Меню
Назад » »

Логос (869)

Строфа

Строфа (от греч. strojh — поворот — часть торжественного шествии хора в греческой трагедии) — определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха — versus — означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин — меньшей (стопа), в стихе, и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С. наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть «периода», подвигаясь обратно — вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха — третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы, даже при утонченной чуткости древних к размеру, очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным — напевом. От греческой хоровой торжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов — Stollen — и третьего — Abgesang. Уже из понятия С., как ритмического целого, следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не может считаться С., если она не производит того же впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстиший стихотворение Некрасова «Нейди просторной дорогой торной» (из «Кому на Руси жить хорошо») — на самом деле состоит из шестистиший, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще в точное понятие С. должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифм мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла, отсутствие одного из этих условий делает С. отличной от других и позволяет соединить ее с другой; так, в «Весне» Тютчева, в «Недоноске» Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно в восьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в «Песне о колоколе») где одинаковые С. монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в «Женихе» Пушкина. Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла. Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых поэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела: античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют также много внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишие из двустопных ямбов «особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности»; четверостишие из трехстопных трохеев «дышит проникновенным благоговением и жаждой покоя». Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для «выражения решительной силы, категорического приказания, сжатого поучения» и т. п. На античных С. наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов ( — И — И — И И — И — И) и одного адония ( — И И — И), алкеева, асклепиадова, гликонова (три — И — И И — И И и один — И — И И — И), и классическое элегическое двустишие (гексаметр — пентаметр). К формам романским относятся: двустрофное рондо, октава или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина, триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев с рифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С. употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой в первом и всех четных стихах: аа, еа, са, da, еа и т. д.), происшедшая из персидского четверостишия (ааеа), и макама. Среди этих форм некоторые уклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишь потому, что все-таки представляют собой более или менее традиционное соединение стихов под известным названием. Другие, столь же употребительные С., не имеющие названий, не находят особого места в теории; таковы, напр., рифмованные двустишия («Саша», Некрасова, «Морская царевна» Лермонтова) и др.

Л. Горнфельд.

Струве Петр Бернгардович

Струве (Петр Бернгардович) — публицист, внук астронома В. Я. С.; род. в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете спб. унив. выпустил книгу: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (СПб., 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с средины 1890-х годов господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих «Заметках», характера полемического, С., объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма «социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе» и имеющему «два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории и 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах». По мнению С., идеалы создаются действительностью, а не действительность — идеалами; нравственность, право и общественные фирмы являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, С. утверждал, что этот фазис должна пережить и Россия, что «отделение обрабатывающей промышленности от земледелия» (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеливание части крестьянства и разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, С. закончил свои «заметки» призывом: «признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». Уже в первом своем труде, однако, С. признал теорию экономического материализма философски не обоснованной и фактически не проверенной. В силу этого признания. С., при свойственном ему нервном искании истины, не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, С. вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в «социальных противоречиях» движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая замётка С. о Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения («Мир Божий», 1900 г., № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в тоже время общеобязательного морально-общественного идеала, С. признает необходимость «создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах». Недавно еще восклицавший: «вперед, наука!» (т. е. экономический материализм), он заканчивает свою последнюю замётку призывом: «назад к Лассалю»! Под редакцией С. вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями. Из журнальных статей его особенно выдаются: «Австрийское крестьянство и его бытописатель» («Вестн. Европы», 1893, № 7); «Немцы в Австрии и крестьянство» (там же, 1894, № 2); «Основные понятия политической экономии» («Мир Божий», 1896, № 2); «Свобода и историческая необходимость» («Вопросы философии и психологии», 1897, № 1); «Еще о свободе и необходимости» («Новое Слово», 1897); «Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии» (там же, за подписью С. Т. P.). С марта по декабрь 1897 г. С. был фактическим редактором «Нового Слова» (вместе с М. И. ТуганомБарановским), в котором вел внутреннее обозрение («Текущие вопросы внутренней жизни»), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей «На разные темы», между прочим, и критико-литературные. В 1899 г. С. был фактическим редактором (также вместе с М. И. Туган-Барановским) журнала «Начало», в котором вел внутрен. обозрение и напеч. ст. «Попытки артельной организации крепостных крестьян». После закрытия «Начало» С. стал писать в «Мире Божьем» («Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в.», 1899 и др.), в «Жизни» («К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии», 1900) и в «Северном Курьере» («Усложнение жизни», «Высшая ценность жизни» и др.). С. поместил также ряд ст. в «Arch. f. soz. Gesetzgebang und Statistik» Брауна (важнейшая «Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung», 1899), в «Neue Zeit» («Zwei unbekannte Aufsatze von K. Marx aus d. 40 J.», 1896) и в «Sozial polit. Zentralblatt» (позже «Soz. Praxis»), в последнем статьи об экономич. развитии в России. В настоящем словаре С. поместил ст. Заработная плата, Картели, Лассаль, Маркс, Рабочий класс и др.

Ступа

Ступа (санскр. Stupa-s = хохол, макушка, мавзолей) — один из главнейших и древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии. На священном языке буддистов — пали — С. называется thupa. С. часто неправильно отожествляют с дагобами (измененное палийск. dhatugabbha, санскр. dhatugarbha). В действительности дагоб является только частью С. и представляет собой самую гробницу или раку, в которой положены священные останки. Так как большая часть С. воздвигнута над такими останками, то они могут быть названы также и дагобами. Но не все С. заключают в себе подобные останки; некоторые воздвигнуты просто как памятники, на месте каких-нибудь замечательных событий. Так напр. около Бенареса стояла С. на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Вполне правдоподобно общепринятое мнение, что С. были первоначально могилами знаменитых лиц. Указания на это встречаются в разных памятниках индийской литературы. Внешний вид С. также обличает ее родство с могильной насыпью. Купол С. отвечает самой насыпи, решетка вокруг — загородке или кругу из камней вокруг могилы, верхушка С. — столбу или колонне над могилой. Обычный вид С., какими они являются в Санчи и Бхархуте— четырехугольное или круглое основание, с решеткой вокруг или без нее. На этом основании возвышается купол, увенчанный ступенчатой опрокинутой пирамидой, которая соединяется с куполом короткой шейкой. Все это покрыто навесом или двумя навесами один над другим, увешанными гирляндами и флагами. Дагоб в пещерном храме Карли, С. на острове Цейлоне и древнейшие чайтья в Непале имеют такой же вид. Немногие сингалезские дагобы имеют купол в виде колокола; самая частая форма — водяного пузыря, прикрытого тремя навесами: один — богов, второй — людей, третий — полного избавления или Нирваны. Буддисты придают символическое значение С. и ее частям. Два, три, пять, семь, девять, тринадцать навесов над С. и ступени опрокинутой пирамиды отвечают делениям вселенной. Некоторые С. являются символами горы Меру. Наиболее сложный С. (в роде Боро-Бодур на о-ве Яве или Менгьюна в Бирме), с их многочисленными террасами, представляют собой, по-видимому, смешение дагоба с башнями Прасада (Prasada), также отличающимися сложностью устройства. Когда Индию посетил китайский путешественник Хуэн Цзанг (в VII в. по Р. Хр.), он видел в ней множество дагобов и С., от которых теперь остались только развалины. Уже в его время многие из этих святынь начинали приходить в упадок. Так огромная ступа в Пешауре трижды уже была попорчена пожаром до приезда Цзанга в Индию. Эта С. и С. в Маникиале (Manikiala) относятся к эпохе царя Канишки. Древнее, по преданию, С., воздвигнутые близ Пушкалавати и приписываемые Ашоке. По преданию, общему обоим делениям буддийской церкви, Ашока выстроил 84000 С. или вигар по всей Индии. С. посвящались не только памяти людей, но и священным книгам: в Матхуре есть С., посвященные Винае-питакам, Сутрам, Абхидхарме и т. д. Самая древняя и знаменитая С. на Цейлоне — Магатхупа (Mahathupa), выстроенная над отпечатком ступни Будды, к С. от Анурадхапуры, и имевшая, по словам китайского путешественника Фа Хьяна,. 300 локтей выш. Ср. «Manual of indian buddhism» Керна в III т. (вып. 8) Бюлеровского «Grundriss der indo-arischen Philologie» (Страсбург. 1896); Fergusson, «History of Indian Architectore» (Л., 1876); Fergusson and Burgess, «Cave temples of India» (Л., 1880); Burgess, «Buddhist Stupas of Amaravati and Jaggayyapeta» («Archeological Survey of India», №3); Smither, «Architectural Remains, Anuradhapura»; Grunwedel, «Buddhistische Kunst in Indien» (Б., 1893).

С. Б-ч.

Ступор

Ступор (stupor) или оцепенение — представляет задержку двигательной иннервации психического происхождения, и принадлежит к проявлениям помешательства. При этом больной малоподвижен или даже совсем неподвижен, как бы застывая в принятом случайно положении. Болевые раздражения не производят впечатления на больного, по крайней мере не вызывают никакой реакции. Естественные отправления совершаются неправильно. Голод и жажда так же не удовлетворяются по собственному почину, но при искусственном кормлении сопротивления не встречается. Больные не говорят и не отвечают на вопросы, вообще, по-видимому, не обращают внимания на то, что кругом делается; выражение лица тупое, взгляд устремлен в пространство. Подобные ступорозные состояния наблюдаются при разнообразных формах душевного расстройства— при меланхолии, при остром галлюцинаторном помешательстве, при истощении после тифа, при помрачении сознания после угара или после самоповешения, после испуга и др. Благодаря сочетанию с другими симптомами, смотря по условиям развития, картина не всегда одинакова, и вообще это состояние не выделяется в самостоятельную форму болезни. Оно длится иногда несколько часов или дней, иногда недели подряд. Сознание во время С. бывает ослаблено, но не совсем потеряно, и больные иногда сохраняют воспоминание о том, что они испытывали.

П. Р.

Стюарты

Стюарты — старинный шотландский дом, из которого произошел ряд шотландских и английских королей. Название С. (англ. Steward, шотл. Stuart) принадлежало потомкам Вальтера, достигшего при дворе шотландского короля Малькольма III, в XI в. "звания майордома. Граф Вальтер С. женился в 1315 г. на Майории, дочери шотландского короля Роберта I Брюса, и был отцом Роберта II С., управлявшего Шотландией с 1370 до 1390 г. Вся история дома С. — неустанная борьба королевской власти с феодальным дворянством, борьба, гибельная для королей. Преемник Роберта II Роберт III (1340 — 1406), вследствие слабости здоровья и неспособности и управлению, передал власть своему младшему брату герцогу Альбани, Александру. Двое старших сыновей Роберта III умерли (из них Давид — голодной смертью в тюрьме), а после смерти Роберта (4 апр. 1406 г.) регентом сделался Мердох, сын Александра, герцог Альбанский. Маленький Иаков I попал в плен к королю английскому Генриху IV, но в 1424 г. был освобожден и вступил на престол Шотландии (1424 — 1437). Его правление — одно из лучших в Шотландии; но он был зверски зарезан шотландскими баронами. Преемник его, Иаков II (1437-1460), боровшийся всю жизнь с гордыми вассалами, приверженцами дома Дугласов, был убит при разрыве пушки. Его сын и преемник, Иаков III (1460-1488), продолжая борьбу с восставшими баронами, погиб во время битвы при Стирлинге, заколотый неизвестной рукой, Иаков IV (1488-1513) женился на Маргарите, дочери английского короля Генриха VII; был одним из популярнейших королей Шотландии; пал в битве с англичанами, при Флоддене. Несчастия преследовали и его сына, Иакова V (15131542), упорного и энергичного, в котором дворяне по прежнему видели своего опасного врага. Обуздав их, он пытался осуществить традиционную политику Шотландии относительно Англии: поддерживая союз с Францией, Иаков V женился на дочери Франциска I, Магдалине Валуа, а после ее смерти вступил в брак с французской принцессой Марией Гиз. Покинутый баронами в решительную минуту, во время нападения на Англию, потеряв обоих сыновей, он сошел с ума и умер, оставив родившуюся за несколько дней до его смерти дочь Марию С. (1542-87), низложенную с престола и казненную в Англии королевой Елизаветой. Ее сын Иаков VI или I-й (для Англии) был королем Англии, Шотландии и Ирландии (1603-1625). Царствование С. в Англии было тяжелым временем для страны. Они принесли с собой свою шотландскую политику, стремясь установить королевский абсолютизм, что противоречило политическим традициям Англии. Для осуществления своих абсолютистических теорий С. соединились с «высокой церковью», поддерживали англиканизм против пуританства, боролись, как и в Шотландии, против аристократии и народа за права короны. Ослабив тайный совет, С. усилили деятельность звёздной палаты и верховной комиссии. Покушение их на старинные права Англии и ее законное государственное устройство вызвало сложную оппозицию, которая разразилась при втором С. Карле I (1625-1649) и привела короля к эшафоту. Дочь Иакова I Елизавета (1596-1662) была замужем за богемским королем Фридрихом V Пфальцским и всю жизнь скиталась в изгнании. Сын Карла I, Карл II (1630-1685), после тяжелых испытаний и разнообразных приключений, возобновил борьбу между королевской властью и парламентом и был совершенно чужд Англии. Союз с высокой церковью при нем стал еще крепче. Законных детей он не имел (из побочных известен в истории герцог Монмут) и престол перешел ко второму сыну Карла I, Иакову II (1685 — 1688), фанатическому католику, последнему королю из дома С. У него были две дочери: Мария, вышедшая замуж за своего двоюродного брата Вильгельма III Оранского, и Анна, бывшая замужем за Георгом Датским. Когда распространился слух о рождении у Иакова сына, произошла вторая революция; Иаков был изгнан, и на престол была возведена Мария (1662-1695) с Вильгельмом III. Преемницей Вильгельма III была Анна (1702-1714). Якобиты мечтали, однако, о восстановлении изгнанной династии. Сын Иакова II был признан Францией, Испанией и папой королем Англии, под именем Иакова III (1688-1766), а в Англии его объявили государственным изменником. Его попытка овладеть престолом в 1715 г. окончилась неудачей. Женившись на Марии Собесской, он имел сына Карла Эдуарда (1720-1788), так назыв. «юного претендента» на английский престол, неудачно пытавшегося вернуть престол сначала отцу, потом себе (1746). Он был женат на принцессе Луизе Штольберг-Альбани, которая его бросила; брак их был бездетен. Дом С. прекратился в 1807 г., со смертью внука Иакова II, Генриха Бенедикта, умершего в сане кардинала. Ср. Baughan, «Memorials of the S. dynasty» (Л., 1831); Campana de Cavalli, «Les derniers S. е Saint-Germain en Laye» (П., 1871).

П. К-ий.

Су

Су — французская монета, чеканившаяся из меди (и даже железа) до 1793 г.; потом обращена в 5-сантимную монету, которая и поныне, составляя 1/20 франка, часто называется С. Чеканился также серебряный С., данностью в 2-15 С. до революции, в 15 и 30 С. — во время революции.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar