырям — 6464 дес., частным владельцам — 77657 дес., в том числе дворянам — 56602 дес. (к 1897 г. дворянское землевладение сократилось до 49939 дес.; в 1865 г. оно составляло 101953 дес.), купцам — 6198 дес., торговопромышл. Предприятиям — 7791 де., мещанам — 1975 дес., прочим владельцам — 765 дес. Земледелие. Культурных земель в Т. уезде 89827 дес., кормовых 144898 дес., лесных 75921 дес., неудобных 48568 дес. Культурные земли состоят из земель усадебных — 7111 дес. и пашни — 82716 д. (2189 дес. запущенной), кормовые — из сенокосов заливных 6298 дес., простых 105849 дес. и выгонных земель 32751 дес. За последние 50 лет пашня сократилась на 12%, леса — на 40%; увеличилась площадь кормовая. Приемы хозяйства у крестьян большей частью рутинные; плужная вспашка начала развиваться только за последние 20 лет; в настоящее время в у. имеются до 1000 плугов. Крестьяне сеют рожь, овес, ячмень, картофель и лен. Средние урожаи: ржи 48,1 мер с 1 дес., овса — 80,1, ячменя — 54,2, картофеля — 424, льна — 22 м. Населению не хватает ржи в годы среднего урожая до 21 тыс. четвертей, что отчасти дополняется картофелем, отчасти покупным хлебом. В 1899 г. у крестьян было лош. 18840, крупн. рогат. 29368 гол., мелкого 35664. Безлошадных семей 9,5% (в 1890 г. их было 16,6%). Частновладельческое хозяйство в общем неудовлетворительно: из 220 имений хозяйство ведется только в 135, остальные сдаются крестьянам. Из 135 хозяйств многополье введено в 65, в остальных — трехполье. Под посевом 5196 дес., из них под рожью — 1086 дес., овсом — 899, ячменем — 280, картофелем — 248, льном — 191, гречкой — 57, горохом — 37, кормовыми травами — 1114, другими растениями — 10, под паром — 1274 дес. Обработка и удобрение на частновладельческих землях лучше крестьянских, а потому и урожайность выше процентов на 30. У частных владельцев лош. 1003, крупн. рогат. скота (не считая молодого) 2637 гол. В некоторых, особенно пригородных, имениях ведется огородное и тепличное хозяйство; многие из хозяев перерабатывают молоко в сыр и масло (с-цо Козлово). Промыслы в Т. у. существуют исстари: в описании уезда конца XVIII в. упоминается, что крестьяне целыми селениями занимались тем или иным промыслом (гвоздарным, бондарным, извозом и др.). С проведением жел. дороги, ямщина по Пет.-Моск. шоссе совершенно прекратилась, вместе с тем сократился и гвоздарный промысел. В настоящее время местными промыслами занято около 9 т. чел. (в том числе до 3 т. кустарей): делание папиросных гильз (до 1500 чел., преимущественно женщины), извоз (1185, крестьяне пригородных селений), поделки из дерева (дрань для крыш, шторы, бондари, берд и др.), гвоздарный промысел (с. Васильевское с окрестными деревнями — 440 чел.) плетение сетей (673), гончарный промысел, сельскохоз. работы. Паспортов в 1899 г. выдано 39468; по ним отлучились 25761 мжч. и 13707 жнщ. Уходят на фабрики в Тверь (9 т.), в Петербург — дворники, торговцы, извозчики и на фабрики (5 т.), в Москву — прислуга, извозчики и на фабрики (3 т.), остальные на Волгу и на работы по жел. дор. В 1899 г. крестьяне Т. у. прислали по почте на родину 23839 денежных пакетов на сумму 317986 руб.. Фабрик и заводов (1898) 54, с 2339 рабочими и производством на 2500 т. руб.; из них более значительны 1 ткацкая фабр. (1395 т. р.), лесопильные, кожевен., кирпичи., гильзовые и 2 винокуренных (в 1899-1900 г. выкурено 3177 т. градусов спирта). Торговля исключительно местная; торговых заведений 354, их оборот около 1500 т. р. Пути сообщения. Никол, жел. дор. пересекает Т. у. на 72 вер.; судоходство по pp. Волге, Тверце и Шоше (сплав леса к ст. Давидово, Московской губ.). Движение грузов (1899 г.): по Никол. жел. дор. отправлено 5650 т. пд. (мука, дрова и лес), получено 6760 т. пд. Главным образом работает ст. Тверь (хлеб и нефтяные продукты); часть грузов из Т. у. отправляется через две крупные станции, расположенные близ границ уезда — Новоторжскую (Новоторжского у.) и Завидово (Клинского у. Москов. губ.). С пристаней Т. у. (почти исключительно с Тверской) отправлено 715 судов и 30 плотов с грузом в 860 т. пд., разгружено с 1671 судов 5094 т. пд. и 47700 плотов в 20743 т. пд. (дрова и лес). По Шоше прибыло к Завидову (в Клинском у.) грузов свыше 4300 тыс. пуд. (лес), частью из пределов Т. у. Врачебное дело. В Т. у. 7 земских больниц, в которых лечилось в 1899 г. 2998 больных, кроме амбулаторных (49030); в с. Бурашеве — колония для душевнобольных, содержимая губ. земством. Школ (1899-900) было: городских 8, министерских 3, земских 99, частных З. црк. приход. 20, школ грамоты 17, всего 150; учащихся 11938 (8478 мальч. и 3460 девоч.); в с. Бурашеве шк. пчеловодства и низшая сельскохозяйственная 1-го разряда. Из 492 новобранцев призыва 1899 г. грамотных было 466 (94,7%). Земский бюджет (1900 г.). Расходы исчислены в 257815 р., из них на губернские надобности 37948 р., на медицину — 66721 р., на народное образование — 79288 р.

Д. Рихтер.

Творчество

Творчество — в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не составляет отличительного свойства русского языка. Др. греч. poihsiV имело специальное применение к области словесного. В зап. европейских яз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung), в различных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. отвечает нем. Schaffen (dichterisches Sch.), франц. invention (не в смысле только изобретения), genie createur и т. п. Термин invention уже в лат. яз. (inventio) выражал понятие сочинять, творить и в области риторики (трактат Цицерона «De inventione») и в поэтиках Возрождения оно имело специальное значение — композиции, сочинения, вымысла, прикрась («belle invenzioni» у Торквата Тассо, «Discorsi dell'Arte роеtica»). Различение Т. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений, т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в приемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля к различному обозначению 3 основных свойства разума: созерцательного, действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср. Em. Egger, «Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs», 1887). Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, — стало быть, при несколько внешнем понимании термина, — Аристотель все же дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т., как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного, при отожествлении истины и красоты. В настоящее время принято различать двоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное — и продуманное, сознательное, художественное; первое характеризует по преимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства, а второе относится к области высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т. характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в противоположность Т. индивидуальному и сознательному. Последний эпитет имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов творчестве. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет места для творческой мысли и является то, что принято называть сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли представляется сложным и далеко еще не решенным вопросом. В житейском смысле «сознание» понимается по преимуществу как оценка значения — и с этой точки зрения Белинский, по прочтении «Бедных Людей» Достоевского, мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. С психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психической жизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе о сознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая или меньшая координация различных функций психического организма человека. Затем вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческого вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философов древности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двух различных мнений о сущности Т., который поддерживаются поныне представителями разных миросозерцаний. Великолепное описание поэтического экстаза, данное Платоном в «Федре», в связи с теорией о предсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков плоти, чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину — представляется основой позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в мире реальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т. бессознательном или интуитивном. Аристотель, останавливаясь на определении искусства, как подражании природе (определении, между прочим, высказанном и Платоном), является представителем более реалистического понимания процессов Т. С этой точки зрения Т. сводится к простой комбинации данных нашего сознания, восприятии внешнего мира. Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философских учении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решением метафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т. входит в круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессах мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к определению сущности творческого акта (опыт циркулярного опроса современных писателей по этому вопросу см. в «Аnnee psychologique», ч. 1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное, по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическом аффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясь проникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости) собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательно выливались психические состояния, предшествовавшие окончательному воплощению творческого замысла, разлагая последний на его составные части и подвергая оценке произведение в его целом. Если, по проверке, всякое «новое слово» художника и мыслителя имеет лишь относительное значение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т., если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе об отношении сознательной и бессознательной душевной деятельности первоисточник Т. характеризуется бессознательностью и непроизвольностью, то во всяком случае акт Т. есть процесс прояснения нашего сознания, продукты Т. — показатели расширение горизонта сознания, и «новыми» они представляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему сознанию. «Человеческий ум — замечает Сеаль (Grabriel Seailles, „Essai sur le genie dans l'art", П., 1897) — не есть простое зеркало, отражающее природу... Он не получает своих познаний, а приобретает их; не подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances, il les cree)». В этом смысле, Т. е. по отношению к индивидуальному сознанию, Т. вполне законно приобретает широкое применение, и если Алексей Толстой — тот из наших поэтов, который всего резче высказался против придания слишком безусловного значения художественному Т., — возражал против мнения, что художник — создатель своих творений, то им же вполне верно сказано:

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.

В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого — основные атрибуты Т.

О. Батюшков.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar