Меню
Назад » »

Логос (370)

Кастрация

Кастрация, оскопление, холощение — хирургическая операция, производимая у мужчин и женщин при злокачественных опухолях яичек или яичников. У здоровых людей, помимо изуверных сект, в настоящее время К. практикуется ещё в Турции для приготовления евнухов, хранителей гаремов. Последние доставляются также из Египта, где, по Литре-Робину, копты (христиане) оскопляют мальчиков негров в возрасте от 6 до 9 лет следующим варварским способом: они отрезают целиком наружный половые части, на рану наливают кипящее масло, насыпают на неё порошок алканного корня, вводят в остаток мочеиспускательного канала трубочку и зарывают этих мальчиков по пояс в песок на первые 24 часа; излечение затем выжидается под повязкой с мазью из глины с маслом. Из оперированных четвертая часть погибает. У кастрированных мальчиков борода не вырастает а лицо сохраняет нечто женственное.

Б. А. Окс.

В настоящее время кастрация производится у домашних животных или с врачебною целью, или же для более совершенной эксплуатации животного; в первом случае она является положительно необходимою при ущемлении паховой грыжи у жеребцов, при водяночной грыже, при нарыве придатка яичка и пр. К. требуется также для усмирения слишком свирепых животных — бешеных жеребцов, быков и т. п. Самки, болезненно-похотливые, требуют вырезывания яичников (овариотомия). Для кавалерийских лошадей К. тоже является необходимостью, чтобы сделать их более спокойными для строя и в виду того, что 1/3 ремонта допускается из кобыл. Рогатый скот, свиней, домашнюю птицу кастрируют с целью сделать их более податливыми к скорейшему откармливанию. Заводское искусство требует этой операции для устранения возможности оплодотворения маток самцами, могущими своими качествами испортить породу. У некоторых животных после кастрирования мясо изменяет вкус (бараны, быки) и шерсть становится обильнее и тоньше (баранывалухи). Кастрированные петухи — «каплуны» — быстро жиреют. Холощённые в раннем возрасте самцы сильно изменяют свой вид и становятся похожими на самок. К. производится, преимущественно, над самцами и не представляет большой опасности; у самок она трудна и опасна для жизни животного. Лучшим временем года для холощения считается весна и осень. Животное должно быть здорово и хорошо упитано. Наиболее пригодный возраст этой операции: для жеребцов 4 — 5 лет, хотя в последнее время многие ученые предлагают холостить в раннем возрасте, как для лучшего исхода операции, так и в видах коневодства; быков, если животное назначено для убоя ещё теленком до года, холостят 2 — 3 месяцев и в этом случае они очень быстро жиреют, если же их приготовляют к работе — то 18 — 20 месяцев. Ягнят кастрируют в конце первого месяца их жизни, иногда же оставляют до 6 месяцев; боровов кастрируют в возрасте 2 — 6 месяцев, петухов же на 3 — 5 месяце. Методов К. самцов весьма много; самый употребительный — лещетками, часто заменяемый в новейшее время способом с помощью инструмента экразера и способом наложения лигатуры. Операция эта была известна в глубокой древности: египтяне, израильтяне и греки уже знали различные методы её производства, оставшиеся у коновалов ещё и до настоящего времени.

А. С.

Каста

Каста (от португальского casta выражающего понятие санскр. термина jati=рождение, род, сословие) — общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён или рас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о «кастовом» духе или «кастовой» нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутая обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как её изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К. несомненно ещё не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга. При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили чёрное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побеждённым и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографического состава (вероятно — ещё небольшого) арийского народа ведийских индусов, не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости и в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющих сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покорённой. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской мифологии высшая К. — брахманы — выводится из уст Брахмы, воины — Кшатрии — из его рук, купцы — Вайшья — из бёдер, а ремесленная К. — Шудры — из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго проведён на практике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) всётаки были неизбежны; по закону Ману, индус может брать себе в жёны женщин из своей и из любой низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой с ним К., а дети жён из других низших К. попадают в презренные смешанные К. Таким образом, арийская кровь всё-таки проникала в жилы неарийского населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать, уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской крови. В результате современное индусское население Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух (точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых, обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время большинство высших, «дважды рожденных» К. — брахманов, раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья — не отличается ничем особенным в цвете кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и чёрной расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси чёрной крови к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рождённым от высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещё более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер замкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий. Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам, утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К. всё-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди христиан туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала узаконенная государством и освящённая затем обычным правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но число К. и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.), гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего кастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась в известной чистоте только одна главная К. — брахманов. К. кшатриев, заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегда уверяют, что они «тхакуры» в том или другом отношении. Две другие К., по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следует прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта: «Ostindische Kasten in der Gegenwart» («Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.», XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. ещё прекрасные статьи Сенара, в «Revue des deux Mondes» (1894); Risley, «Tribes and Castes of Bengal»; Sherring, «Hindu tribes and Castes» (Кальк. 1880); Hopkins, «The mntual relation ot the 4 castes according to the Manavadharmacastram» (Лпц., 1881); W. Hunter, «Orissa» (Лонд., 1872); Dalton, «Descriptive Ethnology of Bengal» (Кальк., 1872); Ochs, «Die Kaste in Ostindien» (Базель, 1860); Dubois, «Manners and Customs of People of India» (Л., 1817); Kitts, «A compendium of the castes and tribes found in India» (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, «Relations ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age» («Journ. of Asiat. Soc.», 1867); Weber, «Collectanea ueber die Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra» («Indische Studien», т. X, 1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir: «Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People of India» (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б — ч.

Касыда

Касыда — форма лирического стихотворения, выработанная арабской поэзией незадолго до Мохаммеда. По преданию, она изобретена поэтом Мохальхалем, сыном Рабиэ: он написал первую К., в память умершего своего брата Колейба. К. сменила собой «реджез», отличаясь от него и по содержанию, и по форме. Реджез — стихотворение вполне лирическое, К. же допускает описание природы, женской красоты, нравов и т. п. эпический элемент. По форме, К. представляет длинную нить стихов, оканчивающихся всегда на одну какую-нибудь неизменную рифму. Каждый стих состоит из двух полустиший, причём рифмуется только второе полустишие. Точно так же построена и газель, но она не может быть длиннее 13 стихов, а К. всегда отличается длиной. Из арабской поэзии К. перешла и в персидскую, и в турецкую. Ориенталисты очень часто, хотя не точно, переводят «К.» термином «элегия». См. Ahlwardt, «Ueber Poesie u. Poetik der Araber» (Гота, 1856). A. E. K.

Каталани

Каталани (Catalani, по мужу Valabregue, Angelica) — знаменитая итальянская певица (1779 — 1849), обязанная громадным успехом во всей Европе феноменальному голосу (сопрано), черезвычайно красивого и чистого тембра, доходившему до редкой высоты (соль в третьей октаве). Колоратурное пение К. отличалось большою лёгкостью, уверенностью, чистотой. В виртуозных пьесах бравурного характера К. не имела соперниц. Громадный успех К. имела в Париже и в особенности в Лондоне, где её гонорар за один сезон в театре достиг, в 1806 г., 180 тысяч франков — цифры небывалой для того времени. При Людовике XVIII и позднее К. управляла итальянской оперой в Париже. Концертировала, между прочим, и в России. См. «Ueber madame Valabregue-Catalani» (Лейпциг, 1816), «Signora Angelica Catalani» (Гамбург, 1819) и др.

Н. С.

Каталог

Каталог (греч.) — роспись, список. Древние грамматики дали название К. росписи вооруженных сил ахеян, содержащейся во второй книге Илиады (catalogoV nevn — К. кораблей). В произведениях, приписываемых Гeзиoду и до нас дошедших лишь в отрывках, были catalogoi gunaikvn (К. жен) — роспись матерям героев. Подобного рода К. сделались общим правилом в эпической поэзии древних. В настоящее время название К. дают перечням предметов, относящимся к области науки и искусства, как-то звезд, памятников древностей, предметов, входящих в состав естественнонаучных коллекций или находящихся в музеях, картинных галереях, на выставках, но прежде всего росписям книг. Книжный К. имеет или значение указателя литературы, или же перечня книг, находящихся в данной библиотеке. В последнем случае К. служит инвентарём, на основании которого производится ревизия библиотеки, и вместе с тем даёт указания к быстрому в верному отысканию книги, имеющейся в библиотеке. К. более обширных библиотек, в особенности таких, в которых те или иные отделы отличаются богатством и хорошим подбором книг, являются также весьма ценными библиографическими указателями. Во всякой благоустроенной библиотеке должны быть три К.: К. приобретений, алфавитный и систематический, каждый из этих К. должен удовлетворять всем требованиям библиографии, а последние два должны ещё давать указание на место нахождения данной книги в библиотеке. Общепринята, по своим практическим удобствам, система подвижных карточных К.: о каждой книге все нужные сведения выписываются на отдельной карточке; карточки располагаются в желаемом порядке и хранятся в особых ящиках; устраиваются ещё подвижные, дугообразной формы, металлические прутья, которые пропускают через ряд карточек и затем замыкают, так что карточки, удобно передвигаемые по прутьям, не могут менять своих мест, но всегда могут быть перетасовываемы. Система составления К. (каталогизация) является труднейшим вопросом библиотековедения. В алфавитном К. книги располагаются в азбучном порядке заглавий, но чаще — авторов; псевдонимы, анонимы и инициалы по возможности раскрываются; при размещении анонимных трудов неизвестных авторов руководствуются главным именем существительным заглавия, при отсутствии же его — первым словом заглавия. Из многочисленных систем составления систематического К. большим распространением пользуется в новейшее время библиографическая система, предложенная Отто Гартвигом и проведённая им в университетской библиотеке в Галле. Она основана на распределении всех сфер знания по наукам естественным и гуманитарным, при чём география занимает переходную ступень, и представляет следующие главные отделы: труды, относящиеся до истории книг и книжного дела, и содержания энциклопедического; общее языкознание и восточные языки; классическая филология; новая филология; изящные искусства; философия; педагогика, история культуры и наука о религии; богословие; правоведение; государственные науки; исторические вспомогательные науки; история; землеведение; общие труды по естествознанию и математические науки; физика и метеорология; химия; естествознание; сельское хозяйство, лесоводство и технология; медицина. При составлении по этой системе К. для менее обширных библиотек, многие родственные отделы могут быть объединены, напр., вспомогательные историч. науки — с историей. Попытку объединить принципы К. алфавитного и систематического представляют собою американск. Dictionary Catalogues: под расположенными в азбучном порядке главными словами приводится соответствующая литература, опятьтаки в азбучном порядке авторов. Кроме указанных общих К., ведутся ещё К. специальные, напр. К. инкунабулов, рукописей, гравюр, портретов, периодических изданий. В спб. Императорской публичной библиотеке ведутся: 1) К. приобретений и 2) в каждом отделении библиотеки особый карточный К. (в отделении Rossica ведётся и систематический К.).

Необходимость печатных К. представляется вопросом спорным, поскольку речь идёт не о рукописях. Что касается последних, то издание краткого, хотя бы инвентарного К. рукописей, хранящихся в данной библиотеке, составляет её общепризнанную нравственную обязанность, так как в противном случай рукописи эти совершенно пропадают для науки. Многие из К. рукописей представляют собою обширные и весьма ценные исследования; таковы у нас труды Бычкова, Востокова, Горского и Невоструева, Строева. В последние годы правительства отдельных государств принимают меры к изданию описаний всех рукописей, хранящихся в библиотеках данной страны. Мысль об этом была высказана Рюлльманом (Rullmann, «Herstellung eines gedrukten Generalkatalogs der Manuskripten-schatze im Deutschen Reiche», Фрейб., 1875), но впервые осуществлена во Франции, а затем и в Пруссии, где проф. Вильгельм Мейер приступил к изданию «Verzeichniss der Handschriften im preuss. Staate» (т. 1, Берл., 1893). Издание К. печатных книг сопряжено с большими расходами и может повлечь за собою значительное уменьшение средств библиотеки, а добытые результаты не будут соответствовать затраченным усилиям: К. скоро становятся устарелыми, печатание дополнений затрудняет справки. Сама возможность распространения среди публики печатных К. может иметь место лишь по отношению к К. небольших библиотек: печатные К. более обширных библиотек должны бы обнимать многие сотни томов. Британский музей ещё в 1787, 1813 — 19, a затем в 1840-х годах делал попытки печатания своего К., но они кончились неудачей. Тем не менее в 1882 г. британский музей вновь приступил к печатанию общего своего К. («British Museum Catalogue of printed Books», Лонд., 1882 и сл.), который должен служить основой для исчерпывающего К. англ. печатной литературы. Это грандиозное издание, которое должно обнимать до 2000 томов, надеются закончить ещё в текущем столетии. Парижская национальная библиотека печатала только К. некоторых своих отделов: Histoire de France (11 т., 1855 — 1879) и Sciences medicales (3 т., 1857 — 89). Спб. императорская публичная библиотека изд. в 1873 г. систематический К. отделения Rossica; К. этого отделения за последующие годы остаётся в рукописи. Кроме того пет. К. приобретений на иностранных языках (доведён до 1890 г.).

Литература приведена в ст. Библиотековедение (III, 813). Ср. ещё F. Nizet, «Les саtalogues des bibliotheques publiques» (Брюсс., 1888) и A. Grasel, «Grundzuge der Bibliothekenlehre» (Лпц., 1890).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar