Меню
Назад » »

Логос (360)

Капитолий

Капитолий и Капитолийский холм — (Capitolium). — К. холм, наименьший из всех холмов Рима, возвышается близ южного берега Тибра, к СЗ от Палатинского холма, над расположенном в долине форумом, до 46 м. над уровнем моря. Он был окружён, как можно предположить, со всех сторон укрепленной недоступной крепостью Рима времен Сервия Туллия. Немногие следы сохранились от стены, окружавшей весь холм и обнимавшей два отдельных укрепления: так называемую Аrх или цитадель и К. Кроме главной дороги (Clivus Cap.), в 174 до Р. Х. вымощенной лавой и в некоторых местах украшенной арками, на вершину холма вело ещё несколько путей для пешеходов. Один из них (Centum gradus) вёл ступенями на ЮВ холма в том месте, где находилась недавно обнаруженная знаменитая тарпейская скала. К цитадели вели также ступени от храма Согласия и Карцера — древней государственной темницы; у Карцера от этого пути отделялась так наз. Гемониева терраса (Scalae Gemoniae), на которую при императорах кидались тела казненных. В цитадели находился авгуракул — место, где авгуры занимались ауспициями; здесь, на каменном седалище, во время инаугурации сидел авгур. Ниже авгуракула находился, как предполагают, построенный Mapием храм Чести и Доблести (Honos et Virtus). Гарнизон в цитадели в историческое время не помещался никогда. На том месте цитадели, где теперь возвышается церковь Санта Мария в Арачели, стоял храм Юноны Советницы (Juno Moneta), построенный, как гласит предание, по обету Камилла во время войны с аврунками. При храме находился — вероятно, для большей безопасности — монетный двор. Высшую точку на юге холма занимал храм Юпитера (aedes Jovis optimi maximi) или К. в тесном смысле слова, величайшее святилище римлян. Основание храма приписывается Тарквиниям, но окончание его относится к 1-му году республики. Перед ним возвышались три ряда дорических колонн, с боков — по одному ряду. Параллельные стены делили его на три отдела (cellae), посвященные Юпитеру, Минерве и Юноне. В Юпитеровой (центральной) целле иногда происходили заседания сената. Снаружи и внутри храм так был загромождён трофеями счастливых войн и посвящениями, что в 179 г. до Р. Хр. пришлось его очистить от них. По окончании 2-ой пунической войны потолок храма был позолочен и пол застлан мозаикой. В 83 г. храм сгорел дотла: истреблены были даже хранившиеся в подземельях под ним Сивиллины книги, но спасены статуи римских царей и Брута, а также храмовая казна. Сулла начал возобновление храма по прежнему плану, но с большим великолепием; оно окончено в 69 г. В 69 и 80 г. по Р. Хр. храм снова горел и был возобновлён Домицианом. С V столетия по Р. Хр. началось ограбление его, а затем и постепенное уничтожение; даже фундамент его не сохранился, так как каменоломни под ним стали обваливаться, и, когда в XVI в. Кафарелли воспользовались им для своего дворца, он уже лежал в развалинах. На дворе храма (area) капитолийская коллегия (т.е. корпорация лиц, живших на К.) в древности справляла свои игры; здесь происходили и собрания народные, в роде того, которое повело к катастрофе старшего Гракха. Многочисленны были здесь статуи богов и знаменитых людей. В правление Августа статуй набралось столько, что пришлось часть их перенести на Марсово поле. У подножия храма Юпитера, высившегося над всеми прочими, возник целый ряд меньших храмов. На К. холме сохранялись бронзовые таблички с государственными договорами, заключенными Римом с другими государствами. При пожаре храма в 69 г. по Р. Хр., по словам Светония, погибло 3000 этих дощечек. — В седловине холма, между К. холмом и цитаделью, Ромул, по сказанию, устроил убежище (asylum), Здесь стоял храм «молодого Юпитера» или древне-латинского бога Вейовиса. Несмотря на своё значение крепости и святилища, К. холм стал застраиваться частными домами. После измены Манлия постановлено было, что более никто из патрициев не будет жить на К. холме. Не было строений только на большей части сев. стороны и на ЮВ, на тарпейской скале. Склон седловины к форуму занят был громадным зданием (tabularium), развалины которого сохранились до настоящего времени; оно должно было служить государственным архивом. В средние века на К. холме было лишь одно монументальное здание — церковь св. Марии в Арачели, на сев. вершине. С восстановлением римского сената, в 1143 г., К. холм снова получил значение как идеальный и административный центр города. Площадь его до 1477 г. служила главным рынком; над развалинами табулария построен был похожий на крепость дворец сенаторов. Незадолго до 1540 г. Микеланджело начертал план переделки К. холма, который, с некоторыми отклонениями, был приведён в исполнение в следующие 100 лет и дал К. холму нынешний его вид. Микеланджело начал работать над переделкой фасада дворца сенаторов. Подъем на К. начинается против Марсова поля и идёт по широкой террасе, построенной при Пии IV (1559 — 65) и украшенной наверху колоссальными мраморными статуями диоскуров. Площадь, середину которой занимает перенесенная сюда Микеланджело конная статуя Марка Аврелия, слева ограничена великолепным капитолийским музеем (построенным в 1644 — 55 гг. Рейнальди) — одним из знаменитейших в свете собранием статуй (собственность гор. Рима); направо находится «палаццо консерваторов», построенное Кавалиери (в 1564 — 68 г.), с хранилищем редкостей. Против входа возвышается оконченный Рейнальди в 1592 г. дворец сенаторов с двойной террасой и высокой башней, построенной Мартино Лунги в 1579 г. Главный зал дворца служит для заседаний римского городского совета. Самая сев. вершина К. назначена для национального памятника королю Виктору Эммануилу, фундамент которого заложен в 1885 г. См. Jordan, «Kapitol, Forum und Sara Via» (Б., 1881); С. Re и G. В. de Rossi, в «Bulletino archeologico comunale» (Рим, 1882, т. 10); Jordan, «Topographie der Stadt Rom» (Б., 1885, т. 1, отд. 2); Otto Richter, «Topographie von Rom» (в «Denkmaler des Klassischen Altertums» Баумейстера, 1888, т. III), Jw. Muller, «Handbuch d. Klassischen Alterturnswissenschaft», т. III, 1889); Michaelis, в «Zeitschrift fur bildende Kunst» Лютцова («Neue Folge», т. 2, 1891). Кроме планов, приложенных к некоторым из вышеназванных книг и статей, см. начавший выходить с 1893 г. громадный (в 46 листов) план Ланчиани: «Forma Urbis Romae».

Был еще в Риме старый К. (Capitolium vetus), по преданию — древнее святилище сабинов, находившееся на холме Квиринале; отсюда уже оно перенесено на К. холм, раньше — по преданию — называвшийся Сатурнийским или Тарпейским. Название К. удержалось за святилищем на Квиринале и позже; посвящения малоазийских общин времён митридатовой войны стояли в Риме в двойном количестве экземпляров: одни в К. новом, другие — в старом. См. Ch. Hulsen, «Zur Topographie des Quirinals» («Rheinisches Museum» IS94, XLIX, 3).

По образцу римского К. встречаются К., как муниципальные религиозные центры, и в других городах Италии (Беневент, Помпеи, Верона), в Кельне, Безансоне, многих городах Нумидии (Цирта, Ламбезис) и друг. бывших римских провинций. В этих К. также почитались три римских божества: Юпитер, Юнона и Минерва. Если оказывалось, что в городе нет подходящей возвышенности для К., устраивались искусственные холмы (в Остии, Нарбонне, Безансоне). Лучше всего сохранились провинциальные К. в Брешии, Помпеях и Дугге в Африке (др. Фугга). Ср. A. Gastan, «Le Capitole de Vesontio et les Capitoles provinciaux» (1868); его же, «Les Capitoles provinciaux du monde romain» 1886); O. Kubfeldt, «De Capitolils Imperii Romani» (1883).

А. М. Л.

Капнист

Капнист (Василий Васильевич) — поэт и выдающийся драматург, род. в 1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда, Полтавской губернии. Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова — «охотника до наук и особо до стихотворства». Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. К. Перешёл в преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным. В годы пребывания в столице К. усиленно старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том же году, при посредничестве Львова, получил место при главном почтовом управлении. В 1785 г. он был избран киевским дворянством в губернские предводители, а через два года был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1799 г. К. был причислен к театральной дирекции по заведованию русской труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы известных артистов — Шушерина, Сахарова, Пономарёва. В 1802 г. К. был утвержден генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального суда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народного просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им Обуховке.

К. был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер, Богданович и Оленин. Первое произведение К. — ода, на франц. языке, по поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил её так: «преглупая ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит». Внимание читающей публики К. обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн. «С.-Петербургского Вестника» (1780 г.) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собр. Люб. Pocc. Слов.» (ч. V), под загл. «Сатира первая и последняя». К. высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор напечатал в том же «СПб. Вестнике»: «Письмо», в котором называет К. глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из Буало, Фонвизина и Сумарокова, как свидетельства плагиата. В 1783 г. молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении К. является южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В 1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться «верноподданный», вместо прежнего «раб», побудил К. написать «Оду на истребление в России звания раба». До 1796 г. имя К. встречается, затем, во многих повременных изданиях — «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Его произведения как переводные, так и оригинальные пользовались популярностью и в публике, и среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода К.: «Ответ Рафаэля певцу Фелицы» была доставлена Державину ещё в рукописи, под заглавием «Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К.» Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении «Изображение Фелицы». Державин обиделся и отвечал резким письмом, где, между прочим, писал: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывёшь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран». Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г. К. издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустишием на заголовке:

К. я прочел и сердцем сокрушился, Зачем читать учился.

Через два года появляется на сцене главное литературное произведение К. — комедия «Ябеда». Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с «Ябедой», пользовалась выдающимся успехом. «Ябеда» не отличается искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель её — изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды — господствует над содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его главные действующие лица — Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг. — карикатурны; но К. метко попал в больное место современного ему общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса, разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу получила права гражданства. Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем. Когда в 3 действии Хватайко поёт: «Бери, большой тут нет науки; бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать?» — зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и восклицали: «это вы! это вы!» Популярность «Ябеды» в начале текущего столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные драматические произведения К. не имеют значения; одной из них: «Станорев или мнимая неверность» сам автор посвятил следующую эпиграмму:

Никто не мог узнать из целого партера,

Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;

Но общий и согласный свист

Всем показал, что то — Капнист.

Из лирических стихотворений К., который в свое время пользовались значительным успехом, лучшие: «В память береста» и «Обуховка», где автор обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался, несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, в переводе греческих и римских авторов, размером простонародных русских песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей. Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным.

Б. Глинский.

Каподистрия

Каподистрия (граф Иоанн) — русский и греческий государственный деятель, род. в 1776 г. на о-ве Корфу, где отец его, Антон К., потомок семьи, выселившейся в конце XIV в. из городка Капо д'Истрия, занимал разные почетные должности на службе у венецианского правительства, Иоанн К., окончив курс философии и медицины в падуанском университете, поступил на дипломатическую службу на родине. В 1802 г. ему было поручено объехать большую часть Тонических о-вов, ввести там русские гарнизоны и устроить гражданское управление. В 1803 г. он был назначен статс-секретарем республики Ионических о-вов по иностранным делам, в 1807 г. — начальником милиции. Тильзитский мир (1807), заменивший русское управление французским, разбивал карьеру К. на родине; он перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел (1809). Через два года он был определён секретарём русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку Чичагова; на него же было возложено поручение выработать проект устройства Бесарабии, только что присоединенной к России. В 1813 г. К. сопровождал имп. Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию, с поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные К. на венском конгрессе, обеспечили ему быструю карьеру. В 1815 г. ему пожаловано звание статс-секретаря; в 1816 г. он сделался русским министром иностр. дел и занимал эту должность до 1822 г. Он работал для укрепления союза между Францией и Россией и старался удерживать Александра от увлечения идеями Священного Союза; между прочим, К. противился, но без большой энергии, вмешательству в борьбу партий в Неаполе. В эту эпоху началось греческое революционное движение. К., как грек, ему сочувствовал, но, как дипломат и карьерист не решался действовать энергично, и остался на службе, когда Россия, в виду движения, руководимого Ипсиланти, приняла явно враждебное Греции положение. Скоро, однако, роль К. стала слишком фальшива; Меттерних интриговал против К., и ему пришлось уехать в Швейцарию, в бессрочный отпуск (отставку он получил в 1827 г.). Ещё раньше дважды отвергнув предложение гетерии стать во главе её (хотя в 1814 г. он сам основал гетерию филомузов), К. и теперь оставался зрителем борьбы, поддерживая инсургентов лишь деньгами и бессильным заступничеством при европейских дворах. 11 апр. 1827 г. народным собранием в Трезене гр. I. К. был избран на 7 лет cubernhthV'ом Греции (это слово было переведено в рескрипте имп. Николая I гр. Гейдену словом «председатель греческого правительства»; несмотря на неточность перевода, название «президент» установилось за К.). Новый президент переждал, однако, Наваринскую битву, обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 янв. 1828 г. прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия, в официальных и частных письмах, настаивал на том, чтобы было спрошено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом; но честолюбивые замыслы К. не увенчались успехом. Принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался однако, не без влияния со стороны К., от предложенной ему короны. В числе врагов К., созданных его политикой, была семья Петробея (Мавромихали), посаженного им в тюрьму. Сын и брат Петробея, Георгий и Константин Мавромихали жившие в Навплии под надзором полиции, напали на К. 9 окт. 1831 г. и убили его. Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнен. Кроме общих сочинений по истории Греции в XIX в., см. Mendelsohn Bartholdy, «Graf J. К.» (Берл., 1864); Betant, «Correspondance du compte J. С.» (Женева, 1839); qeotoco, «O I. К. en Kejallhnia cai ai staseiV authV 1800 — 1802» (Корфу, 1889); Теплов, «Гр. И. К.» (СПб., 1893, и в «Историч. Вестнике», 1893, 8 — 9).

В. Водовозов.

Каприччио

Каприччио (capriccio — ит.) — каприз, музыкальное сочинение, в котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по своей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся, контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также для оркестра. В первом случае К. нередко имеет форму этюда, в которой проводится один мотив с резким очертанием или в виде виртуозной пьесы (Capriccio Мендельсона для фортепиано с оркестром, ор. 22); во втором случае в К. встречаются несколько контрастирующих тем. Из русских композиторов К. писали: Глинка (увертюра «Аррагонская хота», которую он раньше назвал Capriccio brillante), Рубинштейн (Valse-caprice и пр.), Чайковский (итальянское К.), Римский-Корсаков (испанское К.) и пр. В начале прошлого столетия фугообразное произведение, свободное от установленных правил фуги, называлось К.

И. С.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar