Меню
Назад » »

Логос (321)

Ильм

Ильм или илим (Ulmus L.) — род растений из колена вязовых или ильмовых сем. крапивных (Urticaceae). Деревья без колючек и шипов по большей части высокоствольные. Листья несимметричные, разносторонние, двурядно-очередные, цельные, опадающие; прилистники сухощавые, рано отваливающиеся. Цветы однополовые или разносоставные. Собраны пучками, состоящими то почти исключительно из двуполовых цветов, то с примесью мужских или женских. У некоторых цветы одиночные. Появляются нередко даже раньше листьев. Мелкие цветочки снабжены простым колокольчатым околоцветником, 5-раздельным, реже 4 — 8-раздельным. Тычинок 5, реже 4 — 8. Завязь одногнездая, сплющенная, переходит в столбик, разделенный на две ветви, представляющие собою 2 рыльца. Плод (крылатка) сухой, с тонким бумажистым околоплодником, сплющенный и снабженный 2 широкими крылышками. Семя одно без питательной ткани (белка), висячее, плоское. Сюда относится до 16 видов, широко распространенных в сев. полушарии; в Азии доходят до тропических гор. В России произрастают следующие виды, называемые в разных местах то вязом, то илимом, реже берестом, еще реже — карагачом. U. campestris L. — крылатка обратно-яйцевидная, с выемкою, доходящею почти до середины и почти до семени, помещенного повыше середины: тычинок 4 — 5. U. montana With. — крылатка эллиптическая с неглубокою выемкою; семя в середине или пониже; тычинок 5 — 6. U. pedunculata Bong. — крылатка висячая, эллиптическая, на краю длинно-реснитчатая, мохнатая, выемка глубокая: тычинок 6 — 8. Географическое распространение этих видов в России плохо установлено, вследствие смешения видов, довольно близких между собою. Дальше всех на С идут, повидимому, U. pedunculata и U. montana. В Финляндии они доходят до 61° с. ш., а местами и посевернее. На Востоке сев. предел их понижается незначительно и при том только за Шенкурском. U. pedunculata за Урал не переходит. Остальные 2 распространены и в Сибири. U. campestris держится южнее, особенно разновидность U. campestris suberosa, у которого на ветвях образуются продольные крыловидные наросты из пробки. Эта разновидность остается по большей части в виде кустарника.

А. Бекетов.

Ильм полевой (Ulmus campestris L.), дерево первой величины. Сев. граница распространения его в Европ. России определена неточно, на юге же растет в Крыму и на Кавказе (до высоты 5000 — 6500 фт.), где встречаются чистые, густые, его насаждения. Мало требователен к влажности почвы и содержанию в ней перегноя, успешно произрастая даже на сухой известковой и каменистой почвах. Относительно развития корневой системы, хода роста деревьев, способов возобновления и возращения, И. схож с вязом. Точно также и враги у yих одни и те же; так из насекомых повреждают: корни — Melolontha vulgaris, М. hippocastani и Gryllotalpa vulgaris; луб и заболонь — Scolytus destructor и S. multistriatus; древесину — Xyleborus monographus, Cossus ligniperda и Zeuzera pyrina; почки — Gastropacha neustria и Hibernia defoliaria, молодые побеги — Oberea linearis в Schizoneura lanuginosa, листья — Anomala Frischii, Galleruca calmariensis, Gastropacha neustria, Porthesia chrysorrhoea, P. auriflua, Hibernia defoliaria; Schizoneura lanuginosa, S. ulmi, Tetraneura ulmi и Т. alba; из грибов — Nectria cinnebarina F.

В. Собичевский.

Имам

Имам (араб. предстоятель): — 1) у мусульман духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы и «предстоит» во время общественной молитвы (т. е. читает). В Турции И. выбирают прихожане, а власти утверждают; избираются лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учёности для И. не требуется: он тогда может занять более выгодную должность кадия или мофтия). Отличие в одежде И. — белый тюрбан и белые рукава. В Персии И. назыв. моджтехидами; в утверждении они не нуждаются. — 2) Духовный глава вообще. Поэтому И. назыв. и основатели четырех суннитских толков, и сам пророк. Халифы также носили это наименование. Но убеждению суннитов, имамат, т. е. духовная и светская власть, какую имел пророк, должна доставаться лучшему из членов мусульманской церкви, по всеобщему избрании (иджма). Главные противники этого мнения — шииты, которые признают лишь наследственный переход власти. На этом основании Абу-Бекр, Омар и Осман, в глазах шиитов, узурпаторы, и законные наследники Мохаммеда — Алий и его потомки. Вопрос об имамате был одним из наиболее живых в первые вв. гижры. Постепенно он у суннитов отошел на второй план, но у шиитов продолжал играть очень важную роль и не раз был причиной политических переворотов. Могилы 12 И.-Алидов («имам-заде») считаются святынями.

А. Е. К.

Имманентность

Имманентность, — ныи — означ. пребывание в чем-нибудь, внутреннюю связь в противоположность внешней. Для религиозной философии важен вопрос об И. божества меру. Она решительно отвергается деизмом и безусловно признается чистым пантеизмом (спинозического типа); другие точки зрения признают ее с различными ограничениями и в различных смыслах. — К иному значению этого слова относится поднятый Кантом вопрос об имманентном и трансцендентном употреблении нашего разума, т.е. об употреблении его в пределах, данного в опыте, мира явлений, или же вне пределов его и безотносительно к опыту. Только первое (имманентное) употребление признается законным.

Вл. С.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar