Меню
Назад » »

Логос (52)

Артериосклероз
Артериосклероз (греч.) — хроническое воспаление и уплотнение артерий, легко приводит к тромбозу, старческому воспалению и апоплексии.
Артишок
Артишок, Cynara scolymus L. (цинара сколимус) — родовое название южноевропейского растения из сем. сложноцветных (Compositae) и его второго отдела трубчатоцветных или артишоковых (Суnаrеае), для которых и является центральным родом и типическим представителем. Именно, у всех растении этого отдела (каковы напр. василек, лопух, чертополох) все цветки в соцветии — «корзинке» — имеют трубчатые венчики, а язычковых по краям соцветия нет. Вероятное отечество А. — Азия. Происхождение названия объясняется от арабских слов ardi-schauki, земляной терн. Cynara — от греч. kuon — собака, по сходству листков обвертки с собачьими зубами, или от глагола knaw — царапаю; scolymus от греч. skwloV — кол, острие.
А. — многолетнее травянистое растение, колючее, вроде чертополоха или татарника, достигает высоты человеческого роста; давно вошло в культуру и диким не встречается; крупные листья то цельные, то вырезные, колючие, снизу беловойлочные; прикорневые достигают полуметра в длину и образуют плотную розетку. Стебель заканчивается соцветием — крупной, до 71/2 см. в поперечнике, «корзинкой» трубчатых пурпурофиолетовых цветов, окруженных в несколько рядов черепичатой поволокой или обверткой из жестких и толстых сизо-зеленых листьев, на внешнем конце заостренных в шип, а при основании утолщенных и мясистых. Все цветы плотно сидят на толстом «донце» или цветоложе, т.е. на разросшемся в ширину мясистом конце стебля. Это «донце» и нижняя части чешуй обвертки и составляют съедобную часть растения, употребляемого как овощ или салат; корзинки или головки цветов, до полного их раскрывания, срезываются и отвариваются в воде или бульоне; едят их также с уксусом и маслом, как салат, или поджаренными в масле. Различают три сорта или разности обыкновенного А.: крупный английский, колючий и гладкий; культура их требует большой заботливости, и возможна только в странах с теплым климатом; она особенно развита на юге Европы, во Франции, отчасти в Австрии, а в Германии только в прирейнских частях. Корневые отпрыски, образующиеся к осени у старых растений, отделяют и высаживают в марте в тучную, хорошо удобренную землю (чернозем) рядами, в полуметре один ряд от другого, а самые саженцы в 11/4 — 11/2 метра друг от друга. При нескольких цветочных головках на одном и том же растении, срезают прочь нижние, оставляя назревать лишь конечные, для большей их сочности и величины. После сбора головок, в конце августа, стебель сламывают у корня, обрывают образующиеся далее прикорневые листья, а на зиму корни прикрывают землей, а поверх кучами навоза, предохраняющего корни своей теплотой от промерзания. Другой вид, испанский А. или Кард, Cynara Cardunculus L., весьма колючий полукустарник, тоже употребителен как овощ, причем съедобны мясистые черешки крупных прикорневых листьев; головки же цветов значительно меньших размеров, чем у предыдущего вида. Кард и следует считать родоначальником обыкновенного А. (С. scolymus), как на основании весьма доказательных опытов выводки А. из Карда, так и по современному распространению последнего на юге Европы, на севере Африки, на Канарских островах, и по обильному его размножению в Южной Америке, где он, завезенный из Европы, размножился местами в штатах Лаплаты до того, что сделал значительные пространства земли непроходимыми.
Артритис
Артритис (Arthritis) — собственно называется воспаление сочленений или суставов: в этом смысле слово это употребляется французскими врачами, между тем как немецкие врачи для этой цели употребляют слово агthrocace artbrophlogosis. Обыкновенно в медицине слово это обозначает подагру.
Артур
Артур или Артус — принц Силурийский или Дамнонийский, собравший британские племена, оттесненные к зап. Англии и двинувшийся против язычников англосаксов, предводительствуемых Цердиком. А. храбро восстал за свободу и веру своего народа. Говорят, что он умер, вследствие тяжелой раны, нанесенной ему во время битвы его восставшим племянником Модредом, на острове Авалоне. Останки его были найдены при короле Генрихе II. А., как историческая личность, пробудившая в последний раз национальное сознание кельтов от их полнейшего угнетения, послужил предметом множества героических легенд, распространившихся из Валлиса и Бретани по всему романскому в германскому миру и в продолжении нескольких столетий обрабатывавшихся в поэтических произведениях. Уже в валлийских песнях бардов VI и VII столетий в «Myvyrian archaeology of Wales» (3 том., Лонд., 1801) воспевался народный герой А. и его сподвижники. В хрониках IX столетия, как и у Ненниуса, является первое указание на происхождение саги о цикле Артура, соединенной с сагой о волшебнике Мерлине. По местному преданию, отец А., Утер, влюбился в Игерну, жену Горласа, герцога Корнваллийского, и овладел ею, вследствие того, что Мерлин дал ему возможность облечься в образ Горласа. Игерна родила ему А. После смерти Утера, 516, А. сделался предводителем британцев, победил во многих больших сраженьях саксов, и победоносно двинулся в Шотландию, Данию, Норвегию и даже во Францию, где одержал около Парижа победу над большим римским войском. Во время его отсутствия племянник его Модред восстал и увлек его жену Джиневру. Возвратившийся А. вступил в битву с племянником, в которой и был убит. По народному преданию, однако, А. не умер, а душа его переселилась в ворона, и он когда-нибудь вернется. Он жил в Валлисе в Керлеоне с своей женой Джиневрой (Ghwenhwywar), окруженный блестящим двором и несколькими стами рыцарей по храбрости и манерам служившим образцом всему свету. Центром этого общества были 12 рыцарей, заседавших, как самые храбрые и благородные приверженцы короля, за круглым столом. Придворные рыцари А. разъезжали по всем странам искать приключений. Они приобрели рыцарскую славу, как защитники женщин, укротители разбойников, освободители заколдованных, и усмирители великанов и карликов. Описание бесчисленных происшествий, случавшихся по большей части в лесу, и поныне служит предметом множества поэм на всех западноевроп. языках. Британскм саги, «The Mabinogion from the Llyfr Coch о Hergest» или «Сказки красной книги Гергеста» (7 том., Лонд., 1838 — 49) несколько изменены, вследствие французской обработки в XIV ст., так как они распространились прежде всего во Франции, где рыцари круглого стола служили образцами блестящего, придворного рыцарства, процветавшего в XII стол. Этот предмет был обработан во Франции в особенности Кретьеном де-Труа. Уже в конце XII стол. французские художники, приехавшие в Германию, узнали в «Парсивале» Вольфрама Эшенбахского, в «Тристане и Изольде» Годфрида Страсбургского, в «Эреке» и «Ивейне» Гартманна фон-дер-Ау, те же похождения как и во французских поэмах. Главными героями А. цикла считаются кроме самого А. Парсивал, или Передур, как он называется в британ. сагах, затем Тристан, Ивейн, Эрек, Гавейн, Вигалуа, Вигамюр и Лансело. Во многих поэмах, как напр. в «Парсивале» и «Титуреле» сага об Артуре перемешана с сагой о св. Грале. Сага об А. перенесена из Франции в Нидерланды, Англию и на Скандинавский Север, перешла к провансальцам, испанцам и итальянцам. См. Греффе, «Die grossen Sagenkreise des Mittelalters» (Дрезд. и Лейпц., 1842); Сан Март (Шульц), «Die Arthursage» (Кведл., 1842); его же «Beitrage zur breton., und kelt.-german. Heldensage» (Кведлинб., 1847); Вильмарке, «Contes populaires des anciens Bretons» (2 т., Пар., 1845); его же, «Poemes des bardes bretons du Vl-e siecle» (Пар., 1850); Гольцман, «Artus» (в «Germania» Пфейфера, 12 год, Вена, 1867); Фоншан, «Arthus ou le roi chasseur» (Париж, 1874 г.).
Арфа
Арфа — музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во 1) из резонансного корпусаящика, длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемой обыкновенно из кленового дерева, в средину которой, по длине корпуса, прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для продевания кишечных струн; во 2) из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в 3) из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Так как А., уже и в прежнее время, имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в А. натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На А. без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений, в прежние времена, струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже, это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие А. оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720). Этот мастер приделал к А. семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу, и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.
Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на А., сделало ее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес (соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард сделал в А. дальнейшие усовершенствования, посредством устройства двойных педалей (double mouvement), из которых каждая производит два хроматических повышения струны. Эрардовская А., построенная в гамме До-бемоль, имеет объем в шесть с половиной октав, тогда как гохбрукеровская А., построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстой. Кроме обыкновенной А., существуют еще различные, ей подобные инструменты, менее совершенные по своему устройству, как напр. острая или крыльчатая A. (Arpanetta), двойная А. (Аrра doppia), тройная А. (Луки-Антонио Евстахия) и т.д. Кроме этих инструментов большою известностью пользуется т.н. Эолова А.. Арфа принадлежит к самым древним музыкальным инструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древние египтяне имели А., которые, относительно своего объема, указывали на значительную степень их развитая. Позднее, евреи употребляли А. и им подобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Не меньшим значением пользовалась А. у греков; А. Аполлона стала даже олицетворением всего поэтического и прекрасного. Их встречают, наконец, также у гальских, шотландских и немецких певцов и у скандинавских скальдов. Из новейших композиторов, писавших для А., можно назвать: Крумпгольца, Надерманна. Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса, Годфруа, Обертюра и др. В настоящее время А. сделалась необходимой принадлежностью каждого хорошо организованного оркестра.
Архаизм
Архаизм — употребление устарелых слов и старинных оборотов речи; также подражание старинному стилю в искусстве.
Архангел
Архангел (добрый дух) — занимает второе место в третьем чине небесной иерархии (архангелы Михаил и Гавриил).
Археоптерикс
Археоптерикс (Archaeopteryx) — в высшей степени замечательное ископаемое позвоночное животное, величиною с голубя, занимающее промежуточное положено между пресмыкающимися и птицами. По строению таза и ребер, по двояковогнутым позвонкам, челюстям покрытым зубами и по длинному хвосту, состоящему из 20 позвонков, этот вид тесно примыкает к пресмыкающимся. Но конечности и череп построены по типу птиц; передние конечности были снабжены сильными маховыми перьями, хвостовые позвонки также были снабжены попарно сидевшими на них перьями; наконец, все тело археоптерикса было покрыто перьями. А. был, вероятно, лазящим животным, употреблявшим свои крылья скорее в виде парашюта, чем для летания. До сих пор известно лишь два хорошо сохраненных экземпляра археоптерикса, оба из верхнеюрского золенгофенского сланца. Первый, без головы, был найден в 1861 г. и хранится в Лондоне в Британском музее; второй, с головой, подтвердившей реставрацию головы, сделанную Овеном (Owen) по первому экземпляру, найден в 1877 г. и находится теперь в Палеонтологическом музее берлинского университета.
Архивольт
Архивольт (греч.). — Архивольтом называется архитектурная тяга, которая идёт обыкновенно по краю арки с её лицевой стороны.
Архидьякон
Архидьякон (греч.). Собственно старший из дьяконов. Первоначально этот титул был присвоен первому дьякону епископской церкви. Но уже в V столетии, преимущественно в Западной церкви, архидьяконы не только возвысились над пресвитерами, но и стали занимать должности викариев в епархиях и на соборах; поэтому к ним мало-помалу перешло судебное разбирательство церковных дел, надзор за духовенством, монастырями и монастырскими имениями, ревизия епархий и суд над еретиками. Впрочем, до IX века они и на Западе были только заместителями епископов, без личной власти; впоследствии же, при разделении епархий на округа и архидьяконства, они сделались самостоятельными чинами церкви и, за немногими исключениями, пользовались полной епископской властью. В XI и XII столетиях архидьяконы считались там самыми влиятельными прелатами церкви. С течением времени значение их стало падать, и в XV и XVI ст. они должны были уступить право производить суд вновь образовавшимся судебным учреждениям, сохранив за собой только один титул. В настоящее время в римско-католической церкви сан архидьякона почти повсеместно упразднён. В греческой церкви, начиная с VII ст., уже не было архидьяконов, за исключением константинопольского. В епископальной церкви в Англии архидьяконы и поныне считаются представителями епископов по надзору за епархиями. В протестантской церкви титул архидьякона присвоен вторым священникам при главных церквах в больших городах.
Архиерей
Архиерей — в греч. переводе LXX так называется высший представитель ветхо-зав. священства — первосвященник (Лев. IV. 3); это же наименование ап. Павел прилагает и к И. Хр. (Евр. IV. 14). В греч. и русск. церкви архиереями именуются лица высшей иерархии — епископы, как первосвященники, в отличие от подчиненных им иереев, священников.
Архимандрит
Архимандрит (от греческ. arch и mandra — загородь, хлев для скота, овчарня — по отношению к монашескому обществу, как к стаду Христову, овцам Христовым, по преимуществу). — Наименование А. прилагается в греч. церкви к начальникам монастырей с V в. Первоначально так назывались избранные епископом для надзора над монастырями его епархии чиновники из игуменов. Когда надзор над монастырями перешёл от архимандритов к другим епископским чиновникам, именно, к великим сакеллариям, наименование А., в качестве почётного титула, было придаваемо игуменам важнейших монастырей в епархии. С таким значением это наименование из Греции перешло и к нам, в Россию. У нас оно первоначально было усвояемо, может быть, только одному игумену в епархии , и уже с течением времени сделалось достоянием нескольких. В первый раз это наименование встречается у нас под 1174 г. в приложении к игумену Киево-Печерского монастыря, именно к Поликарпу, и притом в соединении с общим названием — игумен: «печерский игумен архимандрит». Потом, упоминается архимандрит в Новгороде, в Юрьевском монастыре, под 1226 г.; во Владимире — в Рождественском монастыре — под 1230 г. и т.д. Ср. Е. Голубинский, «Истор. русск. цер.» (I т., 1 ч., 593 — 594); Макарий, «Истор. русск. цер.» (III т., 41 и след., Спб., 1868 и IV т., 211 — 213., Спб., 1866).
Архимед
Архимед — величайший из математиков древности; родился в Сиракузах, в 287 г. до Р. Х., был родственником царя Гиерона II. Математика обязана этому знаменитому ученому своими драгоценнейшими открытиями и важнейшими истинами, образующими блестящую эру прогресса в древности. Биографы А. не оставили нам сведений, под чьим руководством он занимался в детстве; но кто бы ни были его учителя, он их превзошел. Известно лишь, что А. был знаком с элементарными принципами Евклида. Все отрасли математики одинаково входили в предмет изучений в исследований А., но геометрия и механика принадлежат к числу тех, которыми он занимался с большим успехом и превосходством: он предавался им с таким усердием и самопожертвованием, что забывал ради них про существенные жизненные потребности, и не раз его рабы обязаны были принуждать его воспользоваться их услугами. К великому несчастию для человечества, многие его открытия из области геометрии не дошли до нас, но и того, что составляет наше достояние, совершенно достаточно, чтобы предать его память заслуженному бессмертию. Арифметику А. обогатил своим трактатом, под названием «Псамит» (пер. на русском языке Ф. Петрушевским, 1824), в котором он указывает способ для вычисления количества песчинок, могущих заключиться в объеме земного шара. В области геометрии А. сделал открытие, которое поныне выражается в законе: «сегмент, шар и цилиндр с одинаковыми основаниями и при равных высотах относятся между собою, как 1, 2, 3», или, что «шар равен 2/3 описанного около него цилиндра». Это открытие доставило А. так много радостей, что он изъявил желание иметь эпитафией на своем гробу шар, вписанный в цилиндр, найденный закон об отношении шара к цилиндру составляет предмет прекрасного трактата А. «О шаре и цилиндре». В другом трактате: «Об измерении длины окружности» А. впервые доказывает истину, что площадь круга равна площади треугольника, высота которого равна радиусу, а основание — периферии. Отношение длины окружности к диаметру круга (что ныне известно под видом p) А. пытался выразить при помощи вписанных и описанных правильных многоугольников и нашел это отношение в пределах 22/7, и 223/71, что весьма близко подходить к величине ныне общепринятого p. Из других дошедших до нас сочинений А. по геометрии особенно замечательно «Исследование коноидов и сфероидов» (2 т.), при чем он последние сравнивает с цилиндром и шаром с одинаковыми высотами и равными диаметрами и выводить их взаимные отношения. К этим важным открытиям А. по геометрии надо прибавить еще другие, которые не менее способствовали славе сиракузского ученого, а именно, квадратуру параболы и исследование свойств спиралей, одна из которых получила даже названо «Архимедовой спирали». Мы не упомянем еще о некоторых сочинениях А. по чистой математике, из которых дошла до нас только малая часть, а перейдем к другой отрасли работ А. Важные открытия сделанные А. в механике, дают ему право считаться творцом этой ветви математических наук. Все познания, которыми обладали до него по этому предмету, включая сюда и трактаты Аристотеля, не выходили из категории первоначальных понятий и неопределенных гипотез, характеризовавших зародышевое состояние этой науки. А. же быстро превзошел своих предшественников и первый установил верные принципы статики и особенно — гидростатики. Статика А. основана на идее центра тяжести, впервые им высказанной и при том так уверенно, что он мог сказать однажды: «Дайте мне точку опоры, и я подниму земной шар». Что касается открытий А. по гидростатике, то передают следующие обстоятельства, вызвавшие бессмертный принцип А. : «Всякое тело при погружении в жидкость теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость». Гиерон, царь сиракузский, подозревая своего ювелира в обмане при выделки золотой короны, поручил своему родственнику А. открыть обман и доказать, что в корону примешано серебра больше, чем следовало. Долго безуспешно трудился А. над решением предложенной задачи, пока наконец случайно во время купания открыл основной гидростатический закон и пришел от своего открытия в такой восторг, что голый с криками «eurhka» (я нашел !) побежал из купальни домой, чтобы испробовать свою теорию, которая так прекрасно впоследствии подтвердилась. В древности Архимеду приписывали до 40 открытий в области практической механики, но не все они описаны его биографами и комментаторами, так что некоторые известны лишь по названию, как то: архимедов рычаг, полиспаст и др. Архимедов винт применил он, будучи в Египте, к осушке залитых Нилом местностей. Укажем также на изобретенный А. планетарий — прибор, который с наглядностью показывал движение небесных тел. Не менее замечательно, что А. знал про силу водяных паров и пытался применить ее к орудиям своего века, так наз. метательным снарядам. Римляне, под предводительством консула Марцелла, осаждали во время второй Пунической войны (212 г. до Р. Х.) родину А. — Сиракузы. Посвятив себя защите Сиракуз, А. стал душой самого упорного и вместе с тем самого искусного сопротивления, о котором говорит история. Он построил метательные снаряды, причинившие много вреда римскому войску. Историки Полибий, Ливий и Плутарх, описавшие эту редкую по выдержанности осаду, повествуют, что А. построил также громадные «зажигательные стёкла» (двояковыпуклые чечевицы), посредством которых сжег римский флот. Тем не менее, А. не мог спасти свою родину от печальной участи: римляне вторглись в город. Солдаты, предававшиеся грабежу, не пропустили и дома Архимеда; который в это время сидел на полу, посыпанном песком, на котором чертил свои геометрические фигуры. А. встретил победителей классическими словами: «Не трогай моих фигур!» (Noli turbare circulos meos!), но варвар не пощадил старца и умертвил его на месте. Так кончил свою плодотворную деятельность А. на 75 году жизни, окруженный двойным ореолом славы, приобретенной наукой и редким патриотизмом. На его могилу поставили цилиндр, с включенным (вписанным) в него шаром, чтобы этим увековечить его открытие взаимного отношения шара и цилиндра, которому он придавал особое значение. Цицерон, будучи квестором Сицилии, отыскал этот памятник, скрытый в кусте. Оставшиеся после него сочинения собрал Торелли (Оксфорд, 1792 г.), Гейберг (Лейпциг, 1680 г.). Они были переведены и объяснены Ницце (Штральзунд, 1824). Отдельные сочинения его переведены Гаубером (Тюбинген, 1798 г.), Гофманом (Ашафенб., 1817 г.), Крюгером (Кведлинб. и Лейпциг, 1820 г.) и Гутенекером (Вюрцбург, 1828 г.). Ср. Гейберг, «Quaestiones Archimedeae» (Копенгаген, 1879 г.).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar