Меню
Назад » »

Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 1 (8)

    XIX.

  
   На мужском конце стола разговор все более и более оживлялся. Полковник
  рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что
  экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
   -- И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? -- сказал Шиншин.
  -- II a déjà rabattu le caquet à l'Autriche. Je crains, que cette fois ce ne
  soit notre tour.[163]
   Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно,
  служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
   -- А затэм, мылостывый государ, -- сказал он, выговаривая э вместо е и
  ъ вместо ь. -- Затэм, что импэратор это знаэт. Он в манифэстэ сказал, что нэ
  можэт смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэзопасност
  империи, достоинство ее и святост союзов, -- сказал он, почему-то особенно
  налегая на слово "союзов", как будто в этом была вся сущность дела.
   И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил
  вступительные слова манифеста... "и желание, единственную и непременную цель
  государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир --
  решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению
  "намерения сего новые усилия".
   -- Вот зачэм, мылостывый государ, -- заключил он, назидательно выпивая
  стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
   -- Connaissez vous le proverbe: [164] "Ерема, Ерема, сидел бы
  ты дома, точил бы свои веретена", -- сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. --
  Cela nous convient à merveille. [165] Уж на что Суворова -- и того
  расколотили, à plate couture, [166] а где y нас Суворовы теперь? Je
  vous demande un peu, [167] -- беспрестанно перескакивая с русского
  на французский язык, говорил он.
   -- Мы должны и драться до послэднэ капли кров, -- сказал полковник,
  ударяя по столу, -- и умэр-р-рэт за своэго импэратора, и тогда всэй будэт
  хорошо. А рассуждать как мо-о-ожно (он особенно вытянул голос на слове
  "можно"), как мо-о-ожно менше, -- докончил он, опять обращаясь к графу. --
  Так старые гусары судим, вот и все. А вы как судитэ, молодой человек и
  молодой гусар? -- прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что
  дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми
  ушами слушал полковника.
   -- Совершенно с вами согласен, -- отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя
  тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как
  будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, -- я убежден, что
  русские должны умирать или побеждать, -- сказал он, сам чувствуя так же, как
  и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком
  восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.
   -- C'est bien beau ce que vous venez de dire, [168] -- сказала
  сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей,
  за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к
  речам полковника и одобрительно закивал головой.
   -- Вот это славно, -- сказал он.
   -- Настоящэй гусар, молодой человэк, -- крикнул полковник, ударив опять
  по столу.
   -- О чем вы там шумите? -- вдруг послышался через стол басистый голос
  Марьи Дмитриевны. -- Что ты по столу стучишь? -- обратилась она к гусару, --
  на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?
   -- Я правду говору, -- улыбаясь сказал гусар.
   -- Все о войне, -- через стол прокричал граф. -- Ведь у меня сын идет,
  Марья Дмитриевна, сын идет.
   -- А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На все воля Божья: и на
  печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, -- прозвучал без всякого
  усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
   -- Это так.
   И разговор опять сосредоточился -- дамский на своем конце стола,
  мужской на своем.
   -- А вот не спросишь, -- говорил маленький брат Наташе, -- а вот не
  спросишь!
   -- Спрошу, -- отвечала Наташа.
   Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она
  привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и
  обратилась к матери:
   -- Мама! -- прозвучал по всему столу ее детски-грудной голос.
   -- Что тебе? -- спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев,
  что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и
  отрицательный жест головой.
   Разговор притих.
   -- Мама! какое пирожное будет? -- еще решительнее, не срываясь,
  прозвучал голосок Наташи.
   Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила
  толстым пальцем.
   -- Казак, -- проговорила она с угрозой.
   Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять
  эту выходку.
   -- Вот я тебя! -- сказала графиня.
   -- Мама! что пирожное будет? -- закричала Наташа уже смело и
  капризно-весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
   Соня и толстый Петя прятались от смеха.
   -- Вот и спросила, -- прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на
  которого она опять взглянула.
   -- Мороженое, только тебе не дадут, -- сказала Марья Дмитриевна.
   Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи
  Дмитриевны.
   -- Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
   -- Морковное.
   -- Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? -- почти кричала она. -- Я хочу
  знать!
   Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все
  смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости
  этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
   Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное.
  Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с
  графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с
  графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья,
  и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и
  кабинет графа.
  
  
  

    XX.

  
   Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа
  разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
   Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки
  послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней,
  собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на
  арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и
  Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь. Наташа, к которой
  обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и
  робела.
   -- Что будем петь? -- спросила она.
   -- "Ключ", -- отвечал Николай.
   -- Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, -- сказала Наташа. -- А где
  же Соня?
   Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
   Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в
  детскую -- и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на
  сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения
  дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице,
  приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке
  и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными
  плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось:
  глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ
  опустились.
   -- Соня! что ты?... Что, что с тобой? У-у-у!...
   И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною,
  заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала.
  Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше
  спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга.
  Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
   -- Николенька едет через неделю, его... бумага... вышла... он сам мне
  сказал... Да я бы все не плакала... (она показала бумажку, которую держала в
  руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы все не плакала, но ты не
  можешь... никто не может понять... какая у него душа.
   И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
   -- Тебе хорошо... я не завидую... я тебя люблю, и Бориса тоже, --
  говорила она, собравшись немного с силами, -- он милый... для вас нет
  препятствий. А Николай мне cousin... надобно... сам митрополит... и то
  нельзя. И потом, ежели маменьке... (Соня графиню и считала и называла
  матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я
  неблагодарная, а право... вот ей-Богу... (она перекрестилась) я так люблю и
  ее, и всех вас, только Вера одна... За что? Что я ей сделала? Я так
  благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем...
   Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине.
  Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала
  всю важность горя своего друга.
   -- Соня! -- сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей
  причине огорчения кузины. -- Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
   -- Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и
  нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще
  говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться
  на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день... Наташа!
  За что?...
   И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и,
  улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
   -- Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем
  говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы все решили,
  как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было все хорошо и все можно.
  Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь
  троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему все
  сказала. А он такой умный и такой хороший, -- говорила Наташа... -- Ты,
  Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. -- И она целовала ее,
  смеясь. -- Вера злая, Бог с ней! А все будет хорошо, и маменьке она не
  скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
   И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился,
  глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот-вот взмахнуть хвостом,
  вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было
  прилично.
   -- Ты думаешь? Право? Ей-Богу? -- сказала она, быстро оправляя платье и
  прическу.
   -- Право, ей-Богу! -- отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой
  выбившуюся прядь жестких волос.
   И они обе засмеялись.
   -- Ну, пойдем петь "Ключ".
   -- Пойдем.
   -- А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной!
  -- сказала вдруг Наташа, останавливаясь. -- Мне очень весело!
   И Наташа побежала по коридору.
   Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими
  костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала
  вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди
  спели квартет "Ключ", который всем очень понравился; потом Николай спел
  вновь выученную им песню.
   В приятну ночь, при лунном свете,
   Представить счастливо себе,
   Что некто есть еще на свете,
   Кто думает и о тебе!
   Что и она, рукой прекрасной,
   По арфе золотой бродя,
   Своей гармониею страстной
   Зовет к себе, зовет тебя!
   Еще день, два, и рай настанет...
   Но ах! твой друг не доживет!
   И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к
  танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.
   -- -- -
   Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из-за границы, завел
  с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и
  другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к
  Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
   -- Мама велела вас просить танцовать.
   -- Я боюсь спутать фигуры, -- сказал Пьер, -- но ежели вы хотите быть
  моим учителем...
   И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
   Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей
  маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим,
  с приехавшим из-за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним,
  как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня.
  И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась),
  она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
   -- Какова, какова? Смотрите, смотрите, -- сказала старая графиня,
  проходя через залу и указывая на Наташу.
   Наташа покраснела и засмеялась.
   -- Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?
   -- -- -
   В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли
  граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички,
  потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и
  кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом --
  оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как-то по-балетному,
  подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось
  особенною молодецки-хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю
  фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь
  к первой скрипке:
   -- Семен! Данилу Купора знаешь?
   Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило
  Купор была собственно одна фигура англеза.)
   -- Смотрите на папа, -- закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв,
  что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и
  заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
   Действительно, все, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело
  на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей
  Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими,
  расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более
  распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому,
  что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора,
  похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной
  стороны мужскими, с другой -- женскими улыбающимися лицами дворовых,
  вышедших посмотреть на веселящегося барина.
   -- Батюшка-то наш! Орел! -- проговорила громко няня из одной двери.
   Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела
  хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными
  руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое
  лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи
  Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и
  вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, все более и более расходясь,
  пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких
  ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук
  в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге,
  которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска
  оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя
  внимания и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею
  Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших,
  которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели
  на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал
  музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и
  лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи
  Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па,
  подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с
  улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота
  рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело
  переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
   -- Вот как в наше время танцовывали, ma chère, -- сказал граф.
   -- Ай да Данила Купор! -- тяжело и продолжительно выпуская дух и
  засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar