Меню
Назад » »

Логос (344)

Каган

Каган — в начальной летописи название хана хазарского, употребляется как синоним государя в «Слове» Илариона (похвала К. нашему Володимиру) и в «Исповедании веры» митр. Илариона.

Кадастр

Кадастр — слово это происходит от средневекового лат. catastrum, т.e. capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати. Ныне под К. разумеют роспись землевладениям, всесторонне описанным и расцененным в видах определения доходности каждого из них и равномерного обложения их поземельными налогами и другими платежами, а затем и самую расценку землевладений.

Кадеты

Кадеты (от франц. cadet — младший, несовершеннолетний). — В дореволюционной Франции так назывались, до производства в офицеры, молодые дворяне, зачисленные в военную службу. Из Франции название К. перешло во все европейские государства. В России слово К. появилось одновременно с учреждением первого военно-учебного заведения (шляхетского корпуса): кадетами стали именовать воспитанников корпусов. По преобразовании кадетских корпусов в училища и гимназии, наименование это исчезло. В 1882 г. оно восстановлено в прежнем смысле.

К.-К.

Кади

Кади (араб.; правильнее «кадый», значит «судья») — так называется у мусульман духовное лицо, исполняющее также роль светского судьи и решающее дела на основании законов Корана и священных преданий. К., по компетенции, стоит ниже муфтия, но вместе с ним принадлежит к высшему духовенству. Должность кадыя впервые учреждена Омаром. Первый К. (Абдаллах ибн-Науфаль) был назначен самим халифом (для Медины), но затем право назначать кадыев принадлежало также визирям и наместникам. Мусульманские юристы выработали следующие условия, необходимые мусульманину для занятия этой должности: принадлежность к свободному сословию, почтенный возраст, добронравие, знакомство с исламскими законами. Обязанности К. — решать уголовные дела, разбирать тяжбы, заботиться об исполнении приговоров, назначать опеку над малолетними, сумасшедшими и т.п., заведовать вакуфами и удостоверять завещания; если в районе нет имама, то вместо него должен отправлять богослужение К. Ввиду сложности своих занятий, К. не может обойтись без помощников: он может выбирать сведущих и добросовестливых людей, нечто вроде присяжных (наибов), чтобы узнать их мнение до произнесения приговора; другие его помощники — секретари (эмины) и нотариусы (шахиды). Для разбора жалоб на К. Омейяды учредили особую апелляционную палату (незер-оль-мезалим), сперва под председательством халифа; со времен аббасида Мохтеди (868 — 869) стал назначаться особый председатель, из судей. В настоящее время в Турции К. — чиновники, состоящие на государственной службе и получающие жалованье. В Персии К. независимы от государства. Кады ль-кодат («судья судей») — верховный К. для целой области. В настоящее время кадылькодат для Египта (в Каире) ежегодно присылается турецким султаном из Константинополя. Кады аскер (Казы-лешкер), т.е. «судья войска» — название двух чиновников, следующих в иерархии непосредственно за великим муфтием: один — румелийский, другой — анатолийский. Ср. Kremer, «Gesch. der herrschenden Ideen des Islams» (Лпц., 1868); его же, «Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen» (B., 1875 — 77); Hammer, «Des Osmanischen Reiches Staatsverfassung und Staatsverwaltung» (1815); «Precis de jurisprudence mus. de Sidi Khalil» (trad. Perron, II., 1848 — 55).

А.Крымский.

Кадило

Кадило или кадильница — сосуд для курения фимиамом, производимого при христианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой, открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такое К. носило название кации); такое устройство имеет кадильница и доныне у русских старообрядцев. Теперь кадило имеет вид круглой чашечки, 1 — 11/2 врш. в диаметре, повешенной на трех или четырех цепочках, длиною около аршина, соединенных вместе в верхнем конце, за который держит К. священнослужитель, производящий каждение. В чашку К. полагаются горящие угли, а на них всыпается ладан (древесная ароматическая смола), иногда, вместо него, другие, более тонкие душистые растительные составы. В церковном уставе подробно указывается, когда и как должно быть при богослужениях совершаемо каждение.

Н.Б.

Кадмий

Кадмий (хим.) — металл. химич. знак Cd, вес атома = 112. Встречается в немногих и редких минералах (напр. гриноките CdS), чаще вместе с цинком, преимущественно в цинковой обманке Силезии, откуда и извлекается вместе с цинком, от которого отличается летучестью, потому что кипит около 770° (а цинк около 930°); на основании этого свойства Cd получается в первых порциях при перегонке цинка, от которого может быть отделен при обжигании цинковой обманки, так как при этом сернистый К. дает сернокислую соль CdSO4, растворимую в воде, а сернистый цинк образует окись в воде нерастворимую; из раствора же CdSO4 К. вытесняется цинком до конца. Осажденный цинком из растворов, К. плавят и отливают обыкновенно в палочки. Это белый (слегка синеватый), мягкий (но тверже свинца) металл, способный к полировке, напоминает олово; уд. вес 8,6, плавится при 320°, плотность паров 3,94 (воздух = 1); отсюда видно, что в частице его (как ртути и многих др. металлов) содержится 1 атом. На воздухе при обыкновенной температуре не окисляется, а при накаливании дает бурую окись CdO, получаемую обыкновенно прокаливанием углекислой соли. Кислоты серная и соляная растворяют К. труднее, чем цинк, с выделением водорода и образованием растворов солей CdSO4 и CdCI2; энергичнее действует азотная кислота. Соли К. CdX2 бесцветны и по свойствам сходны с солями цинка. К. относится ко 2-й группе элементов периодической системы, из нечетных рядов, т.е. есть аналог Mg, Zn и Hg. Открыт К.Германом и Штромбергом в 1819 г. В практике употребляется почти исключительно в живописи в виде желтой краски, называемой обыкновенно «К.» и содержащей CdS и в виде йодистого К., CdJ2, получаемый прямо из металлического К. и Йода, растворимого в воде и спирте и применяемого для йодирования коллодия при приготовлении фотографических пластинок. Что касается получения сернистого К., то должно заметить, что сернистый водород, пропущенный в сильно разбавленный раствор солей К., дает прямо (осаждение полное) лимонно-желтый осадок CdS, растворимый в крепких кислотах (в растворе синеродистого калия CdS не растворяется, отличие от меди и др.); крепкие, особенно же нагретые, и в присутствии свободных кислот, растворы солей К. дают с сероводородом уже красноватый осадок сернистого К. (осаждение при этом не бывает полным); оба видоизменения и их смеси применяются как краски в живописи.

D.

Казанова

Казанова (Джованни-Джакопо Casanova де-Сенгальт — дворянский титул, который он себе присвоил) — авантюрист (1725 — 98), родом из Венеции. Изучив право, он хотел принять духовный сан, но запутался в любовных похождениях и был исключен из семинарии. Побывав в Неаполе, Риме, Константинополе, Париже, он вернулся в Венецию, где, за обман и богохульство, в 1755 г. был заключен в тюрьму. В 1776 г. он бежал в Париж, где завоевал себе положение магией и спекуляциями и основательно изучил тамошнюю общественную и частную жизнь. После новых странствований по Европе, он прибыл в Берлин, где имел аудиенцию у Фридриха Великого, очень интересно описанную в его мемуарах. Он должен был получить место начальника кадетского корпуса, но направился в Петербург, затем в Варшаву, откуда бежал по случаю дуэли с Браницким и вел скитальческую жизнь в Австрии, Германии. Франции, Испании, Италии, всюду переживая множество приключений. Получив позволение вернуться в Венецию, он сделался здесь в 1775 г. тайным агентом инквизиционного трибунала по внутренней службе в городе, но из-за аллегорического романа, в котором был оскорблен дворянин Гримальди, должен был в 1782 г. вновь оставить Венецию и поселился в Чехии, в замке гр. Вальдштейна, вместе с которым занимался кабалистикой и алхимией. Мемуары К. вышли в свет уже после его смерти («Memoires ecrits par lui-meme», Лпц., П., Брюсс., 1826 — 38; нов. изд. П., 1880; в немецкой обработке В.Шютца — еще ранее, под заглавием «Aus den Memoiren des Venetianers I. С. de Seingalt», Лпц. 1822 — 28). Они доходят до 1773 г., содержат много ценных культурно-исторических и даже исторических данных и дают резко очерченные портреты личностей, имевших значение в политике. Из остальных сочинений К. главные: «Istoria delle turbulenze della Polonia dalla morte di Elisabet Petrowna fino alla pace fra la Russia e la Porta ottomana» (Грац, 1774); «Histoire de ma fuite des prisons de la Republique de Venise, qu'on appelle les Plombs» (Прага, 1788); «Icosameron» (Прага, 1788 — 1790); «Solution du ргоblemе deliaque demontree» (Дрезден, 1790). Ср. Barthold, «Die geschichtIihen Personlichkeiten in C.'s Memoiren» (Берлин, 1845) и сообщения Ваchet, в сборнике «Le Livre» (Нар., 1881).

Казанский собор

Казанский собор, в СПб. — построен императором Александром I по мысли императора Павла, которым были утверждены планы академика Воронихина и учреждена для постройки особая комиссия, под председательством графа А.С.Строганова. Постройка храма, начатая в 1801 г., была закончена в 1811 г. Здание собора имеет крестообразную форму и с сев., западной и южной сторон украшено 3 портиками с колоннами коринф. ордена, сделанными, как и обшивка стен и др. украшения, из известкового желто-серого пудожского камня. Со стороны Невского проспекта к сев. портику примыкает колоннада (наподобие собора св. Петра в Риме), которая расходится по обе стороны собора и обнимает площадь, на которой расположен собор.

Стена этого портика украшена колоссальными бронзовыми статуями Иоанна Крестителя (работы Мартоса), Владимира св., Александра Невского (раб. Пименова) и Андрея Первозванного (раб. Демута-Малиновского), дверь отлита из бронзы по оригиналу флорент. собора. На средине храма возвышается цилиндрическая башня купола с 16 окнами, украшенная 16-ю коринф. пилястрами и накрытая овальным сводом с вызолоченным крестом на вершине. Вышина церкви с крестом 33 саж. Внутренняя площадь собора имеет в длину 34, а в ширину между северн. и южн. дверями 26 саж. К дверям и главному алтарю простираются от 4 подкупольных столбов колоннады коринф. ордена из финл. гранита. Каждая из колонн украшена бронзовою капителью и базой. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы из серебра, количеством около 100 пуд.; из них 40 пудов принесены в дар храму Казанской Божией Матери донскими казаками, отбившими в 1812 г. это серебро у французов. Оно заключалось большею частью в церковной утвари, награбленной последними по России. Иконостас исполнен по рисункам архитектора Александра Тона. Он украшен 4-мя колоннами сибирской яшмы; над царскими вратами находится серебряное полукружие с крестом, а между царскими вратами и полукружием — сияние с изображением слова «Богъ», выложенным из драгоценных камней. Царские врата и балюстрада также сделаны из серебра. Казанский собор украшен живописью изв. русских художников: Егорова (Рождество Богородицы и Сошествие св. Духа), Шебуева (Три святителя и Взятие на небо Божией Матери), Боровиковского (Царь Константин и мать его Елена, Великомученица Екатерина, Св. Антоний и Феодосий), Бессонова (Тайная вечеря). Из скульптурных произведений замечательны работы Мартоса и Прокофьева. Драгоценнейшая святыня К. Собора — Чудотворный образ Казанской Божией Матери, поставленный сюда в 1811 г. при освящении. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 г. В соборе погребен фельдмаршал князь Кутузов-Смоленский.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar