Меню
Назад » »

Логос (36)

Анатолия
Анатолия или Натолия (турецк. Анадуль, греч. Анатоль, т. е. страна Востока) — служит названием Малой Азии, или самого западного полуострова Азии, ограниченного на севере Черным морем, Константинопольским проливом, Мраморным морем и Дарданельским проливом, на западе — Эгейским морем, на юге — Средиземным морем и на востоке — Арменией и северо-западными частями Месопотамии и Сирии. Занимая площадь в 517600 кв. км., страна получает свое очертание от западного продолжения плоских возвышенностей и пограничных горных областей Армении. Внутренняя часть ее образует большое плоскогорье или, правильнее, ряд возвышающихся одна над другой террас в 450-1650 м. высоты, с голыми солончаковыми и болотистыми степями, множеством озер с вулканическим дном и отдельными вулканическими вершинами, между которыми Арджиж со своими двумя кратерами возвышается на 2765 м. над Кесарийской (Caesarea) равниной, которая сама имеет в среднем 1230 м. высоты. Северная окраина или Понтийско-пафлагоновифинийские горы — длинный хребет параллельных лесистых цепей, перерезанных многочисленными поперечными долинами, высотою в 1300 — 1950 м. — круто спускаются в виде узкой береговой полосы, но с покатыми и безлесными отлогостями внутрь страны. То же самое и Южная окраина, Тавр, или Киликийско-памфилоликийский хребет; только он сплоченнее и выше, и достигает на севере от Скандерунского или Иссийского залива до 3570, а дальше на западе до 2600-2900 м. высоты. Западная окраина прорвана во многих местах, долины ее открыты к Эгейскому морю в горных областях Карии, Лидии и Мизии; у подошвы этих последних лежать благословенные прибрежные страны Леванта, а самые северные отроги их — Ида и Олимп. На плоскогории внутренней А. берут начало реки Иешил-Ирмак (ирис), Кизил-Ирмак (Галис) и Саккари (Сангарий), изливающие свои воды в Черное м., Сарабат (Гермий) и Миндер (Мэандер), впадающие в Эгейское море. Климат в общем имеет южно-европейский характер; на более возвышенных террасах зима бывает сравнительно суровая, часто с льдом и снегом. Весь полуостров довольно часто подвергается землетрясениям.
Население А. состоит из различных народностей. Господствующее племяосманлийские турки, числом 1200000 ч., распространено по всей стране. после них второе место занимают; принадлежащие к тому же племени и говорящие на одном из тюркских наречий, туркмены; они обитают на внутреннем плоскогорье и ведут кочевую жизнь. Там же попадаются орды кочующих курдов, а в горах к востоку от Трапезунда разбойничье племя лазов, доставляющее лучших моряков Понтийского прибрежья. Города населены, кроме турок, на западе преимущественно греками и евреями, а на востоке армянами, которые вместе с франками в приморских портах держать в своих руках всю торговлю страны. Все население страны считается до 6750000, а вместе с Кипром и западными островами до 7320000. В политическом и социальном устройстве А. предстоят существенные изменения, когда будут введены проектируемые реформы, давно обещанные Портой великим державам. Эти реформы должны обнять судопроизводство, систему обложения и внутреннее управление, при чем, для большего обеспечения собственности и общественной безопасности вообще, предполагается поставить жандармерию под начальством европейских офицеров. Особенность тамошних порядков составляли прежде старо турецкие вассальные династии, так называемые Деребеги (князья долин), которые, признавая над собой верховную власть султана, были наследственными правителями и военачальниками в своих владениях. Первоначальное могущество их было сломлено еще султаном Махмудом. В настоящее время вся страна делится на восемь вилайетов или наместничеств, и каждый из них на санджаки али провинции: 1) Кодавендкиар, самая северная часть — древняя Мизия, западная Вифиния и части Фриги — с санджаками Брусса, Карасей, Карагисар, Саиб, Киутайа; 2) Кастамуни, средняя часть северного прибрежья — древаяя Пафлатония, восточная Вифиния и части Понта — с главным городом Кастамуни и санджаками Кастамуни, Боли, Киангри и Синоб или Синоп; 3) Тирабзон, восточная часть северного прибрежья-прибрежная страна древнего Понта и страна лазов — с главным городам Тирабзоном или Трапезундом и санджаками Тирабзон, Джаник или Самсун, Гёмёшъганэ и Лазистан; 4) Айдин, юго-западная часть-древняя Лидия, Кария и Фригия-с санджаками Исмир (Смирна), Айдин, Сарухан и Ментение; б) Кония к востоку от Айдина — древняя Ликия, Памфилия, Пизидия, Ликаония и западная Киликия, равно как части Фригии, Каппадоин и Катаонш-с санджаками Кония) Теккэ, Гамид, Нигдэ и Бурду; 6) Ангора, центральная часть полуострова-древняя западная Каппадокия и Галатия с главным городом Ангора и санджаками Ангора, Иозгад, Кайсарие и Киршери 7)Сивас, к востоку от Ангоры — внутренняя страна Нонта, часть Каппадокии и малой Армении — с главным городом Сивас и санджаками Сивас, Амасия и КарагисаръШарки; 8) Джесайри-Байри-Сефид, состоит из прилегающей к Дарданельскому проливу азиатской и европейской береговой полосы (полуостров Галлиполи) и ближайших островов Самотраке, Лемноса, Имброса, Тенедоса и Митилене.
Анатомия
Анатомия (греч.), собственно рассечение, — наука о строении органических существ. Как многие другие науки, А. имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ (практич. А.); вторая занимается не самим исследованием, а его результатами, т. е. описывает эти результаты, объясняет их, приводить в систему и делает им сравнительную оценку (теоретич. А.). Другими словами, первая есть искусство, вторая наука анатомии. В прежнее время анатомическая исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающихся. Поэтому под А. разумели, да и теперь еще разумеют, преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом, возникла животная А., или зоотомия . Наконец, принялись за исследование внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки; растительную анатомию пли фитотомию . Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их грубого или тонкого строения, то наука неизбежно должна была придти к изучению сходств и различий этого строения и таким образом народилась сравнительная А. Она то именно, в связи с палеонтологией и историей развития, доставила и еще будет доставлять главнейшие опоры учению о происхождении видов, столь животворно подействовавшему на умы в наше время. Изобретение увеличительных стекол выяснило, что то, что кажется однородным невооруженному глазу, может в действительности обладать очень тонким и сложным строением, и вследствие этого от А. отделилась особая наука под названием микроскопической А., или учения о тканях, занимающаяся исследованием тончайших подробностей организации . Большинство болезней сопровождается грубыми или тонкими изменениями в положении или строении различных органов и их тканейисследование этих болезненных изменений составляет предмет так назыв. патологической А.
А. здорового человека, с своей стороны, подразделяется, соответственно употребляемому ею методу изложения, на систематическую и топографическую. Систематическая, или описательная А. занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных групп (систем), служащих для достижения одной общей, конечной цели. При этом способе изложения, при котором анатомические данные являются только предварительной ступенью к изучению физиологии, А. подразделяют на следующие шесть отделов или учений: 1) Остеологию, или учение о костях, со включением суставных хрящей (хондрологиии). 2) Синдесмологию или учение о связках, т. е. о тех лентообразных органах, которые связывают кости в одно подвижное целое, особенно в суставах. Кости, хрящи и связки образуют все вместе твердый остов тела, на котором укреплены мягкие части и в углублениях или полостях которого привешены и спрятаны важнейшие для жизни органы. Скелет представляет сложную систему устоев и рычагов, приводимых в движение силою мышц, действующей на них извне, и потому может быть назван органом пассивного движения. 3) Миологию, или учение о мышцах, т. е. мясистых органах тела. В силу живой сократительности своих волокон, мышцы служат органами активного движения, изменяют положение костей, отчасти способствуют образованию полостей тела и прикрытию заложенных там органов, наконец, своей массой, главным образом, определяют форму тела. 4) Ангиологию, или учение о сосудах, рассматривающую положение и ход перепончатых трубок, разветвляющихся в виде дерева или сети и пронизывающих почти все части тела. Различают две системы сосудов: а) кровеносные с сердцем, мясисты м насосом, из которого кровь отводится бьющимися, пульсирующими жилами (артериями) и б) лимфатические, при посредстве которых известные соки тела приходят в соприкосновение с кровью в особых органах (лимфатических железах) и, наконец, переводятся в вены. 5) Неврологию, или учение о нервах, рассматривающую нервную систему, на которой различают две главные массы, центральные. главные органы — головной и спинной мозг, затем отходящие от них почти ко всем точкам тела белые нити, в виде периферических нервов и, наконец, так называемые узловые нервы; т. е. особенный отдел нервов, весьма обильно снабженный так называемыми узлами (ганглиями). 6) Спланхнологию, или учете о внутренностях, имеющую своим предметом описание органов, составленных из различных систем и большею частью расположенных в полостях тела. По своим отправлениям эти органы разделяются на следующие пять групп: органы чувств, органы речи, голоса и дыхания, органы пищеварения, мочевые органы и половые органы.
Но, как уже сказано выше, есть еще другая система изложения, топографическая А., которая рассматривает части человеческого тела не по отдельным системам, а главным образом со стороны их взаимного положения в данном пространстве, идя от наружной стороны внутрь, от поверхностно лежащих к глубоко лежащим частям. Она разделяет тело на множество крупных и мелких отделов или провинций (областей), пользуясь для этого отчасти естественными границами, данными в различных сгибах, суставах, перегородках и т. д., отчасти воображаемыми, нарочно для этого придуманными линиями Ствол делится на голову и туловище; последнее состоит из шеи, груди и живота. Конечности делятся на грудные или руки, и брюшные или ноги. На каждой из этих крупных частей различают еще отделы и подотделы. Эта А. областей составляет в практическом отношении самую полезную часть А., так как практика имеет дело не с отдельными системами человеческого тела, а с соединением их в живое целое. Взаимное отношение органов в определенном пространстве играет важную роль при болезнях, и нарушение этого отношения влечет за собою целый ряд болезненных изменений, правильное понимание которых возможно только тогда, когда отношение это известно. Анатомия областей, излагаемая преимущественно с точки зрения потребностей оперативной хирургии, носит также название хирургической А. Топографическими препаратами называются такие, на которых отдельные системы тканей (мышцы, артерии, вены и кости) представлены в их положении относительно друг друга. К этим же топографическим препаратам относятся и разрезы, получаемые на замороженных трупах. -Пластическая А., изучаемая художниками, — в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжении, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимоотношения. — Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии Последняя, вместе с учешем о тканях, носит название общей А. и в противоположность этому, систематической А. дается название частной или описательной А.
История.
Громадная важность науки анатомии для врача, физиолога, естествоиспытателя была сознана уже рано, хотя мы никогда, вероятно, не будем в состоянии узнать наверное, кому принадлежат первые точные анатомические исследования, особенно на человеческих трупах. В древности главной помехой к изучению А. человека долгое время являлись религиозные верования и суеверия. Греки, веровавшие, что души умерших, до погребения их тела, скитаются по берегам Стикса, очевидно, не могли быть расположены к анатомическим занятиям. Забота о телах умерших доходила у них до того, что афиняне однажды присудили к смерти одного победоносного полководца за то, что, увлекшись погоней за неприятелем, он не похоронил оставшихся на поле битвы воинов. Римляне, с своей стороны, питали сильное отвращение к А., считая занятие ею унизительным для человеческого достоинства. Сама тогдашняя врачебная наука не нуждалась в специальных анатомических знаниях, а когда потребность в них стала ощутительна, то ее старались удовлетворить рассечениями животных, именно собак и обезьянь. Даже относительно отца медицины, Гиппократа, нельзя с достоверностью сказать, знал ли он А. или нет. Сам Аристотель, знаменитое сочинение которого «история животных» легло в основу всех последующих трудов по естествознанию, по всей вероятности, был совершенно незнаком с А. человека. А. животных оставалась основой науки и в то время, когда, по крайней мере, в Александрии уже практически занимались А. человека, хотя, конечно, не в том виде, как это делается теперь. Герофил из Халкедона и Еразистрать из Кеоса (ок. 300 до Р. X.) пользовались славой таких усердных анатомов, что по словам Цельзия, они рассекали живых преступников. Тем не менее, даже Гален (131 по Р. X.) оставляет нас в неизвестности на счет способа, которым он приобрел свои анатомические знания, и точно также у арабов мы не встречаем никаких указаний, по которым можно было бы заключить, что они сами исследовали человеческие трупы. Провидимому, для них, равно как для их преемников, главным источником анатомических знаний служили сочинения Галена, пока, наконец, Мондини де-Лутци, профессор в Болонье, впервые публично не анатомировал в 1300 и в 1315 два женских трупа; на основании собственных исследований он написал первый учебник А. человека, который в продолжение двух столетий пользовался значением анатомического кодекса. Только в XVI веке авторитет Галена окончательно был низвергнут. После жестокой борьбы, усилиями Везаля (1543), Евстахия, Коломба, Фалония, Фабриция из Аквапенденте, Варолия и др., которым А. обязана целым рядом блестящих открытий. XVII столетие бодро пошло по проложенному ими пути, особенно после того, как открыт Гарвеем кровообращения (1619) вдохнуло новую жизнь в физиологию, а микроскоп доставил доступ к более тонкому строению человеческого и животного тела. Лимфатические сосуды были открыты Азелли (1622); железистые органы нашли себе ревностного исследователя в Вартоне, тогда как Мальпиги, Левенгук, Сваммердам и перешагнувший в следующее столетие Рюнш, благодаря микроскопу и впрыскиваниям в сосуды, подвинули микроскопическую А. далеко дальше своих предшественников. В XVIII стол. больше всех выдались в этой области опять таки итальянцы (Паккиони, Вальсальва, Морганьи, Санторини, Масканьи, Котунни). Рядом с ними почетное место заняли во Франции: Винслоу, Д'Обантон, Лиетод, Вик-д'Азир и Бита; в Англии: Купер, Чезедьден, Гёнтер, Крюикшенк, Монро и Бель; в Нидерландах: Боэргав, Альбин, Кампер и Сандифорть. Германия тоже блестящим образом выдвинулась из прежних потемок в лице Галлера и обоих старших Меккелей, чтобы затем в XIX стол. занять первое место. На рубеже обоих столетий мы встречаем имена Зёмеринга, Лодера, Блуменбаха, Гильдебрандта, Рейля, Тидемана, Бока и Зейлера, которые почти все еще сохранили тесную связь с практической медициной и способствовали ее преуспеванию своими анатомическими трудами. Но уже в первое десятилетие нынешнего века, как во всех других отраслях науки, так и здесь начался процесс обособления, благодаря которому анатом и физиолог пошли каждый своим путем, почти не заботясь о практической медицине, так что последняя извлекала мало пользы из их блестящих открытий, и сами анатомы почти исключительно разрабатывали микроскопическую А. В скором времени необходимость слияния обеих наук снова выступила на очередь, благодаря ревностному изучению патологической А., которая после классических исследований Рокитанского, Вирхова, Конгейма, Клебса и др. сделалась главнейшей основой современной медицины. После долговременного и почти исключительного господства микроскопической А., некоторые новейшие немецкие анатомы снова обратились к грубой А. и разработали ее отчасти с новых точек зрения. Нормальная А. с особой любовью изучалась до сих пор французами. Между учебниками по А. на первом плане должны быть поставлены превосходные руководства Гиртля, Генде, Мейера, Лушки, Гегенбауэра, Гартмана, затем старые учебники Меккеля, Гильдебрандта и Арнольда, а между французскими учебниками Крювилье и Саппеля. Перечень важнейших старых и новых сочинений по всем отраслям А. можно найти в учебнике Гиртля «Руководство к А. человеческого тела», существующее и на русском языке во многих изданиях. Из русских анатомов первое место занимает проф. В.Л. Грубер, обогативший анатомическую науку многочисленными (552) специальными работами, обнимающими все системы человеческого тела. Все работы напечатаны на немецком языке, за исключением одной капитальной монографии «О косточке слезоточного канала», которая появилась прямо на русском языке. Им же основан богатейший в России музей при Институте практической анатомии в Военно-медицинской Академии. Новейшие анатомы в России все почти ученики проф. В. Л. Грубера: проф. Ландцерт, проф. А. И. Таранецкий и проф. П. Ф. Лесгафт.
Практическая А., естественно, шла в своем историческом развитии впереди теоретической. Что же касается анатомической техники, т. е. выработки правил рассечения трупов, то хотя относящиеся сюда указания встречаются уже в сочинениях Галена, однако первые попытки изложения этого предмета в специальном сочинении сделаны не раньше XVII ст. В настоящее время для удовлетворения этой практической потребности составлены особые руководства такими анатомами, как Гиртль, Будге, Мейер, Генке и Лаут. В анатомической технике различают вскрытие и препарирование. Вскрытием называется произведенное по правилам искусства обнажение трех больших полостей человеческого тела, вместе с исследованием заключенных в них внутренностей и органов. Препарирование состоит в разъединении по правилам искусства отдельных частей, так чтобы можно было различать их форму и положение. Представленные подобным образом части носят название анатомических препаратов; в этом смысле говорят о костных, мышечных, сосудистых и нервных препаратах. Препаровка костей производится посредством удаления с них всех мягких частей кипячением, размачиванием и белением. Если кости снова скрепляются проволоками в их натуральном положении в одно целое, то получается искусственный скелет, названный так в отличие от естественного скелета, на котором кости соединены между собою так называемыми связками. Для лучшего представления сосудов, особенно их тончайших разветвлений, обыкновенно пользуются инъекциями, или впрыскиваниями в них окрашенных и отвердевающих жидкостей, после чего сосуды отделяют скальпелем от окружающих мышц и мягких частей. В последнее время стали употреблять еще другой способ препарирования сосудов. Именно, сосуды наливают особой массой, которая нерастворима в едких жидкостях, тогда как все другие составные части тела распускаются в них. Описанными способами получаются так называемые свежие препараты. Для того же, чтобы надолго сохранять препараты, по возможности, в их натуральном виде, как напр. для целей преподавания А., равным образом для сохранения редких аномалий, т. е. уклонений от нормального строения, или особенно интересных болезненных изменений органов; их высушивают на воздухе или смазывают древесным уксусом и покрывают прозрачным лаком. С тою же целью можно сохранять препараты в противогнилостных жидкостях, напр. в 16-22% спирте, в карболовой кислоте, растворе сулемы и т. д, или же обработать их виккерсгеймерской жидкостью . Такие препараты, сохраняемые в особых шкафах и комнатах, образуют анатомические (или патологические) коллекции или музеи. Так как невозможно сохранять все части в полной неприкосновенности, в особенности цвет их и мелкую волокнистость, то пытались воспроизводить органы при помощи пластического искусства, приготовлять анатомические препараты из дерева или слоновой кости (слуховой орган), воска или картона. С большей еще пользой и сравнительно меньшими издержками для анатомических изображений уже издавна применялось рисовальное искусство. Подобные изображения, называемые анатомическими таблицами, изготовлял еще Аристотель, снабдивший ими свои анатомические сочинения, который теперь потеряны. В XVI ст. такими рисунками занимались величайшие художники-Леонардо-да-Винчи, Микель-Анджело, Рафаэль, Тициан, Дюрер, но из них лишь немногие дошли до нас. Первоначально анатомические рисунки воспроизводились посредством резьбы на дереве, а потом гравированием. Теперь с той же целью пользуются литографией и особенно фотографией, а в самое последнее время снова вернулись к резьбе на дереве. Из анатомических атласов самыми лучшими считаются атласы Вебера, Арнольда, Фрорипа, Бока, Генке, Генле, Гейцмана, Рюдингера и Обета. О новейших успехах А. печатаются подробные отчеты в издаваемых Гофманом и Швальбе, «Jahresberichte uber die Fortschritte der A. und Physiologic».
Анахореты
Анахореты (греч.), т. е. удалившиеся от мира, отшельники, пустынники; так наз. люди, живущие в уединенных и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Хотя уже в первые два столетия нашего летосчисления христиане устранялись от языческих празднеств и удовольствий, но только в конце III и в начале IV столетий появились отшельники в настоящем значении этого слова, которые, вследствие жестоких преследований или же презрения ко всему земному, стали искать уединения. В начале IV века около таких отшельников или отцов пустыни стали собираться (первоначально в Египте) ученики и сотоварищи и вести под их руководством аскетически образ жизни. Когда Афанасий в 356 г. удалился в Ливийскую пустыню, он нашел ее уже заселенною многочисленными пустынниками. Идеальный образ такого отшельника начертали Иероним в житии Павла биванского и Афанасий, в житии святого Антония. Последний считается отцом настоящего монашества. Существует сказание, что его ученик Иларион ввел этот уединенный образ жизни в Палестине, а Евстафий в Армении и Малой Азии. Вскоре замечательнейшие учителя церкви стали поощрять такой образ жизни и привили его и на западе. Но вскоре, когда А. стал осаждать народ, искавший их советов, утешения в несчастиях и благословения больных и детей, они принуждены были отказаться от первоначального намерения совершенно устраниться от мира. Некоторые А. подвергали свою грешную плоть ужасным мучениям, обременяли себя цепями, железными кольцами и т. п. веригами, уединялись почти в необитаемые местности, пещеры, отказывали себе в необходимом пропитании и одежде, или же, принимая самые неестественный позы, оставались в них в продолжение многих лет. Однако, подобные подвиги анахоретства стали постепенно исчезать, так как церковь вскоре предпочла более мягкую форму отшельничества, именно — общежитие «кеновитов» или монахов. Впрочем все вообще восточные религии, не исключая даже еврейства, представляют подобные явления.
Анахронизм
Анахронизм (греч.)-так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени. Так у Шекспира в его «Юлие Цезаре» башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем «Пикколомини» говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно также средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворный обработки античных тем, как напр. «Энеида» Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники средних веков и эпохи возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar