Меню
Назад » »

Логос (63)

Ацетон
Ацетон, диметилкетон — органическое соединение, образующееся при сухой перегонке уксуснокислых солей, а также, на ряду с прочими продуктами, при сухой перегонке дерева и многих других органических веществ. В крайне ничтожных количествах А. найден в моче здоровых людей и животных, значительно же большее содержание его в моче диабетиков. А. был известен уже очень давно, но состав его и частичная формула С3Н6О определены только Либихом и Дюма, строение же СН3СОСН3 впервые установлено Вильямсоном А. представляет прозрачную, весьма подвижную, бесцветную, горючую жидкость, с характерным, довольно приятным запахом; уд. вес его (при 0°) 0,8144; темп. кип. 56,5° Ц.; с водою, спиртом и эфиром смешивается во всех пропорциях, растворяет жиры, смолы, пироксилин; из водных растворов выделяется отсаливанием, напр. хлористым кальцием; с кислыми сернистокислыми щелочами дает кристаллические соединения. Удобнее всего получать А. сухой перегонкой уксуснокислого барита, так как известковая соль для своего разложения требует слишком высокой температуры, а потому дает много посторонних продуктов. Для окончательного очищения А. взбалтывают с кислым сернистокислым натром и разлагают получающееся кристаллическое соединение крепким раствором углекислой щелочи: водный дистиллят обезвоживают хлористым кальцием и перегоняют. А. получается также и другими общими для кетонов методами. Для открытия А. может служить очень чувствительная реакция образования йодоформа при действии аммиака в раствора йода в йодистом аммоние. При обработке хлором, в тех или других условиях, весь водород А. может быть постепенно замещен галоидом, так что известно шесть различных степеней охлорения А. При действии пятихлористого фосфора, наоборот, хлором замещается кислородный атом, как и во всех вообще кетонах; при этом образуется соединение состава C3H6Cl2, двухлоропропан (метилхлорацетол). Окислителями, напр. хромовой кислотой, А. переводится в уксусную и муравьиную кислоты, а амальгамой натрия восстановляется в соответствующий вторичный изопропильный алкоголь (СН3)2СН(НО). Аммиак соединяется с А. уже на холоде, легче при нагревании, причем выделяются элементы воды и образуются различные продукты, из которых важнейшие: диaцетонамин C6H12NO и триацетонамин C9H17NO. При действии водоотнимающих веществ А. полимеризуется в окись мезитила С6Н10О или (СН3)2С:СН СО СН3, непредельный кетон — форон C9H14О и углеводород мезитилен C9H12. Последний ничто иное, как симметрический трехметилированный бензол С6Н3(СН3)3, так что в данном случае мы видим один из примеров перехода соединения, принадлежащего к так назыв. жирному ряду, в соединение ароматического ряда.
Ацтеки
Ацтеки (астеки)— обитатели Мексики в эпоху прибытия европейцев в Америку. Когда около средины XI в. по Р. Х. сошли со сцены толтеки, в Анахуак устремились многочисленные полчища чичимеков, за которыми последовали вскоре, около 1200 г., более цивилизованные аколхуасы. Последние вдохнули новую жизнь в вымиравшие остатки цивилизации толтеков и основали путем завоеваний в северном Анахуаке цветущее государство Аколхуакан с главным городом Тескуко. В начале XIII века наступавшие с С. дикие ацтеки достигли долин Мексики, по которым они кочевали в течение более столетия, находясь одно время под властью аколхуаков. Лишь в 1325 г. построили город Тенохтитлан — Мексику европейцев, названную так по имени бога войны Мекситлы. Не смотря на внутренние междоусобия и постоянные войны с соседними народами, население Мексики увеличивалось и государство крепло. За А. утвердилась слава храбрых воинов. В начале XV века король Тескуко, Нецалхуаткоиотль, обратился к королю ацтеков Ицкоатлю (1423 — 36) за помощью против тепанеков, которые покорили аколхуаков и завладели городом Тескуко. Помощь была оказана, а тепанеки уничтожены. После того было восстановлено государство Тескуко, отнятые же у тепанеков земля отошли к Мексике. Тескуко и незначительное государство Тлакопан заключили между собою союз, который оставался в силе до самого прибытия испанцев и в котором Мексика занимала первенствующее место. Затем шли непрерывные войны в продолжение целого столетия. Сперва А. сражались лишь в пределах своих долин, а впоследствии перенесли театр военных действий по ту сторону горных хребтов Анахуака. Уже при первом Монтезуме (1436 — 64) они распространили свое владычество до берегов Мексиканского залива. Благодаря целому ряду весьма способных государей, которые сумели воспользоваться возраставшим богатством страны и воинственным духом народа, владения Монтезумы II простирались, ко времени прибытия европейцев, по берегам Атлантического океана от 18 — 21°, а по побережью Южного океана от 14 — 19° сев. широты. Некоторые короли Мексики, как Ахуитцотль (1482 — 1502), проникали еще дальше, до самых отдаленных местностей Никарагуа и Гватемалы.
В основе королевской власти А. лежало выборное начало. Короли избирались из среды ближайших родственников умершего государя четырьмя представителями высшей знати страны. Посвящение в королевский сан сопровождалось пышными религиозными торжествами. Живя в грубой роскоши, мексиканские короли правили неограниченно при содействии особого тайного государственного совета и под охраною личной стражи, набранной из знатнейших семейств. Высшую аристократию, из которой назначались первые придворные и государственные чины, составляли около 30 дворянских семейств, владевших большими поместьями и обязанных по большей части жить в столице. Законодательная власть находилась всецело в руках короля. Противовесом возможному произволу государственной власти служили однако же, высшие судебные учреждения, вполне от неё независимые; суды отличались стройной организацией. Дела разбирались без участия поверенных сторон, а доклады дел, показания свидетелей и т.д. записывались особыми судебными писцами. Законы были также писанные и весьма суровые. Положение рабов регулировалось специальными законоположениями в благоприятном для них смысле. Источники королевских доходов были крайне разнообразны. Кроме доходов с государственных земельных имуществ, сюда входили еще личные и натуральная повинности. Жители уплачивали в казну часть дохода с участков земли, доставшихся им по жребию, и от этого взноса не освобождались даже ленные владельцы, принадлежавшие к высшей знати. Помимо этого, существовали еще налоги на различный произведения промышленности и искусств. В видах правильного поступления податей были расположены постоянные гарнизоны в большинстве значительных городов. При посредстве гонцов и благодаря существованию больших военных дорог, на которых через каждые 15 км. были устроены станционные дома, поддерживалась постоянная связь между столицей и самыми отдаленными пунктами государства. Конечной целью всего домашнего воспитания и всех общественных учреждений служило ведение войны. Каждой войне предшествовало предложение покориться и затем следовало торжественное ее объявление. Во главе войска стоял сам король; оно имело блестящий вид и отличалось прекрасной выправкой, военные законы их были чрезвычайно суровы.
Религия А. находилась в самой тесной связи с их государственным устройством. Отсутствие естественного внутреннего единства в религиозном мировоззрении А. оправдывает возможность предположения, что мифология их образовалась от слияния их собственного вероучения, носящего на себе печать неукротимой дикости, с более возвышенными религиозными представлениями толтеков, отличавшихся более кротким и благородным складом. А. верили в существование высшего, невидимого творца и властителя вселенной, Таотля. Ему были подчинены 13 главных божеств и еще 200 низших, из которых каждому был посвящен определенный день или же особое празднество. Во главе последних стоял бог-покровитель всего народа, страшный Хуитцилопоцли, мексиканский Марс. Храмы, воздвигнутые в честь его, были самыми великолепными и величественными, алтари его в каждом городе Мексики дымились от крови принесенных ему в жертву военнопленных. После этого бога самыми выдающимися представителями древне-мексиканского пантеона являются Кветцалкоатль и Тецкатлипока. Первого, бывшего национальным богом толтеков, также высоко чтили и А., преимущественно, как бога воздуха. Тецкатлипока считался душой Мира, ему приписывали сотворение неба и земли и, кроме того, в нем признавали бога, воздающего за содеянное добро и зло. Загробную жизнь А. представляли себе в трояком виде: на небесах рай предназначался для воинов, затем было место безмятежного довольства для опочивших мирно, естественным путем и, наконец, ад с вечной тьмой для безбожников, какими являлись большая часть рода человеческого. Сжигание мертвых сопровождалось многочисленными празднествами, при чем у знатных приносились даже рабы в жертву. Отличавшееся своей численностью сословие жрецов пользовалось неограниченным влиянием как в общественной, так и в частной жизни. Различные звания жрецов и соответствующие каждому званию функции были точно определены. Высший класс жрецов заведовал человеческими жертвоприношениями, особые классы заведовали воспитанием детей, вели письменную часть, наконец, производили календарные наблюдения. Во главе их стояли два верховных жреца. Судя по архитектуре теокаллий (т.е. храмов), далеко превосходивших размером городские каменные постройки для жилья, все многочисленные и разнообразные религиозные торжества происходили публично. Они состояли отчасти из процессий жрецов, женщин, мужчин, детей, отчасти из жертвоприношений. Вначале приносили в жертву людей лишь изредка, но по мере расширения государства это стало обычным явлением, и впоследствии почти каждое значительное празднество заканчивалось человеческими жертвоприношениями. Трупы принесенных в жертву съедались за роскошным пиршеством.
Самое важное занятие жрецов составляло все таки воспитание детей, и для этого существовали при всех храмах специальные здания. Конечной целью воспитания, даваемого жрецами, было развить в детях с самых ранних лет уважение к религии и ее служителям. В высших учебных заведениях, называвшихся «калмекак», преподавали юношам, готовившимся для духовного звания, астрономию, богословие, историю и т.д., при чем пособием при изучении этих наук служили символические письмена. Этим иероглифическим письмом были начертаны законы и донесения чиновников. Для составления географических карт служили те же иероглифы: эмблематическое письмо наносилось красками на хлопчатобумажную ткань, на тщательно обработанную кожу или на особую растительную бумагу. Во время прибытия испанцев существовало весьма значительное количество таких рукописей самого разнообразного содержания, но вследствие фанатизма христианского (катол.) духовенства и солдат до нас дошло лишь немного этих памятников язычества. Некоторые манускрипты рассеяны по различным библиотекам Европы, напр. в Вене хранится роскошный экземпляр кодекса на оленьей коже. Большинство их помещено в великолепном издании лорда Кингсборо: «The antiquites of Mexico» (6 томов, Лонд., 1830. Большое in folio). Ср. Обэн, «Memoire sur lecriture figurative et la peinture didactique des anciens Mexicains» (Пар., 1849). Система счисления, календарная и хронологическая системы мексиканцев заставляют предполагать в них солидные сведения по математике и астрономии. Их солнечный год, который состоял из 18 месяцев, по 20 дней в каждом, с 5 добавочными днями, был вычислен гораздо точнее, чем греческий и римский год. А., кажется, была также известна и причина солнечных затмений.
Земледелие стояло на такой же высокой степени развития, как и прочие отрасли промышленности, и находилось в большом почете, будучи тесно связано с национальными религиозными учреждениями и составляя основание всего народного благосостояния. Горное дело достигло у А. значительного развития. Серебро, свинец, олово добывались из залежей в Таско, а медь из гор Цакотоллана. Золото вымывалось из песка и со дна рек. Употребление железа было неизвестно мексиканцам, и они пользовались вместо него для выделки инструментов сплавом из меди и олова, а также твердыми каменными породами, напр. итцтди или обсидианпорфиром. В производстве некоторых золотых и серебряных изделий мастера А. могли поспорить с испанскими. Точно также глиняная и деревянная посуда, прочные и блестящие краски, вышитые ткани, украшения из перьев и т.д. представляют блестящее доказательство высокого технического совершенства работы А. Произведения их скульпторов и архитекторов сохранились еще в значительном количестве. Торговля носила отчасти меновой характер, денежными же знаками служили различного рода ценности, помимо товаров (ствол пера, наполненный золотой пылью, кусочки олова, бобы какао). Профессия купца пользовалась вообще особенным почетом. Находясь под непосредственной охраной правительства, часто облеченные поручениями последнего, купцы отправлялись со своими караванами в самые отдаленные местности Анахуака и соседних стран. Торг невольниками считался также почтенным занятием; постоянные рынки для этого устраивались в Ацкапоцалко. Многоженство было дозволено, но было распространено лишь среди имущих классов населения. К женщинам относились с уважением, они принимали участие в общественных празднествах и увеселениях. Государство находилось, таким образом, на апогее своего процветания, когда испанцы вычеркнули на веки имя А. из списка народов. Хотя потомки А. живут еще в горах в долинах Анахуака, смешавшись с европейцами, но все, что составляло их особенность, как самостоятельного народа, исчезло навсегда. Подобно всем другим племенам краснокожих, А. одарены от природы особенной чувствительностью. Грубое прикосновение европейского пришельца заставляет их в ужасе отступать назад. Если чуждое влияние приближается к ним даже в форме высшей культуры, то они и в этом случае не выдерживают давления и вымирают. Кто знаком с современным индейцем Мексики; тот едва ли может себе представить, что этот народ был когда-либо способен создать такой государственный организм, какой мы встречаем у древних А. или у толтеков.
Литература. Кроме сочинений Фейтиа, Клавигеро, Сахагуна и Торквемады об истории Мексики, ср. : Прескотта, «History of the conquest of Mexico» (2 тома, Бостон, 1843); Брассер де Бурбур, «Histoire de nations civilisees du Mexique» (4 том., Пар., 1856 — 58); Мюллер, «Geschichte der amerikanischen Urreligionen» (Базель, 1855); Вайтц, «Antropologie der Naturvolker» (том IV, Лейпц., 1864); Фалье, «Etudes historiques et philosophiques sur les civilisations Azteque etc.» (2 тома, Париж, 1869 — 74); Банкрофт, «The native races of the Pacific States of North America» (6 томов, Сан-Франциско и Лейпциг, 1875); Бастиан, «Die Kulturlander des alten Amerika» (2 т., Берл., 1878).
Аэродинамика
Аэродинамика (греч.) — наука о законах, по которым происходить движение газообразных тел или газов, с включением описания приборов, которыми эти законы экспериментально доказываются, равно как и машин в которых применяются в технике движение газов. — Главнейшим законом в А. является применяемое также к жидкостям положение Торричели, что скорость, с которой газ вытекает из отверстия в стенке сосуда, зависит от высоты столба воды или ртути, которым изменяется сжатие или упругость газа и притом скорость будет такова, что при учетверенном давлении она удвоится, при удевятеренном — утроится и т.д. Газы различной плотности, как напр. водород и углекислота, вытекают при одинаковом давлении с различной скоростью. Так напр., газ, который в шестнадцать раз легче атмосферного воздуха, будет в 4 раза скорее вытекать, чем последний; газ, который легче в девять раз, будет проходить в три раза скорее. Таким образом, скорости истечения для одних и тех же газов относятся между собой, как квадратные корни из их высот давления, для различных же газов при одном и том же давлении, как квадратные корни из их удельных весов. При истечении газов имеет место также сжимание струи (contractio venae), как и в капельножидких телах. Явление всасывания происходит также при истечении газов, равно как и при истечении жидкостей. На этом основан опубликованный Клеманом и Деформом (в 1826 г.) аэродинамический парадокс, который на опыте можно наблюдать, если напр. выдувать из воронки свернутую воронкообразно бумажную трубку. Бумага эта вместо того, чтобы вылететь или отстать, наоборот прижимается к стенкам воронки. Это происходить вследствие того, что при выдувании воздух. находящийся между бумажной трубкой и бумагой, увлекается отчасти вдуваемой воздушной струей; вследствие этого между бумагой и воронкой воздух разрежается, и наружное воздушное давление прижимает бумагу к стенкам. На том же основано устройство пульверизаторов — иньекторов новейшего времени. Относительно приборов, которые служат для собирания газов и удаления их. Подобно жидкостям, газы представляют сопротивление каждому телу, движущемуся в них, и сопротивление это значительнее, чем больше поверхность движущегося тела и чем больше его скорость. Если из двух тел, одинаковой величины и тяжести, одно движется вдвое быстрее другого, то оно должно не только вытеснить вдвое больший объем воздуха, чем тело движущееся медленнее, но и придать этому объему воздуха двойную скорость, так что ему придется преодолевать вчетверо большее сопротивление, чем телу, движущемуся вдвое медленнее. Из этого следует, что сопротивление увеличивается пропорционально квадрату скорости, на самом же деле это увеличение идет еще скорее. Отсюда очевидно, почему для легких и объемистых тел ускоренное движение при падении переходит в равномерное. На последнем основано действие парашюта. Движущиеся воздушные массы могут передавать свое движение также твердым телам. На этом основано устройство мельниц.
Аэростат
Аэростат (греч.) или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес, то каждое тело, находящееся в воздухе, проявляет те же свойства, какие оно проявляет, будучи погруженным в воду, т.е. следует закону Архимеда. Таким образом, каждое тело должно потерять в воздухе, столько весу сколько весит объем вытесненного им воздуха. Если тело весит меньше, чем объем вытесненного им воздуха, то оно должно следовательно подниматься вверх в воздух с силой, которая соответствует разности весов: объема вытесненного воздуха и собственного веса тела. Бумажные фабриканты братья Стефан и Иосиф Монгольфьеры в Аннонэ во Франции, устроили в первый раз приспособление (шар), которое было легче вытесняемого им воздуха. Для этой цели они приготовили из бумаги большой шар и наполнили его нагретым воздухом, который, вследствие своего расширения, был легче холодного. Вскоре после этого Шарль в Париже употребил вместо нагретого воздуха (авг. 1788 г.) водородный газ, который около 14 раз легче (в 1836 г.) атмосферного воздуха. Позже. по предложению Грена (Green), стали применять для наполнения воздушных шаров в тех городах, где было введено газовое освещение, светильный газ, который также по удельному весу своему легче атмосферного воздуха и добывание которого проще и дешевле добывания водорода. Так как воздушный шар поднимается вверх лишь в том случае, когда оболочка его и содержимое весят вместе менее вытесненного воздуха, то, очевидно, чем тяжелее материя его оболочки, чем больше груз шара и чем менее легок газ, которым наполнен шар, тем больше должен быть сделан сам шар. Тонкий шар из коллодиума, наполненный водородом, в состоянии подняться при величине диаметра его в 2 сантиметра. Шар из сусального золота требует для своего поднятия диаметра в 15 сантим., не отягченный ничем шар из так назыв. шелковой бумаги — 25 сант., наконец шар из вощеной тафты требует уже диаметра в 125 сант. Большие шары приготовляются из особой крепкой шелковой тафты (раньше они приготовлялись из китайской шелковой материи); они изготовляются, главным образом, в Париже, фабричным путем. Форма их была прежде шаро— или грушеобразная; в новейшем воздухоплавании им придают овальную, сигаровидную или рыбовидную форму, чтобы уменьшить их сопротивление по направлении их движения. Так как аэростаты в верхних разреженных слоях воздуха раздуваются, вследствие уменьшения внешнего давления, то их окружают сетками из крепких веревок для того, чтобы они не лопнули; к концам прикрепляется помещение для воздухоплавателей (у Монгольфьеров они состояло из круглой корзины, у Шарля оно имело вид лодки или ладьи). Движение аэростата вверх происходит с помощью выбрасывания балласта (песка), который для этой цели берется в лодку при отправлении; опускание аэростата происходит от выпускания газа с помощью особого клапана, от которого веревка проходит в лодку и дает воздухоплавателям возможность управлять им. Управления аэростатом пытались добиться с помощью воздушных винтов, колес, парусов и руля. Привязанные на крепких канатах (ballons сарtifs), равно как свободно поднимающиеся аэростаты служат для метеорологических исследований высших слоев воздуха. С помощью малых шаров, привязанных на нитке, измеряют высоты пещер. В последнее время стали применять А. для фотографирования с птичьего полета. Для этой цели пускают небольшой шар, с установленными на нем фотографическим аппаратом, на 3 тонких шнурках, которые дают возможность держать шар почти неподвижным. Фотографический аппарат снабжен затвором с особым механизмом, который дает возможность человеку, находящемуся на земле, действовать им. Достигается это или с помощью электрического прибора, от которого проводник спускается вниз, или механическим приспособлением, которое соединено с землей зажигательной ниткой. Лишь только зажженная нитка сгорела, механизм действует автоматически.
Аяксы
Аяксы (греч. AiaV) — имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои. — Один из них, прозывавшийся Локрийцем или Младшим, был сыном Оилея, царя локров. Во главе 40 локрийских кораблей он присоединился к походу против Трои. В войске греков он считался одним из храбрейших героев, а в быстроте уступал одному лишь быстроногому Ахиллесу. После падения Трои, он силой вытащил из храма Паллады Кассандру, которая у богини искала защиты, и увлек ее в лагерь; по другому варианту, который впервые встречается у александрийских поэтов, он даже обесчестил ее в храме богини. Этим он навлек на себя месть богини, которая приговорила его к гибели в морских водах. Одиссей же, не упоминая об оскорблении Кассандры, а передавая вообще о его высокомерии и гневе Афины, повествует, что Посейдон спас бы его от морских волн, если бы в свою очередь, не был оскорблен надменностью героя. Судьба А. послужила сюжетом для одной из трагедий Софокла, которая до нас не дошла. — Второй А., прозванный Великим, сын Теламона, царя Саламина, с материнской стороны приходился внуком Эаку. С 12 кораблями он выступил против Трои и является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахиллеса. Когда по смерти Ахиллеса, доспехи последнего были присуждены не ему, а Одиссею, гнев и ярость обуяли душу героя, его ум омрачился и в отчаянии он бросился на меч. Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла. Пластика и живопись древности также охотно изображали подвиги обоих А. Ср. Григоревский, «А., герой греч. поэзии» («Фил. Зап.», 1867 г., №5, 6 и 1868, № 2).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar