Меню
Назад » »

Логос (651)

Перов Василий Григорьевич

Перов (Василий Григорьевич) — один из лучших русских живописцев новейшего времени, род. в Тобольске, 23 декабря 1833 г. Окончив курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые, пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину «Распятие» (наход. в црк. села Никольского, Арзамасского уезда). В 1853 г. поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 г., за представленный в императорской акд. худ. этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль. За этою наградою следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 г. — большую серебренную медаль, за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 г. — малую золотую медаль, за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 г. — большую золотую медаль, за «Проповедь в селе». Означенные четыре произведения П. и написанные им вскоре после того «Проповедь в селе» (нах. ул. Солдатенкова в Москве), «Сцена на могиле» (в Третьяковской галерее, в М.) и «Чаепитие в Мытищах» (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и показали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкою наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор «Сватовства майора». Получив, вместе с большою золотою медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, П. отправился туда в 1862 г., посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора года в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», "Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства. Поселившись снова в Москве, П. принялся работать в том же направлении, на которое выступил в начале своей артистической карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 г. создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под его кисти вышли такие бесподобные картины, как «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника» (нах. у К. Солдатенкова), «Тройка» (в Третьяковской галерее), «Чистый понедельник» (там же), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (там же), «Учитель рисования»(у наследн. Д. Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской гал.), « Последний кабак у заставы» (там же), «Птицелов» (там же). «Рыболов» (там же), " Охотники на привале (там же) и нек. друг. Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 г., степень академика; за «Птицелова», в 1870 г., он получил звание профессора. Однако, рядом с такими замечательными произведениями, порою являются у П. картины, странно задуманные и неудачно исполненные, напр. «Божия Матерь с Христом у житейского моря» и «Выгрузка извести на Днепре». Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимою наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания. Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе — портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина. Получив в 1871 г. место профессора в московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу передвижных художественных выставок, П. в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами — пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов («Христос в Гефсиманском саду», «Снятие со креста», «Распятие», «Весна» и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят»). В этих последних произведениях П. еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни П. пустился в литературу и напечатал в газете «Пчела» за 1875 г. и в «Художественном Журнале» Н. Александрова за 1881 — 82 гг. несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания. Он ум. от чахотки, в с. Кузьминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 г. Ср. Д. Ровинского и Н. Собко, «Василий Григорьевич П., его жизнь и произведения» (СПб., 1892).

А. С-в.

Перпендикуляр

Перпендикуляр, восстановленный из какой либо точки прямой линии или плоскости — прямая линия, составляющая прямой угол с данною прямою или составляющая прямые углы с всякою прямою, проведенною в плоскости через ту точку, из которой П. восстановлен. Опустить П. через данную точку на данную прямую или плоскость значит: провести через данную точку прямую по кратчайшему расстоянию от точки до прямой или плоскости.

Перро

Перро (Шарль Perrault, 1628 — 1703) — франц. писатель, член франц. акд., противник могущественного в его время ложно-классического направления. В своей поэме: «Le siecle de Louis le Grand» он очень xoлодно, почти пренебрежительно отнесся к классической древности, довольно низко ценя ее лучших писателей и доказывая, что XVII в. стоит, по отношению к художественному творчеству, гораздо выше античного мира. Это возмутило Буало, Расина и других сторонников классицизма; завязалась настоящая литературная война, очень продолжительная и упорная, известная в истории французской словесности под названием «querelle des anciens et des modernes»; во время этой полемики П., нашедший единомышленников, выпустил книгу «Parallele des anciens et des modernes» (1688 — 1698), где подробнее развиваются те же самые идеи. П. принадлежат еще стихотворения легкого содержания, дидактические поэмы, сборник биографий — «Les hommes illustres qui ont paru en France pendant ce siecle» (1701), и. наконец, знаменитые «Сказки» («Contes de ma mere l'Oye ou Histoires des temps passes», П., 1697), спасшие его имя от забвения. Заимствованные преимущественно из народных преданий и поверий, занимательные и художественно написанные, они имели большой успех, много раз переиздавались, да и теперь с удовольствием читаются детьми (напр. «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Сандрильона», «Мальчик с пальчик»).

Ю. Веселовский.

Перселл

Перселл (Генрих Purcell) — один из первых английских оперных композиторов (1658 — 1696). Написал 39 опер, некоторые — на шекспировские сюжеты. Из них лучшая — «Дидона и Эней». Речитативы П. всегда украшены колоратурой.

Н. С.

Персеполь

Персеполь (PersepsliV, город персов по преимуществу) — поздняя столица Персии, увеличенная и украшенная Дарием I и Ксерксом. Город лежал недалеко от соединения pp. Меда и Аракса, на большой и плодородной равнине и славился своим акрополем, тройною стеной, дворцом, царской усыпальницей и сокровищницей. При Александре Великом город был разграблен и разорен, но дальнейшее существование его подтверждается свидетельствами писателей. В средние века он назывался Истахар и служил резиденцией магометанских халифов. Развалины города существуют поныне, под названием Тахт-и-Джемшид или Чиль-Миньяр.

Н. О.

Персефона

Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta, Korh), у римлян — Proserpina) — дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона); неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как «две богини» (sw Jew) , с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о подземной богини, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, — а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское учение — его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения П. в древнейших сказаниях считался Океан, позднее — Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов (так наз. AnJologia) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода — так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, — Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года; чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние — таинственные. К весенним праздникам относятся так наз. малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним — Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором — колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), при чем сходство в названиях греч. и лат. считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller. «Demeter u. Persephone» (Гамб., 1837); Overbeck. «Griech. Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога» (Лпц., 1878); Forster, «Raub und Ruckkehr der Persephone» (Штуттг., 1874).

Я. О.

Персидский залив

Персидский залив (Кальи ал Фарс по-местному) — представляет обширное внутреннее море Индийского океана, обрамленное с СВ берегами Персии, с З, ЮЗ и Ю — берегами Аравии. Это самое вост. из 7 настоящих средиземных морей . Оно соединяется с Индийским океаном посредством прол. Ормузского и Оманского зал. Общее направление залива от ЮВ на СЗ, по прямой линии от берега Оманского полуо-ва до дельты Шат-эл-Араб наибольшее протяжение залива 915 в., но если считать длину залива по его оси, имеющей несколько выгнутую к ЮЗ форму, то от устьев Шат-элАраб до Ормузского прол. получится линия, длиною около 1030 в. Наибольшую ширину залив имеет в южн. части, где она по меридиану доходит до 345 в.; севернее залив делается уже и против полуо-ва Катар ширина его всего около 160 в., далее к С залив опять становится шире до 300 в., а потом суживается до 200 в. и остается при этой ширине до самого сев. конца. Ширина Ормузского прол. 50 в. П. зал. заключен между параллелями 23°58' — 30°25' сев. шир. и мерид. (от Гринвича) 47°48' — 56°35' вост. долг.; по Крюммелю, поверхность П. зал. вместе с Оманским составляет 236840 кв. км., из этого числа немного менее трети приходится на Оманский зал. Общая длина береговой линии около 2268 в.; характер сев. и южн. берегов залива совершенно различный: тогда как П. берег, длиною около 1170 в., горист, обрывист, приглуб и мало изрезан, южн. или аравийский берег, за исключением гор Руус-аль-Джебаль на Оманском полуо-ве, низмен, обладает двумя большими заливами, длина береговой черты около 2035 в., а море вдоль него на большое расстояние занято рифами и банками (известные Жемчужные банки). Южн. или аравийский берег сложен из песчаных образований и представляет совершенно пустынную местность, только по близости городов можно встретить здесь рощи финиковых пальм. Население этого берега исключительно состоит из арабов. П. берег по всей своей длине представляет ряд крутых и суровых горных цепей, громоздящихся одна позади другой с общим направлением параллельно берегу. Высота гор увеличивается по мере удаления от берега, на котором с судна, проходящего около, нельзя заметить никаких признаков растительности. Узкая и низменная полоса земли, заключенная между горами и морем, носит местное названо «Гермзир», т. е. горячая страна, название вполне заслуженное, так как вся эта местность лишена орошения, летом совершенно бездождна и действительно принадлежит к наиболее жарким странам земного шара. По берегу расположено несколько небольших портовых местечек, исключительно населенных арабами, сельское же население состоит из персов, совершенно не морской нации, так что весь прибрежный каботаж исключительно в руках арабов. Берег вообще очень негостеприимен; здесь не существует ни одной хорошей стоянки для больших судов. Головная часть залива отличается малыми глубинами, а берега дельты Шат-эл-Араб очень низменны. Во всем море имеются только два больших залива и оба на аравийском берегу; более сев. называется Барейн и имеет заостренную к Ю форму, а по средине входа в него расположен остров: наибольшая ширина залива около 100 в. Другой залив расположен южнее и образован обширною впадиною берега: он носит название Бар-эл-Бенат; наибольшая ширина его около 450 в., а углубляется он на 230 верст. Острова П. залива также различны по своему характеру как и его берега: лежащие вдоль П. берега высоки, гористы и окружены большими глубинами, тогда как острова аравийского берега низменны и окружены целым лабиринтом мелей. Из них наиболее замечательны: Бубиан — большой о-в около самой дельты Шат-эл-Араб, образованный аллювиальными отложениями; Барейн (47 в. длины и 17 в. ширины), при входе в залив того же имени и др. Мыс, заканчивающий на С Оманский полуо-в в Ормузском прол., носит название Рас Музандам. По сев. стороне этого пролива, у П. берега, лежит обширный о-в Кишм (100 в. длины и 35 в. ширины), затем посреди залива у его входа разбросано несколько небольших островов. Далее к С вдоль того же берега расположено еще несколько островов, из них наибольшие: Шейх-Шуаиб и Карьи. Глубины, с приближением к Ормузскому проливу, уменьшаются до 50 — 70 саж. (морских), хотя по близости мыса Музандам и встречаются глубины около 100 саж. Далее в П. заливе глубины редко где достигают 40 — 50 саж., а в вершине залива уменьшаются до 20 — 30 саж. Линия 20 саж. глубины проходить от дельты Шат-элАраб в расстоянии около 90 в.; за этой изобатой, особенно у аравийского берега, глубины очень неправильно распределены и встречается много банок, мелей и рифов. Грунт дна посреди залива, в его глубоких местах, по большей части ил, а около Жемчужных банок он состоит из песка и обломков кораллов и твердых пород; на аравийском берегу, особенно к С от Барейн, часто встречается беловатый ил. Верхняя часть залива несомненно заносится отложениями Шат-эл-Араба, а по Роулинсону берег здесь наступает со скоростью около 20 саж. в год, хотя из сравнения старых и новых съемок такого увеличения дельты незаметно. Плавание по заливу для парусных судов довольно затруднительно, потому что ветра там очень непостоянны и нередко дуют очень свежо с С на Ю, а зимою и в обратном направлении. Господствующие ветры — сев. зап., по местному шамал, они чаще всего дуют в июне и июле и обыкновенно подряд 3 — 7 дней; эти ветры приносят из Месопотамии такое количество пыли, что образуется густая мгла. Наибольшей силы шамал достигает в зимние месяцы, когда эти ветры чередуются с ветрами юго-вост., назыв. каус, последние достигают особенной силы в декабре и апреле. Зимою, особенно в южной части залива, дуют сильные сев. вост. ветры, по местному наши, приносящие туманную и дождливую погоду. Во время смены сезонов, особенно осенью, случаются сильные шквалы, но они еще недостаточно изучены. Береговые бризы весьма неправильны и заметны только по близости берегов; морские бризы очень, правильны летом в Бушире; на аравийском берегу бризы с берега более правильны. Циклоны Аравийского моря не заходят в П. залив. Климат П. зал. чрезвычайно трудно переносится европейцами, тяжесть ужасных летних жаров усиливается еще большою влажностью воздуха и пылью поднимаемой всяким ветром. Аравийский берег жарче персидского и южная часть залива обладает более высокою температурою, нежели северная. Зимою ветры дуют холодные и резкие, но зато более низкая температура делает это время года здоровее для европейцев. На судне в тени наблюдали в августе наиб. темпер. воздуха 38° Ц., а в феврале наименьш. +7° Ц. Осадков выпадает мало, в Бушире в год бывает от 12 до 74 мм, а на аравийском берегу, вероятно, еще меньше. Осадки выпадают почти исключительно в зимние месяцы, зато росы бывают обильны, особенно летом. Густые туманы случаются по близости берегов. Течения, замечаемые в заливе, вероятно, исключительно приливоотливные; во всяком случае они очень слабы и ограничиваются северной частью залива. После сильных ветров замечаются дрейфовые течения. Приливы и отливы в П. заливе действуют неправильно, что объясняется как узостью входа, так и многочисленными банками и мелями. Высота прилива колеблется между 6 — 10 фт, наибольшая бывает в августе, когда дуют попутные муссоны. Приливная волна распространяется в 13 час. от Ормузского пролива до верховья залива. Приливоотливные течения доходят местами до 2 — 3 узлов. Волны в заливе коротки и круты. Температура воды достигает таких пределов, как нигде в других морях, в августе она доходит до 35° Ц. На всем протяжении берегов П. залива есть только одно населенное место, имеющее некоторое значение: Бендер-Бушир, на персидском берегу. Остальные — скорее деревни, особенно по аравийскому берегу, где много заброшенных городков. Берега П. залива довольно бесплодны, но там, где возделывают финиковую пальму, она, благодаря высокой температуре, дает обильный урожай; финики в устье Шат-эл-Араба считаются лучшими в мире. Воды залива чрезвычайно богаты всякими организмами; арабы получают постоянно хорошие уловы. Рыба тут же вялится на солнце и в таком виде идет в Аравию, Занзибар и даже в Индию. Главное богатство залива — жемчужные ловли. Раковины с жемчугами встречаются по всему аравийскому берегу залива, на всех многочисленных его мелях. Ловля продолжается с мая по сентябрь. Полагают, что ежегодно выезжают на ловлю до 5000 лодок, с 70000 чел., вылавливающих жемчуга на сумму до 2, 5 милл. металл, руб. Не смотря на ежегодную ловлю с незапамятных времен, улов, повидимому, не оскудевает. Лучший жемчуг попадаются около устьев ручьев и речек. Самые богатые ловли находятся около о-вов Барейн. Сама ловля производится вполне примитивно; ловцы ныряют иногда на глубину до 13 морских саж., подвергаясь опасности от акул, жертвою которых ежегодно становится человек 20. Вывозится жемчуг в Бомбей и Багдад, также в Европу. Другие предметы вывоза — лошади, хлопчатая бумага, сухие фрукты, розовая вода, опиум. Большая часть судов, плавающих в заливе, английская, но встречаются и американские. Кроме грузовых пароходов, еженедельно ходит почтовый пароход между Бомбеем и Бассорою. По заливу проложены телеграфные кабели до Фао, Бушира и Яшак. где имеются станции с международным обменом депеш. Местное судоходство совершается отчасти на довольно больших судах (в 100 — 400 тонн), назыв. «багалас»; они ходят даже в Индию, в Красное море и к зап. берегу Африки; при умеренных ветрах идут хорошо, но требуют много команды. Меньшие суда, в 100 — 120 тонн, употребляются для плавания по заливу и для ловли жемчуга. Первые карты залива относятся к началу XVI в. и были построены португальцами; затем голландцы дали первую общую карту всего залива. Важнейшие гидрографические работы в П. заливе произведены англичанами, начиная с 1794г. Последние работы совершены в 1860 г.; результатом их явилась карта П. залива, на двух листах (№ 2837 a, b). Ср. «Persian Gulf pilote» (3 изд., 1890).

Ю. Шокальский.

Персиковое дерево

Персиковое дерево — растение из семейства розоцветных (Rosacex), подсемейства миндальных (Amygdaloidex s. Prunoidex). Весьма близко к миндалевому дереву, от которого отличается только плодами. Латинское название: Prunus Persica Sieb. et Zucc. (=Amygdalus Persica L., Persica vulgaris Mill.). Дерево с ланцетными, пильчатыми листьями и почти сидячими, появляющимися до развития листьев, розовыми цветами. Плод, персик, шаровидный, с бороздкою на одной стороне, обыкновенно бархатистый. Косточка морщинисто бороздчатая и с точечными ямочками. Отечество достоверно неизвестно, но принимают, что встречающийся в сев. Китае (близ Пекина) Prunns Davidiana Franchet есть его дикая форма или, по крайней мере, очень близок к ней. Рано одичало в сев. зап. Индии, проникло в Персию, в Европе было в первый раз посажено в Италии около середины первого столетия. Разводится из-за плодов в южн. Европе, особенно во Франции, в более теплых частях умеренной Азии, а также в соответственном климате в Америке. Сев. Америка экспортирует в больших размерах консервы из плодов. Из косточек приготовляется ликер — персико. Известно много разновидностей. По плодам различают 4 класса: 1) плоды бархатистые, мясо легко отделяется от косточки: настоящие персики (peches); 2) плоды бархатистые, мясо не отделяется от косточки: pavies; 3) плоды голые, мясо легко отделяется от косточки: nectarines; 4) голые плоды, косточка не отделяется от мяса: brugnons, violettes. Мясо обыкновенно белое, но есть персики и с красным мясом (sanguinoles, cardinales) и с желтым мясом (apricotees, alberges).

Персона Грата

Персона Грата (Persona grata) (лат.) — «приятная особа». В случае назначения лица дипломатического корпуса на известный пост, принято руководствоваться тем, является ли это лицо P. grata при том дворе, куда оно получает назначение.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar