Меню
Назад » »

Логос (294)

Закон Божий

Закон Божий — в общем смысле слова, всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более специальном — один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе расширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеи педагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало и сокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагогов философствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци). В настоящее время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободы обучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловной необходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предмета преподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса, церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в средних учебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви. Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантских странах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляет необходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школах признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая, по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божия лишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих же священного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух. ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии. Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателей за преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюдениях непосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божия принадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, «Paedag. Encyclopadie»; Zezschwitz, «System der christlich. Katechetik»; Palmer, «Evangelische Paedagogie» и др.). Несколько соч. этого рода в последние 25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова, А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие из них — прот. Д. П. Соколова: «Исторический очерк преподавания З. Божия» (в «Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов», СПб., 1874) и «О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях» (в журн. «Воспитание и Обучение», 1888 г. № 4). Законоучитель обязан руководить молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением ими Св. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долга исповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивых христианских обычаев и т. д.

Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различное время был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божию было впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был один катехизис, и именно «малый катехизис», составленный самим Лютером. В 1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: «Сто четыре священные истории», которое было переведено на все языки Европы, в том числе на русский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения в школах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школ Германии в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в 1763 г. «училищного устава». Россия в этом отношении со времен Петра I следовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию, составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв лишь краткий катехизис, излагавший «главнейшие догматы веры и заповеди десятословия», которые и предписывалось Духовным регламентом изучать «детям всех званий». Указом сената 20 апр. 1743 г., согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чина людям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернских учреждений Екатерины II предписывалось «детей греко-российского исповедания в народных школах обучать катехизису, для познания оснований православной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренения нравоучения всеобщего». Лишь по уставу народных училищ 1786 г. положено обучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805 г. упоминается только о катехизисе, но с 1828 г. в программу З. Божия снова входит священная история. В XVIII в. в преподавании З. Божия нравоучение преобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишь настолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов; изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцов нравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталось свободным от влияния германской философии. В 1756 г. священнику инженерной школы предписано было преподавать особо «правила строгой нравственности». По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766 г. Бецким, определено было в младшем классе учить детей З. Божию, во втором возрасте преподавать «учтивство и долг благопристойности», а в третьем — «упражнение истинного христианина и честного человека». С 1766 г. появляются катехизисы иером., а потом митроп. Платона, из которых два — малый и большой, были учебниками в низших и средних школах; нравоучение было в них господствующим элементом. На ряду с ними в школах появилась в 1786 г. «Книга о должностях человека и гражданина», если не составленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Эта книга, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школах катехизис, была плодом философского настроения времени, хотя свои положена основывала отчасти на библейских изречениях и примерах. Философский характер века сказался и в том, что в нескольких других учебниках по З. Божию, изданных комиссиею об учреждении народных училищ, истины веры доказывались не текстами только Св. Писания, но и доводами разума. В 1819 г., под влиянием новых веяний, министерство народного просвещения изъяло из употребления «Книгу о должностях»; в курс З. Божия введены были избранные «чтения из св. Писания», в нескольких редакциях, из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствии митроп. московским. Религиознонравственное направление вполне вытеснило направление философско-нравственное. В 1823 г. появились катехизисы митрополита Филарета (взамен прежних катехизисов митр. Платона): «Начатки христианского учения» (краткая св. история и краткий катехизис) и «Пространный христианский катехизис». Оба были до начала восьмидесятых годов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинение немецкого педагога Цечвица высоко ценит «пространный катехизис» Филарета с дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественных законоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом его появлении, и в последнее время. С 30-х годов является, как особый предмет по классу З. Божия, «христианское нравоучение», по которому руководства были составлены прот. Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым, Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы З. Божия прот. И. Наумова и Г. П. Павского. Наумов не допускал деления курса З. Божия на особые отделы. а учение веры, нравоучение и богослужение излагал совместно. Учебника он не оставил, но общая схема его преподавания изложена в брошюре: «Мысли при взгляде на десять заповедей З. Божия». План и метод Г. П. Павского, изложенные в записке на имя В. А. Жуковского (Павский был законоучителем наследника цесаревича Александра Николаевича) и в двух программах — самое замечательное из всего, что существует в русской литературе по дидактике и методике З. Божия. Состав и способ преподавания З. Божия Павский приводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных сил учащихся. Детство — возраст чувства; сообразно с этим в ребенке развивается религиозное чувство, с помощью молитв (не только общецерковных, но и особых, импровизируемых учеником, под руководством учителя, на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной), жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и, наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозного обучения — изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения и в правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности. Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв и очерков явлений природы в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880 г., в «Сборн. Имп. русского истор. общ.» и в составленной им биографии Павского («Русская Старина», 1880 г.). Жуковский с восторгом приветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и все сделанное им для дидактики и методики законоучительства остались без влияния на общий ход этого дела в России, вследствие разлада между Павским и митроп. Филаретом.

Реакция против стремлений библейского общества имела последствием новые направления в постановке З. Божия: сначала догматико-полемическое (1837 — 1850), потом церковно-догматическое (1850 — 1878). Учение об обязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сына православной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах З. Божия нравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность — молитвы, праздники, богослужение. В этом направлении подвергся переработке и самый катехизис митроп. Филарета. Из учебников этого периода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанное прот. И. В. Рождественским, а также «изложение символа веры», А. Н. Муравьева. В 1851 г., по новой программе З. Божия, усилено было в составе курса З. Божия изучение молитв и богослужения православной церкви и исключено учение о христ. обязанностях. С 1860 г., с увеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа по составлению новых программ З. Божия (из них лучшая — А. Кочетова). В учебных планах министерства 1872 г. введено чтение новозаветной истории по библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии. Отмена монополии учебников по предметам З. Божия вызвала большое оживление в духовно-педагогической литературе. В это время появились руководства М. И. Богословского («Священная история Ветхого и Нового Завета»), Грегулевича («Подробный сравнительный обзор четвероевангелия»), Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова, А. А. Желобовского. Л. П. Петрова, А. Лаврова, Базарова, К. И. Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина («О Богослужении»), Г. Чельцова, П. А. Лебедева, С. В. Миловского и др. Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского, взамен катехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872 г.), заслуживают внимания сочинения: Г. Титова («Уроки по правосл. катехизису»), П. А. Смирнова («Изложение христ. прав. веры»), Лаврова («Записки по предмету З. Божия»), И. Заркевича («Очерк учения христ. веры»), Владиславлева («Записки по классу З. Божия»). Главными предметами дидактич. и методич. рассуждений в области З. Б. были в последнее время следующие вопросы: о значении ветхозаветной истории в общем составе курса З. Божия, о языке (русск. или церковнославянск.), на котором должно быть предлагаемо учащимся чтение Св. Писания, о форме изложения катехизиса, о необходимости буквального его заучиванья, о концентрации в один компактный курс всех предметов курса З. Божия, обыкновенно преподаваемых отдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примеру прот. Наумова, являются в настоящее время прот. Д. П. Соколов и К. И. Ветвеницкий. Большинством ваших законоучителей практикуется, однако, прежний метод последовательного изучения свящ. истории, молитв, катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской, при чем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебным планом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемыми министерством народного просвещения и св. синодом.

Н. Барсов.

Закопане

Закопане — одна из известнейших долин в Татрах; она лежит на южной их стороне на высоте 3166 фт. н. ур. м. и состоит из двух частей: одной узкой и всего в 1/4 мили длины, другой в 1/5 мили шир. и в целую милю длины. В первой из них находятся величественные истоки Белого Дунайца. Это же имя носит и лежащее здесь селение З. Оно служит сборным местом для туристов.

Ир. П.

Залив

Залив — часть океана или моря, вдавшаяся в берег, но не отделенная от них узким и мелкам проливом. Таким образом, правильно названы З.: Ботнический, Финский, Рижский — Балтийского моря; Одесский — Черного; Гвинейский и Бискайский — Атлантического океана; Калифорнский — Тихого; Бенгальский — индийского; заливами следовало бы назвать также моря: Немецкое, Аравийское (сев.-зап. часть Индийского океана), Восточно-китайское.

А. В.

Залог

Залог (hypotheca, hypotheque, Pfandrecht) — обеспечение обязательства или требования определенным имуществом должника, и притом так, что, в случае неисполнения, кредитор имеет право на удовлетворение из заложенного имущества, в чьих бы руках оно ни находилось. В тесном смысле слова З. означает обеспечение недвижимым имением; обеспечение движимости называется закладом. Существенный признак залогового права есть вотчинный или вещный его характер (Dingliches Recht, droit reel): право З. имеет силу не только по отношению к должникувладельцу заложенного имущества, но и в отношении ко всем сторонним лицам. Тяготея непосредственно над имением, залоговое право разделяет его судьбу и переходит на всякого его приобретателя (droit de suite). З. есть самый надежный из всех способов обеспечения требования: поручительство основано главным образом на доверии, задаток и неустойка являются только побудительными средствами к исполнению обязательства, а З. есть обеспечение, заключающееся в самом имуществе должника и притом гарантирующее всю ценность обязательства.

В историческом процессе развития института З. можно различать три формы: а) первая и самая древняя заключалась в отчуждении должником кредитору имущества, предназначенного служить обеспечением долга. В древнеримском праве кредитор, в таких случаях, публично обязывался возвратить имущество должнику по уплате долга, или вознаградить за вред и убытки в случае нарушения этой обязанности (pactum fiduciae); б) имущество, обеспечивавшее долг, передавалось не в собственность кредитора, а лишь во владение его и пользование, вместо процентов, и с обязанностью возвратить это имущество по получении удовлетворения. Особый вид этой формы З. (pignus) составляла так наз. antichresis, состоявшая в том. что должник передавал кредитору плодоприносящее имущество, с правом пользоваться его плодами в счет капитала или ежегодных процентов; в) третья, наиболее совершенная форма З., известна в римск. праве под именем hypotheca и перешла в новейшие западноевропейские законодательства. В древнем русском праве главным средством для удовлетворения взысканий было обращение их не на имущество должника, а на личность его, т. е. правеж. Около XV ст. встречаются заемные акты, в которых должник означает все состоящее за ним имущество или часть его, как ответственное в верной уплате долга. В XVI ст. появляются первые указы о З. и юридических его последствиях. С установлением З. кредитору передавалось владение заложенным имуществом. Пока еще не сознавалось различие между владением и собственностью, З. носит характер отчуждения; закладная и купчая считаются актами весьма близкими между собою. С владением переходило к кредитору и пользование З.; кредитор мог даже отчуждать заложенное имущество; уплата должником долга и получение обратно заложенного имущества имели значение выкупа. В случае неосуществления должником права выкупа, закладная превращалась, по общему правилу, в купчую. Такой: характер древнего русского З. сближает его с римскою fiducia. По закону 1737 г. закладные не обращаются в купчие; заложенное имущество, по просрочке долга, продается с публичного торга. В 1744 г. восстановлена старая система З., действовавшая в эпоху Уложения. Эта система отменена окончательно банкротским уставом 1800 г., существенные постановления которого, касающиеся залогового права, вошли в состав ныне действующего законодательства. С установлением З. должник сохраняет право собственности на заложенное имение и право владеть им и пользоваться его выгодами, а кредитор получает право, в случае неисполнения должником его обязательства, требовать удовлетворения из заложенного имения. Лицо, приобретающее право З., называется залогопринимателем или залогодержателем, а лицо, отдающее имущество в З. — залогодателем или закладчиком.

Предметом З. может быть только имущество, принадлежащее должнику; поэтому недействителен З. имущества, в пожизненном владении состоящего, если пожизненному владельцу не предоставлено такого права (ст. 1629 Х т. 1 ч.). Нахождение имения во владении третьего лица не служит препятствием для З. этого имения собственником, но при этом должны оставаться неприкосновенными права третьего лица. До 1862 г. действовало безусловное правило о недействительности З. имущества, состоящего под запрещением; если имение было заложено разным лицам, то оставался в силе ранее установленный З. (ст. 1630). Законом 12 февраля 1862 г. имения, заложенные в государственных кредитных установлениях, дозволено отдавать, с ведома последних, в З. частным учреждениям и лицам. Изъятие это было распространено и на имения, заложенные в частных банках (ст. 16301 и Уст. город. кред. общ.). Кассационная практика пошла еще дальние, признав, что имение, состоящее в З. у частного лица, хотя бы под З. его и не было выдано ссуды из кредитного установления, может быть заложено в другие руки по второй, третьей и т. д. закладным, под условием предоставления старшим по времени залогодержателям права преимущественного удовлетворения из заложенного имения (№ 88 — 89; см. также ст. 1215 Уст. гр. суд.). С З. может быть соединяемо условие о вотчинной очистке, на случай, если заложенное имение будет впоследствии отчуждено другому лицу; на этом основании может быть заложено и спорное имение (ст. 1631). Не могут быть предметом З. имения заповедные и состоящие на праве майоратов в Зап. губерниях (ст. 1641). Предметом З. может быть только специально определенное имущество; нет З., если в договоре сказано, что обязательство обеспечивается всем имуществом должника.

В древнем русском праве З. связывался с договором займа. По природе и цели своей З. может, однако, обеспечивать не только кредитные сделки в тесном смысле, но и весьма разнообразные правоотношения. Так смотрело на З. римское право (res hypothecae dari possunt pro quacunque obligatione), так смотрят на него и новейшие законодательства. Банкротский устав 1800 г. не указывает других случаев З., кроме проистекающих из договора займа. В действующем законодательстве встречаются отдельные постановления, касающиеся установления З. и по другим, кроме займа, договорам; сюда относятся договоры с казною по содержанию казенных оброчных статей, по содержанию казенных имений. Значение З., как средства обеспечения и других, кроме займа, договоров, категорически признано кассационною практикою (№ 4 — 89 г.). По проекту вотчинного устава, З. может быть установлен договором в обеспечение всякого денежного требования, проистекающего как из займа, так и из купли-продажи, подряда, найма, причинения убытков и т. д. Как в ст. 185 Нотар. пол., так и в правилах 24 янв. 1884 г. о приеме в З. имений в обеспечение ссуды под соло-векселя, предусмотрены случаи установления так наз. кредитного З. (Rantionshypothek, Kredithypothek), т. е. обеспечения залогом требований хотя и существующих уже во время его установления, но неопределенных по сумме, а также требований, могущих возникнуть в будущем. Кредитный З. известен всем иностранным законодательствам. Действующее русское законодательство не дает прямых указаний относительно так наз. завещательного З., допускаемого как римским правом, так и большинством западноевропейских законодательств (австрийское, баварское, бельгийское, прусское и др., а также законы Прибалт. губ.). И по нашему праву нет никакого препятствия распорядиться в духовном завещании, чтобы известное имущество завещателя служило для кого-либо обеспечением в качестве З. По проекту вотчинного устава З. может быть установлен завещанием только в обеспечение платежа назначенных по завещанию денежных сумм. В иностранных законодательствах допускается обеспечение одного и того же требования З. нескольких имений, рассматриваемых как один неделимый или совокупный З. (Simultan-, Solidar-, Korreal-, Gesammt-, Verband-Hypothek). Наше действующее законодательство воспрещает установление совокупного 3. (ст. 1644 зак. гр.), но он допускается проектом вотчинного устава. Собственник может предоставить принадлежащее ему имение под З. не только своего, но и чужого обязательства; в последнем случай З. носит название поручительного залога (Burgschaftshypothek). По действующему законодательству этот вид залога допускается исключительно в обеспечение договоров подряда и поставки с казною. Проект вотчинного устава допускает поручительный З. и по договорам между частными лицами. Нашему действующему праву неизвестны случаи установления З. на основании судебного решения или распоряжения правительственного установления (так наз. судебный или принудительный З., pignus judiciale, Judicial hypothek). Принудительный З. существует в большинстве западно-европейских законодательств, в Царстве Польском и в Прибалтийских губ., а также принят в проекте нашего вотчинного устава.

Форма З. Акт на З. недвижимого имущества между частными лицами совершается у нотариуса и утверждается старшим нотариусом (где не введено Нотариальное полож. — совершается крепостным порядком) и называется закладною крепостью; акт этот пишется по определенной законом форме; она соблюдается и в том случае, когда залогом обеспечивается не заем, а какое-либо другое обязательство (ст. 1642 и 1643 зак. гр.). При установлении залогового права по обязательствам частных лиц с казною должно быть представлено свидетельство о принадлежности имения лицу, отдающему его в З., и о свободности этого имения. Свидетельства эти, называемые залоговыми и выдаваемые старшим нотариусом, требуются также при З. имения в кредитных установлениях и при открытии землевладельцам кредита в учреждениях госуд. банка, под соло-векселя. Если имущество, представляемое в З. по казенным подрядам и поставкам, вверено контрагенту другим лицом, то сверх залогового свидетельства должна быть представлена доверенность от залогодателя — собственника имущества.

Юридические последствия залога. С установлением залогового права, имение остается по прежнему во владении и пользовании должника, но он лишается права отчуждать и вновь закладывать его без согласия кредитора; в случае неисправности, должник ограничивается в праве пользования имением. Одновременно с установлением 3. налагается на имение запрещение (ст. 1647 зак. гр.). После просрочки или невыполнения обязательства закладная может быть представлена ко взысканию. Имению производится опись, по истечении двух месяцев со дня вручения должнику повестки об исполнении, и описанное имение поступает до публичной продажи, в случае требования залогодержателя, в его управление, с правом пользоваться, вместо процентов, доходами имения (ст. 1096, 1101, 1129 Уст. гр. суд.). Из вырученной публичною продажею имения суммы залогодержатель получает удовлетворение, а если высшая предложенная на торгах сумма ниже суммы З., то залогодержатель может оставить имение за собою в полное удовлетворение по закладной, без права требовать дополнительного удовлетворения из другого имущества должника (ст. 1168, 1187 и 1215 Уст. гр. суд.). Эта исключительность З. распространяется на взыскание не только капитала, но и всех его законных приращений. Залогодержатель, имея вещное право на заложенное имение, не утрачивает своего права требовать удовлетворения из этого имения, хотя бы оно перешло по продаже к третьему лицу. Залогодержателю принадлежит преимущественное право удовлетворения; при несостоятельности должника заложенное имущество или продажная цена его не поступает в массу, подлежащую разделу между кредиторами, а в нее поступает лишь то, что остается за окончательным удовлетворением залогодержателя (ст. 575 Уст. суд. торг., 1215 уст. гр. суд.). Залогодержатель не в праве передать своего залогового права другому лицу, даже с согласия залогодателя, посредством простой передаточной надписи. Залоговое право переходит по наследству. В случае приобретения заложенного имения другим лицом, в силу давности, залоговое право не утрачивается. От З. между частными лицами отличается по своим последствиям З. в кредитных установлениях: здесь исполнение обязательства совершается ежегодно, периодически, и потому взыскание может наступить и до истечения окончательного срока займа, коль скоро окажется неисправность в периодических платежах. Кредитное установление, по истечении льготных сроков, назначает имение в продажу, само продает его с аукциона и получает удовлетворение. З. по договорам с казною имеет ту особенность, что ответственность неисправного контрагента не ограничивается одним З.; если его недостаточно в пополнение недоимки, то взыскание обращается на прочее имение неисправного должника, а затем на имение «одобрителей и поручителей». Залогодатель, по исполнении обязательства, вправе требовать освобождения З.; залогодержатель обязан возвратить закладную, с надписью о получении платежа и о согласии своем на уничтожение отметки о З.; затем закладная представляется старшему нотариусу, ее утвердившему, для уничтожена отметки о З. и для разрешения запрещения (ст. 1649, 1650 Х т. 1 ч., 187, 188 Нот. пол.). По договорам с казною допускается так называемое постепенное освобождение З., по мере исполнения отдельных частей обязательства. В кредитных учреждениях постепенное освобождение З. допускается в виде перезалога, т. е. с правом сделать новый заем под З. той части имения, которая, по мере погашения первого долга, оказывается свободною. Такая операция называется перезалогом потому, что снова производится З. не части имения, освободившейся вследствие уплаты части долга, а всего имущества, но так, что при выдаче залогодателю занимаемой суммы вычитывается остаток прежнего долга, с процентами и пенею.

Литература. Мейер, «Древнее русское право залога», Думашевский, «О закладных» («Жур. Мин. Юст.», 1868 г. № 4); Вербловский, «Об уступке залоговых обязательств, обеспеченных залогом недвижимого имущества», («Суд. Вестник», 1876 г. № 55); Гантовер, «Залоговое право» (1890); Неволин, «История Рос. гражд. зак.» (ч. III, стр. 148 — 165); Муромцев, «Гражданское право древнего Рима» (стр. 217, 304, 624 — 627); Mourlon, "Repetitions... " (т. III — «Des hypotheques»).

Г. Вербловский.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar