Меню
Назад » »

Логос (642)

Пелагианство

Пелагианство — одна из важнейших христианских ересей, возникшая в начале V в. на почве вопросов о благодати Божией, о человеческих силах и заслугах, о первородном грехе и смерти, о свободе и предопределении.

Пеларгония

Пеларгония (Pelargonium L'Her.) — родовое название растении из сем. Geraniaceae. Это — травы, полукустарники или кустарники, покрытые супротивными, редко попеременными, цельными или зубчатолопастными ароматными листьями. Цветки неправильные; чашечка пятираздельная, с длинным шпорцем, приросшим во всю свою длину к цветоножке, венчик двугубый о пяти неодинаковых лепестках; тычинок 10, из них 3, а изредка 5 без пыльников; плод распадается на 5 односемянных плодиков. Всех видов рода насчитывается около 300; многие из них дико растут на мысе Доброй Надежды. В начале текущего столетия П., ради ароматных листьев и красных цветков, были излюбленными культурными растениями, но затем были вытеснены кактусами, камелиями и др. В настоящее время в Англии снова проявилась любовь к этим растениям. Они воспитываются в множестве видов, разновидностей и помесей. Наиболее известны следующие виды и разновидности: P. radula Ait., кустарник, с пальчатораздельными, ароматными листьями и светло розовыми, испещренными темными жилками цветами. В Турции и во Франции этот вид разводится в больших количествах ради листьев, из которых добывается гераниевое масло, идущее как примесь к розовому маслу. P. fulgidum Ait., P. formosum Desf., P. formosissimum Pers. P. citriodorum Cav. и в особенности P. zonale W. часто культивируются в горшках. В садоводстве изестно много разновидностей и помесей П.; так наз. скарлтовые П. отличаются своими одноцветными, красными или белыми цветками, сидящими на толстой ножке, и большею частью круглыми, едва лопастными листьями; культивируется до 50 разновидностей сем. П., большей частью полученных от P. zonale. Размножаются П. семенами или черенками. Культура П. легкая; они требуют прохладной температуры зимою, умеренной поливки и легкой, песчаной почвы.

С.Р.

Пеленг

Пеленг. — При определении места корабля на море по приметным точкам — не менее чем 2-м, — положение которых на карте известно, определяют по какому румбу компаса они видны, т. е. какой угол составляет направление от наблюдателя на судне к видимой точке с направлением магнитного меридиана. Два первых направления, нанесенные на карту, и дадут в пересечении положение корабля. Углы, под которыми точки замечены, называются П. — они «берутся» (определяются) пеленгатором, или пелькомпасом; взятие П. называется также пеленгованием.

Пеллагра

Пеллагра (произведено от слова pellis — кожа по аналогии со словом podagra); синонимы: mal rosso, mal del sole, scorbutus aepinus, lepra italica, ломбардская или астурийская рожа; gale de St. Ignace и т. д. — П. считается в настоящее время болезнью токсической, зависящей от хронического отравления испорченной кукурузой. Она известна с прошлого столетия и была изучена первоначально в Испании и особенно в Ломбардии, где и теперь весьма распространена. Болезнь эта развивается преимущественно весной и характеризуется постепенно нарастающей слабостью и чувством жжения, распространяющимся от позвоночника к конечностям. Затем на кистях рук и на стопах, преимущественно на тыльной стороне, появляется краснота и припухлость кожи, сопровождающаяся чувством напряжения и жжения и распространяется на предплечья, шею, реже на лицо. Спустя недели 2 — 6 краснота сменяется отрубевидным шелушением, иногда с образованием пузырей, после чего кожа остается шероховатой, сухой и более темной. Процесс этот повторяется каждую весну все с большей силой, больного лихорадить, он жалуется на жажду, затрудненное глотание, рвоту, понос, катар бронхов, глаз, сильные боли вдоль позвоночника. Рядом с этим развиваются нервные расстройства, притупление зрения, судороги и своеобразные душевные расстройства буйного или, напротив, угнетающего характера. Все это может еще пройти; но если болезнь достигла полного развития, то больные истощаются и нередко умирают. Болезнь может тянуться много лет. На вскрытии чаще всего находят помутнение и отечное пропитывание мозговых оболочек, а также хронические воспалительные явления в спинном мозгу. П. наблюдается в тех местностях Европы, где население преимущественно питается кукурузой (маисом), в Ломбардии, некоторых местностях Австрии и Франции, в Румынии, на о-ве Корфу и у нас в России, в Бесарабии и в Херсонской губ. Полагают, что только испорченный маис вызывает П.; некоторые видят причину этой порчи маиса в развитии на нем особого паразитарного грибка (Sporisorium maidis), но это не всеми признается. Лечение П. должно состоять в прекращении употребления кукурузы и в общем улучшении питания.

Л.

Пелопоннес

Пелопоннес (PeloponnhsoV, т. е. о-в Пелопса , теперь Морея) — полуо-в, Коринфским перешейком соединяющийся со Средней Грецией и образующий южную часть Балканского (Иллирийского) полуо-ва . Название П. встречается в греч. литературе лишь с VII в. до Р. Хр. (древнейшими названиями полуо-ва, по преданию, были Эгиалея, Апия, Аргос, Ахаида, Инахия, Пелазгия); остров считался во владении царского рода Атридов и получил свое наименование от родоначальника фамилии Атридов, Пелопса. Возникло оно, вероятно, на Западе, у эпейцев, среди которых родилось сказание о Пелопсе и пелопидах. Вследствие дружественных отношений, которые существовали между пелопидами и дорянами-завоевателями, а также вследствие возрастающего значения Олимпии, как религиозного центра всего полуострова, название Пелопова острова было принято всеми и существовало долгое время, даже по Р. Хр., если не в народном говоре, то в литературе. С возвышением ахейского союза в конце III в. до Р. Хр.) полуостров получил имя от ахеян, значение которых распространилось на весь полуостров; во времена же римского владычества Ахайей называлась вся греческая территория, от Эпира и Фессалии до мыса Тэнара. В конце IX в., когда Византия отвоевала у славян полуостров, он стал известен уже под именем Морей, при чем некоторые считают это слово славянским (Морея = морская страна, от слова море, или моравская [моревская] область, от названа моравов), другие видят в нем искажение слова 'Rwmeoi= Rvhaioi — римляне, которое еще теперь живет в народном говоре, как воспоминание о минувшем римском владычестве.

Пелопоннесский полуостров представляет гористую страну с поверхностью в 392 квадр. мили (21466 кв. км.). Самостоятельная горная система, геологические образования, особенности климата заставляют предполагать весьма глубокую древность раздельного существования полуострова. Горы П. разбили его на 6 областей, имевших скорее географическое, чем политическое значение: Аркадия, в центре от полуострова, Ахайя — к С от Аркадии, по берегу Коринфского залива, Арголида — на В от Аркадии, Лакония — к ЮВ от Аркадии, Мессения — к З от Лаконии. Элида — к З в Аркадии. Кроме того, политически обособлены были области городов Флиунта, Сикиона и Коринеа. Наиболее гористая часть полуострова — северный край Аркадии. Западная часть полуострова не имеет гор и представляет собой низменность, пересекаемую реками и лагунами, без гаваней, с нездоровым воздухом. Восточный берег, напротив, изобилует бухтами и имеет много гаваней, благодаря чему торговля сосредоточивалась преимущественно в этой части полуострова. Восточный берег П. служил посредником в отношениях всего полуострова с островами Эгейского моря и Востоком; он первый воспринял культуру Востока через финикийских мореплавателей, которые имели свои гавани по всей восточной линии полуострова, до о-ва Киееры. Леса П., плодородная почва долин и горных склонов, богатство растительности привлекали жителей других областей. Доряне, переселившиеся на полуостров, сумели воспользоваться дарами его природы и подняли благосостояние страны до высокой степени. К концу классического периода первоначальный физический характер страны изменился: природные богатства иссякли, леса были вырублены, почва истощена, сам климат несколько изменился; эти физические изменения особенно заметны в настоящее время. В руину обратились города и поселения, руиной сделалась и вся страна, истратившая все свои силы за три тысячелетия беспокойной политической жизни.

Древнейшие исторические воспоминания П. связаны с горой Ликеем, очагом полуова, Аркдским Олимпом. Здесь, по преданию, черная земля родила богоравного Пелазга, первого человека; здесь была принесена Зевсу первая жертва, здесь были положены первые основы жизни и общежития. Ликосура — древнейший город этой части страны. При размножении туземного населения, из общей массы выделились древнейшие племена кинуров — на восточном берегу полуострова, кавконов — на южном и западном склонах Аркадской возвышенности, данаев — на равнине Инаха. Этим племенам приписывается первая культурная работа осушки болот, запружения рек, обработки земли, постройки городов, разведения скота. Позднее из первоначального народонаселения выделились ионяне, поселившиеся при Коринфском и Эгинском заливах, ахеяне — Занявшие северную часть полуострова, эоляне — захвативишие Элиду и Мессению. С приходом пелопидов из Фригии (мнение Курциуса) при устье Алфея началась новая эпоха существования П. : культура пришельцев сосредоточилась в Аргосе и Микенах. Агамемнон — царь всего полуострова; отдельные цари — Менелай, Нестор и др. — его вассалы. Настоящая история полуострова начинается многими историками с дорического переселения: двинувшись с севера, доряне прошли через всю Аркадию, проникли в ахейские владения и подчинили своей силе и культурному влиянию население П. Дорические завоевания или привели старое население в состояние рабства, или заставили признать дорическую гегемонию: с этих пор П. в большей своей части сделался очагом дорического населения. Дорическое влияние отразилось на дальнейшей истории полуострова, наложив на нее чисто племенной отпечаток. Со времени Ликурга и Ифита П. представлял собою амфиктионию, образовавшуюся при храме Олимпийского Зевса; главными членами ее были жители Аргоса и Спарты. Позднее Аргос должен был подчиниться своему более могущественному соседу — Лакедемону. При начале персидских войн Спарта провозгласила свою гегемонию, но недостаток в живости и энергии, при наличности других положительных качеств дорического характера, не дал дорянам сыграть главной роди в борьбе с персами: подвижное население Аттики перебило гегемонию у Лакедемона, особенно в области морского дела. Последовавшая в конце V в. борьба между двумя представительницами греческого гения — Спартой и Афинами — кончилась, однако, победой Спарты. Первые годы IV в. — период полного расцвета дорического могущества, но в то же время начало внутреннего разложения и упадка. Одно за другим следуют покорение полуострова фиванцами, уничтожение дорической славы, восстановление Мессении и Аргоса, падение Спарты. В конце III в. дорический П. еще раз поднялся, чтобы отстоять свою свободу, но дело кончилось поражением дорян и торжеством ахейского элемента в организации ахейского союза. При римском владычестве П. удалось немного успокоиться и оправиться после долгих лет борьбы, но уже с III в. начались вторжения иноземных элементов готов, гуннов, славян, болгар; при этом восточной части полуострова больше и дольше чем западной удавалось сохранить свой национальный характер. В конце VIII в. Византия открыла ряд походов против пелопоннесских славян; лишь к концу IX века удалось ей покорить языческую страну и насадить христианство. Следующие три века П., как провинция империи, со стратегом-наместником во главе (резиденцией его был город Коринф), пользовался миром, за это время население стран умножилось, благосостояние поднялось, торговля и промышленность достигли довольно высокой степени развития. В половине XII века Рожер сицилийский взял Коринф, а в начале XIII века, после основания латинской империи, Гильом де Шамплитт завоевал всю страну, разделил ее на баронии, ленные участии, епископства, построил монастыри, церкви в готическом стиле. Фамилия Шамплиттов вскоре была вытеснена Вильгардуэнами, которые продолжали дело романизации страны. Около 1250 г. покорение полуострова было закончено и он получил новую организацию. Местопребыванием власти была Лида, резиденцией — Андравида, гаванью — Гларенца, крепостью — Хлемуци. В 1259 г. большая часть П. была возвращена под власть Византии. В начале XV века Морея совершенно была оставлена франками. В то же время стали прибывать на полуостров албанские орды; Морея была занята ими, но так как албанцы не были культурным народом, они не могли реорганизовать страну по своему и довольствовались тем, что поступали на службу в качестве наемников или обрабатывали незанятые пространства земли, после падения Константинополя, албанцы сделали попытку утвердить свою власть на полуострове и призвали турок, уже с конца XIV в. нападавших на Морею; в 1460 г. греки были побеждены, и Морея подпала под власть Турции. Турецкий гнет продолжался до конца XVII в., когда венецианцы отняли полуостров у турок. Венецианское владычество было благотворнее франкского, турецкого и византийского: слабая Византия с трудом, накануне своего падения, могла помогать единоплеменникам, франки мало заботились о благе самого населения, а турки думала лишь о том, как бы побольше награбить добычи. Под властью Венеции население было умножено переселенцами из Румелии и с островов, земледелие поднято на более высокую степень и т. д. Так дело шло до 1718 г., когда Турция снова овладела полуостровом. В 1821 г. в Морее вспыхнуло греч. восстание. В 1825 г. Ибрагим— паша взял Наварин и опустошил полуостров. Битва при Наварине решила дело в пользу Мореи: она была занята франц. войсками, и полуострову возвращена свобода. В настоящее время Морея — часть греч. королевства. Ср. Gell, «Itinerary of the Morea» (2-е изд., Л. 1827 г.); Leake, «Travels in the Morea» (Л., 1830); «Expedition scientifique de Moree» (1831 — 1838); Ross, «Reisen im Peloponnes» (т. I, 1841); Leake, «Peloponnesiaca» (1846); E. Curtius, «Peloponnesos» (1851 — 1852, Гота; капитальный труд); Beule, «Etudes sur le Peloponnese» (Пар.. 1855); Clark, «Peloponnesus» (Лпц., 1858); Vischer, «Erinnerungen und Eindrucke aus Griechenland»; Fallmeyer, «Geschichte der Halbinsel Morea wahrend des Mittelalters» (т. II, 1830 и 1836); Bursian, «Geographie von Griechenland» (т. II, Лпц., 1869); Forbiger, «Handbuch der Alten Geographie» (т. IlI, Лпц., 1842 — 1848); Neuman und Partsch, «Physikalische Geographie von Griechenland» (изд. 1885); Lolling, «Hellenische Landeskunde»; Philippson, «D. Peloponnes. Versuch einer Landes-kunde auf Geologischer Grundlage» (Б., 1891); X. KorulloV, «'Heulograhia thV Peloponnhsou», (Anasupwsi ek tou PromhJewV , 1890); Марков. «Путевые заметки о путешествии по Греции» («Вестник Европы» и «Русский Вестник», 1897).

Н. О.

Пемза

Пемза — очень пористая ноздреватая разность вулканического стекла. Обыкновенно П. белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана порами и пустотами; что представляет губчатую стекловатую массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла. Чаще всего встречаются П. по химическому составу и по геологическим условиям нахождения принадлежащие к pиoлиту; но П. может встречаться и в др. семействах вулканических пород. В настоящее время термин П. имеет исключительно структурное значение. Условия для образования П. — быстрое остывание лавы, обилие в ней водяных паров и более или менее порывистое бурное их выделение, вследствие чего застывающая в виде стекла лава вспучивается в виде пенистой или губчатой массы. П. встречается вместе с лапилли; вулканическим пеплом, бомбами, обсидианом и т. п. в самом конусе действующих и потухших вулканов и по соседству с ними в туфах. П. в большом количестве встречается на дне океанов, по соседству с вулканическими островами и, благодаря своей пористости, легко плавает по поверхности воды.

Пенаты

Пенаты (Penаtes) — у древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus — съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с дарами : участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастиях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных П. были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но вообще у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так П. латинского союза имели святилище в гор. Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправляющиеся в провинции. По преданию, П. Лавинии — те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Хр. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П. были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств подобных П. У греков были боги покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей, с копьями в руках. Ср. Jer. Muller, «De diis Romanorum Laribus et Penatibus» (1811); Jaekel, «De diis domesticis priscorum Italorum» (Берл., 1830); Klausen, «Aeneas und die Penaten»; Hertzberg, «De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione ef cultu» (Галле, 1840).

Н. О.

Пенджаб

Пенджаб или Панджаб (Punjab, Panjab, no-перс. знач. пятиречье, по древн. инд. Пантшанада) — самая сев-зап. провинция Британской Индии, образованная в 1849 г. из областей, принадлежавших королевству Сикхов и др. Орошается пятью реками, которые берут начало в Гималайских горах и, соединяясь в Инде, впадают в Индийский океан; самая зап. из них: Джилам, далее на В Чинаб, Рави, Биас и Сетледж или Гасса; под последним именем известны соединенные pp. Биас и Сетледж до их впадения в Чинаб. П. граничит с С горными государствами Свот и Бонер в Кафиристане и Кашмиром, с З Келатом (Белуджистан) и Афганистаном, от которого отделяется вост. отрогами Сулеймановых гор, с Ю — Раджпутаной, Раном Качским и Аравийским морем, с В — Китаем и другими сев. зап. провинциями Британской Индии, от которых отделяется Джамуной. 509111 кв.км., 25130127 жит. (1891); 408816 кв. км., с 20866847 жит., приходится на непосредственно англ. области, остальное — на вассальные государства, так назыв. Punjab Native States и Чайпур, Сев. часть П. — гористая страна; с возвышенностями до 24000 фт.; южнее 34° ш. поверхность быстро понижается и переходит в наносную равнину П.; у подошвы Гималаев — огромные залежи горной соли, квасцов, серы, угля и гипса. Южная часть пров. П. находится вне географических границ П., на водоразделе междуречных обл. Инда и Ганга и в области Джамуны, притока Ганга. В сев. областях, у подошвы Гималаев, террасовидные склоны и долины славятся своим плодородием; в равнине плодородие зависит от разлития рек и искусственного орошения каналами; в других местах полосами попадаются хорошие пастбища, в общем же — пески и бесплодные пространства. П. производить в изобилии пшеницу, виноград, масличные растения; кроме того, отсюда вывозят соль, каменный уголь, железо, золотой песок, квасцы, серу, селитру, сахарный тростник, индиго. Шелководство и разведение чайных плантаций также успешно развиваются; скотоводством занимаются сикхи. Торговля солью и шерстяными товарами, а также транзитная торговля с Афганистаном довольно значительны. Последняя — по преимуществу караванная, на мулах и верблюдах; по Инду ходят пароходы, по Сетледжу — также, но только в дождливое время года. Жел. дорога соединяет П. с главной сетью Верхнеинд. жел. дорог и с океаном у Карачи. Население на С состоит по преимуществу из тибетских монголов и остатков прежних афганских победителей, которые рассеяны по всей стране. В общем население очень смешанное: бесчисленное множество различных племен и классов, частью магометан, частью индусов. В 1891 г. христиан числилось 53909, джайнов 45683, буддистов 6236, парсв 412, евреев 33. Большая часть населения занимается земледелием, но процент городского населения больше в П., чем в других провинциях Индии. Ср. Latif, «History of the Panjab» (Лондон, 1876).

Пенелопа

Пенелопа (Phneloph, Phnelopeia) — дочь Икария, уроженка Спарты, жена Одиссея, мать Телемаха, прославленная за свою супружескую верность. Разлучившись с Одиссеем, отправившимся тотчас по рождении Телемаха под Трою, она терпеливо в течение двадцати лет ждала его возвращения, то отчаиваясь, то снова веря, что он вернется. Чтобы избавиться от навязчивости женихов, она сказала, что отдаст свою руку одному из них только тогда, когда кончит своему престарелому отцу хитон; сотканное за день она распускала ночью, пока об этом не проведали женихи — но как раз тогда прибыл Одиссей. Они имели еще одного сына — Птолипорта. По позднейшему сказанию, П. изменила мужу с Гермесом, от которого у нее был сын Пан (по др. Пан — сын, зачатый от всех женихов). По возвращении, Одиссей прогнал ее от себя, после чего она удалилась в Спарту, а оттуда в Мантинею, где показывали ее могилу. По другому сказанию, она по смерти Одиссея вышла замуж за Одиссеева сына, Телегона.

Я. О.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar