Меню
Назад » »

Логос (431)

Кредитор

Кредитор (веритель) — лицо, имеющее право требования по обязательству, в противоположность должнику. В более тесном смысле означает К. по денежному долгу, заимодавца. В современном праве оба значения, впрочем, близки друг к другу, так как современное обязательство, за отсутствием у К. средств прямого принуждения должника к совершению выговоренных в договоре действий, обыкновенно разрешается уплатой убытков, понесенных К. За полным почти уничтожением личного задержания, власть К. над должником вообще не идет теперь дальше власти над его имуществом. Последняя очень обширна: «за исполнение обязательства должник отвечает всем своим движимым и недвижимым имуществом, настоящим и будущим»; с момента возникновения долга имущество должника становится «общим залогом его К.» (выражение ст. 2092 и 2093 фр. гражд. код) и «принадлежит, в существе своем, не должнику, но заимодавцам его» (ст. 1932, т. XI, ч. 1-й). Однако, эта власть не идет до права полного разорения должника в случае неспособности последнего к уплате. Законодательство обеспечивает должнику известный minimum необходимых средств существования, мотивируя это, между прочим, тем, что в интересах самих же К. — не доводить должника до полной экономической гибели. В римском праве на эту «льготу» (т. наз. beneficium competentiae) имели право лишь некоторые из должников: восходящие родственники — по отношению к нисходящим, супруги — по отношению друг к другу, товарищи — id., солдаты и т. п. В средние века круг лиц, имеющих право на beneficium competentiae, постепенно расширялся интерпретаторами римского права, а в новом праве постепенно пришли к признанию права каждого должника на эту льготу. На этом основании К., при взыскании с должника, обязан оставить неприкосновенными: средства существования должника, определенные в законе суммы его получений и его рабочий инвентарь, необходимый для продолжения его деятельности (наиболее обстоятельное перечисление отдельных видов этих предметов — в германском уставе гражданского судопр.). При всей недостаточности этих гарантий для обеспечения дальнейшего экономического положения должника, они чрезвычайно важны как принципиальное признание его прав по отношению к К. Имущество должника, как и его действия, касающиеся этого имущества, не подлежат опеке К. Французское право, правда, предоставляет К. право «осуществлять от имени должника все права и иски», могущие принести имущественную выгоду его имуществу, если сам должник не заботится об их осуществлении (ст. 1166 фр. гражд. код.) — и таким образом деятельность должника ставится как бы под надзор К. Однако, в более важных случаях, напр. при непринятии наследства должником, такая деятельность за должника допускается лишь с разрешения суда (ст. 788). Многие французские юристы требуют даже разрешения суда на все действия кредитора за должника. Другие законодательства довольствуются, для ограждения прав К. по надзору за действиями должника, применением расширенного понятия римского «павлианова иска», известного и французскому праву (ст. 1167). По этому иску К. предоставляется право оспаривать все юридические действия должника, раз они совершаются в ущерб их интересам, но лишь в таком случае, если должник намеренно стремится принести вред К., если у него не оказывается другого имущества для покрытия долга и если лицо, с которым заключена сделка, знало, что сделка совершается во вред К. Оспаривание сделок с добросовестным контрагентом должника дозволяется лишь в случаях дарственного отчуждения должником своего имущества. К. имеют право оспаривать как поступки должника, так и воздержание его от необходимых в их интересе действий: не только, напр., отчуждение имущества, но и непринятие наследства и т. д. (см. ст. 1515 сакс. гражд. улож., где подробное изложение современной организации павлианова иска; ср. также 2169-2172 калифорн. гражд. улож. в русском переводе). Русская судебная практика основывает павлианов иск на п. 2м ст. 1529 т. Х ч. I-й, гласящем, что договор недействителен, когда он клонится «к подложному переукреплению имения во избежание платежа долгов». Условия иска определяются практикой совершенно согласно с только что отмеченными постановлениями западного права, изд. Гаугера, стр. 423-428, СПб., 1895). Особенно широкие права предоставляются К. по отношению к имуществу должника в случае объявления последнего несостоятельным и учреждения над ним конкурса. В случае смерти должника К. также получают ряд прав, ограничивающих полномочия наследников должника. Кроме прав по охранению наследства, главное из них состоит в удовлетворении К. наследодателя из оставленного им имущества предпочтительно пред К. самого наследника. Ради достижения этой цели К. могут требовать отделения имущества наследодателя от имущества наследника (так назыв. separatio bonorum). Это право было установлено в Риме претором и признается, вместе с beneficium inventarii для наследника, почти всеми западными законодательствами. Русское право не знает постановлений об отделении имущества наследодателя от имущества наследника в интересах К, как не знает и beneficium inventarii. Только наше торговое законодательство дает К. несостоятельного должника право требовать посмертного конкурса над его имуществом. cm. Baudry-Lacantinerie, «Precis de droit civil» (II, 182, 304-318, 909— 927); Laurent, «Principes de droit civil» (XVI, ch. IV, sect. III, и X, 4 след.); Dernburg, «Pandecten» (II, 144-147 и III, 170); Ефимов, «Посильная ответственность должника» (СПб., 1888); Карницкий, «О праве кредиторов опровергать сделки, заключенные должником с третьими лицами» («Журн. гражд. и угол. права», 1882, кн. 6); Рихтер, «Об ограждении прав К. в случае смерти должника» (ibid. кн. 7 и 8); Гольмстен, «О праве опровергать акты, заключенные во вред К.» (СПб., 1894). В. Н.

Кредо

Credo — символ веры; третий номер католической мессы, написанный на текст, начинающийся со слова С. У некоторых авторов месс С. получило особенно большое развитие, напр. у Баха (месса H-moll), Бетховена (Missa solemnis).

Н. С.

Крез

Крез (KroisoV) — сын Алиатта, последний лидийский царь из династии Мермнадов (560-546 до P. Хр.). Продолжая политику своего отца, К. стремился к обладанию побережьем Архипелага, для чего вел войны с тамошними греческими колониями (Эфесом и др.). Однако северное и сев.-зап. побережья Малой Азии, по-видимому, не были в непосредственной зависимости от К. Он продолжал дружественные отношения с дельфийским оракулом, при содействии которого утвердилась на престоле династия Мермнадов. Дары К. — между прочим, золотое изваяние льва, на пьедестале из 117 золотых кирпичей — были посланы в Дельфы, если верить храмовой легенде, сохраненной Геродотом, после испытания греческих оракулов, причем только дельфийский оказался на высоте своего призвания. Когда, вслед затем, К. спросил, воевать ли ему против Кира, завоевательных замыслов которого он опасался, оракул предсказал ему победу, если он перейдет пограничную р. Галис и вторгнется в пределы неприятельской страны. К. так и сделал, но потерпел полное поражение в Каппадокии. Вернувшись домой и распустив войско, так как дело было глубокой осенью, К. не ожидал возобновления войны раньше ближайшей весны, почему и союзников своих, Набонеда вавилонского, Амазиса египетского и македонян, приглашал на помощь через 5 месяцев. Кир, однако, неожиданно для К. прибыл к Сардам и взял их, после битвы под городом и 14 дневной осады (546). Рассказ Геродота о намерении Кира сжечь К. на костре неправдоподобен, так как персы почитали огонь чистым божеством и не сжигали ни жертвенных животных, ни трупов. Как эта, так и другие легенды, украшающие рассказ Геродота о К. — греческого происхождения и связаны отчасти с известными рассказами о семи мудрецах (сношения К. с Биасом, Питтаком и знаменитая встреча и беседа с Солоном), отчасти с разными греко-азиатскими мифами (о сыне К., Атисе, и его убийце Адрасте).

Крейцвальд

Крейцвальд (Kreutzwald, 1804-1882) — эстонский поэт; окончил курс в дерптском университете, был городским врачом в Верро. Еще будучи студентом, К. собирал и записывал из уст народа сказания и песни. В 1840-х годах появился целый ряд статей его об эстонских древностях, мифологии, народных преданиях, сказках и песнях; эти статьи доставили К. славу основательнейшего знатока эстонской народной словесности. Наиболее крупная заслуга К. — собрание в одно целое и художественная обработка эстонских народных сказаний о Калевипоеге.

Креспи

Креспи (Crespi) — фамилия нескольких итальянских художников, из которых заслуживают быть упомянутыми: 1) Джованни Баттиста К. (1557-1633), прозванный иль-Черано (il Cerano), живописец, скульптор и архитектор, ученик Прокаччини. довершивший свое образование в Венеции и Риме, причисляется, как живописец, к ломбардской школе. Из его картин, отличающихся вообще своеобразной, хотя и несколько манерной величественностью, можно указать в особенности на «Мадонну с четками», в галерее Бреры, в Милане, и на «Сонм францисканских монахов», в берлинской галерее, замечательный по чрезвычайной энергичности выраженного в нем религиозного экстаза. 2) Даниеле К. (1592-1630) — живописец, сын и ученик предыдущего, имевший, кроме того, своим наставником Дж. Ч. Прокаччини и, в отношении талантливости, значительно уступавший своему отцу. Несколько его работ можно видеть в миланской галерее Бреры, и особенно удачную картину: «Святые латеранского ордена» — в ц. С. Мария делла Пассионе, также в Милане. 3) Джузеппе Мария (1665-1747), прозванный «болонским испанцем» (lo Spagnuolo di Bologua), живописец и гравер болонской школы, ученик А. М. Тони, Д. М. Канути и К. Чиньяни, заимствовавший потом многое от других мастеров. Он компоновал очень легко и находчиво, обладал силой экспрессии, умел сообщать жизненность изображенным движениям, но, к сожалению, погоня за юмором нередко приводила его к причудливым странностям; работал он слишком наскоро и мало заботился о качестве красок и об условиях их смешения, вследствие чего многие из его картин побледнели, а другие сильно почернели. Картины этого, во всяком случае, весьма даровитого художника, не составляют редкости в музеях не только Италии, но и остальной Европы. К числу наиболее интересных среди них могут быть отнесены: «Св. Семейство» и «Смерть св. Иосифа» (обе в Имп. Эрмитаже, в СПб.), «Мадонна с Младенцами Христом и св. Иоанном» (в дрезденской галерее), «Итальянская крестьянка» (у лорда Бэринга, в Лондоне), «Грустящая монахиня» (в мюнхенской пинакотеке), «Школьная учительница» (в луврской галерее, в Париже), «Центавр Хирон» (в венском музее) и нек. др. Как гравер, К. работал иглой, тонко и свободно, и произвел довольно значительное количество эстампов, передающих как его собственные композиции, так и картины других художников, напр. Л. Карраччи и А. Ван Дейка.

А. С-в.

Кресс-салат

Кресс-салат (Lepidium sativum L.) — однолетняя трава из семейства крестоцветных, из рода Lepidium R. Br.; стручки вверху с выемками, все растение гладкое, без волосков. Всем известное растение, происходящее с Востока, но одичавшее в средней Европе. Кожура его семян легко ослизняется и становится липкой. Вследствие этого можно сеять К. на войлоке, на досках, даже на поверхности бутылок. Если таким образом посеянный К. держать в сырости, то он скоро прорастает и пускает обильные зеленые ростки, дающий хороший и здоровый салат. Липкость семян К. сал. дозволяет производить над этим растением физиологические опыты, высевая их, напр., на поверхностях, обращенных вниз и снизу же освещенных и пр.

А. Б.

Разводится в парниках, как побочное между огурцами, арбузами, цветною капустою и т. п.; для получения семян высевается рано на огородной гряде. К. годен для употребления только в очень молодом возрасте — 1-2 недельном, после же становится невкусен, поэтому для задержания дальнейшего развития перемещают его в холодное место. Чтобы постоянно иметь К. с. в запасе, еженедельно, на место срезанного, густо высевают семена, слегка их прикрывая, причем посев на смоченный войлок, делается предварительно немного смоченными и потому липкими семенами. При достаточной влажности всходы появляются на 2-3 день. К. американский зимний (Barbarea praecox R. Br.) — многолетнее растение, молодые листья которого употребляются как салат невысокого достоинства. Иногда называют кресс-салатом: ключевым — брункресс (Nasturlium officinale L.) и шпанским — капуцин или настурций (Тгораеоlum majus; ср. Капуцин, XlV, 409).

С.

Крестец

Крестец — часть позвоночного столба, к которой прикрепляются тазовые кости.

Крестный ход

Крестный ход — торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название. Священнослужители и церковнослужители, в церковных облачениях, во время шествия поют молебный канон. К. ходы существуют как в православной церкви, так и в католической, и бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные. К первым принадлежат: 1) К. ход вокруг церкви в пасхальную неделю, каждый день за литургией; 2) в праздник Богоявления, 6 января, для освящения воды, в память крещения И. Христа, 3) 1 августа — К. ход из некоторых главных храмов города для освящения воды; совершается по примеру Константинополя, где в этот день, до завоевания города турками, ежегодно с К. ходом из императорского дворца в храм св. Софии выносился хранившийся во дворце крест И. Христа (части этого Креста, вложенные в его полное изображение), причем было совершаемо и водоосвящение; 4) К. ходы поместные — в отдельных городах и других местностях, в честь великих местных святынь и замечательных событий церковной и государственной жизни, а также в память освобождения местности от эпидемии нашествия врагов и т. п. Чрезвычайные крестные ходы устрояются с разрешения епархиального начальства по особым важным случаям местной церковной жизни, напр. на месте закладки и построения нового храма, на поля для молитвы об избавления от градобития или засухи; сюда относятся также К. ходы трезвенников и др.

И. Б-в.

Крестовский Всеволод Владимирович

Крестовский (Всеволод Владимирович) — известный писатель (1840-95). Учился в с.петербургской I гимназии, был затем студентом историко-филологического факультета в спб. университете, но курса не кончил. Литературную свою деятельность начал стихотворениями (отд. изд. СПб. 1862). Широкую известность ему доставил написанный в сенсационной манере большой роман «Петербургские трущобы», печатавшийся в «Отечественных записках» с 1864 по 1867 г. (отд. 5 изд.). Следующие произведения К. посвящены одностороннему обличению движения шестидесятых годов, связываемого автором с польским восстанием. Сюда относятся его романы «Панургово стадо» и «Две силы» (в «Русском Вестнике»), изданные в 1875 г. под общим заглавием «Кровавый пуф». В «Русск. Вестнике» напечатал роман: «Тьма египетская» (против евреев, отд. изд. 1889). В конце шестидесятых годов К. поступил в военную службу, юнкером в уланский ямбургский полк. Составление истории этого полка (1876) доставило ему перевод в гвардию. К. из военной жизни написал еще «Из походных очерков» (1874) и «Очерки кавалер. жизни» (1892). Во время войны 1877-78 г. К. писал с театра военных действий корреспонденции в «Правит. Вестн.» (отдельно «Двадцать месяцев в действующей армии» 1879). В 1880 г. он совершил кругосветное плавание с эскадре адмирала Лесовского, описанное им в «Русск. Вестнике»; в 1882 г. назначен чиновником особых поручений при М. Г. Черняеве, бывшем тогда туркестанским генерал-губернатором; в чине полковника перешел на службу в корпус пограничной стражи; в 1892 г. назначен главным редактором «Варшавского Дневника». Кроме названных отд. изд. «Соч. К.» в 2 том.; 1863 г.; «Петербургские типы» (1865 и 1868); «Вне закона» (роман 1873 и 1876); «Деды» (истор. повесть; 1875, 85, 91); «Повести, очерки и рассказы» (3-е изд., 1872); «На траве» (1876); «В гостях у эмира Бухарского» (1887). Е. Г.

Крестоцвет

Крестоцвет (нем. Kreozblume, франц. Fleron), в готической архитектуре — украшение, состоящее из четырех краббов, симметрично расположенных вокруг вертикального стержня, имеющее вообще вид распуколки фантастического растения и представляющее в своем профиле, откуда бы мы ни смотрели, форму креста. К. служит увенчанием пирамидальных вершин колоколен, балдахинчиков над контрфорсами, всяких башенок, вимпергов, фронтонов и других остроконечных частей здания. А. С-в.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar