Меню
Назад » »

Л.Б. СМИРНОВ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (3)

Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство   1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного   законодательства   2. Нормы уголовно-исполнительного права   3.Уголовно-исполнительные правоотношения 1.  Понятие  и   содержание,   формы   и   задачи   уголовно-исполнительного законодательства     В теории права отрасль  законодательства  понимается  как  совокупность законов,  которые  регламентируют  общественные  отношения,  относящиеся   к предмету его регулирования.     Под уголовно-исполнительным  законодательством  надо  понимать  систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений,  возникающих  по поводу  и  в  процессе  исполнения  (отбывания)  наказания  и  применения  к осужденным мер исправительного воздействия.     Согласно   Конституции  (п.   "о”   ст.   71)   уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данное  положение означает,  что  принятие   законов,   регулирующих   исполнение   наказаний, находится в федеральной компетенции Российской Федерации.     В  ч.   1   ст.   2   УИК   отмечается,   что   уголовно-исполнительное законодательство  Российской  Федерации  состоит  из  настоящего  Кодекса  и других  Федеральных  законов.  Следовательно,  предполагается  существование иных,  не  перечисленных  в  ч.  1  ст.  2   УИК,   законодательных   актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.     В УИК РФ содержатся положения о том, что  решение  отдельных  вопросов, связанных с исполнением наказаний  подлежит  регулированию  соответствующими федеральными законами, к их числу относится  закон  "О  мерах  безопасности, применяемых к осужденным” (ч. 2 ст. 86 УИК). В  настоящее  время  применение указанных мер регулируется законом "Об учреждениях  и  органах,  исполняющих наказание в виде лишения свободы”.     В ч. 2 ст.  175  УИК  предусмотрено  положение,  согласно  которому  "в отношении осужденного, представленного к  помилованию  органом,  исполняющим наказание, соответствующее  ходатайство  вносится  в  порядке,  определяемом законодательством Российской Федерации”, а оно в свою  очередь  предполагает принятие  Федерального  закона  "О  порядке   представления   осужденных   к помилованию”.     Уголовно-исполнительным кодексом  (ст.  23)  предусматривается  участие общественных объединений в деятельности учреждений  и  органов,  исполняющих наказание, и осуществлении  контроля  за  ними  на  основании  и  в  порядке предусмотренных законодательством.  Однако  действующее  законодательство  в недостаточной степени регулирует эти вопросы.      Государственной Думой приняты и одобрены Президентом РФ 21  июля  1997 г. два закона "Об исполнительном производстве” и "О судебных  приставах”,  в которых урегулированы в развитие положений Уголовно-исполнительного  кодекса порядок  исполнения  таких  видов  наказаний,  как   штраф   и   конфискация имущества.     Уголовно-исполнительный   кодекс    предусматривает    принятие    иных федеральных законов,  регулирующих  общественные  отношения,  возникающие  в связи с исполнением наказаний, в ст. 182,183 УИК предусматривается  принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.     Перечисленные законы,  как  действующие,  так  и  подлежащие  принятию, образуют отрасль законодательства, которая регулирует исполнение  наказания, составляют первую группу нормативных правовых актов.     Отрасль законодательства понимается как система (законов и  подзаконных актов),  которые  регламентируют  общественные  отношения,   относящиеся   к предмету их регулирования, в  данном  случае,  возникающих  по  поводу  и  в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным  средств исправления. Группу подзаконных нормативных актов можно подразделить на  две категории: постановления Правительства РФ  и  ведомственные  акты.  Принятый Уголовно-исполнительный  кодекса  и  закон  "О  введении  его  в   действие” предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.     Так, Положение об  уголовно-исполнительных  инспекциях  (утверждено  16 июня  1997  г.),  в  нем  определены  задачи  этих  органов  по   исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные  обязанности  и права; Положение о дисциплинарной воинской части  (утверждено  4  июня  1997 г.), в нем определены задачи и  функции  названных  воинских  подразделений. При этом, подлежит принятию Положение об  арестных  домах  и  исправительных центрах.     УИК предоставил Правительству РФ полномочия принять  такие  нормативные акты, как  Минимальные  нормы  питания  и  материально-бытового  обеспечения осужденных к лишению свободы (принято 8 июля 1997 г.), перечень  технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования  (ч.  3 ст. 83 УИК), а также о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч.  4  ст. 82 УИК).     Кроме  того,  УИК   предусмотрел   принятие   Минюстом   и   Минобороны самостоятельно или совместно  с  другими  ведомствами  нормативных  правовых актов по вопросам организации исполнения наказаний. Наиболее важными из  них являются   Правила   внутреннего   распорядка   исправительных    учреждений (утверждены Минюстом РФ и согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ 30  июля 2001  г.),  а  также  Правила  отбывания  уголовных  наказаний   осужденными военнослужащими (утверждены МО РФ и согласованы с  Генеральной  прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).     К  признаваемым  формам  (источникам)  уголовно-исполнительного   права относятся: Конституция Российской Федерации, уголовно-исполнительный  кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства  РФ,  ведомственные нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.     Важным в контексте источников уголовно-исполнительного  права  является вопрос    о    соотношении    и     взаимосвязи     уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что   в ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так  анализ  ст.  3  УИК позволяет сделать  следующие  выводы.  О  том,  что  уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и  нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и  гражданина и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст.  3, согласно которой "в соответствии  с  общепризнанными  принципами  и  нормами международного    права    и    Конституции    РФ    уголовно-исполнительное законодательство  и  практика  его  применения   основывается   на   строгом соблюдении гарантий  защиты  от  пыток,  насилия  и  другого  жестокого  или унижающего обращения с осужденными”.     Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно- исполнительным  законодательством,  если  в  нем  установлены  иные  правила исполнения   уголовных  наказаний.  Имеется  в  виду  двусторонние  договоры России с иностранными государствами об обращении  с  осужденными  гражданами этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется,  что  если  международным договором РФ установлены иные правила исполнения  наказаний  и  обращения  с осужденными, чем предусмотренные  уголовно-исполнительным  законодательством России, то применяются правила Международного договора.     И наконец, об  отношении  уголовно-исполнительного  законодательства  к рекомендациям  (декларациям)  международных  организаций   и   международным договорам РФ выражается и  в том, что она учитывает  положения,  относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными,  при  наличии  необходимых экономических и социальных возможностей. Указанное  положение  закреплено  в ч. 1, 4 ст. 3 УИК.     Исполнение уголовных наказаний преследует определенные цели. И ч. 1 ст. 1 УИК, в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства  определяет исправление и предупреждение совершения новых преступлений как  осужденными, так и иными лицами. Сравнение ч. 2 ст. 43  УК,  в  которой  определены  цели наказания и ч. 1 ст. 1 УИК, показывает, что они в целом  совпадают.  В  этом случае   проявляется   единство    и    взаимосвязь    названных    отраслей законодательства,    базовый    характер    уголовного     законодательства, устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным правом.     В числе основных целей указанной отрасли права  определено  исправление осужденных. Впервые данное  понятие   закреплено  в  уголовно-исполнительном законе  (ч.  1  ст.  9).  Так,  под   исправлением   осужденных   понимается формирование у них уважительного  отношения  к  человеку,  обществу,  труду, нормам,  правилам  и  традициям  человеческого  общежития  и  стимулированне правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения  формулировались лишь в теории исправительной педагогики.     Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется   путем   применения   к   ним   лицам    предусмотренных    УИК профилактических  мер  (охрана  и  надзор  за  осужденными  -ч.  1  ст.  92, оперативно-розыскных мероприятий  -  ст.  84,  применение  мер  поощрения  и взыскания и т. д. - ст. 113,115), а также проведения с  ними  воспитательной работы. Строгость наказания,  предполагает  интенсивность   и  разнообразнее мер, применяемых к осужденным в целях  предупреждения  с  их  стороны  новых преступлений. Так, при исполнении ареста, лишения  свободы  на  определенный срок и особенно при  пожизненном  лишении  свободы  -  строгая  изоляция  от общества,  усиленная  охрана  и  надзор,  более   существенное   ограничение социальных связей осужденных.     Предупреждение  как  цель   уголовно-исполнительного   законодательства реализуется   опосредовано,   поскольку   предусмотренные    законом    меры принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничение прав и  свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан.     Цели  уголовно-исполнительного  законодательства  осуществляются  путем постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач. В  ч.  2 ст. 1 УИК задачи сформулированы  достаточно  определенно  и  конкретно.  Эти задачи охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов  и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование  порядка и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств  исправления осужденных,  охрану  их  прав,  свобод  и   законных   интересов,   оказание осужденным помощи в социальной адаптации.     Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка  и  условий  применения наказания,  всей  совокупности  наиболее  значимых  общественных  отношений, возникающих в данной сфере.     Задача  определения  средств  исправления  осужденных  закрепляется   в конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК определены основные  средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа,  общественно  полезный труд,  получение   общего   образования,   профессиональная   подготовка   и общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно  к  порядку  и условиям  отбывания  конкретного  вида   наказания   регулируется   механизм реализации указанных средств.     Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных  заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных,  специального статуса  осужденных  к  различным  видам  наказаний  и  правового  механизма обеспечения его реализации. В главе 2  УИК,  посвященной  правовому  статусу осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности  и права,  в  том   числе   на   личную   безопасность,   свободу   совести   и вероисповедания.   В   соответствующих   главах   Особенной    части    УИК, регламентирующих порядок и  условия  отбывания  отдельных  видов  наказания, урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача  реализуется  в определении  системы  норм,  направленных  на  реализацию  прав,  свобод   и законных интересов осужденных (ст. 19  -  контроль  органов  государственной власти за исполнением наказаний; ст.  20  -  судебный  контроль;  ст.  21  - ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением  законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.).     Задача оказания осужденным помощи  в  социальной  адаптации  преследует цель предупредить рецидив преступлений  со  стороны  лиц,  освобожденных  от наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание  им  помощи  при освобождении, содействия в трудовом  и  бытовом  устройстве  и  контроле  за ними.  Данная  задача  реализуется   путем   оказания   помощи   осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава  22  УИК).  В  ней  определяется правовой  механизм  организации  деятельности  администрации  учреждений  по содействию  в  трудовом  и  бытовом  устройстве  освобождаемых   осужденных, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.     Следовательно,  уголовно-исполнительное   законодательство   определяет систему   задач   данной   отрасли,   их   взаимосвязь   между    собою    и взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах  и нормах  Уголовно-исполнительного  кодекса  и  других  нормативных   правовых актах.     УИК  регулирует  исполнение  всех  видов   наказаний.   Структурно   он соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко  определен предмет правового регулирования.     УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми  актами,  формулирует систему принципов данной отрасли законодательства, детально  регулирует  как общий,  так  и  специальный  правовой  статус  осужденных  применительно   к различным видам наказаний.     Уголовно-исполнительный  кодекс  развил  и   усовершенствовал   систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне  ее урегулировал:  контроль  органов  государственной   власти   России   и   ее субъектов,  органов   местного   самоуправления,   ведомственный   контроль, судебный  контроль,  прокурорский  надзор   за   соблюдением   законов   при исполнении наказаний, а также общественный контроль.     Система исполнения наказаний означает  определение  порядка  и  условий исполнения конкретного  вида  наказания;  обязанности  и  права  осужденных; обязанностей  и  прав  администрации  учреждений  и   органов,   исполняющих наказание; применения средств исправления осужденных и  мер  обеспечения  их реализации.   Данная    структура    правового    регулирования    позволяет ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в  правоприменительной деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.     Исполнение   наказаний   в   виде    лишения    свободы    предполагает трехступенчатую, а в воспитательных колониях  -  четырехступенчатую  систему отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания),  что позволяет избежать нецелесообразных  переводов  осужденных  из  одного  вида режима в другой.     В  УИК  урегулировано  исполнение  всех  видов  наказаний  в  отношении военнослужащих, что  позволяет  с  учетом  специфики  их  правового  статуса обеспечить применение средств исправления.     Применение  норм   уголовно-исполнительного   права   предполагает   их реализацию  в  пространстве  и  во   времени,   основные   правила   которой установлены в ст. 6 УИК.     В  ч.  1  ст.   6   УИК   определяется,   что   уголовно-исполнительное законодательство  России  применяется  на  всей   территории   страны.   Это положение особенно важно для государства с федеральным устройством.  Никакие иные правила  исполнения  наказания,  устанавливаемые  субъектами  федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не  могут  применяться  на  его территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.     В  ч.  2  ст.  6  УИК  устанавливаются  правила  применения   уголовно- исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970  г.  таких  правил  не предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и  оказание помощи    освобожденным    лицам    осуществляется    в    соответствии    с законодательством,  действующим  во  времени  их  исполнения.  Для  уяснения условий действия закона во времени необходимо определить начало и  окончание его действия, а также его обратную силу.     При  выяснении  начала  действия   закона,   регулирующего   исполнение наказания,  необходимо  руководствоваться  общим  положением  о   вступлении законов в силу,  сформулированным  в  п.  3  ст.  15  Конституции,  согласно которому  "законы  подлежат  официальному  опубликованию.   Неопубликованные законы не применяются, если они не  опубликованы  официально  для  всеобщего сведения”. Данное конституционное положение означает,  что  нормы  уголовно- исполнительного права вступают в действие с момента их  опубликования,  если иное не оговорено в самом тексте закона или  соответствующем  постановлении, определяющем порядок введения его в действие.     Действие  нормативного  акта,   регулирующего   исполнение   наказания, прекращается с  момента  опубликования  соответствующего  закона  об  отмене конкретного акта либо с того  дня,  который  специально  оговорен  во  вновь принятом законе.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar