Меню
Назад » »

Логос (1071)

Ясон

Ясон — сын Зевса и дочери Атланта Электры, брат Дардана. Встретившись с Я. на бракосочетании сестры его Гармонии с Кадмом, Деметра воспылала к нему страстью и, сочетавшись с ним браком, родила от него на трижды вспаханном поле на Крите Плутоса (бог богатства). По Овидию, Я. до глубокой старости оставался супругом Деметры. На о-ве Самофракии, куда Я. переселился с Крита (по др. из Италии или Аркадии), Зевс посвятил его в мистерии Деметры, культ которой впоследствии Я. распространял по всей Элладе.

Н. О.

Яссы

Яссы (Jassy) — город в Румынии, прежде столица Молдавии, живописно расположен на склоне холма Копоу, омываемого болотистой речкой Балую (приток Tийe, впадающей в Прут). Соединяется железной дорогой с русской пограничной станцией Унгени. Жителей 78 тыс. Около 50 православных церквей, из коих главный собор, црк. св. Николая и Трехсвятительская; храмы римско-католический, евангелический и армяногрегорианский. Университет (в 1900 г. было 660 студентов и 51 профессор). Военная школа, духовная и учительская семинарии, два лицея, две гимназии, женская гимназия, художественное и музыкальное училища. В бывшем дворце помещаются судебные и административные учреждения города и округа. Местная промышленность незначительна. В торговом отношении Я. служит центром для крупного района; ввозятся мануфактурные товары и уголь из Англии, металлические изделия, готовое платье, бакалея, сахар из Австрии и Германии. Вывозятся кукуруза, овес, ячмень, свиньи, керосин, каменная соль и волошские орехи.

Ястребы

Ястребы — относятся к ловчим птицам низкого полета. Они делятся на больших Я. и малых или перепелятников, различающихся, главным образом, по своей величине. По охотничьей терминологии «ястребами» собственно называются только самки малых Я.; самки крупных Я. зовутся просто «самками»; наконец, самцы тех и других известны под именем чеглеков. Все Я. считаются отличными ловцами и, сообразно с величиной, употребляются для охоты на тетеревей, куропаток, уток, гусей, перепелов и даже зайцев. В исключительных случаях Я. берут также лисиц.

С. Б.

Яхты

Яхты. — Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездов. Во времена могущества Венецианской республики водяной спорт был в очень большом ходу; тут же упоминаются в истории первые состязания в скорости хода увеселительных судов (гонки, так назыв. regatta), с присуждением призов скорейшему из судов. Наибольшее развитие водяной спорт получил в Англии — как в стране, могущество которой основано всецело на мореплавании. Та же любовь к морю перешла с англосаксонскими переселенцами и в Америку (Сев. Штаты), и выработанные в двух этих государствах образцы увеселительных судов — Я. послужили основой для постройки Я. во всех других государствах, где нарождались любители водяного спорта. В настоящее время все виды судов для последней цели можно разделить на 3 категории: Я. парусные, Я. с двигателями и гребные гоночные суда. Характер парусных Я. зависит от того, предназначаются ли они для морских прогулок или для плавания в устьях рек, в защищенных рейдах и т. д. Морские парусные Я. первоначально представляли собой небольшие мореходные суда, с косым вооружением, как позволяющим управляться небольшим количеством экипажа. С течением времени образование корпуса этих Я. стали изменять: с одной стороны обводы судна делались острее для уменьшения сопротивления воды; с другой стороны мидель шпангоут стали делать полнее у ватерлинии и острее у киля, для большей остойчивости и возможности нести большую парусность; для этих же целей стали делать постоянный (лекальный, т. е. отлитый по форме трюма судна) балласт, а впоследствии устраивали кили из чугуна или свинца. При дальнейшем прогрессе постройки Я. (в 80 — 90-х годах XIX в.) стали различаться два стремления: английские яхтсмены стали делать Я. для получения большей скорости очень узкими, увеличивая остойчивость балластом и металлическим килем; американцы же достигли большей остойчивости и возможности нести большую парусность уширением Я. Теоретические чертежи Я. этих систем отличались тем, что у англичан очертание ватерлиний было очень острое, у американцев же — батоксы пересекались с уровнем воды под очень острым углом. Вместе с эволюцией очертаний шпангоутов изменялся и контур Я. по диаметральной плоскости. Для увеличения поворотливости дейдвуды срезались, ахтерштевень делался наклонным, пока контур диаметральной плоскости не достиг вида треугольника, опущенного вершиной вниз, одна сторона которого представляла собою ахтерштевень, другая — киль и форштевень. В конце XIX и начале XX вв. американская и английская системы сошлись между собою, образовав новый тип Я. с так наз. бульбовым килем: этот тип имеет корпус Я. снизу яйцевидный, но с заостренным концом; киль представляет собой лист железа с свинцовым балластом по нижней его кромке в виде сигары. Руль делается висячим, железным, иногда балансирным. В этом типе имеется и наибольшая остойчивость, наименьшее сопротивление поворотам, вместе с достаточной остротой для скорости хода. Крепость рангоута и такелажа рассчитывается таким образом, чтобы при шквале сломался рангоут, но яхта не перевернулась бы. Парусность, при большой остойчивости, допускается, конечно, огромная, причем для легкости, паруса часто изготовляются из шелковой парусины. Наибольшее значение в истории Я. имеют гонки, причем каждый новый тип стремились делать так, чтобы он мог выиграть приз. Для уравновешения шансов гонки Я. различной величины существуют правила измерения Я., по результатам которого время гонки для каждой Я. изменялось; правила эти также имели влияние на конструкцию Я., так как чем больше яхта, тем вообще легче достигнуть большого хода; поэтому строители старались дать такие размеры Я., чтобы при большей величине результат измерения был бы наименьший. Вообще в яхтах, как и во всяком другом виде спорта, увлечение гонками так сильно занимает спортсменов, что из-за них пренебрегали даже правилами безопасности постройки, отчего нередко Я. погибали или терпели сильные аварии. Я., плавающим в устьях рек, озер и др. защищенных местах, строятся несколько иного типа. Из-за мелководья нельзя везде делать глубокий металлический киль, отчего последний у этого типа делался выдвижным, из железного листа, в виде сектора, вращающегося около вершины в особом плоском колодце по середине судна. Во время прохода мели киль поднимается, на глубоком же месте опускается вниз, выходя из деревянного киля наружу в виде треугольника; площадь последнего настолько велика, что из-за сопротивления воды уменьшает крен. Вооружение Я., как сказано выше, почти исключительно косое: шхунское, тендера, иола (тендер без топселя, иногда с одним стакселем — косым фоком — в носу); иногда при вооружении иола делается небольшая кормовая мачта с выносной бизанью. Небольшие беспалубные и полупалубные Я. имеют ту же парусность, что и гребные суда. Небольшие прибрежные и озерные Я. делаются часто вида сильно отличающегося от обычного типа судов: напр. шарпи, катамараны, байдарки и т. д. Шарпи имеет корпус плоскодонный, сечением в виде трапеции; нос заострен, корма широкая; имеет иногда выдвижные кили и балласт в виде мешков с песком; мачт 1 — 2; с парусами треугольными; катамаран — судно из двух длинных и узких корпусов, на которые наложена сверху связующая их рама; мачта 1, с треугольным парусом. Такое же судно, небольшой величины, с рамой, на котором помещается обыкновенный стул для одного пассажира, действующего двусторонним веслом, носит название лыж и часто применяется на тихих озерах, прудах и т. д. Байдарки — эскимосские шлюпки — делаются для 1 пассажира, сидящего на дне этой длинной и узкой шлюпки, крытой сверху кожей или парусиной; гребля производится одним двусторонним веслом. Байдарки часто снабжаются 1 — 2 бамбуковыми мачтами, с такими же рейками и парусами. Я. с двигателями раньше делались паровыми, в последнее же время — с моторами: керосиновыми, бензиновыми или спиртовыми; второе топливо, как опасное, и, последнее, как слишком дорогое, применяются реже первого. О Я. существует весьма обширная литература, причем имеются специальные периодические издания, напр. французское «Le Yacht», английское «Yacht» и т. д. О постройке парусных Я. одним из лучших сочинений считается Dixon'a Kemp'a, «The Yacht's architecture», переведенное в 90-х гг. на русский язык; отдельные описания Я. разбросаны между прочим в журналах «Морской Сборник» и «Русское Судоходство».

Яхты императорские. Для совершения морских поездок правители различных государств имеют специальные суда, тоже называющиеся Я. В России имеются 6 Я. императорских: «Штандарт» (дл. 370', шир. 50' — 6, осадка 20', водоизм. 5600 т., скорость хода 20 узлов); «Полярная Звезда» (дл. 315 ' — 6", шир. 46', ос. 19' — 7", вод. 3600 т., скорость 191/2 узлов); обе эти Я. служат для морских поездок Царской семьи; для рейдовых поездок имеются: «Александрия» (228 т. вод. и 12 узл. хода); «Царевна» (806 т. вод. и 13 узл. хода); «Марево» (58 т. вод. и 101/2 узл. хода); «Стрела» (дл. 184 ' — 6", шир. 22' — 3", осадка 6', вод. 1400 т. и 18 узл. хода) построена специально для Августейшего генерал-адмирала. Суда эти по типу и по внутреннему устройству вполне соответствуют своему названию и хотя числятся в списках русского военного флота и носят на себе пушки (не более 75 мм. калибра, для салютов), но боевого значения не имеют. В некоторых государствах Я. государей могут, в случае надобности, служить и военными судами; напр. в Германии императорская Я. «Hohenzollern» (дл. 381' — 10", шир. 45' — 11", ос. 16' — 1", вод. 3400 т., скор. 22 узла) вооружена 3-мя орудиями калибра в 105 мм, 12 скорострелками, 4-мя пулеметами и имеет 3 минных аппарата. См. Справочную книжку «Военные Флоты», изд. вел. кн. А. М. (выходит через 2 — 3 года). Р. Л — н.

Ячмень

Ячмень (Hordeum L.) — известно до 16 дикорастущих видов в Европе, в умеренной Азии, на севере Африки и в Америке. Я. относится к сем. злаков (Gramineae). Это — однолетние, двулетние или многолетние травы. Листья в почке свернутые. Язычок короткий. Колоски одноцветковые, собранные пучками по 3 — 2 в длинный верхушечный колос. Колосковые чешуйки тонкие, щетинистые, сидящие накрест с цветковыми чешуйками. Нижняя цветковая чешуйка обычно с остью на верхушке. Пленки косо-яйцевидные или продолговатые. Завязь на верхушке волосистая; зерновка часто срастается с кроющими чешуйками, она с широкой бороздкой. Род распадается на три подрода: 1) Zeocriton (стержень колоса, исключая культурные формы, ломкий, каждый членик отваливается с группой сидящих на нем колосков; колоски по 3, и либо все они плодущие (у Н. hexastichon, шестирядного Я.), либо лишь средние (у Н. distichon, двурядного Я.); у четырехрядного Я., Н. vulgaге, все колоски плодущие, но лишь средний ряд колосков в колосе резко обособлен, а боковые ряды сливаются, тогда как у шестирядного Я. все шесть рядов колоса резко обособлены; к этому подроду принадлежит до 12 видов, из них дико растут Н. murinum, Н. secalinum и др.; Н. hexastichon, distichon, vulgare возделываются; 2) Crithopsis (стержень ломкий, колоски по 2, оба плодущие; один вид Н. delileanus на Востоке); 3) Cuviera (стержень не ломкий, колоски по 2 — 3, все плодущие три вида Н. silvaticum, crinitum и Caput Medusae на Востоке и в Европе). С. Р.

Ячмень (сельскохоз.) — одно из главных хлебных растений вообще, и в частности, один из важнейшим продуктов полевого хозяйства России. Разводится ради зерен, являющихся пищевым продуктом, материалом для пивоварения и кормовым средством для скота. Прямо в пищу Я. не употребляется, а превращается большею частью в крупу, лучший сорт которой носит название перловой. В муку, для целей хлебопечения, Я. размалывается редко, так как не дает пористого теста, которое могло бы быть вполне пропечено. Впрочем, в некоторых местностях Финляндии хлеб (pиecкa) приготовляется из одного Я., причем он выпекается на бересте. Обыкновенно же при хлебопечении, если в дело употребляется ячменная мука, к ней примешивают ржаную или пшеничную. Как материал для пивоварения. Я. очень ценится и почти незаменим. В качестве кормового средства для скота Я. применяется главным образом в южных местностях и в этом отношении имеет большое хозяйственное значение. В Туркестане, в Восточном Закавказье, Аравии и многих других местах кормовой Я., как корм для лошадей, везде заменяет собою овес, выгорающий в знойное лето, и на этом корме создались арабская и близкая к ней карабахская лошадь и живут выносливые азиатские степные лошади. Солома и мякина Я. также служат кормовым средством, причем мякина по преимуществу в распаренном или обваренном виде, чтобы предупредить различные заболевания животных (главным образ, колики) от шероховатых ячменных остей; советуют даже вовсе не употреблять ее в корм, а сгнаивать в навозных ямах или компостных кучах. Я. принадлежит к числу древнейших культурных растений. Первое место в этом отношении должно быть отдано или ему, или пшенице. Он найден в самых древних египетских гробницах и в остатках озерных свайных построек (т. е. в каменном и бронзовом периодах). По многим историческим памятникам можно судить о широком распространении Я. в отдаленное время. По всей вероятности культура его началась в азиатских степях, затем перешла в Месопотамию и распространилась отсюда повсеместно, хотя возможно, что Я. был введен в культуру в разных местностях самостоятельно. В Центральной Европе культура Я. уже в средние века сделалась всеобщей. В Россию Я. мог проникнуть из Азии через Сибирь или Кавказ и издавна имел большое значение как пищевой продукт для тех местностей, где невозможна культура других хлебов. В настоящее время среди всех культивируемых в России растений Я. по площади занимает четвертое место (немного более 4 1/5 милл. десятин или 7,1 %( всей посевной площади), уступая по занимаемому пространству ржи в 5, овсу в 3, а пшенице более чем в 2 раза. В яровом клину он занимает второе (первое — овес) место, превосходя по площади посева гречиху, просо, кукурузу и некот. др. растения, причем вообще высевается в больших количествах на крестьянских, чем на владельческих землях. Посевы Я., однако, далеко неравномерны по отдельным местностям России. Наибольшую (10 — 20 % ) площадь по отношению к остальным хлебам он занимает: 1) на севере, где он, занимая более 54 % всей засеянной земли, вытесняет, в зависимости от климатических условий, другие растения и является в полном смысле хлебом для населения (он и называется здесь, подобно ржи на юге, житом), 2) на северо-западе и особенно на западе, где получаются лучшие пивоваренные сорта, и 3) на юге, где он культивируется для корма и экспорта. В центральных и восточных губ. Я. возделывается редко, причем, в частности, менее всего (а именно менее 0,1 % площади) распространен он в губ. Пензенской и Рязанской. В ботаническом отношении вид Hordeum vulgare L. в которому относится довольно большое число разновидностей Я., характеризуется тем, что одноцветковые колоски собраны в группы по три и расположены на изгибах колосового стержня. В зависимости от того, все ли цветы в группах колосков приносят плоды и как колоски располагаются на самом колосе, а также все ли колоски снабжены остями, различают три постоянных разновидности: 1) шестирядный (или шестистрочный) Я. — Hordeum hexastichum L., колосья которого составляют шесть, равномерно отстоящих от колосового стержня и одинаковых рядов зерен, и имеют по числу столько же правильно расположенных остей, 2) четырехрядный (или четырехстрочный) Я. — Н. tetrastichum КсКе.; собственно неправильный 6-строчный: здесь колоски образуют четыре неравнозначущих ряда; средние супротивные состоят каждый из правильного ряда средних колосков, два же остальных, образуемые боковыми колосками тройчатой группы колосков, — два двойных ряда, несколько заходящих друг за друга; в общем же получается также 6 рядов зерен, но расположенных не столь симметрично, и 3) двурядный (или двустрочный) Я. — Н. dystichum. у которого только средние колоски плодоносны, боковые же бесплодны.

Ячмень

Ячмень на глазу. — Я. называется острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы или сальной железки на краю века, причем в воспалении участвует также окружающая соединительная ткань. Сначала на веке замечается воспалительный отек, в котором можно на краю века прощупать в одном месте небольшую, очень болезненную припухлость. В течение нескольких (3 — 4) дней опухоль увеличивается и затем на ней обнаруживается гнойничок в виде желтоватой точки. Если сделать в этом месте укол, то появляется гной. Гной может выделиться и самопроизвольно, но это происходит только через несколько дней. Чтобы ускорить нагноение, в начале можно прикладывать теплые примочки для припарки. — Я. встречается особенно часто у лиц, страдающих воспалением края век, и потому для предотвращения Я. надо лечить это последнее.

Яшма

Яшма — названием этим в минералогии обозначают плотные, совершенно не прозрачные или только слабо просвечивающие массы скрытокристаллического кварца, заключающие всегда более или менее значительное количество примесей, главным образом окислов железа, от присутствия которых очень часто зависит и окраска яшм. Представляя, таким образом, образования, близкие к кремням, агатам, халцедонам, роговику и т. п., яшмы дают массы разновидностей, которым дают и различные названия. Кроме истинных яшм, в торговле под именем яшм продаются изделия из самых разнообразных горных пород, иногда не имеющих ничего общего с истинной Я. (напр. кварцитов, порфиритов, иногда даже мраморов и т. п.). Напр. прекрасные ленточные яшмы с Гарца являются вовсе не Я., а имеют полевошпатовый состав. Название дают яшмам или по характеру их окраски, причем различают одноцветные яшмы (серая, красная, фиолетовая) и пестрые (среди пестрых яшм тоже очень большое разнообразие, в зависимости от характера сочетания тонов — ленточные, полосатые, брекчиевидные, крапчатые и т. п.), или по местности, где их добывают (напр. у нас особенно славятся прекрасные орские яшмы — Орского у. и калканские с горы Калкана в Верхнеуральском уезде), или, наконец, дают им название по внешнему сходству их с чем-нибудь очень обычным — сургучная Я., кирпичная, фарфоровая, копеечная и т. п. Месторождения яшм чрезвычайно многочисленны, у нас в России лучшие яшмы на Урале и на Алтае (сотни месторождений). Красивые сорта яшм идут в обработку, для приготовления различных мелких изделий (пепельниц, блюд, письменных приборов и т. п.), а иногда на Императорских гранильных фабриках (в Петергофе, Екатеринбурге, Колывани) изготовляют и большие вазы, столы и т. п. В виду очень значительной твердости яшм изделия эти ценятся очень дорого, яшмы же в сыром виде ценятся очень дешево.

В. В.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar