Меню
Назад » »

Логос (1004)

Чайковский Петр Ильич

Чайковский (Петр Ильич) — один из крупнейших русских композиторов. Род. 25 апр. 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губ., начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Ч. записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Ч. в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из «Дон Жуана» Моцарта. В продолжение всей жизни Ч. сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Ч. рано. В 1845 г. Ч. начал учиться игре на фортепиано, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Ч. играл. на фортепиано как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у Ч. в 50-х годах. Во время своего пребывания в училище Правоведения, Ч. не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Ч., окончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не видел в своем ученике ничего особенного. Он решился, однако, поступить в петербургскую консерваторию, не смотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению. Вера в свое призвание у Ч. была так сильна, что однажды, не смотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Занимался Ч. в классе теории композиции профессора Н. И. Зарембы, позднее — в классе инструментовки А. Г. Рубинштейна. Оставив службу, Ч. испытывал материальную нужду. В 1865 г. Ч. окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к «Грозе» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода». При основами консерватории в Москве в 1866 г. Ч. был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Ч. дебютировал перед. московской и петербургской публикой увертюрой Fdur, с успехом средним. В том же году Ч. начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в русском музыкальном обществе в СПб. К периоду 1866-67 г. относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале», обративших на себя всеобщее внимание. В 1867 г. Ч. начал писать оперу «Воевода» и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая ого симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании рус. муз. общ. в 1868 г. с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Ч. заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера «Воевода», поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Ч., «Ундина», оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Ч. Осенью 1869 г. Ч. пишет увертюруфантазию «Ромео и Джульетта», с которой начинается настоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Ч. В том же году Ч. написал шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой» сразу завоевали всеобщий интерес. Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера «Опричник» (1872), симфоническая фантазия «Буря» (1873). На конкурсе рус. муз. общ. в 1875 г. его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия. Данная в Петербурге в 1876 г., она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; впоследствии сам Ч. признал ее недостатки. За ней последовала опера «Евгений Онегин», которой, вместе с шестой симфонией, написанной в конце жизни Ч., суждено было увековечить его имя. Сначала Ч. не верил в успех «Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первое представление этой оперы состоялось в московской консерватории 17 марта 1879 г. Успех был средний; надо полагать, что причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 г. «Евгений Онегин» исполнен был в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Ч. В 1877 г. произошла перемена в материальной обстановке Ч., благодаря Н. Ф. фонМекк, предложившей Ч. ежегодную субсидию в 6 тыс. рублей. Это дало Ч. возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности; а когда Ч. хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. Сочинения Ч., эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников, как Бюлов, все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт «Буря», серенада и вальс для скрипки); на всемирной выставке в 1878 г. В том же году Ч. написал литургию св. Иоанна Златоуста. Следующая опера: «Орлеанская дева» (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 г. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу Ч. имел с оперой «Мазепа» (1883), поставленной в Москве в 1884 г., гораздо меньшую — с «Чародейкой», имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 г., посредственный успех. Репутация Ч., как оперного композитора; воспрянула с «Пиковой дамой», поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 г. Эта опера, не сходящая с репертуара, по своей популярности не уступает «Евгению Онегину». Она обошла, наравне с последней, все оперные сцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Ч., «Иоланта», дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом: «Щелкунчик». Не менее обширна была деятельность Ч., как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки. Драматическая опера — задача сложная, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Ч. эта задача не всегда давалась, тем не менее он проявил во многих сценах (в «Евгении Онегине», «Мазепе», «Пиковой даме») замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот; каждая из них представляет крупный интерес для развитого музыканта. В симфонической музыке Ч., как говорится, был более у себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых нежных до самых мощных — все это ставит Ч. в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности. В области романса Ч. — замечательный лирик. Вообще, какого бы рода музыки Ч. ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка Ч. проникнута преимущественно русским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Ч. возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Ч. было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время. Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу. В каталоге сочинений Ч. значатся 76 опусов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Ч. был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Ч. — этот вопрос не разъяснен. На жизненном пути Ч. встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. К ним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьей сочинений Ч., но вместе с тем и самым энергичным их пропагандистом), а также П. И. Юргенсон, замечательный по бескорыстию издатель сочинений Ч., брат Ч. Модест, его сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. Император Александр III в 1888 г. назначил Ч. пенсию в 3 тыс. руб. Общительный и ласковый характер Ч., а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам, но как ни дружил Ч. с композиторами других направлений, он оставался верен своим взглядам. По своей нервности Ч. не мог оставаться где-нибудь подолгу и с 1877 г. вел жизнь кочевую. Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Ч. не по сердцу, но тем не менее он пробыл профессором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии. Только под конец жизни Ч. основался в Клину, где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же и архив Ч. Концерт 16 октября 1893 г., где он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, был лебединой песнью Ч. 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Капитальным трудом, дающим возможно полную характеристику Ч., является «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (3 т., 1903), составленная М. И. Чайковским. Сюда вошел материал из архива Ч., «Памятной книжки правоведов XX выпуска», Мордвинова (СПб., 1894), «Воспоминаний о П. И. Чайковском» Кашкина (Москва, 1896) и газетных статей о сочинениях Ч.

Н. Соловьев.

Чакона

Чакона (Chaconne, Ciaconna) — музыкальное сочинение, относящееся к разряду танцев и получившее художественную обработку. Мелодия Ч. состоит из четырех или восьми тактов в три четверти, в умеренно медленном движении. Эта мелодия повторяется в варьированном виде много раз, причем гармонизация и в особенности бас остаются те же. Passacaglia имеет сходство с Ч., но разница заключается в том, что темп Ч. немного подвижнее темпа Passacaglia, в которой и мелодия нежнее. В Раssacaglia сохраняется при повторении только бас (basso ostinato), причем верхний голос не составляет вариации темы, а идет произвольно. Художественную форму Ч. придал И. С. Бах в своей знаменитой Ч. d-moll для скрипки соло без аккомпанемента. Ч. применялась в старинных операх и балетах в виде финала для оркестра.

Н. С.

Чаплыгин Сергей Алексеевич

Чаплыгин (Сергей Алексеевич) — математик, род. в 1869 г. Среднее образование получил в воронежской гимназии, высшее — в московском университете, на физикоматематическом факультете. Окончил курс в 1890 г. и был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре прикладной математики. По выдержании магистерского экзамена получил звание приват-доцента (с 1894 по 1899). Защитил магистерскую диссертацию в 1898 г. и на степень доктора прикладной математики в 1903 г. Преподавал высшую математику в Константиновском межевом институте (1895-1901 гг.); преподает теоретическую механику в Имп. техническом училище с 1895 г., в имп. московском инженерном училище ведомства путей сообщения с 1896 г. (в звании сначала преподавателя, потом профессора) и на высших женских курсах с 1901 г. Напечатал: «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости» («Труды Физ. Отд. Имп. Общ. Люб. Ест.», 1894, т. VI; удостоена моск. унив. премии проф. Н. Д. Брашмана); «По поводу локсодромического маятника Гесса» (ib.); «О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости» (ib., 1897, т. IX); «О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров» («Математич. Сборник», 1897, т. XI); «О некоторых случаях движения твердых тел в жидкости» (статья вторая, магистерская диссертация, ib., 1897, т. XX). Эти 3 работы удостоены золотой медали академией наук. «Линейные частные интегралы, задача о движении твердых тел, подпертых в одной точке» («Труды Физич. Отд. Имп. Общ. Любит. Естеств.», т. X, 1898); «О пульсирующем цилиндрическом вихре» (ib., 1898, т. X); «К вопросу о струях в несжим. жидкости» (ib., 1899); «О параболоидном маятнике» (ib., 1899); «О принципе последнего множителя» («Математический Сборн.», 1900, т. XXI); «Новый случай вращения тяжелого тела, подпертого в одной точке» («Труды Физ. Отд. Имп. Общ. Люб. Естествозн.», 1901, т. XI); «Новое частное решение задачи о движении твердого тела в жидкости» (ib, 1903, т. XI); «Один случай вихревого движения жидкости» (ib.); «О газовых струях» (докторская диссертация, «Учен. Записки Моск. Унив.» отд. физико-матем., 1902; «О катании шара по горизонтальн. плоскости» («Матем. Сборн.», т. XXIV).

Чарвака

Чарвака (санскр. Carvaka)-индийский философ, основатель грубо материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека, Ч. выводил. что душа и тело — тождественны. В Веданта-Саре имеется опровержение четырех последователей Ч., исповедывавших его учение с разными видоизменениями: один доказывал, что грубое строение тела тождественно с душой, другой — что телесные органы составляют душу, третий — что душа и жизненные функции одно и тоже, четвертый — что мысль и душа одно и то же. Ч. жил, вероятно, до составления Рамаяны и, быть может, тождествен с Ч., упоминаемым в Магабхарате (ракшас, принявший вид брахмана, но открытый и испепеленный брахманами, при помощи огня их собственных глаз).

С. Б-ч.

Чардаш

Чардаш или чардас — венгерский танец, состоит из двух частей: анданте и аллегро, обе в две четверти и в том же строе. Каждая мелодия, в 8 или 16 тактов, имеет в конце полную совершенную каденцию с характерным и неизменным рисунком мелодии. Ч. получил художественную обработку у Листа в его фортепьянных рапсодиях и у Гроссмана в опере «Тень воеводы».

Н. С.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar