Меню
Назад » »

Логос (141)

Веллингтон

Веллингтон (Wellington) — главн. гор. (с 1876) брит. колонии Ново-Зеландии, прежней провинции Веллингтон, на западном берегу Порт-Никольсона, просторной и безопасной бухты Кукова пролива; местопребывание губернатора и парламента колонии; соединен с Непиром железной дорогой, а с Сиднеем, Мельбурном, равно как с гаванями Ново-Зеландии, правильными пароходными рейсами. В 1886 г. в В., вместе с его 4-мя предместьями, было. 27833 жителей, часть которых состояла из маорисов. Два театра, шесть банков, музей, ботанический сад; значительная торговля. Все частные постройки, вследствие случающихся здесь землетрясений, возведены из дерева. В. основан в янв. 1840 г.

Велосипед

Велосипед или самокат (Velocipede, Fahrrad, cycle). — Этим именем обозначают разнообразные экипажи, приводимые в движение едущим в нем человеком. Колеса так облегчают передвижение грузов; что мысль об устройстве В. должна была явиться очень давно и развиваться постепенно усилиями многих изобретателей. Действительно, есть указания, что уже в первой половине XVII столетия существовали самодвижущиеся повозки такого рода в Генуе, Пизе, Болоньи и Нюрнберге. Сохранился даже рисунок ручной повозки, которую устроил для себя захромавший нюрнбергский часовщик, Фарфлер: она приводилась в движение сидящим в ней человеком помощью двух рукояток на горизонтальной оси. Озанам, в своей книге: «Recreations Mathematiques et Physiques», изданной в 1793 году, пишет, что уже несколько лет как в Париже встречают коляску, приводимую в движение лакеем, напирающим попеременно ногами на подножки, скрытые в кузове экипажа и передающие движение средней оси. На рисунке Озанама изображен как весь экипаж, с лакеем, стоящим сзади, и барином, управляющим передним ходом на подобие руля в лодке, так и внутренний механизм: на оси задних колес насажены два храповых колеса, на которые попеременно действуют помощью собачек, подножки, связанные веревкой, перекинутой чрез блок.

Немецкий лесничий фон Дрейз в 1817 г. изобрел так называемую дрезину, вошедшую в моду в 1819 г. в Париже и Лондоне, где ее назвали игрушечною лошадкою (hobby horse). Из многих сохранившихся рисунков и карикатур видно, что она состояла из узенького сиденья на двух высоких колесах, укрепленных одно за другим, как в современных двухколесных В. Высота сиденья была такова, что ноги человека, сидящего на нем верхом, слегка доставали до земли и он мог сообщать себе значительную скорость, отталкиваясь попеременно то той, то другой ногой. Название дрезина применяется теперь только к ручным железнодорожным повозкам.

В 1836 г., в Англии, медник Дальзель приделал к «игрушечной лошадке» Дрейза подножки, чтобы вращать колесо ногами, но настоящими изобретателями современного В. надо считать парижан: Мишо, который в 1869 г. стал делать переднее, движущее колесо гораздо больше заднего, и Мажи, заменившего дерево сталью, вследствие чего можно было много уменьшить вес В., а также англичанина Коупера (Cowper), придумавшего очень легкие колеса со ступицею, висящею на проволочных спицах. Уменьшение трения на осях было достигнуто устройством подшипников на стальных закаленных шариках. На концах оси вытачиваются желобки полукруглого сечения, им соответствуют такого же вида желобки в ступице колеса. В образовавшуюся таким образом кольцеобразную пустоту вводят шарики, для чего у ступицы развинчивается крышка. Шарики катаются между осью и ступицею, причем скользящее трение заменяется сравнительно малым трением — катящимся. Шарики могут тереться один о другой; но сила, с которой они будут надавливать друг на друга, так незначительна, что и трение это ничтожно. Лучшим и доказательством этого служит ничтожное стирание этих шариков: по опытам Бойса (Boys), потеря веса шарика после пробега в 1500 верст составляет всего одну четверть миллиграмма.

В настоящее время уже установилось несколько типов В. Самый простой по конструкции и, вместе с тем, самый легкий и достигающий наибольшей скорости на гонках — двухколесный В. Здесь ездок помещается на седле, расположенном прямо над большим колесом, от 130 до 160 см. диаметра, а маленькое колесо расположено сзади. На неровной дороге такие В. опасны: ездок неудержимо опрокидывается головой вперед, если под колесо попадет какое-либо препятствие, способное значительно замедлить его движение. Поэтому придумали помещать седло далее назад и пониже; тут нужен уже очень сильный толчок, чтобы приподнять ездока и перекинуть его вперед. Но если ось отодвинута далеко вперед, то ездок не может действовать на педали с полною силою; их приходится укреплять на особых рычагах или на особой оси, от которой движение передается главному колесу помощью бесконечной цепи.

Полную безопасность от падения головой вперед представляют В. с двумя колесами равной величины и с седлом между ними. Легкий В. такого типа получил название «Бициклет»; но на том же принципе устроены и более солидные военные и охотничьи В. позволяющие возить с собою ружье, ранец и др. багаж. Необходимость употреблять передачу движения помощью бесконечной цепи не составляет здесь недостатка: вследствие меньшего диаметра колеса скорость его окружности была бы недостаточна, если бы цепная передача не увеличивала ее в желаемом отношении.

Трехколесные В. тяжелы на ходу и потому почти вполне вытеснены двухколесными. Удержался больше других тип «Криппер». Существуют трехколесные В. и для двух ездоков: они сидят рядом в «социабль» и один за другим в В. «тандем» (гуськом). Одного человека достаточно для приведения в движение такого В., поэтому другой может свободно заниматься осматриванием дороги, телеграфной линии и т.п. В трехколесном В. при поворотах каждое колесо описывает разные пути, поэтому оно должно вращаться со своею собственною, определенною скоростью. Это заставляет вводить особое приспособление, позволяющее сцеплять с движущим механизмом поворотом руля оба задние колеса или только одно. Иногда применяют для этой же цели дифференциальные колеса, уравнивающие автоматически движение обоих колес В. сообразно надобности.

Седок на двухколесном В. находится в неустойчивом положении равновесия и должен все время балансировать, чтобы не упасть. Это делается помощью руля: чувствуя, например, что В. наклоняется вправо, седок поворачивает руль в эту же сторону; благодаря быстроте движения нижняя часть В. уклоняется вправо скорее, чем вышележащий центр тяжести системы под влиянием своей тяжести; таким образом обыкновенно получается даже стремление упасть в обратную сторону, вызывающее новое движение руля налево. Поэтому В. оставляет на дороге всегда слегка волнистый след и не может ехать по узкой колее или по желобу рельса конножелезной дороги. При значительной скорости, устойчивости В. помогает гироскопическое действие быстровращающихся колес, у которых является, вследствие быстрого вращения, значительная сила, удерживающая постоянное направление оси вращения, как у волчка.

Современные велосипеды так хорошо приспособлены, что привычный человек может развивать на них без истощения сил чрезвычайно большую механическую работу: от 1/7 до 1/3 лошадиной силы, делая от 9 до 21 версты в час. На многодневных поездках первостепенные велосипедисты делали по 16 верст в час, а на коротких расстояниях, при состязаниях, достигали скорости 33 верст в час. На расстояниях до 5 вер. верховой перегоняет велосипедиста, но при больших расстояниях лошадь устает скорее, и велосипедист ее перегоняет.

Эта возможность развивать очень большую работу и представляет опасность для велосипедиста с гигиенической точки зрения: езда на В., как и всякое упражнение мускулов, не доходящее до истощения сил, только полезна для здорового организма, но соревнование, невнимание, а иногда и необходимость, часто заставляют велосипедиста переходить за предел полезного для здоровья утомления. Переутомление оказывается во время самой езды одышкою и усиленным сердцебиением. Кроме того, самое сидение на узком седле производит ненормальное сдавливание органов, помещающихся в области таза. По всему этому езда на велосипеде безусловно вредна лицам, страдающим легкими, пороком сердца или расстройствами органов области таза; у женщин вредные последствия усиленной езды на В. сказываются скорее и сильнее, чем у мужчин.

Для уменьшения толчков при езде на В. седло снабжается очень упругими пружинами, а ободья колес резинчатыми шинами. Эти последние пробовали даже делать полыми и надувать воздухом, но это устройство оказалось непрочным; теперь делают в массе шины только несколько воздушных каналов небольшого диаметра.

У нас изготовление В. еще не развилось, хотя уже существуют попытки в этом направлении. Лучшие В. пока изготовляются в Англии, где около 5000 человек заняты этим дедом и приготовляют до 40000 штук в год, на 800000 ф. ст.; около 3000 ч работают в одном г. Ковентри (Cowentry), где находится одна из лучших фирм: Cowentry Machinist's Со. Вообще в Европе и Америке насчитывают до 1000 велосипедных фабрик. Литература. Г. Т. Сакс. «Велосипед» (С. Петербург, 1891). С. Н. Милевский, «Гигиена для велосипедиста» (С. Петербург, 1891). С 1882 года в Москве издается специальный журнал: «Велосипедист и речной яхт-клубист».

В. Лермантов.

В. может иметь также обширное применение к военным целям и, заменяя конных ординарцев и вестовых, допускает большую скорость передвижения и не требует необходимого лошади корму. Это обстоятельство особенно важно для крепостей, в которых вообще избегают иметь кавалерию, требующую больших запасов фуража. Применению В. в крепостях благоприятствует и то обстоятельство, что все внутреннее пространство последних пересечено сетью прекрасных шоссейных дорог, соединяющих между собою отдельные, значительно удаленные друг от друга укрепления. Хотя в крепостях и есть телеграфы и телефоны, но таковые могут быть испорчены и во всяком случае не дают полной свободы в пользовании ими там и в тех направлениях, где необходимо, какую может дать ординарец велосипедист.

При военных действиях в поле, где тем паче могут отсутствовать телеграфы и телефоны, В. может конкурировать в скорости с верховым, при хорошей дороге, и кроме того, под огнем В. находится в меньшей опасности поражения, чем верховой, так как представляет сравнительно очень малую цель. Лучшие военные велосипедисты считают наиболее подходящими В. легкие на ходу, прочные, несложные, возможно не тяжеловесные и допустимой стоимости. Кроме последнего требования, всему прочему удовлетворяют В. англ. заводов: Rudge и Coventry Machinists; могут быть употребляемы также и Swift №2 и №1 и лучше с дутыми резиновыми шинами, облегчающими движение по песку и снегу. На таких В. езда не только возможна по дорогам и всякой более или менее твердой поверхности почвы, но и слегка топкой и покрытой травой; также — в лесах, особенно лиственных и (с дутыми шинами) даже и по песчаному грунту хвойных лесов; — по жидкой грязи в неск. вершков, лужам, мягкой пыли, если под ними твердое основание; — по снегу в неск. вершков глубиной (с дутыми шинами) при морозе не свыше 5°. Невозможны для езды: густая липкая глинистая и т.п. грязь, сыпучие глубокие пески и глубокий снег. Движение против ветра затруднительно и облегчается лишь при особом навыке. Уклоны, которые можно допустить: при коротких расстояниях (20 — 26 саж. ) — ок. 1/6 и, при каменистой почве, ок. 1/5, а на большие расстояния в неск. верст — 1/12. Для переезда через неглубокие канавы следует пересекать их наискось, чтобы получить уклон от 1/2 до 1/3 и усилить скорость, чтобы воспользоваться ею при подъеме. Пригонка В. для наиудобнейшей и наименее утомительной езды должна быть следующей: 1) передняя оконечность седла должна чуть проходить за отвесную плоскость, проходящую через среднюю ось, на которую надеты шатуны; 2) высота седла должна быть такою, чтобы выемка ступни вытянутой ноги упиралась в подножку; 3) носик седла и руль должны быть на одной высоте; 4) передняя часть седла должна быть на 1 дм. выше задней; 5) седла следует заказывать или выбирать такие, чтобы имелся у передней оконечности их винт с гайкой, для натягивания кожи и сужения седла по желанию; 6) седло вообще должно быть узко, чтобы не вызывать, после долгого пути, боли в бедрах и пахах; 7) наилучший материал для седла: мягкая и не толстая кожа, а само седло должно быть подшито живцом из белой толстой кожи; 8) цепь необходимо всегда натягивать с легким провесом. Общие правила езды: 1) смелость; 2) уравнивать дыхание; 3) избегать переутомлений, слезая временами с седла и отдыхая на ходу пешком. Лучшие руководства по езде на велосипедах: гг. Потемкина и Мартоса; заметки Ж. Блока; Сакса («Велосипед», издание Березовского, Спб.); барона Келлескрауса («Военный Сборник», 1892, №1) и др.

К. Величко.

Вельвичия

Вельвичия (Welwitschia mirabilis Hook.) — растение из семейства Gnetaceae, открытое в 1860 г. Вельвичем в каменистых пустынях по западному побережью тропической Южной Африки. Одно из самых причудливых растений. Конический, суженый книзу ствол его, в 30 — 40 см. в попер., немного лишь выступает над поверхностью почвы, а листьев всего два; они расстилаются по земле, сидят один против другого и бывают длиною в 1 м., а шириною в 20 см. Это так называемые первичные листья растения, появляющиеся непосредственно за семядолями; хотя они чрезвычайно прочны и кожисты, но раздроблены по длине на длинные участки. В углах листьев появляются разветвленные соцветия, несущие на концах ветвей шишковидные колосья. Шишки продолговатой или веретенообразной формы, состоят из 70 — 90 супротивных чешуй, в пазухах которых находится по одному цветку. В. достигает 100-летнего возраста.

В. Т — ль.

Вельзевул

Вельзевул или веельзевул— библейское название сирофиникийского божества Ваалзевув, считавшегося покровителем и защитником от мух, рои которых составляют ужасную казнь для людей и животных в жарком климате Востока. Очевидно, это одно из частных проявлений общего сирофиникийского Ваала. В библейских книгах это слово встречается в двух неодинаковых смыслах. В Ветхом Завете оно употребляется в значении местного аккаронского божества филистимлян, пользовавшегося известностью в качестве оракула и у соседних народов, между прочим и у евреев, в период их уклонения от истинной религиии. Так, царь израильский Охозия, заболев, посылал в Аккарон послов с поручением спросить у Веельзевула — «выздоровеет ли он от болезни?» (4 Цар. I, 2). В Новом Завете мы встречаем то же слово в смысле сатаны или главы злых духов или демонов. Каким образом иудейская демонология дошла до отождествления Веельзевула с сатаной — неизвестно. По мнению некоторых, в этом оказалось желание унизить сатану низведением его на степень жалкого «бога мух». Эта тенденция проявляется еще яснее при другом филологическом толковании рассматриваемого слова, — толковании, по которому Веельзевул означает «бога навоза» или всякой нечистоты и грязи. Он считался главным виновником мучительной болезни бесноватых, обыкновенно удалявшихся от общества людей в нечистые места (кладбища и проч.). Согласно с таким воззрением, фарисеи, видя, как Христос изгонял бесов, дерзко утверждали, что Он делал это «силою Веельзевула, князя бесовского» (Мате. XII, 24 — 27; Марк. III, 22; Лук. XI, 16 — 20).

А. Л.

Вендетта

Вендетта (Vendetta) — так назыв. на о-ве Корсике обычай кровной мести. Корсика, подвергавшаяся частым нападениям разных народов, оспаривавших друг у друга господство на Средиземном море, и особенно страдавшая от набегов североафриканских варварийских племен и морских пиратов, дольше, чем где-либо, сохранила воинственность и тесно сплоченный семейный строй. Эти обстоятельства, в связи с темпераментом обитателей о-ва, придали корсиканской В. своеобразный характер и необыкновенную живучесть. Как и поединок, вендетта, является видом частной войны, но предпринимаемой для защиты интересов или чести целого рода. Не всякая обида, однако, влечет за собою В. С течением времени создался ряд освященных обычаем правил, когда и в каких случаях допускается В. и как она выполняется. В. обыкновенно направляется против обольстителя покинутой женщины, убийцы близкого родственника, доносчика и лжесвидетеля, показания которого привели к осуждению невинного к смерти или каторжным работам. Если при дуэли вызов обыкновенно следует вслед за нанесением обиды, а за вызовом, чрез короткий промежуток времени, и поединок, то В. не предпринимается с такой стремительностью. Обыкновенно созывается семейный совет, на котором всесторонне обсуждается обида, средства возмездия и даже возможность примирения. Обсуждения и переговоры иногда длятся месяцы и годы. Когда В. решена, тогда подробно обсуждается ее форма и решается, на кого будет возложено ее исполнение. Обыкновенно выбирается холостяк, который может легче поставить на карту свою жизнь для исполнения священной обязанности мести за честь или интересы семьи. Пред началом враждебных действий, противнику посылается объявление войны, обыкновенно в виде краткого «берегись». Но даже после объявления войны разрешаются более или менее продолжительные перемирия и никогда ни один даже корсиканский бандит не позволил обесчестить себя нарушением перемирия. В. допускает употребление всяких военных хитростей, засады, тайного убийства и пр. С В. тесно связано и развитие бандитства, так как лицо, выполнившее В. и навлекшее на себя преследование общественной власти, часто бывает вынуждено совсем выйти из колеи мирной жизни и сделаться бандитом. В течение долгого времени В. служила бичом для корсиканского населения; постоянная частная война между целыми родами покрывала остров потоками крови, Завет мести свято хранился в семье, воспевался в народных песнях (см. Мериме, «Notes sur la Corse» и «Colomba»); детям показывали окровавленное платье убитого родственника, воспитывая в них ненависть к убийце и стремление к мести. Часто до выполнения В. семья долгие годы носила траур. Особенно свирепствовала В. в период господства генуэзцев, отдавших о-в в управление компании св. Георгия, безжалостно угнетавшей население. За 32 г. [1683 — 1715] было тогда совершено с лишком 28000 убийств из-за В. С присоединением о-ва к Франции, правительство долго боролось с В. и порождаемым ею бандитством. Строгие военные меры, принятые во времена реставрации и июльской монархии, не имели успеха. В 1853 г. уголовные кары за В. были смягчены и она воспрещена под страхом исправительных наказами. С тех пор статистические данные указывают на значительное уменьшение числа убийств (в 40-х годах ежегодно 100 — 120, а после 1853 г. — 16 — 20). В настоящее время случаи вендетты довольно редки.

М.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar