Меню
Назад » »

Логос (221)

Гутенберг

Гутенберг (Иоанн Gutenberg) — изобретатель книгопечатания; год рождения его неизвестен. Принадлежал к патрицианской семье города Майнца — Генсфлейш, но принял фамилию матери. Между 1411 и 1420 г. семья Г., вследствие раздоров между патрициями и бюргерами, должна была удалиться из Майнца. В 1434 г. встречаем Г. в Страсбурге, где он провел большую половину своей жизни, занимаясь шлифовкой полудрагоценных камней (агата, оникса) и изготовлением зеркал. В 1438 г. Г., вместе с своим учеником Андреем Дриценом и др. лицами, образовал товарищество для изготовления зеркал. Деятельность товарищества закончилась процессом, который возбудили против Г. наследники Дрицева и который был выигран Г. (1439). Некоторые выражения актов процесса дали повод к заключению, что товарищество делало уже опыты в области книгопечатания. 1440-й год считается годом окончательного изобретения книгопечатания. Предположение это подтверждается документами, извлеченными из дел авиньонских нотариусов и обнародованными в 1890 г. аббатом Рекен (Requin, «L'imprimerie a Avignon an 1444»). Из этих документов видно, что в 1444 и 1446 г. некий Проконий Вальдфогель вступал в сделки с разными лицами, которых за деньги и др. выгоды посвящал в тайну «искусственного письма». Гениальное изобретение Г. состояло в том, что он стал изготовлять металлические подвижный выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирать из них строки и с помощью пресса оттискивать их на бумаге. Для эксплуатации изобретения у него не доставало средств. Переселившись в 1448 г. в родной Майнц, Г. в 1450 г. заключил договор с Иоанном Фустом, в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6% и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 300 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Г. и Фустом. Основной капитал Г. получил, однако, не сразу, а по частям, а от выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 г. за единовременную уплату 800 гульденов был освобожден от ежегодных взносов. При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов, Г., тем не менее, достиг замечательных успехов. До 1456 г. он отлил не менее 5 различных шрифтов, напечатал лат. грамматику Элия Доната (несколько листов ее дошли до нас и хранятся в национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и наконец две Библии, 36-строчную и 42строчную; последняя, известная под названием библии Мазарини, напечатана в 1453 — 55 г. с большим совершенством. Г. отказался платить своему компаньону проценты, желая отложить платеж их до того времени, когда предприятие начнет приносить доход. Фуст предъявил к нему иск, требуя уплаты процентов на проценты. Процесс окончился присягой Фуста, о чем был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 нояб. 1455 г.; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Г. имени изобретателя книгопечатания, недавно открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Геттингенского университета (K. Dziatzko, «Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten» 1889 и сд.). По решению суда типография со всеми ее принадлежностями перешла к Фусту, и Г. надо было начинать сызнова. Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 г. выпустил сочинение Иоанна де-Бальби из Генуи (1286), «Catholicon» (лат. грамматика с словарем). В 1465 г. курфюрст Адольф принял Г. на свою службу, но 2 февр. 1468 г. он умер; похоронен в Майнце, но могила его неизвестна. Изобретение его приписывалось в разное время разным лицам . Истина окончательно восстановлена v. d. Linde («Gutenberg», 1878), многолетние изыскания которого подтверждаются новейшими находками в библиотеках и архивах; о последних см. ст. Булгакова в «Библиографических Записках» 1892 г., № 1. Г. поставлены памятники в Майнце, Страсбурге и Франкфурте на Майне.

Гуттаперчевое дерево

Гуттаперчевое дерево. — Долгое время под этим названием известно было остиндское дерево Isonandra gutta Lindi., кот. и считалось производителем гуттаперчи. Новейшие исследования флоры Малайского архипелага указали на существование нескольких гуттаперчевых деревьев и дали возможность указать из них выделяющие наибольшее количество применимого к практике и лучшего гуттаперчевого вещества. К таким деревьям, растущим вообще в Ост-Индии и особенно на островах Малайского архипелага и относящимся во всей совокупности видов своих к тропическому семейству сапотовых (Sapotaceae, близкое к Первоцветным — Primulaceae и Масличным — Oleaceae и относящееся к обширной rpyппе венцецветных), отнесены теперь следующие. — Род палаквиум, Palaquium Blanc., заключает до 50 видов; из них Pal. gutta Burck. (=Isonandra gutta Lindi. и прежних авторов) дает наибольшее количество и наилучшего сорта резиновой смолы. Водится на Малакке; дерево до 15 и. высоты с цельными продолговато-овальными листьями; мелкие цветы сидят кучками на ветвях. Этот вид ныне совершенно истреблен в диком состоянии и поддерживается только в культурных разновидностях, разводимых по плантациям. Затем следуют Pal. obbongifolium Burck., — живущею дико на Малакке, Суматре и Борнео, Pal. bomeense Burck. на Борнео, и Pal. Treubu Burck. — на Яве; все три дают гуттаперчевую смолу, которая в свежем виде светло-красного цвета до бурых оттенков; обыкновенно смешиваются вместе несколько сортов смолы от разных пород деревьев. — Другой род Г. дерев., пайена, Payena DC, с 16 видами тоже из Малайского арх., дает прекрасную гуттаперчу от вида P. Loerii (Teysm.); дерево с простыми эллиптическими листьями, мелкие цветки собраны в немногоцветные соцветия, плод ягодный. Представители этого и предыдущего рода, плохо различаемые туземцами, имеют местные названия: Taban merah, Njatoch Balam Sirah, N. B. Merah, N. B. Abang, Ka Malam Paddi. — Третий род, Mimnsops, дает худшую гуттаперч. смолу; из них М. Elengi L. живет на Индостане и Цейлоне, а М. Balata Grtn. в Гвиане и Антильских о-вах. — Специальная литература о Г. д. изложена на голландском яз., а отчасти на франц. и находится в «Annales dn jardin botanique de Buiten zorg», (на о-ве Яве).

A. A.

Гьеллеруп

Гьеллеруп (Karl-Adolph Ghellerup) — датский поэт и романист, род. в 1857 г. Его первые романы: «En Idealist» (1879), «Det unge Danmark» (1880) и сборник стихотворений: «Rodjorn Sange og Fantasier» (1882) примыкают к датской реалистической школе; потом он отстал от ее и занялся преимущественно драматической обработкой исторических и легендарных тем: «Brynhild» (1884) и «Thamyris» (1887). Из других произведений Г. заслуживают внимания поэтический цикл «Aander og Tider» (1882) и «Et Rekviem over Charles Darwin».

Гюисманс

Гюисманс (Joris Mare Huysmans) — современный французский романист, принадлежащий к семье талантливых живописцев; родился в 1848 г. Своими первыми романами («Marthe», 1879; «Les soeurs Vatard», 1879; рассказ «Sac au dos» в «Soirees a Medan») Г. примкнул к школе Зола, но зашел гораздо дальше своего учителя в крайностях натурализма и в цинизме языка, останавливаясь на самых мелочных и отвратительных проявлениях животной натуры человека. Не без таланта, однако, изображена здесь пошлая будничная жизнь, производящая утомительное впечатление своим безнадежным однообразием. В следующие романы: «En menage» (1881) и «A vau l'eau» (1882) Г. вносит сильный личный элемент: за действующими лицами проглядывает автор, художник мизантроп, рассматривающий жизнь как сплошную пошлость и глупость. Характеристичная черта этих романов — отсутствие всякого движения; конец оставляет действующих лиц в том же положены, в котором их застало начало, и все это вместе взятое производит удручающее впечатление ничтожности жизни, бесполезности всяких перемен, роковой неудачи всяких стремлений. На этом основном фоне пессимизма и иронического изображения жизни, выделяется уменье Г. схватывать и изображать детали — мелкая живопись словами, напоминающая жанровые картины фламандской школы. В 1884 г. Г. издал роман «А rebours». Из натуралиста автор превращается здесь в полу-мистика, полудекадента, предпочитающего все искусственное естественному, ищущего новизны ощущений во всех областях. Герой романа (если можно назвать романом описание различных настроений при отсутствии всякого намека на фабулу), Des Esseintes, представляет собой продукта современной утонченной цивилизации, превращающей нервных людей в чистейших невропатов. Утомленный жизнью, скучающий Des Esseintes хочет оживить свои притупленные нервы и устраивает себе совершенно искусственное существование, превращая день в ночь и, наоборот, устраивая «симфонии запахов», «гаммы ликеров», углубляясь в чтение оккультической литературы и современных символистов и т. д. В изображении этих извращений вкуса Г. обнаруживает богатство фантазии и яркость красок. Последние произведения Г. («La Ваrrе» и др.) все более приближают автора к декадентству и, главным образом, к мистицизму «магов» в роде Сар Пеладана и др. от натурализма Г. отказался в известном «манифесте пяти» последователей Золя, протестовавших против своего учителя после появления «La Теrrе». Как художественный критик, Г. выказал большое понимание современных направлений в живописи (импрессионистов, pleinair'истов. и т. д.), с своей книге: «L'Art moderne».

З. В.

Гюйгенс

Гюйгенс (Христиан Huyghensvan Zuylichem), — математик, астроном, и физик, которого Ньютон признал великим (1629 — 1695). Отец его, синьор ван Зюйлихем, секретарь принцев Оранских был замечательным литератором и научно образован. Научную деятельность Г. начал в 1651-м г. сочинением о квадратуре гиперболы, эллипса и круга; в 1654 открыл теорию эволют и эвольвент, в 1655 нашел спутника Сатурна и вид колец, в 1659 он описал систему Сатурна в изданном им сочинении. В 1665-м году, по приглашены Кольбера, поселился в Париже и был принят в число членов академии наук. Часы с колесами, приводимыми в движение гирями, были в употреблении с давнего времени, но регулирование хода подобных часов было неудовлетворительно. Маятник же со времен Галилея употребляли отдельно для точного измерения небольших промежутков времени, причем приходилось вести счет числу качаний. В 1657-м году Г. издал описание устройства изобретенных им часов с маятником. Изданное им поздние, в 1673-м году, в Париже, знаменитое сочинение Horologium oscillatorium, sive de mota pendulorum an horologia aptato demonstrationes geometrica, заключающее в себе изложение важнейших открытий по динамике, в первой своей части заключает также описание устройства часов, но с прибавлением усовершенствования в способе привеса маятника, делающего маятник циклоидальным, который обладает постоянным временем качания, независимо от величины размаха. Для объяснения этого свойства циклоидального маятника автор посвящает вторую часть книги выводу законов падения тел свободных и движущихся по наклонным прямым, а наконец и по циклоиде. Здесь в первый раз высказано ясно начало независимости движений: равноускоренного, вследствие действия тяжести, и равномерного по инерции. Г. доказывает законы равноускоренного движения свободно падающих тел, основываясь на начале, что действие, сообщаемое телу силою постоянной величины и направления, не зависит от величины и направления той скорости, которою уже обладает тело. Выводя зависимость между высотою падения и квадратом времени, Г. делает замечание, что высоты падений относятся как квадраты приобретенных скоростей. Далее, рассматривая свободное движение тела брошенного вверх, он находит, что тело поднимается на наибольшую высоту, потеряв всю сообщенную ему скорость и приобретает ее снова при возвращении обратно.

Галилей допускал без доказательства, что при падении по различно наклонным прямым с одинаковой высоты тела приобретают равные скорости. Г. доказывает это следующим образом. Две прямые разного наклонения и равной высоты приставляются нижними концами одна к другой. Если тело, спущенное с верхнего конца одной из них приобретает большую скорость, чем пущенное с верхнего конца другой, то можно пустить его по первой из такой точки ниже верхнего конца, чтобы приобретенная внизу скорость была достаточна для подъема тела до верхнего конца второй прямой; но тогда бы вышло, что тело поднялось на высоту большую той, с которой упало, а этого быть не может. От движения тела по наклонной прямой Г. переходит к движению по ломаной линии и далее к движению по какой-либо кривой, причем доказывает, что скорость, приобретаемая при падении с какой-либо высоты по кривой, равна скорости, приобретаемой при свободном падении с той же высоты по вертикальной линии и что такая же скорость необходима для подъема того же тела на ту же высоту, как по вертикальной прямой, так и по кривой. Затем переходя к циклоиде и рассмотрев некоторые геометрические свойства ее, автор доказывает таутохронизм движений тяжелой точки по циклоиде. В третьей части сочинения излагается теория эволют и эвольвент, открытая автором еще в 1654 г.; здесь он находить вид и положение эволюты циклоиды. В четвертой части излагается теория физического маятника; здесь Г. решает ту задачу, которая не давалась стольким современным ему геометрам — задачу об определении центра качаний. Он основывается на следующем предложении: "Если сложный маятник, выйдя из покоя, совершил некоторую часть своего качания, большую полуразмаха и если связь между всеми его частицами будет уничтожена, то каждая из этих частиц поднимется на такую высоту, что общий центр тяжести их при этом будет на той высоте, на которой он был при выходе маятника из покоя. Это предложение, не доказанное у Г., является у него в качестве основного начала, между тем как теперь оно представляет применение к маятнику закона сохранения энергии. Теория маятника физического дана Г. вполне в общем виде и в применении к телам разного рода. В последней, пятой части своего сочинения Г. дает тринадцать теорем о центробежной силе и рассматривает вращение конического маятника.

Другое замечательное сочинение Г. есть теория света, изданная в 1690 г., в которой он излагает теорию отражения и преломления и затем двойного лучепреломления в исландском шпате в том самом виде, как она излагается теперь в учебниках физики. Из других открыли Г. мы упомянем о следующих. Открытие истинного вида сатурновых колец и двух его спутников, сделанные помощью десятифутового телескопа, им же и устроенного. Вместе с его братом он занимался изготовлением оптических стекол и значительно усовершенствовал их производство. Открыто теоретическим путем эллипсоидального вида земли и сжатия ее у полюсов, а также объяснение влияния центробежной силы на направление силы тяжести и на длину секундного маятника на разных широтах. Решение вопроса о соударении упругих тел одновременно с Валлисом и Бренном. Г. принадлежит изобретение часовой спирали, заменяющей маятник; первые часы со спиралью устроены в Париже часовым мастером Тюре в 1674 г. Ему же принадлежит одно из решений вопроса о виде тяжелой однородной цепи, находящейся в равновесии.

Д. Бобылев.

Гяур

Гяур — этим именем турки презрительно зовут всех немусульман. Г. — испорченное арабское «Kiafir» (отрицающий Бога, язычник).

Давид

Давид (Жак-Луи David) — исторический живописец, знамен. преобразователь франц. живописи конца XVIII ст., имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 — 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности; но, поступив в ученики к Вьену, сначала шел довольно тихо на пути своего развития и только после троекратной неудачи на соисканиях большой награды получил ее в 1774 г., за картину: «Эрасискрат открывает причину болезни Антиоха». В следующем затем году отправился на счет правительства в Италию вместе с Вьеном, назначенным в это время в директоры франц. акд. в Риме. Проведя здесь пять лет, занимался преимущественно изучением антиков, писал этюды и исполнил лишь немного картин, из которых одна: «Св. Рох молит Богоматерь о прекращении чумы», доставила ему некоторую известность. По возвращении своем в Париж, в 1780 г., выставил здесь картину «Велизарий» (находится в лильск. муз., гравиров. Морелем) и получил за нее звание сопричисленного к королевской акд. живописи, а чрез три года был принят в действительные члены этой акд. за новое свое произведение: «Андромаха оплакивает смерть Гектора». Эти работы настолько повысили репутацию художника, что король заказал ему картину, предоставив ему и выбор сюжета. Д. отправился в Рим и, написав там «Клятву Горациев», привез ее в Париж, где она возбудила всеобщее удивление. Погружаясь все более и более в историю древних греков и римлян, он исполнил после того картины: «Смерть Сократа» (гравир. Массаром-отцом), «Ликторы приносят к Бруту трупы его сыновей», «Любовь Париса и Елены», гравированная Видалем) и некоторые др. Отступление от его тем, обычных до этого времени, составляет: «Прибытиe Людовика XVI в заседание парламента 14 февраля» — картина, принесенная им в 1790 г. в дар национальному собранию, которое после того заказало Д. изобразить «Клятву Jeu de Paume», оставшуюся, однако, только в эффектно сочиненном эскизе (гравир. Жозе). Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: он выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 г. в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративною частью и т. п. В это время из под его кисти вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен — убийства М.Пеллетье и Марата. Падение Робеспьера повлекло за собою арест его друга, Д., и только слава последнего, как художника, спасла ему голову. По выходе из тюрьмы, он снова отдался всецело живописи и написал, в 1795 — 99 г., одну из лучших своих картин:"Похищение сабинянок", публичная выставка которой доставила ему 65627 фр. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Д. сделался его привилегированным живописцем; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи («Переход Бонапарта чрез С.Бернард», «Коронация Наполеона», «Раздача орлов» и т. п.), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, «Леонида в Фермопилах», — картину, оконченную в 1814 г. и проданную в 1819 г., вместе с «Похищением сабинянок», за 100000 фр. (обе находятся в луврск. музее). Несмотря на благорасположение к нему императора и на получаемые от него милости, Д. оставался в душе республиканцем. По возвращении Бурбонов, он, как бывший член конвента и «цареубийца», подвергся изгнанию из Франции, был вычеркнут из списков акд. худож. и почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре его деятельности, наиболее достойны внимания: «Амур, покидающий Психею», «Марс, обезоруживаемый Венерою, Амуром и Грациями» и т. д. Суждение художественных критиков о Д. весьма различно, но никто не отрицал его огромного исторического значения. С Д. началось решительное перерождение изжеманившегося пред тем франц. искусства. Он первый снова обратился к изучению антиков, стал заботиться о соблюдении чистоты стиля и здравого воззрения на природу. Это направление он проводил в своих произведениях с убеждением и энергией. Однако он в сущности усвоил себе только внешние черты памятников греч. искусства. Отсюда — окоченелость и мертвенность его картин. Вместо действительного чувства, мы находим у него театральную деланность, вместо страсти — притворный, нередко преувеличенный пафос, не столько вдохновение, сколько холодный расчет ума. Кроме того, он вообще не богат изобретательностью: его композиция отличается разбросанностью; его фигуры принимают утрированные позы; колорит у него чересчур однообразный, порою желтоватый, холодный и лишенный тонких нюансов. Но рисунок старательно выработан, формы благородны, изящны, и особенно в женских фигурах. В портретах он несравненно проще и привлекательнее, чем в картинах, и большинство его недостатков стушевывается пред подражанием природе, не отуманенным предвзятыми принципами. Как на лучшие его работы в этом роде, можно указать на портреты Жубера и Леруа, г-жи де-Сорси, маркизы де-Оливьер, отца Филельера, Пекуля (нах. в Лувре), Буасси-д'Англа, г-жи Рекамье (в Лувре), ген. Жерара и особенно папы Пия VII (в Лувре). Но главная заслуга Д. состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабё, бельгиец Навез, Л. Робер, Энгр и мн. др., менее значительные художники. Ср. F.L..David, «Le peintre Louis David (1748 — 1825), souvenirs et documents inedits» (П., 1880); Delecluze, «L.David, son ecole et son temps» (П., 1855); Т. Thore, «Les peintres du XIX siecle, L.David» (Брюссель, 1843); М.A.Th. (Адольф Тьер) «David, souvenirs historiques»;E.Chesneau, «Le mouvement moderne en peinture, L.David».

A. C — в.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar