Меню
Назад » »

Логос (24)

Алексей Михайлович
Алексей Михайлович — второй царь из дома Романовых; род. 19 марта 1629 г., царствовал с 14-го июля 1645 по 28 января 1676 год. До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению часовника, псалтыри и деяний Св. Апостол, в семь лет начал обучаться письму, а в девять — церковному пению. С течением времени у ребенка (11 — 12 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются между прочим лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого деда», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году царевича торжественно «объявили» народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский. Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших древнерусскую жизнь XVII века. Слишком мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально подчинился влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, отзывам иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был по словам г. Котошихина, «гораздо тихим». Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, пишет он, здешняя честь, аки прах». Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Р. Стрешнев не согласился. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить. Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордыну-Нащокину и кн. Н. Одоевскому. Мало темных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничего пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (т. е. всему свое время) — писал он; или «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».
Этот чин, однако, нужно было утвердить при вступлении 16-тилетнего царя на престол. Молодой царь подчинился влиянию Б. Морозова. Задумав жениться, он в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского, но отказался от своего выбора, благодаря интригам, в которые, вероятно, замешан был сам Морозов. В 1648 году, 16 января, царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской; вскоре затем Морозов женился на сестре ее Анне. Таким образом Б. И. Морозов и тесть его Д. И. Милославский приобрели первенствующее значение при дворе. К этому времени, однако, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Б. И. Морозова. Царским указом и боярским приговором 7 февраля 1646 г. установлена была новая пошлина на соль. Эта пошлина заменила не только прежнюю соляную пошлину, но и ямские и стрелецкие деньги; она превосходила рыночную цену соли — главнейшего предмета потребления — приблизительно в 11/2 раза и вызвала сильное недовольство со стороны населения. К этому присоединились злоупотребления И. Д. Милославского и молва о пристрастии царя и правителя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали бунт народный в Москве и беспорядки в других городах; 25-го мая 1648 г. народ стал требовать у царя выдачи Б. Морозова, затем разграбил его дом и убил окольничего Плещеева и думного дьяка Чистого. Царь поспешил тайно отправить любимого им Б. И. Морозова в Кириллов монастырь, а народу выдал окольничего Траханиотова. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того, как народное волнение стихло, Морозов возвратился ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении. Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1651 г., что «слово его стало во дворце добре страшно». — Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «собинным», особенно любимым, другом стал Никон. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственною ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящен был в Патриархи 25 июля 1652 г. и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние сношения.
Еще в конце 1647 года казацкий сотник Зиновий Богдан Хмельницкий бежал из Украины в Запорожье, а оттуда в Крым. Возвратившись с татарским войском и избранный в гетманы казацкою радой, он поднял всю Украину, поразил польские войска при Желтых водах, Корсуне, Пилаве, осаждал Замостье и под Зборовом заключил выгодный мир; потерпевши неудачу под Берестечком, он согласился под Белою Церковью на мир гораздо менее выгодный, чем Зборовсий. Мир этот возбудил народное неудовольствие; гетман принужден был нарушить все условия и в стесненных обстоятельствах обратился с просьбою о помощи к «царю восточному». На соборе, созванном по этому поводу в Москве, 1 октября 1653 г. решено было принять казаков в подданство и объявлена война Польше. 18-го мая 1654 г. сам царь выступил в поход, съездив помолиться к Троице и в Саввин монастырь. Войско направилось к Смоленску. После сдачи Смоленска 23 сентября, царь возвратился в Вязьму. Весной 1655 года предпринят был новый поход. 30 июля царь совершил торжественный въезд в Вильну, затем взяты были Ковно и Гродно. В ноябре царь возвратился в Москву. В это время успехи Карла X, короля шведского, завладевшего Познанью, Варшавою и Краковым, изменили ход военных действий. В Москве стали опасаться усиления Швеции на счет Польши, 15-го июля 1656 года царь двинулся в поход к Ливонии и, по взятии Динабурга и Кокенгузена, осадил Ригу. Осада снята была из-за слуха, что Карл Х идет в Ливонию. Дерпт занят был московскими войсками. Царь отступил в Полоцк и здесь дождался перемирия, заключенного 24 октября 1656 г. Окончательный мир заключен в Кардисе в 1661 г., по этому миру царь уступил все завоеванные им места. Невыгодные условия Кардисского мира вызваны были смутами в Малороссии и новой войной с Польшей. По смерти Богдана Хмельницкого, в июле 1657 г., Иван Выговской провозгласил себя гетманом, изменил Москве, но вскоре изгнан был самими казаками, которые избрали на его место Юрия, сына Богдана Хмельницкого. Юрий присягнул Москве, но вскоре постригся в монахи и заменен, на правой стороне Днепра, Тетерей. Пользуясь смутами в Малороссии, Польша отказалась признавать Алексея Михайловича наследником Польского престола и не уступала Москве ее завоеваний.
Отсюда возникла вторая польская война. В июне 1660 года князь Хованский потерпел поражение у Подонки, в сентябре — Шереметьев под Чудновым. Дела приняли еще более опасный оборот, благодаря продолжавшимся в Малороссии смутам. Тетеря присягнул королю, который явился на левой стороне Днепра, но после неудачной осады Глухова, в начале 1664 года, и успешных действий его противников — Брюховецкого, избранного гетманом на левой стороне Днепра, и князя Ромодановского, ушел за Десну. А. Ордын-Нащокин советовал царю отказаться от Малороссии и обратиться на Швецию. Алексей Михайлович отклонил это предложение; он не терял надежды. Благоприятному исходу борьбы способствовали внутренние беспорядки в Польше и переход гетмана Дорошенко, преемника Тетери, в подданство турецкому султану. 13 января 1667 года заключен был мир в деревне Андрусове. Царь Алексей, по этому миру, приобрел Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и, кроме того, Киев на два года.
Во время войн 1654 — 1658 гг. царь часто отсутствовал из Москвы, находился следовательно вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Возвратившись из походов, он стал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и непочтительно стали относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не могла снести обиды; 10 июля 1658 года он отказался от своего сана и уехал в Воскресенский монастырь. Государь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Лишь в 1666 году на духовном соборе, под председательством Александрийского и Антиохийского патриархов, Никон лишен архиерейского сана и заточен в Белозерский Ферапонтов монастырь. В тот же период войн (1654 — 1667 гг.) царь Алексей лично побывал в Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, особенно в Вильне и здесь ознакомился с новым образом жизни; по возвращении в Москву он сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Снаружи резьба не производилась лишь на поверхности дерева по русскому обычаю, а стала фигурной, во вкусе рококо.
Едва успела стихнуть война с Польшей, как правительство должно было обратить внимание на новые внутренние беспорядки, на Соловецкое возмущение и бунт Разина. С падением Никона не уничтожено было главное его нововведение: исправление церковных книг. Многие священники и монастыри не согласились принять эти новшества. Особенно упорное сопротивление оказал Соловецкий монастырь; осажденный с 1668 года, он взят был воеводой Мещериновым 22 января 1676 г.; мятежники были перевешаны. В тоже время на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Ограбивши караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские суда, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он снова отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял Черемису, Чувашей, Мордву, Татар, но под Симбирском разбит был Кн. Ю. Барятинским, бежал на Дон и, выданный атаманом Корнилом Яковлевым, казнен в Москве 6 июня 1671 года. Вскоре после казни Разина началась война с Турцией из за Малороссии. Брюховецкий изменил Москве, но и сам был убит приверженцами Дорошенки. Последний стал гетманом обеих сторон Днепра, хотя управление левой стороной поручил наказному гетману Многогрешному. Многогрешный избран был в гетманы на раде в Глухове (в марте 1669 г.), снова перешел на сторону Москвы, но свергнут старшинами и сослан в Сибирь. На его место в июне 1672 г. избран Иван Самойлович. Между тем турецкий Султан Магомет IV, которому поддался Дорошенко, не хотел отказаться и от левобережной Украины. Началась война, в которой прославился польский король Ян Собесский, бывший коронным гетманом. Война окончилась 20-тилетним миром лишь в 1681 году.
Из внутренних распоряжений при царе Алексее замечательны: запрещение (в 1648 г.) беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть черными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде, окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещен был в 1648 г. не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам. Основаны новые центральные учреждения, каковы приказы: Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позже 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел (упом. с 1657 г.), занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм, Малороссийский (упом. с 1649 г.), Литовский (1656 — 1667), Монастырский (1648 — 1677). В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: в 1646 и след. годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, сделана неудачная вышеуказанная попытка введения новой соляной пошлины; указом от 30 апр. 1654 г. запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп, и велено было зачислить в рублевые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 г. (не позже 3-го марта), ввиду недостатка денежных средств, выпущены медные деньги. Вскоре (с 1658 г.) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 60-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 года. Мятеж усмирен обещанием царя наказать виновных и высылкою стрелецкого войска против мятежников. Указом от 19 июня 1667 г. велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке; впрочем выстроенный тогда же корабль сгорел в Астрахани. В области законодательства: составлено и издано Уложение (печаталось в 1-й раз 7 — 20 мая 1649 г.), и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г. При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие. Основаны Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.).
В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился А. С. Матвеев. Через два года по смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г.), царь женился на его родственнице, Наталье Кирилловне Нарышкиной, 22 янв. 1671 г. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны, (напр. 2 ноября 1672 г. в селе Преображенском). 1-го сентября 1674 г. царь «объявил» сына своего Федора народу, как наследника престола, а под 30 января 1676 г. умер, 47 лет от роду.
Царь Алексей от М. И. Милославской имел детей: Дмитрия (р. 1649 окт., ум. 1651 окт.), Евдокию (р. 1650 фев., ум. 1712 март), Марфу (1652 авг. ум. 1707 июль), Алексея (р. 1654 февр., ум. 1670 янв.), Анну (р. 1655 янв., ум. 1659 май), Софью (р. 1657 сент., ум. 1704 июль), Екатерину (1658 нояб., ум. 1718 май), Maрию (1660 янв., ум. 1723 март), Федора (1661 май, ум. 1682 апр.), Феодосию (1662 май, ум. 1713 дек.), Симеона (1665 апр., ум. 1669 июнь), Ивана (1666 авг., ум. 1696 янв.), Евдокию (1669 фев., ум. 1669 фев.), От Н. К. Нарышкиной царь имел детей: Петра (р. 1672 мая 30, ум. 1725 г. янв. 28), Наталью (1673 авг., ум. 1716 июнь), Федора (1674 сент., ум. 1678 нояб.).
Важнейшие сочинения по истории царствования царя Алексея: С. Соловьев, «Истор. России», т. X, XI и ХII; В. Берх, «Царствование Алексея Михайловича» (Спб., 1831 г.); И. Забелин , «Царь Алексей Михайлович» (в «Опытах изучения русских древ. и истор.» т. I, стр. 203 — 281; тоже в «Отеч. Зап.», т. 110, стр. 825 — 378); М. Хмыров, «Царь Алексей Мих. и его время» (в «Древ. и Нов. России», т. III, 1875 г.); С. Платонов, «Царь Алексей Мих.» (в «Истор. Вест.» 1886 г., май, стр. 265 — 275).
Алексей Петрович
Алексей Петрович, царевич — старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., ум. 26 июня 1718 г. Царевич Алексей первые годы своей жизни оставался на попечении бабушки, Натальи Кирилловны и матери, Евдокии Федоровны; отец его слишком занят был кипучею общественною деятельностью, от которой отдыха не у семейного очага, а на воинских потехах или в немецкой слободе. По смерти Натальи Кирилловны (в 1694 г.) в жизни царевича главное место заняла мать его, что имело влияние на те дружеские отношения, в каких он находился к ней и в позднейшее время. Шести лет царевич Алексей стал учиться грамоте по часослову и букварю у Никифора Вяземского, человека простого и малообразованного, знакомился также с «естеством письмен, ударением гласа и препинанием словес» по грамматике Кариона Истомина. В сентябре 1698 года, по заточении царицы Евдокии в Суздальский монастырь, царевич лишился материнского присмотра и перевезен к тетке, Наталье Алексеевне, в село Преображенское. Здесь, однако, под руководством учителя своего Н. Вяземского и воспитателей Нарышкиных (Алексея и Василия) он мало чем занимался, за исключением разве «избных забав» и «больше учился ханжить». Его окружали в это время Нарышкины (Василий и Михаил Григорьевича, Алексей и Иван Ивановичи) и Вяземские (Никифор, Сергей, Лев, Петр, Андрей). Дурное влияние на него имели его духовник, верхоспасский поп, потом протопоп Яков Игнатьев, благовещенский ключарь Алексий, поп Леонтий Меньшиков, который заведуя воспитанием царевича, сознательно небрежно относился к делу, с целью дискредитировать Алексея Петровича в глазах царя. Царь, однако, решил было (в 1699 г.). отправит сына в Дрезден для обучения наукам, но вскоре (быть может под влиянием смерти генерала Карловича, которому предполагалось поручить это обучение) изменил свое решение. В наставники царевичу приглашен был Саксонец Нейгебауер, бывший студент Лейпцигского университета. Он не сумел привязать к себе царевича, ссорился с прежними его учителями и досаждал Меньшикову, а поэтому в июле 1702 г. потерял должность. В следующем году место его занял Гюйссен, человек льстивый, не желавший принять на себя ответственности в возложенном на него поручении, а потому и мало достоверный в своих рассказах о царевиче. Но и Гюйссен, очевидно, не слишком заботился об успешном воспитании Алексея Петровича, так как и после отъезда Гюйссена в 1705 г. царевич Алексей все еще продолжал учиться. В 1708 г. Н. Вяземский доносил, что царевич занимается языками немецким и французским, изучает «четыре части цифири», твердит склонения и падежи, пишет атлас и читает историю.
В это время, однако, царевич вступал в период более самостоятельной деятельности. Уже в 1707 г. Гюйссен (отправленный заграницу с дипломатическими поручениями) предлагал в супруги Алексею Петровичу принцессу Шарлотту Вольфенбюттельскую, на что царь изъявил согласие. Во время путешествия своего в Дрезден в 1709 году, путешествия, предпринятого с целью обучения немецкому и французскому языкам, геометрии, фортификации и «политическим делам», вместе с Александром Головкиным (сыном канцлера) и кн. Юрием Трубецким, Царевич виделся с принцессою в Шлакенберге весною 1710, а через год, 11 апреля, подписан был контракт о бракосочетании. Самый брак заключен 14 октября 1711 г. в Торгау (в Саксонии).
Царевич заключил брак с иностранной принцессой неправославного вероисповедания лишь по приказанию царя. Отношения его к отцу играли первенствующую роль в его жизни и слагались частью под влиянием его характера, частью в силу внешних обстоятельств. Видный духовными дарованиями, царевич отличался довольно нерешительным и скрытным характером. Черты эти развились под влиянием того положения, в каком он находился еще в юности. С 1694 г. по 1698 г. царевич жил у матери, которая тогда уже не пользовалась царским расположением. Пришлось выбирать между отцом и матерью, а рушиться было трудно. Но царевич любил мать и поддерживал с ней сношения даже после ее заточения, например, ездил к ней на свидание в 1707 г.; этим он, конечно, возбуждал чувство неприязни в отце. Надо было скрывать свою привязанность к матери от отцовского гнева. Слабая душа царевича страшилась могучей энергии отца, а последний все более и более убеждался в неспособности сына стать деятельным поборником его предначертаний, опасался за судьбу преобразований, введению которых посвятил всю свою жизнь и потому сурово стал относиться к сыну. Алексей Петрович боялся жизненной борьбы; он искал от ее убежища в религиозной обрядности. Не даром читал он библию шесть раз, делал выписки из Барония о церковных догматах, обрядах и чудесах, покупал книги религиозного содержания. Царь, напротив, обладал глубоким практическим смыслом и железной волей; в борьбе крепли в множились его силы; он жертвовал всем для введения преобразований, которые суеверный сын его считал противными православию. Когда царевич жил в Преображенском (1705 — 1709 гг.), его окружали лица, которые, по собственным его словам, приучали его «ханжить и конверсацию иметь с попами и чернцами и к ним часто ездить и подпивать». В обращении с этими подчиненными лицами царевич, умевший склоняться перед сильною волей отца, сам обнаруживал признаки своеволия и жестокости. Он бил Н. Вяземского и драл «честную браду своего радетеля» духовника Якова Игнатьева. Уже в это время царевич сознавался ближайшему своему другу, тому же Якову Игнатьеву, что желает смерти отца, а протопоп утешал его тем, что Бог простить и что все они желают того же. И в этом случае поведение царевича в Преображенском не оставалось, конечно, безизвестным отцу. В народе также стали ходить слухи о разладе царевича с царем. Во время пыток и казней после стрелецкого бунта, монастырский конюх Кузьмин рассказывал стрельцам следующее: «Государь немцев любит, а царевич их не любит, приходил к нему немчин и говорил неведомо какие слова и царевич на том немчине платье сжег и его опалил. Немчин жаловался государю и тот сказал: для чего ты к нему ходишь, покамест я жив, потамест и вы». В другой раз, в 1708 году среди недовольных ходили слухи, что царевич также недоволен, окружил себя казаками, которые по его велению наказывают бояр царских потаковников, и говорит, будто бы и ему государь не батюшка и не царь. Таким образом молва народная олицетворяла в царевиче Алексее надежду на высвобождение из под тяжелого гнета Петровских реформ и неприязненным отношениям двух различных характеров придавала оттенок политической вражды; семейный раздор стал превращаться в борьбу партий. Если в 1708 году царевич предлагал царю статьи об укреплении московской фортеции, об исправлении гарнизона, о составлении нескольких пехотных полков, о сыске и обучении недорослей, если он в том же году набирал полки при Смоленске, отсылал в Петербург шведских полоняников, извещал о военных действиях против донских казаков с Булавиным во главе в ездил осматривать магазины в Вязьму, в 1709 г. приводил полки к отцу в Сумы, — то в позднейшее время далеко не выказывал такой деятельности и все менее и менее пользовался доверием царя. Заграничные поездки царевича едва ли принесли ему существенную пользу. После первой из них (1709 — 1712 г.) царевич дурно обращался с женой, предавался пьянству и продолжал дружить с попами. После второй — он вступил в связь с Евфросиньей Федоровной, пленной, принадлежавшей его учителю Н. Вяземскому. Вместе с тем он стал обнаруживать непослушание, упрямство, а также отвращение к военному делу и начал помышлять о побеге заграницу. Царь, невидимому, не знал этих тайных помыслов, но тем не менее замечал в сыне перемену к худшему. В самый день смерти кронпринцессы Шарлотты, 22 окт. 1715 г., царь письменно требовал от царевича, чтобы он или исправился, или поступил в монахи, а в письме от 19 янв. 1716 г. прибавил, что в противном случае поступит с ним как «с злодеем». Тогда Алексей Петрович, поддерживаемый сочувствием А. Кикина, Ф. Дубровского и камердинера Ивана Большого, бежал вместе с Евфросиньей через Данциг в Вену, где и явился к канцлеру Шёнборну 10 ноября 1716 г. Заручившись покровительством императора Карла VI (который приходился ему шурином), Алексей Петрович проехал в Тироль, где остановился в замке Эренберге 7 дек. 1716 г., а 6 мая 1717 г. прибыл в Неаполитанский замок Сент-Эльмо. Здесь застали его посланные царем Петр Толстой и Александр Румянцев. Несмотря на опасения царевича, Толстому удалось уговорить его ехать обратно в Россию (14 окт.), причем во время возвращения Алексей Петрович получил разрешение жениться на Евфросинье Федоровне, но не заграницей, а по вступлении в пределы России для того, чтобы меньше стыда было. Первое свидание отца с сыном произошло 3 февраля 1718 г. Вслед за тем царевич лишен права наследовать престол, начались пытки и казни (Кикина, Глебова и мн. друг.). Розыск первоначально производился в Москве, в половине марта месяца, затем переведен в Петербург. Царевич также подвергался пыткам с 19 по 26 июня, когда в 6 часу пополудни скончался, не дождавшись выполнения смертного приговора.
От кронпринцессы Шарлотты царевич имел двух детей: дочь Наталью, род. 12 июля 1714 г. и сына Петра, род. 12 окт. 1715 г. От Евфросиньи Федоровны Алексей Петрович также должен был иметь ребенка в апреле 1717 г.; судьба его остается неизвестной.
Важнейшие исследования о царевиче Алексее: Н. Устрялова, «История царствования Петра Великого», т. VI; С. Соловьева, «История России», том XVII; А. Брикнер, «История Петра Великого»; М. Погодин, «Суд над царевичем Алексеем Петровичем»(в «Рус. Бес.» 1860 г., кн. стр. 1 — 84); Н. Костомаров, «Царевич Алексей Петрович» (в «Древн. и Нов. Рос.» т. 1, стр. 31 — 54 и 134 — 152).
Алексий Св.
Алексий Св. — «митрополит киевский и всея Руси», сын черниговского боярина Федора Бяконта, род. в Москве в конце XIII или самом начале XIV в., получил при крещении имя Элевферия-Симеона. С раннего детства выказывал стремление к иноческой жизни; 20-ти лет был пострижен в московском Богоявленском монастыре, в 1345 г. рукоположен в епископы владимирские, а в 1348 г., по смерти митрополита Феогноста, отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты и получил этот сан, не смотря на то, что в него был уже посвящен другой — Роман; вследствие этого между ними возгорелась борьба, из которой победителем вышел Алексий, благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера — качества, которые в соединении с умом и обширным образованием помогли ему приобрести большое влияние и могущество не только в делах церковных, но и на события политические и поставить архипастырскую власть на небывалую в России высоту. В то же время строгостью своей жизни он приобрел всеобщее уважение, перешедшее в глубокое благоговение, когда по смерти Алексия, последовавшей 12 февраля 1378 г., были обретены его мощи 20 мая 1431 г. (по арх. Филарету, а по митрополиту Макарию в 1439 г.); с тех пор он стал одним из самых чтимых угодников русских, чудеса которого описаны в многочисленных житиях. В духовной литературе сохранились грамоты, поучения и переводы митрополита Алексея: «Прибавл. к Твор. св. отцев» (1849 г.); «Душеполезное Чтение» (1861) и в других журналах, а в Чудовом монастыре хранится собственноручный его перевод Нового Завета, писанный им в бытность в Константинополе в 1355 г., перевод буквально близкий к греческому тексту.
Церковь празднует память этого святителя 12 февраля, а обретение его мощей — 20 мая. Мощи его почивают в Чудовом монастыре.
Алжир
Алжир, фр. Alger, исп. Argel, араб. AI-Dschesair (т. е. острова), — столица и в то же время первый военный и торговый город Алжира; у Римлян известный под названием Jcosium, a y Арабов в средние века — Месраны, лежит у самого Средиземного моря на западной стороне великолепной вместительной бухты, углубленной к югу в виде полумесяца и ограничиваемой на востоке мысом Пескада, а на западе — мысом Матифу. Непосредственно за очень узкой береговой равниной поднимается холмистая страна Сахель в Бузарее, высотою в 402 м., с тропической растительностью, многочисленными садами, виноградниками, часовнями и надгробными памятниками чудотворных марабутов. Город, поднимающийся над равниной в виде амфитеатра, расположен на крутом холме в форме треугольника, вершину которого венчает Казба или цитадель. Он состоит из двух совершенно различных частей: нижнего или европейского квартала и верхнего или мавританского. В нижнем городе находятся еще лишь немногие выдающиеся мавританские дома; почти всю восточную часть замыкает, оконченный в 1866 г., Boulevard de la Republique, длинный виадукт (1200 м. длины), покоящийся на двойном ряде арок. Образуемые арками залы служат для магазинов и базаров. На этом бульваре, на смежной с ним губернаторской площади, украшенной конной статуей герцога Орлеанского и в находящемся между первым и национальным театром Square de la Republique сосредоточивается главным образом жизнь города. На бульваре находятся 5 банков А., на губернаторской площади поднимается мечеть Джамаэль-Джедид, а по близости зимний дворец генерал-губернатора, архиепископский дворец и катол. собор. «Сквер Республики» окружен прекрасными новыми постройками. Вообще, весь квартал недавнего происхождения и самый красивый в городе. От губ. площади расходятся на север улицы — Баб-эль-Уэд, в конце которой к саду Маренго примыкает национальный лицей и Морская улица, а на юг — улица Баб-Азун, вся украшенная изящными аркадами. На Морской улице еще находится самая красивая мечеть А., ДжамаэльКебир. Верхний мавританский город состоит из множества извилистых, снабженных ступенями улиц, по большей части ведущих вверх на Казбу; дома невзрачны снаружи, но внутри часто отделаны роскошно. Перед воротами Баб-эль-Уэд на сев. стороне лежит предместье того же имени, на южной стороне находится предместье Ага, а далее деревня Мустафа, верхняя часть которой представляет ряд очаровательных вилл, где имеет свою летнюю резиденцию и генерал-губернатор. — Гавань А., величиною в 95 гект., была при Неаполеоне III защищена тремя каменными молами с северо-вост. и южной сторон. Она может вмещать в себе 40 военных и 300 торговых судов и более чем достаточна для торговли А. Как город, так и гавань в военном отношении защищаются обширной системой укреплений.
Число жителей, которых во время Турецкого господства преувеличенно насчитывали до 100 т., в 1838 г. простиралось до 30395, а в 1881 г. доходило уже до 70747. Главную массу туземного населения составляют Мавры, занимающиеся мелочной торговлей, ремеслами, вышиванием шелком, золотом и т. д. Евреи (7098), прежде подвергавшиеся страшным притеснениям, теперь по большей части богатые купцы, домовладельцы, собственники поместий и фабрик. Главным средством пропитания для жителей А. служит торговля, так как город представляет важнейший торговый пункт на берегу моря и конечный пункт всех дорог, идущих из внутренней страны, к которым присоединилась еще оконченная в 1869 г. железная дорога в Оран и не совсем еще оконченная — в Константину. Вывозится морем, главным образом, хлеб, мука, оливковое масло, лошади, рогатый скот, овцы, сырые кожи, шерсть, воск, сало, хлопчатая бумага, табак и т. д. Ввоз по большей части принадлежит Франции, но в нем принимают участие и Испания — вина и фрукты; Италия — рис, вино, горшечные изделия, цемент; Англия — каменный уголь, хлопчатобумажные изделия и железо; Австрия — строевой лес и сталь. — Как главный город всего Алжира, А. есть местопребывание генерал-губернатора, высших гражданских и военных властей, также как и управления провинцией и округом А., иностранных консульств, алжирского банка и т. д. Кроме того, здесь живет кат. архиепископ и на ряду с протестантской и еврейской консисториями, находится еще и высшее мусульманское духовенство. Город, кроме собора, имеет еще многие другие катод, церкви, англ. и протест, церковь, несколько синагог и, кроме 4 мечетей, множество часовен, посвященных памяти святых или марабутов. Далее в А. находятся еще академия, лицей, приготов. школа для врачей и аптекарей, высшие учебные пансионы, многочисленные первоначальные школы для всех вероисповеданий, археологический музей, публичная библиотека, с 1856 г. Историческое Общество, издающее «Revue Africaine», многие типографии, книжные магазины, читальни, газеты, общества художественные, земледельческие и т. д. Есть также и филантропические заведения, сиротские дома, богадельни, сберегательная касса, военные и гражд. госпитали, большой лазарет и т. д. Вообще, европеец может найти здесь удовлетворение всем своим потребностям: существуют трактиры, кафе, бани, несколько театров и т. д. В новейшее время А. известен также, как курорт, благодаря своему климату, и немало посещается страдающими чахоткою европейцами. Окрестности А. отличаются своим живописным положением, роскошной южной растительностью, прекрасными садами, маврит. виллами и т. д. Ср. Шнейдера, «Der klimatische Kurort А.» (Дрезд., 1869). Департамент А., средний из 3 алж. департаментов, занимает 105168 кв. км. с 1380541 жит. (1886).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar