Меню
Назад » »

Логос (335)

Ирод

Ирод — имя нескольких Иудейских царей или царьков, идумейского происхождения. Главный из них: 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на Иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями; которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества, и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя пред Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что, хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданичество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины — Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главою Сирии. Почувствовав под собою твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена, в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию ов переименовал в Севастию — от греч. слова =Augustus, Стратонову Башню — в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами, — в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, — начался глухой ропот. Чтобы примирить с собою подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С тою же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве, и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими мерами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже пред умерщвлением Мариамны, хотя она была самою любимою из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матвея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь Иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первою мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился пред поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме. Пораженный тяжкою болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер чрез несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни — Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского. Подробное изложение истории его царствования — у Гретца, «Geschichte der Juden» (т.3); на русск. языке у Лопухина: «Библ. история» (т.II, гл. LXVII и LXVIII), а также в блестящем посмертном этюде Э.Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе или Антипатру досталась, по завещанию, четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа — выше. Домогаясь, по ее настоянию, царского достоинства, он запутался в интригах, навлек на себя немилость имп. Кая Калигулы и сослан был в Галлию Лугдунскую, где и скончался в безвестности.

А.Д.

Иррационализм

Иррационализм в метафизике — воззрение, полагающее в основу мира неразумное. слепое начало, как напр. «случай» древних материалистов, или безумная «воля к жизни» у Шопенгауэра. В учении о познании характер И. принадлежит в особенности английской психологической школе, которая все истины разума, даже математические, считает продуктом случайных опытов и фактической ассоциации представлений.

Вл.С.

Исаак

Исаак (еврейск, ицхак — смех) — библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17 — 19; XVIII, 12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было 25 лет, Авраам получил повеление принести его в жертву, и он с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесен жертвенный нож, но отклонен ангелом. Женат И. был на внуке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей — Исава и Иакова. Жизнь его прошла без всяких выдающихся событий и он умер 180 лет от роду.

А.Л.

Исайя

Исайя (евр. — «спасение Господне») — имя нескольких библейских личностей, из которых известнейшею является И. пророк. О жизни его мы знаем немного. Он был сын Амоса (но не пророка этого имени), жил в Иерусалиме, был женат и имел двух сыновей. На пророческую деятельность был призван видением, о котором он сам рассказывает в VI главе своей книги. Он всецело отдался своему высокому призванию и действовал в течение 60 лет, в правление Иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (с 768 г. до Р. Хр.). В течение этого времени он видел несколько перемен в царстве Иудейском, и если при царе Езекии замечается сравнительный подъем религиозно-нравственного смысла в иудейском народе, то это несомненно было результатом неутомимой деятельности пророка, который, подобно прежним великим представителям пророческого звания, смело и безбоязненно говорил правду царям. По преданию, он потерпел мученическую кончину и был распилен деревянною пилою. Под его именем известна особая книга, которая стоит в Библии во главе так назыв. четырех великих пророков. Книга пророка И. состоит из 66 глав и представляет собою богатый материал для ознакомления с современным состоянием не только еврейского, но и других народов. Содержание ее составляют, главным образом, пророчества о судьбе как еврейского, так и других народов. Особенную знаменитость в христианской церкви он приобрел своим пророчеством о Мессии (Еммануиле: гл. VII и IX); пророк так точно и наглядно изображает события земной жизни Христа, что получил название пятого евангелиста. — Новейшая критика пытается расчленить эту книгу, и последние 27 глав приписывает другому Исайе, который, будто бы, жил уже во времена плена вавилонского (с целью придать пророчествам о Вавилоне и Кире естественный характер). Но это предположение встречается с большими затруднениями, и главнейшее из них заключается в самом стиле и языке книги. Писатели, жившие во время плена вавилонского, не могли избегнут влияния языка и культуры Вавилона, и потому в их произведениях замечаются следы халдейского языка (как это заметно у Иеремии и особенно у Иезекииля). Между тем вся книга И., не исключая и последних глав, написана чистейшим, можно сказать классическим еврейским языком, каким он именно был в лучший период его развития, до плена. Главные исследователи книги: Гезениус (1821), Гитциг (1833), Эвальд (2-е изд. 1867 — 68), Делич. См. нов. монографию S.К.Driver, «Isaiah, his life and times» (Л., из cepии «Men of the Bible»).

А.Д.

Иск

Иск — имеет два значения: 1) И. есть юридическая возможность защищать свое гражд. право судебным порядком; напр. А в праве требовать от Б уплаты суммы 100 р.; для осуществления этого права А имеет иск. 2) И. означает судебное действие истца, обратившегося к промоции суда, чтобы обязать ответчика признать его право или исполнить то, что он должен. В первом значении И. есть признак, по которому можно отличить гражданское право от публичного: напр. право быть городским избирателем нельзя защищать путем И., потому что это право публичное, но право жить в нанятой квартире — можно, потому что это право основано на договоре найма и составляет право гражданское. И. сопутствует всякому гражданскому праву, составляет его естественное свойство; права, которые не сопровождаются И., представляют редкие исключения и стоят на рубеже права и нравственности; напр., кто получил платеж по карточному долгу, не обязан возвращать деньги, т. е. имеет право на них, но потребовать платежа путем иска он не может. В наших гражданских законах встречается ряд предписаний, касающихся отношений между супругами, но неосуществимых путем И., и потому эти предписания относятся всецело к области нравственности. И. не составляет внешнего придатка к праву, ни чего-либо отдельного от права; это — самое право, но в судебном или боевом его направлении против определенного лица. Римляне мыслили всякое гражданское право именно в такой боевой форме, и потому их юристы изображали систему гражданских прав, как систему исков (actiones). Современная юриспруденция более абстрактна; она видит прежде всего нормальное состояние прав, а на И. смотрит как на последствие существования права, как на одну из функций права. Отдельные И. не носят более технических названий, как у римлян (напр., actio confessoria, rei vindicatio, hereditatis petitio), где И. создавались преторскими эдиктами и где число их ограничено было содержанием эдиктов. В современном праве И. столько, сколько юридических отношений, регулированных законами, и сколько их может быть создано договорами. Там, где римляне говорили, что у N имеется actio confessoria (И. для защиты сервитутов), мы говорим; что N, на осн. 450 ст. 1 ч. Х т., имеет право проезда к своему имению чрез чужую дачу и т.д.; а вместо, напр., одной типичной actio depositi или actio locati-conducti, как называли римляyе отношения, созданные договором поклажи или договором найма, у нас из одного типичного отношения может возникнут масса разнообразных исков, в зависимости от модификаций отношения договорными соглашениями. В каждом И. различаются три элемента: 1) его юридическое основание или то право, судебным проявлением которого он служит — causa proxima actionis; напр. в И. о вознаграждении за убытки таким юридическим основанием является правило 684 ст. 1 ч. X. т. Св. Зак., по которому всякий ответствен за убытки, причиненные по его вине другому лицу и т.д.; по различию таких оснований И. делятся на вещные и личные; 2) фактическое основание И., или те правообразующие факты, которые ведут к возникновению права, а с ним и И. — causa remota actionis, напр., при И. о праве собственности все те способы, которыми устанавливается право собственности (давностное владение, передача, судебное решение и т.д.); 3) предмет И. или содержание искового требования, составляющего как бы проект желательного истцу решения; по различию этого содержания И. делятся на И. принуждающие ответчика к исполнению чего-либо, и на И. о признании чего-либо, где требование ограничивается констатированием или признанием известного права (напр. законности рождения). Пример: А, приобревший имение с публичного торга (правообразующий факт, causa remota actionis), требует признания недействительным арендного договора, заключенного с прежним владельцем (содержание или предмет И.), ссылаясь на 1100 ст. Уст. гр. суд., так как договор заключен после вручения владельцу повестки об исполнении (юридическое основание И., causa proxima actionis). Возникновение И. не следует смешивать с поводом к предъявлению его: И. возникает или родится (actio nata) не тогда только, когда нарушено право, а в тот момент, когда возникло самое право, свободное от условий и сроков, препятствующих его зрелости, или когда вещное право приняло относительную форму, направление относительно определенного лица; так, напр., И. платежа по закладной возникает с наступлением срока, И. об убытках от порчи груза возникает в момент повреждения груза. Иногда у лица бывает несколько прав на один и тот же предмет: напр., А — наследник по закону, но в его же пользу составлено и завещание. В случае надобности прибегнут к судебной защите, А имеет в своем распоряжения два И., которые направляются на один и тот же предмет — наследство — и конкурируют между собою. Это не дает А права получить дважды одно я тоже наследство, но он в праве последовательно прибегать ко всем своим И.. пока не достигнет своей цели; отказ в И. на одном основании не лишает его права предъявить И. на другом основании. — Будучи проявлением права, И. может быть передаваем от одного лица другому, как до предъявления его в суде, так и после того, если только самое право подлежит передаче (напр., нельзя передать И. о законности рождения). И. прекращается по тем же основаниям, что и права; важнейшим из этих оснований является давность. Как судебное действие, И. может быть предъявлен всяким, хотя бы у него не было никакого права; эта свобода предъявления И. всяким необходима, чтобы не создавать стеснений для действительных правообладателей. Нормально же для предъявления И. необходим интерес, нельзя, напр., предъявлять И. об убытках, когда они вовсе не понесены. Для предъявления И. нужно иметь также право на И., напр., нельзя оспаривать завещание тому, кто и по закону не может наследовать в данном имуществе. У кого нет интереса и нет права на И. (легитимации), тот должен выйти побежденным из завязавшегося процесса.

М.Брун.

Исковое прошение.

Исковое прошение. — В русском судопроизводстве до 1864 г. так называлось, в отличие от прошений по делам крепостным и вотчинным, прошение, «коим истец ищет иска», т.е. по личным искам из договоров, об убытках и т.д. В новом судопроизводстве И. прошение составляет форму предъявления всякого иска в окружном суде. В истории русс. судопр. И. прошение (челобитная) появляется, на смену словесного предъявления исков, в конце XVI в.; его писали в жалостливых выражениях, чтобы тронут судью. Форма его уже тогда определена была обычаем; оно начиналось словами: «Царю государю бьет челом холоп такой-то», и оканчивалось словами: «Царь государь, смилуйся, пощади или пожалуй». Подпись стала обязательною только в эпоху Уложения. Форма обращения к верховной власти держалась до реформы 1864 г.; И. прошение писалось по пунктам и к каждому пункту прикладывалась рука просителя. Но уставу гражд. судопр., в И. прошении обозначаются суд, куда оно подается, стороны и их адреса, цена иска, просительный пункт. Наибольшее место в И. прошении отводится исторической части дела — изложению его обстоятельств с ссылкою на доказательства, а также юридическим соображениям, с ссылкою на законы. Хотя в настоящее время суд и не в праве возвратить И. прошение по бездоказательности (как до 1864 г.) и ссылка на законы не обязательна (jura novit curia), но все же наше И. прошение более сродни дореформенному письменному, чем чисто устному судопроизводству, где оно должно служить исключительно для подготовки устного состязания. Как римское libellum conventionis, так и Klageschrift нового (с 1877 г.) германского судопроизводства и английское writ of summons отличаются краткостью, сближающею их с простыми повестками о вызове ответчика. Во франц. судопроизводстве И. прошений совсем нет, и первою подготовительною бумагою является составляемый судебным приставом exploit d'ajoarnement — акт о вызове ответчика. В нашем мировом и торговом судопроизводствах, а также в судопроизводстве по правилам 29 декабря 1889 года, место И. прошения может занять словесная просьба, записываемая судьей или протоколистом и скрепляемая подписью просителя. И. прошение, как и родственные ему формы предъявления иска, имеет своим назначением индивидуализировать спор, обособить его от других процессов, твердо установить предмет требования. Доведенная до крайности, эта индивидуализация спора приводила иногда в истории судопроизводства к большим несправедливостям: напр. до Юстиниана в римском судопроизводстве pluspetitio (требование большего, чем следует) влекла за собою потерю всего иска, и только впоследствии за истцом признано было право уменьшать свои требования. В нашем современном судопроизводстве фиксированное в И. прошении требование может быть только уменьшено; изменение его по существу не допускается; дозволено только присоединить к нему требование процентов и приращений и требовать цены утраченного предмета. Стремление индивидуализировать спор сказывается в нашем судопроизводстве, между прочим, в запрещении смешивать в одном И. прошении иски, истекающие из разных оснований, хотя бы они относились к одному лицу. Это правило чуждо зап. системам, напр., англ. и герм.; его не строго соблюдает и наша судебная практика. Поданное в суд И. прошение может быть оставлено без движения, если не приложено, напр., копии или судебных пошлин, не указаны адреса сторон и т.д.; истцу дается срок на исправление недостатков. В целом ряде случаев И. прошение прямо возвращается — когда, напр., не обозначено, кто ищет и с кого, не означено, чего истец просит, не указана цена иска, не приложено доверенности на предъявление иска и т.д. С возвращением И. прошения исковая давность не считается прерванною.

М.Брун.

Искупление рода человеческого

Искупление рода человеческого Иисусом Христом — основной догмат христианской религии. Нарушив первоначальный завет свой с Богом чрез грех прародителей — учить христианство, — человек тем бесконечно оскорбил беспредельно великого своего Создателя и подвергся вечному проклятию, заразил все существо свое грехом и извратил всю свою природу — разум и волю. Чтобы избавить его от этих зол и восстановить союз его с Богом, необходимо было удовлетворить правосудие Божие, — которое, как и всякое другое свойство Божие, не могло остаться без свойственного ему действия, — уничтожить, затем, грех в существе человека и вообще истребить гибельные последствия, произведенные грехом в природе человека и во всем мире. Для этого нужна была столь же великая умилостивительная жертва, сколь велико было оскорбление, нанесенное человеком не кому иному, как самому Богу. Такой вполне довлеющей жертвы не мог принести сам человек: что бы он ни сделал с этою целью, все было бы несоразмерно греху оскорбления величия Божия. Средство для удовлетворения правды Божией изыскал и дал сам Бог, правосудный, но в тоже время и милостивый. В предвечном совете Божием определено было, чтобы второе лицо св. Троицы, Сын Божий, сделался человеком и, приняв на себя все грехи человеческие, претерпел за людей все, что требовалось правосудием Божественным. Хотя дело И. рода человеческого вторым лицом св. Троицы было предопределено, согласно Божественному предведению, еще прежде сложения мира, однако исполнено оно не вслед за грехопадением первых людей. Необходимо было, чтобы люди в продолжение веков опытно узнали и сильные восчувствовали свое нравственное бессилие и сами возжелали Божественной помощи, так как «Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нас не может», по выражению блаженного Августина. Затем нужно было приготовить людей к достойному принятию Искупителя и сделать способными к свободному усвоению его учения, что и было совершено чрез ветхозаветное откровение. В определенное время явившись в мир чрез воплощение и сделавшись совершенным человеком, И. Христос, будучи совершенно безгрешен и невинен, потерпел за наши грехи страдания и смерть. Жертва Искупителя — жертва всеобъемлющая, искупительная сила которой простирается на весь мир, на все грехи, всех людей, всех времен, под условием усвоения ее верою и жизнию по вере. Затем, хотя Он страдал один за весь род человеческий, но так как Он лицо Божеское, с которым не могут сравниться не только люди, но и весь мир в своей совокупности, то его страдания и смерть составляют жертву не только вполне удовлетворяющую Божию правосудию, но и преизбыточествующую. Своею крестною смертию И. Христос ознаменовал новый завет, которым воссоединил человека с Богом, даровал ему средства быть святым и достойным блаженного бытия в жизни будущей. — См. «Догматическое Богословие» митроп. Макария (изд. 1883 г., т. II); «Православное Обозрение», статьи: Гизо — «искупление» (1864 №12), Сергиевский — «искупление человека» (там же, 1871, №12), М.М.Воздвиженский — «искупление, как откровение благости и правосудия» (т. же, 1885, №1; 1886, №1).

Н.Б.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar