Меню
Назад » »

Логос (100)

Боккерини
Боккерини (Boccherini) — известный композитор инструментальной музыки, род. 19 февраля 1743 г. в Лукке; первоначальное музыкальное образование получил у аббата Вануччи; под руководством же отца из него выработался хороший виолончелист; для усовершенствования в теории композиции, Б. уехал в Рим. Возвратившись на родину, он подружился со скрипачом Филиппе Манфреди, и вместе с ним предпринял концертное путешествие по северной Италии и Франции, и в 1768 г. прибыл в Париж, где издал свое первое сочинение: «Шесть струнных квартетов», к которым публика отнеслась с большим сочувствием. В Париже были напечатаны еще многие из его сочинений, сделавшие имя Б. всемирно известным. Позже, в 1769, он со скрипачом Манфреди поехал в Мадрид; где и поселился на продолжительное время, занимая сначала должность камерного виртуоза, а затем придворного капельмейстера. Ум. Б. в Мадриде, при неблагоприятно сложившихся для него материальных обстоятельствах, 28 мая 1805. В течение десяти лет, с 1787 — 1797 г., он писал исключительно для короля Фридриха Вильгельма II, от которого получал пенсию. Плодовитость Б. в области инструментальной и, в особенности, камерной музыки была из ряда выходящая. Между 366 сочинениями этого рода, находятся 125 струнных квинтетов, 91 квартет, 42 струнных трио, много дуэтов, 16 секстетов, 20 симфоний и проч. Многие из них напечатаны и выдержали несколько новых изданий. Из вокальных сочинений Б. наибольшею известностью пользуется его «Stabat Mater». Подробную биографию Б. издал в 1851 г. Л. Пико (Picquot).
Бокс
Бокс — род кулачной борьбы, составляющий одну из национальных особенностей Англии и состоящий в искусстве наносить противнику удары от головы до живота включительно. Одной рукой, согнутой, наносят удары, другая, вытянутая вперед, служит для собственного ограждения. Боксированию обучают по выработанным правилам и эти правила, равно как и некоторые установившиеся обычаи, считаются для всех обязательными. Пока, напр., один из боксеров лежит на земле, другой не смеет наносить ударов. Кто первый выказывает желание перестать, или кто не может подняться на ноги, тот признается побежденным. Во многих местах существуют клубы боксеров, в которых усердно занимаются боксом, как наилучшим средством для развития физической силы и ловкости. В больших городах существуют так называемые Sporting-Houses, в которых устраиваются помещения, приспособленные к преподаванию боксерского искусства. Опытные боксеры, делающие из своего искусства промысел, нередко устраивают публичные состязания, на которых раздаются премии и держатся пари. Такие состязания часто кончаются кровью и увечьями, так как они прекращаются лишь тогда, когда один из соперников отделает другого так, что последний становится неспособным к продолжению борьбы, или же признает себя побежденным. С начала XIX века такие гладиаторские представления уже не встречают прежнего сочувствия в публике, да и запрещено давать их за деньги и для премий; но все же не совсем исчезли они из общественных нравов и нередко посещаются даже лицами так называемого хорошего общества. В последнее время боксерство, преподаваемое по всем правилам искусства, введено в курс многих гимнастических школ в Германии, но большинство гимнастов не одобрительно отнеслось к этому нововведению. Ср. Egan, «Boxiana, or Sketches of ancient and modern Pugilism» (4 т., Лонд., 1824, с гравюрами на меди); Hoppel, «Die Boxkunst. Anleitung zur selbststendigen Erlernung des Hand-und Fussboxens» (Лейпциг, 1863); Kluge, «Ueber Boxen» (Берл., 1863); Коpell, «Das Boxen» (Лейпциг, 1882).
Болдино
Болдино — ст. Московско-Нижегородской жел. дор., в 45 в. к западу от Владимира, в промышленной местности, значительное движение грузов.
Болеро
Болеро — национальные испанские танцы, введенные в балет. Танцоров (мужчин и женщин) Б. называют boleros или boleras. Наиболее любимые и известные Б. суть: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео де херес и проч. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими; некоторые же, как напр., оле, исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются обыкновенно в андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. По своей выразительности, болеро напоминает пантомиму. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители; в таком случае эти танцы сопровождаются игрою на гитарах, тамбуринах, причем танцоры пользуются также и кастаньетами. Танец, которому присвоено название именно Б., введен в употребление Сересо в 1780 г. Темп его медленный. Форма Б. перешла в вокальную музыку, напр., болеро Глинки.
Болеслав I Храбрый
Болеслав I Храбрый, сын Мечислава I-го, 992 — 1025, основатель Польского государства, пределы которого простирались при нем от Эльбы и Балтийского м. до Карпатов и Венгрии и от Чехии до Волыни. Он соединил под своей властью все северо-западные славянские страны, завоевал Данциг, Краков. Силезию и Моравию, затем, призванный своим зятем Ярополком Окаянным, двинулся на Волынь, разбил Ярослава на берегах Буга, овладел Киевом и, вместо того, что бы передать его Ярополку, сам засел в нем с своими поляками. Но киевляне, возмущенные неистовствами его дружины, начали избивать поляков, и Б. должен был бежать. За всем тем он удержал за собою червенские города (Галицию). В 1000 г. он торжественно принимал императора Оттона III в Гнезне, где по этому поводу было основано архиепископство. После смерти Оттона III Б. вторгся в восточные марки Германии и с трудом был вытеснен оттуда императором Генрихом III. По Бауценскому миру в 1018 г. Генрих должен был признать за ним ленные права на Лузацию. Б. очень много содействовал насаждению христианства в Польше, за что, незадолго до его смерти, духовенство поднесло ему в 1025 г. королевский титул.
Болеслав III, Кривоустый
Болеслав III, Кривоустый, 1102 — 39. Сын короля Владислава Германа, разделившего польские владения между ним и братом его, Сбигневом. Это повело к долголетним усобицам между обоими братьями, окончившимся победой Б. При помощи бамбергского епископа Оттона он обратил в христианство померанских язычников и с успехом боролся против немецкого императора Генриха V в Силезии. Последний вздумал воспользоваться смутами в Чехии для расширения своей власти, но был разбит Б. при Гундфельде, близ Бреславля. Тем не менее в 1184 г. мы встречаем Б. в Мерзебурге приносящим присягу императору Лотарю в качестве вассала за уступленную Померанию. Пред смертью он разделил государство между своими четырьмя сыновьями и тем положил начало удельным усобицам в Польше, продолжавшимся целых 150 лет.
Боливар
Боливар (Симон Bolivar) — освободитель южно-американских колоний из под владычества Испании (род. в Каракасе 24 июля 178З., ум. в Санта-Марта 17 дек. 1830 г.), происходил из древнего испанского рода. В 1789 году в Мадриде изучал право, затем путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Англии и Франции. Живя в Париже, посещал некоторое время Нормальную и Политехническую школы. В 1805 году Б. посетил Соединенные Штаты и здесь задумал свой план освобождения родины от испанского владычества. Начало 1810 года застает его в Венесуэле, в эпоху, когда ясно обнаружилось инсуррекционное движение против Испании, в особенности в Каракасской области. В 1810 г. Б. был послан революционной юнтой в Лондон искать поддержки у английского правительства, которое, однако, пожелало сохранить нейтралитет. Б. оставил в Лондоне агента Луи-Лопес Мендеса для заключения от имени Венесуэлы займа и вербования солдат, и вернулся обратно, с транспортом оружия.
Б. назначен бы полковником и губернатором в Пуэрто-Кабелло. Революция распространялась все более, когда вдруг последовало сильное землетрясение 26 марта 1812 г., которое духовенство, преданное метрополии, старалось истолковать обезумевшему народу, как небесную кару, за которой должны последовать новые бедствия. Не смотря на все старания Б. разубедить народ, огромные массы его вновь признали над собою власть Испании. Б. удалился на остров Кюрасо, откуда, под влиянием ужасных репрессалий, принятых Монтеверде, он отправился в Картагену, где находилось много венесуэльских патриотов, и здесь обнародовал новый призыв к революции; затем при содействии Торреса, президента Новой Гренады, составил небольшую армию. Монтеверде был разбит у Матюрина (25 мая 1813 года). Боливар прогнал испанцев из долин Кукутты, поднял восстание в Мериде, захватил Трухильо, овладел всей провинцией, Бариньяс (в июне 1813 г.) и, преследуя по пятам Монтеверде, разбил его при Тинакетто. Эти бдестящие победы устрашили сторонников Испании и заставили Каракас открыть ворота инсургентам (4 авг. 1813 г.). Б. вошел туда с триумфом; прозванный освободителем , он сделался диктатором и был утвержден в этом звании 2 янв. 1814 г. конгрессом союзных провинций. Доведенные до крайности, испанцы обратились за содействием к Ilaneros Венесуэлы, полудиким обитателям колумбийских степей, и те разбили Б. у Баркисемето, после чего война приняла жестокий характер; льянеросы истребляли патриотов, не щадя ни женщин, ни детей, а Б., решившись навсегда разделить «кровавой рекой» обе партии, велел умертвить всех пленников. После нескольких удач, Б. был окончательно разбит при Ла-Пуерте (15 июня 1814 г.) и едва спасшись от плена, бежал в Картагену. Конгресс Новой Гренады предоставил в его распоряжение небольшое войско, с помощью которого он атаковал Санта-Марту, но был разбит подоспевшими на помощь испанскими отрядами, под начальством генерала Морилльо (в марте 1815 г.) и должен был бежать сначала в Ямайку, а затем в Гаити.
Со свойственным ему умением находить средства в самые критические минуты и благодаря своему организаторскому таланту, Б. быстро составил новую армию и даже собрал флот, под начальством богатого голландского негоцианта Брюна, снабдившего его деньгами и своими кораблями. 2 марта 1816 г. Брион разбил испанский флот и 3-го Б. высадился на остров Маргариту. Национальное собрание провозгласило Венесуэлу республикой «единой и нераздельной» и избрало Б. президентом (7 марта 1816 г.), после чего он должен был снова отправится на Гаити за новой поддержкой и к концу года добрался до провинции Барселоны. После неудачной попытки — собрать вокруг себя всех предводителей революции: Пиара, Арисменди, Марино, Бермудеса, чтобы действовать по общему плану, Б. при помощи Бриона овладел Ангостурой (в мае 1817 г.) и поднял против Испании всю Гвиану. Затем он велел арестовать Пиара и Марино. Пиар был казнен 16 окт. 1817 года. Столь энергический образ действий остановил дальнейшее развитие анархии. В феврале 1818 г., благодаря присылке из Лондона солдат, Б. составил новую армию, но был разбит несколько раз Морилльо. Тогда он решился вступить в окончательную борьбу с испанцами, атаковал их на самой территории Новой Южной Гренады, где они сильно укрепились. Прежде чем предпринять этот поход, он созвал новый конгресс в Ангостуре (15 февр. 1819 г.), на котором был утвержден президентом республики. После долгого и изнурительного перехода через Кордильеры, 10 июля 1819 г. Б. вошел в Санта-Фэ и провозгласил соединение Новой-Гранады с Венесуэлой в одно государство, под именем «Республики единой и нераздельной Колумбии», после чего возвратился в Ангостуру и добился от конгресса признания союза обоих государств (17 декабря 1819 г.). Благодаря вспыхнувшей в 1820 г. революции в Испании, дело освобождения испанских колоний пошло очень быстро. Испанцы терпели одно поражение за другим. Б. постепенно овладел Меридой, Трухильо, Санта-Мартой, и нанес решительное поражение испанцам при Карабобо (24 авг. 1821 г.). Квито вошел в республиканский союз колумбийских провинций (22 мая 1822 г.). В ноябре 1823 г. Паес овладел Пуэрто-Кабелло, и испанцы были изгнаны из территории Колумбии. В тоже время Б., уполномоченный национальным конгрессом, вступил в Перу, овладел Лимой (1 сент. 1823 г.) и сделался диктатором. В 1824 г. он разбил испанцев, успевших захватить вновь Лиму, и заставил их сдаться на капитуляцию после побед генерала Сюкра при Аякучо (8 дек. 1824 г.) и Тумурле (1 апр. 1825 г.).
Вся страна объявлена была независимой и получила название Боливии, в честь освободителя. Капитуляция 11 авг. 1826 г. отняла у испанцев их последнее владение — Каллао. По окончании войны за независимость, Б. стал заботиться об устройстве внутреннего управления. 25 мая 1826 г. он представил конгрессу в Лиме свой знаменитый Боливийский кодекс. Б. задумал грандиозный проект: он хотел образовать под именем Южных Соединенных Штатов — единую огромную республику, в которую бы вошли Колумбия, Перу, Боливия, Ла-Плата и Чили. 22 июня он созвал в Панаме конгресс из представителей всех этих государств, который вскоре распался, вследствие губительного действия лихорадки. Вскоре после того, как проект Б. стал известен, его начали обвинять в желании создать империю под своей властью в играть роль Наполеона. Колумбия начала страдать от партийных раздоров: одни, с генералом Паэсом во главе, провозглашали автономию, другие хотели принять Боливийский кодекс. Б. быстро прибыл сюда, принял на себя диктаторство и созвал на 2 марта 1828 г., в Оканье, национальное собрание с целью обсудить: «должна ли быть преобразована конституция государства»? Конгресс не мог прийти к окончательным результатам, и после нескольких шумных заседаний закрылся. Б. составил записку, в которой он косвенно обвинял национальное собрание и заявлял, что все неурядицы в республике происходят, вследствие слабости исполнительной власти. Посещая затем департаменты, он собирал народные собранья в Боготе, в Картагене, Каракасе, на которых его убедительно просили взять в свои руки высшую власть. Тем временем перуанцы отвергли Боливийский кодекс и отняли у Б. его титул пожизненного президента. Лишившись власти в Перу и Боливии, Б. 20 июня 1828 года вступил в Боготу, где учредил свою резиденцию: в качестве главы правительства Колумбии; 25 сент. федералисты ворвались в его дворец и умертвили часовых. Б. едва спасся. Народ стал на его сторону, и вице-президент Сантандер, глава заговорщиков, приговоренный сначала к смертной казни, был изгнан затем с 70 своими приверженцами. Но в следующем году анархия усилилась; 25 ноября в самом Каракасе 486 знатных граждан провозгласили отделение Венесуэлы от Колумбии. Б., дело которого начало окончательно рушиться, постепенно терял всякое влияние и власть. В своей записке, поданной им конгрессу, собравшемуся в Боготе в январе 1830 г. для реформы государственного устройства Колумбии, он горько жаловался на несправедливые обвинения против него, которые слышались ото всюду из Европы и Америки. Он отклонял от себя всякие монархические стремления, какие хотели навязать ему, и предлагал несколько раз свою отставку, но ее не принимали. Тогда он решил сделать последнее усилие и начал борьбу с Паэсом, который укрепился на столько сильно в провинции Маракаибо, что Б. не решался атаковать его. Б. вновь подал просьбу об отставке (27 апр.). 4 мая президентом был избран X. Москера. Б. удалился в Картагену, где вскоре умер, восклицая перед смертью: «единение, единение!». В 1832 году прах Б. был перенесен с большим торжеством в Каракас, где была сооружена триумфальная арка в память освободителя. Богота поставила его статую в 1846 г. Город Лима воздвиг ему конную статую в 1858 г. В 1866 г. была обнародована его переписка: «Correspondencia general de Libertador Simon Bolivar» (2 т., Нью-Йорк, 1856 — 71). Cp. «Colleccion de documentos relatives a la vida publica del libertador de Columbia у de Peru Simon B.» (22 т., Каракас, 1826); Larrazabel, «Life of Simon В.» (Нью-Йорк); Kojas, «Simon В.» (Мадр., 1883).
Болонка
Болонка — мелкая порода собак; она имеет от 15 до 30 см. длины и от 15 до 30 см. вышины и отличается густой, длинной шелковистой шерстью, почти всегда белого цвета. Б. не отличаются умом и их держат исключительно только для забавы, как комнатных собачек. Уже с древних времен болонки были любимицами дам.
Болонская школа Карраччи
Болонская школа Карраччи. — Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Каррачи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese и Jacopo Avanzi, а в XV — Lorenzo Costa и Francia подарили миру замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте, сделаем здесь исключительно обзор школы Каррачи.
Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. все роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Каррачи не искали новых путей; они желала лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и последовательность. Образовавшаяся после Франчья школы Фонтаны и Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе Каррачи наоборот начинается возрождение. Лодовико Каррачи получил свое художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто, во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель-Сарто. Копируя и сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к возрождению искусства — это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма: «если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджио с энергией Микель-Анджело, строгость линии в картинах Веронэзе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству». Таково было основное положение новой школы.
Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики, в доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т.е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский эклектизм, сам по себе, не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что благодаря своей методе художественного образования, школа Каррачи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства. «Вот почему», говорит Lanzi, «болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она, изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать их».
Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их учеников. Лодовико Карраччи (1555 — 1619) известен картинами, которыми он украсил паллацо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество церквей. Его «Св. Франциск», «Преображенье Господне», его последующие произведения: «Поход аргонавтов», «Путешествие Энея» и др. обличают в художнике, если не истинный гений, то по крайней мере благородство стиля и редкий навык в исполнении. Известные его произведения: «Св. Семейство под пальмою», ошибочно считавшееся прежде работой Аннибале Карраччи, «Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием», «Положение во гроб», «Св. Севастиан», «Несение креста» находятся в настоящее время в петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины, изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая находится в палаццо Дориа в Риме.
Агостино Карраччи (1557 — 1602), двоюродный брат Лодовико Карраччи, вначале своей деятельности был гравером; его гравюры, все больше непристойного содержания, пользовались огромной популярностью. Как живописец, он не шел дальние посредственности. Тем не менее его «Исповедь св. Иеронима» и «Купанье Дианы», находящиеся в Болонье, «Св. Дева, кормящая грудью младенца Иисуса» (в Парме) указывают на то, что Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.
Аннибале Карраччи (1160 — 1609), брат и ученик предыдущего, считается одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые произведения не все одинакового достоинства, вследствие его заведомого подражанья различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ «Св. Екатерина и св. Клара» (в Болонье), «Св. Дева в молчании» (в Неаполе) дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его: «Св. Семейство», «Отдых Св. Семейства на пути в Египет» — копия с нее находится в Бернском музее и выдается там за оригинал, «Христос почивший, оплакиваемый ангелами», «Жены-мироносицы у гроба Спасителя», «Явление воскресшего Христа Мироносицам», «Спящая молодая девушка» (Венера изображенная в совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки), «Мрачный пейзаж», портрет самого художника, «Св. Иоанн Креститель», «Св. Семейство» (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале Карраччи находится во Флоренции в музее Уффициев, «Св. Карл Борромей» (знаменитый миланский архиепископ), «Снятый со креста Спаситель, оплакиваемый св. Марией Магдалиною и ангелами».
Некоторые из учеников школы Incamminati превзошли своих учителей. Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575 — 1642) — живописец и гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи; картины его, написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нем больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни утратил в значительной степени свое обаянье. Пользуются известностью его: «Самаритянка», «Распятый Христос», «Св. семейство», «Аврора и Фортуна», находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже — «Давид с головою Голиафа» (картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье, и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени находится в Лувре; третий экземпляр ее — в галерее Спадо Колонна, в Риме. Копия же, в уменьшенном виде — в Венской галерее); «Поклонение Пастырей» (наход. некогда в галерее де-ла-Врильера; повторение этой композиции — в церкви картезианского монастыря в Неаполе); «Поклонение волхвов», «Св. семейство на пути в Египет» (картина эта, пользующаяся особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); «Св. Петр» — этюд с головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере; «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии» (картина эта находилась, во времена Пассери, в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею маркиза дельиАнджели, продавшего ее лорду Вальполю, но она была задержана папским правительством в Чивита-Векии, и только из уваженья к покупщику папа Иннокентий XIII разрешил отправку ее в Англию); «Св. Иероним»; «Юность Богоматери» (картина изображает Пресвятую Деву, в возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых шитьем, на полу — несколько корзин с работою; слева — маленькая собачка, болонка); «Спящий младенец Христос» (копия с оригинала, находящегося в венском Бельведере, по мнению Вагена принадлежит кисти Карло Маратти; подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо Рени, имеются в галерее Дориа, в Риме, и в коллекции гр. Шпека Штернбурга, с Лучене; есть еще копия в венской академии художеств). Из картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его учеников, следующие находятся в Эрмитаже: «Похищение Европы» — картина, изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ быка, по мнению Вагена представляет только часть большой картины, композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел-Консерватори, в Риме и в музее гор. Тура, во Франции (очевидно представляющие собою копии); «Клеопатра» — написана была художником, вдохновившимся, по мнению Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того же содержания, но она представляет, в отношении композиции, значительное отличие от эрмитажной. «Беатриче Ченчи» (по всем вероятиям исполнена одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в 1784 г., вместе с другими картинами, из собраний Бодуэна. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника Венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако, эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными, и даже подлежит сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи Барберини.
Другим представителем Болонской школы является Франческо Альбани (1578 — 1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из мифологии, как «Аполлон и Дафна», «Богиня Земли», и находящаяся в Эрмитаже «Похищение Европы» (повторение этой картины с некоторыми изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др. пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы. Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины: «Благовещенье», перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя (повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в Парижской галерее) и «Крещенье Господне» (принадлежала знаменитому Дж. Ло, и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще ярче обнаружились недостатки его учителей.
Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров, мог бы приобщиться другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном Доменикино (1581 — 1441), сначала ученик Кальварта, затем академии дельи-инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается «Исповедь св. Иеронима», о которой Пуссэн говорил, что она принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его «Св. Иероним в пустыне», «Св. Цецилия», «Торжество любви»; находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти, отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выраженья. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: «Св. евангелист Иоанн», причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля, в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюловым, имеется в музее Императорской академии художеств в Спб.; «Взятиe Св. Mapии Магдалины на небо», «Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море» — картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина, «Персидская Сивилла», прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar